Кто такой Чоршанбе.
Люди Памира
Кто такой памирец | Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей. |
новое лицо брендов!) ПАМИРЕЦ покоривший интернет , новая Памирская звезда | Кто же такие памирцы? |
Памирские активисты обратились к Рустаму Эмомали: «Мир в ГБАО находится под угрозой» | Смотрите видео на тему «Памир Митинг» в TikTok. |
Введён запрет на традиции памирского народа | новости Центральной Азии. Кто живет над облаками? |
«Загадочный Памир». 7 интересных фактов о Бадахшане | Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей. |
Таджикистан. Древнейшие горцы Памира
Мусульмане Памира стремятся следовать Корану и сунне Пророка Мухаммада мир ему , осознавая, что эти источники содержат руководства для всех сфер жизни. Как сказано в Коране: «Это благословенное писание, которое разверзло прах и живых созданий. Оно вдохновляет, просвещает и направляет всех подлинных верующих» Коран 25:1. Мусульмане Памира также придают большое значение семейным ценностям и воспитанию детей в соответствии с исламскими принципами. Они стремятся создать гармоничные семьи, основанные на любви, уважении и доверии, и воспитывают своих детей в традиционных исламских ценностях. В заключение, мусульмане Памира представляют не только религиозное сообщество, но и носители целой исторической и культурной традиции. Ислам для них является источником вдохновения и моральных принципов, которые помогают им жить справедливо, мирно и счастливо в своей семье и обществе. Раздел 3. Христиане в памирской культуре: история и особенности Христиане имеют долгую историю в памирской культуре, которая началась еще в ранние времена. Их община развивалась параллельно с другими религиозными сообществами в регионе.
Важно отметить, что памирцы всегда были известны своим терпимым отношением к различным религиям, и христианство стало неотъемлемой частью их культурного наследия. Христианская община в Памире сохраняла свои традиции и обычаи на протяжении веков. Христиане практикуют свою веру в святой Библии, которая считается священной книгой христиан. Различные богослужения, молитвы и религиозные праздники являются важными аспектами христианской жизни в Памире. Христиане в Памире в основном исповедуют православное или протестантское вероучение. История христиан в Памире Истоки христианства в Памире можно проследить до древних времен. В X веке славяне приняли христианство, и они были первыми христианами, которые появились на этих землях. Впоследствии христианская община в Памире продолжала развиваться и привлекала новых последователей через миссионерскую деятельность. Особенности христианской культуры в Памире Христианская культура в Памире отличается от других христианских сообществ в мире своими особенностями и традициями.
Один из основных аспектов христианской культуры в Памире — это важность социального взаимодействия и поддержки.
Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше. Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе — самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами.
Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья. Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае — уйгурский. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 гг. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов.
Исмаилиты совершают намаз молятся всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день.
По сути, было несколько волн миграции. Так, к примеру, саки начали заселять высокогорье ещё в VII-VI веках до нашей эры, а несколько позднее с долины пришли предки ваханцев одной из памирских этнических ветвей. Предки ишкашимцев переселились с юго-западных земель. В процессе взаимодействия происходило смешение культур, что позволяло сформировать поистине уникальный этнос.
Объединённые религией Несмотря на то, что у современных памирцев нет собственного государства, а представители этого народа проживают на территории разных стран, существует важнейший объединяющий фактор. Это религия. Именно благодаря исмаилизму памирцы остаются сплочёнными племенами. От себя хочу отметить, что данное религиозное направление является весьма необычным в регионе. Практически все соседи памирцев — мусульмане суннитского толка, а вот памирцы остаются шиитами-исмаилитами.
Особенности ислама в Памире заключаются и в том, что здесь его не пришлось насаждать огнём и мечом, карая иноверцев. Поскольку в данном направлении мусульманских верований вполне лояльно относились к старинным религиозным воззрениям, памирцы приняли новую веру вполне мирно и спокойно. Важную роль в обществе играет духовный лидер. У памирцев эта должность передаётся по наследству.
Младший брат Чоршанбе выступает в российских промоушенах. Чорш всегда хотел постоять за себя, поэтому не пропускал ни одной тренировки в зале. В 2016 году Чоршанбе вместе с тренером Амраном Мусифшоевым переехали в Россию. Чоршанбиев был убежден, что в другой стране его карьера быстро пойдет в гору. Пресс-конференции с его участием часто заканчивались потасовками. Летом 2020 года в противостоянии между Чоршанбиевым и Михаилом Долгополовым уроженец Таджикистана неоднократно нарушал правила по ходу боя и побывал в нокдауне. В итоге судья отдал победу Долгополову. Чорш попросил реванш, который пока так и не состоялся. Помимо выступлений в мире поп-ММА, Чоршанбе отметился боями в профессиональных лигах. В этом поединке Чоршанбе унял «внутреннего зверя» и дрался дисциплинированно, победив соперника по очкам. Судьи не выявили победителя, объявив ничью. В этом случае промоушен предлагает бойцам провести дополнительный раунд, чтобы выявить победителя. Однако Солонин отказался, так как Чоршанбе нанес ему несколько запрещенных ударов по затылку. В декабре 2020 года Чорш должен был подраться с Хейбати, однако «Памирец» не смог выступить из-за травмы. По всей видимости, болельщики еще долго будут ждать этой битвы. Боец слишком часто нарушал правила дорожного движения и разжигал межнациональную вражду. В декабре прошлого года Чоршанбиев не смог предъявить российское водительское удостоверение при задержании, у него не было страховки, а машина принадлежала другому человеку. По прилету в Таджикистан спортсмена сразу же задержали работники спецслужб.
Памирцы: как появился самый загадочный народ в СССР
Итак Александр Великий покорил Памир, вернее, государство Бактр, древнюю родину памирцев. Древний народ Памира нация памирец кто такие. Читайте последние новости дня по теме Памир: В НАНТ рассказали, зачем нужна российско-таджикская станция на Памире, Стало известно о состоянии пострадавших на Памире британских туристов.
Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков
После его рождения в семье Чоршанбиевых появились на свет еще двое детей: девочка Сара и мальчик Азизсхан. Младший брат Чоршанбе выступает в российских промоушенах. Чорш всегда хотел постоять за себя, поэтому не пропускал ни одной тренировки в зале. В 2016 году Чоршанбе вместе с тренером Амраном Мусифшоевым переехали в Россию. Чоршанбиев был убежден, что в другой стране его карьера быстро пойдет в гору. Пресс-конференции с его участием часто заканчивались потасовками. Летом 2020 года в противостоянии между Чоршанбиевым и Михаилом Долгополовым уроженец Таджикистана неоднократно нарушал правила по ходу боя и побывал в нокдауне. В итоге судья отдал победу Долгополову.
Чорш попросил реванш, который пока так и не состоялся. Помимо выступлений в мире поп-ММА, Чоршанбе отметился боями в профессиональных лигах. В этом поединке Чоршанбе унял «внутреннего зверя» и дрался дисциплинированно, победив соперника по очкам. Судьи не выявили победителя, объявив ничью. В этом случае промоушен предлагает бойцам провести дополнительный раунд, чтобы выявить победителя. Однако Солонин отказался, так как Чоршанбе нанес ему несколько запрещенных ударов по затылку. В декабре 2020 года Чорш должен был подраться с Хейбати, однако «Памирец» не смог выступить из-за травмы.
По всей видимости, болельщики еще долго будут ждать этой битвы. Боец слишком часто нарушал правила дорожного движения и разжигал межнациональную вражду. В декабре прошлого года Чоршанбиев не смог предъявить российское водительское удостоверение при задержании, у него не было страховки, а машина принадлежала другому человеку.
Уроки Живописи 21 подписчик Подписаться Памирцы — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша, разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. Относятся к памиро-ферганской расе ветвь европеоидной расы.
Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Большая часть памирцев объединены на религиозной основе исмаилизма. Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов.
Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы.
К традиционным домашним промыслам памирцев, прежде всего, можно отнести обработку шерсти и выделку тканей. Женщины обрабатывали шерсть и изготовляли нити, а мужчины ткали известные в мире полосатые безворсовые ковры. Видео: Арии Таджикистана. Антропология Памира Развит был промысел по обработке рогов, в особенности диких козлов. Из них изготовляли гребни, рукоятки для холодного оружия. Национальная кухня Узнав о культуре и религии, можно понять, кто такие памирцы. Дополнить эти знания можно, рассмотрев традиционную пищу представителей этих народов. Зная традиционные занятия, несложно догадаться, что в рационе памирцев очень мало мяса. Связано это с тем, что выпасать скот негде, поэтому они берегут его для получения молока и шерсти.
К основным продуктам питания относится пшеница в виде муки и дробленой крупы. Из муки делают лапшу, лепешки, клецки. Также горные народы питаются фруктами, грецкими орехами, бобовыми, овощами.
Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.
Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным. Обычаи и нравы Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы. Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан.
Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода. Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.
Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников.
Кто такой Мухаммад Розик из Рушана и почему о нем помнят вот уже 140 лет
Эскалация репрессий в отношении памирцев вынудила некоторых людей оказаться на передовой украинского конфликта. Про Памир и не только История Политика Культура Экономика События ↪Присоединяйтесь скачав Telegram Присылайте новость/фото/видео/аудио на: @PamirNews_bot Send news/media Анонимность гарантирована! Таджикистан Памир и Памирцы.
ПАМИ́РСКИЕ НАРО́ДЫ
Таджикистан. Древнейшие горцы Памира | Более того, не только племена Таджикистана (как те же памирцы), но и ряд афганских народностей причисляет себя к этносам Памира. |
Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции | 1: Почему Таджикистан Убивает Памирцев Вся Правда 20 08 22 Новости Памир. |
PAMIR NEW"Z" – Telegram | С мая 2022 года власти Таджикистана усилили продолжающееся преследование памирцев, этнического, языкового и религиозного меньшинств. |
Планета сверхлюдей: почему «крышу мира» называют еще и «подножием смерти»
группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем (юго-запад Синьцзян-Уйгурского автономного района), Афганистаном. Исмаилизм 5:22 Памир и Памирцы 7:25 Памирцы история происхождения 9:56 Почему Памирцев не удалось покорить? Таджикистан Памир и Памирцы. Верховный суд Таджикистана признал экстремистским и запретил деятельность в республике интернет-издания Pamir News, сайт СМИ заблокирован, сообщили в Генпрокуратуре республики. Древний народ Памира нация памирец кто такие.
Памирцы — чем интересен народ “крыши мира”?
А четырехступенчатый свод жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Интересны свадебные традициипамирцев.
Свадьба состоит из нескольких обрядов. Один из них — «пицпатчид» — церемония открытия лица невесты. Невесте закрывают лицо несколькими платками: от семи и больше.
Когда онаприходит в дом жениха с закрытым лицом, платок ей поднимает близкий друг жениха с помощью веточки от плодового дерева и лука без стрелы. Лук в обряде является предметом, который отгоняет злых духов и недругов, а веточка — это символ плодородия. Поднимая платок,друг жениха произносит: «Три отца, три матери, три ребенка».
Эта церемония закрепляет за ним особый статус: теперь он названый отец девушки. У памирской женщины три пары родителей: родные отец и мать, свекор и свекровь и друг мужа с супругой. Именно семья друзей должна будет поддерживать женщину в трудных ситуациях.
Национальная кухня Кухня народов Памира проста. Основной продукт питания — пшеница. Ее перемалывают на крупу, из которой готовят каши и муку для лапши, клецок, лепешек.
В ООН предупреждали Фернан де Варенн выразил сожаление в связи с тем, что предыдущие предупреждения со стороны группы экспертов ООН, включая его самого, а также рекомендации по предотвращению эскалации, не были услышаны правительством. Он отметил, что напряженность в этой автономной области вспыхнула в ноябре прошлого года, когда молодой памирец Гулбиддин Зиёбеков был, предположительно, подвергнут пыткам и убит таджикскими силами безопасности. Власти жестоко отреагировали на последовавшие протесты, убив двух памирцев и ранив 17 человек. Памирцы вышли на улицы Хорога 16 мая с требованием привлечь к ответственности виновных в убийстве Зиёбекова, а также освободить жителей автономии, которые были арестованы в ходе демонстраций. Власти заявляют, что протесты «незаконны» и подрывают безопасность страны. Они, как сообщается, подвергают цензуре новости о происходящих событиях.
В ходе Большой Игры и борьбы за Среднюю Азию после 1895 г. Российская империя и Эмират Афганистан , находившийся под влиянием Британской империи , окончательно утвердили рубежи зон влияния, на востоке Средней Азии граница прошла по Пянджу. При этом Ваханский коридор отходил к Афганистану в качестве буфера между Российской и Британской империями. Русское правительство помогло своему зависимому Бухарскому эмирату подчинить памирские княжества.
В 1904 году, по договорённости с бухарским эмиром, Язгулем остался в составе Дарваза, а Шугнан, Рушан и Вахан были фактически присоединены к Российской империи [17]. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. В средневековье у памирских народов существовало подобие сословного деления. В Ишкашиме и Вахане: «сеиды» — потомки духовной касты, «акобиро» — военная аристократия наукяры , «чокар» — слуги. В Шугнане: «сеиды» — потомки духовной касты, «миры» — благородные люди, «факиры» — простой народ. В Язгулеме до XIX века также сохранялось сословное деление патронимий каумов : «миры» — благородное сословие и «факиры» — простой народ. Из числа «миров» дарвазскими шахами назначались правители районов, у них имелись привилегии при уплате налогов и владении землёй. В начале XX века, при советской власти, деление постепенно исчезло. Следы патриархально-родового строя в виде разделения селений на кварталы по родовому признаку, где традиционно живут члены родственной патронимии, сохраняются до настоящего времени [16] [18].
Исследования мтДНК , проведённые в 2017 году, отражают сложную историю заселения Памира, языковые отличия ваханцев, сарыкольцев, северных памирцев. Интересный факт, что субгаплогруппа U5a2a1, извлечённая из ископаемых костей человека 700-летней давности, найденных на Восточном Памире, сохранилась у нескольких современных представителей 4 памирских народов, участвовавших в этом исследовании мтДНК [19]. Эта субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать о доисторических миграциях древних скотоводческих народов из евразийских степей на восточный Памир [20]. Религия[ править править код ] С установлением начиная с конца I тыс. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Сегодняшние памирцы — преимущественно шииты - исмаилиты - низариты и следуют Ага-хану [22]. Есть также памирцы- сунниты , численность которых в настоящее время составляет примерно несколько тысяч человек [23]. Предки этих памирцев приняли суннитский ислам примерно в XIX веке [24].
Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25]. Этническая самоидентификация[ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами [11] [26].
Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку.
До 1930-х годов застекленных окон в горных кишлаках почти нигде еще не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба лепешек. Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном. На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел. Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждом кишлаке имеется мечеть, за исключением самых маленьких Гинзбург 1937: 17-24.
Дома памирских таджиков не похожи на жилища других народов. Их устройство остается неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл — доисламский и исламкий. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплащает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов. Столб Мухаммад — основной в доме. Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома. Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика.
Столб Фатима — символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима. Столб Али — символ дружбы, любви, верности, соглашений. Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длинее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн — символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи «чарогравшан» после смерти человека. Четырехступенчатый свод дома — «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь.
Брак и семья Наиболее архаичной формой семьи у горных таджиков являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая еще в той или иной мере патриархальные отношения. С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено многоженство и право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени ее участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, ее положение было относительно более свободным.
Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство.