Новости переносное жилище некоторых народов севера

Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. У оленеводов тундры служил постоянным, в тайге – временным или сезонным жилищем. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера.

Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля

Традиционное жилище коренных народов Севера видели все. ЯРАНГАЯранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. Традиционным жилищем какого из перечисленных народов является яранга, шесты которой покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Чукотское жилище

Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото) я, последняя - а).
Жилище на Севере, 6 букв Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом.
Как устроен чум у ненцев: bepowerback — LiveJournal Эти оленеводы традиционно жили в переносных каркасных жилищах, покрытых оленьими шкурами.
Переносное Жилище Некоторых Народов Севера 6 Букв - ответ на кроссворд и сканворд Переносной домик у народов Севера. Переносное жилище в Сибири.
Презентация, доклад Жилище народов Севера переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей.

Переносное жилище у некоторых сибирских народов

Кстати, пологов в одном яранге может быть несколько, один на одну семью, но долго молодая семья родителей не смущает, они живут вместе только до тех пор, пока не будет готово новое собственное жилище. Каждая яранга включает верхние и боковые жерди, они необходимы для мяса и рыбы. Добыча висит в дыму, который простирается от очага к центру палатки. Иглу Этот домик изо льда является символом эскимосов, его мы все видим в фильмах, мультиках или даже рекламах. Снежные блоки составляют округлую постройку размером в 3-4 метра, ее высота обычно равняется двум метрам. Приток кислорода и отток углекислого газа обеспечивается с помощью создания входа немного ниже самого жилища. Такой подход также позволяет сохранить в иглу тепло. Если вы никогда не обучались строительству дома из снежных блоков, отстроить иглу будет непросто. Однако, местное население и вовсе тратит на создание жилища всего 1-2 часа. Дело в том, что опытные северяне знают, какого размера блоки должны составлять определенную часть иглу.

Кстати, благодаря форме сужающейся раковины, жители иглу не слышат шума самой сильной пурги. Это кажется странным, но чем холоднее «за окном», тем больший нагрев выдерживает жилище изо льда внутри.

Полом служат доски, на них настилают шкуры. В центре чума находится очаг на металлическом листе или жестяная печка; дым выходит в отверстие на верхушке конуса. Чум устанавливают и разбирают женщины, справляясь с этим за полчаса.

Средний размер — около полутора метров в высоту, два с небольшим в ширину и три с половиной в длину.

Корякские яранги были гораздо больше и вместительнее чукотских, поэтому в них могло быть три или четыре полога. Хозяйственное пространство располагается вне полога под шатром, и в нём находится очаг для приготовления пищи. Эти особенности возникли благодаря менее суровому климату юкагиры зимуют в лесу, а на лето выбираются в лесотундру; до побережья, подобно тем же чукчам и ненцам, они не доходят. В юкагирской яранге нет пологов и внутренних распорок. Там может быть два входа, и тогда там живут две семьи по обе стороны от очага, которым эти семьи пользуются попеременно. Малые треноги юкагиры перевели в вертикальную плоскость: две ноги стоят на земле, а третья соединяет со следующей треногой.

Опорных шестов — не три, а четыре. В отличие от чукчей, юкагиры ещё сравнительно недавно были оседлым народом, занимающимся рыболовством и охотой по берегам рек и озёр. Поэтому на чукотском языке они называются веемылыт — «речные люди». Конструкция их землянок представляла деревянную усечённую пирамиду с квадратным в плане полом, у которой углы были представлены опорными шестами, вверху скреплёнными между собой по диагонали. Эти юкагиры перешли к оленеводству, скорее всего, под влиянием эвенов или восточных тунгусов , но кочевое жилище заимствовали от других кочевников — чукчей. Вероятно, некоторые группы эвенов, в свою очередь, заимствовали от юкагиров этот тип яранги, и у них возник гибрид яранги с чумом.

Землянка в виде усечённой пирамиды, крытая дёрном, под разными названиями встречается в лесу и тундре на необъятных просторах Якутии и Енисейского Севера, включая Таймыр. Поэтому более древним на этих широтах выглядит оседлый образ жизни. Он неизбежно связан либо с крупными водоёмами где рядом можно вести промысел дикого оленя , либо с побережьем где люди живут охотой на морского зверя. В Арктике промысел морского зверя и соответствующий образ жизни представлен культурой эскимосов. Это, пожалуй, единственный известный нам народ догосударственной формации, который освоил добычу кита в открытом море благодаря своим внутренним ресурсам и технологиям. С эскимосской культурой тесно связана культура береговых чукчей и коряков, но землянки из китовых костей — валкар «челюстной дом» , в которых люди жили до середины XIX века, у нас в стране пока были обнаружены лишь на Чукотке.

Участник географической экспедиции 1785-1793 гг. Сарычев писал, что свод над этими землянками сделан из китовых рёбер и жердей, покрыт травою, дёрном и засыпан землёю. Такая землянка наполовину углублённая в землю имела каркасную конструкцию и в основании была прямоугольной. Длинные и толстые кости китовых челюстей либо брёвна из плавника служили центральными и боковыми несущими опорами, на которые клали поперечные балки также из челюстей кита для настила потолка из китовых ребер или деревянных брусьев. Основу каркаса составляли восемь столбов по центральной линии. Стены ямы укреплялись камнями, черепами и рёбрами морских животных.

Сферическую кровлю устраивали из китовых рёбер выпуклой стороной наружу. Пол мостился костями черепа кита и его лопатками. Если землянка была большой, то в ней пространство делилось валиками-перегородками на три жилые камеры либо устраивались спальни-отсеки 3 х 3,2 м. Позже на возвышении в виде нар ставили меховые пологи, отапливаемые жировыми лампами.

Зимой для стойбища подыскивают закрытое от ветра пространство, летом, наоборот, открытое и хорошо продуваемое.

Площадка вокруг чума должна быть относительно ровной для загона оленей , иметь источник чистой воды, но главное находиться среди хорошего пастбища. Именно состояние кормов в первую очередь проверяет глава кочевья. Если кочевник в точности повторяет пути своих касланий и останавливается на местах прежних стоянок, он старается не ставить чум ровно на то же место. Обычно стойбище на одном месте может находиться от двух недель. Собирается чум быстро, впрочем, и разбирается тоже.

Для его установки не требуется дополнительных приспособлений. Делают это в основном женщины, но пакуют нарты, перевязывают их и расставляют в аргиш - мужчины. Весь чум, вместе с его содержимым, упаковывается в несколько нарт. А чтобы установить или разобрать чум женщины тратят около часа времени. Установка чума.

Место для основного чума, если это зима, — хот вол место для стоянки первоначально хорошо утаптывается ногами. По всему периметру укладывается лапник. Первую вещь в основание жилища - железный лист — кладет женщина.

Шатер народов Севера - слово из 6 букв

У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников. У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное. Ответ на вопрос: «Переносное жилище некоторых народов Севера.» Слово состоит из 6 букв Поиск среди 775 тысяч вопросов. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом.

Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал!

Эти жерди, выгнутые в казахской юрте, придают крыше полусферическое очертание. В калмыцкой юрте они прямые, и потому крыша имеет конический вид. Выпрямление стен и отделение стен от крыши можно наблюдать и в бревенчатых юртах бурят и алтайских народностей. Стены тут не круглые, но 6- и 8-угольные. Негнущийся материал — бревна сруба, при желании сохранить традиционную круглоту шалаша, дал многогранность. Более развитым типом жилищ следует считать четырехугольное строение. Такой тип жилья также встречается у сибирского коренного населения. Якутская юрта, четырехугольная в плане и трапецоидная в поперечном разрезе, со стенами из наклонно внутрь поставленных бревен, сохраняет ещё от примитивного нерасчлененного шалаша наклонно поставленные стены.

В якутской юрте, подпавшей уже русскому влиянию, стены сложены срубом с горизонтально лежащими брёвнами. Нанайская гольдская фанза подверглась китайскому влиянию. Это четырехугольное здание характеризуется системой отопления посредством труб, проложенных под нарами, служащими для сиденья или спанья. В Средней Азии встречаем четырехугольные дома с плоской крышей. У русского крестьянина в Сибири наиболее развитый тип жилищ — жилой дом, изба. Здесь можно отметить большое разнообразие: дома старожилов и новоселов — представителей разных губерний, занесших в Сибирь со своей родины тип постройки жилища. В соседних селениях, даже в одном и том же селении встречаются избы разной архитектуры и различного внутреннего устройства.

На одном и том же дворе можно увидеть, на ряду с обширным, прочно и красиво построенным домом, отдельно стоящие срубы без крыши. В городах, особенно на окраинах, наблюдаются дома типа деревенского жилья и, обратно, в деревнях встречаются дома типа городского. На жилище сибирского крестьянина можно, кроме того, проследить этапы развития дома. Первую ячейку можно, пожалуй, видеть в бане, низком срубе, отапливаемом грубо сложенной каменкой. Такой сруб мог развиться в однокамерную клеть — сруб, не имеющий ещё крыши, покрытый одним накатником и землей, в дальнейшем развитии — односкатной крышей. Клеть отапливается уже русскую печью, сначала топящейся по-черному, в дальнейшем развитии — по-белому. Далее жилое строение развивается посредством умножения его частей, посредством пристройки и надстройки новых частей жилья.

К срубу-клети пристраивают сени и получается двучленный дом. К сеням пристраивают вторую клеть, и дом становится трехчленным, и т. Эволюция дома происходит также и путем внутреннего расчленения: создаются новые помещения посредством отгораживания некоторого пространства занавесью, перегородкой и прочим. Внутреннее расчленение жилища на отдельные части можно наблюдать и у коренных народностей. Расчленение здесь проведено бывает даже мысленными линиями, но оно тем не менее строго соблюдается: различается мужская и женская половина жилья, место для почетных и менее почетных гостей в кибитке казахов, в якутской и бурятской юрте, в урасе тунгусов и др.

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение тип склонения 3a по классификации А. Произношение слова Что означает слово «Яранга» яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.

Посреди яранги есть очаг, но он используется только для приготовления еды, да и то очень рационально. Дым отводится через отверстие в куполе яранги.

Например, оленину варят так: в костровую посуду помещается мясо оленя на костях, разводится огонь и вода с мясом доводится до кипения, дальше дрова не подбрасывают. Чтобы приготовиться, оленине достаточно того, что еще будет догорать под ней. Вареная оленина по-чукотски готова потрясающе вкусно. С едой разобрались. А как же обеспечить тепло внутри жилища? А тут все просто. Яранга отлично защищает от ветра, осадков и других факторов внешней среды. Но ее саму никто никогда специально не протапливает.

Оберегание от чего-л. То, что служит для оберегания; оберегающее средство, талисман. КАКАО ср. Тропическое дерево, из семян которого вырабатываются масло, шоколад и т. Порошок из семян такого дерева, употребляемый для приготовления напитка. ВЕКО ср. ГРИМ м. Специальные средства, применяемые для изменения внешности актера в соответствии с исполняемой ролью. Косметические средства для лица.

Жилище на Севере, 6 букв

Яранга — Википедия Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов (эским.
Жилище на Севере, 6 букв Народы Севера любят принимать много гостей, и все они должны уместиться в теплом доме.
На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом.

Шатер народов Севера - слово из 6 букв

Шемановского Несмотря на ограниченность пространства, ненецкий дом поделен на специальные зоны. Прямо напротив входа находится мужская половина жилища синя. Здесь хранятся мужские вещи, инструменты, оружие. В центре чума место для очага, а справа и слева от него располагаются спальные места. Женская половина сея расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности для шитья, обувь и одежду. Женщине запрещено обходить очаг сзади, мужчина ходит по чуму свободно. Внутреннее убранство чума Спальные места Спальные места Вещей в чуме не так много, чтобы в любой момент можно было загрузить их на нарты и разобрать чум для перемещения на новое место стоянки.

Но прогресс не стоит на месте, поэтому сейчас в чуме можно увидеть даже телевизоры и мобильные телефоны.

Зимой присматривают менее продуваемый участок, а летом, наоборот, ищут открытое для ветра место. В центральной части на лист железа устанавливают печку, затем выкладывают доски, которые будут служить полом. Сразу же заносят стол и стелят циновки там, где будут располагаться спальные места. Установка чума, доски для пола и печка - базовые элементы чума Только после этого начинают возводить стены. Сначала устанавливают два основных шеста, которые связывают между собой, а потом и все остальные их обычно от 20 до 50 штук. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум. В центре у ненцев особняком стоит священный шест симзы.

Установка чума в тундре Когда каркас жилища готов, его накрывают нюками - покрытием из оленьих шкур. Зимой нюки укладывают в два слоя, первый слой мехом внутрь, а верхний - мехом наружу.

Её края выходили за границы стен и опирались на вкопанные в землю брёвна. Одна из сторон делалась ниже, чтобы на неё можно было ступить с крыши подземного коридора, ведущего к летнему входу. Он был обращён к морю и открывался с начала мая до конца октября, на сезон морской охоты. Потом дверь засыпалась землёй, закладывалась брёвнами, и коридор, отделённый от жилого пространства второй дверью, служил холодной кладовой. Для зимнего выхода лестницей служило бревно с овальными вырезами вместо ступеней. Оно стояло почти вертикально и поднималось прямо над очагом.

Чтобы люди на лестнице не задыхались в дыму, постоянно действовала вентиляция благодаря небольшому отверстию в потолке коридора. На ночь огонь в очаге гасился, а дымовое отверстие закрывалось специальной крышкой. Наутро температура в доме опускалась ниже нуля, поэтому коряки ночевали в пологах из шкур, подобных чукотским. Описывая эти землянки в конце XIX в. Иохельсон, обнаружил, что в самых больших живут семьи по двадцать человек, на что ему было рассказано, что в прошлом здесь имелись дома с числом обитателей в два раза больше. Несмотря на то, что подобные землянки как прибрежных коряков, так и эскимосов с чукчами представляют продуманную веками древнюю традицию с технологическими особенностями, отвечающими местному климату, их общие конструктивные черты относятся к необъятному тихоокеанскому культурному комплексу. Его корни и распространение также уходят на юг — к ближним и дальним корякским соседям — ительменам и айнам, и дальше на восток, в сторону алеутов и североамериканских индейцев. Автор: Н.

Плужников, к. Миклухо-Маклая РАН. Материальная культура чукчей. Иохельсон В. Материальная культура и социальная организация. Крейнович Е. Попов А. Сарычев Г.

Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану. Смоляк А. Об одном древнем типе жилища на северо-востоке Азии. XVII, М. Хомич Л. Историко-этнографические очерки. Лучшие материалы недели и обзоры новостей можно получать по электронной почте.

Кочевники в настоящее время прекрасно обходятся нюками брезентовыми", - сказала Попова. Сложности возникают не только с нюками из шкур, но и с шестами, которые формируют каркас чума.

Для их изготовления нужно потратить почти год. Нужно найти в тундре лиственницу с шестиметровым стволом, срубить ее весной и ждать летнего тепла — кору с бревна можно снять только при плюсовой температуре. После этого заготовка должна отлежаться на солнце и просохнуть, чтобы шест вышел ровный и прямой как стрела, такой удобно ставить и перевозить на санях.

Переносной домик у народов Севера

Это в основном оленеводы. Олени постоянно мигрируют в поисках самой вкусной пищи, и людям, которые их разводят, приходится перемещаться вместе с ними. Павел Кузьмичев Наибольшее количество российских кочевников — порядка 10 тыс. Это коренные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы.

Раз в год они приезжают со своими чумами в город Салехард на День оленевода. Там-то мы и исследовали их жилище во всех подробностях. Маленький снаружи, большой внутри Павел Кузьмичев Чум — это традиционный дом северных народов.

Он имеет конусообразную форму, которая подходит для суровых арктических условий. Такая форма устойчива во время метелей, со стен легко скатывается снег, чум быстро прогревается изнутри, и эта конструкция очень быстро собирается и разбирается. Так выглядит процесс сборки чума у ненцев.

У ненецких семей раньше чум собирали и ставили женщины, но сейчас эта традиция уже канула в Лету. Жилье ставят вместе со всей семьей.

Дюже любят мясо нерпы. Радостный охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками их традиционно 5-6 будет прокормлена несколько дней. Места для яранг семьи почаще каждого выбирают в окружении сопок, дабы было огромнее безветрия. Внутри нее дюже холодно, правда выстлано жилище по и поперёк шкурами. Обыкновенно посередине маленький костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Вблизи нее дети.

Совместно они собирают в сезон растения. Супруг - добытчик. Данный порядок сохраняется на протяжении многих столетий. Иногда такие радикальные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом доводится доказывать, что это их ребёнок. Почему чукча - герой приколов? Существует суждение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от ужаса и уважения, ощущения преимущества над собой. С XVIII столетия, когда казачьи отряды двигались по безграничной Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую дюже трудно превзойти в бою. Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях.

В той грозной местности, где живут чукчи, грядущий охотник должен быть чутким, уметь сносить всякий дискомфорт, спать стоя, не опасаться боли. Любимая национальная единоборство происходит на расстеленной склизкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти. Воинствующие оленеводы Корякское население, которое прежде чукчей вошло в состав Русской империи, сбегало с поля боя, если видело правда бы несколько десятков луораветланов. Даже в другие страны попадали сказы о воинствующих оленеводах, которые не опасаются стрел, уклоняются от них, ловят и запускают во недруга руками. Попавшие в плен женщины с детьми убивали себя, дабы не попасть в рабство. В бою чукчи были безжалостны, метко сражали недруга стрелами, наконечники которых были смазаны ядом. Правительство стало предупреждать казаков, дабы те не вступали в бои с чукчами. На дальнейшем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать огромнее в советское время. Вблизи нее периодично устраивались ярмарки, дабы торговать с оленеводами обменным методом. На свою территорию луораветланы не пускали.

Русским казакам неизменно было увлекательно, где живут чукчи и чем занимаются. Торговые дела Дань Русской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе дозволить. Зачастую ее не платили вовсе. С началом миролюбивых переговоров и сотрудничества русские принесли чукчам сифилис. Всех поверенных европеоидной расы они сейчас боялись. Скажем, с французами и британцами не имели торговых связей только потому, что они белые. Налаживали с Японией, соседней страной. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов достать нереально. Следственно они энергично приобретали у японцев защитные латы, панцири, другое военное обмундирование и снаряжение, изделия из металла. С американцами луораветланы вели обмен пушнины и других добытых товаров на табак.

Дюже ценились шкурки голубого песца, куницы, а также китовый ус. Чукчи сегодня Большая часть луораветланов смешалась с другими народностями. Чистокровных чукчей теперь примерно не осталось. Неискоренимая народность, как их зачастую называют, ассимилировала. При этом они сберегают род своих занятий, культуру, образ жизни. Многие учёные уверены, что малочисленному коренному этносу пугает в большей мере не исчезновение, а общественная пропасть, в которой они находятся. Многие дети не умеют читать и писать, не ходят в школы. Ярус жизни луораветланов далёк от цивилизации, да они к ней и не тяготятся. Чукчи живут в грозных природных условиях и не любят, когда им навязывают свои порядки. Но когда находят замёрзших русских в снегах, приносят в ярангу.

Говорят, потом укладывают гостя под шкуру совместно со своей голой женой, дабы та обогрела его. Жилые постройки народов Сибири отличались многообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены большими масштабами территории расселения, разнообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и отличием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири. Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов чукчей, коряков и эскимосов являлась яранга - переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Характерной спецификой чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: присутствие внутри пологов. Яранга с пологом - ошеломительное изобретение коряков и чукчей, которые буквально называли своё жилище подлинный дом. Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем. Основу её составляли три шеста высотой от 3, 5 до 5 метров, связанные наверху ремнём. Вокруг них устанавливали треноги из 2-х жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам.

Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, дабы при крепком ветре они оставались на месте. Вход в ярангу располагался на северо-восточной либо восточной - жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог - сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была довольно высокой, дабы даже в холодное время тут дозволено было спать без одежды. С начала XVIII столетия яранга каркасного типа, заимствованная от чукчей, получает широкое распространение среди азиатских эскимосов и приморских чукчей - охотников на морских звериных. Эскимосская яранга отличалась от яранги оленеводов: она была большего размера, фактически не разбиралась, стены её зачастую обкладывали дёрном. Покрышки, сшитые из шкур моржа, закреплялись при мощном ветре крупными камнями, подвешенными на веревках. Внутри жилища находился меховой полог из оленьих шкур, тот, что являлся спальным, а в холодное время и жилым помещением.

Отапливался и освещался он при помощи жирника - светильника из камня либо глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. У эвенов всех районов обитания издавна существовало два основных типа жилища: эвенкийский конический чум и так называемая эвенская юрта, сходственная чукотско-корякской яранге. В зимнее время в качестве покрышек применяли оленьи шкуры, летом - ровдугу либо бересту. Эвены, жившие на побережье Охотского моря, в качестве материала для покрышек применяли также и рыбью кожу. Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов. В такой полуземлянке проживала огромная патриархальная семья численностью до 40 человек. Крупные полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, тут проходили собрания и праздники. Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков - обитателей восточного и западного побережья Камчатки. Спецификой полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной охраной от снежных заносов верхнего входа в жилище.

Чум У охотников и оленеводов тайги эвенков, тофаларов , тундры и лесотундры ненцев, энцев, долганов, нганасанов особенно распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса. Таежные народы обыкновенно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса немного, оленеводы перевозили свое жилище всецело, совместно с шестами летом волоком, зимой на нартах и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом применяли берестяные и ровдужные покрышки, а зимой - сшитые из шкур оленя. Менее состоятельные семьи жили в корьевых либо жердяных чумах. В грозных условиях тундры оленеводы применяли покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными - мехом вовнутрь и наружу. Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, присущной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа - мужская.

Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом наоборот входа. У нганасан, долган и энцев с середины XIX столетия получил распространение так называемый нартенный чум балок , заимствованный от русских крестьян. Он применялся как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек применялись оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины либо брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей. Такое жилище дозволено возвести в любом месте. Чум строили из шестиметровых шестов от 15 до 50 штук , сшитых оленьих шкур 50-60 штук , циновки из трав и прутьев. Устанавливали чум у ненцев женщины. В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола.

После этого устанавливали два основных шеста. Нижние концы втыкали в землю, а верхние объединяли эластичной петлей. По кругу размещали остальные шесты. К внутреннему шесту симза крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали стальной стержень с крючком для котла. После этого натягивали покрышки - нюки. Основной элемент чума - шест. Его обрабатывали так, дабы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, дабы зимой снег не набивался в длинный мех. Снаружи чум имеет коническую форму.

Она отменно приспособлена к открытым пространствам тундры. С резкий поверхности чума легко скатывается снег. В чуме неизменно чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума - макодаси. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам подымается вверх. Также подымается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Зимний чум именуется сырей мя. Это обычный чум; - летний чум - таны мя.

Он отличается покрытием - мюйко - ветхие зимние покрытия мехом вовнутрь. Прежде для летнего чума применяли берестяные покрытия.

Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур: Вопрос: Переносное жилище некоторых народов Севера.

Конический остов жилища состоит из 30-50 наклонных шестов. Зимой накрывался шкурами оленя, сшитыми в полотнища. Летом — вываренной берестой. Словом, когда-то чум был распространен по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. По мере перехода кочевых народов к оседлому образу жизни чумы выходят из употребления. И у наших северных народов жилище называется — чум. Чум - жилище кочевых народов, проживающих на Ямале и Югре, занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. Ребята, скажите пожалуйста, какой праздник приближается? Правильно, День округа. Вот мы потихоньку и пришли к теме нашего занятия. Наше занятие посвящено этому празднику. Какие кочевые народы нашего округа вы знаете? Ханты, ненцы, коми - зыряне преподаватель показывает фотографии этих народов, иллюстрации книги «Древние традиции и ремесла». Что же объединяет эти кочевые народы? Правильно, чум. По коми-зырянски он называется «чом», по - ненецки - «мя», по-хантыйски «нюки хот». В русский язык слово перешло из коми языка. Чум является универсальным жилищем северных народов.

Слово «Яранга»

Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. я, последняя - а). Традиционным жилищем какого из перечисленных народов является яранга, шесты которой покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу.

Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов

Обычно стойбище на одном месте может находиться от двух недель. Собирается чум быстро, впрочем, и разбирается тоже. Для его установки не требуется дополнительных приспособлений. Делают это в основном женщины, но пакуют нарты, перевязывают их и расставляют в аргиш - мужчины. Весь чум, вместе с его содержимым, упаковывается в несколько нарт. А чтобы установить или разобрать чум женщины тратят около часа времени. Установка чума.

Место для основного чума, если это зима, — хот вол место для стоянки первоначально хорошо утаптывается ногами. По всему периметру укладывается лапник. Первую вещь в основание жилища - железный лист — кладет женщина. Сооружение чума начинается с очага - это костер или железная печь-буржуйка. Он расположен точно под верхушкой чума, там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. Это вертикальный центр жилища.

Он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом.

Если, несмотря на ограничения выше, biletik. Выезд за границу Клиент соглашается с принятием на себя всей ответственности за подготовку всех необходимых документов для поездки, гарантирует корректность и полноту документов, необходимых при выезде и прибытии, а также при транзитном перелете для следования по всему маршруту, наличие необходимых виз, действительных паспортов, доверенностей или иных документов. Перед бронированием, оплатой и поездкой, убедитесь в наличии всех необходимых документов и виз. Предлагая авиабилеты по международным направлениям, biletik. Бронирование, оплата, отмена, обмен и возврат авиабилета Все договоры об оказании представленных услуг, информация о которых размещена на веб-сайте biletik. Настоящие Правила бронирования содержат все существенные условия по оказанию Поставщиками перевозчиками и иными поставщиками услуг бронирования своих продуктов и услуг, в т. Правила применения тарифа отображаются на странице заказа в том виде и на том языке, в котором их предоставляет система глобальной дистрибуции GDS и Поставщик услуги Авиакомпания. Поскольку мы не имеем права вносить любые изменения в исходный текст этих правил даже перевод на другой язык , - поскольку это может исказить их содержание, — в случае не понимания Вами определенных пунктов этих правил по любым причинам как-то - не знание языка, не ясности трактовки определенных фраз в тексте Правил тарифа и пр. Вы обязуетесь задать уточняющие вопросы Нам, путем направления электронного письма на почту support biletik.

В случае не поступления Нам подобного письма до создания брони и выписки билета, Вы соглашаетесь с тем, что правила Вам понятны и Вы согласны на условия указанные в их тексте. Вы соглашаетесь соблюдать правила, условия и ограничения налагаемые Поставщиком продукта или услуги которую вы приобретаете. Вы понимаете, что любое нарушение правил Поставщика может привести к аннулированию брони и отказ в предоставлении товара или услуги без возврата оплаченной ранее стоимости. Факт осуществления Вами бронирования и оплаты заказа - означает Ваше согласие со всеми соответствующими условиями, правилами и ограничениями в т. При оформлении заказа Вы обязуетесь указывать только достоверные и полные данные. Обратите внимание, что в связи со спецификой принципов работы глобальных систем дистрибуции и систем бронирования Поставщика, запрещены изменения данных любого из пассажиров в оформленном заказе. Таким образом, Вы принимаете на себя все возможные риски и расходы, связанные с Вашими действиями при которых могут быть допущены ошибки и неточности при оформлении заказа. Обратите внимание, что некоторые авиакомпании в момент регистрации на рейс могут потребовать продемонстрировать банковскую карту, с использованием которой была совершена оплата. Вы принимаете на себя возможные риски и обязуетесь использовать полетные сегменты в том порядке, в котором они указаны в билете. Неявка на один из сегментов полета является основанием для аннуляции авиакомпанией всех последующих сегментов перелета.

Во избежание двойного бронирования, мы рекомендуем Вам перед бронированием отменить все существующие дублирующие брони и после оформления заказа не инициировать дублирующие брони и заказы. При полном или частичном возврате билета, сервисный сбор возврату не подлежит. В случае отличий в данных между заказом, созданным Вами и маршрутной квитанцией пересланной нами после выписки билета - верными считаются данные в заказе. Обмен и возврат билетов производится согласно правилам выбранного тарифа, по которому был оформлен заказ и выписаны билеты. В случае вынужденного возврата отмена рейса, болезнь или смерть пассажира сервисный сбор за оформление возврата не взимается. В любом случае не возвратны все сборы biletik. Отменить билет возможно только в случае разрешения от авиакомпании.

На ненецком языке звучит «мя». Традиционно установкой чума занимаются женщины, хотя сейчас мужчины часто помогают им и тогда сборка чума не занимает больше 30 минут. Коническая форма помогает противостоять метелям и сильным ветрам, а также способствуют тому, чтобы снег скатывался вниз. Первым делом для чума выбирается место, оно должно быть ровное. Зимой присматривают менее продуваемый участок, а летом, наоборот, ищут открытое для ветра место. В центральной части на лист железа устанавливают печку, затем выкладывают доски, которые будут служить полом. Сразу же заносят стол и стелят циновки там, где будут располагаться спальные места. Установка чума, доски для пола и печка - базовые элементы чума Только после этого начинают возводить стены. Сначала устанавливают два основных шеста, которые связывают между собой, а потом и все остальные их обычно от 20 до 50 штук.

Поверьте это вас тоже не смутит если вы окажетесь в тундре без транспорта больше чем на два дня. Потому что одна из главных потребностей человека - это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе. В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три. В пологе живёт одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог. Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу. Полог снаружи Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется. Разведение костра Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья за исключением пойменных рощ в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий