Трансграничный углеродный налог должен заработать в тестовом режиме с 2023 года, а в полной мере сбор будут взимать уже с 2026 года. Российским компаниям придется платить углеродный налог в европейскую казну из-за ошибки российских властей. Вокруг углеродного налога который хотят ввести в ЕС ходит много мифов. Евросоюз с 2023 года вводит углеродный налог | ФОТО pixabay. С 2023 в Евросоюзе заработает «углеродный налог».
НИФИ: российский ВВП снизится на 0,17% из-за введения углеродного налога в ЕС
Отечественный бизнес это хорошо понимает, поэтому уже призвал власти начать переговоры о защите интересов российских экспортеров от углеродного налога Евросоюза. В частности, ассоциация «Русская сталь» сообщила, что представленный Еврокомиссией план влечёт существенные риски для глобальной экономики и чёрной металлургии. Ольга Калашникова Начальник управления экологии «Северстали» «Уже сейчас компания отчитывается о своём углеродном следе и верифицирует углеродную отчётность, поэтому переходный период пройдёт для нас безболезненно, — подчеркнула эксперт. При этом, мы понимаем, что европейские производители будут активно продвигаться с проектами по декарбонизации, стимулируемые экологическими платежами и существенным госфинансированием, что для нас означает поиск и внедрение передовых технологий в сотрудничестве с государством, университетами и инновационными компаниями». Однако в результате все получили торгово-экономические изменения. Сейчас также мягко начинается — к климатическому сбору готовят несколько отраслей, и сбор пока будет небольшим. Дальше, скорее всего, мы увидим, во-первых, рост углеродного налога, а во-вторых, увеличение количества отраслей, которых обяжут его платить. Игорь Юшков Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Эксперт также напомнил, что одна из основных проблем, связанных с введением данного климатического сбора, заключается в его администрировании, а именно, кто его будет собирать? Руководитель проектов по климату Центра энергетики Московской школы управления Сколково Юмжана Данеева в комментарии отметила, что все сектора должны начинать декарбонизацию, даже если они не попали в EU CBAM на данном этапе: «Обычные ископаемые виды топлива будут облагаться по самой высокой ставке налога». Говоря о перспективах развития энергетической отрасли с вектором на снижение углеродного следа, начальник управления экологии «Северстали» Ольга Калашникова акцентировала внимание на инвестициях «Северстали» в передовые технологии.
В частности, в ВИЭ — запущенный в 2018 г.
В соответствии с требованием Киотского протокола, Дохийскую поправку в сентябре 2020 года ратифицировали три четверти стран 144 страны Сторон РКИК и КП, и она вступила в силу в декабре 2020 года. Россия подписала решение РКИК в Париже, одним из пунктов которого странам-участницам предписывается ускоренная ратификация Дохийской поправки. Представители России не возражали против данного пункта. Вполне определенные функционеры из нашей делегации на переговорах морочат мозги нашим корпорациям из РСПП, что, как только будут приняты правила 6 статьи ПКС, у России появится возможность продавать права на выбросы парниковых газов по проектам, сокращающим выбросы парниковых газов в России. И вот уже А. Господа, продавать-то уже нечего. С помощью Дохийской поправки к Киотскому протоколу и Парижскому соглашению Россию превратили в покупателя прав на выбросы парниковых газов. В продолжение вышеизложенного «климатического» процесса, действующий спецпредставитель президента РФ по климату Руслан Эдельгериев инициировал Указ Президента РФ 04.
Но в России законодательно установлено ограничение прав на выбросы парниковых газов на уровне 1990 года в объеме чуть выше 3 млрд тонн в год Законом о ратификации Киотского протокола. И правительство не вправе ограничивать законодательно установленный объем прав на выбросы, как и то, что правительству РФ никто законодательно не передавал полномочия по регулированию объема прав на выбросы на территории РФ. Возникает вопрос к руководству РФ: вы осознаете, что подписываете и ратифицируете? Китай — к 2060 году. В России, даже по минимальным оценкам, превышение объемов поглощения над объемами выбросов составляет свыше 4 млрд тонн в эквиваленте СО2. Зачем МПР эти «рекомендации» навязывает нашим регионам? С одной стороны, со своим более чем равновесным балансом, который упорно страны ЕС не хотят признавать, зачем России брать на себя обязательства по сокращению выбросов? С другой стороны, существуют два основных вопроса, ответы на которые более 25 лет скрываются в России и которые позволяют понять шулерство в России вокруг углеродного регулирования. Первый вопрос — кому принадлежат права на выбросы парниковых газов и второй — сколько стоят эти права?
Согласно Конституции РФ, права на выбросы парниковых газов, соразмерные объемам поглотительного ресурса территорий юрисдикции страны, как природный ресурс принадлежат гражданам России. В конце 1990 годов в одной из иностранных разработок систем регулирования выбросов парниковых газов для стран рассматривался механизм, когда объем прав на выбросы страны распределялся между гражданами. А предприятия, которым нужны эти права для производства энергии или выпуска каких либо товаров, выкупали эти права у граждан в объеме своих фактических выбросов парниковых газов. Подобный подход вытекает из системы рентных платежей гражданам за пользование природными ресурсами, которые существуют в ряде стран.
Министерство экономического развития сразу же отреагировало подсчетом потерь российских экспортных компаний от введения подобных ограничений. Получилась довольно солидная сумма в 7 млрд долларов в прошлогодних ценах. Однако данная пошлина не вводится буквально завтра, скорее всего она будет долго рассматриваться и учитывать опыт за период апробации.
В ЕС такие инициативы идут годами с большой трудностью, так как Европа не цельное, не унитарное государство, поэтому год, выделенный для согласования, скорее всего, будет превзойден. Но для России все же положение не так страшно, как его пытаются выставить. Во-первых, отчет о выбросах на произведенную тонну поставщики начнут отчитываться не ранее 2023 года, а платить с 2026, то есть время для адаптации всей российской отрасли более, чем достаточно.
В вопросе углеродного налога отечественное экспертное сообщество разделилось на два лагеря: одна часть стоит на позиции президента РСПП Александра Шохина, другая поддерживает Анатолия Чубайса, экс-гендиректора «Российской корпорации нанотехнологий», ныне спецпредставителя президента, рассказывает профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Шохин — убежденный противник этого налога, Чубайс же настаивает на его неизбежности, напоминая о проблеме глобального потепления и парниковых выбросах, о необходимости сокращать добычу и использование сжигаемого сырья, наконец, об обязательствах Москвы в рамках Парижского соглашения по климату. Сейчас процесс идет, но не за счет доброй воли нашей стороны, а за счет падения экономических показателей в результате коронакризиса. Все упирается в устаревшее оборудование, в технологическую и техническую отсталость отечественных предприятий, в острую необходимость их модернизации, рассказывает Портанский. По его словам, беспокойство Евросоюза вызывает именно то, что никто эту ситуацию менять не собирается.
Что касается Всемирной торговой организации, на которую сегодня многие уповают как на третейского судью, она активно участвует в дискуссии с участием представителей ЕС и России. В ВТО исходят из того, что избыточных нетарифных ограничений быть не должно, а углеродный налог именно таковым и является. Разумеется, ни на какие открытые нарушения норм ВТО европейцы не пойдут.
Европарламент поддержал реформу углеродного рынка Евросоюза
Главное, чтобы не было псевдоэкозаботы, как, например, с электроавтомобилями. Да, они не загрязняют воздух, но для зарядки всё равно используют электричество, которое получается при сжигании невосстановимых природных ресурсов», — подчеркнул эксперт. Трансграничный углеродный налог — новый инструмент климатической политики Европейского союза, который призван обеспечить выполнение норм Парижского климатического соглашения. Согласно документу, страны должны не допустить превышения глобальной среднегодовой температуры на планете к 2100 году более чем на два градуса от доиндустриального уровня.
При этом в соглашении нет конкретных количественных обязательств по снижению или ограничению выбросов углеродного газа, каждая из стран самостоятельно определяет политику в этой сфере. Его цель — достижение нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году.
В основном объем выбросов уменьшился в США и Европе спад в Германии, Испании и Великобритании , а произошло это из-за существенного сокращения выработки энергии на угольных электростанциях и увеличения «цен на углерод» в 2020 г. По мнению инициаторов ТУР, чтобы сократить выбросы углерода и локальное загрязнение воздуха, мир должен стремительно перейти на низкоуглеродные источники энергии — ядерные и возобновляемые источники энергии ВИЭ. ВИЭ популяризируется в рамках декарбонизации энергетических систем в ближайшие десятилетия. Развитие «зеленой» экономики в России На данный момент в России не существует законодательно закрепленного инструмента, регулирующего количество выбросов в атмосферу, однако действуют основные текущие методы контроля и регулирования эмиссии CO2 в атмосферу в России: Зеленые облигации. Национальный проект «Экология».
Ранее спецпредставитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс заявил, что российские власти допустили грубейшую ошибку, из-за которой отечественные компании будут вынуждены платить углеродный налог в европейскую, а не в российскую казну. Речь идет о введении углеродного сбора на импорт товаров, который Европейская комиссия может ввести в рамках "Европейского зеленого курса" с целью создания конкурентного преимущества для зарубежных компаний с невысокими выбросами парниковых газов. Однако этот подход не учитывает связанные с ним значительные риски как для отечественного бизнеса, так и перспектив постпандемического восстановления экономики и экономического роста в целом. В итоге предлагаемая мера может стать "лекарством, которое хуже болезни", - сказал Порфирьев.
Введение ТУР на продукцию отрасли черной металлургии приведет к снижению экспорта такой продукции в ЕС, а значит, и к сокращению валового производства угольной промышленности и сектора добычи. При этом помимо стран ЕС, российская торговля с которыми снижается на фоне действия санкций и ограничений в логистике, подобные механизмы могут ввести и другие страны— в частности, Китай.
Пока часть разрешений на выбросы в ЕС выдается бесплатно, однако эта практика будет устранена к 2034-2035 годам. Даже если страна сама не введет подобный налог, китайские и иные импортеры могут учитывать нормы европейского регулирования при дальнейшем экспорте готовой продукции в ЕС и требовать, чтобы закупаемая российская промежуточная продукция также была «чистой» для снижения суммы налога, уплачиваемого при поставках в ЕС.
Путин: России не так страшен углеродный налог Европы из-за снижения экспорта
Выдержит такой чувствительный удар наша сырьевая экономика? Андрей Птичников: Налог касается ввозимой в ЕС продукции с высоким "углеродным следом", например нефти, газа, металлов, цемента, удобрений и т. Для них будут установлены лимиты на выбросы парниковых газов, соответствующие нормам ЕС. Если они превышены, экспортеру придется оплатить налог.
По разным оценкам, его сумма для поставщиков из России может составить от 2 до 6,5 млрд евро ежегодно. Но есть сценарий, по которому сбор может быть куда больше, около 50 млрд евро. Андрей Птичников: Такой вариант скорее всего маловероятен, он может войти в противоречие с правилами ВТО.
Надо ориентироваться на базовый сценарий, по которому налог обойдется экспортерам примерно в 33 млрд евро до 2030 года. Но за что платить? Многие специалисты утверждают, что все эти цифры совершенно несправедливы.
Говорят, что в этих расчетах неверно учитывается вклад нашего леса в поглощение парниковых газов. А ряд экспертов вообще заявляют, что российские леса убирают из атмосферы больше углекислоты, чем выбрасывает вся наша промышленность. Однако, по международным оценкам, поглощение нашими лесами составляет всего 25 процентов от всех выбросов в стране.
У каждого свой калькулятор? Андрей Птичников: С лесом все не так просто. Давайте разберемся.
Вы, возможно, удивитесь, но в документах ЕС при расчете квот выбросов поглощение их лесами Евросоюза не учитывается. В расчет берутся только прямые выбросы промышленностью, транспортом, ЖКХ. Теперь такой подход будет распространяться и на поставщиков высокоуглеродной продукции из России и других стран.
Эта оценка проводилась исходя из размера сбора за выброс углерода для европейских производителей в 2019 г. Но на конец марта 2021 г. По итогам 2019 г. Так, в 2019 г.
А депутаты Европарламента летом не смогли договориться о формате обращения углеродных единиц на биржах и отложили этот вопрос. Это должно позволить гармонизировать условия деятельности компаний и избежать масштабных ограничений на китайский экспорт в Европу, поэтому вряд ли Китай введет новые требования сильно позже, чем ЕС, полагает эксперт. Тенденция может затронуть и другие страны региона, добавляет он. Но по мере того как регулирование будет ужесточаться — что неизбежно, — такие риски возрастут, оговаривается он. Азиатские страны не отказываются от своих целей по достижению углеродной нейтральности, но временные рамки у них намного шире, чем на Западе.
Китай хочет достичь ее в 2060 г. Если ориентироваться на опыт ЕС, где введен длительный переходный период до 2026 г. Китайский внутренний рынок углеродных единиц только запустился, ценообразование пока не устоялось. Скорее всего, механизм работы китайского налога будет аналогичен европейскому — с привязкой цены на углерод на внутреннем рынке к условной ставке налогообложения импорта, полагает эксперт. Введение трансграничного регулирования в Китае возможно не ранее чем через 2—3 года после введения европейского трансграничного углеродного налога на базе полученного ЕС опыта, уверена налоговый партнер компании «Технологии доверия» Галина Науменко. Более того, если опираться на предложенный ЕС механизм, режим платности будет введен только через три года, добавляет она.
При этом помимо стран ЕС, российская торговля с которыми снижается на фоне санкций и ограничений в логистике, подобные механизмы могут ввести и другие страны — например, Китай.
Отмечается, что даже если страна не будет вводить подобный налог самостоятельно, Китай и другие импортеры могут учитывать нормы европейского регулирования при дальнейшем экспорте готовой продукции в ЕС. В таком случае они могут требовать, чтобы закупаемая российская промежуточная продукция также была «чистой» для снижения суммы налога, уплачиваемого при поставках в Евросоюз. Ввести углеродный налог в ЕС предложили в 2021 году.
РБК: Россия будет платить ЕС углеродный налог в размере €1,1 млрд в год
Усилия ЕС по достижению климатической нейтральности набирают обороты – с 1 октября пограничный налог на выбросы углерода вступил в испытательный период. Минимальным будет и углеродный налог Запада. Трансграничный углеродный налог должен заработать в тестовом режиме с 2023 года, а в полной мере сбор будут взимать уже с 2026 года. Углеродный налог лишит Россию доли на европейском рынке: финансист.
Что такое углеродный налог. Объясняем простыми словами
Гендиректор АО «Контур» Оксана Гогунская — о реестре углеродных единиц В-третьих, практика показывает, что углеродное налогообложение не достигает своей цели и сокращение выбросов парниковых газов не обеспечивает. Заявленные цели могут быть самыми благими, но прошедшая в декабре в Дубае международная климатическая конференция ООН со всей беспощадной четкостью показала, что мировое сообщество за последние восемь лет не смогло переломить ситуацию, а добилось лишь сокращения темпов роста выбросов. Таким образом, повышение цен на углеродосодержащую продукцию не привело к снижению спроса на нее. В чем причина такого положения дел?
Эксперты говорят, что было ошибкой недооценивать сложности отказа от использования автотранспорта, электроприборов и отопления. Это не роскошь, а насущная повседневная необходимость для сотен миллионов и даже миллиардов жителей Земли. В поисках новых решений Опыт зарубежных стран позволяет говорить о важной закономерности.
Инициативы по введению разного рода углеродных сборов неизменно встречают сопротивление со стороны общественности. В этом плане протесты вовсе не прерогатива граждан ЕС.
Медведев: углеродный налог ЕС несет риски для российской экономики Под угрозой могут оказаться «достаточно серьезные отрасли промышленности» Москва, 16 июн - ИА Neftegaz. Введение углеродного налога в ЕС в 2023 г. Такое заявление сделал замглавы Совета безопасности РФ Д. Медведев на совещании о мерах по декарбонизации отечественной экономики.
Потери производителей удобрений, согласно анализу Минпромторга, могут составить до полумиллиарда евро. Появилось даже мнение , что налог станет для российских экспортеров не просто ограничительным и приведет к снижению конкурентоспособности на рынке ЕС, но в какой-то мере и запретительным. Существует ряд мер, которые могут помочь сократить издержки российских корпораций после введения европейского налога на выбросы.
Разработать систему тарификации углеродных выбросов по сути, внутреннюю систему торговли квотами Обеспечить меры содействия декарбонизации производств льготы, налоговые вычеты. Мы уже писали о том, что оценка выбросов парниковых газов по странам ведется на основе устаревших международных методик. Внедрение собственной системы тарификации, торговли квотами, внутреннего карбонового налога который, возможно, будет для бизнеса компенсирован государством за счет льгот и налоговых вычетов поможет снизить импортную пошлину ЕС или вовсе ее исключить. Европейское положение о налоге на выбросы исключает двойное налогообложение. Бизнес со своей стороны может ответить участием в климатических программах, инициативами по достижению углеродной нейтральности, которые пойдут в зачет при расчете импортной пошлины. Есть веские сомнения, что трансграничный налог на выбросы углерода в Европе приведет к позитивным, заложенным в его идее, последствиям. С большой вероятностью одним из основных последствий станет «зеленый протекционизм», ответные меры торговых партнеров ЕС, то есть попросту торговые войны. Что ж, посмотрим. Если материал оказался для вас полезным - поддержите проект и поделитесь записью!
Подпишитесь и первым узнавайте об обновлениях: Подписаться.
В вопросе углеродного налога отечественное экспертное сообщество разделилось на два лагеря: одна часть стоит на позиции президента РСПП Александра Шохина, другая поддерживает Анатолия Чубайса, экс-гендиректора «Российской корпорации нанотехнологий», ныне спецпредставителя президента, рассказывает профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский. Шохин — убежденный противник этого налога, Чубайс же настаивает на его неизбежности, напоминая о проблеме глобального потепления и парниковых выбросах, о необходимости сокращать добычу и использование сжигаемого сырья, наконец, об обязательствах Москвы в рамках Парижского соглашения по климату.
Сейчас процесс идет, но не за счет доброй воли нашей стороны, а за счет падения экономических показателей в результате коронакризиса. Все упирается в устаревшее оборудование, в технологическую и техническую отсталость отечественных предприятий, в острую необходимость их модернизации, рассказывает Портанский. По его словам, беспокойство Евросоюза вызывает именно то, что никто эту ситуацию менять не собирается. Что касается Всемирной торговой организации, на которую сегодня многие уповают как на третейского судью, она активно участвует в дискуссии с участием представителей ЕС и России.
В ВТО исходят из того, что избыточных нетарифных ограничений быть не должно, а углеродный налог именно таковым и является. Разумеется, ни на какие открытые нарушения норм ВТО европейцы не пойдут.
Чем грозит России новый углеродный налог ЕС на импортную продукцию
Углеродный налог введут с 2023 года, а в 2026 году он заработает в полную силу. В Брюсселе решили перейти от слов к делу и заявили о введении в действие с 2023 года трансграничного углеродного налога. Наиболее эффективными инструментами контроля выбросов являются углеродный налог и системы торговли квотами на выбросы (СТВ). Отсутствие углеродного налога в России можно использовать как наше конкурентное преимущество при торговле на мировых рынках. Для нашей страны все это вдвойне дурные новости. Углеродный налог введут с 2023 года, а в 2026 году он заработает в полную силу.
Углеродный налог в 2024 году
Торговля квотами на выбросы парниковых газов — инициатива Сахалина В свете возможных грядущих перемен интерес представляет пилотный проект по снижению выбросов на Сахалине. Законопроект о введении экспериментального углеродного регулирования в области внесло Минэкономразвития. Поставлена амбициозная задача — достичь углеродной нейтральности к концу 2025 года. Для этого планируется внедрение системы квот максимальных значений выбросов.
Если организация выйдет за пределы установленных квот, её ждёт штраф. С другой стороны, неиспользованные квоты превратятся в углеродные единицы, которые можно будет продать на специальной платформе тем, кто не уложился в норматив. Согласно проекту, с 2023 года отчитываться о выбросах парниковых газов начнут те компании, чьи выбросы в 2022 и 2023 годах составят свыше 50 тыс.
Начиная с 2025 года, к ним должны будут присоединиться организации, чьи выбросы превысят 20 тыс. Система квот должна подтолкнуть предприятия вкладываться в модернизацию, сокращать «углеродный след» в своей продукции. А это сделает их продукцию более конкурентоспособной, в том числе и на европейском рынке.
Свои аргументы есть и у противников введения экологических ограничений в России. По их словам, затраты на модернизацию предприятий в условиях стагнации экономики осуществить затруднительно. Усилившееся налоговое бремя может подтолкнуть бизнес не к развитию, а банкротству.
Таким образом, идею углеродного налога и другие экологические ограничения можно рассматривать как с точки зрения ужесточения нагрузки на бизнес, так и в качестве шанса на развитие.
Владимир Чижов Минэкономразвития России оценило потери российского экспорта в 7,6 млрд долларов, посчитав убытки в результате уплаты углеродного налога при поставках в ЕС российского железа, стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента. При этом министр экономического развития Максим Решетников не видит прямой взаимосвязи между новым европейским налогом и борьбой с глобальным потеплением. Но, как верно отметил посол России в ЕС, под ударом окажутся и сами европейские компании, и не только те, которые вывели свои производственные мощности в страны третьего мира и Китай. Сегодня европейские компании получают бесплатные квоты на выбросы, однако по мере введения трансграничного углеродного регулирования ТУР эти льготы будут отменены. Речь идет, в частности, о европейской сталелитейной промышленности. Декларируемая цель трансграничного налога — защита планеты от глобального потепления. Однако, как сказал Владимир Чижов, «это могут быть добрые намерения, которые прокладывают дорогу в ад».
Вопрос многогранный. Брать — вводить новый налог сразу нет необходимости, особенно на фоне трудностей которые переживают предприятия в связи с пандемией. Лучше попробовать обсудить с привлечением Минэкономразвития и Минприроды стимулы для наших предприятий к снижению углеродных выбросов Алексей Майоров, глава Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Как отметили в «Зеленом патруле», лето 2021 года проходит под знаком многочисленных природных аномалий. В разных регионах введены режимы чрезвычайных ситуаций. При этом в России гораздо опаснее проявляются изменения климата, чем в большинстве регионов мира. Здесь, в России, нужно побуждать к экологичности всех производителей, к внедрению наилучших доступных технологий НДТ. Существующие справочники по НДТ должны быть пересмотрены с учетом минимизации выбросов парниковых газов. Помимо вышеперечисленных целей, на средства углеродного налога должны активно высаживаться леса», — считают в «Зеленом патруле».
Это позволило «Полюсу» первым в России произвести «зелёное» золото. Сбер и ESG Сбер — пионер в России в области «зелёного» финансирования, включающего в себя как «зелёные» кредиты, которые идут на проекты по снижению влияния на окружающую среду, так и ESG-кредиты, привязанные к соблюдению заёмщиком определённых ESG-ковенант. Процентная ставка по нему может снижаться при условии выполнения ESG-обязательств. Банк положительно смотрит на финансирование передовых проектов с использованием «зелёных» технологий. Сбербанк в синдикате с другими банками профинансировал строительство «Эколанта» на сумму 100 млрд рублей. В проекте будет использована технология прямого восстановления железа и ряд инновационных решений, которые позволят до 3 раз снизить выбросы СО2 в атмосферу по сравнению с традиционным доменно-конвертерным способом производства стали. Что ждёт отрасль? Я считаю, что глобальное внедрение ESG-инициатив окажет глубокое влияние на всю систему международного движения капитала. Мы сможем наблюдать глобальный переток средств от компаний, продолжающих опираться на текущие бизнес-модели к корпорациям, добившимся долгосрочной устойчивости и конкурентоспособности за счёт применения передовых ESG-решений. Скоро мы будем жить в мире, где следование ESG-принципам станет важнейшим конкурентным преимуществом для бизнеса.
Углерод на весах экономики
Минимальным будет и углеродный налог Запада. Постоянный рост выбросов СО 2 в атмосферу и желание Европы защитить свои рынки от российских товаров новым углеродным налогом ставит перед Россией задачи, которые. Скорее всего, от угроз обратиться с жалобой на углеродный налог во Всемирную торговую организацию откажутся.
Напасть на углеродный след: как ESG изменит ландшафт металлургического рынка
Планы Европейского союза по введению трансграничного углеродного налога помогут улучшить окружающую среду только при должном использовании. Поэтому, если ЕС будет до конца честен и будет правильно считать углеродный след, то только 17% от импорта продукции будет освобождено от углеродного налога. Новости о введении трансграничного углеродного налога привлекли много внимания, поскольку последствия от введения налога затронут все звенья. Возобновление в ЕC дискуссии о введении пограничного углеродного налога заставило российские власти задуматься об оценке влияния этой меры на экспорт — Минэкономики.