иконописная мастерская,написание икон на заказ,заказать икону, создание новых иконографий, иконы святых новомучеников, иконы малоизвестных святых.
В Свято-Никольский собор была доставлена икона священномученика протоиерея Михаила Громогласова
Икона священномученика Константина Михайловского для храма | “При формировании композиции иконы мне хотелось и в общем, и в деталях заложить образ молитвы Новомучеников за нас, нынешних русских православных христиан, и за нашу страну. |
Освящение иконы священномученика Сергия (Дружинина), епископа Нарвского. | Икона новых святых мучеников, по замыслу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их прославленное предстояние пред Господом в Царствии Небесном. |
Будет ли канонизация Оптинских новомучеников, их житие и икона, молитвы
Там были убиты 80-летний митрополит Серафим Чичагов , епископ Аркадий Остальский , многие столичные московские священники и сельские батюшки из подмосковных приходов, крестьяне, учителя, художники, офицеры, рабочие, служащие - русские, татары, евреи, поляки... Но большинство расстрелянных - все же русские. Сейчас политики-коммунисты пытаются помешать организациям, собирающим исторические материалы о советских репрессиях. Но в скором времени, если Бог даст, красные чиновники уйдут на пенсию, в отставку, и тогда в России пройдёт полная декоммунизация. На Бутовском полигоне построен сначала деревянный, а затем каменный храм новомучеников. Кратко и точно об этом святом месте рассказывается на сайте храма: "Бутовский полигон — крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных.
Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот сегодня прославлены в лике святых. Вот как объясняет смысл и построение этого клейма протоиерей Александр Салтыков: "Праведники изображены в виде двух групп, в которых стреляют убийцы. Основная группа — в центре, над рвом, где видны их убиенные собратья. Имена не указаны, поскольку композиция призвана обозначить массовое смертное страдание неведомых святых, из которых множество известны только по именам, а другие остаются вовсе неизвестными. В центре на фоне мирных зеленых горок предстоит фигура некоего старца священнослужителя в светло-желтых ризах, за ним еще двое в темно-красных и розовых одеяниях.
В центральной фигуре наиболее подчеркнуто бесстрашие и мужество исповеднического подвига умирания за православную веру. Старец в светлых одеждах благословляет палачей. Слева группа ведомых на казнь. Они также в светлых ризах — желтоватого, серебристо-серого цвета. У праведников связаны руки. Во рвах изображены убиенные в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах.
Не только в Бутово проходили массовые казни. Расстрелы происходили и в других районах Москвы. Например, мне удалось посмотреть расстрельные списки людей, которые по приказу НКВД номер 00447 от 30 июля 1937 года были отнесены к первой категории и подлежали смертной казни. Среди них священники, монахи, интеллигенция, крестьяне, военные - люди разных профессий. Есть, например, расстрельные списки людей, казненных на территории Донского монастыря в 1937, там стоит подпись Сталина. Его подпись стоит на многих расстрельных списках.
Ниже подписывались обычно Каганович, Молотов, Ворошилов. Надо уточнить, что Сталин стоял во главе компартии и во главе государства, его власть была властью диктатора, абсолютно все расстрелы совершались по его приказу. Расстрелы, а также заключение в концлагеря совершались и в последние годы жизни Сталина. Так, попал в концлагерь на лесоповал в 1950 году по статье "антисоветская агитация" священник Иоанн Крестьянкин, чудом выжил там и затем стал известным подвижником и старцем. Иногда приходится слышать, что якобы Джугашвили Сталин приказывал расстреливать одних евреев, русских не трогал. Нет, вождь как раз уничтожал духовную элиту русских.
Многие пострадавшие русские - настоящие праведники. Жаль русских и людей других национальностей.
Для житийных клейм, когда изображается конкретное событие, такие образы, может быть, еще и возможны, но не для молельных икон святого — будь то отдельное изображение или в соборе святых.
Конечно, есть епископы, которые везде изображаются в епископском облачении — как Святитель Николай Чудотворец. Даже на клеймах, повествующих о том, как он идет ночью по спящему городу, чтобы подбросить очередной мешочек золота в окно отчаявшегося отца. Безусловно, Святитель Николай вряд ли это делал, будучи облачен, как для служения литургии: в фелони, с омофором.
Конечно нет! Но пишут его именно так. Он совершенно особенный, его иногда даже называли в народе «русский бог».
Это избранничество подчеркивается, в частности, вот такими неснимаемыми знаками епископского отличия. Но таких святых немного. Даже святитель Иоанн Златоуст в житийных клеймах может изображаться в простом монашеском облачении: в рясе и мантии.
Поэтому по аналогии — неважно, что в последние годы царь Николай не носил царских одежд, — мы его прославляем как царя-страстотерпца. Мы же его не прославляем как мученика Николая, который когда-то был еще и царем. А как прославляем, так и изображаем: он — царь, принял муку — это и находит отражение в иконе.
В связи с написанием образа царя Николая встает и такой вопрос: в каких одеждах его писать — в коронационных в горностаевой мантии или в праздничных традиционных одеждах русских государей, в которых мы видим его на фотоснимках торжеств 300-летия дома Романовых? Я думаю, что последнее более правильно, потому что это для него самого было идеалом: святой царь Николай очень любил средневековую Русь, которая именно тогда и стяжала наименование Святой. Скорее всего, если бы династия продолжилась, то и коронационные одежды поменялись бы в соответствии с этими старинными образцами.
Поэтому мне эта иконография более импонирует, видится более точной по отношению к памяти и прославлению царя. Есть еще много разных вопросов: учитываются или нет при написании иконы рост человека, его возраст и т. Допустим, при изображении царской семьи часто пишут царя и царицу одного роста, а детей поменьше, но тоже примерно одинаково всех по росту, хотя на самом деле это было не так: царевны уже были взрослыми, и некоторые из них были уже в рост с родителями, и между собой кто-то из старших был выше, младшие пониже.
Так что могут быть и более реалистичные образы, где, сверяясь с известными фотоснимками, иконописец прописывает существующую разницу в росте царских детей. Хотя можно символически показать, что есть родители, а есть дети. Для иконы обозначение этой разницы характерно.
Соборы святых Важно изображение соборов святых — это могут быть соборы московской, пермской, рязанской, пензенской и других земель, соборы новомучеников этих земель. Это просто необходимо в случае установления дня памяти собора. Может быть отдельно написан и собор града, чтобы каждый верующий града, например, мог сказать: «Вот в нашем городе подвизались такие-то святые!
Когда есть икона святых земляков, это вдохновляет. Это своего рода святой бессмертный полк округи — история нашего рода, нашего города. Также пишут соборы святых, например, Московской духовной академии, Санкт-Петербургской и др.
Даже есть собор святых МГУ. Это дает совершенно другое ощущение, окрас переживаний от одного только нахождения в этих стенах, где учились святые. Узнаваемость в лике лица Одна из сложнейших задач в иконописании — выполнить образ по-настоящему иконописный и в то же время узнаваемый.
Насколько лик должен быть подобен лицу конкретного человека, нашего почти современника, ставшего святым? На иконах узнаются даже древние святые: тот же Святитель Николай, образы могут быть принципиально разными по исполнению, а лик всегда узнаваем. Причем даже те, кому Святитель Николай является как наяву, потом на иконах узнают его, даже если до этого ни разу ни видели его икон и впервые оказались в храме.
В отношении новомучеников требования похожести значительно возросли. Если святой XX века, известный по фотографиям, на себя на иконе не похож, то он не будет и узнаваться. Это может смутить и стать препятствием для молитвы перед такой иконой.
Проблема похожести актуальна и для портретистов. А в иконе этого сходства черт, а главное какого-то всегда трудно уловимого выражения лица, тем более трудно добиться: с одной стороны, образ святого должен был похож на него самого, а с другой — соответствовать иконописной традиции. Бывает, иконописец работает, допустим, в традиции XVI века, и весь образ выполнен в этом ключе, а лик написан полуреалистично, так как по-другому иконописец не смог добиться узнаваемости.
Это, безусловно, недостаток. Нередко внешность изображают максимально близко к внешности святого, особенно если остались фотографии или они широко распространены, как в случае с царской семьей, преподобномученицей Елисаветой и другими известными святыми. Разумеется, икону будут оценивать с точки зрения соответствия ликов лицам.
Достаточно сложная проблема и написание иконы святого, у которого не осталось никаких фотографий, портретов. Тогда, насколько это возможно выяснить, узнают, как он выглядел по доступным косвенным источникам, и, помолясь, приступают к работе над образом. Как пишут иконы новомучеников?
В работе иконописца чрезвычайно важна молитва святому, образ которого создается. Кроме того, перед началом иконописания молятся Господу, Богородице, Алипию иконописцу, Андрею Рублеву и другим святым иконописцам. Сейчас прославлены и новомученики-иконописцы.
Надо просить помощи у Бога и у них. Перед началом работы над образом всегда нужно изучить житие святого. Прочувствовать его подвиг.
Собрать весь имеющийся в наличии изобразительный материал: фотографии, портреты.
Такой подход совершенно неприемлем, потому что многие священномученики до расстрела вообще проводили годы и десятилетия в тюрьмах и лагерях, как, например, преемник святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, митрополит Крутицкий Петр: это Первоиерарх, который возглавлял Церковь в течение 12 лет, 11 из которых провел в заточении, там же в далекой ссылке и был расстрелян. В последние годы жизни эти страдальцы, разумеется, не носили не только богослужебных епископских или священнических одежд, но и монашеского облачения у них не было, возможно, они были издевательски или просто в лазарете обриты, как священномученик Иларион, архиепископ Верейский. Для житийных клейм, когда изображается конкретное событие, такие образы, может быть, еще и возможны, но не для молельных икон святого — будь то отдельное изображение или в соборе святых. Конечно, есть епископы, которые везде изображаются в епископском облачении — как Святитель Николай Чудотворец. Даже на клеймах, повествующих о том, как он идет ночью по спящему городу, чтобы подбросить очередной мешочек золота в окно отчаявшегося отца. Безусловно, Святитель Николай вряд ли это делал, будучи облачен, как для служения литургии: в фелони, с омофором. Конечно нет!
Но пишут его именно так. Он совершенно особенный, его иногда даже называли в народе «русский бог». Это избранничество подчеркивается, в частности, вот такими неснимаемыми знаками епископского отличия. Но таких святых немного. Даже святитель Иоанн Златоуст в житийных клеймах может изображаться в простом монашеском облачении: в рясе и мантии. Поэтому по аналогии — неважно, что в последние годы царь Николай не носил царских одежд, — мы его прославляем как царя-страстотерпца. Мы же его не прославляем как мученика Николая, который когда-то был еще и царем. А как прославляем, так и изображаем: он — царь, принял муку — это и находит отражение в иконе.
В связи с написанием образа царя Николая встает и такой вопрос: в каких одеждах его писать — в коронационных в горностаевой мантии или в праздничных традиционных одеждах русских государей, в которых мы видим его на фотоснимках торжеств 300-летия дома Романовых? Я думаю, что последнее более правильно, потому что это для него самого было идеалом: святой царь Николай очень любил средневековую Русь, которая именно тогда и стяжала наименование Святой. Скорее всего, если бы династия продолжилась, то и коронационные одежды поменялись бы в соответствии с этими старинными образцами. Поэтому мне эта иконография более импонирует, видится более точной по отношению к памяти и прославлению царя. Есть еще много разных вопросов: учитываются или нет при написании иконы рост человека, его возраст и т. Допустим, при изображении царской семьи часто пишут царя и царицу одного роста, а детей поменьше, но тоже примерно одинаково всех по росту, хотя на самом деле это было не так: царевны уже были взрослыми, и некоторые из них были уже в рост с родителями, и между собой кто-то из старших был выше, младшие пониже. Так что могут быть и более реалистичные образы, где, сверяясь с известными фотоснимками, иконописец прописывает существующую разницу в росте царских детей. Хотя можно символически показать, что есть родители, а есть дети.
Для иконы обозначение этой разницы характерно. Соборы святых Важно изображение соборов святых — это могут быть соборы московской, пермской, рязанской, пензенской и других земель, соборы новомучеников этих земель. Это просто необходимо в случае установления дня памяти собора. Может быть отдельно написан и собор града, чтобы каждый верующий града, например, мог сказать: «Вот в нашем городе подвизались такие-то святые! Когда есть икона святых земляков, это вдохновляет. Это своего рода святой бессмертный полк округи — история нашего рода, нашего города. Также пишут соборы святых, например, Московской духовной академии, Санкт-Петербургской и др. Даже есть собор святых МГУ.
Это дает совершенно другое ощущение, окрас переживаний от одного только нахождения в этих стенах, где учились святые. Узнаваемость в лике лица Одна из сложнейших задач в иконописании — выполнить образ по-настоящему иконописный и в то же время узнаваемый. Насколько лик должен быть подобен лицу конкретного человека, нашего почти современника, ставшего святым? На иконах узнаются даже древние святые: тот же Святитель Николай, образы могут быть принципиально разными по исполнению, а лик всегда узнаваем. Причем даже те, кому Святитель Николай является как наяву, потом на иконах узнают его, даже если до этого ни разу ни видели его икон и впервые оказались в храме. В отношении новомучеников требования похожести значительно возросли. Если святой XX века, известный по фотографиям, на себя на иконе не похож, то он не будет и узнаваться. Это может смутить и стать препятствием для молитвы перед такой иконой.
Проблема похожести актуальна и для портретистов. А в иконе этого сходства черт, а главное какого-то всегда трудно уловимого выражения лица, тем более трудно добиться: с одной стороны, образ святого должен был похож на него самого, а с другой — соответствовать иконописной традиции. Бывает, иконописец работает, допустим, в традиции XVI века, и весь образ выполнен в этом ключе, а лик написан полуреалистично, так как по-другому иконописец не смог добиться узнаваемости. Это, безусловно, недостаток. Нередко внешность изображают максимально близко к внешности святого, особенно если остались фотографии или они широко распространены, как в случае с царской семьей, преподобномученицей Елисаветой и другими известными святыми. Разумеется, икону будут оценивать с точки зрения соответствия ликов лицам. Достаточно сложная проблема и написание иконы святого, у которого не осталось никаких фотографий, портретов. Тогда, насколько это возможно выяснить, узнают, как он выглядел по доступным косвенным источникам, и, помолясь, приступают к работе над образом.
Как пишут иконы новомучеников? В работе иконописца чрезвычайно важна молитва святому, образ которого создается. Кроме того, перед началом иконописания молятся Господу, Богородице, Алипию иконописцу, Андрею Рублеву и другим святым иконописцам. Сейчас прославлены и новомученики-иконописцы. Надо просить помощи у Бога и у них. Перед началом работы над образом всегда нужно изучить житие святого.
Икона состоит из трех частей: средника 1 , как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина 2 в верхнем ряду; боковых клейм 3 с изображениями мученических подвигов.
Средник: Средник. Деисусный чин: В центре деисусного чина помещен образ Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: «Аз есмь свет миру» Ин.
Икона Собора новомучеников
На свитке в руке неправедного судьи вместо приговора читаются только имена обвиняемых, без самого текста обвинения -- этот прием показывает, что святые принимают смерть безвинно, за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет своих палачей. За стеной, отделяющей пространство зала суда, изображена петроградская тюрьма «Кресты», где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море. Вокруг них расположены фигуры еще 55 святителей того времени, что намного меньше реального количества святых епископов, но иконописцы при помощи церковных историков и комиссии по канонизации постарались выбрать самых значимых. Лик каждого святого писался по сохранившимся фотографиям.
Причем собиралась специальная комиссия, чтобы выбрать, какое фото взять за образец, -- например, лагерное, с измученным лицом или, наоборот, семейную фотографию мирного времени. В каждом случае этот вопрос решался отдельно. Царь-мученик Николай II изображен в центре -- как помазанник Божий и молитвенник за Россию, но ниже святых епископов, так как на царствование государя помазывала Церковь. Царская семья на иконе одета в далматики -- византийские царские одежды.
Справа и слева от царственных страстотерпцев, такими же рядами, как епископы, стоят святые мученики из священства, монашества и мирян -- представители всех слоев общества, давших святых мучеников. Среди них есть и неподписанные святые. Обычно клейма в иконе читаются по часовой стрелке с верхнего левого угла. Но в тех редких случаях, когда в верхнем ряду вместо клейм написан деисусный чин, клейма следует читать слева направо «через средник» левое верхнее, правое верхнее, затем левое следующего ряда и т.
В иконе новомучеников клейма даны не по хронологическому принципу, как это бывает обычно, а по географическому: в верхних клеймах север страны -- Соловки и берег Ледовитого океана, в центральных -- столицы, Урал, Сибирь, в нижних клеймах юг -- Киев, Саров, Астрахань, Казахстан. Всего в иконе новомучеников 15 клейм. Разорение одной из величайших русских святынь - Троице-Сергиевой лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского Кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в 1919 году стало первым шагом антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей в храмах и монастырях России. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей.
Была сфабрикована грубая фальшивка, согласно которой престарелый наместник Лавры архимандрит Кронид составил заговор с целью объявить Лавру «русским Ватиканом».
После падения Константинополя многие ромеи погибли защищая свою веру. Множество людей в Элладе, Кипре, Понте стали теми, кого мы называем греческими новомучениками.
Здесь же, чтобы точнее передать факты, иконописцы отошли от канона. Кроме того, использован прием «мертвого угла»: подсудимые и судья повернуты друг ко другу в три четверти — они одновременно обращены и друг к другу, и к зрителю. На свитке в руке неправедного судьи вместо приговора читаются только имена обвиняемых, без самого текста обвинения — этот прием показывает, что святые принимают смерть безвинно, за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет своих палачей. За стеной, отделяющей пространство зала суда, изображена петроградская тюрьма «Кресты», где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море.
Вокруг них расположены фигуры еще 55 святителей того времени, что намного меньше реального количества святых епископов, но иконописцы при помощи церковных историков и комиссии по канонизации постарались выбрать самых значимых. Лик каждого святого писался по сохранившимся фотографиям. Причем собиралась специальная комиссия, чтобы выбрать, какое фото взять за образец, — например, лагерное, с измученным лицом или, наоборот, семейную фотографию мирного времени. В каждом случае этот вопрос решался отдельно. Царь-мученик Николай II изображен в центре — как помазанник Божий и молитвенник за Россию, но ниже святых епископов, так как на царствование государя помазывала Церковь. Царская семья на иконе одета в далматики — византийские царские одежды. Справа и слева от царственных страстотерпцев, такими же рядами, как епископы, стоят святые мученики из священства, монашества и мирян — представители всех слоев общества, давших святых мучеников. Среди них есть и неподписанные святые.
Обычно клейма в иконе читаются по часовой стрелке с верхнего левого угла. Но в тех редких случаях, когда в верхнем ряду вместо клейм написан деисусный чин, клейма следует читать слева направо «через средник» левое верхнее, правое верхнее, затем левое следующего ряда и т. В иконе новомучеников клейма даны не по хронологическому принципу, как это бывает обычно, а по географическому: в верхних клеймах север страны — Соловки и берег Ледовитого океана, в центральных — столицы, Урал, Сибирь, в нижних клеймах юг — Киев, Саров, Астрахань, Казахстан. Всего в иконе новомучеников 15 клейм. Разорение одной из величайших русских святынь — Троице-Сергиевой лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского Кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в 1919 году стало первым шагом антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей в храмах и монастырях России.
Думаю, что это одно целое. Практически все, кто занимается иконописью, занимается и стенной росписью, и наоборот. Эти вещи не разделяются.
Различие здесь только в том, что роспись более трудоемкий процесс. Специфика только в этом. Есть технологические особенности, но они решаемы. Но росписью стен физически тяжело заниматься, бывает трудно куда-то ехать, работать вне мастерской, долго жить в полевых условиях. Какой сегодня путь у иконы из мастерской в храм и иконную лавку? На счет лавки не знаю, мои иконы в лавку не ходят. А в храм путь прямой. Настоятель храма приходит, говорит художнику, что нужно, и заказывает необходимые иконы.
Можно говорить о том, что в России сложился рынок икон? Рынок есть. Он как губка впитывает любые работы художников. Все мои ученики обеспечены заказами, с этим проблем нет. Выгодно ли и престижно быть сегодня иконописцем — вопрос относительный. Да, это стопроцентный кусок хлеба с маслом, но не более. Дворец на деньги от этого тяжелого физического труда не построишь. Какие иконы сегодня наиболее популярны и востребованы?
Иконы новомучеников. Сейчас их постоянно заказывают, поскольку их в лавке не купишь. Сколько образов новомучеников вы создавали с нуля? Порядка тридцати. Я пишу в основном по просьбе настоятелей для тех храмов, где служили новомученики. В чем специфика написания икон новомучеников, в отличие от икон известных святых? Иконы известных святых писать проще: можно взять известный образец и скопировать. А новомучеников надо «рождать», и это трудно.
Вот сейчас я писала икону новомучеников с расстрельных фотографий — это страшно. Они на тюремных фотографиях все обритые, после пытки и перед неминуемым расстрелом. И по лицам видно, что вместе с фотоаппаратом на них направлен пистолет. А надо создать образ святого, уже вне этой реальности. Когда нет фотографии, даже легче, потому что есть какое-то описание, хоть возраст известен. Тогда берешь аналог и пишешь. Многих святых так и писали. По каким канонам пишут новомучеников?
Все зависит от его статуса: был ли новомученик монахом, священником, архиереем или мирянином. У клириков с облачением все просто. А мирян отдельно, слава Богу, у нас не заказывают. Обычно они пишутся в составе группы новомучеников, потому что проходили по расстрельным делам вместе с епископом или священниками. Их вообще мало отдельно прославленных. Это те, кто прославился до гибели какими-то чудесами или молитвенными подвигами, как, например, блаженная Матрона или еще несколько стариц того времени, но таких не много. Как в иконографии приблизить образ святых-мирян к уже доступным и понятным образам святых? Это проблема.
Я когда пишу такие иконы, то стараюсь выразить это в лике: умиротворением, доброжелательностью взгляда и т. Для молитвы лик Божией Матери, например, должен быть приятным, милостивым. А кому-то хочется, чтобы на иконе Спаситель, например, был грозным. Это зависит от внутреннего состояния человека. Я пытаюсь писать каждую икону как для себя. Естественно, когда пишу, то молюсь по силе возможностей. Не хочу сказать, что я какая-то особая молитвенница, ничего необычайного.
Икона «Собор новомучеников Химкинского благочиния»
В Апатитский храм прибыла новая мозаичная икона | Василия Великого в Осиновой роще состоялось освящение иконы священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского. |
Икона Крымские новомученики | | 12 августа, в воскресенье из Санкт-Петербурга во Владимирский храм города Сочи доставлена и передана в дар почитаемая икона святых Новомучеников Петроградских. |
В дар Покровскому собору Елабуги передана икона Воткинских новомучеников с частицами мощей | Икона новых святых мучеников, по замыслу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их прославленное предстояние пред Господом во Царствии Небесном. |
В Александро-Невском соборе Барнаула появилась первая в крае икона с образами святых юристов
Подробное объяснение иконографии образа "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных", читает протоиерей Влади. Икона священномученика протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары с частицами мощей отныне будет постоянно пребывать в елабужском Покровском соборе. На Осеннюю Пасху 2016 года была освящена храмовая икона новомучеников Ваганьковских, которая со временем стала почитаемой.
В Сыктывкаре мироточит икона воина-мученика Евгения (Родионова)
Святые мученики Васильевские: священномученик Сергий и священномученики Кирилл и Прохор причислены к лику святых 18.04.2008 г. Синодом УПЦ. 5 февраля 2022 года, накануне Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской духовенство Никольского собора Черкесска освятило икону преподобномученика Никандра. священномученик Владимир Киевский, мученик Государь Николай Второй и другие прощали своих палачей и молились за своих врагов. 10 октября храму Сошествия Святого Духа села Шкинь Коломенского района передан список (копия) иконы "Всех святых, новомучеников и исповедников российских". Василия Великого в Осиновой роще состоялось освящение иконы священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского.
🎨 В нашей обители появилась новая икона - новомучеников тагильских.
Икона постоянно будет храниться в храме в большом напольном киоте и все желающие помолиться могут сделать это в любой день и любое время до закрытия храма.
Многие художники, оставив привычную живопись пробуют себя на поприще иконописи. Но соприкосновение с сакральным миром требует от человека не только умения рисовать, особой жизни и подготовки. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет первым стал готовить профессиональных иконописцев. О воспитании иконописцев и современной иконописи рассказывает заведующий кафедрой иконописи факультета церковных художеств, доцент, заведующий научным отделом базы данных по иконографии и восточно-христианского искусства Екатерина Дмитриевна Шеко. Екатерина Дмитриевна, чем для вас притягателен мир икон? Моя жизнь на протяжении последних двадцати пяти лет неразрывно связана с иконописью.
Для меня это настолько органично, совершенно естественно, и вне этого я себя не представляю. Я даже не задавалась вопросом, почему именно это мое. Как давно Вы преподаете в Свято-Тихоновском университете? Зачем Вы сюда пришли? Я здесь с самого начала. Я поступила учиться в мастерскую Ирины Васильевны Ватагиной с первым набором в 1992 году. Окончила полный курс, включающий и богословские дисциплины, и технику иконописи.
Преподаю на кафедре с 1998 года. Наш факультет был первым высшим учебным заведением в области иконописи и церковных художеств. Вуз, дающий не только художественную подготовку, но и богословские знания. Писать иконы — это ремесло или дар Божий? Это не ремесло в любом случае. А в какой степени это является даром Божиим, зависит от конкретного человека. Но зачем тогда иконописцу высшее образование?
Найди себе учителя, обучись премудростям и пиши, развивай дар? Сегодня сложилась такая ситуация, что учителя иконописи, которые существуют вне ВУЗов — это, как правило, «иконописцы-любители». Для того, чтобы учить человека иконописи, надо хорошо представлять, что такое методика преподавания этого предмета, как найти кратчайший путь к освоению техники, какие есть методы создания композиции, художественного образа. Вот педагогика — это точно дар Божий, а не ремесло. Сегодня, к сожалению, многие люди, которые сами едва-едва научились рисовать и пишут что-то такое, что похоже на иконы, еще берутся учить других, потому что им кажется, что это легко дается. В Москве есть и годичные, и 2-х месячные, и даже недельные экспресс-курсы «иконописи». Иконы сегодня вообще пытается писать всякий мало-мальски рисующий человек.
Причем сразу тащит этот «товар» в лавку и требует денег. Как вы отбираете поступающих учиться на ваш факультет? У нас очень строгий отбор, потому что к нам идут, и идут достаточно уже обученные люди: после художественных училищ, и даже ВУЗов. То есть это профессионально рисующие люди, и многие из них уже состоялись как художники, как академические рисовальщики. Мы отбираем их очень тщательно, потому что они кроме наличия мастерства должны быть верующими людьми. Это обязательный критерий. Мы не берем просто по результатам ЕГЭ.
Не берем, потому что не знаем, кто к нам приходит. А когда человек сдает четыре экзамена просмотр домашних работ, живопись, рисунок, копирование , мы с ним достаточно хорошо знакомимся. В качестве домашнего задания абитуриент не обязательно представляет иконы — это могут быть рисунки, пейзажи, портреты и т. В этом плане для поступающих будет худшим вариантом показывать свои иконы, потому что тогда у него меньше шансов поступить, поскольку сразу становится понятным его уровень. Хотя некоторых мы берем. Вот, например, у нас учились два человека из Иерусалима, прошедшие обучение иконописи в греческих монастырях. Сейчас для людей становится важным не только наличие документа об образовании, но и системность знаний, обучение в проверенной школе, результаты.
У нас уникальный, сложившийся за пятнадцать лет коллектив и отсутствие текучки кадров. Несмотря на невысокие зарплаты, никто из наших педагогов не уходит. Все, кто у нас работает, живут иконописью. В каком состоянии находится наша русская школа иконописи? Мне кажется, у нас нет сегодня школы, есть отдельные люди. Есть художники, которые обратились к церковной тематике и начали писать иконы. Но школы как таковой нет, потому что нет концепции.
Никто не знает, как и куда идти, к чему стремиться, что нужно развивать сейчас? За две тысячи лет иконопись прошла через множество разных стилей, различных вариантов воплощения Образа: от самых скупых и аскетичных графических схем, до узорочья и украшательства, которые характерны для 17-го века.
Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» и создана была тоже соборно — ее написала группа иконописцев мастерской Православного Свято-Тихоновского богословского института ныне факультет церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Произошло это в 2000 году в преддверии прославления сонма новомучеников и исповедников на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Не случайно за этот труд взялись именно иконописцы Свято-Тихоновского института. Сама идея соборно прославить всех пострадавших за веру в годы советских гонений принадлежала ректору этого учебного заведения протоиерею Владимиру Воробьеву, лично знавшему многих исповедников веры Христовой: Сергея Иосифовича Фуделя, игумена Иоанна Селецкого , иеромонаха Павла Троицкого , протоиерея Всеволода Шпиллера… Отцу Владимиру и декану факультета церковных художеств ПСТГУ Александру Салтыкову принадлежал замысел иконы, трудились же над ней иконописцы-преподаватели этого факультета Татьяна Азарова-Кауц, Татьяна Андросова, Мария Глебова, Наталия Муравьева при участии студентов университета. Протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Александр Салтыков К тому времени Церковь уже успела прославить несколько самых крупных фигур из числа новомучеников и исповедников: в 1989 году — Святейшего Патриарха Тихона; в 1992-м — митрополита Киевского и Галицкого Владимира Богоявленского , а также митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина Казанского и великую княгиню Елизавету Федоровну; в 1994 году — протоиерея Иоанна Кочурова; в 1997-м — митрополита Крутицкого Петра Полянского , митрополита Ленинградского Серафима Чичагова и архиепископа Тверского Фаддея Успенского … Но в Свято-Тихоновском институте с начала 1990-х собирался архив писем и документов с данными о жизни и смерти тысяч других, менее известных подвижников. А в епархиях набирала оборот деятельность комиссий по сбору сведений о местночтимых новомучениках. Отпраздновать 2000-летие Рождества Христова соборным прославлением всех новомучеников Русской Церкви, и известных, и неизвестных — так звучала идея, с которой отец Владимир Воробьев обратился к руководителю Синодальной комиссии по канонизации святых митрополиту Ювеналию.
Тот идею поддержал, и в августе 2000 года на Юбилейном Соборе, в котором приняли участие 144 архиерея, были канонизированы все известные святые новейшей российской истории и «доныне миру не явленные, но ведомые Богу». В общий список вошли более 1200 новомучеников и исповедников, как те, кого успели канонизировать ранее или почитали как святых только в отдельных местностях, так и более 800 новых имен. В результате сонм русских святых, прославленных за всю историю Русской Церкви, расширился по меньшей мере втрое. Прославление иконы «Собор новомучениов и исповедников Российских» на юбилейном Соборе 2000 г. По какому образцу писали икону? У иконы, написанной к Собору, была предшественница — икона, написанная двадцатью годами раньше архимандритом Русской Православной Церкви Заграницей Киприаном Пыжовым. Зарубежная Церковь прославила Собор новомучеников и исповедников еще в ноябре 1981 года, правда, отдельно назвав имена только царя Николая II и членов его семейства. В службе, составленной в честь новомучеников, были упомянуты еще некоторые лица: Патриарх Тихон, священномученики Владимир Киевский и Вениамин Петроградский, преподобномученица Елизавета Федоровна и ряд других. А больше всего узнаваемых лиц было на иконе: например, здесь присутствовали царские слуги, расстрелянные вместе с семьей Николая II в Екатеринбурге: Царская семья была изображена на иконе архимандрита Киприана в самом центре, она как бы собирает вокруг себя всех пострадавших от безбожной власти.
Участники Собора РПЦЗ не решились заявить, что в сонме новомучеников и исповедников XX века государь занимает центральное место, но все же назвали это место «особым». И на иконе Николай II и его семейство явно выделяются из множества лиц, прославленных в тот ноябрьский день: они стоят на фоне Храма Христа Спасителя, прямо под благословляющим с небес архангелом и расположенным еще выше престолом, над которым склонились Патриарх Тихон и местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Крутицкий Петр Полянский. Кто изображен на иконе? Икона, написанная для Собора Русской Православной Церкви 2000 года, отличается от своей предшественницы прежде всего наличием клейм, то есть отдельных сюжетов, показывающих подвиги отдельных святых. А с точки зрения композиции она во многом напоминает икону 1981 года. Открыть и рассмотреть икону Как и на американской иконе, в центре Собора новомучеников и исповедников — семья царственных страстотерпцев: российский император Николай II, его супруга Александра Федоровна, дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын, цесаревич Алексей. Расстрелянные в подвале дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, они оказались в первой волне пострадавших за Христа, и постигшая их участь знаменовала собой судьбу многих тысяч других новомучеников и исповедников Русской Церкви. Члены царской семьи облачены в византийские императорские платья — далматики. Это напоминание как о преемстве христианской веры, так и об особом положении в Церкви православного монарха, который, согласно византийскому праву, приближался по своему статусу к священнослужителям: мог, в отличие от обычных мирян, входить в алтарь, благословлять народ, утверждать решения созванных им же церковных Соборов и т.
По словам отца Александра Салтыкова, члены царской семьи «олицетворяют благословленный Богом принцип верховной власти и порядка, противостоящего хаосу». Вокруг царской семьи собраны миряне, священники и монахи, пострадавшие в годы преследования христиан безбожной властью. Преподобномученицы Елизавета Федоровна 2 и Варвара Яковлева 3 , сброшенные большевиками в заброшенную шахту под Алапаевском на следующую ночь после убийства царской семьи, с 17 на 18 июля 1918 года. Елизавета Федоровна — супруга московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова и родная сестра императрицы Александры. После его убийства террористом отдала себя целиком на служение больным и обездоленным людям, основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, в которой трудилась и Варвара Яковлева. Архимандрит Сергий Сребрянский , духовник Марфо-Мариинской обители, был известен как молитвенник и человек святой жизни. После закрытия обители прошел серию тюрем и ссылок. Протоиерей Сергий Мечёв, продолжатель дела своего отца протоиерея Алексия Мечёва, возглавлявший «монастырь в миру» — общину храма святителя Николая в Клённиках. Замечательный духовник и молитвенник, в 1931 году отец Сергий был «отлучен от православной жизни и запрещен в священнослужении» Синодом за отказ поминать за богослужением безбожную власть.
Много лет провел в ссылках, где сохранял контакт с духовными чадами. Расстрелян в ярославской тюрьме 6 января 1942 года. Архимандрит Сергий Шеин , секретарь Поместного Собора 1917—1918 годов, впоследствии играл ключевую роль в Обществе объединенных петроградских приходов, задачей которого было бороться против закрытия храмов. Расстрелян 13 августа 1922 года за сопротивление кампании по изъятию церковных ценностей. Протоиерей Философ Орнатский, настоятель собора Казанской иконы Божией Матери в Петрограде, много содействовал духовной миссии на фронте во время Первой мировой войны, после революции организовал защиту Александро-Невской лавры от посягательств толпы. Расстрелян с сыновьями в октябре 1918 года во время «красного террора». Протоиерей Иоанн Кочуров, клирик Екатерининского собора в Царском Селе под Петербургом и первый священнослужитель, пострадавший после большевистского переворота. Прежде служил в Северо-Американской епархии, которую в ту пору возглавлял митрополит Тихон Беллавин , будущий Патриарх. Был убит радикально настроенной толпой из солдат, матросов и рабочих.
Крест за престолом символизирует мученический подвиг во имя Христа.
Также было принято решение делать клейма, располагая их с севера на юг. Эскизов было сделано множество; член комиссии по канонизации протоиерей Владимир Воробьев, ректор нашего университета, и, протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств, выбирали, какие события, места должны быть изображены в этой иконе: например, Соловки, Лисья балка в Казахстане, зимовье Хэ, где пострадал митрополит Петр Полянский. Одни клейма со святыми появлялись, от других отказывались, хотелось многое вместить в эту икону! В результате остановились на самых эпохальных местах и событиях. Мы работали над созданием иконы очень долго, приходилось и ночью работать. Советы отца Владимира и отца Александра по написанию изображений священномучеников были необычайно ценными и очень нам помогали. Например, у меня долго не получался образ Государя Николая II — портретное сходство вроде бы есть, а образ не складывается. Отец Александр сказал, что Царь — олицетворение Христа на земле, и потому образ нужно писать, глядя на иконографию Спасителя.
Отец Александр Салтыков говорил нам тогда, что надо внимательно смотреть, какое духовное служение у святого, каких он достиг добродетелей, какие у него плоды Духа Святого — мир? Самые главные части лика — глаза и уста, они должны отражать главные добродетели этого святого. Объяснял, как достичь этого в иконе. Благодарна я и отцу Владимиру Воробьеву, он тоже нам помогал своими советами. О том, как показать точно характер святого, должен думать сам иконописец, а вот по созданию духовного образа хорошо консультироваться с грамотными представителями духовенства. Расскажите о некоторых. Например, вместе с коллегой, теперь монахиней Ксенией Устиновой мы разрабатывала икону «Собор новомучеников и исповедников Казахстанских». Всегда помня совет опираться на древние иконы, в этом случае за цветовую основу мы взяли икону «Борис и Глеб, с житием» второй половины XIV века, которая хранится в Третьяковской галерее. В иконе всегда важна пластическая идея, ритм — это все продумывается заранее, как и общее цветовое решение.
Я заметила, что, когда пишешь икону новомучеников, чувствуешь большую поддержку, помощь Божию. При этом обязательно возникают какие-то серьёзные искушения. Новомученики претерпевали невероятные страдания, и, если ты пишешь их образы из своей благополучной спокойной жизни, пусть и со всем благочестием, Господь посылает что-то, что заставляет тебя сильнее и глубже молиться. С другой стороны, постоянно ощущаешь заступничество новомучеников. Все значимые события в моей жизни происходят в дни их памяти. В том числе — образы красноармейцев. Как было решено писать их именно так? Красноармейцы — плоскостные фигуры с бледными лицами у святых совершенно другой цвет ликов , мы их сознательно отделили, как воплощение сил зла. Причём прежде, чем рисовать их форму, мы ее изучали по документам, изучали, как устроено оружие, а потом стилизовали.
То есть одновременно здесь реальность, но реальность — стилизованная, это не конкретные люди, а именно, как я уже сказала, некое воплощение зла. От них остались фотографии, порой видеохроника, а не просто письменные и устные источники. Это усложняет или упрощает работу над созданием их образов? Например, разрабатывала я иконографию священномученика Василия Надеждина. Это был удивительный опыт. Отец Василий умер в лагере очень молодым, в 35 лет, в момент смерти у него было пятеро маленьких детей, шестой, самый младший, родился через 3 месяца после гибели отца. И к моменту написания иконы некоторые дети были живы, были живы и духовные чада отца Василия. Когда я делала эскизы, искала образ, то показывала их прихожанам, детям, которые еще помнили отца, они внимательно смотрели, говорили, похож или не похож. Их замечания способствовали созданию иконографии, я исправляла лик до тех пор, пока не услышала: «Вот теперь это образ нашего батюшки».
Но они не просто делали замечания, а все молились за меня, чтобы образ святого получился. Так что когда создается новый образ, очень важна молитва за иконописца. Ведь создание новой иконографии — дело Церкви. А иконописцу важно помнить, что не он один создает образ, его создает Церковь. Наука цвета в иконе — Вы преподаёте с 1995 года. Что для вас преподавательская работа? Кроме ПСТГУ, я преподаю еще в Суриковском институте: на кафедре живописи веду предмет «Копирование темперной живописи» в мастерской реставрации под руководством А.
В дар Покровскому собору Елабуги передана икона Воткинских новомучеников с частицами мощей
В День памяти Красноярских святых Ачинский благочинный освятил иконы новомучеников | Жители Мурманской области смогут поклониться списку чудотворной иконы императора Николая II, который сегодня прибыл в Заполярье. |
Освящение иконы Новомучеников Истринских в Лужках » Истринское благочиние | Решением жюри победа в региональном этапе конкурса была присуждена работе осуждённых ИК-6 Бежецка – иконе «Собор новомучеников бежецких». |
На Кубани написали икону новомучеников на основании их архивных снимков | 12 марта в храме Божией Матери "Целительница" г. Краснодара освящена уникальная икона, на которой изображены все прославленные Кубанские новомученики. |
Новая икона Новомучеников | Храм Святого Мученика Уара | Жители Мурманской области смогут поклониться списку чудотворной иконы императора Николая II, который сегодня прибыл в Заполярье. |
Храму в Алматинской области подарили икону китайских новомучеников
С удивлением выяснили, что это не чудотворцы и целители, а их коллеги — правозащитники. Юристы решили, что алтайским коллегам будет полезно тоже узнать о истории новомучеников и знать своих небесных покровителей. Адвокату Ивану Ковшарову и юристу Юрию Новицкому пришлось защищать Православную церковь и верующих в тяжёлые 20-е годы прошлого века. Тогда советская власть запрещала церкви помогать бедствующим крестьянам, а потом вовсе решила изъять всё церковное имущество.
Алексеем и с известным специалистом по истории старообрядчества Е. Чтобы не утратить важные моменты жизни протопопа, пришлось пойти на композиционную сложность и вместить в каждое клеймо по два-три события, чтобы наиболее полно иллюстрировать Житие.
В центре иконы священномученик изображен сидящим — за образец был взят образ сидящего на престоле Спиридона Тримифийского. Окружают св. Аввакума верные духовные чада и ближайшие друзья, сподвижники и мученики: инокиня Феодора боярыня Морозова , княгиня Евдокия Урусова, инок Епифаний, диакон Феодор и другие. Также Борис Владимирович подробно рассказал о содержании каждого изображенного на иконе сюжета в отдельности: рождение священномученика, поставление в иереи, события из жизни в Лопатицах, в Москве, в ссылке… Икона, находящаяся в храме свт. Николы, не единственная житийная икона священномученика Аввакума в Боровском музее хранится образ священномученика работы иконописца Милованова , но она пока единственная житийная, доступная для поклонения в старообрядческом храме.
По окончании Уфимской духовной семинарии был рукоположён в священники и назначен на служение в приход Свято-Никольского храма Белорецкого завода. Затем был переведён в приход Узянского завода, а с 1905-1918 годы служил настоятелем Свято-Никольского собора города Верхнеуральска. За годы служения он открыл и содержал 29 школ и 2 гимназии в Верхнеуральском уезде, сумел обустроить храм при Верхнеуральской тюрьме. Родственникам погибших не позволили даже предать тела погребению.
В прошлом году первое место в региональном конкурсе также заняла икона, выполненная в бежецкой исправительной колонии.
Последние записи:.
Икона новомучеников Николаевских с частицей мощей священномученика Сергия
Благочинный Торжокского округа, настоятель Михайловского храма протоиерей Николай Алексеев совершил чин освящения икон. Вместе с работниками и прихожанами храма за богослужением молился и художник А. По завершении службы все желающие смогли поклониться святым образам новомучеников, после чего иконы были установлены на фасад храма. Новомученики, чьи образы ныне украшают фасад Михайловского храма, связаны с Новоторжской землей: здесь они несли свой молитвенный подвиг, боролись за сохранение и единство Церкви. После обучения на историко-филологическом факультете Московского Императорского университета Василий поступил в Казанскую духовную академию, где за два года до окончания курса в 1900 году принял монашеский постриг с именем Пётр. По окончании Академии иеромонах Пётр преподавал в Орловской духовной семинарии, а затем исполнял должность епархиального миссионера при Московском епархиальном доме. С 1907 года он получает назначение на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а с 1909 по 1917 год является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белёве Тульской епархии, в сане архимандрита. В это время он часто посещает расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами.
Служения отца Петра очень любили местные крестьяне, поскольку отец Пётр, часто служа в их селах, отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Пётр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Ивановну. Она и подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение, которое хранил на собственное погребение. Во время Первой мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Сам же настоятель в 1916 году служил священником в действующей армии. После февральского переворота отец Пётр назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Жёлтикова монастыря. И уже в 1918 году в Твери он подвергается кратковременному аресту.
Сразу после хиротонии владыка Пётр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввел строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда владыка привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе. Акафистов за всенощной он никогда не читал, но требовал, чтобы вычитывались все кафизмы. Сокращений он не допускал ни при служении панихид, ни при отпеваниях. Порой владыка с грустью говорил: «Кто отслужит по мне такую панихиду?
В Печерском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Эта слава не понравилась правящему архиепископу Нижегородскому Евдокиму впоследствии отпавшему в обновленческий раскол. И вскоре владыка был переведен в Канавино, за Оку. Там в мае 1921 года его арестовали во второй раз. Рабочие местных заводов по поводу ареста любимого архипастыря устроили трехдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву. С декабря он находился в заточении в московских тюрьмах.
Сначала его поместили на Лубянку, но и там владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. С Лубянки владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда — в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели.
Настоятель Елисаветинского храма иерей Филипп Измайлов и клирик храма протоиерей Александр Зуев совершили водосвятный молебен всем святым. По окончании богослужения иерей Филипп Измайлов совершил чин освящения иконы. Затем все пришедшие на торжественную встречу святыни смогли приложиться к ней.
Икона является списком с ранее созданного образца, но включает ряд новых разработок и дополнений как в художественном плане, так и в технике.
Лики святых имеют большее портретное сходство, сохраняя при этом каноничность изображения. При работе с ликами использовались фотографии и другие архивные материалы.
На свитке в руке неправедного судьи вместо приговора читаются только имена обвиняемых, без самого текста обвинения -- этот прием показывает, что святые принимают смерть безвинно, за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет своих палачей.
За стеной, отделяющей пространство зала суда, изображена петроградская тюрьма «Кресты», где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море. Вокруг них расположены фигуры еще 55 святителей того времени, что намного меньше реального количества святых епископов, но иконописцы при помощи церковных историков и комиссии по канонизации постарались выбрать самых значимых. Лик каждого святого писался по сохранившимся фотографиям. Причем собиралась специальная комиссия, чтобы выбрать, какое фото взять за образец, -- например, лагерное, с измученным лицом или, наоборот, семейную фотографию мирного времени.
В каждом случае этот вопрос решался отдельно. Царь-мученик Николай II изображен в центре -- как помазанник Божий и молитвенник за Россию, но ниже святых епископов, так как на царствование государя помазывала Церковь. Царская семья на иконе одета в далматики -- византийские царские одежды. Справа и слева от царственных страстотерпцев, такими же рядами, как епископы, стоят святые мученики из священства, монашества и мирян -- представители всех слоев общества, давших святых мучеников.
Среди них есть и неподписанные святые. Обычно клейма в иконе читаются по часовой стрелке с верхнего левого угла. Но в тех редких случаях, когда в верхнем ряду вместо клейм написан деисусный чин, клейма следует читать слева направо «через средник» левое верхнее, правое верхнее, затем левое следующего ряда и т. В иконе новомучеников клейма даны не по хронологическому принципу, как это бывает обычно, а по географическому: в верхних клеймах север страны -- Соловки и берег Ледовитого океана, в центральных -- столицы, Урал, Сибирь, в нижних клеймах юг -- Киев, Саров, Астрахань, Казахстан.
Всего в иконе новомучеников 15 клейм. Разорение одной из величайших русских святынь - Троице-Сергиевой лавры и похищение мощей преподобного Сергия Радонежского Кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в 1919 году стало первым шагом антицерковной компании властей по вскрытию святых мощей в храмах и монастырях России. В 1920 году Лавра была закрыта, а святые мощи вывезены в музей. Была сфабрикована грубая фальшивка, согласно которой престарелый наместник Лавры архимандрит Кронид составил заговор с целью объявить Лавру «русским Ватиканом».
На Кубани написали икону новомучеников на основании их архивных снимков
С благословения владыки Евлогия семья Антоновых заказала икону Священномученика Петра Скипетрова в Александро-Невской Лавре, где он служил и погиб. Образ новомученика специально написали для храма в Краснодаре на пожертвования прихожан. Иван Ковшаров и Юрий Новицкий были причислены к новомученикам только в 1992 году, а посвящённая им икона появилась в 2016 году. “При формировании композиции иконы мне хотелось и в общем, и в деталях заложить образ молитвы Новомучеников за нас, нынешних русских православных христиан, и за нашу страну. Иконография иконы "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных" прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе.