Роберт Наилевич Гараев читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на пк и телефоне. «Слово пацана» – это, можно сказать, исторический фильм о событиях, которые происходили в 80-е, 90-е годы. О том, как жил криминальный мир Казани 1980-х, «» рассказал журналист Роберт Гараев — автор книги, которая легла в основу сериала «Слово пацана». — Когда я читал «Слово пацана», мне пришло в голову сравнение с романом «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» о подростковых группировках Казани прогремел на всю страну.
Чем цепляет сериал "Слово пацана" и как всё было на самом деле
На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», автора Роберт Гараев. читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Роберт Гараев. Сериал «Слово пацана» об уличных бандах Казани, орудовавших в конце 80-х годов, обрел массовую популярность в России и других странах бывшего СССР. Кто был прототипом главных героев и что стало с реальными криминальными авторитетами столицы Татарстана?
На заре «казанского феномена»
- Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
- «Слово пацана»: почему Казань стала центром организованной преступности в СССР
- ОПГ «Кинопленка»: начало
- Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 19702010-х онлайн - Роберт Наилевич Гараев
- В Татарстане подростки образовали ОПГ
Исследователь «казанского феномена»: «Группировки — это такие мини-государства»
Других вариантов не было. Если ты не на улице, твоя жизнь превращалась в страшный сон. Не всегда люди, которые жили на этой улице, разделяли и поддерживали ту идеологию и философию, которую эта улица пропагандировала. Это был просто способ выживания. Если ты не в партии, то дорога наверх тебе закрыта. Твой потолок — рабочий на заводе. И то тебя там заставляют вступать в КПСС и сдавать членские взносы. С улицей всё было примерно то же самое. Рушился один строй, одни устои — восстанавливались другие. Где возникает пустота, там она чем-то заполняется.
Это не наша вина была — наша беда, общая. Проблема государственного масштаба. Она же поглотила не только Казань — всю республику: и Нижнекамск, и Челны, и все остальные города. Улица никого из нас не обошла. Каждому просто-напросто приходилось выбирать, на какой стороне выживать. Причём выживать не абстрактно, а реально. На улицах убивали. В моей книжке подробно описано, как я проезжал через вражескую территорию. На нашей улице носили шапочки без помпончиков, на чужой — с помпончиками, а возле школы — опять-таки без помпонов.
И мне каждый день нужно было преодолевать эту вражескую территорию. Так вот, у меня помпончик был на петельке, съёмный. На своей улице и возле школы я его снимал, а на чужой — цеплял обратно. Это была форма выживания! Если я еду без помпона — значит, я враг. В любой момент могли налететь несколько человек и разбить башку железными прутьями. А мне этого очень не хотелось улыбается. Меня от серьёзных инцидентов бог миловал. Бог и футбол.
Я максимальное количество времени посвящал спорту и старался по минимуму оказываться в ситуациях, способных повлечь уличные травмы. В «демонстрациях» не участвовал по уважительной причине смеётся. К счастью, из моих друзей тоже никто серьёзно не пострадал. Выжили все. Что эту тему подхватили и уже чуть ли не пытаются возродить. Если они действительно стремятся этому ужасу подражать, конечно, это плохо. С другой стороны, это история и от неё никуда не денешься. Мы же не можем выкинуть историю революции, какой бы страшной она ни была и как бы ни перевернула историю самой большой страны мира. То есть я прихожу к вам домой и выгоняю вас из вашей же квартиры: теперь здесь будем жить мы и ещё 20 человек.
В моём понимании это катастрофа, но от неё открещиваться нельзя. Это было в жизни страны. Как и вся эта история из 1980-х. Поэтому даже хорошо, что её вспомнили и показали.
Смотрите также: Да и сам автор не остался в стороне от уличных банд. До 14 лет Роберт был "чушпаном" — хорошо учился в школе, занимался рисованием и читал книги. Но если ты живешь в городе, где около сотни подростковых бандитских группировок, выбор невелик. Или ты становишься членом одной из них, или легкая жизнь тебя не ждет.
Если ты вообще сможешь ее сохранить. По казанским меркам это очень мало... Я думаю, что говорить о криминале надо честно", — пояснил Гараев. К тому же у Роберта начались неприятности. Почти все его одноклассники уже входили в ту или иную банду и смотрели на него косо.
Люди жили в бараках, дети уроки делали в варежках, не было отопления. Про нынешних пацанов я молчу.
Недавно видел парня лет двадцати с розовыми косичками на голове. В 90-х он бы в таком виде до ближайшего магазина не дошел». Максим: «Банды формировались в каждом районе Казани, да и вообще по всему Татарстану. Сомневаюсь, что в Татарстане существовали районы без банд, а позднее без крыши ОПГ. Я о таких не слышал. Возможно, и были какие-нибудь на отшибе, которые никому были не нужны, так как нерентабельные. Примерно до 1997 года группировки делили «асфальт», то есть территории».
Карим: «По моим ощущениям, длилось это примерно до 2005—2008-го. По слухам, местами до сих пор есть, хотя мне с трудом верится. В 2020 году мы приехали с мамой на могилу к отцу. В тот день там хоронили кого-то из ОПГ. По машинам и контингенту стало очевидно, что это не просто друзья. Люди приехали на дорогих тачках, в черных кожаных куртках. Я сам спортсмен, у меня 110 кг при росте 185 см, но половина из тех на кладбище казались покрупнее меня.
Худых и слабых, даже средних, до 80 кг, там точно не было. Все спортивные, здоровые по 100—120 кг при росте по 180—200 см и несколько солидных взрослых мужчин лет от 50 до 60 , возможно, их старшие. А в 2005 году я наблюдал сходку в Казани. Уличная банда собралась для решения внутренних вопросов на квартале. Сбор назначили в 11 утра на хоккейном стадионе. Буквально отовсюду подошли подростки, собралась толпа около 200 человек. Было понятно, что реально перетирали насущные вопросы».
Дело в том, что попасть туда было легко, а выйти порой невозможно. Знакомый рассказывал о своем опыте. В 2000 году он был в группировке около трех месяцев. Это было уже лайтовое время, не жестили так, как в 70—90-х. Так вот тот парень только через своих старших родственников вышел с «улицы», покинул банду. Причину объяснил так: ловить там нечего. Ты в любое время по звонку обязан подорваться и приехать в указанную точку Татарстана.
Например, на стрелку за пацанов или на вылазку. Нужно было сделать все, что скажут старшие. Никого не волновало, что ты с девушкой проводишь время, на празднике с родственниками или на новогоднем утреннике в костюме Деда Мороза развлекаешь детей. Позвонили — обязан явиться. Хана тебе, если не ответил на звонок или выпил и не пришел. За такое могли свои же избить до реанимации. Тогда этот парень понял: если не соскочить, то дальше припрягут на уголовные преступления.
Поэтому кое-как ему удалось выйти чистым и невредимым. А вот отойти от группировки в 80—90-е было практически невозможно. Оно и понятно, все были повязаны, зачастую кровью. Люди крышевали бизнесы, вместе кого-то избивали». Наверное, чтобы чувствовать себя защищенными. Еще у группировки была общая идея, общий досуг, возможность проявить себя, стать впоследствии даже лидером. Помимо того, что они «держали» район, крышевали бизнесы, получали с них дань, пацаны еще следили за порядком на районе покруче полиции.
Могли без протоколов, судов и следствий прописать оборзевшим приезжим так, что беспредельщики уезжали и больше не возвращались». Карим: «Разным периодам соответствовал разный характер влияния группировок. В 70-х и 80-х в основном делили «асфальт», грабили, убивали. В 90-х уже больше крышевали бизнесы, открывали собственные. С 1994-го начались заказные убийства и бандитские войны, связанные только с бизнесом. К 2000 году власть в Казани была поделена, поэтому войны между ОПГ стихли, успокоились, между собой договорились. Открыли отели, казино, стриптиз-клубы, ночные клубы, организовали ЧОПы, магазины, …» Денис: «Ну как можно всех пересажать?
Однозначно нет. Больше чем уверен, что пересажали только самых отмороженных, одну сотую часть. Где-то читал, что при задержании кто-то своих сдавал, но это скорее исключение, поскольку за такие вещи могли убить».
Просто посмотрим на популярную в России музыку с оттенком криминальной романтики. Когда вы слышите, как поёт легендарный без шуток Бока, вы понимаете, о каких географических и культурных реалиях речь. Вы видите эти улицы Баку, где пока ещё мирно соседствуют азербайджанцы и армяне.
Вы понимаете, что эту музыку слушали воры в законе и авторитетные люди с южного Кавказа. Слушая одесский по происхождению, русский шансон от Утёсова до Шуфутинского, вы видите разноплеменный край у Чёрного моря. Погромы и еврейские отряды самообороны, трансформировавшиеся в банды. Вы ловите характерные слова и музыкальные интонации. Включаете русского поэта и собирателя фольклора Михаила Круга и представляете историческое сердце России, ставшее «неперспективным Нечерноземьем», где дорога ведёт то к затопленному водохранилищем храму, то прямиком на зону. И смотрит на вас с укором Василий Шукшин из «Калины красной».
Казанский феномен при очень интересной этнической фактуре Среднего Поволжья оставил ли что-то подобное? Даже главный музыкальный манифест группировок, песня «В Татарстане город есть Казань, на реке Казанке он стоит» — это переложение шлягера «Гоп со смыком» из репертуара Леонида Утёсова и Аркадия Северного. Жил «Гоп со смыком», как известно, на Подоле. А район Подол находится в столице одного очень недружественного государства, где тоже смотрят «Слово пацана». Но это не Казань. Отсутствие своего культурного «Я», музыкальный конформизм и всеядность опэгэшного большинства долгие десятилетия служили казанским металлистам, панкам, гранжерам и рейверам хоть какой-то моральной компенсацией за все риски проживания в таком городе.
Оставили яркий след в топонимике И всё-таки. Если уличные группировки в определённый момент стали определяющим фактором в жизни Казани. Если спустя 20 лет после угасания этой истории её так жарко обсуждают. Должно же быть хоть какое-то рациональное объяснение всему этому. Что-то такое должно было быть в Казани, что породило это неуловимое явление? До сих пор, когда казанец хочет объяснить казанцу координаты объекта или направление маршрута, бывает проще назвать территорию ОПГ 80—90-х, чем конкретный адрес.
И это неслучайно. Жора Крыжовников, 2023, Россия В условиях позднего СССР, где всё шло по плану и все роли и статусы были давно распределены, казанский феномен заполнил пустующую нишу низовой неформальной самоорганизации. Интернета в те годы не существовало, глобальная массовая культура проникала в СССР очень дозированно, поэтому молодёжи было проще находить «своих» среди ближайших соседей. Будь по соседству проверенные годами низовые институты, легальные лидеры мнений и общественные объединения, эта буйная энергия могла вылиться во что-то более созидательное и управляемое. Молодёжные группировки нередко связывают с миграцией жителей села в город, где они воспроизводят сельскую неприязнь к соседней деревне. Для Казани это верно лишь отчасти.
Чувство принадлежности к своей улице здесь росло из местной почвы. В силу географических особенностей историческая Казань представляла собой сложный конгломерат слобод. И речь не только о некоей слободе, где отдельно от русских жили татары.
Банды из «Слова пацана»: пять самых известных и страшных ОПГ Казани
О книге Роберта Гараева «Слово пацана. В 1993 году МВД Республики Татарстан инициирует принятие закона, разрешающего арестовывать участников ОПГ на тридцать суток. На этой странице вы можете прочитать онлайн книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», автора Роберт Гараев. Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно целиком (полностью) без регистрации на телефоне или компьютере. Что должно случиться в России, чтобы власть снова оказалась в руках криминальной прослойки? Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на
Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»
Как и персонаж сериала Вова Адидас, Сергей Антипов всегда выступал за здоровый образ жизни, любовь к спорту и родине, все это он пытался привить и своим товарищам-группировщикам. Антипа, как и Адидас, был настоящим лидером, которого уважали и боялись, оба были по-своему харизматичны, честны и справедливы. Будучи кандидатом наук в области детской психиатрии, Антипов умело вербовал подростков, окружая себя десятками жестоких потенциальных преступников. Известно, что, когда правоохранительные органы всерьез взялись за борьбу с организованной преступностью, Антипа намеревались привлечь к ответственности.
Он отказывался давать показания на допросах, потому на него повесили статью за выдуманное изнасилование его возлюбленной. По словам самого Сергея, это была ложь, его хотели надолго посадить в тюрьму, чтобы «Тяп-ляп» прекратила свое существование. Однако, участники группировки и товарищи Антипова отрицали всякую причастность своего лидера к деятельности группировки.
Несмотря на поддержку своих ребят, Антип был приговорен к 15 годам лишения свободы за изнасилование, разбой и подделку документов. Архивное фото из зала суда. Фото: realnoevremya.
По истечению тюремного срока Сергея Антипова приехали встречать все «тяп-ляповцы», которые были несказанно рады его возвращению. Антип пытался и дальше вести преступную деятельность, но у него не вышло. За 15 лет его отсутствия многое изменилось, его авторитет несколько пошатнулся, поэтому он женился, взял фамилию своей возлюбленной, переехал в Москву и отошел от дел.
Сейчас Сергей Антипов живет обычной жизнью, иногда видится со своими детьми и внуками и вспоминает лихую молодость. Кощей, роль которого в сериале сыграл молодой актер Никита Кологривый, изначально был лидером группировки «Универсам». Жестокий и изворотливый Кощей побывал в тюрьме, а после отсидки навязывал подросткам воровские понятия, которые не одобрял будущий лидер «Универсама» Вова Адидас.
Кощей был «отшит» исключен из группировки за пьянство, ложь, эгоизм и употребление запрещенных веществ. Молодой группировщик работал электриком и имел отличную физическую подготовку. О его умении стоять в рукопашном бою ходили легенды.
По слухам, Джавда мог нокаутировать любого противника в считанные секунды. Многие его боялись, что помогало Джавдату быть практически неприкосновенным. Джавда числился электриком в молодежном центре, но он не выполнял свои обязанности, да и на работу особо не ходил, но благодаря репутации работодатель исправно платил ему заработную плату, опасаясь вызвать его гнев.
Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» рассказывает о бандах малолетних подростков, которые держали в страхе столицу Татарстана в конце 1980-х. Очевидцы событий, смотря экранизацию истории, о тех временах вроде бы вспоминают с болью, сожалением, но и с долей ностальгической грусти. Ратмир Загитов, житель Казани в 80—90-е гг. Давайте подчеркнем, что итогом этого конфликта стали два кладбища». Столько убитых, такого нигде не было, как в Казани. Молодые все, спортивные, живые, мозгов еще нет, энергии море. Кто-то обидел, ты защищаешь честь, достоинство, и вот улица на улицу, и этот ком пошел».
Как все было на самом деле?
Как сложились судьбы реальных прототипов героев сериала? Фото: яндекс. Режиссер сериала Жора Крыжовников и все причастные к созданию ленты утверждают, что проект является самостоятельной единицей в кинематографе, а все герои — собирательные образы людей, которые так или иначе были связаны с криминалом в конце 20 века. Однако, у героев сериала были реальные прототипы, а названия тех же уличных группировок не были вымышлены, потому как действительно существовали. В 1980-х уровень преступности в Казани бил все рекорды, а виной тому были участники группировок, которые отстаивали свой авторитет в разных частях города. Так, группировка «Универсам», участники которой являются главными героями сериала «Слово пацана», имеет много общих черт с казанской ОПГ «Тяп-ляп». Несмотря на несколько комичное название, группировка данная была одной из самых опасных и влиятельных в Казани. Члены этой ОПГ систематически устраивали массовые дебоши, драки и убийства членов вражеских группировок. Нередко во время стычек на улицах жертвами оказывались и обычные прохожие, которые, попав под горячую руку, получали тяжелые травмы.
Интересен тот факт, что никто не писал заявления в милицию, так как все граждане прекрасно понимали, что правоохранительные органы практически бессильны. ОПГ «Хади Такташ». В сериале упоминается и группировка «Хади Такташ», члены которой до смерти избили героя картины по прозвищу Ералаш. Они и враждовали с «Универсамом», члены которого отомстили за своего парня. В сериале «Хади Такташ» показана одной из самых опасных группировок, что является достоверным фактом. Члены данной ОПГ часто устраивали жуткие столкновения, последствия которых были катастрофичными. После распада СССР участники группировки стали еще более неуправляемыми. Кроме того, они начали «крышевать» сферу ритуальных услуг и сбыт запрещенных веществ. Сергей Антипов был лидером группировки «Тяп-ляп».
Несмотря на то, что в недавних интервью Антип твердо заявляет, что не имел никакого отношения к ОПГ, эксперты считают, что именно он стоял у истоков криминала в Казани. Как и персонаж сериала Вова Адидас, Сергей Антипов всегда выступал за здоровый образ жизни, любовь к спорту и родине, все это он пытался привить и своим товарищам-группировщикам. Антипа, как и Адидас, был настоящим лидером, которого уважали и боялись, оба были по-своему харизматичны, честны и справедливы.
Банды состояли из детей и подростков разных возрастов. Младшим было по 10—13 лет, их звали "шелухой", "скорлупой". Затем шли супера, молодые, средние, старшие старшаки и старики. Каждую банду возглавляли авторитеты. Они, как и старики, были вооружены не монтировками и арматурой, а огнестрельным оружием и шли на серьёзные преступления и конфликты с конкурентами. Секретная "Белая стрела": Кто на самом деле стоял за ликвидаторами бандитов из девяностых Общее количество членов группировки доходило до 150—300 человек.
В ОПГ состояли школьники, студенты, учащиеся ПТУ, молодые специалисты, рабочая молодёжь, интеллигенция и даже дети партийной номенклатуры. Все, кто не входил в банду, считались ботанами и чушпанами. Унизить их, побить и вывернуть карманы было нормой. Банда "Тяп-ляп" Штаб банды находился в подвале одного из жилых домов, в качалке. Её члены жили в районе завода "Теплоконтроль" и прославились "пробегами" по Казани. Штаб банды находился в подвале одного из жилых домов, в качалке. Её члены жили в районе завода "Теплоконтроль" и прославились "пробегами" по Казани, во время которых вооружённые арматурой и кастетами подростки избивали всех, кого встречали. Милиция срывала "мероприятия", но это удавалось не всегда. Например, пробег 1978 года в район Ново-Татарской слободы, во время которого были убиты два человека и искалечены десятки, прошёл для преступников удачно: пострадавшие не стали писать заявления.
Укрепившись в районе, "тяп-ляпы" занялись уголовщиной: кражами, гоп-стопом и рэкетом цеховиков. Попытки милиции проникнуть в группу окончились провалом — агента убили. Арест одного из членов банды, Искандера Тазетдинова, привёл к боевым действиям между милицией и бандитами: Хантимиров решил ради друга "поднять город". После серьёзной перестрелки МВД Казани взялось за бандитов всерьёз — были задержаны почти все члены банды. Антипов пытался организовать убийство прокурора, занимавшегося делом, но был арестован. Конец был закономерен: Хантемирова и Тазетдинова расстреляли, а Антипов и Скрябин получили по 15 лет. Когда Хантемирова вели на расстрел, с ним случилась истерика.
Мода на банды
- История "казанского феномена", о котором сняли сериал "Слово пацана" »
- Роберт Гараев, книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» — Реальное время
- Слово пацана. Криминальный Татарстан 19702010-х
- Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас» | Правмир
- Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана»
- Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
"Говорить о криминале надо честно": на асфальте в Казани была кровь и автора "Слова пацана"
Кровь на асфальте». Они также отметили, что в драках нет правил, «кроме тех, что издавна существовали». Представители «Хади Такташ» у себя объявляли времена сходок и места встреч.
Лента повествует об уличных бандах Казани, которые появились в конце 80-х годов.
Что в сериале правда, кто выступил прототипом главных героев, что известно о подростковых группировках и судьбах криминальных авторитетов — в материале «Ямал-Медиа». Группировка «Тяп-Ляп» Авторы сериала «Слово пацана» не раскрыли прототипы главных героев криминальной истории. Однако всем известно, что сюжет сериала разворачивается в Советском Союзе 1989 года.
Картина показывает так называемый «казанский феномен» изнутри. Кинокритики проводят параллели с криминальной группировкой «Тяп-Ляп», которая орудовала в Казани в 1970-х годах, отмечается на портале News. Там находился одноименный приборостроительный завод.
ОПГ состояла из нескольких сотен человек. Участники банды вели почти здоровый образ жизни — им запрещалось курить, пить алкоголь, а также бросать в беде товарищей по группировке. Антипов был самым старшим из лидеров группировки, сидел в тюрьме и прослыл авторитетом среди школьников.
Он был боксером, способным нокаутировать оппонента всего с одного удара, и организовал спортзал для подростков в подвале. В этой «качалке» вместо спортинвентаря использовали батареи и утюги. Хантимирова считали неофициальным лидером группировки.
Когда ОПГ создали, ему было 18 лет. Скрябин был ровесником Хантимирова, с которым дружил с начальной школы. Он считался «самым хитрым» лидером «тяпляповских».
Следователям удалось доказать гибель четырех человек.
Дискотеки были местом перемирия между группировками. Танцевали тогда исключительно кругом, и, если кто-то чужой пересекал его, перемирие отменялось. Ратмир Загитов: «Если кто-то не наш проходит через круг, он сразу получал физические увечья. Дискотека останавливалась, и начинался весь этот раздрай». В середине 90-х эти неформальные молодежные движения выросли до серьезных ОПГ, участники которых до сих пор преследуются законом.
Позже историки это явление назовут «казанским феноменом». Светлана Стивенсон, профессор школы социальных наук Лондонского университета: «В представлении людей, особенно бедных, маргинальные преступные группировки — это не то, что в нашем представлении, это не способ только получать криминальные доходы, но и сообщество, в котором люди могли обрести, по их мнению, поддержку и какую-то В конце 80-х Казань стала центром молодежной преступности, а сами группировки — социальным лифтом и путевкой в жизнь для сотен тысяч представителей поколения последних пионеров.
Он решает смело — через синяки и ссадины — прокатиться на этом социальном лифте, обретя по пути новых друзей и пацанский статус. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберта Гараева, который описал то, что видел своими глазами и слышал от других участников событий. Это 600-страничное исследование о том, как подростковые стайки превратились в опасные группировки, готовые идти стенка на стенку и истреблять чужаков. Гараев принимал участие в проекте как консультант, а оригинальный сценарий разрабатывали Андрей Золотарев и сам Жора Крыжовников. Рассказанная ими история воспринимается на каком-то инстинктивном уровне: совершенно первобытная энергия молодых ребят выплескивается на экран, оставляя на одежде капли крови.
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
На сегодняшний день Следственные органы установили всех участников конфликта — шестерых человек задержали и доставили к следователям на допрос, выясняются мотивы преступления. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статьям «Убийство» и «Хулиганство», сообщили в региональном Следкоме. Тем временем авторы сериала готовят иски против изданий и каналов, которые утверждали о причастности сериала к трагическим событиям в Иркутске. Ранее глава Татарстана Рустам Минниханов раскритиковал сериал «Слово пацана» Жоры Крыжовникова из-за «романтизации подростковых группировок». На заседании правительства республики он заявил, что сериал не соответствует «той политике, которую мы преследуем».
И вообще мы должны отреагировать на такие сюжеты, такие фильмы. Наш парламент, мы должны донести до руководства страны, что такие фильмы не соответствуют той политике, которую мы преследуем», — сказал Минниханов. Он отметил, что подтверждением его слов стали недавние события в Сармановском районе Татарстана, где местные школьники, по данным телеканала «Татарстан-24» , вдохновившись сюжетом сериала, создали телеграм-каналы. Там публиковались видео со «стрелок», карты районов и объявления об общих сборах.
Одно конкретное видео облетело местные паблики и телеграм-каналы. На нем толпа подростков кидается в ровесников снегом, бегает друг за другом и толкается — так выглядит столкновение ОПГ «Жилка» и «Хади Такташ». В одном из каналов издание Inkazan также заметило карту территорий, за которые ведется борьба. В канале «Хади Такташ» автор аккаунта и его «подопечные» считают, что победа оппонентов была «фальсифицирована», а силы неравны. Они также выражают надежду дать отпор в следующий раз. В сериале так называли парней вне группировок.
В «Жилке» им отвечают, что «на улицах нет правил, кроме тех, что издавна существовали», а их оппоненты также нападали толпой. По их информации, родителей подростков пригласили на беседу, а дети рассказали, что подражание героям сериала было просто шуткой.
О местных группировках написаны диссертации, книги, статьи, пьесы и песни, сняты документальные фильмы, телепередачи и даже в 2018 году поставлен балет «Молот. Я прочитал и посмотрел почти все и понял, что для меня там не хватает взгляда изнутри, мнений самих участников событий. Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок. В процессе работы над ней я разговаривал как с рядовыми пацанами, так и с очень авторитетными людьми. Эти интервью будут идти вперемешку, и не всегда взгляды на одни и те же события будут совпадать, потому что группировки хоть и живут по похожим правилам, единого руководства, как, например, сицилийская Cosa Nostra, не имеют. Также я общался с противоборствующей стороной — работниками правоохранительных органов, равно как и с адвокатами, исследователями вопроса и простыми жителями города, которым посчастливилось проживать в Казани в те «славные» времена. Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации. Хотя эта тема коснулась буквально всех жителей города, пока она еще очень травматична и не все готовы ворошить «темную» часть своего прошлого.
Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений. Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними. Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили.
Роберт Гараев, автор этой книги, попал в «Низы», одну из местных банд, еще в средней школе. Спустя 30 лет он решил выяснить, откуда взялся казанский феномен — полторы сотни подростковых группировок, что сначала «делили асфальт» в драках район на район, а затем начали массово истреблять себе подобных, — и как вспоминают те суровые дни сами пацаны, бывшие сотрудники милиции, адвокаты и простые жители города, обезображенного страхом и жестокостью. Это единственная книга, целиком составленная из голосов выживших — и желающих рассказать правду. Марк Галеотти, политолог, автор книги «Воры.
«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана
Криминальный Татарстан 1970-2010-х" — купить сегодня c доставкой и гарантией по выгодной цене. — Когда я читал «Слово пацана», мне пришло в голову сравнение с романом «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно целиком (полностью) без регистрации на телефоне или компьютере. Гараев рассказал, что для книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970 – 2010-х» взял интервью у первого лидера группировки «Тяп-Ляп» и бывшего киллера «Жилки». Читать онлайн «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В 1993 году МВД Республики Татарстан инициирует принятие закона, разрешающего арестовывать участников ОПГ на тридцать суток.
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Наилевич Гараев
Полицейским подростки сообщили, что таким образом играли и во время потасовок просто в шутку толкали друг друга и кидались снежками, что запечатлено на записи. В ведомстве отметили, что ни от кого из участников игр заявлений не поступало, в больницы никто из них не обращался. Детей проверили на участие в разных запрещенных соцсетях, со всеми провели профилактическую беседу.
В России этот сериал обрёл большую популярность [2] , в рейтинге «Индекс Кинопоиск Pro» по уровню интереса зрителей обогнал « Игру в кальмара » [3] , благодаря чему книга стала одной из самых продаваемых в жанре нон-фикшн. Специалисты характеризуют «Слово пацана» как «очень представительный корпус материалов, которые позволяют составить представление о группировках казанского типа» [4].
Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок. В процессе работы над ней я разговаривал как с рядовыми пацанами, так и с очень авторитетными людьми. Эти интервью будут идти вперемешку, и не всегда взгляды на одни и те же события будут совпадать, потому что группировки хоть и живут по похожим правилам, единого руководства, как, например, сицилийская Cosa Nostra, не имеют.
Также я общался с противоборствующей стороной работниками правоохранительных органов, равно как и с адвокатами, исследователями вопроса и простыми жителями города, которым посчастливилось проживать в Казани в те «славные» времена. Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации. Хотя эта тема коснулась буквально всех жителей города, пока она еще очень травматична и не все готовы ворошить «темную» часть своего прошлого. Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений. Оно достаточно закрытое его участники неохотно делятся информацией с посторонними. Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» он назывался «скорлупа».
Я прочитал и посмотрел почти все и понял, что для меня там не хватает взгляда изнутри, мнений самих участников событий. Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок. В процессе работы над ней я разговаривал как с рядовыми пацанами, так и с очень авторитетными людьми. Эти интервью будут идти вперемешку, и не всегда взгляды на одни и те же события будут совпадать, потому что группировки хоть и живут по похожим правилам, единого руководства, как, например, сицилийская Cosa Nostra, не имеют. Также я общался с противоборствующей стороной — работниками правоохранительных органов, равно как и с адвокатами, исследователями вопроса и простыми жителями города, которым посчастливилось проживать в Казани в те «славные» времена. Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации. Хотя эта тема коснулась буквально всех жителей города, пока она еще очень травматична и не все готовы ворошить «темную» часть своего прошлого. Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений. Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними. Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили. Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше.