Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. тейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР. В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий. К таким биографиям, несомненно, относится жизненный путь выдающегося советского ученого — Сергея Леонидовича Рубинштейна.
Памяти С.Л. Рубинштейна, выдающегося советского психолога и философа
тейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории. биография, дата рождения. видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в. Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества.
Биография Рубинштейна Сергея Леонидовича: жизненный и профессиональный путь психолога
5 фактов о Рубинштейне Сергее Леонидовиче | Слайд 4: Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна. |
Рубинштейн — выдающийся психолог и философ | К таким биографиям, несомненно, относится жизненный путь выдающегося советского ученого — Сергея Леонидовича Рубинштейна. |
Семен Леопольдович Рубинштейн: краткая биография | Сергей Рубинштейн — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. |
Рубинштейн сергей леонидович | Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. |
Вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна в психологию
Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии. В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 года беспартийный Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии — головного научного учреждения страны в данной отрасли. Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известных московских психологов Леонтьева, Лурия, Теплова и др.
Первый в МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 году. В 1943 году Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ни один психолог не удостаивался. Косминским и Е. Тарле, с лингвистом академиком В.
Виноградовым, физиологами академиками Л. Орбели и И. Бериташвили, кинорежиссером С. Эйзенштейном, физиком А.
Петровым, искусствоведами Б. Виппером, В. Жирмунским и другими видными деятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организован Сектор психологии в Институте философии , ставший первым академическим центром психологических исследований.
Хотя сектор был частью института, призванного разрабатывать проблемы философии, Рубинштейн, в который раз проявивший талант научного лидера, способного объединить исследования различных направлений, построил программу работы сектора таким образом, чтобы она охватывала широкий круг тем, в том числе и сугубо психологических. Психофизиологическая проблематика в секторе разрабатывалась такими крупными учеными, как С. Кравков и Н. Гарбузов, а зоопсихологическая — всемирно известной исследовательницей Н.
Здесь проводились заседания с участием ведущих психологов столицы, представлявших различные научно-исследовательские учреждения, в том числе и Московский психологический институт, ряд сотрудников которого Теплов, Шемякин работали также и в секторе. Его надежда осуществилась лишь после его смерти стараниями последователей. Одним из военных «трофеев» оказался пещерный антисемитизм, который советское руководство не побрезговало позаимствовать у поверженных фашистов. В 1947 году, когда в издательстве АН СССР уже была сверстана новая книга Рубинштейна «Философские корни психологии» само название которой выражало стремление автора осмыслить связь психологии с философией и разработать методологические принципы применения философских положений в психологии , началась кампания по борьбе с космополитизмом.
Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн. Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов запрещена. Яркое представление об атмосфере той поры можно получить, ознакомившись, например, со статьей П.
Плотникова «Очистить советскую психологию от безродного космополитизма» в четвертом номере «Советской педагогики» за 1949 год. К счастью, более крутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенное восстановление в правах бывших «космополитов». Совместными усилиями широко развернулись теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, был создан журнал «Вопросы психологии», основано Общество психологов СССР, начали восстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами. Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем.
Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959. Одновременно он начал работать над последней в своей жизни книгой — «Человек и мир», получив наконец возможность изложить свою философско-психологическую концепцию, сложившуюся еще в 20-е годы и затем разрабатывавшуюся им на протяжении всей жизни. Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» 1973 , вышедшее уже посмертно.
Герцена 1930-1942. За монументальные «Основы психологии» 1940 Рубинштейн был удостоен Сталинской премии 1941 г. С 1948 года и до некоторой степени после смерти Сталина в ходе антисемитской кампании в Советском Союзе Рубинштейн подвергался преследованиям как антипатриот и " безродный космополит ", и был насильственно снят со всех должностей в академических кругах. И только после смерти Сталина он смог частично восстановить свой прежний статус. Психология Рубинштейн заложил основы советской марксистской психологии своим дебютным психологическим исследованием. Рубинштейн также фактически был зачинателем всей традиции психологической исследования человеческой деятельности, которые в конечном итоге привели к распространению так называемой теории деятельности. В отличие от этого интеллектуального движения и прямо В отличие от бихевиоризма Рубинштейн всегда настаивал на том, чтобы рассматривать деятельность как неотделимую от сознания, что также явно противоречит фрейдистской традиции с ее упором на глубины человеческой психики и бессознательные психологические процессы.
Так качественно усложняется соотношение внешнего и внутреннего: внутренние условия выступают как причины, а внешние причины как условия, как внешние обстоятельства. В новом понимании принцип детерминизма, распространенный на уровень человека, наполняется у Рубинштейна огромным этическим смыслом. В поступках человека главными являются моменты внутреннего самоопределения, верности себе при любых условиях, недопустимости одностороннего подчинения внешнему. Чем выше организм, тем больше роль внутреннего. Самый высокий план бытия — бытие человека. Важную роль в отношении к внешним воздействиям приобретают у человека ирония и Юмор. С помощью категорий юмора и иронии, как показывает Рубинштейн , устанавливается расхождение между объективной ситуацией и возможным отношением к ней. Юмор в отношении превратностей своей собственной судьбы позволяет увидеть что-то как не заслуживающее того, чтобы взять его всерьез, дает возможность отнестись к каким-то недостаткам с доброй улыбкой как, по выражению Рубинштейна, к проказам жизни. В своих воспоминаниях он писал, что с какого-то времени Юмор распространяется на всю его судьбу. Отсюда юмористический аспект моего отношения к моей специальности «в психологии я случайный человек» Сергей Леонидович Рубинштейн , 1989, с. Рубинштейн выработал юмористическое отношение к драматическим эпизодам, которыми, к сожалению, была богата его жизнь. Рост собственной творческой силы — вот основа, на которой изживалась горечь и крепло добродушие, снисходительность юмора…» Там же. В книге «Человек и мир» он припомнил эпизод из своей биографии, который имел место в один из революционных дней его жизни в Одессе. В дом ворвалась вооруженная толпа. В доме перевернули все вверх дном, что-то искали и взяли из вещей. Трое молоденьких солдат пытались вынести из квартиры старинные напольные часы, которые стояли в вестибюле, что им никак не удавалось сделать. С улыбкой наблюдая за ситуацией, Сергей Леонидович призывает представить за комизмом происходящего всю сложность такого социального явления, как революция. Революцию нельзя рассматривать абстрактно, говорить о ней на языке громких лозунгов. Простой человек воспринял революцию как время, когда рухнули все барьеры, пришла вседозволенность, выступившая, в частности, как в данном случае, в своей комической форме. Все, кому довелось общаться с Рубинштейном, отмечали, какое значение имели для них эти встречи. Так, философ В. Библер вспоминал о двух кратких беседах с ним. Важно отметить, что эти беседы состоялись по инициативе Сергея Леонидовича, хотя Библер и не был знаком с Рубинштейном. У Библера в Душанбе вышла небольшим тиражом книга «О системе категорий диалектической логики». Как он писал, для него это было время «дикого духовного одиночества». И вдруг — большое письмо от Сергея Леонидовича Рубинштейна В этом письме Сергей Леонидович внимательно и серьезно выразил свое отношение к содержанию книги и пригласил автора зайти к нему домой и поговорить. Примерно через месяц Библер оказался в Москве, и беседа состоялась. Библера поразила внимательность Сергея Леонидовича. Мы почти не знали друг друга. Но это была одна из самых тяжелых потерь в моей жизни. Но те беседы, которые успели сбыться, продолжаются, разветвляются, работают где-то в глубине моего современного сознания и мысли» Библер, 1989, с. Так вспоминали о значении своих встреч с Рубинштейном все, кому посчастливилось их иметь. За всеми фактами из жизни С. Рубинштейна выступает масштабная личность этого выдающегося ученого и человека. Через всю жизнь он пронес нежную любовь к матери и почтительное отношение к отцу. С ранних лет его душа была открыта всему светлому и прекрасному. Он называл самым основным в ситуации своего развития болезнь отца и сознание , что другие взрослые нуждаются в его помощи. В своих воспоминаниях о годах учения в Марбургском университете он трогательно и с безграничным уважением отзывается о своих учителях — неокантианцах Поле Наторпе и Германе Когене. В его воспоминаниях о них отчетливо выступают различия в отношении к их учению и к ним лично. Он пишет об очаровании от лекций Когена и вместе с тем выражает неудовлетворенность и критическое отношение к философской системе этого мыслителя.
В связи с исследованиями мышления было сформулировано положение о психическом как процессе: » мышление выступает как процесс, а этот процесс членится на отдельные звенья или акты. Рубинштейна, мы обнаруживаем, что в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли он продолжал ею заниматься и достиг вполне ощутимых результатов. Вот такую характеристику он дал в своей работе «Основы общей психологии»: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними». В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. В связи с этим в психологии возник вопрос о специфике исследования личности, благодаря чему был сформулирован личностный принцип С. Рубинштейна как » динамическая тенденция», в которой он исследовал психические процессы и состояния личности. Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием «Человек и мир» в 1973 году. Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Они остаются для нас источником познания, являясь продолжением личности ученого и объективируясь в его творчестве. Рубинштейна Положения диалектико-материалистического принципа детерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философских проблем психологии изучением природы психических явлений. Здесь происходит двухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основе диалектического материализма и развитие самих философских проблем на материале конкретной науки — психологии. Рубинштейну принадлежит заслуга распространения диалектико-материалистического принципа детерминизма на анализ психических явлений вообще и явлений мышления в частности. Философский анализ, проделанный ученым, показал, что принцип детерминизма является узловым, объединяющим марксистско-ленинскую теорию отражения и рефлекторную теорию психического — основные философские положения, без которых невозможно понимание природы психического вообще и мышления в особенности. Теория отражения дает понимание мышления как активного процесса мысленного восстановления объекта, действительности во всей её конкретности, как процесса взаимодействия субъекта и объекта. Теоретический анализ дал возможность превратить принцип детерминизма в принцип экспериментального психологического исследования мышления. Задача научного мышления заключается в раскрытии сущности многообразных и сложных явлений мышления, в выявлении мышления во всех его существенных связях или в решении центральной проблемы детерминации мышления. Анализ этих проблем теории мышления содержится в книге Рубинштейна «Бытие и сознание». На основе решения этих вопросов происходит выявление специфического предмета психологии мышления, теоретическому и экспериментальному анализу которого посвящена книга С. Рубинштейна » О мышлении и путях его исследования». Применительно к явлениям мышления принцип детерминизма был использован не только теоретического анализа, но и для построения экспериментальных исследований. Биография[править править код] Досоветский периодправить править код Родился в Одессе в семье видного адвоката Леонида Осиповича Рубинштейна; старший брат историка Николая Рубинштейна 1894—1963. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через два семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году, и сразу защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П. В 1914 году началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях. Ланге, в апреле 1919 г.
Бытие и сознание
Сергей Леонидович Рубинштейн предложил модель мышления, увы, не отличающуюся научной новизной. тейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – советский философ и психолог, один из родоначальников так называемой «теории деятельности». Биография. С. Л. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката, где витал дух интеллигентства.
Биография С.Л. Рубинштейна (стр. 1 из 2)
В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. До октября 1942 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г. В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года. Второй «психологический» период: Москва, 1940—1950-е годы Могила Рубинштейна на Новодевичьем кладбище Москвы. Директор Института психологии с 1 октября 1942 г. Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете МГУ им.
Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете. В 1949 г. С конца 1953 г. В 1956 г. В 1957 С. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 С.
Рубинштейн был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлёк самых авторитетных специалистов — П. Анохина, Асратяна, Гращенкова, П. Симонова и многих других. Рубинштейна на соискание Ленинской премии. Научная деятельность Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей.
Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922. В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А.
Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. Рубинштейн издал книгу Основы общей психологии, работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим, миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике.
Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру - переживание.
Более того, взаимность по бытию, или, по Рубинштейну, «реципрокность» между каждым личностным «я» и его другим, — включает в себя также и ценностные измерения. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии». А через них, как ближайших адресатов, субъект со-причастен и вообще всему бытию Универсума. Отсюда еще и обратимость этических и этически окрашенных человеческих отношений: «Человек существует как человек только через свое отношение к другому...
Само универсальное его призвание первоначально адресовано ближнему другому как представителю всего остального Универсума. Было бы неверно истолковывать обратимость меж-субъектных отношений в духе условно расчетливой сделки или корыстного, своемерного «договора» об использовании субъектами друг друга, подобно обратимости эквивалентных вещей. На самом деле речь должна идти совсем об ином — о креативно-свободном поступке, через который каждый ставит себя на место другого и даже более того — имеет в себе достаточно большой потенциал такой поставленности себя на место других и других на свое место, достаточный опыт взаимобытия и взаимопроникновения на ценностных уровнях, что не имеет ничего общего с вещной эквивалентностью, сделкой и т. Поэтому он имел все основания и право сказать достаточно категорично: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Агапическое всеприятие было для него вершиной между-субъектности. Приходится, однако, лишь сожалеть при этом, что у него воспроизводится дезориентирующее отождествление сострадания с позицией квиетизма. Именно по логике между-субъектности служение абсолютным ценностям приносит отнюдь не «обесценение жизни в этом мире», но напротив, единственно только и может в конечном счете оправдывать всякую «здешнюю» жизнь и всякое человеческое преуспеяние уже не как ограниченное и якобы самоцельное, но через его включенность в более высокий проблемный контекст.
Только служение безусловным ценностям придает всему «здешнему» безусловный, свободный от своецентризма, духовный смысл. При сделанных оговорках концепция между-субъектности личностного мира человека, предложенная Рубинштейном, выступает как важное подспорье в современных теоретических и практико-педагогических поисках. Внешний результат указывает лишь на самую грубую форму запечатления, на самый простой и далекий от полноты способ опредмеченности самого творчества. Далее, можно видеть и иной результат — произведенческое бытие, или бытие произведений культуры. Однако даже и многие произведения, более того — никакая система их принципиально не способна дать нам исчерпывающего претворения творчества как такового. Дело в том, что произведение всегда существует, лишь многократно исчезая и вновь возрождаясь через его распредмечивание иными субъектами. Следовательно, возлагая все надежды на то, что субъект всю свою креативность полностью и до конца «излил» и явил нам в свое детище и что это последнее изображает собою как на экране выявленную креативную жизнь своего автора, мы обречены подставлять на место не понятого нами первичного творчества автора вторичное со-творчество его адресатов, т.
В основе выдвинутой Рубинштейном методологии психологического исследования лежат принципы единства сознания и деятельности человек и его психика не только проявляются, но и формируются в деятельности , детерминизма внешние причины действуют только через внутренние условия , единства психологического изучения ребёнка и его воспитания и обучения ребёнок, по Рубинштейну, не просто объект педагогических воздействий, но активный их преобразователь и соучастник и др. В русле разработанной Рубинштейном концепции психических явлений как процессов он вместе со своими учениками и последователями А. Брушлинский, К. Абульханова-Славская и др. Занимался психологическими проблемами восприятия , способностей , личности , вопросами теории и истории психологии. Философско-антропологической тематике посвящён незавершённый труд Рубинштейна «Человек и мир» опубликован в 1973. Опубликовано 1 июня 2022 г.
5 фактов о Рубинштейне Сергее Леонидовиче
Непобедимая наука. С.Л. Рубинштейн – исследователь и организатор психологических достижений | Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. |
С л рубинштейн биография кратко | 5) Рубинштейн стал главной жертвой «борьбы с космополитизмом»: формальным поводом для скандала было то, что в его очередной книге, готовящейся к изданию, зарубежных психологов цитировалось больше, чем советских. |
Сергей Леонидович Рубинштейн — краткая биография | Биография. С. Л. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката, где витал дух интеллигентства. |
Рубинштейн С.Л.. Книги онлайн
Рубинштейна, в частности, его вклад в разработку вопросов преподавания психологии в педвузе. В период с 1930 по 1942 гг. Рубинштейн заведовал кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института им. Профессионально занимаясь преподаванием психологии в педвузе, ему приходилось ставить вопросы теории педагогической психологии, он внес также серьезный вклад в обоснование практики психологической подготовки педагогов, участвовал в создании первых учебных программ по психологии, был автором и соавтором учебников по психологии для пединститутов. Ранее только К. Ушинский многосторонне и основательно разрабатывал теорию и практику психологической подготовки педагогов. Концептуальные основы разработки С.
Статья содержала критическую оценку сложившихся в психологической науке взглядов на проблему связи педагогики и психологии, в ней был представлен методологический анализ причин их ограниченности и односторонности. Далее Зинченко В. В 1954—1956 гг. И в этой моей должности беспартийный директор института А. Смирнов был вынужден иногда принимать меня. Я старался не докучать ему, но приходилось… Однажды я встал в очередь на прием.
Дело происходило в узеньком коридорчике, так как приемной скромный Анатолий Александрович не имел. В очереди стояли солидные сотрудники института и среди них — ворчливый и вечно недовольный мне почему-то кажется, что это была игра Николай Дмитриевич Левитов. Он был не в духе. Не помню, то ли он сам, то ли кто-то из ожидавших вспомнил сюжет Марка Твена о том, кем могли бы быть те или иные люди, если бы их жизнь сложилась счастливо. Левитов стал охотно развивать этот сюжет применительно к самым известным психологам, многие из которых работали в то время в институте. Оценки были нелицеприятные, порой жестокие, но очень точные.
Жизненный путь и научная деятельность С. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектнодеятельностным. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово.
Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Это позволяло ему избегать провинциализма, которым иной раз грешат отечественные психологи по сей день. Отечественная и западная психология выступали перед его умственным взором не как антагонисты, а как различные направления мировой психологической мысли. В дальнейшем такой подход ему дорого обошелся. В эпоху пресловутой борьбы против космополитизма он подвергся жесткой и совершенно необоснованной критике и административным преследованиям. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. По свидетельству М. Ярошевского, «к Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой приходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ананьев и Рогинский. Приезжали на его кафедру Лурия, Занков, Кравков и другие». Выготского и Леонтьева он приглашал из Москвы для чтения лекций. Не разделяя многих идей Выготского, он подробно обсуждал их во время их встреч. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Горького, поскольку руководство института к идеям «деятельностников» относилось, мягко говоря, прохладно. По этой причине Теплову и Леонтьеву было бы трудно или даже невозможно защитить свои докторские диссертации в Москве. Рубинштейн пригласил их защищаться в Ленинград, к себе на кафедру, выступил одним из официальных оппонентов. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. Сохранилось множество свидетельств мужества Рубинштейна в этих нечеловеческих условиях. Его аспирант Г. Лосев умирал в одном из госпиталей, расположенном далеко от центра города. Преодолевая физическую слабость, Рубинштейн шел пешком через весь город, чтобы отдать Лосеву часть своего скудного пайка. Начальник дружины по охране института А. Чаплина рассказывала, как этот сугубо гражданский человек, никогда в жизни не державший в руках оружия, попросил ее проводить его в тир, где бы он мог научиться, несмотря на сильнейшую близорукость, стрелять из пистолета. Он хотел, если фашисты ворвутся в город бои шли в пригородах , принять непосредственное участие в обороне. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии. В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 года беспартийный Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии — головного научного учреждения страны в данной отрасли.
Рубинштейн, А. Лурия, Л. Благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики. Выдающуюся роль в становлении психологической науки сыграли Б. Ананьев, П. Блонский, С. Рубинштейн, П. Гальперин и другие, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. Именно благодаря их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. Характеризуя задачи психологии, С. Рубинштейн пишет: "Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей". Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления конкретного человека, а также психические явления наблюдаемые в группах и коллективах. По словам С. Рубенштейна, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента, что "не только вооружило её новым для неё, очень мощным методом научного мышления, но и вообще по - новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии". Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений. На базе основных понятий общей психологии формируются понятия и других отраслей психологической науки. В центре внимания С. Рубинштейна были и методологические проблемы. В работах Рубинштейна обращает на себя внимание прежде всего нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция - позиция философа, рассматривающая с точки зрения методологии эмпирику психологической науки, пытающегося частично систематизировать и объяснить этот эмпирический хаос. Этим он и отличался от большинства современных ему психологов. Поэтому в центре его концепции оказываются прежде всего проблемы познания мира. В этом позиция Рубинштейна сближается с позициями психологов прежних лет - Лопатина, Троицкого, Грота, Шпета, для которых также главными оставались философские проблемы бытия и свободы человеческой личности. Глава 1: Школа С. Рубинштейна Наряду с экспериментальной психологией в России в конце 19 - начале 20 веков развиваются и другие научные психологические направления. В этот период возникает несколько научных школ и направлений. Так в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д. Узнадзе, представители которой взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений. Другое научное направление связано с именем Л. Выготского, создателя культурно - исторической теории развития психики человека. Третья школа, которая была создана в этот период, была школа Сергея Леонидовича Рубинштейна, руководившего в то время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Советский психолог и философ, он был одним из создателей деятельного подхода в психологии. В плане общей психологии проблема мышления разрабатывается в цикле экспериментальных исследований, проводившихся С. Рубинштейном и сотрудниками его коллектива. Теоретические установки и экспериментальные результаты этих исследований, направленных на создание общей теории психологии мышления, опубликованы в книге С. Рубинштейна "О мышлении и путях его исследования", а также в осуществлении под его руководством коллективном труде "Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения". Проведенные эксперименты ставили своей целью выявить самый процесс мышления, его ход и динамику, главным образом творческий аспект мышления - способность идти к новым обобщениям, - и те закономерности, которые регулируют творческий процесс. Мы уже упоминали, что деятельный подход разрабатывался и основателем психологической школы С. Рубинштейном и был им обозначен впервые уже в начале 20-х годов, при рассмотрении принципа творческой деятельности. По словам Рубинштейна, субъект в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, еще он созидается и определяется. В теории Рубинштейна исходным выступает действие, проникающее в объективную действительность. Деятельность - один из уровней практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Главным моментом для Рубинштейна, определяющим развитие, является деятельность. Крупнейшие последователи и ученики С. Рубинштейна - Ксения Александровна Абульханова, Андрей Владимирович Брушлинский, развивают на базе идей своего учителя принцип субъективности - представление о человеке как активном преобразующим мир и самого себя существе. Психология, понятая с позиций С. Рубинштейна, изучает психическое как живой непрерывный процесс, участвующий в регуляции всего взаимодействия человека с миром. Школа С. Рубинштейна - далеко не единственная крупная школа в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетная. Выготским культурно - исторической концепции , принцип единства сознания и деятельности С. Рубинштейна и его принцип развития. Понятия сознания и деятельности - узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30е годы С. Рубинштейном, А. Леонтьевым, Б. Ананьевым, Б. Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что именно методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому С. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Он писал, что "деятельность и сознание - это не два в разные стороны обращенных аспекта, они образуют органическое целое - не тождество, но единство". Хотя в то время этот принцип ещё не соотносился с принципом развития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение. В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, её продуктов - к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии. Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика - это внутреннее, а деятельность - это внешнее. В действительности психика, сознание не является чем -то внутренним. Точно также как деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности - и предпосылка и результат её поведения. По определению С. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности - протекать в форме извне наблюдаемого поведения - может рассматриваться как характеристика самой психики. Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность, напротив, оказывается той системой, внутри которой функционирует психика.
Рубинштейн Сергей Леонидович — Биография
тейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории. С.Л. Рубинштейн как российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии, краткий очерк его жизни и личностного становления. Биография. С. Л. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката, где витал дух интеллигентства.
Рубинштейн сергей леонидович
РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18) июня 1889, Одесса – 11 января 1960, Москва] – отечественный философ и психолог. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18) июня 1889, Одесса – 11 января 1960, Москва] – отечественный философ и психолог. С л рубинштейн биография кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Психология» Биография С.Л. Рубинштейна» Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна. Страница 1. Сергей Леонидович Рубинштейн родился 6 (18) июня 1889 года в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия.
Статья: Биография С.Л. Рубинштейна
Его жизненный путь настолько тесно переплелся с развитием отечественной психологической науки, что только в связи с этим развитием и следует рассматривать его жизнь и деятельность. Эти и определяется актуальность нашей работы. Целями данной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л. Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки.
Жизненный путь и научная деятельность С. Рубинштейна рубинштейн психолог научный достижение Сергей Леонидович Рубинштейн родился 6 18 июня 1889 года в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия. В семье было трое сыновей — Сергей, Николай и Григорий, и каждый из них, получив блестящее образование, стал видным специалистом в избранной отрасли.
В доме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесской интеллигенции — преимущественно юристы и врачи. В набросках автобиографии не законченной сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигенты производили на него скорее негативное впечатление своими упадническими настроениями и бесплодным философствованием [2]. Его собственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, с одной стороны — вследствие постоянно поднимавшихся в его кругу мировоззренческих вопросов, с другой — в противовес праздному умствованию интеллигентов предреволюционной поры.
Окончив в 1909 году с золотой медалью элитную Ришельевскую гимназию, Рубинштейн намеревался продолжить образование, но категорически отверг идею поступления в Новороссийский Одесский университет, поскольку не желал вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев. Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга.
В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий — использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета. Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам.
Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России — Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году.
В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого.
На этом только зиждется возможность педагогики…» [3] Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной — в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М.
Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии.
Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово.
Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером.
Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию.
Рубинштейн считается одним из основателей и наиболее значимых теоретиков в области психологии общения. Изучал проблемы межличностного влияния, уделяя внимание вопросам власти и авторитета в обществе. Его работы в этой области оказали значительное влияние на развитие социальной психологии и исследование межличностных отношений. Исследовал понятие личности и создал собственную концепцию, известную как теория самореализации. Эта концепция повлияла на понимание личностного развития и самоосуществления, став одной из основных в современной психологии. Разработал методику тестирования личностных особенностей и индивидуальных различий.
Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии.
В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 года беспартийный Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии — головного научного учреждения страны в данной отрасли. Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известных московских психологов Леонтьева, Лурия, Теплова и др. Первый в МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 году. В 1943 году Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ни один психолог не удостаивался. Рубинштейн поддерживал творческие контакты с известными историками Е. Косминским и Е. Тарле, с лингвистом академиком В. Виноградовым, физиологами академиками Л.
Орбели и И. Бериташвили, кинорежиссером С. Эйзенштейном, физиком А. Петровым, искусствоведами Б. Виппером, В. Жирмунским и другими видными деятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организован Сектор психологии в Институте философии , ставший первым академическим центром психологических исследований. Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн. Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов запрещена.
К счастью, более крутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенное восстановление в правах бывших «космополитов». Во второй половине 50-х Рубинштейн вместе с другими лидерами советской психологии Тепловым, Леонтьевым, Лурия, Смирновым и др. Совместными усилиями широко развернулись теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, был создан журнал «Вопросы психологии», основано Общество психологов СССР, начали восстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами. Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем. Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959. Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» 1973 , вышедшее уже посмертно. Сергей Леонидович Рубинштейн скончался 11 января 1960 года. Значение идей ученого для современной психологической науки В 1989 г. К столетию со дня рождения ученого были приурочены выход в свет цикла публикаций, посвященных творчеству С. Рубинштейна, а также переиздание его фундаментального труда «Основы общей психологии».
Переиздание «Основ» тем более знаменательно, что эта книга, ставшая этапной в истории отечественной психологии, не издавалась у нас с 1946 г. В последнее время закономерности развития психики наиболее интенсивно изучаются в возрастной особенно — в детской и педагогической психологии.
Памяти С.
Рубинштейна, выдающегося советского психолога и философа Последние новости «Смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей. Рубинштейн В 2019 году весь научный мир отмечает 130-летие со дня рождения выдающегося советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна 1889-1960. На факультете педагогики и психологии Курского государственного университета состоялся психологический вечер «С.
Рубинштейн: известный и неизвестный», посвященный юбилею ученого.