Тот балет в хореографии Филиппо Тальони исчез: обветшал, устарел, публика потеряла к нему интерес — другие танцовщицы не смогли заменить Марию в роли Сильфиды.
Краткое содержание Сильфида балет
Сильфида (фр. La Sylphide) — романтический балет в двух действиях. Фото: балет «Сильфида» / Мариинский театр. Сюжет балета прост – он рассказывает о юноше, который влюбился в Сильфиду, духа воздуха. 5 Первые постановки балета «Сильфида» в Российской империи. Начало эпохи романтизма на сцене положил балет «Сильфида». Его краткое содержание точно передает поэтический смысл, чувства и настроение героев, а также. Среди балетов, сочиненных им для Марии, "Сильфида" осталась непревзойденным шедевром. Театр «Урал Опера Балет» 6 июля представил премьеру балета «Сильфида», чем ярко завершил свой 111-й сезон.
Какое содержание балета "Сильфида"?
Татьяна Смирнова, Надежда Богданова. Но во второй половине XIX века балет все реже появлялся в репертуаре. Его последнее возобновление предпринял в 1892 году Петипа для балерины Варвары Никитиной. Одарив балетный театр новыми идеями, первенец романтической хореографии постепенно ушел со сцены и в России и в Европе. Но замечательное творение Тальони не погибло. Еще в 1836 году оно украсило репертуар Датского королевского балета. Постановку на музыку Х. Левенсхольда осуществил корифей датской хореографии Август Бурнонвиль 1805-1879. Он в точности воспроизвел драматургическую канву оригинала, сохранил стилистику танца. Сбереженная несколькими поколениями датских артистов, эта "Сильфида" дожила до наших дней. В послевоенные годы "Сильфида" вернулась на родину.
В 1946 году ее показала парижанам труппа "Балет Елисейских полей" постановщик В. Гзовский, исполнители — Н. Вырубова и Р. Пети , в 1953 — труппа "Гран балле дю марки де Куэвас постановка Х. А спустя еще десятилетие началось победное шествие балета по странам мира. Вернулась "Сильфида" в Россию в 1975 году.
За пультом — дирижер Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского Михаил Леонтьев. Спектакль не шел два года, и его показы фактически можно назвать премьерными — в труппе большое пополнение, 9 и 10 февраля в «Сильфиде» выйдет множество дебютантов. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко 25 апреля состоялось торжественное вручение призов «Душа танца» и гала-концерт. В этом году в категории «Звезда балета» лауреатом стал ведущий солист Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского Георгий Болсуновский. В этом году артист был удостоен высокого признания: за исполнение партии художника Сальватора Розы в балете Ц. Пуни «Катарина, или Дочь разбойника» он номинирован на «Золотую Маску». В категории «Звезда балета» в этом престижном перечне есть имя Георгия Болсуновского, ведущего солиста балетной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского. Хворостовского продолжают работать над новыми партиями: в балете Германа фон Левенскольда «Сильфида» зрителям будет представлено сразу несколько дебютных работ. Хворостовского можно приобрести в кассе театра, на сайте Krasopera. Согласно документу солистке балетной труппы Красноярского театра оперы и балета имени Д. Хворостовского Екатерине Булгутовой присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации. Их можно купить в кассе театра и в режиме онлайн на сайте театра. Хворостовского посвящены выдающейся балерине Галине Улановой, 110 лет со дня рождения которой поклонники искусства классического танца отметили 8 января 2020 года. В ноябре была новая роль — в рамках балетного форума состоялась премьера «Раймонды». Юрий исполнял партию Жана де Бриена. Рассказываем, в каких новых партиях зрители Красноярского театра оперы и балета им. Хворостовского увидят любимых артистов балета в декабре. Хворостовского стал лучшим в пяти номинациях ежегодного краевого фестиваля «Театральная весна»! Хворостовского примет участие в ежегодном краевом фестивале «Театральная весна», в программе которого собраны лучшие музыкальные, кукольные и драматические спектакли краевых государственных и муниципальных театров.
Он обещал своё сердце девушке из родной деревни, но встретил прелестного духа воздуха — Сильфиду. Забыв обо всём на свете, юноша пытается приблизиться к призрачной красавице. Рецензии СМИ «В театре уверены: поклонники балета обязательно оценят оригинальную версию, которая шла в театре на протяжении сорока лет.
Не только солисты, но и кордебалет справился с французским стилем. Несправедливо было бы сравнивать их с танцовщиками Парижской оперы, у которых такой стиль вырабатывается со школы и въедается намертво. Что в первом акте — в веселье гостей, подруг и друзей перед свадьбой Джеймса и Эффи, что во втором — сильфидном, артисты помнили о правильном положении рук, чуть сниженном и округлом, о четкости позиций ног, о заданной хореографом скорости танца. Прекрасно труппа освоилась и с пантомимой, соблюдая грань дозволенной в классическом балете шутки и откровенного фарса; артисты внятно доносили мысль жестом. Два акта спектакля — два мира, которым не суждено пересечься. Яркие, полные эмоций и совершенно житейской радости танцы молодых шотландцев в первом акте — и невесомые, легкие, свободные движения сильфид во втором. Тем инороднее выглядит внезапно появляющаяся в самых неожиданных местах Сильфида в доме Джеймса, и Джеймс, танцующий среди сильфид в лесу. Сильфиды живут не только на земле, но и на деревьях. И это не просто прихоть хореографа. В подтексте же — восхищение воздушным строем женской души. Чтобы сделать наглядной свою мысль, авторы сочинили необычный эффект, поместив сильфид на деревья», — пишет Вадим Гаевский в книге «Дивертисмент». Если помните, Жизель тоже в какой-то момент показывается Альберту с дерева. Но спектакль, поставленный Пьером Лакоттом, нельзя назвать точным восстановлением легендарного спектакля Тальони в том виде, в каком он был на премьере 1832 года. Хореограф использовал более поздние фрагменты — так, па-де-труа Джеймса, Эффи и появляющейся над ними в виде тени Сильфиды Тальони добавил через несколько лет после премьеры. Это была часть утраченного уже его балета «Тень», который в свое время также был популярен. Эту историю исследовала в своей книге о Марии Тальони Инна Скляревская. Старые мастера в балете ничего не делали «просто так», каждая деталь была значимой и говорящей.
Краткое содержание балета Сильфида для читательского дневника
Туника стала первой балетной юбкой-пачкой, она не сковывала движений и придавала необычайную свободу в движениях — балерина словно летала, создавая видимость бестелесного духа. Новая юбка-пачка была специально изготовлена по рисункам известного французского художника и модельера Эжена Лами [8] [9]. Сам танец сильфид стал новшеством для балета. Через много лет советский историк балета Вера Михайловна Красовская отмечала, что этот танец, получивший впоследствии наименование «классический», «передавал самые сложные движения души — души, сделавшейся зримой, принявшей материальную оболочку» и «являлся как бы наречием существ фантастического мира, условно поэтическим языком, каким Сильфида и ей подобные персонажи выражали свои думы и переживания, от светлой радости до горькой печали. И он становился особенно выразительным в кульминационных точках драматического действия: выражая действие, сам этим действием являлся» [10]. Новый спектакль мгновенно покорил зрителей и начал триумфальное шествие по театрам Европы.
Через четыре месяца после парижской премьеры 26 июля 1832 года он был показан в лондонском Ковент-Гардене [11]. Последовали приглашения из других стран. Первые постановки балета «Сильфида» в Российской империи Россия начала 19 столетия стремилась в европейскую культуру, принимая и перенимая вкусы, моды и стили европейских стран. И хотя воцарение на престол в декабре 1825 года императора Николая I с его жандармским Третьим отделением во главе с Александром Христофоровичем Бенкендорфом вводило, среди прочего, специальный досмотр за иностранцами, развитие европеизации и строящейся на ней русской культуры уже ничто не могло остановить. Для работы в русских театрах приглашались европейские знаменитости.
Балет «Сильфида», став самой успешной постановкой Парижа этого периода, не мог не привлечь внимания русских царедворцев. К тому же сам Николай I, побывав на спектаклях в Москве , пришел к выводу, что на Петербургской сцене балетные постановки отстают от московских и повелел немедленно поставить в Петербурге шедшую с шумным успехом в Европе «Сильфиду» [12]. Так на русской сцене, в императорском Александринском театре [13] Петербурга тем не менее Балетная энциклопедия называет Большой Каменный театр [14] впервые появился балет «Сильфида» — 5 июня 28 мая 1835 года [15] в постановке балетмейстера Антуана Титюса , который сам парижского балета Филиппо Тальони не видел, поскольку находился на службе русскому императору в России. Валберхова Вторая колдунья [13]. Спектакль окончился полным провалом, давно не виданным петербургской балетной сценой [12].
А в сентябре 1837 года Филипп и Мария Тальони сами прибыли на гастроли в Санкт-Петербург и первым же своим спектаклем показали «Сильфиду» — 6 по ст. Триумф был полнейшим, газеты захлебывались в хвале и балетмейстеру, и исполнительнице главной роли.
Она идеально дополняет танцевальный рисунок и усиливает эмоциональное воздействие балета. Постановка имела оглушительный успех в Петербурге.
Мария Тальони стала любимицей публики и музой многих знаменитых людей: известно, что ею восхищались Виссарион Белинский, Николай Гоголь, Александр Герцен, Николай Огарёв. Масштабы популярности Тальони ярко иллюстрирует один исторический эпизод: после отъезда танцовщицы её пуанты были разыграны в лотерею, разрезаны и съедены под соусом. Мария Тальони похоронена на кладбище Монмартр в Париже. Молодые танцовщики и балерины оставляют на её надгробье цветы и пуанты.
Она не желает его слушать. Начинается свадьба, появляется Сильфида, чтобы похитить обручальное кольцо и увлечь Джеймса за собой. Чары ее столь велики, что жених покидает Эффи и следует за своей мечтой. Второй акт — лесная поляна. В туманном глухом лесу Мэдж готовит месть Джеймсу.
Она сотворила колдовской шарф. Его силе никто не может противиться. Туман рассеялся, появились Сильфида и Джеймс. Она показывает юноше свои владения, одаривает его ягодами и водой, но объятий избегает. Джеймс загрустил.
Сильфида призывает своих подруг и сестер. Они танцуют для молодого человека. По всему лесу Эффи с друзьями ищут Джеймса. Гурн находит его, но Мэдж требует молчания. Гурн предлагает Эффи свою руку и сердце навеки.
Эффи принимает предложение. Все уходят из леса, чтобы отпраздновать свадьбу Гурна и Эффи. Меж подруг Джеймс ищет Сильфиду. Коварная Мэдж вручает ему шарф. Он притягивает Сильфиду к Джеймсу.
Его юноша набрасывает на плечи девы и целует ее. Вмиг ее крылышки опадают, и она умирает. Мечта разрушена. Мэдж указывает Джеймсу на свадебный кортеж. Он в отчаянии, что погнался за недостижимой мечтой и потерял земное счастье.
Войти на сайт В истории музыкального театра балет «Сильфида» занимает особое место. Премьера балета, состоявшаяся 12 марта 1832 года на сцене Гранд Опера в Париже, ознаменовала начало блистательной эпохи балетного искусства — эпохи романтизма. Создатели «Сильфиды» — либреттист А. Нурри, композитор Ж. Шнейцгоффер, балетмейстер Ф.
Тальони, художник П. Их детище, подводя итог исканиям хореографов и танцовщиков предшествующей эпохи, открыло перед балетным искусством новые горизонты. Ведущая тема романтизма — разлад мечты и действительности — получила на балетной сцене впечатляющую наглядность. Сюжет балета навеян шотландскими легендами. Его непосредственный источник — фантастическая повесть Ш.
Нордье «Трильби», существенно переработанная сценаристом. На первый взгляд, это обычная балетная сказка — крестьянин Джеймс, оставив дом и невесту ради прелестной девы воздуха Сильфиды, невольно губит свою избранницу. Но за сюжетными перипетиями встает столь дорогая романтикам прошлого века мысль о несовместимости поэзии и прозы жизни, о непреодолимом противоречии между духовным идеалом и чувственно-земным бытием. Не одна лишь новизна содержания сделала «Сильфиду» манифестом балетного романтизма. Новой была художественная форма спектакля, где танец, потеснив в правах пантомиму, стал основным выразительным средством, наполнился глубоким лирическим подтекстом.
Суть сюжетной коллизии обрела смысловую многозначность благодаря хореографии, ее образным контрастам. Танцевальные характеристики персонажей реального мира — шотландских крестьян, одетых в яркие национальные костюмы — строились на фольклорно-этнографической основе. Танец персонажей фантастического царства — Сильфиды и ее небесных подруг — был начисто лишен бытовых примет. Этот танец, получивший впоследствии наименование «классический», «передавал самые сложные движения души — души, сделавшейся зримой, принявшей материальную оболочку», — пишет историк балета В. Она отмечала, что этот танец «являлся как бы наречием существ фантастического мира, условно поэтическим языком, каким Сильфида и ей подобные персонажи выражали свои думы и переживания, от светлой радости до горькой печали.
И он становился особенно выразительным в кульминационных точках драматического действия: выражая действие, сам этим действием являлся». Читайте также: Власть должна находить опору в мыслях и чувствах людей Б. Чичерин Воздушность и строгую красоту «сильфидного» танца подчеркивал условный балетный костюм: лиф, открывающий плечи и руки, длинный тюник из белого газа, чуть подсвеченного голубым, прозрачные крылышки за спиной. Сильфида — вольная мечта, поэтическая фантазия, материализовавшаяся в образе крылатой девы, принесла мировую славу двадцативосьмилетней балерине Марии Тальони. Современники восприняли ее искусство как откровение.
В сиянии ее славы померкло имя создателя балета — отца Марии, балетмейстера и педагога Филиппо Тальони, умело огранившего талант своей великой дочери. Среди балетов, сочиненных им для Марии, «Сильфида» осталась непревзойденным шедевром. Именно в «Сильфиде» балерина впервые поднялась на пальцы не для эффекта, но ради образных задач. Героиня Тальони действительно казалась существом сверхъестественным, не женщиной, а духом, попирающим законы притяжения, когда танцовщица «скользила» по сцене, почти не прикасаясь к полу, и замирала на миг в летучем арабеске, будто поддерживаемая чудесной силой на острие выгнутой стопы. Изощренной техники Тальони зрители словно не замечали, так бесшумны и легки были ее полеты, так безыскусна ее чарующая грация.
По словам современников, Тальони счастливо соединяла артистизм с совершенной техникой танца и потому могла полностью отдаваться роли. Общее мнение выразил поэт и критик Теофиль Готье будущий сценарист «Жизели» , назвав Тальони «одним из величайших поэтов своего времени». Русская публика познакомилась с «Сильфидой» в 1835 году. Балет шел в редакции балетмейстера А.
Тем инороднее выглядит внезапно появляющаяся в самых неожиданных местах Сильфида в доме Джеймса, и Джеймс, танцующий среди сильфид в лесу. Сильфиды живут не только на земле, но и на деревьях.
И это не просто прихоть хореографа. В подтексте же — восхищение воздушным строем женской души. Чтобы сделать наглядной свою мысль, авторы сочинили необычный эффект, поместив сильфид на деревья», — пишет Вадим Гаевский в книге «Дивертисмент». Если помните, Жизель тоже в какой-то момент показывается Альберту с дерева. Но спектакль, поставленный Пьером Лакоттом, нельзя назвать точным восстановлением легендарного спектакля Тальони в том виде, в каком он был на премьере 1832 года. Хореограф использовал более поздние фрагменты — так, па-де-труа Джеймса, Эффи и появляющейся над ними в виде тени Сильфиды Тальони добавил через несколько лет после премьеры.
Это была часть утраченного уже его балета «Тень», который в свое время также был популярен. Эту историю исследовала в своей книге о Марии Тальони Инна Скляревская. Старые мастера в балете ничего не делали «просто так», каждая деталь была значимой и говорящей. Многие ли обращали внимание, что у сильфид на крылышках павлиньи перья? Это путешествие в район древнегреческих мифов — такие крылья были у Психеи. И заново воскрешенная в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко «Сильфида» Тальони и Лакотта дает большой простор для изучения истоков романтического балета, его деталей, его трансформаций во времени.
А еще дает возможность зрителю отключиться от безумной реальности на два с половиной часа. Что и в начале XIX века очень ценилось публикой, и особенно ценится сейчас.
5 фактов о балете «Сильфида»
Балет «Сильфида»: краткое содержание | Купить билеты на балет Сильфида в Санкт-Петербурге, билеты по цене от 2100,00 руб. 3 мая 2024 г. в 19.00, Мариинский театр Сильфида, официальные электронные билеты на балет на сайте |
Балет СИЛЬФИДА - «Астраханский Государственный Театр Оперы и Балета» | Сильфида балет краткое содержание | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. |
Балет СИЛЬФИДА | Балет «Сильфида» — старейший из дошедших до нас хореографических спектаклей. |
ИСТОРИЯ БАЛЕТА "СИЛЬФИДА"
Сильфида - авторское краткое содержание балета - Сочинить.ру | Балет «Сильфида» основан на новелле фантастического характера, автором которой является писатель Шарль Нодье. |
Краткое содержание балета «Сильфида»: сюжет и история создания | Балет «Сильфида» основан на новелле фантастического характера, автором которой является писатель Шарль Нодье. |
Балет «Сильфида». Либретто балетных спектаклей
Фото: балет «Сильфида» / Мариинский театр. Сюжет балета прост – он рассказывает о юноше, который влюбился в Сильфиду, духа воздуха. Купить официальные билеты на балет Сильфида в театр Урал Опера Балет. Сильфида – краткое содержание балета (сюжет произведения). Первая исполнительница главной партии Мария Тальони. В 1834 году балет "Сильфида" на парижской сцене увидел выдающийся датский танцовщик и балетмейстер, близкий друг сказочника Андерсена Август Бурнонвилъ. Были попытки возобновить короткий балет «Сильфида», продолжительность которого составляет всего один час и 45 минут, в 1892, 1922 и 1925 годах в России. Балет «Сильфида» — старейший из дошедших до нас хореографических спектаклей.
Краткое содержание романтического балета Сильфида
Первоначально в его намерения входило показать «Сильфиду» датскому зрителю в оригинальной версии Тальони. Но цена за партитуру Шнейцхоффера оказалась непомерно высокой, и Бурнонвиль пошел другим путем. Он заказал новую музыку к «Сильфиде» своему соотечественнику — композитору Герману Левенскольду. Молодой композитор подошел к делу творчески. Узнав, что в основу балета легли старинные шотландские легенды, он органично ввел в партитуру шотландские народные мелодии, придав тем самым балету яркий национальный колорит. Премьера датской «Сильфиды» состоялась в 1836 году, и с тех пор балет бережно передается датскими артистами из поколения в поколение. Именно этим объясняется тот факт, что «Сильфида» Бурнонвиля, в отличие от постановки Тальони, не исчезла, а благополучно пережила все потрясения XX века и сегодня украшает репертуары многих театров. В России «Сильфиду» увидели вновь в 1975 году. Балетмейстер из Дании Эльза-Марианн фон Розен, считающаяся исключительным знатоком хореографического стиля Бурнонвиля, осуществила постановку балета на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета ныне Михайловский театр.
Сегодня в театрах можно увидеть обе версии балета. В Музыкальном театре им. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко с успехом идет спектакль, созданный Ф. Тальони и реконструированный французским постановщиком Пьером Лакоттом. В нем все вызывает восхищение и дарит эстетическое наслаждение — от утонченного хореографического рисунка до костюмов, изысканных в своей простоте. А занимательный сюжет, в котором фантасмагория тесно переплетается с действительностью, и переживания главного героя, перед которым стоит проблема выбора, делают балет простым и понятным даже для неискушенного зрителя. Билеты на балеты Понравилась страница?
Поделитесь с друзьями: Ж.
Забыв обо всём на свете, юноша пытается приблизиться к призрачной красавице. Рецензии СМИ «В театре уверены: поклонники балета обязательно оценят оригинальную версию, которая шла в театре на протяжении сорока лет. Только сейчас парение Сильфиды не будет сопровождаться скрежетом — из-за механической машинерии.
Восстановление хореографии: Михаил Мессерер Восстановление декораций и костюмов: Вячеслав Окунев Балет, на долгие годы утвердивший романтический стиль в танце и ставший одной из главных театральных легенд XIX века, идёт на нашей сцене в версии датского хореографа Августа Бурнонвиля.
Иллюзорность и недостижимость мечты раскрывается через историю молодого шотландца Джеймса. Он обещал своё сердце девушке из родной деревни, но встретил прелестного духа воздуха — Сильфиду.
Он приподнимал над миром свою дочь, Марию Тальони изначально на пуантах танцевала только она, это удел балерины, не солисток даже, и не кордебалета , и менял историю балета. В год создания «Сильфида» была невероятно популярна, она с успехом шла по всей Европе. Но балет сгинул бы, если б не ограниченность бюджета Датского Королевского балета и хорошая память Августа Бурнонвиля. Пригласить Филиппо Тальони поставить балет в Дании было очень дорого, и Август Бурнонвиль поставил балет сам, а партитуру заказал Херману Левенсхольду. Так «Сильфид» стало две. И если первая со временем сошла со сцены и не вернулась бы туда, если б не Лакотт, то вторая с успехом идет практически во всех крупных музыкальных театрах мира. Десять лет назад труппа МАМТа этот экзамен блестяще сдала и сейчас с успехом переэкзаменовалась.
Более того, театру удалось вырастить достойную смену — россыпь успешных дебютов тому подтверждение. В балетах эпохи романтизма всегда царит балерина. И это вполне удалось и опытной Эрике Микиртичевой, и дебютантке Жанне Губановой — хотя в первом акте она была несколько зажата и танцевала очень осторожно, зато во втором раскрылась и оказалось кокетливой, озорной, легконогой Сильфидой. Эрика Микиртичева же танцевала так, словно сложнейшая хореография Лакотта — единственно возможная манера двигаться для нее. Наклон головы, положение рук, корпус — казалось, ее Сильфида выпорхнула со старинных гравюр, чтобы немного порезвиться на сцене. Все сложности партии, наполненной бесконечными турами, пируэтами, прыжками мелкая техника французской школы, так редко возникающая на наших подмостках, здесь собрана в лучших своих образцах , лишь работали у них на образ человека, потерявшего от любви и голову, и жизнь. Дебютант Закари Роджерс станцевал свою партию будто на одном дыхании. Но актерски убедительнее был Сергей Мануйлов. С другой стороны, не материалисту же Гурну Александр Селезнев , влюбленному в невесту Джеймса — Эффи, было Сильфиде являться — он и не поймет ничего.
И где?
Рекомендованные материалы
- Другая постановка балета
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Балет "Сильфида". Либретто балетных спектаклей
- Сильфида - авторское краткое содержание балета - Сочинить.ру
- Билеты в наличии:
- Казахский национальный театр оперы и балета
Какое содержание балета "Сильфида"?
Балет "Сильфида". Либретто балетных спектаклей | В 1834 году балет "Сильфида" на парижской сцене увидел выдающийся датский танцовщик и балетмейстер, близкий друг сказочника Андерсена Август Бурнонвилъ. |
«Сильфида» | Ballet Magazine | "Сильфида (балет)" (краткое содержание). Балет этот основан на шотландской легенде, по которой было в свое время написано много произведений, поставлено ещё больше представлений. |
«Сильфида» ? краткое содержание балета, автор либретто, продолжительность | Купить официальные билеты на балет Сильфида в театр Урал Опера Балет. |
Архив новостей | Краткие содержания, Разные краткие содержания произведений. Балет “Сильфида” – это история о любви и предательстве, о магии и смерти. Она начинается с того, что молодой охотник по имени Жорж находит себе невесту в лице красивой девушки Сильфиды. |
Балет СИЛЬФИДА
балет сильфида либретто краткое содержание В комнату впорхнула юная крылатая девушка. Когда начинается празднество, Сильфида является в третий раз и похищает обручальное кольцо прямо на глазах у Джеймса. Краткое содержание балета «Сильфида»: сюжет и история создания. Среди всех романтических балетов, «Сильфида» осталась непревзойденным шедевром. La Sylphide) — романтический балет в двух действиях. Русский язык литература Краткое содержание романтического балета Сильфида.
Балет «Сильфида»: история, сюжет, фото (63 шт.)
На основе общего драматургич. В ряду др.
Тальони восхищались Гоголь и Герцен, Белинский и Огарев. После отъезда примы роль Сильфиды на петербургской сцене с успехом исполняли Татьяна Смирнова и Надежда Богданова. Но во второй половине XIX века балет постепенно исчез из репертуара и лишь в 1892 году Мариус Петипа возобновил его для балерины Варвары Никитиной.
После Октябрьской революции этот балет возобновил для выпускного спектакля хореографического училища В. Пономарев 1922 г. Спустя три года зрители Большого театра в Москве увидели второй акт в постановке В. Тихомирова с Е. Гельцер в главной партии.
И снова балет надолго исчез из репертуара. Вернулась «Сильфида» в Россию в 1975 году на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета ныне Михайловский театр в постановке Августа Бурнонвиля на музыку Хервена Левенсхольда. Спектакль поставила датский балетмейстер Эльза-Марианн фон Розен — тонкий знаток и ценитель хореографии Бурнонвиля. Именно ее редакция хореографии Бурнонвиля сейчас наиболее популяра во всем мире». Татьяна Кузнецова о балете «Сильфида», «Коммерсант» 2008 г.
Четыре года спустя датчанин Август Бурнонвиль поставил в Копенгагене свою версию, заменив музыку и хореографию, но оставив в неприкосновенности сюжет: крестьянин Джеймс, соблазненный сильфидой, бежит за ней в лес, оставив безутешную невесту. Шарф, которым Джеймс пытается поймать крылатое существо, оказывается отравленным — крылышки сильфиды опадают, и она погибает. Первым был сам хореограф Бурнонвиль. Датчанин взял другую музыку и придумал собственные па, сохранив композицию и фабулу первоисточника.
Он жил в доме умершего дяди. В первое время он жил хорошо. Ему очень нравились большие дядюшкины кресла. Я очень удивился, когда узнал, что Платон перебрался в деревню. В общем, он завёл новых друзей и новую философию. Он нравился людям своей простоватостью. Он всем говорил, что лучше мало знать и иметь хорошее пищеварение. Через пару месяцев ему стало скучно. Он понял, что невежество не спасение. Ему надоело смотреть, как все эти люди пытаются получить взятку или отомстить кому-то. Они любили играть в карты, пьянствовать — и это самые невинные для них занятия. Платон Михайлович закрылся дома и никого не пускал Он обратил внимание на старинные шкафы. Там лежали книги Тётушка сказала, что надо запечатать шкафы и не трогать их вообще. С большим трудом, но новый хозяин уговорил слугу открыть шкафы. Тот говорил, что будет грешно открыть их, но всё-таки слуга сделал это. Как оказалось, в шкафах прятались книги великих мистиков и алхимиков. Платон Михайлович ушел с головой в книги. Он не только читал их, он всё это мне рассказывал. Среди множества книг он нашел одну рукопись. Там было написано, как модно вызвать духа. Любой другой человек посмеялся б над этим, но не Платон Михайлович. Он поставил у окна сосуд с водой, который собирал солнечные лучи. Он считал, что это поможет вступить в связь с духом солнца, который поможет открыть ему глаза для неведомого мира. Он захотел обручиться с Сильфридой и бросил свой перстень в воду. Позже он увидел какое-то движение. Перстень начал рассыпаться и превращаться в мелкие искры. Начали появляться золотые нити, которые заполнили сосуд. Вода окрашивалась в золотой цвет. Как только ваза была поставлена на своё место, перстень снова лежал на дне. Он захотел рассказать это другим людям. Он познакомился с девушкой Катей, которая была дочерью его соседа. Он долго не мог понять, почему она такая застенчивая. Она всегда краснела, когда Платон Михайлович пытался с ней заговорить. Познакомившись ближе, он понял, что она любит его. Он подумал: а не жениться ли ему на ней. Катя ему нравилась. Она была послушной и мало разговаривала. В своём письме я одобрил его женитьбу и сказал, что очень рад за них обоих. Платон Михайлович пошел к Реженским, сделал предложение и назначил день свадьбы. Он был очень горд тем фактом, что понимает свою невесту лучше, чем её отец. Но я себя начал чувствовать как то неуверенно. Какие-то странные письма ко мне приходили. После иск, о которых мне писал Платон Михайлович, начали появляться розы. А в лепестках розы он увидел женщину.
Мэдж затаивает обиду на Джеймса и начинает планировать свою жестокую месть. Когда начинается празднество, Сильфида является в третий раз и похищает обручальное кольцо прямо на глазах у Джеймса. Не в силах противостоять её нежности и красоте, жених оставляет отчаявшуюся невесту и убегает вслед за чудесным духом. Начинается второй акт с лесного пейзажа. Здесь колдунья Мэдж варит зелье у чугунного котла, готовя расплату. В руках она держит прозрачный шарф. В это время Джеймс продолжает следовать за Сильфидой по лесу. Девичий дух вновь и вновь ускользает от него, играет с ним, подавая ему лесные ягоды и чистую воду из родника. Мужчина в отчаянии: всякий раз, когда ему кажется, что он вот-вот схватит её, ей удаётся обвести его вокруг пальца.
Балет Х. Левенскольда «Сильфида»
Актеры, композиторы, певцы, все, кто хотел прославиться на всю Европу, должны были составить свою карьеру именно в Париже. Вот к этому моменту они проделали очень большой путь для того, чтобы получить ангажемент в Парижской опере. Этот ангажемент был ими получен. Многие балеты давались при операх, было очень много опер, в которых обязательно были балетные сцены. И вот, в частности, Мария Тальони выступала в таких операх и певец Нурри написал либретто, совершенно самостоятельное либретто, которое было полностью танцевальным, чтобы не было никаких оперных сцен. Написано так, чтобы было как можно больше поводов для танцев. Чтобы было меньше пантомимы. И вот с этого момента появилась абсолютно новая структура в балетном спектакле.
Несмотря на то, что к моменту создания «Сильфиды» уже существовал очень виртуозный мужской танец, но именно вот в этот период создания «Сильфиды» начинается эпоха, когда власть полностью забирают женщины и потихоньку вытесняют танцоров-виртуозов со сцены. Что впоследствии привело к тому, что на сцене Парижской оперы многие мужские роли исполняли женщины-травести. Мария Тальони Мария Тальони И к тому же именно к балету «Сильфида» многие историки и многие критики приурочивают тот момент, когда балерина окончательно встала на мысочки, на пуанты. Этот спектакль продержался очень долгое время на парижской сцене. На его премьере было такое же возвышенное настроение у публики, как и за два года до этого на премьере «Эрнани» в «Комеди Франсез». Началась новая эпоха в балете — это эпоха романтизма. Впервые к тому моменту в балете появляется особенность: не заканчивать спектакль счастливым концом.
И романтический балет этим сильно очень отличался, что грустный финал или романтическая история с многоточием, потому что до этого спектакля все спектакли заканчивались каким-либо счастливым концом и обязательно счастливым дивертисментом.
Эффи и друзья её жениха отправились на поиски Джеймса, но так и не смогли его найти. С ними и старуха Мэдж. Гурн делает предложение Эффи, колдунья уговаривает девушку его принять. Невеста Джеймса становится невестой Гурна, и все покидают лес, чтобы сыграть свадьбу. Мэдж находит Джеймса и дарит ему волшебный шарф, говоря, что с его помощью он сможет поймать Сильфиду. Молодой человек принимает подарок и, когда появляется его дева воздуха, накидывает его ей на плечи. Сильфида действительно не в силах противиться чарам шарфа, она позволяет Джеймсу поцеловать себя. Он заключает девушку в объятия и целует. Сильфида умирает.
Для духа воздуха его ласки смертельны. Джеймс в отчаяньи. Вдалеке он видит свадебную процессию и сожалеет о том, что оставил невесту. К нему приходит осознание, что, гоняясь за тем, что недостижимо, он потерял то, что имел.
Туда и направился с сыном. Здесь он тоже прежде занимался и танцевал. Его знакомство со «звездами» и влиятельными людьми открывало многие двери сыну. И Август попадал к лучшим педагогам того времени: сначала к Кулону, в классе которого встретил ученицей Марию Тальони, в следующий приезд — к самому Вестрису. Тут познакомился с Жюлем Перро, также бравшим уроки у прославленного маэстро. Ученик был прилежен, трудолюбив, благоразумен.
Не обладая броской внешностью отца, он превосходил того рассудительностью и расчетом: прилежно записывал танцевальные уроки Вестриса, понимал в бухгалтерских счетах, помогал вести дела отцу, у которого деньги мигом растворялись как дым. Успехи Августа в танце были достаточны, чтобы рассчитывать на заметную карьеру. Однако рядом с ним занимались обладатели более крупных дарований. Наш герой способностями к танцу явно обладал, но отпущено всего ему было в меру. Пожалуй, музыкальностью превосходил других. Некоторое время Август потанцевал в Grand Opera, гастролировал с прославленной труппой в Лондоне, испытал страстное увлечение, выходившее за рамки его благонравной натуры. В итоге благонравие взяло верх, и он отправился на родину, понимая, что именно там ему обеспечено будущее. В 1829 году Август Бурнонвиль принял пост главного балетмейстера Датского королевского балета. Одновременно он исполнял обязанности первого танцовщика и давал уроки. Ставить начал с ходу, проявив неожиданную профессиональную хватку.
Всего девятнадцать дней понадобилось новому руководителю, чтобы состряпать свой первый балет. Труппа была запущенной и слабой. Приходилось много сил тратить на то, чтобы поднять исполнительскую культуру артистов, занятых больше домашним благополучием, чем сценой. Постепенно Августу Бурнонвилю удалось ситуацию переломить. В итоге за несколько лет датская труппа приблизилась по исполнительскому уровню к лучшим европейским театрам. Артистическую карьеру Бурнонвиль-младший оставил в сорок три года. Выполнил данное себе в юности обещание: не повторить ошибку отца, затянувшего расставание со сценой. Тот купался в лучах былого признания, рассчитывал на неотразимость и шарм, но шесть десятилетий прожитой жизни неизбежно на его танцах сказывались. Август продолжал балетмейстерскую и педагогическую деятельность до 1877 года, оставив ее за два года до смерти. Почти полвека он возглавлял датский балет и по праву считается создателем национальной школы и стиля.
Тут рационально соединились достижения французской и итальянской школ. Результат обрел сочно выраженную национальную окраску. Сказалось влияние всей датской культуры того времени, переживавшей пору расцвета. Бурнонвиль хорошо знал датскую поэзию и литературу, охотно черпал оттуда сюжеты; высоко ценил достижения национального изобразительного искусства и музыки. По сути, он сыграл для датского балета ту же роль, что Ма-риус Петипа — для балета русского. К моменту работы над «Сильфидой» Бурнонвиль имел изрядный постановочный опыт. Целеустремленность, добросовестность усилий привели к результату: в 1835 году состоялась премьера его балета «Вальдемар», признанного значительной удачей хореографа. Эпизоды датской истории вдохновили постановщика. Основой либретто стали национальная поэзия и проза. Бурнонвиль сочинил более пятидесяти балетов.
Некоторые из них долго сохранялись в репертуаре датских и шведских театров, составляя ядро национального классического наследия. Среди его многочисленных талантливых учеников выделяются Люсиль Гран и Христиан Иогансон. Последний много сделал для упрочения славы русского балета. Христиан Петрович Иогансон оказался великолепным педагогом; у него учились Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина и другие крупнейшие балерины. Люсиль Гран 1819-1907 Встреча Люсиль Гран и Августа Бурнонвиля произошла в 1829 году, когда вернувшемуся из затянувшихся зарубежных «университетов» танцовщику вручили школу и труппу. Хорошенькая девочка, смышленая, схватывавшая всё на лету, привлекла внимание новоявленного руководителя. Он выделил ее из остальных, взял под опеку. И в течение семи лет скрупулезно и заинтересованно курировал ее восхождение к вершинам танца. Он не был в том бескорыстен: труппе нужна была первоклассная балерина. Люсиль Гран родилась 30 июня 1819 года в Копенгагене в семье, имевшей определенный достаток.
Отец, офицер, служил в таможне. Жалованье позволило ему нанять для дочери учительницу танцев. Занятия поначалу шли дома. Девочка проявляла изрядное усердие, новым увлечением была поглощена. В итоге решили отдать ее в балетную школу. Это стало уступкой отца любимице. Балетом занимались в основном дети простолюдинов; с таким соседством пришлось мириться. Бурнонвиль воспитывал понятливую способную ученицу в правилах новейшего романтического балета, явленного талантом Марии Тальони. Париж по-прежнему влек его как балетная столица мира. Тут стоило выверять свой вкус и ориентиры в танце, чтобы не стать старомодным, идти в ногу с быстро развивавшейся исполнительской техникой.
Август испросил королевскую субсидию на парижскую поездку, взял с собой, кроме жены, и пятнадцатилетнюю ученицу. Тогда-то и произошло знаменательное знакомство провинциалов со столичной «Сильфидой». Судя по позднейшим воспоминаниям, Люсиль осталась поездкой не удовлетворена. Еще бы! Она мечтала заниматься в Grand Opera вместе со знаменитостями, иметь дебют на этой сцене, а приходилось довольствоваться поднадоевшим педантизмом уроков у своего постоянного учителя. Интересы педагога и ученицы не совпадали: один растил датскую знаменитость, другая мечтала стать знаменитостью мировой. Конфликт зрел, чтобы в будущем взорвать этот союз. А пока Люсиль Гран, вернувшись домой, получала одну ведущую роль за другой. Значительной победой стало выступление в «Вальдемаре» в роли Астрид. Потом — оглушительный успех в «Сильфиде».
Заговорили о рождении нового крупного дарования. Дарование же тяготилось неусыпной опекой благодетеля, искало повода для ссоры. Ее влек Париж. Она вырвалась туда в 1837 году; через год вояж повторился. Успех поначалу был умеренным. Но приглашение занять место первой танцовщицы в Grand Opera она все же получила. Воспользовалась им не сразу — тянула, сопоставляла выгоды и утраты. Дома ее уже признали национальной гордостью. Знаменитый датский скульптор Бертель Торвальдсен готов был лепить ее. Всемирно известный сказочник Христиан Андерсен посвятил ей стихи.
Офицеры устраивали шумные дебоши, поддерживая любимицу в борьбе с наставником. Умеряло охоту к перемене мест опасное соперничество. Состязаться с ними начинающей провинциалке было непросто. Там наконец-то обстоятельства стали складываться в ее пользу: Тальони отбыла в очередной раз в Петербург, Эльслер нравилось покорять Лондон. Пришло время брать парижского зрителя штурмом. Люсиль Гран заменила заболевшую Эльслер в «Сильфиде» 6 ноября 1839 года. Тут-то и обнаружились достоинства ее особого стиля, восходившего к опыту Тальони, но не повторявшего оригинал целиком. То были достоинства, принадлежавшие не ей одной. Ваятелем их был Бурнонвиль. И все же Гран повторяла тут чужой репертуар, не получив в Grand Opera ни одной настоящей премьеры сочиненного специально для нее спектакля.
Не потому ли привкус вторичности сопровождает эту танцовщицу в нашем восприятии и поныне? Соперницы, исключая Эльслер, собрались в «Па де катре», сочиненном Ж. Перро для лондонского представления в 1845 году. Чтобы потом в полном блеске выявить особенности своего таланта в эффектной вариации. Сценическое действие. Находки и открытия Рождение техники классического танца в современном понимании принято связывать как раз с романтическим балетом 1830-1840-х годов. Один из аргументов тут — танец на пальцах, изобретение которого обычно приписывают Марии Тальони. И действительно, благодаря прежде всего ее Сильфиде такой танец стал непременной принадлежностью искусства балета. Но ведь в народной культуре прием танца на пальцах применялся и раньше. Достаточно вспомнить известные всем пляски кавказцев: там издавна гарцеванием на подогнутых пальцах бравировали мужчины.
Историки называют и другие, более ранние случаи подъема на кончики пальцев, чтобы передать переполняющее душу чувство. Некоторые эрудиты отсылают даже к античности, полагая, что подобное, похоже, встречалось и там. И, тем не менее, приоритет Марии Тальони несомненен, а спор о хронологическом первенстве ни при чем. Открытием великой танцовщицы и ее отца, хореографа Филиппа Тальони, стал фантастический образ летучей, изменчивой, ускользающей мечты. Танцевальный прием безусильного отрыва от земли, устремления в воздух обрел метафорический смысл. Техника танца помогла воплотить поэтическое начало: полетность стала метафорой возвышенного, выразила особый строй души, противостоящей натиску заземленного, обыденного. Героиня «Сильфиды» появлялась в спектакле как плод поэтического воображения Джеймса. Тот дремал в кресле; шаловливая посланница иных миров, далеких от душной замкнутости отлаженного благополучия, вовлекала юношу в свои игры. Незнакомка замирала на мгновение, застыв в летящей позе арабеска на пальцах, но статика тут же взрывалась озорным танцем. Детская беззаботность соседствовала с минутной печалью.
Тень грусти вскоре растворялась в ребячестве и озорстве. Эмоциональные состояния менялись, словно колыхались блики света, образуя мерцание причудливых красок. Сияние теплых и холодных тонов завораживало, манило непредсказуемостью, обещало неведомое.
Сильфида призывает своих подруг и сестер. Они танцуют для молодого человека. По всему лесу Эффи с друзьями ищут Джеймса. Гурн находит его, но Мэдж требует молчания. Гурн предлагает Эффи свою руку и сердце навеки.
Эффи принимает предложение. Все уходят из леса, чтобы отпраздновать свадьбу Гурна и Эффи. Меж подруг Джеймс ищет Сильфиду. Коварная Мэдж вручает ему шарф. Он притягивает Сильфиду к Джеймсу. Его юноша набрасывает на плечи девы и целует ее. Вмиг ее крылышки опадают, и она умирает. Мечта разрушена.
Мэдж указывает Джеймсу на свадебный кортеж. Он в отчаянии, что погнался за недостижимой мечтой и потерял земное счастье. Сюжет Эффи и друзья её жениха отправились на поиски Джеймса, но так и не смогли его найти. С ними и старуха Мэдж. Гурн делает предложение Эффи, колдунья уговаривает девушку его принять. Невеста Джеймса становится невестой Гурна, и все покидают лес, чтобы сыграть свадьбу. Мэдж находит Джеймса и дарит ему волшебный шарф, говоря, что с его помощью он сможет поймать Сильфиду. Молодой человек принимает подарок и, когда появляется его дева воздуха, накидывает его ей на плечи.
Сильфида действительно не в силах противиться чарам шарфа, она позволяет Джеймсу поцеловать себя. Он заключает девушку в объятия и целует. Сильфида умирает. Для духа воздуха его ласки смертельны. Джеймс в отчаяньи. Вдалеке он видит свадебную процессию и сожалеет о том, что оставил невесту. К нему приходит осознание, что, гоняясь за тем, что недостижимо, он потерял то, что имел. История создания Премьера спектакля состоялась на сцене Гранд Опера в Париже в 1832 году.