Ван Саббен, завербованный голландскими спецслужбами AIVD и MIVD, проник в иранский ядерный комплекс в Натанзе и выпустил вирус Stuxnet, нарушив работу ядерной программы Ирана.
«Они предупреждали»
- Иран: две недели до вхождения в клуб ядерных держав? - Экспертные мнения на
- Стратегическая ядерная триада КСИР
- Что известно об аварии на ядерном объекте?
- Развитие ядерной программы Ирана
- Актуальное
«Несколько недель». Иран оказался в шаге от создания ядерного оружия
Об этом «Парламентской газете» рассказал австрийский политолог Хайнц Гертнер. По его словам, это повлечёт собой ряд негативных последствий. Политолог считает, что нацеленность самого Ирана на дальнейшее развитие своей ядерной программы обусловлено в первую очередь желанием стать уверенным региональным игроком в политическом смысле, а не обезопасить себя в военном плане.
Как будут наноситься удары Сухопутный компонент эксперты считают маловероятным. Поэтому удар, скорее всего, будет носить воздушный и ракетный характер. Отчасти их можно видеть на примере действий хуситов — эти иранские союзники используют различные вооружения, которые поставляет им в основном Иран. Сейчас на вооружении Тегерана стоят комплексы и малой, и средней дальности. Есть и баллистические ракеты — в частности, «Саджил» с дальностью до 2 тыс. Крылатые ракеты тоже стоят на вооружении», — поясняет Иван Коновалов. Да, у Израиля есть мощные системы ПВО. Но даже они не дадут гарантий безопасности.
У Ирана достаточно средств для перегрузки израильских систем ПВО, а также соответствующий опыт.
ХАМАС и его союзники из других организаций, как мы видим по последнему полугодию, — тоже очень профессиональные и высоко мотивированные боевики. Соответственно, если считать, что варварская акция ХАМАС 7 октября 2023 года была репетицией уничтожения Израиля, то удар в ночь на 14 апреля можно считать генеральной репетицией. Иран впервые ударил по Израилю напрямую, со своей территории, хотя солидарно с ними били по Израилю и традиционные прокси-силы: из Ливана, из Ирака, из Йемена. Ударом со своей территории Тегеран дал понять, что больше не будет себя ничем ограничивать. Все остальные снялись с тормозов? В отличие от Москвы, Тегеран не занимается больше теориями по поводу мирного процесса и каких-то переговоров. Турецкая пресса смеется над Тегераном и обзывает Иран желтым земляным червяком, который только обещает уничтожить Израиль, а ничего не делает. А это болезненно, потому что в Иране очень много тюркского населения, которое по всем расчетам Эрдогана должно стать частью тюркского мира. Кстати, и Якутия с Алтаем, по мнению нашего «друга» тоже часть тюркского мира.
Анкара мысль о создании своей империи с повестки не снимает. И куда в этой ситуации деваться персам? Только — становиться сильнее. Бить Израиль, чтобы Турция мотала на ус, а не смеялась. Не уклоняться от большой драки и не бояться того, что война может перейти в ядерную фазу.
Успешная иранская атака на израильские позиции 14 апреля держала весь регион в напряжении более 5 часов. Это событие могло бы стать идеальным шансом для сионистов, наконец, начать разрушительные атаки, которыми они до смерти хотели поразить Иран.
Вокруг иранской ядерной проблемы: между эскалацией и деэскалацией
Ру В России предложили обратиться к опыту Ирана в борьбе с санкциями Опыт крупных государств, таких как Китай и Иран, в противодействии западным санкциям может частично вдохновить Россию, способствуя созданию условий для привлечения новых инвестиций от зарубежных компаний. Эксперты подчеркивают, что большинство санкций было нацелено на малые и бедные экономики. За исключением Китая, Российская Федерация является крупнейшей страной мировой экономики, столкнувшейся с масштабными 20:03 Finance. Северокорейская экономическая делегация высокого уровня отправилась в поездку в Иран. Расскажем, что объединяет Тегеран и Пхеньян, в каких сферах они сотрудничают, и есть ли контакты в области производства вооружений и обмена технологиями.
Фото: ru. Как пишет The Guardian, президент Ирана Ибрагим Раиси в последние дни вновь заявил, что на данный момент его страна осуществляет гражданскую ядерную программу. Однако на прошлой неделе на ежеквартальном заседании руководящего совета ядерной инспекции Международного агентства по атомной энергии США и их европейские партнеры выступили с мрачными предупреждениями об угрозе, исходящей от отсутствия сотрудничества Ирана по его ядерной программе.
Эти предупреждения, отмечает The Guardian, прозвучали после успеха сторонников жесткой линии, выступающих против соглашения 2015 года, ограничивающего ядерную программу Ирана, на парламентских выборах в прошлые выходные.
Аналитик провел эксперимент, разъясняющий опасность кибер-угрозы лучше сотен формальных отчетов. О Мерчу установил на сцене воздушный насос, работающий под управлением операционной системы производства Siemens, инфицировал контролирующую насос рабочую станцию вирусом Stuxnet и запустил процесс в действие. Насос быстро надул воздушный шар, но процесс не остановился — шар надувался до тех пор, пока не лопнул. Коллеги О Мерчу полностью разделяют его опасения. Исследователь Trend Micro Поль Фергюсон Paul Ferguson заявил, что с созданием Stuxnet в мире появилось полноценное кибер-оружие, которое выходит за рамки традиционных деструктивных схем кража номеров кредитных карт и т. Фергюсон подчеркивает, что сейчас аналитики будут «буквально запугивать правительство для того, чтобы то начало принимать серьезные меры безопасности». И действительно, глава только что созданного Киберштаба США при Пентагоне, генерал Кит Александер Keith Alexander , выступая в Конгрессе, публично заявил, что за последние несколько лет угроза кибервойны растет стремительными темпами. Александер напомнил о двух кибер-атаках на целые государства — на Эстонию в 2007 г. Эстонский президент подчеркивает: решение НАТО разместить Центр кибербезопасности именно в Таллине напомним, он открылся в мае 2008 года связано с тем, что Эстония является одной из наиболее компьютеризированных стран в Европе, а также первым государством, подвергшимся полномасштабной кибератаке в 2007 году.
После атаки, парализовавшей инфраструктуру целой страны, министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо Jaak Aaviksoo даже потребовал от НАТО приравнять эти киберналеты к военным акциям. Схожие тезисы сегодня высказывает и президент: «Вирус Stuxnet продемонстрировал, насколько серьезно мы должны относиться к кибербезопасности, поскольку при помощи подобных продуктов может быть разрушена жизненно важная инфраструктура. В случае с Ираном вирус был, похоже, нацелен против ядерной программы, однако аналогичные вирусы могут разрушить нашу экономику, которая управляется при помощи компьютеров. Это должно обсуждаться в НАТО: если ракета разрушает электростанцию, в силу вступает параграф 5. Но как действовать в случае атаки компьютерных вирусов? Предложение президента находится в русле нынешних тенденций: «Как ЕС, так и НАТО должны разработать единую политику, включая правовые нормы, которые станут основой для коллективной защиты против угрозы в киберпространстве», — считает глава государства. В интервью «Радио Свобода» Линн попробовал ответить на поднятый Ильвесом вопрос: «Если удар затронул существенные элементы нашей экономики, мы, вероятно, должны считать его нападением. Но если результатом взлома было похищение данных, то это, возможно, не нападение. Между этими двумя крайностями множество других вариантов. Чтобы внятно сформулировать политическую линию, мы должны решить, где пролегает граница между взломом и нападением или между шпионажем и кражей данных.
Полагаю, и в правительстве, и вне его идет дискуссия на эту тему, и я не думаю, что дискуссия эта уже исчерпана». Кроме того, ключевым моментом выступления Уильяма Линна стало публичное оглашение пяти принципов, на которых зиждется новая стратегия кибербезопасности Соединенных Штатов. Цитируем замминистра обороны США без купюр: «Первый из этих принципов заключается в том, что мы должны признать киберпространство тем, чем оно уже стало — новой зоной военных действий. Точно так же, как сушу, море, воздушное и космическое пространство, мы должны рассматривать киберпространство как сферу наших действий, которую мы будем защищать и на которую распространим свою военную доктрину. Вот что побудило нас создать объединенное Киберкомандование в составе Стратегического командования.
О Мерчу установил на сцене воздушный насос, работающий под управлением операционной системы производства Siemens, инфицировал контролирующую насос рабочую станцию вирусом Stuxnet и запустил процесс в действие. Насос быстро надул воздушный шар, но процесс не остановился — шар надувался до тех пор, пока не лопнул. Коллеги О Мерчу полностью разделяют его опасения. Исследователь Trend Micro Поль Фергюсон Paul Ferguson заявил, что с созданием Stuxnet в мире появилось полноценное кибер-оружие, которое выходит за рамки традиционных деструктивных схем кража номеров кредитных карт и т. Фергюсон подчеркивает, что сейчас аналитики будут «буквально запугивать правительство для того, чтобы то начало принимать серьезные меры безопасности». И действительно, глава только что созданного Киберштаба США при Пентагоне, генерал Кит Александер Keith Alexander , выступая в Конгрессе, публично заявил, что за последние несколько лет угроза кибервойны растет стремительными темпами. Александер напомнил о двух кибер-атаках на целые государства — на Эстонию в 2007 г. Эстонский президент подчеркивает: решение НАТО разместить Центр кибербезопасности именно в Таллине напомним, он открылся в мае 2008 года связано с тем, что Эстония является одной из наиболее компьютеризированных стран в Европе, а также первым государством, подвергшимся полномасштабной кибератаке в 2007 году. После атаки, парализовавшей инфраструктуру целой страны, министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо Jaak Aaviksoo даже потребовал от НАТО приравнять эти киберналеты к военным акциям. Схожие тезисы сегодня высказывает и президент: «Вирус Stuxnet продемонстрировал, насколько серьезно мы должны относиться к кибербезопасности, поскольку при помощи подобных продуктов может быть разрушена жизненно важная инфраструктура. В случае с Ираном вирус был, похоже, нацелен против ядерной программы, однако аналогичные вирусы могут разрушить нашу экономику, которая управляется при помощи компьютеров. Это должно обсуждаться в НАТО: если ракета разрушает электростанцию, в силу вступает параграф 5. Но как действовать в случае атаки компьютерных вирусов? Предложение президента находится в русле нынешних тенденций: «Как ЕС, так и НАТО должны разработать единую политику, включая правовые нормы, которые станут основой для коллективной защиты против угрозы в киберпространстве», — считает глава государства. В интервью «Радио Свобода» Линн попробовал ответить на поднятый Ильвесом вопрос: «Если удар затронул существенные элементы нашей экономики, мы, вероятно, должны считать его нападением. Но если результатом взлома было похищение данных, то это, возможно, не нападение. Между этими двумя крайностями множество других вариантов. Чтобы внятно сформулировать политическую линию, мы должны решить, где пролегает граница между взломом и нападением или между шпионажем и кражей данных. Полагаю, и в правительстве, и вне его идет дискуссия на эту тему, и я не думаю, что дискуссия эта уже исчерпана». Кроме того, ключевым моментом выступления Уильяма Линна стало публичное оглашение пяти принципов, на которых зиждется новая стратегия кибербезопасности Соединенных Штатов. Цитируем замминистра обороны США без купюр: «Первый из этих принципов заключается в том, что мы должны признать киберпространство тем, чем оно уже стало — новой зоной военных действий. Точно так же, как сушу, море, воздушное и космическое пространство, мы должны рассматривать киберпространство как сферу наших действий, которую мы будем защищать и на которую распространим свою военную доктрину. Вот что побудило нас создать объединенное Киберкомандование в составе Стратегического командования. Второй принцип, о котором я уже упоминал — оборона должна быть активной.
Развитие ядерной программы Ирана
- Публикации
- Клуб «Валдай»
- Блинкен: США считают, что напряжённость после ударов Ирана и Израиля спадёт
- Госдеп не стал комментировать выводы главы МАГАТЭ по ядерной программе Ирана - Новости
- «Несколько недель». Иран оказался в шаге от создания ядерного оружия
Эксперт: Иран продолжит ядерную программу, но оружие создавать не будет
Ядерная программа Ирана продвинулась еще ближе к порогу создания ядерного оружия (ЯО). Одной из главных новостей минувшей недели стал отказ Вашингтона от соблюдения ядерной сделки с Ираном. Общество - 22 апреля 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Иранская ядерная программа берет свое начало в 1959 году, когда США запустили первый в стране ядерный реактор как часть проекта по удержанию Ирана в антисоветском поле.
Почему США разорвали атомную сделку с Ираном
США надеются, что напряжённость на Ближнем Востоке спадёт после того, как Иран и Израиль нанесли удары по объектам друг друга. Иранская ядерная программа берет свое начало в 1959 году, когда США запустили первый в стране ядерный реактор как часть проекта по удержанию Ирана в антисоветском поле. Иранская ядерная программа берет свое начало в 1959 году, когда США запустили первый в стране ядерный реактор как часть проекта по удержанию Ирана в антисоветском поле.
Глава МАГАТЭ заявил об отсутствии свидетельств наличия у Ирана ядерного оружия
Оружие, это когда у вас заряд помещён на носитель и этот носитель способен гарантировано доставить заряд до цели. Так вот у Ирана вроде бы заряда нет, но есть средства доставки, которые Иран недавно продемонстрировал. А выводы делайте сами.
Но если поискать аналогии в сфере международной безопасности, то нельзя не заметить параллели с ситуацией вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе и с ирано-американскими отношениями в целом, пишет консультант ПИР-Центра, аналитик Института международных исследований МГИМО МИД России Андрей Баклицкий по итогам IV Российско-иранского диалога, который Валдайский клуб провёл 15 июля в партнёрстве с Институтом политических и международных исследований IPIS. По согласованию с США европейские участники СВПД инициировали принятие Советом управляющих резолюции с требованием к Ирану строго соблюдать свои обязательства по соглашению о гарантиях и допустить инспекторов агентства на несколько ядерных объектов для проверки фактов «возможной незаявленной ядерной деятельности» Тегерана в прошлом. Поскольку Иран отказывается это делать, мотивируя свой отказ принятым агентством в 2015 году решением закрыть вопрос о прошлой ядерной деятельности Тегерана, США намерены склонять МАГАТЭ вести дело к передаче вопроса о «невыполнении Ираном своих обязательств» в СБ ООН для последующего принятия санкционных решений. Обстановку накаляют и диверсии, совершённые против иранских ядерных объектов в Натанзе и Парчине, в организации которых подозревают Израиль и США. Правительство Хасана Рухани, несмотря на растущую критику со стороны иранских консерваторов и радикалов, требующих резкой ответной реакции на давление США вплоть до выхода из СВПД, проявляет выдержку и не спешит облегчать американцам задачу изоляции Ирана. Принимая во внимание обостряющуюся внутриполитическую борьбу в США, иранский президент явно дожидается развязки президентской гонки.
В случае победы демократа Джо Байдена, обещавшего вернуться в СВПД, Рухани и поддерживающие его иранские прагматики могут в оставшееся до президентских выборов в ИРИ время попытаться реанимировать ядерную сделку, если, конечно, обещания Байдена не являются чисто тактическим ходом в борьбе за президентский пост. Шанс реанимировать СВПД ещё остаётся в том случае, если США не будут обусловливать своё возвращение в него новыми дополнительными требованиями, выходящими за рамки достигнутых в Вене в 2015 году договорённостей, а отложат их рассмотрение до создания более благоприятной атмосферы для обсуждения взаимных озабоченностей. Вместе с тем, как следует из предвыборных заявлений Байдена, позиции демократов в отношении ядерной сделки с Ираном по существу мало чем отличаются от позиций республиканцев.
Российский МИД настоятельно порекомендовал гражданам не ездить без особой необходимости сейчас в Израиль, Палестину и Ливан. Немецкая авиакомпания «Люфтганза» приостановила полеты в Иран. Все эти действия эксперты и политики трактуют как подготовку к иранскому удару по территории Израиля. Он должен стать своего рода местью Тегерана за нападение Тель-Авива на иранское консульство в Сирии где было убито несколько высокопоставленных офицеров Корпуса стражей. Правда, иранцы дают понять, что могут и не ударить. Например, «если бы Совет Безопасности ООН осудил заслуживающий осуждения агрессивный акт сионистского режима в отношении наших дипломатических объектов в Дамаске и затем привлек к ответственности виновных», — говорится в заявлении представительства Ирана при Организации Объединенных Наций. Однако очевидно, что это требование невыполнимо.
И если первый пункт осуждение еще как-то можно себе представить, учитывая непростые отношения между Вашингтоном и Тель-Авивом, то вот привлекать к ответственности виновных никто не будет. Поэтому шансы на дипломатическое решение конфликта невысоки.
Таким образом, единственным механизмом ограничения ядерной программы Ирана помимо государственного переворота на сегодняшний день видится СВПД. После прихода к власти администрации Дж.
Байдена Тегеран даже пошёл на некоторые уступки Вашингтону, согласившись на переговоры в Вене, пусть даже и с неформальным участием США. Представляется, что Тегеран садился за стол переговоров, полагая, что имеет преимущество перед США. Во-первых, на стороне Ирана выступало катастрофическое решение президента Д. Трампа в одностороннем порядке выйти из СВПД.
Хотя решение и не было принято администрацией Дж. Байдена, Иран рассматривал его как один из факторов, способных вынудить США пойти на некоторые уступки, так как именно они первыми нарушили заключенное соглашение. Во-вторых, Тегеран чувствовал, что время находится на его стороне. За многие десятилетия нахождения под жестким санкционным режимом экономика государства во многом смогла адаптироваться к экономическим ограничениям, частично при помощи развития внутреннего производства, частично за счёт разработки новых механизмов преодоления санкционных ограничений.
И если в 2018 г. Экономического коллапса Исламской Республики не случилось, а интенсивные протесты в стране удалось подавить. В Тегеране прекрасно понимали, что администрация Байдена вряд ли решится на эскалацию конфликта до нанесения военных ударов по ядерным объектам Ирана. При этом Иран как пострадавшая сторона вряд ли подвергнется жесткому давлению со стороны остальных подписантов СВПД в связи с нарушением его условий.
Таким образом, постепенно повышая ставки игры, Тегеран надеялся вынудить Вашингтон согласиться на дополнительные уступки в новой ядерной сделке. На практике же, несмотря на стремительное развитие Ираном его ядерных возможностей, Соединённые Штаты так и не решились поддаться иранскому давлению и фактически закончили переговорный процесс по вопросу восстановления СВПД. На сегодняшний день Иран весьма заинтересован в продолжении диалога по ядерной сделке, но вряд ли согласится на ее возобновление на тех условиях, которые США находят приемлемыми. Хотя экономика Ирана и смогла успешно адаптироваться к жизни в условиях санкционного давления, приток инвестиций в страну, разморозка активов и открытие иранского рынка для мира могут в значительной степени поспособствовать восстановлению экономики страны.
Комментарии (0)
- Иран. Ядерное оружие у нас запрещено религией.
- Иран у дверей ядерного клуба
- «Началось то, чего боялся весь мир»
- РСМД :: Ядерная сделка в 2023 году или как похоронить процесс переговоров
- Актуальное
Sorry, your request has been denied.
Впрочем, есть у американцев и другой способ одержать победу над Ираном. Все дело в том, что те самые прокси-силы являются как сильным, так и слабым местом Тегерана. Они разрознены идеологически и в какой-то момент могут перестать придерживаться общей стратегии, выработанной исламским государством. США лишь стоит вбить между ними клин, надавив на «больное место», коих у вечно враждующих государств Ближнего Востока довольно много. Кроме того, и сам Иран имеет этническую разделенность, что может привести к югославскому сценарию. Так, Израиль, главный союзник США в регионе, уже укрепляет связи с Азербайджаном и проявляет интерес к поддержке движения за независимость азербайджанцев в Иране.
Издание со ссылкой на чиновников и конфиденциальные документы сообщило, что в настоящее время у Тегерана якобы достаточно запасов обогащенного урана для как минимум трех атомных бомб, создание которых может занять от нескольких дней до нескольких недель. По данным источников газеты, на создание боеголовки для ракеты на базе примитивной ядерной бомбы может уйти два и более года.
И вот тут вирус развернулся по полной программе. Банк центрифуг в Натанзе. Просто взломать программное обеспечение центрифуг было бы недостаточно: да, на какое-то время их пришлось бы остановить, но затем вирус ждал бы быстрый и бесславный конец. Однако суть конструкции этого вируса состояла в том, что он перехватывал управление заражённым компьютером и сам начинал отдавать команды, но так, чтобы у живых операторов сохранялась иллюзия контроля над ситуацией. Для этого вирус некоторое время провёл внутри системы, собирая информацию о технологических процессах и текущем режиме работы оборудования. Накопив достаточно сведений, "червь" принялся за работу.
Получив контроль над иранскими ядерными центрифугами, Stuxnet начал потихоньку менять им режим работы. Иранские центрифуги рассчитаны на определённую скорость оборотов. Stuxnet потихоньку менял частоту вращения, заставляя центрифуги работать в критическом режиме. Центрифуги резко разгонялись и так же резко тормозили. При этом операторы пребывали в блаженном неведении о происходящем, поскольку показатели, выходящие на их экраны, вирус фальсифицировал. Процесс занял несколько месяцев: разработчики вируса, очевидно, полагали, что за это время удастся как следует износить максимальное количество центрифуг. В результате в один прекрасный момент иранские центрифуги в Натанзе начали массово выходить из строя. В короткий срок 1368 из имевшихся у страны аятолл центрифуг просто сломались без возможности восстановления.
Общий вид ядерного центра по обогащению урана Натанз. Компьютерный вирус причинил физический вред. Хакеры не просто украли или уничтожили данные, но изувечили существующее в реальном мире промышленное оборудование. Разрушительный эффект от применения вируса был сравним с воздушной бомбардировкой, при этом ни одна настоящая ракета никуда не полетела, более того, даже сам факт атаки долгое время оставался под сомнением.
Он подчеркнул, что факт аккумуляции обогащенного урана не означает автоматически наличия у страны ядерного оружия.
Глава МАГАТЭ заявил об отсутствии свидетельств наличия у Ирана ядерного оружия
Команду ключевых переговорщиков дополнил ещё один опытный функционер — Али Акбар Салехи. Глава иранской атомной программы в должности вице-президента, обладатель докторской степени по ядерной физике Массачусетского технологического института, в прошлом постпред Ирана в МАГАТЭ и министр иностранных дел. В 2019 г. Салехи заявил в одном из интервью, что заблаговременно приобрёл копии оборудования, демонтированного при реализации СВПД на тяжеловодном реакторе в Араке, чтобы в случае срыва ядерной сделки оперативно вернуть реактор в строй. По словам Салехи, об этом решении знали только он и верховный лидер. Принцип разделения властей подразумевает независимость трёх ветвей власти и систему сдержек и противовесов. Несмотря на ограниченную роль парламента в принятии решений, депутаты контролируют деятельность исполнительной власти и открыто излагают позиции, противоречащие линии президента и правительства.
Парламентский контроль на ядерном треке выразился в том, что депутаты провели процесс ратификации СВПД, хотя с точки зрения международного права этот документ не был международным договором и не требовал одобрения в парламенте, и обязали министра иностранных дел отчитываться перед меджлисом о реализации сделки каждые три месяца. Рисунок 1. Система органов власти в Иране В 2020 г. Во главе судебной власти стал Эбрахим Раиси, который проиграл Роухани в президентской гонке в 2017 году. В отличие от США, где ценным источником знаний о политической «кухне» всегда — и особенно при администрации Дональда Трампа — служили «сливы» в информационное пространство и мемуары отставников, в Иране в открытом доступе крайне мало сведений о том, как принимались и принимаются решения по вопросам национальной безопасности, включая ядерную программу. Реконструировать процесс принятия решений удаётся по отдельным заявлениям в прессе, верифицировать которые не представляется возможным, если информацию не подтверждают или не опровергают другие источники — тоже публично.
О таких решениях иранские политические деятели могут рассказывать в редких интервью, которые не получают огласки в зарубежной прессе, а также в мемуарах, появляющихся с большой задержкой во времени: представить, что президент ещё у власти, а бывший член его команды публикует обличительные воспоминания, в иранской политической культуре невозможно. Ядерная мотивация Мотивация иранского истеблишмента — вне зависимости от политических предпочтений его представителей — зиждется на стремлении сохранить режим. При общности цели выбор средств её достижения разделяет иранских государственных деятелей на условных консерваторов и реформаторов. Однако они остаются двумя ветвями одного дерева, о вырубке которого запрещено думать, потому что советский опыт подсказывает иранцам, что пересмотр основ политического режима может привести к его самоликвидации помимо атеистичности коммунистического строя и открытия страны тлетворному влиянию Запада, другие причины распада СССР иранцы замечают в меньшей степени. Когда в 1998 г. Тегеран мог бы добиться эффективного сдерживания противников с помощью ядерного оружия — его отсутствие в Ираке и Ливии и последовавшее вторжение США в эти страны стало для иранцев не менее релевантным примером, чем для создавшей ядерное оружие Северной Кореи.
Иранцы не успели продвинуться к этой цели — раскрытие в 2002 г. Бремя санкций десятилетиями усугубляло экономическое состояние, и часть иранских элит особенно в управленческих кругах, отвечавших за национальное хозяйство осознавала, что ядерные мощности не могут обеспечить устойчивость страны — необходим нормальный внешнеторговый баланс. Накануне переговоров по СВПД в 2013 г. С тех пор публично за разработку ядерного оружия могут выступать только смелые политологи.
Однако на прошлой неделе на ежеквартальном заседании руководящего совета ядерной инспекции Международного агентства по атомной энергии США и их европейские партнеры выступили с мрачными предупреждениями об угрозе, исходящей от отсутствия сотрудничества Ирана по его ядерной программе. Эти предупреждения, отмечает The Guardian, прозвучали после успеха сторонников жесткой линии, выступающих против соглашения 2015 года, ограничивающего ядерную программу Ирана, на парламентских выборах в прошлые выходные. Выборы прошли под высоким контролем, и особенно в Тегеране они были отмечены очень низкой явкой, но парламент, тем не менее, может помочь организовать внутриполитические дебаты.
Региональный геополитический контекст, включая опасения, что конфликт в Газе перерастет в более широкую ирано-израильскую войну, также является фактором, как и знание того, что ядерная сделка 2015 года истекает в октябре следующего года, во время возможного президентства Дональда Трампа, что приведет к снятию ядерной проблемы с повестки дня Совета Безопасности ООН.
А 16 сентября МАГАТЭ заявило, что власти Ирана отозвали аккредитацию у нескольких инспекторов агентства, задачей которых были проверки на ядерных объектах. Интересно все же, о чем свидетельствуют выкладки Минобороны США?
Если Тегеран имеет возможность создать ядерное оружие в столь быстрые сроки, то почему он упускает время? Получается какая-то смысловая нестыковка. Своими мыслями на сей счет поделились с Caliber.
Az известные иностранные специалисты. Исполнительный директор Центра ближневосточных исследований Киев Игорь Семиволос полагает, что здесь нет нестыковки. Обратите внимание, что США не свернули переговорный процесс с Ираном окончательно, в том или ином виде он продолжается.
Ставка делается на рациональный расчет иранских властей, где главным козырем остается возможность выйти из режима санкций.
Ядерная программа Ирана столкнулась с проблемой, вызванной изменением климата Высокие температуры затрагивают не только экологию и экономику мира. Повышение температуры воды в Персидском заливе снижает выработку электроэнергии, что сказывается на производстве ядерной энергии Редакция linDEAL. Кроме этого мировые державы ведут переговоры об ограничении ядерной активности Ирана, сообщил Bloomberg 31 августа 2022 года. Лето 2022 года характеризуется повышением температуры моря в Персидском заливе до 34-35 градусов по Цельсию, о чем заявил глава Организации по атомной энергии Мохаммад Эслами в интервью.
Почему США разорвали атомную сделку с Ираном
После нападения Израиля на консульство Ирана в Дамаске 1 апреля некоторые политики страны заявили, что фетва Хаменеи может измениться и что Иран также может создать ядерное оружие. Гросси заявил, что есть "нерешённые вопросы" по обязательствам Ирана, которые должны быть решены, "чтобы МАГАТЭ могло предоставить гарантии того, что ядерная программа Ирана носит исключительно мирный характер". Духовный лидер Ирана Али Хаменеи неожиданно заявил, что в соглашении с Западом по ядерной программе «нет ничего плохого». Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан и глава внешнеполитического ведомства Европейского Союза Жозеп Боррель провели телефонный разговор и обсудили последние события по переговорам о снятии антииранских санкций. У Ирана может появиться ядерная бомба уже через несколько недель, утверждает «Институт науки и международной безопасности» (ISIS).