Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны. Описание картин с названиями Василия Григорьевича Перова. Биография художника. Перов Василий Григорьевич — выдающийся русский художник-пейзажист и жанровый мастер XIX века. Картины Перова обычно относят к жанровой живописи.
Добавление комментария
- Остросоциальное творчество Перова
- Жанровые картины Перова : Мир искусства
- «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)
- Василий Перов - великий русский художник: teachron — LiveJournal
- 5 картин передвижников, которые должен знать каждый - Новости
12 знаменитых картин Василия Перова
Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры. В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками М. Скотти , А.
Мокрицкого и С.
Он посетил также художественные центры Германии, но вернулся ранее срока, так как стремился к изучению и изображению русской жизни. Повышается его живописное мастерство. В это время созданы произведения, выдвинувшие Перова в число известнейших жанристов не только России, но и Европы. Перов Василий Григорьевич пишет картины "Монастырская трапеза", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Птицелов" и другие. Им созданы проникнутые лирической грустью, созвучные гражданской лирике Н.
Некрасова произведения, среди которых картины: "Проводы покойника", "Утопленница", "Последний кабак у заставы". Василий Григорьевич Перов создал блестящую галерею портретов современников А. Островского, Ф. Достоевского, А. Писемского, А. Рубинштейна и других.
Она и в охотничьих рассказах на привале, и главное в тесном общении человека с природой. Соответственно большое значение в картине Перова приобретает пейзаж. При этом его роль уже несколько иная, чем в картинах 60-х годов. Там природа выступала по преимуществу как средство создания определенного психологического настроения, здесь художник стремится передать обаяние порыжелых красок осени, прохладу воздуха, манящую широту равнинных далей. Существенной составной частью входит в картину натюрморт. Медь охотничьего рожка, оперение убитых птиц, пушистая шкурка мертвого зайца переданы художником с большим мастерством. Слева: «Голубятник», справа: «Рыболов» Помимо двух названных картин Перовым было создано еще несколько произведений подобного жанра: «Рыболов» 1871 , «Голубятник» 1874 и примыкающий к ним по характеру «Ботаник» 1874.
Все эти картины имеют между собой то общее, что показывают человека в единении с природой.
Характерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику. В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия. Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски». Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников» Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго — в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».
После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими. Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит. Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя. Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы — это трудное и необходимое упражнение. Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине» Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы». Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта.
В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова. На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку. Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна» Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского — художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том — не вступать с ней в конфронтацию. Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали — он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства. Пятая выставка произведений ленинградских художников 1976 года. Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября.
Осенняя выставка произведений ленинградских художников. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А.
Василий Григорьевич Перов: биография, творчество, лучшие картины русского художника
Василий Перов. Присоединившись к объединению «передвижников», художник стоял на позициях критического реализма, выбирая для своих полотен непростые, но важные темы. Отцом будущего живописца был барон Григорий Карлович Криденер, служивший в одной из сибирских губерний прокурором. Мать Василия Перова — тобольская мещанка Акулина Иванова. Родители Василия Григорьевича обвенчались уже после его появления на свет, однако по существовавшим в те времена правилам Криденер не смог дать ни фамилию, ни титул сыну. Ребенок был приписан к мещанскому сословию и получил фамилию крестного — Васильев. Перовым его стали звать уже в годы учебы — выяснилось, что у мальчика каллиграфический почерк.
Так и закрепилась эта фамилия за художником. В 1853 году Василий Перов становится студентом Московского училища живописи под патронатом Академии художеств. Оно славилось значительной свободой от академического регламента, и начинающие живописцы могли позволить себе проявлять немалую фантазию при выборе сюжетов. Пользуясь этой возможностью, Перов предлагает совету учебного заведения эскиз картины «Сельский крестный ход на Пасхе». Увы, по цензурным соображениям его идею все же отвергли, но художник не отчаялся. Он предлагает новую работу «Проповедь в селе» , однако трудиться над «забракованным» эскизом не прекращает.
Именно «Сельский крестный ход на Пасхе» стал первой картиной Перова, купленной в 1862 году для собрания Третьяковской галереи. К тому моменту художник уже получил Большую золотую медаль Академии художеств и готовился к трехлетней поездке за границу. Планы Василия Перова едва не сорвал скандал, разразившийся из-за злополучного полотна. Художника критиковали за то, что героев картины он изобразил нетрезвыми и нищенски одетыми. Дошло до того, что к коллекционеру Павлу Третьякову обратились из полиции с требованием больше не экспонировать «Сельский ход».
Бурлаков художник увидел на Неве. Они произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с живописной природой. Свидание Картина, законченная в 1883 году, изображает самых бедных представителей русского народа. Юноша был отдан в город в подмастерья. Мать пришла его навестить, привезя из гостинцев только лепешку хлеба. Смерть переселенца Знаменитая картина реалиста Иванова 1889 год иллюстрирует внутреннюю миграцию в России.
Почему художник не закончил тогда портрет жены, я не знаю. Может быть, из-за её болезни? Этот портрет я видел только на репродукциях: Портрет Елены Эдмундовны Шейнс не окончен. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Портрет Елены Эдмундовны Шейнс не окончен. Среди портретов родственников жены и покупателя своих картин купца Г. Хлудова, Василий Перов напишет и один весьма необычный портрет: «Фомушка-сыч». Вот как описать выражение этого лица? А на "литературном небосклоне" России стала разгораться новая звезда - печатавшийся с 1865 года в журнале «Русский вестник» отдельными частями роман Льва Толстого «Война и мир», в 1868 году вышел отдельным изданием. В том 1868 году Некрасов возглавил журнал «Отечественные записки», в котором, кроме общего руководства, отвечал за отдел поэзии, а отделом беллетристики руководил Салтыков-Щедрин. Привлекли к участию в журнале и А. Островского, и теперь практически все его пьесы стали появляться именно в нём, начиная с комедии «На всякого мудреца довольно простоты», опубликованной в 11-м номере за 1868 год. Ну а в журнале «Русский вестник» начали в том году печатать роман Достоевского «Идиот». А вот Василий Перов, на мой взгляд, как и в своё время Павел Федотов, просто устал от обличений. И он пишет, по сути, свою последнюю значимую жанровую картину. Для она меня буквально пронизана тоской и безысходностью: «Последний кабак у заставы». Тускло-красноватые окна кабака «Разставанье» на окраине города. Безучастное ожидание возвращения пьяных ездоков. Дорога не как стремление куда-то, а как невозможность вырваться из тоскливого однообразия. Показывая "свинцовые мерзости жизни", не добиться её "исправления". В 1869 году у Василия Перова умерла жена, а потом - двое старших детей. В живых остался только младший сын Владимир. В тот тягостный для художника год он пишет только портреты, как своего приятеля по охоте - врача В. Безсонова, так и покупателя картин А. Борисовского и просто купца Н. Ланина, скорее всего, чтобы просто "прокормиться". Свои работы, как и прежде, он представляет на выставки МОЛХ. И если раньше награды этого общества "доставались" его жанровым картинам, то теперь первой премии был удостоен портрет В. И вот именно в тот год Павлу Третьякову пришла в голову мысль создать портретную галерею известных российских писателей, учёных и общественных деятелей. И первый свой заказ он делает именно Василию Перову - написать портрет писателя и драматурга А. В том же году Третьяков знакомится с Иваном Крамским , уже известным в ту пору портретистом и будущим лидером передвижников. Вот Перов и Крамской и создадут для Третьякова портретную галерею по его заказам. А в тот год портрет Писемского у Перова получился вот как: Портрет А. Портрет А. С того времени возникает дружба между Перовым и Саврасовым. Как тогда выглядел Василий Григорьевич, можно судить по его автопортрету 1870 года, который я поместил в начале публикации. А вот его первой, по сути "не обличительной" картиной к которым уже Перов не вернётся , становится картина «Птицелов». Для страстного охотника и любителя природы во всех её проявлениях, этот сюжет не случаен, но "общество" от обличителя и утешателя Перова такого никак не ожидало: «Птицелов». Эту картину у художника приобрёл младший брат Павла Третьякова - Сергей Михайлович. По его же заказу Перов написал в том году портрет Н. Рубинштейна, основателя, директора и профессора фортепианного класса открытой в 1866 году Московской консерватории. Считается, что "пейзаж" у «Птицелова» написал Алексей Саврасов. А вот Перов "помогал" ему писать картину «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» в следующем году. Вот такие тогда были отношения между этими такими разными художниками и людьми. А вот Василий Перов в 1870 году за картины «Странник» и «Птицелов» удостаивается звания профессора. В том же году Василий Григорьевич написал небольшую картину, у которой я всегда задерживаюсь в Третьяковской галерее: «Спящие дети». Сюжет и мотив были найдены художником ещё в парижском «Савояре» 1863 года. Но как он "залил" солнечным светом этих русских босоногих девочку и мальчика! Думается мне, что когда Перов писал эту картину, он думал о своих умерших детях...
Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины. Перов Василий ГригорьевичКартины художника Он несет перевернутую икону. Утро чиновника, получившего первый крестик". Соответственно большое значение в картине Перова приобретает пейзаж. Перов будучи казначеем московского отделения допустил копеечную неточность в отчете. Достоевский, 1872 А. Ученики мастеровые везут воду" показана безотрадная жизнь подростков-мастеровых. Камынин 1872 оба — там же , полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной для русской портретной традиции тех лет напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма как в портрете Ф. Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает товар. В 1882 г. Перова резко ухудшилось. Мы пошли вместе. Даль, 1872 Ф. Позже его поселил у себя учитель С. Зарянко, в доме которого было хотя и «строго, без нежничанья, да тепло, светло, разумно». Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. Начало 1870-х годов ознаменовалось переменой в творчестве: остросоциальные полотна уступили место жанровым зарисовкам провинциальных типов, написанных психологически достоверно, с массой интересных деталей: «Птицеловы», «Охотники на привале», «Рыболов», «Голубятник». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть. Около крыльца валяется пьяный мужик. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале». На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского. Когда же в 1868 году срок закончился, его продлили еще на два года. В этом портрете художник создал образ русского интеллигента, «общественной совести» своего времени. Но художник решил подчеркнуть его введением третьего персонажа — скептического мужика, почесывающего за ухом. Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов «Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все — Третьяковская галерея. Картины — Перов, Василий Григорьевич Однако не каждый мог себе это позволить, а кто мог — предпочитал заниматься живописью. Возложенные обязанности исполнялись им со всей добросовестностью, до самой его кончины. В 1875 г. Перова «Тетушка Марья», в котором автор вспоминал о создании «Тройки» и о трагедии бедной женщины Марьи, потерявшей своего сына Васеньку, который послужил моделью ключевой фигуры картины. Почти сразу по возвращении из-за границы Василий Перов написал удивительную картину, без которой теперь невозможно представить русскую реалистическую живопись, — «Тройку». Василий Григорьевич Перов краткая биография. Однако художника мнение критиков несмущало ив1862 году оннаписал следующее социальное полотно «Чаепитие вМытищах». Спор о вере» 1880-1881 , так и остались незаконченными. В 1870-х гг. После этих работ юность художника закончилась, а над его головой нависли неприятности. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева — дочь Нагорнова. По своей коллизии и сатирической направленности близка искусству П. Птицелов, 1870. Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. История зарубежного искусства. Ссутулившись иобхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит вугол комнаты. Картины 1870-х гг. Работа продолжалась с 1873 по 1879. По своему сюжету картина представляет сцену «охотничьих рассказов». Родился в Тобольске. Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». Они не потребовали возмещения даже стоимости железнодорожных билетов. Картина была написана. Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. Они часто ездили на охоту по птице. Зарянко, А. Критик В. Стасов восхищался работой.
Смотрите также
- Перов Василий Григорьевич — русский художник
- Василий Григорьевич Перов, биография и картины
- Перов Василий Григорьевич (1834-1882)
- Картины Василий Перов
- перов художник картины самые известные
- Как понимать картины?
Василий Перов - великий русский художник
Редкая картина Василия Перова «Охота на медведя зимой» (1879) была продана на аукционе в Москве за рекордные 76,7 млн рублей при оценке около 56 млн рублей. Перов Название картины: «Последний кабак у заставы» 1868 год (с описанием) Автор: Василий Григорьевич Перов Размер: 51.5 х 65.8 см. Техника: холст, масло. Василий Перов — художник-реалист и его полотна: факты о живописце и его творчестве. Статистика аукционных продаж произведений русских художников: картин, скульптур, антиквариата. Последней ученической работой Перова стала картина «Первый чин», которая принесла молодому художнику Малую золотую медаль.
«Скорбный певец Руси» – народная и личная трагедии Василия Перова
Художник о Художнике. » В картине «Голубятник» Перов изобразил юношу на крыше на фоне синего неба, с гла-зами, устремленными ввысь. Эта картина сделала Перова «художником великой скорби народной» и принесла заслуженное звание академика. Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Василий Перов: картины, биография художника.
Перов Художник Картины С Названиями
Выставляясь со своими картинами, профессор удостаивается многих похвал от писателей и коллег. Художник иногда пишет портреты. Василий Григорьевич попробовал себя в роли писателя. Он издавался в журнале «Пчела», описывая некоторые ситуации из жизни и воспоминания. Работы более позднего периода значительно уступают предыдущим работам. Да и жизнь преподнесла художнику немало «сюрпризов». Сначала умерла его любимая жена, потом он похоронил своих двух старших детей.
В 1874 году Перов заболел чахоткой. В те времена она не лечилась известными медикаментами.
Более или менее пытается слушать проповедь небольшая группа крестьян, которые стоят рядом, пока богачи сидят. Но, судя по их нищенскому облачению, вера им в мирской жизни не особо помогает. А на заднем плане люди смотрят не на проповедника, а на человека с бумагой в руках. Она для них актуальнее. Многие считают, что это манифест об отмене крепостного права. Композицию можно разделить на две части.
На первом плане мы видим богатый стол, где сидят монастырские «насяльники». Они явно предаются чревоугодию. Один подгоняет официанта, чтобы тот быстрее откупоривал очередную бутылку вина. Другой самый близкий к зрителю уже объелся. Но от жадности он то, что не смог впихнуть в себя сразу, пытается прихватить с собой, завернув в платок. А тем временем к их столу несут на блюде осетра. Возможно, осетр изображен в качестве просто дорогого блюда. Но может, это и еще один намек.
Изображение рыбы было долгое время одним из символов христианства. То есть то, что прежде для христиан было символом веры, для современных «духовных лидеров» превратилось в то, чем они с большим аппетитом кормятся. Рядом с богатым столом лицемерно распластался еще один монах, уронив при этом свой крест на пол. За этот стол его пока не позвали, но он уже выбрал, к чему стремиться. Другой монах пытается зазвать к столу богатую пару и не обращает внимание на нищенку с ребенком. Мы видим хорошо одетую барыню, а рядом с ней пожилого господина. Его высокое положение подчеркивает орден. По форме и цвету 8-конечная звезда с голубоватой серединой похоже, что это орден Андрея Первозванного, высшая государственная награда Российской империи.
При этом судя по лицу барыни, ей и самой не хочется лезть в их серпентарий.
Бурлаки на Волге Картина, созданная в 1870—1873 годах, изображает артель бурлаков во время работы. Они тянут на бечеве суда против течения реки. Бурлаков художник увидел на Неве. Они произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с живописной природой. Свидание Картина, законченная в 1883 году, изображает самых бедных представителей русского народа. Юноша был отдан в город в подмастерья.
Левитан вызвал писателя на дуэль, но по счастью друзьям удалось ее расстроить. В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова. Молодой охотник, увлеченный рассказами старших товарищей, - 26-летний Николай Нагорнов - будущий член московской городской управы. Знатоки охоты, отдавая должное познаниям Перова в области этого дела — он сотрудничал в журнале «Охота и природа», находили неточности в изображении. Тушка зайца-русака, например, странным образом не повреждена - по правилам псовой охоты, убитого зверька нужно было ткнуть ножом между лопаток, отрезать ему передние лапы и вставить в седло. Не понятно, как героям удалось разом порешить лесную птицу и зайца — обитателя полей. Случайным выглядит рожок на картине - его использовали на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но стаи гончих здесь не наблюдается. А брошенное на землю ружье — и вовсе ни в какие ворота. Опытный охотник никогда не положит его дульной частью на землю, дабы не засорить канал ствола. Напился до чертиков в 13 лет «Говорящая» фамилия у будущего художника появилась случайно. Вообще-то он Васильев, но и это не по рождению — внебрачного сына губернского прокурора, барона Георгия Григория Карловича Криденера записали на крестившего его дьячка. Мать, Акулина Ивановна, сошлась с Криденером, похоронив первого мужа. Некоторое время родители Василия жили не венчанными и хотя позже скрепили союз в церкви, их сыну не достались ни фамилия, ни знатный титул. И быть бы ему Васей Васильевым, если бы не способности к рисованию. Отец отдал сына в частную школу в Арзамасе — тот выписывал пером буквы так искусно, что заслужил соответствующее прозвище, которое со временем и стало фамилией. Однажды вместе с однокурсниками 13-летний Василий был зван на именины одной из барышень. Оторвались так, что домой юношу доставил извозчик в совершенно пьяном виде. Перов чудом не был отчислен, а матушка, Акулина Ивановна, взяла отпрыска под особый контроль. О личной жизни художника известно не много. Но всего через пять лет супруга, а следом за ней двое старших детей умерли. В живых остался только младший сын Владимир — он тоже стал художником. Через пять лет после смерти первой супруги живописец женился снова. Детей в браке не было, но он они появлялись на его полотнах — и было понятно, что автор всем сердцем любит и жалеет своих героев.
Картины Василий Перов
Остросоциальное творчество Перова (Наталья Швец) / Проза.ру | От картин Перова не возникает тягостного впечатления. |
Перов василий григорьевич картины (48 фото) | Перов Василий Григорьевич Картины Perov Vasily HD Pictures. В этом видео представлены жанровые картины русского художника Василия Перова. |
Василий Перов – художник – глас народа | Василий Григорьевич Перов — не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. |
Перов Василий Григорьевич: картины, их названия и описание
Но статус мальчика это не изменило — он был обречён на биографию неприметного для родственников человека, в отличие от единокровных братьев и сестры. Трагичность ситуации заключалась ещё в том, что из всех оставшихся в живых сыновей барона Криденера Василий был старшим. В документах мальчик был записан как мещанин, получив фамилию благодаря крёстному, дьяку Васильеву. Перовым он стал гораздо позже — это прозвище появилось с лёгкой руки дьяка, преподававшего чистописание и видевшего успехи ученика. Первые навыки по живописи и рисованию он получил в уездной художественной школе Александра Ступина в городке Арзамас, куда он поступил благодаря стараниям отца - он уже тогда видел творческие способности сына и устроил 13-летнего мальчика на учёбу. Наставник также отмечал талант юного художника, но Василий не смог закончить обучение из-за конфликта с другим учеником.
В 1853 году Василий приехал в Москву и начал обучение в училище ваяния, зодчества и живописи.
Совершенствовался в Париже, где был пенсионером Академии художеств 1862-1869. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества 1871-1882. Автор жанровых полотен, портретов современников, видный художественный деятель.
Рядом с ним лежит споткнувшийся дьячок с кадилом в руке. Хозяйка приводит в чувства хозяина дома, поливая его голову водой. В центре картины изображены поющие мужчина и женщина, которые несут крест и икону Казанской божьей матери; оба — с опущенным взглядом. В их образах, как и, скорее всего, в голосах, нет ничего духовного. Рядом с ними идет старик, держащий икону ликом вниз, но не замечающий этого. Перов безжалостен в обличении ханжества, лицемерия и слабости духа главных героев. В левой части картины, спиной к зрителю, словно символично отрицая происходящее, изображены зажиточные крестьяне в хорошей одежде и сапогах. Их стать и осанка дают основание полагать, что это — лишь вынужденные участники шествия, отдающие дань традиции, но не одобряющие ее. Чаепитие в Мытищах. Однако Перова это не смутило, и он продолжил писать произведения на социальные сюжеты. Через год было создано очередное обличительное полотно, посвященное духовенству — «Чаепитие в Мытищах» — и противопоставляющее тучного монаха-чревоугодника и инвалида войны с нищим мальчиком. Сострадание к меньшим и слабым Несмотря на противоречивое восприятие творчества Василия Перова, он получил золотую медаль, дающую право на заграничную поездку за казенный счет. Художник отправился в Париж, в котором, как выяснилось позже, ему было совершенного нечего делать. Он впал в тоску и там, на чужбине, пришел к более ясному осознанию того, насколько близка ему Россия, насколько он чувствителен к происходящему на родной земле и насколько бесполезен за ее границами. Он написал в Академию письмо с прошением возвратиться раньше положенного срока и вскоре покинул Францию. Дома художник с большим энтузиазмом принялся за работу. Еще одной серьезной темой в творчестве мастера стало сострадание: в работах «Тройка» и «Проводы покойника» Перов проявляет себя не только как великий художник, но и как тонкий психолог. Воздействуя на сознание зрителя, встревожив его и задев за живое, картины мастера остаются в памяти человека навсегда. Перов «Тройка», 1866 Источник: Государственная Третьяковская Галерея «Тройка» рассказывает о нищих детях, которые, чтобы заработать свою копейку, вынуждены тяжело работать. На салазках они тащат по гололеду огромную бочку с водой. Художник описывает историю в деталях, позволяя рассмотреть изможденные лица героев, их гнилые зубы, одежду, состоящую из лохмотьев или обносков не по размеру, и почувствовать всю тяжесть детского труда.
Глубокий художник тем и познаётся, что изучает, подмечает все эти особенности, и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно». Как понимать картины? Людям XXI века могут быть не совсем понятны сюжеты, изображённые Перовым. Именно поэтому при знакомстве с его произведениями очень важно обращать внимание на названия благо, они максимально ясные и чёткие! Они помогают разобраться, в чём, собственно, драматичность той или иной ситуации. Приведём несколько примеров. За столом сидит сытый поп, который не замечает просящих у него милостыню мужчину обратите внимание на орден на его груди — похоже, он бывший военный! Какая горькая сатира! Чаепитие в Мытищах, близ Москвы Или, скажем, «Проводы покойника». Перов запечатлел трагический момент из жизни одной простой семьи: вдова и двое детей на худой лошади взгляните на рёбра!
картины художника перова
Василий Перов в это время не только работал над своей новой "антиклерикальной" картиной, но и "устраивал" личную жизнь, женившись осенью на Елене Эдмондовне Шейнс. Перед тем, как вместе с женой отправиться "за казённый счёт" за границу, художник закончил вот эту картину: «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы». Конечно, противопоставление монахов и нищих выполнено нарочито тенденциозно. Конечно, и "главный персонаж" подан карикатурно. Но я включаю эту картину в свой список хотя бы за то, что выражение «чаепитие в Мытищах» с тех пор прочно вошло в русский язык! Эту картину, своеобразную иллюстрацию отношения имущих к «униженным и оскорблённым», вновь купил Козьма Солдатёнков. И считаю тут нужным заметить, что в нахождении тем и мотивов Василий Перов выделяется среди всех без исключения российских живописцев! Вот даже в своих, по сути, ученических картинах, он первым "разработал" и антиклерикальную тему, изображая служителей церкви не "возвышенно", а как обычных людей, со всеми присущими им недостатками. И «чаепитие в Мытищах» впоследствии "породит" как множество чаепитий с обязательным традиционным русским самоваром, так и картин "столкновения" представителей "верхов" и "низов" общества. Ну а пока Перов отправился с женой через Германию в Париж "главным российским художником-обличителем".
Но, как оказалось, "обличительный период" творчества русского живописца на этом закончился! Дело в том, что во Франции Перов просто... У основоположника российских жанровых картин просто не получалось найти подходящей темы! И "вжиться" во французскую жизнь, скажем, в отличие от Карла Гуна , у него тоже не получалось. Василий Перов брался за разные сюжеты из французской жизни, но ни одну из многофигурных картин не смог довести до конца! Он сделал несколько вполне законченных небольших этюдов и картин уличной парижской жизни: «Шарманщик», «Слепой музыкант», «Парижские тряпичники», и "наткнулся" на тему, которой впоследствии уделит немало своих работ - нищее, несчастное детство. Дети ведь - универсальны для всех стран и обществ, вот потому у Перова и "получился" маленький французский оборванец Савояр: «Савояр». А что тогда происходило в России? А, в частности, вот что: во вновь открытом журнале «Современник», в 1863 году был напечатан роман «Что делать?
В феврале 1864 года Чернышевский, «враг Российской Империи номер один», был осуждён на 7 лет каторжных работ и вечное поселение в Сибирь. В июле того года он был доставлен через Иркутск на солеваренный завод, а вот Василий Перов в том же месяце написал письмо в Совет Академии художеств, в котором "по примеру" Михаила Клодта просил разрешения вернуться на родину. Очень характерно, что в своём письме Перов писал о своём желании быть «полезным отечеству»! И для него, и для многих "прогрессивных" российских художников того времени, и для будущих передвижников именно «полезность» живописи была мерилом художественной ценности картин! Ну и нужно тут отметить, что картины, выставленные на Парижских Салонах 1863 и 1864 года а там, к примеру, был и «Завтрак на траве» Эдуарда Мане , "прошли мимо" Василия Перова. Но вот качество письма русского художника за время пребывания во Франции заметно улучшилось! В ней тема нищего несчастного детства нашла исконно русское воплощение: «Проводы покойника». Вот посудите сами, сколько тем одной картиной Перов "подарил" и себе, и другим многочисленным художникам: и нищие дети и безрадостные похороны, и бытовая сцена не просто зимой, а на зимней дороге. Конечно, "с лёгкой руки" Михаила Клодта , который был неистощим в поисках мотивов для пейзажей, мотив безрадостной дороги был уже им "предъявлен" «Большая дорога осенью» 1863 года.
Но вот зимняя дорога, и не весёлая тройка под ярким солнцем, а простецкие сани под хмурым небом, а также скорбь привыкших к несчастьям и сострадание к ним - тут мотивов нашлось для многих художников на много десятилетий! Современники усмотрели в этой картине ещё и "иллюстрацию" к поэме Некрасова «Мороз Красный Нос», написанной в 1863 году. Кстати, в десятом номере журнала «Современник» за 1865 год, Некрасов опубликовал своё стихотворение «Железная дорога», позже названное одной из самых политически опасных публикаций. Ну а Перов в тот год в Москве начал писать ещё несколько картин, некоторые из них, например, "антиклерикальная" «Монастырская трапеза» окажутся незаконченными. И продолжая писать обличительные картины, которые сейчас справедливо относят к жанру критического реализма, художник в них же создаёт сквозную тему - сострадание. Причём это сострадание Перов выражает к самым разным "персонажам" тогдашней российской жизни. Вот "говорящие сами за себя" названия картин, написанных им в 1865 году: «Проводы покойника», «Гитарист-бобыль», «Дворник, отдающий квартиру барыне», «Мальчик-мастеровой», «Очередь у бассейна». Василий Перов представил свои картины, и "французские", и только что написанные в России, на выставках двух художественных обществ - петербургского ОПХ и московского МОЛХ - и на обеих получил первые премии! И вот что характерно, так это то, что покупателями его картин всё больше становились представители московского купечества: его первый покупатель Хлудов купил тогда «Очередь у бассейна» , Солдатёнков «Проводы покойника» , младший брат Павла Третьякова Сергей Михайлович «Слепой музыкант».
Сам Павел Михайлович Третьяков был в то время "очень занят" другими делами: в августе 1865 года он венчался с Верой Николаевной Мамонтовой. Дерево, масло. Эта небольшая картина как, впрочем, и все другие у Перова вызвала появление многочисленных картин так называемого «малого жанра», с типичным, "всем" понятным, занимательным, сатирическим либо назидательным сюжетом из жизни "городских обывателей", хорошо знакомых, скажем, по тем же пьесам А. К тому времени было опубликовано более двадцати пьес этого драматурга, включая, например, такие, как «Свои люди — сочтёмся», «Доходное место», «Гроза», «Женитьба Бальзаминова». А в тот год в Российской литературной и общественной жизни происходило много чего: в январском номере журнала «Современник» был опубликован пролог поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Печатание сопровождалось "цензурными гонениями", но в апреле 1866 года состоялось первое покушение на российского императора Александра II. После него под обыски и аресты попали и сотрудники либеральных изданий, и как следствие выстрела Дмитрия Каракозова «Современник» навсегда был закрыт в мае 1866 года. С января того же года в консервативном журнале «Русский вестник» из номера в номер печатался роман Достоевского «Преступление и наказание». Ну а 25-летний Дмитрий Каракозов, стрелявший в императора, в сентябре 1866 года был повешен при большом стечении народа.
Присутствовавший там Илья Репин сделал зарисовку Каракозова перед казнью. Ученики-мастеровые везут воду». На этой, "громадной" для Перова картине, "сошлось всё": и униженные и оскорблённые, и несчастные нищие дети, и сострадание к ним, и обличение несправедливого уклада жизни, и беспросветность российской зимней дороги.
Лукавый писарь боится смотреть начальнику в глаза и одновременно пропустить хоть одно его слово. Становой что-то сердито выговаривает обвиняемому и готовится принять угощение от бородатого мужчины с подносом.
Приговор уже вынесен, и не в пользу юноши. Это понимает и опечаленная женщина у порога, и мужик, готовящий розги для наказания. Эмоциональная составляющая родственников заметно различается между собой. Самая старшая из женщин — мать умершего, которая уже выплакала все слёзы и, обессилев, припала к земле. Справа, видимо, сестра усопшего.
Она тоже беззвучно плачет. Спокойнее всех к утрате относится вдова. Ей особо некогда горевать, ведь у неё на руках грудной ребёнок. Она к тому же успевает взглянуть украдкой из-под платка на проходящего мимо постороннего мужчину — жизнь продолжается. Первая из них хранится в Саратовском художественном музее.
Если есть тот, Кто способен воскрешать, так есть и Тот, Кто способен судить. Нам остается веровать и не судить. Смотреть на Христа распятого. Читать Евангелие. Стремиться к простоте. Чуждаться беззакония.
И заботиться о тех, кому нужна помощь. Ведь фигура нищенки так и остается одинокой — о ней не позаботился никто. Может быть, это то, что можем сделать мы с вами? На первый взгляд, картина изображает сущее безобразие: священник нарезался в дугу, да еще прямо в момент богослужения, в наиболее почитаемый православными церковный праздник. Да и остальные участники процессии ведут себя не лучше. Так, да не так.
Священник на картине и вправду пьян. А вот крестный ход — совсем не крестный ход вокруг храма в пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим. Посмотрите внимательнее. Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы церковь виднеется на заднем плане ; крестный ход поворачивает по часовой стрелке крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки. Дело происходит на закате а не в полночь. Что же тогда мы видим?
Начнем объяснение с того, как формировался заработок приходского священника в старой России. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. Некоторые причты на начало 20 века — приблизительно каждый шестой получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума. Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. Церковный причт священники, диаконы и псаломщики имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли. Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан , и им волей-неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники.
В среднем приходе было 2—3 тысячи человек 400—500 домохозяйств , и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3—10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости и еще наесться и напиться , крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе. Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте. Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья.
Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму, — все надежды на получение жалованья они возлагали на государство надежды не сбылись. У сельской церкви был обычно земельный участок — в среднем 50 десятин 55 га , приходившийся в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше. Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники в особенности имевшие формальное образование по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее. Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами. Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина диакон — на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком.
Но это и было причиной жестокой фрустрации: в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием а священник являлся таковым лицом зарабатывал как минимум в 3—4 раза больше человека физического труда. Кроме злосчастного сельского батюшки. Теперь мы подходим к содержанию картины. Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху. Церковная процессия обходила все хозяйства прихода ориентировочно их было 200—300—400 в 3—6 селениях , заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений — теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл.
В то же время у мальчика образовался живейший интерес к живописи, возникший после наблюдения за работой художника, приглашённого отцом. Первое художественное образование Перов получил в Арзамасской школе живописи Александра Васильевича Ступина. Закончить обучение в школе А. Ступина Перову не удалось, как утверждается - из-за многочисленных конфликтов с другими учениками. Вообще, существует множество заметок о том, что Василий Перов в то время часто ссорился со сверстниками и участвовал в шумных пьянках, чем доводил родителей до белого каления. В первой трети 1850-х годов Василий Григорьевич переехал в Москву и начал учиться в "Московском училище живописи, ваяния и зодчества" , однако денег на жизнь ему катастрофически не хватало, из-за чего он подумывал даже о том, чтобы бросить учёбу. Юноше помог его преподаватель из Московского училища - Е. Васильев, поселивший Перова у себя. В 1856 году Василий Григорьевич Перов представил в Императорскую Академию художеств свою картину «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника», за которую получил малую серебряную медаль. Спустя год Перов представил в академию свою новую картину «Приезд станового на следствие», заслужившую большую серебряную медаль, а также привлекшую к молодому художнику и его творчеству положительное внимание общественности. В 1860 году художник получил Малую золотую медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» - эта награда позволила ему побороться в конкурсе за Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Для этого в 1861 году художник написал две картины: «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе». Первая из указанных картин оказалась для Перова выигрышной и легко позволила художнику победить в конкурсе, а вот вторая работа оказалась условно «неудачной», так как положила начало агрессивной критике со стороны православных деятелей в сторону художника, так как весьма неприглядно показывала православную культуру. В 1862 году Перов Василий Григорьевич закончил обучение в художественном училище и сразу же написал картину «Чаепитие в Мытищах», на которой резко контрастировали между собой монах-обжора и ослепший инвалид войны с мальчиком-поводырём. Эта картина подстегнула волну критики в адрес Перова, но это не привело к негативным для художника последствиям. Осенью того же года Василий Перов женился на своей подруге Елене Эдмондовне Шейнс и в декабре 1862 года молодожёны отправились путешествовать в Европу. Посетив некоторые германские города, пара на год осела в Париже. Там Василий Перов писал сценки из уличной жизни парижан, а в 1864 году получил от Академии разрешение на досрочное возвращение в Россию, с продолжением академического пенсионерства на родине. Вернувшись в Москву, Перов вместе с женой поселился в доме Ф. Резанова — дяди Елены Шейнс.
Русские художники. Перов Василий Григорьевич (1833-1882). Картины с названиями.
Перов картины Перов Василий Григорьевич – великий русский художник, живописец. Портрет А.И. Криденер, рожденной Ивановой, матери художника. Редкая картина Василия Перова «Охота на медведя зимой» (1879) была продана на аукционе в Москве за рекордные 76,7 млн рублей при оценке около 56 млн рублей.