Писатель Александр Проханов размышляет о великом предназначении России в ее прошлом и будущем. Писатель Александр Проханов рассказал в эфире радио Sputnik о премьере рок-оперы "Хождение в огонь", которая состоялась на "Уралвагонзаводе", рядом с танковым конвейером. Писатель и публицист Александр Проханов с группой экономистов, политологов и философов побывал в Новосибирске, где открыл Сибирское отделение Изборского клуба.
Александр Проханов: «Нельзя одолеть Запад, оставаясь Западом»
В 1969 году он стал единственным корреспондентом, оказавшимся в центре российско-китайского конфликта на острове Даманском и детально описавшим его в своих репортажах. После 1970 года он — военный корреспондент «Литературной газеты». Проханов побывал в командировках, кажется, во всех горячих точках мира — Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе. Он не раз ходил с воинскими колоннами через знаменитый перевал Саланг и одним из первых оказался вместе с войсками в освобожденном от полпотовцев Пномпене. Благодаря ему ремесло военного корреспондента, подзабытое за годы после Великой Отечественной, вновь получило собственный очень почетный статус. Бесстрашие русского солдата, победы русского оружия и величие России стали для него темой, которой он отдал большую часть души. Журналистские командировки, в том числе в горячие точки планеты, стали для Проханова бесценным источником литературного материала. В 1975 году вышел в свет его первый роман «Кочующая роза», в основу которого легли впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии.
Позднее, в начале 1980-х, появляются в печати его рассказы на афганскую тему — «Седой солдат», «Мусульманская свадьба», «Кандагар». В 1982 году журнал «Роман-газета» опубликовал роман «Дерево в центре Кабула», открывший афганский цикл в отечественной литературе. Извилистые перипетии афганской революции излагались увлекательно и подробно, взглядом очевидца. Впоследствии в 1980-х писатель еще не раз возвращался к военной тематике — романы «В островах охотник... Книги Александра Проханова стали выдающимся образцом жанра: яркий, образный язык и напряженный сюжет не отпускают читателя до самого конца.
Семья[ править править код ] Был женат на Людмиле Константиновне Прохановой Фефеловой умерла в 2011 году. На момент их знакомства Людмила была художницей. Имеет двух сыновей и дочь [5] : Андрей Фефелов Проханов — публицист, Главный редактор портала Завтра. Ру и телеканала День ТВ [26] ; Василий Проханов — фотограф и автор-исполнитель; Анастасия Худорожкова окончила текстильный институт, получив специальности дизайнера и художника. Литературная деятельность[ править править код ] Русский народ, считает Проханов, «всегда будет считать государство важнее маленького личного счастья» [27]. Первые рассказы и очерки Александра Проханова публиковались в газете « Литературная Россия », в журналах « Кругозор », « Семья и школа », « Сельская молодёжь », «Олень». Особо успешным стал рассказ «Свадьба» 1967. Во второй половине 1960-х годов очерки и репортажи молодого писателя привлекают внимание читателей в СССР. Первая книга Проханова «Иду в путь мой» 1971 вышла с предисловием Юрия Трифонова : «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность». Сборник «Иду в путь мой» изображает русскую деревню с её обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и пейзажами. В 1972 году Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет» о проблемах советской деревни. В том же году при содействии Ю. В начале 1970-х годов Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» все — 1974 , «Огненная купель» 1975 и другие. В 1974 году вышел второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава». Основой первого романа «Кочующая роза» 1975 , имеющего полуочерковый характер, стали впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. В этом и в трёх последующих романах — «Время полдень» 1977 , «Место действия» 1979 и «Вечный город» 1981 Проханов обращается к актуальным проблемам советского общества. Малая проза[ править править код ] В 1970—1990-х годах он создаёт несколько заметных рассказов и новелл: «Полина» 1976 , «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» все — 1977 , «Седой солдат» 1985 , «Оружейник» 1986 , «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кандагарская застава» все — 1989 и повестей: «Адмирал» 1983 , «Светлей лазури» 1986 , «Знак Девы» 1990 и другие. За рассказ «Мусульманская свадьба» как лучший рассказ года Проханов получил премию имени А.
Позднее, в начале 1980-х, появляются в печати его рассказы на афганскую тему — «Седой солдат», «Мусульманская свадьба», «Кандагар». В 1982 году журнал «Роман-газета» опубликовал роман «Дерево в центре Кабула», открывший афганский цикл в отечественной литературе. Извилистые перипетии афганской революции излагались увлекательно и подробно, взглядом очевидца. Впоследствии в 1980-х писатель еще не раз возвращался к военной тематике — романы «В островах охотник... Книги Александра Проханова стали выдающимся образцом жанра: яркий, образный язык и напряженный сюжет не отпускают читателя до самого конца. Государственный муж Музыкант Петр Лундстрем и другие представители творческих профессий отреагировали на объявление частичной мобилизации в России Величие России стало главной темой литературных и философских исканий Александра Проханова. Убежденный сторонник сильного государства, в конце 1980-х он обрел твердую уверенность в том, что разворачивающиеся в советской политике процессы ведут страну в пропасть. Он стал автором и одним из подписантов обращения «Слово к народу», направленного против разрушительных, по мнению автора, тенденций перестройки. Развал СССР он воспринял не только как личную трагедию, но и как преступление, за которое виновные должны понести заслуженное наказание. С тех пор и до сегодняшнего дня Александр Проханов остается одним из главных носителей государственнической патриотической идеи в современной публицистике и литературе. Его взгляды в чем-то близки к позиции Николая Гумилева, который, даже находясь в большевистской тюрьме, продолжал мечтать о великой России, пусть и под чуждым для него знаменем. Стержневая прохановская идея сильного государства как основы благополучия нации берет начало в классике русской литературы. Ее можно увидеть еще в державинских одах, и в своей авторской стилистике Проханов наследует ее, привнося современный яркий эмоциональный стиль письма.
Который он прошел и проехал по бескрайней России и миру. Миру, который всегда воевал. Но сквозь войны , конфликты и трагедии в своих поисках — открывал ему Бога.
АиФ: Писатель Александр Проханов отправился на фронтовую линию огня
У меня не очень хорошо с дикцией, но я очень буду стараться. Очень кратко и, надеюсь, понятно. За эти девяностые годы либералами была поставлена задача перекодировать русское сознание, выбить из русского сознания коды, которые делают, по их мнению, русскую историю сплошным свинством, тупиковым развитием, всех лидеров, русских вождей или царей — дегенератами или палачами. Эти коды, которые выбивались, они оказались не выбитыми. И если эти коды вывести на поверхность сквозь всю эту магму, которая была навалена на русское сознание, говорят о следующем. Русская история — это история нескольких империй. И русской истории свойственно глубинное имперское самовоспроизведение. Это историческое сознание. Поэтому Пятая империя, о которой я вам говорю, которая сменила Четвертую, сталинскую, а та Третью, романовскую, а та московское царство, Вторую империю, а та Первую, киевско-новгородскую империю, эта сегодняшняя Пятая империя начинает шевелить пространства, шевелить народы, шевелить евразийскую чашу. Отсюда возник эскиз Евразийского союза. Я знаю, вы мне как-то возражали, что империи невозможны, они канули навсегда.
Я возражал вам другое, что империи процветают, и будущее человечества за империями на фоне разрушающегося мирового интеграла. Это один из постулатов русской победы и русского сознания — воспроизведение традиционного русского государства, которое было разрушено в 1991 году, и сегодня Россия влачит мучительное существование с фантомными болями. И эти фантомные боли превращаются в тенденции. И русская ящерица наращивает свой имперский хвост. Не все знают, что это. Совсем коротко: человек теряет, например, руку или ногу, ее нет, а она продолжает болеть — это и есть фантомная боль. Я понимаю фантомную боль по империи. Ее нет, но есть фантомные боли у таких людей как вы и не только. Но надежда, что это может вырасти рука, нога, или империя … Вам не кажется, что нет никаких оснований? Мы же не ящерица.
Это только у низших животных я вам говорю как биолог вырастает снова. У саламандры, у амебы… У высокоразвитых не бывает. А у тех, кто развит сверхчеловечески, у тех, кто находится под лучом, который освещает историю, небесным лучом, это случается. И русская цивилизация… — Видимо, только русская, да? Меня сейчас просто не интересует Великобритания. Да, я говорю просто о русской цивилизации. Это уместно же, правда? Так вот, империя не просто возрождается, она уже сложилась. Сегодняшнее российское государство, по словам самого Путина, — это империя. Вы договариваете за Путина.
Это национальное государство. Но — не получилось. Это ельцинское государство продолжало стремительно распадаться до тех пор, пока оно не было переосмыслено как империя. Цитирую вас: «Сегодня Россия стоит между очень близким к реализации распадом и возрождением сильной русской государственности. Третьего здесь пути нет. Всякая бодяга, разговоры о том, что нужно превратить Россию в парламентскую республику, разговоры о правах человека, независимом суде, — это все гнусь и дьявольщина». Я это высказывал не так пафосно. Как вы можете сказать, что права человека и что независимый суд — это гнусь и дьявольщина? Борьба за права человека и за правый суд длится у нас с 1991 года. Это привело нас к чудовищной катастрофе, потому что эта борьба, по существу, прикрывает бездействие, прикрывает свинство, прикрывает разбой.
Это имитация, это имитационные процедуры. Поэтому независимый суд, права человека, храмы, полные верующих, семьи, полные младенцев, — это прекрасно. Я говорю об имитациях. Это идет омерзительная имитация. Так бы вы сказали поточнее, потому что так вы не сказали. Поэтому на смену вместо этого я… — А государство еще, которое вы так обожаете, которое является вашей религией, как вы говорите, «это не институт благородных девиц, это огромное колесо, и в этом колесе хрустят кости, как сказал Мандельштам и он не хотел видеть эти кости, хрустящие в колесе. А я хочу видеть эти кости и не пожалею, если я сам захрущу в этом колесе». Вообще, вам не кажется, что в какой-то степени вы напоминаете Савонаролу? Чтобы его кости… Нет-нет-нет. Савонарола что мог?..
Он других сжигал, потому что… — Владимир Владимирович, это удел почти всех крупных людей. Не надо на это сетовать. А мы еще с вами достаточно молодые люди, Владимир Владимирович. Как вы думаете, на самом деле, наверное, не знают? Пусть его пепел летает над Европой. Поговорим о колесе, в котором хрустят кости. История, мать-история — это гигантское колесо, в котором хрустят кости. Можно этому радоваться, тогда ты — безумец. Можно это принимать как чудовищную данность и неизбежность, тогда либо ты — аналитик, либо — реальный политик. В петровское время это колесо пропустило сквозь себя половину населения России, там прохрустели эти кости.
Пушкин считал его великим царем, зодчим новой России. Вы не читали дневников Пушкина, когда он готовился писать историю Петра Первого? Если вы не читали, он выписывал все приказы Петра, которые становились все более и более жестокими. Ну, например, за вытье — сечь, когда все равно выли на могилах. Вырывать языки. В конце концов, последняя строчка пушкинская, что от этой жестокости его воротит, и он писать Петра не будет. Но вместо истории Петра он написал «Полтаву» и там были такие слова: «Грянули «ура»! Полки увидели Петра». Он обожал Петра. То же самое я могу сказать о Грозном.
Эти плахи, эти покоренные, разоренные Тверь, Новгород и Псков… Сибирь, гигантское централизованное государство. Это же было сделано не из-за садизма. А, например, пророк пророков Моисей, который вывел евреев из Египта, а потом у горы Синай треть народа переколотил своего, избил всю треть, которую он вывел из Египта. А потом водил еще 40 лет, чтобы они все умерли, чтобы те, кто вышли… — И чтобы сам умер. Не увидел бы, потому что был рабом. Это подвиг Моисея. Он изморил весь народ свой. А что, то, что он сам умер, искупает эти мучения, эти жертвы, эту жажду, эти пески, в которых чахли евреи, лишенные воды? Поэтому история, матушка-история — это огромное колесо. Нам надо на это колесо, может быть, не молиться на это колесо, ждать, что если ты связан с этим колесом идеологически, ты должен готовиться, что и твои кости прохрустят в этом колесе.
Не надо бояться этого. И, кстати, кости Моисея прохрустели в этом колесе. Поэтому я и говорю, что, может быть, и мои прохрустят, хотя, я, конечно, не Моисей. Вы сказали: «По существу, дети кинулись сжирать своих отцов. Болотная площадь, Проспект Сахарова — это начавшаяся в России оранжевая революция. Власть ощутила угрозу, она, в общем, ошалела от того, что покладистое и дрессированное животное, которое брало корм из его рук, вдруг стало кусать эти лапы. Она ошалела от этого и пребывала некоторое время в растерянности.
В стране ощущается раскол общества. Но так всегда бывает при больших переменах. Когда рушится привычный уклад. И слабые места проявляются во всем. Многое придётся выстраивать заново. И для нас это новая возможность. Возможность занять те ниши, которые освобождаются. На встрече с писателем- политики, общественники, ученые, студенты, пенсионеры.
Со своим коллегой по писательскому цеху он готов работать под звуки разрывов и свист реактивных снарядов. По словам Проханова, «художнику важно оказаться в центре» ситуации. Именно здесь, по мнению писателя, складывается «драматическая, стремительно меняющаяся русская ситуация, когда на наших глазах нарождается новое государство». Проханов уверен, что именно здесь «рождаются новые откровения».
В 90-е — авторские колонки Проханова в основанной им же оппозиционной газете стали жанром, который требовал особой смелости. Его романы, очерки, статьи — в них все: и яркий слог, и мудрость, и опыт. А герои такие, казалось бы, разные, вместе как один собирательный образ. И это образ России.
Александр Проханов
Пойма Оби-реки. Фото: Из личного архива Помню крымскую речь президента, когда слушал его в Георгиевском зале. Я видел его взволнованное лицо, в нем что-то бушевало. А сейчас он очень спокоен, сдержан. Если Путин одержит историческую победу, он станет триумфатором. Я, конечно, империалист, потому что полагаю, что жизнь России происходит в рамках империи.
Если русская имперскость исчезает, Россия рассыпается и перестает быть и страной и даже народом. Русская имперскость не в том, что у нее есть несчастные колонии, за чей счет выживают жирные метрополии. Имперскость в моем понимании — симфония сложной организации множества народов, племен, пространств, языков, укладов культур — и все это соединено внутри одного государства и требует сложнейшего взаимодействия. Новгородская Русь и была такой империей. Эти империи с Киевской переходили в Московское царство, в Романовскую империю — третья, затем в Сталинскую четвертую империю, и сейчас это все переплеснулось в бурную чашу пятой империи, наполненную слезами и кровью.
Поэтому я империалист, как бы плохо ни звучало это слово в нежных ушах либералов и демократов. Сектор газа. Фото: Из личного архива — Мое взаимодействие с властью очень сложное. Я же советский человек, был ГКЧПистом, который видел крушение советского государства, как катастрофу и все, кто потом пришел топтать мою родину и мой флаг, были моими лютыми врагами. Я пережил конец моей красной родины, я пережил пустоту, которая образовалась после крушения Советского Союза, и я пережил медленное восстановление русской государственности при Путине после Ельцина.
Это соответствует моей философии «Симфонии пятой империи», когда Российское государство проходит имперский путь свой триумфально, падает в пропасть, исчезает, а потом вновь возрождается. И я видел возрождение моей страны, сейчас нахожусь на восходящем витке ее становления, мучительном трагическом, но восходящем. Поэтому моя поддержка сегодняшних событий связана с тем, что я поддерживаю русскую историю, как таковую. Я нахожусь в синхроне с восстановлением пятой русской империи. Самое целостное мировоззрение у примитивов, у простейших — это раз.
Второе: коммунистическая идея в глубине своей наполнена христианскими убеждениями о царствие небесном. Только царствие небесное коммунисты хотели осуществить здесь, на земле со всеми вытекающими условиями, в том числе преодолением смерти. Теория бессмертия витала в умах ранних коммунистов, таких как Богданов, или Луначарский. И третье, вершина советского коммунизма — это победа. У Джунгарских ворот на китайской границе, август 1969 года.
Фото: Из личного архива Может быть, Советский Союз затевался только лишь для того, чтобы одержать победу. Победа же мной трактуется не как историческая или военная, а как явление религиозное, богословское, ибо это победа ангельских сил над адскими, райских смыслов над самыми темными адскими страшными смыслами. И поэтому краснозвездная Красная армия представляла сонмище ангелов, которые отражали демонов, украшенных фашистскими свастиками. В одном новом храме, построенном напротив Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле, прямо в проходной есть фреска поразительная. На ней несутся «Т-34», стреляющие по Рейхстагу, над танками несется ангел победоносный, а ниже идет красноармеец в шлеме со звездой и ведет за собой весь сонм русских святых.
Не святые ведут за собой Красную армию, а красноармеец. В православном сознании есть представление, что Красная армия была святая. И священная война бросает священный свет на солдат, командиров и на верховного главнокомандующего Сталина. А менялись ли ваши взгляды на протяжении жизни? В молодости я грешил церковным диссидентством, не говоря о культурном: в молодости был близок с Мавлеевым, ходил в кружок, где разворачивалось чудовищное русское подполье, населенное демоническими образами Мавлеева.
После 1991 года они вышли из-под подполья и уселись в министерских креслах. Потом меня влекло в сторону индийских практик, в том числе Йоги. Затем я переметнулся к государственникам. Но мое поклонение красному, советскому, конечно, претерпело массу трансформаций. Когда пришел Путин я постепенно через две чеченские войны и другие свои новые представления стал сторонником нового путинского государства.
Так что я меняюсь. Во мне меняются клетки, у меня меняются друзья, меняются мои знания. Он выдохся как спирт закупоренный, вместо которого осталась одна вода. И все ГКЧПисты, многие из которых были моими друзьями, это люди уходящие. Это не клубни, это ботва.
Меня это страшно разочаровало. Тем более, что я был разочарован во всех институтах советских, включая армию, в которой я служил всю свою жизнь и шел с русскими войсками.
Гора русской истории со всеми ее свершениями, со всеми ее откровениями, со всеми ее мучениями, со всеми ее падениями. И на вершине этой горы стоит храм. Не град, не крепость, а храм.
Который своими крестами, своими лучами тянется в небо, к небесам, чтобы достичь этого света и чтобы этот свет снизошел через храм, через эту гору в наши семьи, в наши гарнизоны, чтобы вдохновлял наших певцов, писателей, наших политиков, наших героев. И в истории отношений запада и России храм сражается с замком, с крепостью. И сегодня крепость, американская, натовская крепость сражается с русским храмом. А поскольку в основе вот этих представлений, о которых я сказал, лежат религиозные смыслы, то в основе русской мечты лежат райские смыслы, небесные смыслы. А в основе вот этой идеи доминирования, владычества, вот этой огромной, могучей, двигающей тысячелетиями мире силы лежат адские смыслы.
То есть, Россия постоянно сражается с адом. Хочет его попрать. Как Иисус, который сошел с креста после своего воскрешения, он с этим крестом сошел в ад, он попрал ад. И я считаю, что и сегодня российское мышление, российское мировоззрение — это носитель райских смыслов, который сейчас так жестоко и так беспощадно сражается с адом, с адскими смыслами. Это попрание ада.
Панкин: - Что бы вы сказали тем людям, которым стыдно быть русскими? Сейчас много сообщений сыпалось об этом, я их лично видел, и вы видели наверняка. Люди, которые прямо писали о том, что им стыдно быть русскими. И вот тем людям, которые сейчас уезжают. Чулпан Хаматова уехала с формулировкой, потому что ей страшно.
Что бы вы сказали этим людям? Проханов: - Я бы, во-первых, с ними не стал бы говорить просто. Они мне отвратительны. Они мне отвратительны! Я бы лучше говорил с жуками, с комарами, с клопами, с мышами, с крысами.
Но только не с ними. Если им стыдно быть русским, то мне противно думать и отвратительно думать о них. Я не хочу употреблять никакие свои аргументы для того, чтобы возвращать их в лоно человеческое. Панкин: - У Путина была какая-то альтернатива? Я имею в виду решение о начале спецоперации?
Или все-таки война так или иначе — нам Роскомнадзор запрещает употреблять это слово, тем не менее — или вот эта война, назовем ее как есть, она была неизбежна? Проханов: - У Путина не было альтернативы. Потому что Путин является заложником русской истории. Величие и драма Путина состоит в том, что вот эта русская история после своего крушения, кошмарного крушения 1991 года, и в своем восхождении, она выбрала Путина своим гнездовьем. Вот птица русской истории в нем свила свое гнездо.
И все, что делал Путин изначально, от того момента, быть может, когда он отказывался от президентства, а ему предлагали стать президентом, настаивали, а он отказывался, он несколько раз отказывался. А потом он согласился. Вот с этого момента, когда он взял на себя это бремя, он взял на себя этот крест, все, что он делал — это движение вот этой русской истории, русской контратаки. И, повторяю, Путин, который прилетел на Спарке? Или Путин, который прилетел в Дагестан, когда басаевцы атаковали Дагестан — это был Путин сегодняшнего дня.
Или Путин, который спускал на воду бореи в Северодвинске, - это Путин сегодняшнего дня. Или Путин, который выезжал на эти страшные пожарища тогда, когда горела Сибирь, и он там бил в эту рынду — это Путин сегодняшнего дня. Путин, который благословил Гергиева прилететь в Пальмиру и сыграть там свой потрясающий концерт — это был Путин сегодняшнего дня. И поэтому русская история, которая была оскорблена, которая была изувечена, которая была затоптана и которая, как пружина, она распрямлялась и распрямляется, это Путин.
И эта мечта побеждала все ужасные обстоятельства, в которые попадал русский народ. Ведь русская мечта — это гармония, возможная только при справедливости. И Россия способна внести в век смут идею этой гармонии. Значительную часть своего выступления Александр Андреевич посвятил рассказу о семи русских кодах, достойных отдельного внимания.
Мусором полон космос. Космические корабли и ракеты летят среди мёртвых отбросов, чудом избегая столкновения с ними. Борьба с отходами — планетарное дело». Множество инвалидов, не имеющих денег, чтобы купить лекарства, умирающих безвременно. Множество талантливых, одарённых людей, не сумевших в силу своей бедности получить прекрасное образование и пополнить ряды наших будущих нобелевских лауреатов. Совершив свои злодеяния, этот сенатор — не только враг государства, он не только преступил уголовное законодательство. Он враг человечества».
Александр Проханов: «Если Путин одержит историческую победу, он станет триумфатором»
На днях писателю и журналисту Александру Проханову исполнилось 85 лет. 31 января 2014 Александр Проханов дебютирует с циклом своих передач на "Русской службе новостей". Путин наградил писателя Проханова орденом Александра Невского. 5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов. Материалы по теме.
Подписка на новости Политнавигатора
- Афганский излом
- Блог: Александр Проханов
- Александр Проханов биография, фото, семья, жена и дети, взгляды 2024 | Узнай Всё
- Главные новости
- Александр Проханов о русской мечте и событиях в Газе
«Русское время — это время летописцев»
Путин наградил писателя Проханова орденом Александра Невского. юрий. Проханов не превзойдённый мастер метафоры. Александр Проханов — писатель очень непохожий на собратьев из своего поколения, он резок и угловат, мужественен и вроде бы излишне холоден, он порой нарочито натуралистичен, а.
Известный писатель Александр Проханов приехал в Изборск
Эта война открыла одно из глубинных противоречий сегодняшней России. Одна часть населения наживается на этой войне, шикует в ресторанах, а другая кладет там головы. Эта драма пагубно сказывается на сегодняшнем и завтрашнем состоянии нашего общества. Я невольно вспоминаю документальный фильм Сергея Говорухина, сына Станислава Говорухина «Прокляты и забыты» о первой Чеченской войне.
Фильм так и не вышел к массовому зрителю. А в нем-то как раз хорошо проиллюстрирована эта драма: одни деньги считают, другие — гробы. Там одна часть общества, именуемая советской или российской армией, воевала с боевиками, а в спину им стреляли не только боевики, а еще и телеканалы Гусинского и Березовского.
Страшная ситуация. Какое влияние на общество они могут оказать? Если она обернется поражением и наша политика будет названа преступной - наших воинов назовут палачами советского народа.
Какая-то часть общества действительно живет ожиданием: а вдруг все изменится, все вернется вспять. Прозападная политика, прозападная мораль. И на это указывает масса симптомов.
Если солдаты вернутся с войны с победой, задачи, поставленные президентом Путиным, будут выполнены, если на Украине не останется ни одной натовской структуры, а на их месте будут стоять наши войска — в обществе изменится настрой, и можно будет говорить о развитии. Если нас остановят на полпути, мы оставим под Украиной Харьков, Одессу, Днепропетровск, Николаев — это будет катастрофа. В послевоенной Украине снова возникнет прозападный плацдарм.
Нам хочется верить, что солдаты вернутся героями, исполненными патриотических сил, отодвинут тех, кто жировал и наживался на войне. Они придут в Думу, станут сенаторами, политиками нового времени. Этого можно желать, но думать, что все так и будет — наивно.
Чего нам не хватает сегодня для победы над коллективным врагом? Нам всего не хватает. Нам не хватает оружия, беспилотников, бронежилетов, опытных командиров, крепких хозяйственников, патриотических журналистов на телевидении.
Чудо, что мы находим в себе силы давать отпор врагам. Что мы выдерживаем натиск. Мы — подкова, которую трудно согнуть.
В нас есть глубинное русское упорство, неистовство, которое доводит русского человека до истерики, и мы рвем на своей груди тельняшку и идем на пулеметы. Информация не доходит до населения, или люди ее не считывают, им это не нужно? Создать иллюзию стабильности, иллюзию крепости.
Война, которая ушла туда — о ней говорят облегченно. Как у нас представляют героев? Мы не знаем их в лицо.
Где писатели, которые создали удивительные рассказы, где художники, пишущие картины с этими героями? А что мы видим? Повторюсь, нам всего не хватает.
Как всегда мы ведем войну с недостатком. А у них есть все: техника, людские ресурсы и самое главное — сатанинская изощренная форма воздействия на всех нас. Они еще в 1991 году заложили такие мины в нашу систему.
Вы думаете: они ушли? Они есть везде: в министерствах и ведомствах, в республиках и регионах. Но всему есть предел.
Сдюжит ли народ-победитель? Когда силы неравные остается надеяться на мужество и героизм наших воинов, и очередное спасительное чудо. Русский победный код «чудо».
У Путина не было выхода, потому что у него нет выхода из русской истории. Я не знаю, что он чувствует. Он находится в состоянии колоссальных перегрузок. Мне даже страшно подумать, что он сейчас на себе несет. Какая на нем ноша. Он, как кариатида, держит на себе вот этот осыпающийся свод мира. И поэтому у него не было никакой альтернативы.
Все альтернативы, вернее, все средства были использованы — и дипломатические, и коммерческие способы, и лукавство политическое, и уговоры, и хитрости — они все были использованы. Но к этой войне Путин подготовился. Была создана мощнейшая армия и, главное, было создано оружие, которое не позволяет сегодня натовцам сделать бесполетное небо, бесполетную зону над Украиной или вторгнуться из Прибалтики куда-нибудь в Псковскую или Смоленскую область. Поэтому у Путина не было никаких альтернатив. И у него не будет никаких альтернатив. Он у этом смысле является человеком, через которого реализуется русская история. У русской истории есть несколько великих периодов своих.
Я их называю имперским периодом. В каждом имп6ерском периоде был свой вот этот полководец, который двигал русскую историю, толкал ее, то есть, она останавливалась. В первой русской империи Киевско-Новгородской это был князь Владимир. Во второй - Московском царстве — вторая русская империя — это был Иван Васильевич Грозный. В третьей империи это был Петр Великий. В четвертой, советской, красной империи это был Сталин. И в пятой империи это Путин.
Вот это такие верстовые столбы русской истории. Поэтому, еще раз повторяю, у Путина не было альтернативы, но он ее и не искал. Потому что им двигали другие мотивы, не военные, не политические, им двигали метаисторические мотивы. Панкин: - То есть, это толчок к новому витку русского величия? Или нас ждет 100 лет одиночества? Проханов: - Как угодно можно называть. Русским величием или можно называть русским цветением.
Или можно называть русским стоицизмом. Это все по-разному может называться. Но мы выстояли после крушения 1991 года, после того, как Язов отозвал свои танки из Москвы и мы стали добычей врага и мародеров. Мы выстояли. Мы возродились и мы идем по этому пути неуклонно. Какие образы, какие формы примет это русское грядущие возрождение, не мне судить. Это покажет само время и сами люди.
Но я просто убежден, что, когда завершится вот эта драма украинская — скорее бы уж она завершилась — нам придется очень многое пересмотреть, передумать. Нам придется трудиться и молиться. Нам придется писать новые книги и новую музыку, а также создавать новые машины и целые отрасли производства. И, повторяю, в этом новом времени, времени великих трудов, священных трудов, Путин опять останется во главе вот этого похода, русского похода. Панкин: - А можно ли рассчитывать на то, что вот эта военная спецоперация — читай война — это все-таки, с учетом ее положительного исхода, это последняя война? Ну, то есть, мы воюем для того, чтобы перестать воевать. Можно ли рассчитывать на это?
Это оберегает нерушимую Русь. Знаменитости Автор Галина Албихина «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.
Потом меня влекло в сторону индийских практик, в том числе Йоги. Затем я переметнулся к государственникам. Но мое поклонение красному, советскому, конечно, претерпело массу трансформаций.
Когда пришел Путин я постепенно через две чеченские войны и другие свои новые представления стал сторонником нового путинского государства. Так что я меняюсь. Во мне меняются клетки, у меня меняются друзья, меняются мои знания. Он выдохся как спирт закупоренный, вместо которого осталась одна вода. И все ГКЧПисты, многие из которых были моими друзьями, это люди уходящие. Это не клубни, это ботва. Меня это страшно разочаровало.
Тем более, что я был разочарован во всех институтах советских, включая армию, в которой я служил всю свою жизнь и шел с русскими войсками. Эта армия трусливо убежала из Москвы, бросила на произвол свое государство. И госбезопасность, которая, по существу была инициатором перестройки и создала эти ужасные условия. Они не арестовали Ельцина и дали ему возможность влезть на танк и провозгласить свой ельцинизм. У дворца Масхадова. Вторая чеченская война, 1995 год. Фото: Из личного архива Поэтому мои мировоззрения менялись.
Кстати, я вступил в эту пору безвременья, после 91-го как лютый оппонент ельцинизма и всей этой власти. Я все время гнался за историей, которая для меня актуальна. Не за той историей, когда кто-то сражался на Куликовском, Бородинском или на Прохоровском поле. Не за историей русских царей, князей. Я гнался за историей, которая меня обгоняла — моя собственная история. Так случилось, что в какой-то момент стал певцом боевых колесниц. Я такой пахарь: шел за плугом и выпаривал из этого грунта мои исторические книги, мои романы.
Реставратор Борис Скобельцин и актер Лев Коптев в отплывающей ладье. Псков Фото: Из личного архива Ну, вот из последнего у меня создан такой сериал, где я еще раз прохожу свою судьбу: роман «Он» — о моем советском детстве, роман «Надпись», где я становлюсь уже таким художником и писателем, роман «Меченосец», где я рассказываю, как я увидел трансформацию нашего государства, страны и наших спецорганов, превратившихся в орган гробоносцев Советского Союза. И наконец, роман «День», где я рассказываю о газете «День», как о трибуне, баррикаде сопротивления, которая сгорела в огне 1993 года. Вот эти мои книжки одной серии, они переиздаются. И я был бы счастлив увидеть их в день моего торжества. Конечно, связан роман с газетой. Герой романа о жизни на баррикадах, о том, как сражался на баррикадах 1993 года, а до этого — он сражался в Приднестровье, о том, какие политические силы были вокруг него.
Там же был вихрь событий и людей, вся патриотическая среда самая разная: от радикалов красных — Анпилова до Баркашова, метафизик Александр Дугин еще был молодой, там был Лимонов, Зюганов. Вся патриотически думающая страна находится в некотором замешательстве и некотором даже надрыве. Операция, замышлявшаяся, как быстрый военно-политический процесс затянулась, и некая степень неготовности обнаружилась: С женой Людмилой и дочкой Анастасией. Фото: Из личного архива Одни люди страшно озабочены, другие раздражены, третьи наполнены ненавистью, четвертые наполнены злорадством по этому поводу. Я принадлежу к тем людям, которые согласны с тем, что государство рассчитывало совсем на другое, оно не хотело этих великих сражений с Западом, потому что в глубине души оно было западным. И вот эта конфронтация во многом застигло страну врасплох. Она изменилась.
Недаром Путин говорит «Нас обманули в очередной раз». И теперь столкнувшись с колоссальным сопротивлением, с этой скалой, государство не готово и вынуждено на ходу исправлять свои изгибы и переломы. И я делаю все, что в моих силах, а их немного, конечно, чтобы эти переломы как можно быстрее зажили и мы смогли сражаться достойно. В чем аналогия? С респиратором на груди в Чернобыле, 1986 год. Фото: Из личного архива — Это, конечно, метафоры. Но аналогия простая, она просматривается: после краха советского государства и после мертвой зоны 90-х годов Путин является новым архитектором России и в этом смысле он подобен тому вождю Сталину.
В этом его роль историческая похожа, при всей разнице его методик, его внутренних политических и психологических черт. Конечно, когда этому государству грозит смертельная опасность, он защищает его, как Сталин от Гитлера и фашистов — в этом моя историческая аналогия, но никак не аналогия политических методов. Прохан — по-украински это тот человек, который кочевряжится и любит, когда его упрашивают.
вести недели
Это по существу дела биография писателя ова, рассказанная им самим. Последние новости о персоне Александр Проханов новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель.
Александр Проханов о русской мечте и событиях в Газе
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
При обыске в его доме, в комнатах его дворца были найдены тюки, набитые долларами и евро. Вся его родня — граждане кто Израиля, кто Англии, кто Америки. Иные из них бывают на Украине, другие — в Африке с её золотом и алмазами.
И охватывает ужас от этого точечного ареста. Если долго, часами, смотреть на точку, то постепенно эта точка превращается в бездну, и ты со своей потрясённой психикой проваливаешься в преисподнюю. Точечный арест Тимура Иванова ведёт в преисподнюю российской коррупционной системы. Великий французский палеонтолог Кювье отыскал окаменелый клюв древней птицы.
И по этому клюву сумел построить скелет всей птицы: каждую косточку, каждый коготок, а также её плоть — её сердце, желудок, лёгкие, а также её оперенье: перья хвоста, крыльев, хохолка, их форму и даже цвет. Ибо птичий клюв содержит информацию о всей птице. О её среде обитания, о её кормовой базе, о путях её миграции. Кювье обладал столь мощным знанием, универсальной способностью видеть в частном общее, гениальной проницательностью, что это позволило ему совершить великое палеонтологическое открытие.
Разорение мелкого и среднего бизнеса, обнищание народных масс, бесчисленные обещания, которые не выполнялись, превращали многих патриотов из ревностных сторонников Кремля в оппозиционеров и сближали их с радикальными либералами», — пишет Проханов на портале KM. По мнению автора, население ожидало, что президент сформулирует «концепцию русского развития, формулу нового рывка», однако этого не произошло. Проханов пишет об угрозе переворота в России и последующего хаоса. Мы опять стоим перед угрозой нового колоссального разрыва, когда постсоветское ельцинско-путинское государство, просуществовав тридцать лет, замерло на краю чёрной исторической ямы. Как избежать падения в яму?
Автор считает, что после присоединения Крыма «началась новая русская эра». Это была пора ликования. Народ, прозябавший в сумерках, возвысился духом, воскрес», — считает Проханов. По мнению писателя, «цветущий Крым» предвещал будущее для народа-мечтателя, а спустя годы все изменилось. Тень Ельцина, как туча, закрывает крымское солнце.