Премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов предложил Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) ряд направлений сотрудничества.
Узбекистан и ЕАЭС имеют большой потенциал для углубления сотрудничества в промышленности
Домен припаркован в Timeweb | Лидером по внешней торговле с Узбекистаном среди стран Евразийского экономического союза остается Россия. |
Почему Узбекистан не торопится в ЕАЭС - Новости Казахстана и мира на сегодня | «Для дальнейшей совместной работы считаем необходимым углубление связей Узбекистана с Евразийским экономическим союзом», – заявил премьер-министр России Михаил Мишустин. |
Перспективы членства Узбекистана в ЕАЭС
Сегодня можно с уверенностью сказать, что все республики бывшего союза, принимающие участие в работе Содружества, состоялись как суверенные государства и встали на путь стабильного развития. Особое внимание Ильхом Нематов уделил вопросам реализации положений Концепции председательства Российской Федерации в СНГ и повышения эффективности органов отраслевого сотрудничества, действующих в сфере экономики. Он отметил важность проводимой Советом работы и актуальность рассматриваемых вопросов, касающихся перспектив развития сотрудничества между таможенными службами стран СНГ и взаимодействия по важнейшим вопросам, представляющим взаимный интерес. В ходе заседания рассмотрен и согласован ряд вопросов межведомственного взаимодействия, в том числе о практике применения навигационных пломб в целях отслеживания перевозок, Меморандуме о взаимопонимании между таможенными службами государств — участников СНГ об упрощении транзитных перевозок, разработке проекта Протокола о создании транзитного портала таможенных служб государств — участников СНГ.
Этот процесс может занять около 2 лет.
Напомним, что еще в мае 2023 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев принял участие в 30-м заседании Высшего Евразийского экономического совета в формате видеоконференции. Тогда республика выступила за более тесную координацию в рамках ЕАЭС.
То есть, пока речь не идет об изменении внешнеполитического курса Ташкента, который в настоящее время не подлежит однозначному определению, в пользу России и СНГ. Однако возможно, что Узбекистан намекает на возвращение в семью "советских народов" из-за нестабильности в соседнем Афганистане и страха перед возвращением талибов после вывода из этой страны в 2014-м году коалиционных войск НАТО. Грубо говоря, при неминуемом обострении обстановки в регионе Ташкент делает ставку на прямую военную помощь России и ОДКБ.
Узбекистану есть чего опасаться: расширения уже имеющегося наркотрафика, активизации исламских экстремистских движений в условиях практически прозрачных границ с государствами Центральной Азии, граничащими с Афганистаном Туркмения, Таджикистан , и сложной для контроля афгано-узбекской границы. Кроме того, в Ташкенте, вероятно, еще не забыли события 1999 года, когда отряды боевиков Исламского движения Узбекистана прорывались из Таджикистана через Киргизию и были частично уничтожены в результате совместной операции силовиков обеих стран. Уцелевшие боевики скрылись в Афганистане, где вместе с талибами воевали против коалиционных сил НАТО. И, что особенно неприятно Ташкенту, Исламское движение Узбекистана не поредело; оно окопалось в Пакистане, и наверняка попытается прорваться к узбекской границе, как только натовцы выведут большую часть своего воинского контингента из Афганистана. Надо полагать, что прорываться они будут не только в Узбекистан, но и в другие государства Центральной Азии, координация между которыми оставляет желать лучшего.
В частности, на почве пограничных споров спорных у Узбекистана периодически осложняются отношения с Киргизией и Таджикистаном, и дело порой доходит до прямых конфликтов. Между тем в отдельности государства Центральной Азии справиться с исламистскими боевиками самого разного толка не в состоянии, а, значит, им, так или иначе, придется объединять усилия и звать на помощь Россию. Но для этого Узбекистану — по крайней мере надо продемонстрировать свою лояльность либо непосредственно к России, либо к объединению, в котором она доминирует.
Кроме того, Абдулла Арипов в своем выступлении отметил актуальность проблем в сфере продовольственной безопасности.
Учитывая актуальность этих вопросов, он пригласил присутствующих на заседании принять участие в международной конференции по продовольственной безопасности. Помимо этого, Абдулла Арипов выступил на пленарной сессии международного форума по цифровизации Digital Almaty-2023, в которой помимо него участвуют главы правительств стран-участниц ЕАЭС. Он сообщил , что Узбекистан предлагает интегрировать системы оказания электронных госуслуг в странах ЕАЭС. Премьер-министр подчеркнул, что такая интеграция позволит населению и предпринимателям стран объединения беспрепятственно пользоваться всеми цифровыми возможностями на всем пространстве ЕАЭС.
С чем Узбекистан может войти в Евразийскую интеграцию — эксперт
Об этом уже можно говорить с полной уверенностью. В уходящем году о желании войти в ЕАЭС заявлял и сам президент страны Шавкат Мирзиёев, члены узбекского правительства, дипломаты разного ранга, а также члены бизнес сообщества страны. Узбекистан, конечно, трудно назвать страной, впитавшей в полной мере все устои демократии западного образца, но мнение «гражданского общества» там спрашивают. Более того, оно зачастую является решающим. В среднеазиатских странах, за исключением Кыргызстана с его постоянными революциями, очень силён принцип «Народ и власть едины! В нижней палате узбекского парламента Олий Мажлисе представлены пять партий и движений. Оппозиционными являются социал-демократы из партии «Адолат» и Народно-демократическая партия Узбекистана, считающая себя наследницей узбекской компартии.
Узбекистан и Таджикистан намерены отменить процедуру выдачи разрешений для транзитного проезда грузовиков, из-за которого ранее возникали трудности с пересечением границы. Об этом сообщили в Министерстве транспорта Таджикистана. Как отмечается в сообщении ведомства, договоренность была достигнута в ходе визита президента Узбекистана в Душанбе на прошлой неделе, а соответствующий протокол подписали министры транспорта обеих стран.
Кроме того, рассмотрен ход согласования трех проектов соглашений, разрабатываемых Советом. Председателем Совета руководителей таможенных служб государств — участников СНГ избран врио руководителя Федеральной таможенной службы Давыдов Р. Очередное 79-е заседание Совета предложено провести в сентябре 2024 года в г. Владивостоке Российская Федерация.
Документом определен ряд упрощений, которыми смогут пользоваться уполномоченные экономические операторы Беларуси и Узбекистана на территориях двух государств. Реализация положений Соглашения будет способствовать укреплению безопасности цепи поставок от отправителя к получателю и содействовать упрощению торговли между странами.
Узбекистан решил присоединиться к ЕАЭС
Российская Федерация применяет таможенные пошлины в отношении экспорта товаров, предназначенных для таможенной территории Республики Узбекистан, по номенклатуре и ставкам, обозначенным в Протоколе о применении Договора о зоне свободной торговли от 18. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев принял решение о проработке вопроса о присоединении республики к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), сообщает РИА Новости. Однако в случае участия Узбекистана в ЕАЭС в полном объеме производители этой страны получат равноправный доступ к рынку всех стран Союза, будут созданы равные условия для трудовых мигрантов и получен доступ к российским инвестиционным ресурсам и технологиям. Центральная таможенная лаборатория Узбекистана, получившая в 2021 году статус региональной лаборатории Всемирной таможенной организации, является одной из 10 лабораторий с таким статусом в мире. Входит ли в Таможенный союз с Россией Так как Узбекистан имеет давние и прочные экономические связи с Россией, то возникает вопрос — существует ли отдельные таможенные соглашения с Россией и какое отношение имеет эта страна к нынешнему общему. Новости стран СНГ | Новости Узбекистан, Россия, Казахстан, Украина, Беларусь.
Хлебные крошки
- Инфографика: Торговые отношения Узбекистана с ЕАЭС за январь-декабрь 2023 года
- Узбекистан может войти в таможенный союз с Россией – это должно помочь, в том числе, мигрантам
- Евразийский экономический союз вышел на рекордный товарооборот в 2023 году
- Когда Узбекистан станет полноценным членом ЕАЭС?
Перспективы членства Узбекистана в ЕАЭС
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[7]. Узбекистан (РУз) может стать полноценным участником Евразийского экономического союза. Несмотря на попытки недружественных стран внести разлад, Россия и Узбекистан наращивают сотрудничество. Об этом заявил Михаил Мишустин на заседании совместной комиссии на уровне глав правительств двух государств. Ключевые слова: Узбекистан, Евразийский экономический союз, интеграция, экономические эффекты, взаимная торговля, инвестиции, инфраструктура, водно-энергетический комплекс, транспорт, трудовая миграция.
Таможенные органы Республики Беларусь
Здесь необходимо напомнить, что ЕАЭС был образован в 2014 году, после подписания договора о создании Союза президентами России, Белоруссии и Казахстана. Через несколько месяцев в организацию вступили Армения и Киргизия. Вместе с тем признаются очевидные положительные результаты деятельности ЕАЭС. Так, в 2018 году вступил в действие новый Таможенный кодекс, который ускорил процесс таможенного декларирования. Значительным положительным фактором членства в ЕАЭС стало создание общего рынка труда, благодаря чему мигранты освобождаются от необходимости покупать в другой стране патент на работу.
Нельзя также забывать, что улучшение текущего положения узбекских трудовых мигрантов в России и рост их денежных переводов на родину важны для их семей и экономики страны в целом. Если же Узбекистан вступит в ЕАЭС, то его гражданам не придется оформлять разрешения на работу не только в России, но и в других странах Союза. Почти все дипломы, полученные в Узбекистане, будут признаваться на территории всего ЕАЭС, граждане получат доступ к финансовым услугам банковской системы ЕАЭС, в том числе к займам, кредитам и пенсионным накоплениям. Кроме финансовых выгод, граждане Узбекистана смогут повысить свою конкурентоспособность на рынке труда ЕАЭС за счет снятия ограничений и упрощения процедур для работодателей.
Другой минус связан с тем, что, открывая границы, Узбекистан не только сможет экспортировать свои товары, но и в страну будут свободно поступать товары из других стран ЕАЭС.
Именно эту цель мы преследовали, когда начинали нашу работу", — отметил Сергей Глазьев, подчеркнув, что с момента образования ЕАЭС товарооборот с Узбекистаном вырос в три раза и на эту страну приходится почти половина всего объема внешней торговли ЕАЭС со странами СНГ. По данным Комиссии, только за 2021 год товарооборот Союза с Республикой Узбекистан увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года почти на треть и достиг 11,2 млрд долл. Участники заседания рассмотрели состояние торгово-экономического сотрудничества государств — членов и Республики Узбекистан, проанализировали работу, проведенную Комиссией и государственными органами Узбекистана по реализации совместных планов и договоренностей, достигнутых на предыдущем заседании совместной рабочей группы. В ходе заседания обсуждены вопросы сближения систем технического регулирования до 2025 года, формирования общих электронных платформ и онлайн-систем в сферах таможенного администрирования, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного надзора, подготовки проекта меморандума о сотрудничестве между Деловым советом ЕАЭС и Торгово- промышленной палатой Республики Узбекистан, развития международного транспортного коридора "Север — Юг", реализации проектов Союза по "Евразийскому агроэкспрессу" и цифровизации железнодорожных грузоперевозок, а также совместной подготовки востребованных кадров по инженерно-техническим специальностям. Комментируя ход реализации Плана совместных мероприятий ЕЭК и Перечня дополнительный мероприятий к нему, намеченных к исполнению до конца этого года, директор Департамента развития интеграции ЕЭК Гоар Барсегян отметила, что на сегодняшний день из 108 запланированных мероприятий реализовано 83, и можно констатировать высокий темп совместной работы Комиссии и госорганов Республики Узбекистан.
Он подчеркнул, что Узбекистан заинтересован в максимальном использовании статуса государства — наблюдателя при Союзе и готов подключаться к ряду проектов, реализуемых в ЕАЭС.
Глава правительства также выступил с предложением странам ЕАЭС совместно развивать новые транспортные коридоры. В завершение своего выступления глава правительства Узбекистана пригласил страны ЕАЭС на международную конференцию по продовольственной безопасности в сентябре в Самарканде, которую планируется провести совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН.
Премьер Узбекистана отметил, что страны ЕАЭС в полной мере обеспечивают свои внутренние рынки основными видами продовольствия, а также необходимыми минеральными удобрениями. В этой связи, по его словам, особое внимание следует уделить созданию совместных агрокластеров, формированию согласованных схем беспошлинных взаимных поставок посредством зелёных и экспресс-коридоров, заключил премьер-министр Узбекистана.
Однако далеко не все представители узбекского бизнеса поддерживают идею вступления страны в ЕАЭС. В частности, звучат опасения относительно соответствующих рисков со стороны представителей высокотехнологичного сектора и автомобильной промышленности, которые сейчас функционируют при поддержке стран Запада. Ключевым риском для этих компаний станет рост конкуренции, что повлечет за собой большие расходы и резкое увеличение себестоимости продукции из-за перехода на новые более высокие стандарты. Есть и политический риск: если Узбекистан вступит в ЕАЭС, то большинство западных компаний под угрозой попасть под санкции или же при прямом давлении со стороны своих правительств могут уйти с узбекского рынка или по крайней мере сильно ограничить там свою деятельность, что лишит Узбекистан стратегически важных предприятий. Также Узбекистан только начал перестраивать свою экономику на основе свободного рынка, и ему необходимо не только гармонизировать, но и фактически создать с нуля новые институты и правила, которые можно было бы в будущем интегрировать в структуру ЕАЭС и ВТО. В связи с этим на настоящий момент ни государственный аппарат, ни национальный бизнес Узбекистана к вступлению в ЕАЭС не готовы.
Также Узбекистан играет роль важного энергетического и транспортного хаба Центральной Азии, причем узбекское правительство регулярно инициирует проекты строительства новых транспортных коридоров из Китая в Европу или же из России в страны Персидского залива через территорию Узбекистана. Александр Воробьев: Эпоха политической определенности: как будет развиваться Узбекистан после досрочных президентских выборов Узбекистан выступает важным партнером Евразийского экономического союза и России. Особенно интенсивно взаимодействие развивается в топливно-энергетической, транспортной, сельскохозяйственной и миграционной сферах. Сфера топливно-энергетического сотрудничества развивается наиболее динамично — именно здесь национальный бизнес Узбекистана может получить больше всего преимуществ от членства страны в ЕАЭС. Топливно-энергетическая инфраструктура трубопроводы, ЛЭП и т. В последнее время в Центральной Азии зимой температура опускается до аномальных значений, и к таким экстремальным условиям инфраструктура страны оказалась полностью не готова: в декабре 2022 г. Все это стимулирует Узбекистан активизировать сотрудничество с Россией и Казахстаном, по территории которых пролегает мощный советский трубопровод «Средняя Азия — Центр», модернизировать который и адаптировать под растущие потребности Республики представляется дешевле и проще, чем импортировать излишки электроэнергии у соседей или развивать отрасль возобновляемой энергетики. Несмотря на то, что пока рано говорить о полноценном «газовом союзе» между тремя государствами, уже сам факт начала поставок свидетельствует о колоссальной подготовительной работе, которая в будущем может привести к углублению сотрудничества в этой сфере.
Так, для создания выделенного маршрута поставок в Узбекистан через Казахстан специалисты национальных газовых компаний в сжатые сроки при содействии специалистов российского «Газпрома» выполнили диагностические и ремонтно-восстановительные работы на газотранспортных объектах и построили новую газовую инфраструктуру. Кроме того, в Узбекистане уже давно обсуждается вопрос строительства атомной электростанции, которая позволит не только снизить зависимость страны от газа, но и в разы эффективнее удовлетворять потребности национальной экономики в электроэнергии. Узбекская сторона проводит весьма интенсивные переговоры прежде всего с российским «Росатомом», так как успешная деятельность этой корпорации в Турции строительство АЭС «Аккую» и Египте АЭС «Эд-Дабаа» подталкивает правительство Узбекистана поручить строительство национальной Джизакской АЭС именно ей. На руку «Росатому» играет и в целом советская система производства и распределения электроэнергии, которую весьма сложно технологически синхронизировать с западными технологиями. Укрепление связей с Россией в топливно-энергетической сфере особенно если Узбекистан вступит в ЕАЭС , во-первых, не только решит проблему дефицита электроэнергии для узбекской промышленности, но и может сделать ее экономически эффективнее, что снизит стоимость национальной продукции, что, в свою очередь, автоматически повысит ее конкурентоспособность. Во-вторых, будут ускорены темпы модернизации топливно-энергетической инфраструктуры Узбекистана, что также окажет положительный эффект на укрепление национальной экономики. В то же время необходимо сказать и об ограничениях, неизбежно возникающих для Узбекистана при интенсификации связей с Россией.
Мишустин заявил, что Россия считает необходимым углубление связей Узбекистана с ЕАЭС
Процесс вступления Узбекистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в качестве полноценного члена в ближайшее время может быть ускорен, заявил посол РФ в Ташкенте Олег Мальгинов, сообщает РИА Новости. 26 апреля 2024 года в г. Ташкенте состоялось 78-е заседание Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ, в работе которого приняли участие руководители таможенных служб Азербайджанской Республики, Республики Армения. Главная» Новости» Узбекистан когда вступит в еаэс последние новости. В 2022 году товарооборот Узбекистана с Евразийским экономическим союзом составил $15,7 млрд. Доля стран ЕАЭС в общем объеме товарооборота Узбекистана составила 31,4%. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Путин заявил о росте взаимной торговли в ЕАЭС.
Узбекистан стремится к упрощению взаимных поставок со странами ЕАЭС
До введения в действие данного Протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон [31] , за исключением следующих услуг: услуги по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке; услуги по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров, при условии, что пункты отправления или назначения товаров расположены на территории государств Сторон, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке; услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны в прямом и обратном направлении. Перечисленные исключения облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке в государстве [32] , налогоплательщики которого оказывают такие услуги, при подтверждении факта их оказания в соответствии с порядками, устанавливаемыми Сторонами. Налогообложение операций по реализации товаров работ, услуг на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 164 Налогового кодекса РФ [33]. В целях осуществления контроля за перемещением товаров, ведения учета и обмена информацией Стороны будут использовать Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств [34]. Косвенные налоги по товарам, ввозимым на таможенные территории государств Сторон, взимают таможенные органы страны назначения или ее налоговые органы. Для этого необходимо представить заявление в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен не применять нулевую ставку. Отказ распространяется на все экспортные операции без права выбора и действует не менее 12 месяцев [35]. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции ; таможенная декларация ее копия с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией. В связи с решением Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г.
Последующее проставление таможенными органами соответствующих отметок о выпуске товаров в таможенной процедуре экспорта на такой распечатанной и заверенной налогоплательщиком копии декларации на товары не требуется [36]. Вместе с тем, копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган соответствующие реестры, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия. Санкционные ограничения и деятельность российско-узбекских предпринимателей Несмотря на давление со стороны недружественных стран в связи с введением санкционных ограничений на Россию, торговые российско-узбекские взаимосвязи только усиливаются и расширяются. В связи с отказом части европейских партнеров поставлять в РФ свои товары, узбекские предприниматели по части направлениям, таким как обувь, одежда, успешно закрывают потребительский спрос российского покупателя. В свою очередь, российские партнеры продолжают увеличивать поставки товаров, необходимых узбекским потребителям. Помимо товаров, производимых в Узбекистане, с территории страны в РФ поставляются также товары, которые западными партнерами запрещены к ввозу в Россию напрямую по параллельному импорту. Несмотря на возможность вторичного санкционного ограничения, Узбекистан продолжает активно сотрудничать с российскими партнерами. Независимо от экономических и политических обстоятельств, Россия и Узбекистан являются давними сотрудничающими государствами по разным направлениям, в том числе и в торговой сфере.
При заключении внешнеторгового контракта с узбекскими партнерами важно соблюдать нормы международного права в сфере торговли, которые распространяются на Россию и Узбекистан, национальное законодательство участников международной сделки и деловые обычаи ведения бизнеса страны-партнера. Аналитика за Январь, 2022.
Накануне заседания рабочей группы, 5 сентября, состоялись рабочие консультации представителей ЕЭК и органов государственного управления Республики Узбекистан, где на экспертном уровне была обсуждена повестка заседания.
Рабочая группа предложила инициативы по поступательному развитию торгово-экономического взаимодействия ЕАЭС и Узбекистана. В частности, рекомендовано продолжить отраслевые консультации и проведение семинаров, совместных мероприятий по таможенному сотрудничеству, техническому регулированию, санитарным, фитосанитарным и ветеринарным мерам, конкуренции и государственным закупкам, взаимодействию в проекте "Евразийский агроэкспресс". Рекомендовано также проработать возможность участия Узбекистана в проекте ЕАЭС по цифровизации грузовых транспортных перевозок, в стимулирования кооперационных связей и программ углубления локализации в химической промышленности, фармацевтике, машиностроении, приборостроении, электротехнике, агропромышленной сфере.
Следующее заседание совместной рабочей группы запланировано на второй или третий квартал 2024 года в одном из городов государств ЕАЭС. В соответствии с Меморандумом учреждена совместная рабочая группа.
Товарооборот продолжает расти. При этом, по словам премьера, важно вывести взаимодействие на качественно новый уровень. Мишустин: Для нас Узбекистан — один из ведущих экономических партнеров в Центрально-Азиатском регионе. Россия, в свою очередь, занимает первое место во внешней торговли с Узбекистаном, и, несмотря на непростую международную конъюнктуру наши и экономические, и инвестиционные связи последовательно укрепляются.
В ходе заседания рассмотрен и согласован ряд вопросов межведомственного взаимодействия, в том числе о практике применения навигационных пломб в целях отслеживания перевозок, Меморандуме о взаимопонимании между таможенными службами государств — участников СНГ об упрощении транзитных перевозок, разработке проекта Протокола о создании транзитного портала таможенных служб государств — участников СНГ. Кроме того, рассмотрен ход согласования трех проектов соглашений, разрабатываемых Советом. Председателем Совета руководителей таможенных служб государств — участников СНГ избран врио руководителя Федеральной таможенной службы Давыдов Р. Очередное 79-е заседание Совета предложено провести в сентябре 2024 года в г.