Внешние издержки — это деньги, которые предприниматель передаёт другим экономическим субъектам для оплаты каких-либо ресурсов, участвующих в производстве. это такие издержки, которые зависят от внешних факторов. Примеры таких издержек — оплата электроэнергии, расходы на сырьё, сдельная оплата труда работников (то есть зависящая от объёма работы). Внешние издержки, в отличие от внутренних, учитываются в бухгалтерских издержках. При отсутствии внешних эффектов предельные издержки/выигрыш общества эквивалентны предельным частным издержкам/выигрышам, соответственно.
Вы точно человек?
Примером позитивных внешних издержек может служить инвестиция в образование. Внешние воздействия могут быть отрицательными, когда деятельность одной стороны вызывает издержки другой стороны, или положительными, когда деятельность одной стороны приносит прибыль другой. Внешние издержки— это вызванные производством и потреблением блага затраты лиц, не принимающих участия в сделке.
Внешние эффекты. Трансакционные издержки. Теорема Коуза
Внешние и внутренние издержки в экономическом анализе выступают в качестве измерителя понесенных затрат и фактором, правильный учет которого дает возможность повышения прибыльности бизнеса. Главное по теме «Издержки» – читайте на сайте Главное по теме «Издержки» – читайте на сайте
Внешние издержки (примеры) (ЕГЭ обществознание)
Постоянные издержки — это та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объёма выпускаемой продукции. Примерами постоянных издержек могут быть арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, охрану, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, в том числе бухгалтера, расходы на коммунальные услуги, амортизация, плата за лицензию, налоговые выплаты, процент по кредитам, страховые взносы. Амортизация — уменьшение стоимости капитальных ресурсов по мере их износа в процессе производственного использования. Для возмещения износа зданий, оборудования, транспортных средств накапливаются денежные средства амортизационные отчисления , которые направляются на ремонт или изготовление новых средств труда вместо изношенных.
Эти суммы отчислений входят в постоянные расходы. Постоянные издержки предприятие несёт даже в том случае, если оно не работает. Например, если хлебозавод временно остановил выпуск своей продукции, то всё равно коммунальные услуги, зарплата управленческих кадров потребуют расходов.
Переменные издержки — это та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объёма производства и реализации продукции. Примерами переменных издержек являются издержки на приобретение сырья, оплату труда наемных работников, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. Переменные издержки возрастают с увеличением объёма производства и сокращаются с его уменьшением.
Различия между постоянными и переменными издержками имеют существенное значение для каждого предпринимателя. Переменными издержками он может управлять, так как их величина меняется в течение краткосрочного периода времени в результате изменения объёма производства.
Например: неформальные ограничители — наказания, запреты, штрафы, табу, традиции, кодексы чести и т. Размер платы должен исходить из принципа компенсации нанесенного ущерба. Но, учитывая трудности при расчете экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, в современной российской практике опираются на показатели качества окружающей среды — на нормативы предельной концентрации отдельных загрязнителей ПДК и рассчитанную на основе ПДК величину предельно допустимых выбросов ПДВ или величину предельно допустимых сбросов ПДС как допустимого уровня загрязнения. В настоящее время проблема компенсации внешних издержек путем включения их в общие издержки очень сложна. Как определить, кто несет ответственность за кислотные дожди или за озоновые «дыры»? Таким образом, пока отрицательные внешние эффекты выражаются в перекладывании определенной доли общих издержек производства на «третьих» лиц, а по существу, на общество в целом. Исключение составляет тот случай, когда предприниматель сам несет убытки от собственных вредных выбросов.
Рыночный путь поиска согласия между предпринимателем и обществом предполагает право собственности на ассимиляционный потенциал. Согласно теории Р. Коуза, можно найти оптимальное решение между предпринимателем и обществом, которое обеспечит наименьшие потери для общества. Предпосылкой использования этой теоремы является наличие правовой основы для рыночных переговоров, а именно имущественных отношений на природные ресурсы. Тот собственник, который получает возможность право ассимиляционный потенциал использовать, выигрывает за счет отсутствия экономического ущерба и экономии на природоохранных затратах.
Однако на деле, как показала Р. Коуз, такие издержки существуют. И при каждой сделке надо проводить переговоры, осуществлять взаимосвязи, устранять разногласия.
Транзакционные издержки определяются им как издержки пользования рыночным механизмом… Наличие транзакционных издержек является решающим при выборе организационной структуры фирмы. Всякая хозяйствующая единица встаёт перед выбором: что для неё лучше и дешевле — брать эти издержки на себя, покупая необходимые товары и услуги на рынке, или же быть свободной от них, производя те же товары и услуги в рамках фирмы. Именно стремлением избежать транзакционных издержек, можно объяснить существование фирмы. По мнению Коуза границы фирмы и рынка будут проходить там, где придельные издержки, связанные с использованием рынка сравниваются с придельными издержками, связанными с использованием иерархической организации. Следующий шаг в развитии транзакционного подхода был сделан в работе Алчиана и Демсеца. К стр.
Поэтому, при достижении точки максимальной доходности каждому из них хотелось либо разделить совместное предприятие , либо постоянно оттягивать определенную сумму доходов на собственные нужды, а не на развитие производства. С течением времени эти заводы и фабрики разваливались, банально переставая существовать как юридические лица. Их партнеры — кооператоры остались без возможности по низким ценам приобрести что-то, что можно переработать, придать товарный вид и продать, осуществляя возможность покрыть внешние затраты. Несколько поколений советских людей родились и выросли при жесточайших условиях тотального директивного планирования. Уверенность в том, что финансовые и сырьевые ресурсы будут неисчерпаемыми, как при социалистическом ведении хозяйства, а все материальные блага в виде сверх прибыли будут сыпаться как их рога изобилия, привела к тому, что подавляющее большинство начинающих бизнесменов просто перестали искать новые рынки, возможности и решения. Часто возникали ситуации, когда в одном месте в розничной торговле можно было встретить аналогичную продукцию нескольких производителей. В подавляющем большинстве случаев это касалось изделий легкой промышленности. Однако со временем многие предприятия малого сектора бизнеса стали работать по схеме наращивания привлеченных средств, что привело к снижению платежеспособности перед кредитором, стали расти обязательства, и фирмы становились банкротами. То есть отсутствовала система продвижения продукта, произведенного на кооперативном производстве. Несмотря на достаточно низкое качество и высокую цену, они намного выигрывали в отношении технологии производства, отделки, фурнитуры, упаковки и всего того, что привлекает покупателя. Особенно, если он живет в стране тотальной нехватки и дефицита чего либо. Создалась достаточно мощная конкурентная среда, которая отнюдь не способствовала улучшению положения кооператоров и индивидуальных предпринимателей. Производители не стремились улучшить качество, расширить ассортимент или разнообразить его другими видами продукции. Производство велось практически кустарным способом, что и привело к упадку этой сферы рыночных отношений.
Лекция 5. Издержки производства
Производство велось практически кустарным способом, что и привело к упадку этой сферы рыночных отношений. Приобретение основного и вспомогательного сырья велось хаотичным образом, сделки были едино разовыми, стабильного потока не было, что вызывало частую нехватку сырьевых запасов остановку производства и другие факторы дисбаланса производственного процесса. Следствием являлись сбои реализации, ее уровни постоянно колебались. Подавляющее большинство руководителей не были знакомы с формулой спроса и предложения, что такое баланс, системный бухгалтерский учет, формирование себестоимости, внутренние и внешние расходы, их формирование и допустимый процент от общей стоимости продукта. Так внешне незаметная статья расходной части баланса не только значительно повлияла на упадок и разорение большей части первичного отечественного предпринимательства. Это стало отправной точкой в развитии цивилизованной экономики. Наглядно и точно при помощи субъективных явлений была представлена необходимость современного ведения бухучета, финансового менеджмента и маркетинговых исследований и, как это странно не выглядело в те годы, прогнозирования и планирования своей деятельности в условиях нормального, а не спонтанного рынка. Внешние расходы и их сущность На протяжении сотен тысяч лет в каждом хозяйстве так или иначе велся учет затрат, которые необходимо оправдывать, перекрывать, чтобы не получить убытки и в конечном итоге не попасть в долговую яму. Как и тогда, на сегодняшний день на любом предприятии, занимающемся хозяйственной деятельностью формируются затратная и доходная часть баланса. Основными статьями затрат являются: 1. Внутренние, то есть определенные ресурсы, принадлежащие самой компании.
Это использование собственных кормов, зерна, сена, овощей при откармливании скота в фермерских хозяйствах. На производстве это статьи постоянных - оплата труда управленцев страхование, охрана предприятия и переменных расходов, то есть заработная плата, сырье, электроэнергия, приобретение полуфабрикатов, амортизационные отчисления. Внешние расходы формируются из платы за ресурс поставщикам, не принадлежащим к кругу владельцев данного предприятия.
ПАРЕТО Вильфредо 1848—1923 , итальянский экономист, социолог, политический мыслитель и публицист, глава Лозаннской школы в буржуазной политической экономии. Экономическое и математическое образование получил в Туринском университете. Он сформулировал критерий наилучшего распределения ресурсов, вошедший в экономическую мысль как оптимум Парето. Вопрос 54Рынок и цена: понятия, структура, взаимосвязи. ОТВЕТ РЫНОК — это: а совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; б один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; в базовый элемент хозяйственного механизма; г регулятор функционирования рыночной экономики. Предпосылками возникновения рынка являются: а общественное разделение труда; б частная собственность на средства и продукты производства. Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена.
Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию. Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: а вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; б наличие свободных ресурсов и свободное их использование; в свободный доступ к рыночной информации; г отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании. В зависимости от объектов купли-продажи рынки различаются: а рынок товаров: б рынок услуг; в рынок капиталов; г рынок труда; д рынок информации научно-технических разработок. С точки зрения границ и масштабов различают: местный рынок в пределах села, города, района ; национальный внутренний рынок ; мировой внешний рынок. Субъектами рынка выступают: юридические лица фирма, предприятие, учреждение ; физические лица; государство. Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система. Рынок обладает положительными и отрицательными чертами. Вместе с тем рынок не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Цена — денежное выражение стоимости товара.
Величина цены товара определяется: а стоимостью самого товара; б стоимостью денежного материала золота ; в соотношением спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества. Различают действующую и реальную цену товара. Действующая цена товара представляет собой его номинальную цену. Реальная сопоставимая цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен — такого, как индекс на потребительские товары ИПЦ. ИПЦ фиксирует, как стоимость большого набора товаров на рынке меняется во времени относительно обширной совокупности потребителей. В микроэкономике чаще всего используются сопоставимые, а не действующие цены на товары.
Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения. Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков. Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен — такому, как ИПЦ. Различают учетную, стимулирующую и распределительную перераспределительную функции. Учетная функция отражает в цене результаты хозяйствования. Стимулирующая функция цены влияет на эффективность производства, внедрение новейшей техники и технологии, ресурсосбережение, повышение качества продукции. Распределительная перераспределительная функция учитывает в цене налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции цены позволяет обществу решать социальные проблемы. Между категориями «рынок» и «цена» существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика.
Рыночное ценообразование — это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства. На реальных рынках действуют различного рода ограничения, монополизирующие те или иные сферы рынка и образование цен. В результате чего цены на конкретные блага зачастую устанавливаются при доминирующем или даже монополизированном положении производителя, продавца или покупателя блага. В таких условиях возникает потребность в государственном или муниципальном регулировании цен. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики охватывает комплекс мер, нацеленных на поддержание стабильного уровня цен и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров продуктов, услуг. В данном случае имеется в виду поддержание на рынке конкурентной среды, предотвращение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен. Государственные меры по регулированию цен осуществляются как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Первый означает выработку принципов и концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное их обеспечение, проведение гибкой денежно-кредитной и бюджетной политики, регулирование валютного курса. Микроэкономические государственные меры по регулированию цен включают контроль за естественными и другими монополиями, установление цен на блага, имеющее социальное значение. Вопрос 55Сегментация рынка.
Сегментация рынка выступает ключевым понятием концепции маркетинга, ориентированного на спрос; является основой маркетинговой деятельности в условиях насыщенного рынка. Реализация концепции рыночной сегментации определяется необходимостью выделения наиболее важных черт и потребностей для каждой группы потребителей для последующей переориентации своей производственной и сбытовой политики на удовлетворение этих специфических требований покупателей. Овладение знаниями сегментации рынка дает возможность фирме разработать оптимальную стратегию маркетинга, точный выбор его инструментов, экономию средств в процессе реализации коммерческих проектов. Выделяют предварительную сегментацию, реализуемую на этапе выбора рынка, и окончательую сегментацию — при формировании маркетинговой программы. Различают следующие признаки сегментации рынка. Географический, согласно которому производится разбивка рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, области, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать либо в одном или нескольких географических районах, либо во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией. Демографический, означающий разбивку рынка на группы, в основе которых лежат такие демографические признаки, как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, раса, национальность и др. Психологический — разделение покупателей по признакам принадлежности к общественному классу, образу и стилю жизни, структуре личности. Поведенческий — деление на группы в зависимости от знаний, отношений покупателей, характера использования товара и реакции на данный товар.
По товарам производственного характера сегментация рынка строится по другим признакам. Здесь на первое место ставится принадлежность потенциального предприятия-покупателя к определенному сектору экономики — машиностроению, строительству, торговле и т. В пределах каждой отрасли выделяются более мелкие профессиональные секторы. В этом случае важно учитывать размеры предприятий. Рассмотрим сегментацию рынка труда, концепцию которой впервые выдвинули П. Доринджер и М. Пайор оба из США в начале 70-х гг. Большинство экономистов Запада исходят из двойственности современного рынка труда, в котором функционируют два сегмента единого рынка труда: а рынок первичных независимых и подчиненных рабочих мест и б рынок вторичных рабочих мест и групп рабочих. К первичным независимым рабочим местам относят специалистов с высшим и средним специальным образованием, управляющих и администраторов всех звеньев и высококвалифицированных рабочих. К первичным подчиненным рабочим местам относят техников, административно-вспомогательный персонал и рабочих средней квалификации.
Вторичные рабочие места не требуют специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Разнообразие предлагаемых трудовых услуг и рабочих мест вызывает дифференцированность рынка труда. Еще в 80-е гг. Маршалл выдвинул концепцию неконкурирующих групп на рынке труда. Каждая разновидность труда, профессия, специальность имеет свой более или менее обособленный от других рынок. Именно это обстоятельство нашло отражение в концепции сегментированного рынка труда. Вопрос 56Несостоятельность конкурентных рынков. ОТВЕТ В характеристике сущности и функционирования рынков в микроэкономической литературе наблюдаются два подхода. Первый подход исходит из того, что конкурентные рынки существуют и функционируют.
Поэтому необходимо только создавать предпосылки для конкуренции. Второй подход исходит из того, что конкурентные рынки не существуют. Поэтому необходимо выяснить, какие меры требуются, чтобы преодолеть эту ситуацию. Во всех предыдущих вопросах мы исходили из первой трактовки конкурентных рынков. Здесь и далее речь пойдет о позиции несостоятельности рынков. Несостоятельность конкурентных рынков обусловлена следующими основными причинами. Наличием рыночной власти у производителя или продавца ресурсов. Рыночная власть приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, а других — с недостатком. Производители с рыночной властью в своих действиях применяют цены, которые отличные от цен, которые используют в своих действиях покупатели, в результате чего рынок становится несостоятельным и перестает функционировать. Аналогичная ситуация имеет место при рыночной власти на рынках факторов производства.
Допустим, что рабочие имеют рыночную власть над предложением труда в выпуске обуви. В этом случае обувной промышленности будет предложено мало труда при высокой заработной плате, а, например, пищевой — много труда при низкой заработной плате. В результате чего инвестиции будут неэффективными, поскольку эффективность предполагает одинаковые предельные нормы технологического замещения в выпуске товаров. Наличием неполной и неточной информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. В этом случае рыночная система будет функционировать неоптимально, ибо, не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки в своих решениях. Дефицит информации побуждает производителей выпускать одних товаров в избытке, а других — слишком мало. Подобная ситуация будет наблюдаться среди покупателей. Одни покупатели не будут приобретать нужный и выгодный им товар, а другие приобретать товар, не приносящий им пользу либо даже вредный им. Дело может дойти до фиаско рынка этих товаров. Наличием внешних эффектов.
Цены действуют эффективно, когда они дают информацию и производителям, и потребителям. Нередко цены не отражают действий производителей или потребителей, что приводит к несостоятельности рынков. Внешние эффекты образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но не отражаемое прямо рыночными ценами. Предположим, что нефтеперегонный завод сделал выброс в реку, в результате чего ниже выброса нельзя купаться и ловить рыбу. Это и есть внешний эффект. Если этот внешний эффект распространится на всю отрасль, то цена продуктов нефтеперегонного завода окажется ниже в сравнении с условиями учета в издержках производства, затрат, связанных с загрязнением. Рынки не способны предложить так называемые общественные товары, полезные многим потребителям, хотя они могли бы быть выпущены при очень низких издержках производства и несмотря на большую значимость для общества. Вопрос 57Рынки с асимметричной информацией. Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель.
Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги, или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т. Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности: а рынок продуктов; б рынок страхования; в рынок кредитов; г рынок труда. Роль асимметричной информации в определении качества продуктов впервые установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф в статье «Рынок лимонов», опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле.
В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили, и в конце концов он рухнет. Асимметричная информация охватывает и рынок страхования. Она затрудняет проблему медицинского страхования пожилых людей, у которых риск заболеть очень высок. Поскольку цена страхового полиса не увеличивается в соответствии с этим риском, страховые компании неохотно страхуют пожилых людей. Страхователь знает лучше свое состояние здоровья, чем страховщик, что вызывает необходимость в неблагоприятном отборе. Тем более что застраховаться стремятся люди со слабым здоровьем, о чем свидетельствует тот факт, что доля этой категории лиц в общем количестве страхующихся увеличивается, что, в свою очередь, повышает цену страхового полиса. Рост же цены страховки приводит к тому, что молодые и здоровые люди не страхуются. Таким образом, отбор лиц для страхования чреват угрозой существования страхового рынка. В связи с несостоятельностью страхового рынка страхованием вынуждено заниматься государство. Страхуя людей пожилого возраста, оно тем самым устраняет последствия неблагоприятного отбора.
Факт асимметричности информации требует более активного участия правительства в регулировании экономики, ибо недостаточная или ошибочная информация может разрушить рынки. Значительный вклад в исследование рынков с асимметричной информацией внес американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джозеф Стиглиц. Исследования проблем асимметричной информации актуальны для современного российского рынка. Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Автор работ по микроэкономике. Акерлоф возглавил разработку концепции асимметричной информации, предполагающей активное участие правительства в регулировании экономики. Автор работ по микроэкономике, исследователь и преподаватель новой ветви экономической науки — «экономики информации». Вопрос 58Концепции прибыли. Выделяют бухгалтерскую, экономическую и нормальную прибыль.
Бухгалтерская прибыль — разница между общей выручкой от реализации продукции работ, услуг и явными внешними издержками, т. Бухгалтерская прибыль отличается от экономической прибыли на величину неявных внутренних издержек, поскольку экономическая прибыль не включает в себя экономические издержки. Экономическая прибыль — общая выручка за вычетом всех издержек явных и неявных , включая в неявные издержки и нормальную прибыль предпринимателя. Под экономической прибылью имеется в виду чистая прибыль, означающая разницу между выручкой и экономическими альтернативными, вмененными издержками. Экономическая прибыль показывает, что на данном предприятии производственные ресурсы используются более эффективно. Поэтому экономическая, а не бухгалтерская прибыль выступает критерием эффективности использования предприятием затраченных потребленных ресурсов. Когда экономические издержки превышают полученный доход, то предприятие несет убытки. Расчеты бухгалтерской и экономической прибыли покажем на условном примере. Нормальная прибыль — вознаграждение за выполнение предпринимательских функций; элемент внутренних неявных издержек наряду с внутренней рентой и внутренней зарплатой. Нормальная прибыль позволяет удерживать предпринимательские ресурсы в определенной сфере деятельности.
Если нормальная прибыль не обеспечивается, то предприниматель либо переориентирует свои усилия с данного направления деятельности на другое, более доходное, либо откажется от предпринимательской деятельности ради получения зарплаты, или жалованья. Балансовая прибыль — разница между выручкой от реализации продукции работ, услуг , с одной стороны, материальными затратами, амортизацией и заработной платой — с другой. Балансовую прибыль иначе называют общей валовой прибылью. Балансовая прибыль выступает основным источником распределения и использования средств производства. Предельная прибыль — разница между предельным доходом и предельными издержками. Предельная прибыль, как и предельный доход и предельные издержки, является положительной до определенного уровня производства продукции, однако по достижении его становится отрицательной, т. Предельную прибыль иначе называют маргинальной прибылью. Прибыль, выраженная в абсолютных величинах, называется массой прибыли, которая находится в прямой зависимости от величины авансированного капитала и нормы прибыли. Норма прибыли выступает важным показателем эффективности производства и определяется отношением массы прибыли к авансированному капиталу. Конкурентная борьба между отраслями экономики приводит к образованию средней нормы прибыли на равновеликий капитал, т.
Но этот процесс возможен лишь при свободной межотраслевой конкуренции.
При этих условиях мы получаем диаграмму, подобную изображенной на рис. Обратите внимание на то, что данная картина очень похожа на стандартный ящик Эджуорта, но имеет совершенно другую интерпретацию. Количество дыма является благом для A и антиблагом для B, так что по мере потребления A меньшего количества дыма B перемещается в более предпочитаемое положение.
Непременно обратите внимание на различие в измерениях по горизонтальной и вертикальной осям. Количество денег для A измеряется по горизонтали от левого нижнего угла ящика, а количество денег для B — по горизонтали от правого верхнего угла ящика. Однако общее количество дыма измеряется по вертикали от левого нижнего угла ящика. Это различие возникает потому, что деньги могут быть разделены между двумя потребителями, так что всегда будут иметься две суммы денег, подлежащих измерению, в то время, как количество дыма, потребляемое ими обоими по необходимости должно быть общим.
На обычной диаграмме, нарисованной в ящике Эджуорта, благосостояние B растет, когда A сокращает потребление товара 2, однако это объясняется тем, что тогда B начинает потреблять больше товара 2. В ящике Эджуорта на рис. В данном примере благосостояние B при сокращении потребления дыма потребителем A повышается потому, что оба индивида вынуждены потреблять одно и то же количество дыма, а для индивида B дым является антиблагом. Мы проиллюстрировали потребительские возможности двух соседей по комнате и их предпочтения.
А что можно сказать об имеющемся у них начальном запасе? Предположим, что у обоих имеется одинаковая сумма денег, скажем, по 100 долл. Предпочтения в отношении денег и дыма. Дым является благом для индивида A, но антиблагом — для индивида B.
То, в какой точке равновесия мы окажемся в конце концов, зависит от того, какой у нас имеется начальный запас. A может иметь право курить, сколько угодно, и тогда B придется с этим мириться. Но может быть и так, что у B имеется право на чистый воздух. Возможно и то, что юридические права потребителей на курение и чистый воздух находятся где-то между двумя указанными крайностями.
Общий начальный запас дыма зависит от системы законодательства. Он не так уж сильно отличается от начального запаса обычных видов товаров. Утверждение, что у A имеется начальный запас в 100 долл. В утверждении о том, что индивид "владеет 100 долл.
Аналогичным образом, если индивид владеет правом собственности на чистый воздух, это означает, что он может потреблять чистый воздух, если хочет, а может отдать его или же продать свое право на него кому-то другому. Таким образом, обладание правом собственности на чистый воздух не отличается от обладания правом собственности на 100 долл. Начнем с рассмотрения правовой ситуации, в которой индивиду B принадлежит по закону право на чистый воздух. Начальный запас на рис.
Это означает, что и у A, и у B имеется по 100 долл.
Гомотипические реакции, или взаимодействия между особями одного и того же вида. Реакции этого типа весьма разнообразны. Основные из них — групповой и массовый эффекты, внутривидовая конкуренция. Гетеротипические реакции, то есть взаимоотношения между особями разных видов. Влияние, которое оказывают друг на друга два вида, живущих вместе, может быть нулевым, благоприятным или неблагоприятным. Отсюда типы комбинаций могут быть следующими. Нейтрализм — оба вида независимы и не оказывают друг на друга никакого влияния. Конкуренция — каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное действие. Виды конкурируют в поисках пищи, укрытий, мест кладки яиц-и т.
Оба вида называют конкурирующими. Мутуализм — симбиотические взаимоотношения, когда оба сожительствующих вида извлекают взаимную пользу. Сотрудничество — оба вида образуют сообщество. Оно не является обязательным, так как каждый вид может существовать отдельно, изолированно, но жизнь в сообществе им обоим приносит пользу. Комменсализм — взаимоотношения видов, при которых один из партнеров получает пользу, не нанося ущерб другому. Аменсализм — тип межвидовых взаимоотношений, при котором в совместной среде один вид подавляет существование другого вида, не испытывая противодействия. Паразитизм — это форма взаимоотношений между видами, при которой организмы одного вида паразита, потребителя живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида хозяина в течение определенного времени. Хищничество — такой тип взаимоотношений, при котором представители одного вида поедают уничтожают представителей другого, т. Симбиоз — неразделимые взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное тесное сожительство организмов, иногда даже с элементами паразитизма. Протокооперация — простой тип симбиотических связей.
При этой форме совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, т.
Внешние издержки.
Внешние ресурсы, трудовые услуги, капитал, внутренние издержки, цена выбора, доход. Производители загрязнений заинтересованы прежде всего в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно стремятся переложить на других. Можно привести пример отрицательных “внешних эффектов” загрязнение окружающей среды в результате промышленной деятельности предприятий. Примером позитивных внешних издержек может служить инвестиция в образование. Уведомления от РБК. Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере. Подписаться. Не сейчас. Пример. • Потери урожая от дополнительного бычка составляют альтернативные издержки производства бычков.
Тема 7. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА
Внутренние и внешние издержки Внутренние — затраты на ресурсы, которые находятся во владении предприятия. Например, обслуживание собственного производственного цеха. Внешние — плата за ресурсы, которые не входят в собственность владельцев фирмы. Например, оплата работы подрядчиков. Явные и неявные издержки Явные издержки — те, что видно в бухгалтерских отчётах. Это все постоянные и переменные затраты: зарплата, расходы на коммунальные услуги, сырьё, аренда помещений и т. Неявные издержки — это упущенные возможности фирмы, которые она могла бы получить за использование своих ресурсов.
Например, в помещении разместили цех по производству пельменей вместо того, чтобы сдать его в аренду и иметь с этого доход. Как рассчитывать издержки Чаще всего компании рассчитывают постоянные и переменные издержки. Они помогают вычислить общие, предельные и средние расходы. Её стоит рассчитывать, чтобы понять, какова эффективность вложений в него. Как снизить издержки Главная цель любой компании — извлечение максимальной прибыли. Чтобы этого достичь, сначала вычисляется цена издержек, а затем бизнес начинает ломать голову над тем, как сократить расходы.
Сокращение издержек не должно вести к ухудшению качества — нельзя взять и закупить сырьё подешевле и рассчитывать, что товар останется таким же. Иногда эффективнее повысить отдельные статьи расходов, чтобы возросла отпускная цена и рентабельность бизнеса. Например, можно вложиться в более эффективное оборудование, которое может выпускать больше продукции при меньших затратах на электроэнергию и ремонт. Нюанс Есть один тип затрат, не связанных с выпуском товаров или оказанием услуг, — судебные издержки. Это все расходы, понесённые участниками судебного процесса во время рассмотрения дела.
Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки. Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек. Совокупные внешние издержки ТЕС это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются. Предельные внешние издержки МЕС это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц. Предельные индивидуальные издержки МРС это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных. Предельные общественные издержки MSC это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.
Это может привести к снижению производительности и возрастанию издержек для компаний, а также к недоступности ресурсов для других отраслей экономики. Повреждение общественной инфраструктуры. Определенные виды деятельности могут приводить к повреждению общественной инфраструктуры, например, дорог, мостов или энергетических систем. Восстановление и поддержание инфраструктуры требует значительных затрат, которые являются внешними издержками. Здоровье населения. Определенные отрасли производства могут оказывать негативное воздействие на здоровье населения, например, через выбросы вредных веществ или создание шума. Лечение и превентивные меры для поддержания здоровья людей становятся дополнительной нагрузкой для общества. Перегрузка общественных услуг. В случае, если предприятие привлекает большое количество работников или привлекает большой поток посетителей, возникает дополнительная нагрузка на общественные услуги, такие как транспорт, здравоохранение и образование. Они должны быть увеличены и поддерживаться обществом, что становится внешней издержкой для производителя. Это лишь некоторые примеры внешних издержек. В зависимости от отрасли производства и вида товаров можно выделить и другие виды внешних издержек. Социальные последствия внешних издержек Внешние издержки представляют собой стоимость или вред, который несут третьи стороны, не участвующие в производстве или потреблении товара или услуги. Социальные последствия этих издержек могут быть значительными и существенно влиять на благосостояние общества в целом. Одним из примеров социальных последствий внешних издержек является загрязнение окружающей среды. Например, производство некоторых товаров может приводить к выбросу вредных веществ, которые загрязняют воздух или воду.
Материальные расходы , в том числе и по использованию природных ресурсов. Расходы, связанные с оплатой труда персонала , включая различные виды доплат и надбавок, компенсаций, отпускные, больничные и прочие виды вознаграждений. Расходы некапитального вида, направленные на улучшение качества выпускаемых изделий, а также совершенствование производственного цикла. Расходы капитального вида, направленные на модернизацию оборудования, технологических процессов. Изобретательские и рационализаторские расходы. Ремонтные расходы, связанные с обслуживанием производства и проведением текущих, средних или капитальных ремонтных работ. Расходы, направленные на охрану труда и обеспечение нормальных рабочих условий. Расходы по поиску персонала. Расходы на поддержание необходимого уровня квалификации, включая переподготовку, работников производства. Транспортные расходы. Расходы по оплате налогов и сборов с зарплаты работников, занятых в процессе производства. Расходы, связанные с гарантийным обслуживанием. Амортизационные расходы по машинам, оборудованию, основным фондам производства.