Международный женский день (или Международный день борьбы за права женщин и международный мир ООН) отмечается ежегодно 8 марта. Резолюция об установлении Международного дня женщин и девочек в науке нацелена на качественные изменения в ходе привлечения представителей женского пола в науку. А отмечать Международный женский день в 1910 году предложила коммунистка Клара Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене. История праздника Движение за равноправие женщин и мужчин возникло в 1960-х гг., тогда же и родилась идея создания Международного дня феминизма. Международный женский день, который отмечается во всем мире 8 марта, стал важной частью российской культуры.
Празднование в России и СССР
- Как Клара Айснер стала Цеткин
- Последние новости
- «Да здравствует равноправная женщина СССР!»: как родился, жил и умер советский феминизм
- Феминистки против 8 Марта. Никаких цветов и подарков!
- «Международный женский день» превратился в «День глобального феминизма» | ИА Красная Весна
- Социолог рассказала, как советская власть присвоила себе победу равноправия
Минтруд: положение женщин в России показывает гендерное равенство в сфере труда
В преддверии Международного женского дня собрали самые интересные факты о борцах за равноправие в шляпках. Своим появлением Международный женский день во многом обязан забастовке женщин, что случилась в конце февраля 1908 года. Но только в нашей стране день, посвященный борцам за равные с мужчинами права женщин, превратился в свою противоположность – Праздник Весны, в который женщины ждут подарков от мужчин.
Праздник борьбы или нежности? 8 марта – Международный женский день
В СССР уже было достигнуто равенство полов и сами наши феминистки это признают, однако по раз заданной методичке продолжают вопить про неравенство зарплат, про домашнее угнетение и про харассмент. А отмечать Международный женский день в 1910 году предложила коммунистка Клара Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене. А отмечать Международный женский день в 1910 году предложила коммунистка Клара Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене.
Вопросы и ответы
- Архив материалов - Асбест - новости, события, факты, актуальная информация
- Вопросы и ответы
- Последние новости России и мира - РР
- Международный женский день 8 марта: история праздника
Социолог рассказала, как советская власть присвоила себе победу равноправия
Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин является приоритетом для ЮНЕСКО с 2008 года. В нашей стране праздник 8 марта был введен после Октябрьской революции как день равноправия женщин. 8 марта отмечают международный женский день — день, когда женщины всего мира объединялись в своем стремлении к равным правам.
«Самый феминистский праздник в году». Что такое 8 Марта и как в этот день поздравлять женщин?
Они протестовали против тяжелых условий труда и низкой заработной платы — этот день ознаменовал начало открытой борьбы женщин за равноправие и улучшение трудовых условий. День равенства женщин – ежегодный праздник в США, отмечаемый всегда 26 августа. Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. Современные феминистки регулярно проводят в этот день мероприятия, посвященные гендерному равноправию, подчеркивая необходимость борьбы с домашним насилием в отношении женщин, занижением заработной платы.
Женская «революция». Что мы на самом деле отмечаем 8 марта?
Если на аналогичных должностях мужчины и женщины получают неравное вознаграждение, это нарушение и несправедливость, констатируется в докладе. Поэтому мы точно живем в новом мире, где отдельно женских и отдельно мужских профессий становится все меньше. Вспомните советские фильмы про заводы, там могли работать на многих позициях только мужчины. Сегодня разница осталась только в каких-то очень сложных областях. При этом какие-то гендерные истории сохранились.
Например, няня — для меня это больше женщина, какие-то наши традиционные ценности все-таки остаются», - объяснила она.
Историю этого праздника мы традиционно связываем с Кларой Цеткин, которая создала революционный отряд, состоящий из женщин, так сказать, решила включить неудержимую энергию женщин в борьбу с эксплуататорами. И хотя создание его было делом не одного дня, решено было выбрать день, который можно было бы считать Днем Рождения «женского пролетариата». В 1910 году в Копенгагене на 2-ой Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин об учреждении «Дня борьбы за права женщин» была принята резолюция о том, чтобы ежегодно проводить женский день, «который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права». Это прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира подняться на борьбу за равноправие. Роза Люксембург справа и Клара Цеткин, 1910 год. Датой Международного женского дня по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг было утверждено 19 марта. И первый Международный женский день отмечался в 1911 году в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии именно 19 марта.
В 1912-м он проходил в тех же странах, но 12 мая. В 1913-м из-за организационных трудностей получился полный разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии — 9 марта, во Франции и России — 2 марта.
История этого светлого весеннего праздника началась в 1910 году, когда немецкая коммунистка Клара Цеткин предложила отмечать 8 Марта как Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Благодаря этой борьбе женщины получили права и свободы, которыми раньше обладали только мужчины, стали полноценными членами общества и государства. Отмечу, что одним из первых равенство прав мужчин и женщин провозгласило именно наше, Советское государство. Сейчас это равенство признаётся всеми развитыми странами. Борьба за равноправие женщин продолжается.
Предполагалось, что советский человек будет свободен от стирки, уборки, приготовления пищи и воспитания детей — при коммунизме все это будет делать за него государство. Эти идеи частично воплотились в жизнь — в 1920-е годы шло строительство домов-коммун с системой общих столовых, прачечных, библиотек, яслей и т. Например, московские Дом на набережной и Дом Наркомфина. Коллонтай продолжала настаивать на том, чтобы «избавиться от буржуазного собственничества» и отказаться от традиционных сексуальных отношений. В статье «Свободу Эросу! Однако такие взгляды Коллонтай часто критиковались.
Тем не менее подобный свободолюбивый социальный эксперимент нашел отражение в фильме «Третья Мещанская» 1927. По сюжету молодой печатник Владимир приезжает погостить к своему фронтовому товарищу Николаю в Москву и оказывается неравнодушен к его жене Людмиле. Девушка, соскучившаяся по ласке, отвечает ему взаимностью. Все герои запутываются в своих чувствах и решают жить втроем. В итоге Людмила беременеет, но, так и не выяснив, от кого, бросает обоих мужей и уезжает из Москвы. Несмотря на громкие лозунги в прессе и яркие картины в кино, вовлечение женщин в экономику происходило довольно медленно.
А после возвращения мужчин с Гражданской войны женщины и вовсе столкнулись с безработицей. Феминизм в советской России пробивался в законодательство не «снизу», как, например, в западных странах, а «сверху». В решении «женского вопроса» власть руководствовалась не интересами самих женщин, а скорее государственными нуждами. По мнению исследователей , насаждение равенства «сверху» было преждевременным : несмотря на прогрессивное законодательство, по факту женщины все еще зарабатывали меньше мужчин, были менее образованны и больше заняты домашним хозяйством. И они далеко не всегда осознавали свое положение. Как советские женщины столкнулись с двойной нагрузкой под соусом равноправия Уже ко второй половине 20-х годов становится ясно, что ресурсов на то, чтобы строить «Новый быт», у государства недостаточно.
Первая мировая и Гражданская войны, коллективизация, голод и репрессии привели к демографическому спаду: рождаемость снизилась почти в два раза. А поскольку государство не может взять на себя бытовые обязанности, нужно вернуть их обратно — в семью. При Иосифе Сталине во всех сферах жизни начинается консервативный поворот, и на смену «свободной любви» приходит «крепкая советская семья». В 1936 году сталинская конституция торжественно провозглашает: «В СССР решена задача огромной исторической важности — впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». За 6 лет до этого, в 1930 году, был упразднен Женотдел ЦК ВКП б и закрыт ведущий журнал «Коммунистка» — приказом сверху стало считаться, что женский вопрос в стране решен. В прессе штампы «новая женщина», «труженица» и «работница» сменяются «воспитательницей нашей молодежи» и «матерью».
По мнению исследователей , при внешней декларации равенства и свободы к 1930-м годам сложилась особая гендерная система в виде советского патриархата. По отношению к женщинам государство занимает патерналистскую роль: за материнский труд оно окружает их заботой и покровительством, беря на себя роль «мужа». Только теперь женщина должна быть не только матерью — но и активным участником производства. При Сталине государство стало требовать от женщин всего и сразу. Ответственная советская гражданка должна быть не только успешной карьеристкой и труженицей, но и самоотверженной матерью и женой. При этом материнство расценивалось не как личный выбор, а как долг каждой женщины перед государством.
Например, в фильме «Женщина» 1932 четыре героини проходят ряд испытаний, чтобы занять место в обществе наравне с мужчиной.
Международный день феминизма отмечают сегодня
30 мая Международный день феминизма | Международный женский день был важной частью пропаганды нового образа советской женщины, поводом рассказать о результатах государства в достижении равноправия и вкладе женщин в экономику. |
Ждут перемен: как будет развиваться движение за права женщин в России | На следующий день после обнародования декларации Временное правительство получило от Лиги равноправия женщин петицию с требованием допустить женщин до участия в выборах. |
26 августа - День 13-й кошки, собак и равноправия женщин | Праздник призван напомнить о равноправии мужчин и женщин, о борьбе с дискриминацией по половому признаку. |
Борьба за равноправие длиною в век: как за 108 лет изменились цели феминисток // Новости НТВ | Международный женский день (или Международный день борьбы за права женщин и международный мир ООН) отмечается ежегодно 8 марта. |
«Самый феминистский праздник в году». Что такое 8 Марта и как в этот день поздравлять женщин?
Организатором была Мод Мэлоун — радикальная суфражистка, президент Гарлемской лиги равноправия и основательница Союза прогрессивных женщин. Многие из ее соратниц были против организации марша — им казалось, что массовая уличная акция с участием представительниц всех слоев населения нанесет ущерб имиджу суфражисток в итоге Мэлоун вышла из Союза прогрессивных женщин в знак протеста против их снобизма и расизма. Полиция предупреждала, что акция незаконна, поскольку любые собрания за исключением похоронных процессий по воскресеньям были запрещены. Однако в остальные дни недели участницы марша работали, так что вопреки запретам 16 февраля они все же прошли в некоторых газетах писали: прогулялись по Бродвею. Среди них было и немало мужчин-союзников. Акции Мод отличались от маршей британских суфражисток: если последние страстно говорили о страданиях угнетенных женщин и призывали к борьбе не на жизнь, а на смерть некоторые из них действительно подвергались пыткам в тюрьмах или гибли , то американки свои требования облекали в более дружелюбную форму.
Благодаря этому отношение к ним было скорее благожелательным. На марше 16 февраля никого не арестовали; в газетных заметках участниц называли амазонками, а их акцию — «великой нравственной победой». Спустя год, в годовщину марша на Бродвее Социалистическая партия Америки провела массовые митинги и провозгласила Национальный женский день, выбрав в качестве дня празднования последнее воскресенье февраля. Печальным подтверждением справедливости требований, с которыми выходили на акции протеста женщины, стал пожар , произошедший на нью-йоркской швейной фабрике Triangle Shirtwaist в марте 1911 года. Работницы недоедали и, чтобы заглушить чувство голода, постоянно курили.
Вероятно, так и начался пожар, унесший жизни 23 мужчин и 123 женщин, преимущественно мигранток. Одни погибли в огне, другие разбились, пытаясь выбраться с девятого этажа — хлипкая пожарная лестница быстро обрушилась, а входные двери на время рабочей смены запирались. Всего за год до этого на фабрике прошла забастовка, участницы которой требовали повысить зарплаты и улучшить условия труда, — но тогда руководство не пошло на уступки. После пожара Лига женских профсоюзов задокументировала неподобающие условия на десятках производств, а председательница нью-йоркского отделения Лиги Роза Шнейдерман сформулировала требование позже широко растиражированное «хлеба и роз», подразумевая, что женщины имеют право не только на прожиточный минимум, но и на достойный уровень жизни. В 1912 году в своей речи она заявила : «Богатая женщина имеет право и на жизнь, и на солнце, и на музыку, и на искусство.
Среди этого нет ничего, на что не имела бы права и самая скромная работница. У работницы должен быть хлеб, но у нее должны быть и розы. Помогите, вы, привилегированные женщины, дайте ей право голоса для борьбы!
К середине 60-х число абортов в стране достигало 7 миллионов в год.
Сохранялись меры поддержки матерей, доступность абортов, система детских садов и продленок. В 1965 году 8 марта, прежде «день восстания работниц против кухонного рабства», становится выходным и начинается трансформироваться в «праздник весны и женственности». Иногда вводились отдельные консервативные меры — например, список запрещенных профессий в 1974 году. Женщины были активно вовлечены в экономику и ощущали себя членами «коллектива», однако домашний труд и воспитание детей так и оставались их негласными обязанностями.
Освободиться от такой нагрузки было невозможно, поскольку на одну зарплату советская семья выжить не могла. В советском обществе также сохранился бытовой сексизм, который мешал женщинам продвигаться по службе: в высших эшелонах власти женщин было очень мало. Кроме того, как отмечает Россман, на советских женщин еще накладывалась «третья ноша» — постоянная потребность в уходе за собой. И хотя в СССР не было таких жестких стандартов красоты, как, например, в США, от женщин все равно ожидалось, что они будут ухоженными и привлекательными — стоит вспомнить, как в «Служебном романе» 1977 Верочка учит Людмилу Прокофьевну «быть женщиной».
В условиях перегруженности на работе и в быту, дефицита средств гигиены, косметики и одежды соответствовать всем стандартам было непросто. Параллельно с этим мужчины столкнулись с кризисом маскулинности. Для поколения 50—60-х идеал мужественности был вполне понятным: это герои Великой Отечественной войны, сильные духом, «отважные летчики и моряки». К 70-м образ теряет актуальность, а нового советская пропаганда не предлагала.
Поэтому кинематограф 70—80-х пестрит образами инфантильных, потерянных мужчин и уставших женщин: «Служебный роман» 1977 , «Афоня» 1975 , «Любовь и голуби» 1985 , «Москва слезам не верит» 1979. В 1979 году в «Литературной газете» состоялась любопытная дискуссия между авторами на тему кризиса семейных отношений. Лариса Кузнецова в статье «Кто глава вашей семьи? В попытках понять, как так получилось, она пишет, что в послевоенный период женщинам пришлось взвалить и работу, и хозяйство на себя, чтобы просто выжить.
И что советские женщины, может, и рады были бы положиться на мужчин — только мужчины не вызывают доверия. В одном из последующих выпусков газеты Владимир Война отвечает Ларисе в статье «Да убоится муж…». Он считает, что в советском обществе власть давно в руках жен и тещ: и зарплатой управляют они, и в доме главные они, а мужчинам ничего не остается, кроме как сидеть у телевизора, чтобы не слушать бесконечные вопли и претензии. А из семьи мужчины уходят, по его мнению, потому что не в силах терпеть такое унижение.
И в том, что мужчины «обмельчали», виноваты женщины, которые забыли о своей «слабости». Как советские феминистки 70-х пытались говорить о проблемах в обществе В 1979 году в Ленинграде вышел первый номер феминистского самиздата «Женщина и Россия» — альманах из статей, зарисовок из жизни и стихов советских феминисток. Его основала журналистка и диссидентка Татьяна Мамонова. Также к ней присоединились журналистка Татьяна Горичева, писательницы Наталья Малаховская и Юлия Вознесенская и другие литературные деятельницы.
В альманахе авторки делятся болью, которая накопилась у советских женщин. Они пишут об акушерском насилии в роддомах и абортариях, бытовом сексизме, безотцовщине и безразличии мужчин к детям, о жестоких женских тюрьмах, о бытовой усталости и о том, как с треском провалилась советская эмансипация. Например, Малаховская в статье «Материнская семья» подробно расписывает, почему с нагрузкой, с которой сталкивается женщина, практически невозможно справиться. Мамонова описывает свой опыт родов и абортов и говорит о жестокости врачей.
А Вознесенская рассказывает о жизни в женской колонии и милицейском насилии. По словам Горичевой, для своего времени их альманах был почти экстремистским: до сих пор о проблемах женщин так никто не говорил.
В Семейный кодекс нормы, чтобы не дискриминировать женщину, мы тоже внесли. Всё, что касается вопросов охраны материнства и детства, у нас в России этот вопрос в последние годы как никогда ведётся и финансируется. Просто надо создать условия, чтобы женщина на сегодняшний день имела право выбора. Такое право, я считаю, у неё есть.
Самое главное, надо организоваться, а не только ходить на митинги и кричать «дайте нам права». Какие конкретно? Если есть какие-то проблемы, то давайте их решать».
Резолюция об установлении Международного дня женщин и девочек в науке нацелена на качественные изменения в ходе привлечения представителей женского пола в науку. За последние 15 лет разным странам удалось достичь определенных успехов в данном вопросе.
Однако женщинам и сейчас приходится иметь дело с некоторыми ограничениями. Как показали исследования в 14 странах, существует дисбаланс представителей разного пола в науке. Резолюция, принятая ООН, обращает внимание всех стран на данную проблематику, призывает создать программы, которые помогут вовлечь женщин в научную сферу. В названии даты упомянуты не только женщины, но и девочки. Это связано с актуализацией темы участия в научных объединениях в период учебы в школе.
8 марта: как появился день борьбы за женские права
Белый дом 26 августа по случаю Дня женского равноправия пригласит руководителей штатов и местных органов власти для обсуждения проблемы доступа к абортам на фоне судебных разбирательств по всей стране, сообщает Reuters. Отмечается, что во время встречи будет обсуждаться вопрос доступа к операциям по прерыванию беременности в разных штатах. Напомним, что отмена Верховным судом США постановления по делу Роу против Уэйда от 1973 года не означает запрета на аборты как таковые.
В этот день хозяева должны поздравить свою тринадцатую кошку, если такая имеется. Что при этом чувствуют остальные 12 — не уточняется. Подпишитесь на новости Астрахань.
Сегодня отмечается профессиональный праздник людей, чей труд связан со строительными, восстановительными, ремонтными, реставрационными и иными работами, предшествуя их непосредственному выполнению — День сметчика, который официального статуса пока не имеет. Выбор дня 26 апреля для этого профессионально праздника пал на дату принятия Государственных сметных... Поселок Пионерский начал строиться на Урале в годы советской власти, одновременно с созданием племзавода «Пионер» — крупнейшего животноводческого хозяйства. Потому своего храма здесь никогда не было.
Белла Абзуг работала общественным деятелем, комментатором новостей. У нее были еврейские и русские корни. В свое время семья попросту эмигрировала в США. Белла Абзуг — первая еврейка, которую избрали в конгресс США. Это произошло в 1970 году. Она вела активную деятельность, и привлекала общественность своим внешним видом.
Международный женский день: история праздника
Цеткин выступила на конференции с предложением установить день международного протеста пролетариата против политического бесправия работниц, как способ агитации за идею равноправия женщин во всех областях социальной и государственной жизни. 26 августа в США отмечают День равенства женщин. Именно в этот день в 1920 году была принята 19-я поправка к Конституции, предоставляющая женщинам избирательные права. Краткая история феминизма в СССР и России: от XIX века до наших дней.