Также между минаретами Большой мечети Айя-София вывешена надпись махья «Ля иляһа илляЛлаһ» («Нет Бога, кроме Аллаха»). Сотни человек 24 мая приняли участие в митинге в Стамбуле в воскресенье с требованием превратить собор Айа София (Святой Софии) в мечеть.
Сотни человек в Стамбуле требовали снова превратить собор Айа София в мечеть
Как в Айя-Софии впервые за 88 лет прошел таравих - вечерняя молитва Рамадана | Посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев с 15 января 2024 года. |
Как христианский собор Святой Софии стал мечетью: Скандальные реформы президента Эрдогана | Мечеть Айя-София стала жертвой "крестового похода" американцев и англичан, а не решения правительства Турции. |
Туристы возмущены ограничениями при посещении Айя-Софии в Стамбуле | Рейтинг 5,0 на основе 505 оценок и 180 отзывов о мечети «Мечеть Святой Софии», Сиркеджи, Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1. Напишите свой отзыв о мечети. |
В преобразованной из музея в мечеть Айя-Софии в Турции впервые за 86 лет провели пятничный намаз
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
До этого иностранцы могли попасть в мечеть по музейному абонементу или купив билет в кассе. В 2020 году он стоил 100 лир около 15 долларов. Картина дня.
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Глава турецкого государства подчеркнул недопустимость игнорирования исторических и культурных ценностей турецкого народа. Эрдоган заявил, что медресе в исторической части Стамбула внесет вклад в формирование новых поколений ученых-богословов. Глава турецкого государства выразил надежду на то, что священный для мусульман месяц Рамадан станет предвестником мира и роста благосостояния для всего человечества.
Мечеть Айя-София в Стамбуле
святая софия, айя софия, турция, мечеть, эрдоган, стамбул Там, где раньше толпились туристы, теперь довольно безлюдно. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому собор Айя София в Стамбуле, с 1934 года сохранявший статус музея, стал мечетью, сообщает Anadolu. Мечеть Айя-София в Стамбуле работает ежедневно с 9 часов. Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения.
Первая молитва в Айя Софии за 86 лет: загадка двойного послания Эрдогана
Как христианский собор Святой Софии стал мечетью: Скандальные реформы президента Эрдогана | Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов с 15 января будет стоить 25 евро, сообщил Минкульт Турции. |
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов — РТ на русском | Музей Айя-София в Стамбуле: подробное описание для туристов, история, фото + схема расположения самых интересных мозаик собора. |
Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть | Сейчас же Айя София – мечеть, поэтому вход стал бесплатным, но появились ограничения: нельзя открыто одеваться, голова должна быть покрыта. |
Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения | Новости | Музей Айя-София в Стамбуле: подробное описание для туристов, история, фото + схема расположения самых интересных мозаик собора. |
Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью | Варфоломей I, действующий Патриарх Константинопольский. |
Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью
Начиная с 15 января 2024 года иностранные туристы в Стамбуле смогут попасть в мечеть Айя-София только по билету, пишет «Интерфакс». Превращение здания Айя-Софии из мечети в музей стало важным символом примирения православия и ислама внутри Турецкой Республики. Мечеть Айя-София в Стамбуле в апреле во время цветения тюльпанов. Президент Турции принял участие в открытии восстановленного медресе имени Фатиха при мечети Айя-София в Стамбуле.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья. Всего 79 фото Айя-София побудила меня разместить в этом посте все что связано с тайнами и мистикой Софийского собора. Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев. Мечеть Айя-София в Стамбуле в апреле во время цветения тюльпанов. Сегодня в Стамбуле состоялось открытие медресе Айя Софии Фатиха при участии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Рейтинг 5,0 на основе 505 оценок и 180 отзывов о мечети «Мечеть Святой Софии», Сиркеджи, Стамбул, Фатих, махалле Джанкуртаран, площадь Айя-София, 1. Напишите свой отзыв о мечети.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
С официальным запросом в административный суд Турции обратилась малоизвестная ассоциация, цель которой — отмена декрета Ататюрка, преобразовавшего величественное сооружение VI века в музей. Заявители подчеркивают, что Айя-София стала личной собственностью захватившего в 1453 году Константинополь султана Мехмеда II Завоевателя, который превратил византийскую церковь в мечеть, достроив вокруг нее четыре минарета. Сторонники превращения собора в мечеть, утверждают, что султан передал ее в дар в качестве вакуфа - имущества, переданного государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. Следовательно, считают заявители, собор принадлежит фонду, который им управляет. По турецким законам правительство не имеет права распоряжаться имуществом фондов. Исходя из этой логики, решение 1934 года о музейном статусе Айя-Софии расценивается сторонниками преобразование ее в мечеть как незаконное.
Фотография документа опубликована в Twitter турецкого лидера. Журналисты телеканала A Haber с самого утра 10 июля передавали новости с площади с видом на Святую Софию. Главная интрига была в том — сообщат ли власти о своем решении относительно статуса храма-музея до пятничной молитвы, во время или же после нее. Ходили слухи, что заявление сделают и вовсе через пять дней — 15 июля состоится четвертая годовщина попытки госпереворота. Само заседание государственного совета Турции — высшего административного суда страны, куда граждане могут подать апелляцию, проходило 2 июля. Однако о чем там в итоге договорились, тщательно скрывали последующие восемь дней. Вопрос о превращении Айя-Софии в мечеть поднимался с 1934 года неоднократно — после того как совет министров Турецкой Республики решил превратить Святую Софию в музей, граждане страны неоднократно направляли петиции.
Но государственный совет последовательно их отклонял. Предложение турецкий лидер сделал под благовидным предлогом — «дать возможность верующим разных конфессий посещать святыню бесплатно». Однако оппоненты сразу разглядели в этом очередной шаг в сторону исламизации светской республики. Впрочем, французская газета La Croix поясняет, что именно столько турок «поддерживают открытие древнего византийского храма для молитвы, но они выступают против превращения его в мечеть». Без учета мнения других стран То, что глава государства покусился на некогда самый большой храм в христианском мире, вызвало гневные отклики за пределами Турции. В частности, власти Греции — фактической наследницы павшей Византийской империи — решение о возможном превращении Святой Софии в мечеть встретили в штыки. В парламентской партии «Греческое решение» призвали Афины «дать жесткий ответ». Это аналогично превращению дома Кемаля Ататюрка в Салониках, где родился первый президент Турецкой Республики, «в памятник понтийского эллинизма, в музей памяти геноцида понтийцев», заявил представитель партии Танасис Милонас.
Отношения Афин и Анкары и так находятся на пределе из-за спора о добыче нефти и газа у берегов Кипра. Министр обороны Никос Панайотопулос и вовсе заявил, что Греция «готова к военному конфликту с Турцией». Он отметил , что русский народ по-прежнему считает собор Святой Софии великой христианской святыней.
Официально храм открыл двери как музей 1 февраля 1935 года. Мозаика в южной галерее храма Святой Софии. Превращение здания Айя-Софии из мечети в музей стало важным символом примирения православия и ислама внутри Турецкой Республики. В 2019 году собор Святой Софии стал самой популярной достопримечательностью, его посетили 3 млн туристов, в основном это иностранцы.
Превращение музея в мечеть негативно скажется как на имидже Турции, так и на туристической отрасли, которая сейчас из-за пандемии и так сильно пострадала», — рассказал «Известиям» турецкий политолог Серкан Демирташ. Эрдоган поручил своей Партии справедливости и развития изучить возможность превращения собора Святой Софии в мечеть, призвав их не торопиться и «быть внимательными». Глава государства также подчеркнул необходимость того, что Святая София должна быть открыта для туристов, как находящаяся напротив нее Голубая мечеть. Французский эксперт Жан Марку считает , что самым оптимальным в данном случае был бы «определенный гибридный статус»: мечеть по пятницам, музей — всё остальное время. Отец новой современной Турции Какие тайны хранят соборы святой Софии Придя к власти в 2002 году, Партия справедливости и развития ПСР заручилась поддержкой религиозных групп. Лидер ПСР Эрдоган всегда подчеркивал, что он истинный мусульманин: соблюдает пост, не употребляет алкоголь и посещает мечеть. В результате консервативный электорат стал регулярно поставлять Эрдогану и его партии голоса на выборах.
Глава государства также примеряет на себя роль мусульманского лидера. Для мобилизации масс он активно прибегает к риторике в стиле неоосманизма — возрождения турецкого, «османского» могущества. Его превращение Айя-Софии в музей в 1934 году вместе с запретом фески, сменой алфавита и установлением равенства мужчин и женщин было частью реформ по секуляризации общества и формированию светского государства Мустафы Кемаля», — полагает Жан Марку. Из находящихся на территории Турции зданий Айя-Софии стали вновь делать мечети в 2010-е, отмечает The American Conservative. В начале 2013 года церковь Святой Софии в Трабзоне открылась как мечеть. На протяжении полувека это был музей с восстановленными там византийскими фресками. За два года до этого здание собора Святой Софии, находящегося в турецком городе Изник, также превратили в мечеть.
Фактическая комплексная реставрация начнется сразу после завершения данных работ", - заявил член Научного совета, созданного для восстановления мечети, архитектор Ихсан Сары. Он отметил, что специально для этих работ был подготовлен "цифровой двойник" мечети. По его словам, процесс реставрации займет много времени, консультации будут проводиться относительно каждой детали Айя-Софии.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев
Глава турецкого государства подчеркнул недопустимость игнорирования исторических и культурных ценностей турецкого народа. Эрдоган заявил, что медресе в исторической части Стамбула внесет вклад в формирование новых поколений ученых-богословов. Глава турецкого государства выразил надежду на то, что священный для мусульман месяц Рамадан станет предвестником мира и роста благосостояния для всего человечества.
Имеющийся книжный фонд доступен как для студентов, так и для всех остальных горожан. Позже члены делегации приняли участие в церемонии ифтара, организованной муниципалитетом района Багджылар.
На церемонии ифтара были озвучены месседжи о дружбе и братстве, еще раз подчеркнута нерушимость азербайджано-турецкого единства, являющегося примером для всего мира. Было отмечено, что Азербайджан и Турция поддерживали друг друга в самые сложные периоды своей истории. За последние 20 лет под руководством Президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция прошла большой и славный путь развития и завоевала авторитет в мире.
Через 40 дней после подавления мятежа император Юстиниан начал строительство Софийского собора, который должен был показать мощь Византийской империи и укрепить его позиции на троне.
Через 5 лет и 10 месяцев собор торжественно освятил Константинопольский Патриарх Мина. До XV века Софийский собор оставался не только главным храмом Византийской империи, но и всего христианского мира. В 1453 году турки захватили Константинополь. Они пристроили к собору четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София.
Внутренний облик Айя-Софии тоже изменился: мозаики замазали штукатуркой, на стенах развесили щиты с надписями из Корана, установили михраб Ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку. Предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети и минбарКафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь. Расположена справа от михраба..
В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе 15 апреля 2022, 22:23 Президент Турции принял участие в открытии восстановленного медресе имени Фатиха при мечети Айя-София в Стамбуле. Правительство Турции готово и далее прилагать усилия для формирования нерушимого «моста» между историческим наследием и будущим страны, заявил президент Турции.
Глава турецкого государства подчеркнул недопустимость игнорирования исторических и культурных ценностей турецкого народа.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным
По одной из версий, пожар возник в результате атаки БПЛА по техническим установкам завода. На территории завода обнаружены фрагменты двух беспилотников», — написал он. Пожар был оперативно ликвидирован на площади 50 кв.
Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа.
На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году.
Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком.
Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия.
Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились.
Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное.
Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I.
Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В.
Посмотреть же большой зал, где проходят мусульманские службы, путешественникам удастся только сверху. Впрочем, по последней информации, мусульмане из других стран имеют право бесплатного прохода в мечеть во время намаза. Другой минус, отмеченный туристами в соцсетях, — гидам запрещено проводить экскурсии в мечети, организованных групп внутри больше не будет. Вместо экскурсовода посетителям предложат послушать аудиогид: он записан на 23 языках и будет доступен бесплатно через Wi-Fi. Если у гостя не окажется при себе наушников, их можно докупить на месте за 100 лир. Женщинам для входа в мечеть необходимо покрыть голову платком, приобрести его можно за 30 лир.
Собор более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем и было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном. Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление. Небольшая очередь у входа в музей Айя-София. Последовательность осмотра Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем — во второй притвор. Притвор — это пристройка к храму. Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора. Первый притвор.
Эта пристройка лишена отделки — мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения 5 младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии на английском. Перед экраном — стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг 4 , напротив него колокол 3 , а далее — сувенирный магазин. Купель для крещения в первом притворе. Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства — потолок выложен золотой мозаикой, на стенах — мрамор с зеркальным узором. В левой части второго притвора расположена лестница рампа 2 на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней.
Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине специальных носилках на второй этаж в императорское ложе. В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений 6. Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами 9. Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота 9 , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега.
Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе. Про него подробнее будет написано ниже. Схема музея Айя-София в Стамбуле. Красным цветом обозначены особо интересные места в соборе. Внутренний дворик крестильни баптистерий. Попасть туда можно через второй притвор идем в правую его часть , потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель, которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни баптистерия.
Купель большая, со ступенями. В ней крестили обращали в веру сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера для младенцев. Посмотреть маленькую купель 5 можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня баптистерий использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия. Каменная купель во внутреннем дворике крестильни. Крестильня баптистерий. Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I.
Из дворика крестильни баптистерия через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой восточной стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии. Сосуды для хранения масла во внутреннем дворике крестильни. Основное пространство собора. Из второго притвора через императорские ворота 9 входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле. Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол.
Напомню, что диаметр купола — 30 метров, а высота — 56 метров. Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь. Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса. Шестикрылый серафим. Лицо серафима закрашено многоугольной звездой. Размер изображения 11 метров. Оглядываемся назад на императорские ворота 9. Слева и справа видим две мраморные вазы 11 , привезённые из Пергама.
Всё пространство освещено низко висящими люстрами, которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов 7,5 метров в диаметре , на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов. Там изображены четыре шестикрылых серафима. В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений — 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов. Исламские медальоны 7,5 метров.
Собор более тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем и было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Реджеп Тайип Эрдоган 2 Святая София останется доступной для туристов Турецкий президент отдельно подчеркивал, что Айя-София, наряду с другими историческими мечетями столицы, будет доступна для туристов. Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах. Как это будет сочетаться с исламскими богослужениями, не сообщается — вероятно, их скроют специальными ширмами. Предполагается также, что из-за религиозного статуса здания некоторые части бывшего музея все же станут недоступны для посетителей. Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал решение сугубо политическим и непродуманным. Ранее митрополит Илларион заявил, что подобный ход недопустим, нарушает свободу вероисповедания и оскорбляет чувства верующих.
Вселенский патриарх Варфоломей, формальный глава православных христиан, счел, что решение грозит расколом Запада и Востока.
Согласитесь, очень странно, как могло так случиться, что участники крестового похода, целью которого изначально было направиться в Египет для якобы религиозной войны против мусульман, захватили и опустошили христианский город — город братьев по вере. Константинополь был полностью разграблен, и, разумеется, собор Айя-София пострадал не менее. Крестоносцы унесли с собой все драгоценности и священные реликвии. Диаметр главного купола 30 метров. Последняя христианская служба прошла в соборе в ночь на 29 мая 1453 года. Присутствовал сам император со своей свитой. На другой день собор разграбляли турки, захватившие Константинополь под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя Фатиха. Впоследствии собор переделали в мечеть, пристроив к нему минареты. Мозаики внутри мечети оказались скрыты под слоем штукатурки — это их и спасло.
Собор выполнял роль мечети 500 лет и стал прототипом для многих мечетей Стамбула, например, для Голубой мечети, которая расположена поблизости, и для мечети Сулеймание, которая построена в Базарном квартале. В 1935 году по распоряжению президента Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана. Сейчас музей активно реставрируется. Мозаика на полусводе над михрабом: Дева Мария и младенец Иисус 867 г. Любопытные факты Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia — это мудрость. Это собор Мудрости Божьей. Мудрость Божья — это что-то вроде проводника между Господом и человеком. В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли.
Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама. Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение. В Соборе Айя-София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось. Роспись арок на штукатурке. Москва — Третий Рим.
После падения Константинополя Второго Рима и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом. Туринская плащаница, по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина Италия. В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились. Считается, что собор обладает колоссальной энергетикой.
Мистика собора Айя-София «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание — оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…». Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба.
Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом. Холодное окно — ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже южная часть собора и выходит на Голубую мечеть. Этот котлован перед входом в собор Айя-София — результат раскопок более древних построек, которые располагались здесь ещё до строительства храма. Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику , которая находится недалеко от собора.
Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы. Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением. Исследование подземной части собора Айя-София. Подводники нашли места, предназначенные для захоронения.
Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого.
Айя-София снова стала мечетью. Найден оригинальный способ избавиться от старинных фресок
Заявители подчеркивают, что Айя-София стала личной собственностью захватившего в 1453 году Константинополь султана Мехмеда II Завоевателя, который превратил византийскую церковь в мечеть, достроив вокруг нее четыре минарета. Собор Святой Софии (Айя-София) в Константинополе указом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана превращен из музея в мечеть. КАЗИНФОРМ – Культовое сооружение в Стамбуле, мечеть Айя-София за второй год после открытия для богослужений мусульман приняла более 6,5 млн посетителей, передает собственный корреспондент МИА «Казинформ». С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому собор Айя София в Стамбуле, с 1934 года сохранявший статус музея, стал мечетью, сообщает Anadolu. Elmar Ablayev: А вы знаете, что Ай-София не была переделана османами в мечеть на правах победителей, а была лично выкуплена Султаном Мухаммадом Фатихом у Вселенской Патриархии после падения Византийской Империи.