Отец Аполлинарии, Прокофий Суслов, начал жизнь крепостным крестьянином графов Шереметевых, а затем выбился в купцы и фабриканты. Polina Suslova (1840–1918) wikidata:Q4446736 s:ru:Аполлинария Прокофьевна Суслова q:it:Apollinarija Suslova. В начале декабря 1865 года в Иваново приехала Аполлинария Суслова. Читать книгу «Аполлинария Суслова» онлайн или скачать бесплатно в формате fb2.
Роковая любовь Достоевского: кем была Аполлинария Суслова — прототип многих героинь писателя
Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...: lovers_of_art — LiveJournal | Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной». |
Демон Достоевского Аполлинария Суслова/Егор Яковлев - YouTube | Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале. |
Аполлинария Суслова - все книги по циклам и сериям | Книги по порядку | Аполлинария же вышла замуж за критика и публициста Василия Розанова, который оказался младше Сусловой на 16 лет. |
Роковая страдалица Аполлинария Суслова - Молодежный журнал ИЛИ | Аполлинария же вышла замуж за критика и публициста Василия Розанова, который оказался младше Сусловой на 16 лет. |
Аудиокнига - Аполлинария и Надежда Сусловы. Любовные страсти или служение своему делу? | В фильме "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского" с чудесной Симоновой (стенографистка, да) мелькнула пару раз Аполлинария Суслова. |
Больше, чем «бывшая Достоевского и Розанова»: кем была Аполлинария Суслова
Главная героиня этой довольно неумелой и скорее слабой, чем талантливой повести - непонятая и одинокая, но развитая и глубоко чувствующая молодая женщина, живущая в разладе с окружающей средой. Спасаясь от гнета вздорной матери, она выходит замуж без любви за недостойного ее человека, потом порывает с мужем, едет в провинцию зарабатывать грошовыми уроками и вскоре умирает от чахотки. Многое в героине, кроме раннего брака и ранней смерти, напоминает Суслову - уходы в никуда, разрывы с близкими людьми. Начинающую писательницу очень волновали женская эмансипация и судьба женщины, которая решила остаться верной себе и не «подстраиваться» под пошлую окружающую среду. Она даже как будто предугадала «формулы своих разрывов» - «не женщина, а упрямый черт; с ней нельзя не ссориться; но трудно с ней расстаться тому, кто ее любит». Женщина, «с которой нельзя не ссориться, но трудно расстаться», обладала в молодости интересной внешностью.
Воспоминания современников рассказывали о больших серо-голубых глазах, правильных чертах лица, пышных волосах и гордо закинутой голове. Очарованием красоты и молодости, а ещё сложностью натуры и максимализмом запросов она очень привлекала Достоевского. И отвыкал он от неё мучительно, хотя в отношениях с ней страдал и бесился от ревности, обижался на равнодушие к своим бедам, бездушные требования развестись с умирающей женой, а в последние месяцы их отношений чувствовал себя задетым постоянным противоречием себе почти во всем. После того, как жена его умерла, он, как порядочный человек, и сохраняя в себе что-то от прежней страстной любви, не один раз предлагал Аполлинарии выйти за него замуж. Но она упорно отказывала, записывая в дневнике, что он этим ее только злит «Сегодня был Федор Михайлович, — писала она в дневнике, — и мы всё спорили и противоречили друг другу».
Достоевский времен отношений с Аполлинарией Ф. Достоевский времен отношений с Аполлинарией Спустя 15 лет история повторится с известным в будущем русским философом и мыслителем Розановым, горячим поклонником Достоевского, посвятившим ему многие свои работы. Он был младше Сусловой двадцатью годами, влюбился в неё будучи ещё гимназистом, и, получив специальное разрешение, женился в 20 лет на 40-летней Аполлинарии. Страсть его очень подогревало то, что она когда-то была возлюбленной Достоевского, его да и многих из молодёжи того времени кумира. Много позже Розанов оставил такое пристрастное и очень уязвленное воспоминание об их первой встрече -"С Суслихой я первый раз встретился в доме моей ученицы А.
На Катьку Медичи она в самом деле была похожа". Суслова решительно отказывалась играть роль «доброй мамочки». Однажды она набросилась едва ли не в кулаками на улице на Розанова и его коллегу по гимназии, учительницу, которую он провожал. При этом, по воспоминаниям того же Розанова и его знакомых, позволяла себе делать недвусмысленные авансы молодым приятелем своего мужа. По слухам даже, с одним из них Гольдовским она то ли уехала, бросив в очередной раз мужа, то ли , когда ее чувства были отвергнуты, написала на него донос в полицию.
В 1886 году она окончательно покинула Розанова, заявив, что устала от его измен, лжи и разочарована в его «половом мистицизме», прикрывавшем по мнению жены всего лишь сладострастие. Василий Розанов в молодости Василий Розанов в молодости Розанов тоже не остался в долгу тем более, что развода и спокойной жизни с другой женщиной, которую он встретил, она ему не давала очень долго и писал ей письма полные отчаяния и злобы: «...
Тут есть всегда один уголок, который всегда всему свету остается неизвестным и который известен только им двум». И уж совершенно невозможно комментировать ещё одно свидетельство из того же письма: «Её любимый тип в литературе и мифах — Медея, когда она из-за измены Язона убивает детей»… — Обстоятельства, при которых познакомились Суслова и Достоевский, неизвестны?
Принята версия Любови Достоевской, которая в своей книге об отце, называя Суслову Полиной N, сообщает в главе «Любовное приключение»: «Она крутилась около моего отца, делала ему авансы любовные. Тогда она написала ему письмо — признание в любви. Это письмо сохранилось в бумагах моего отца; оно написано просто, наивно и поэтично. Можно подумать, что слышишь робкую юную девушку, ослеплённую гением великого писателя.
Достоевский был взволнован и тронут письмом Полины. Это признание в любви пришло в такой момент, когда он больше всего в этом нуждался. Предательство жены терзало ему сердце… И вдруг девушка, юная и цветущая, дарит ему своё сердце!.. Достоевский на лету подхватил этот подарок судьбы».
В книге дочери писателя много недостоверного. О существовании подобного письма Сусловой, с которого начались их отношения с Достоевским, исследователям ничего не известно. Слова об измене первой жены писателя, Марии Дмитриевны, — чистый вымысел. Сомнительно также, чтобы Достоевский рассказывал об обстоятельствах знакомства с Аполлинарией своей второй жене с ревностью относившейся к прежним связям мужа с женщинами , от которой об этом могла бы услышать и дочь Люба.
Но другой версии у биографов писателя нет. Аполлинария Суслова, 1890 год. Фото: wikimedia. Литературовед Аркадий Долинин в 1920-е годы объяснял публикацию этого посредственного, по его оценке, произведения в журнале братьев Достоевских тем, что Фёдор Михайлович уже сблизился к этому времени с Аполлинарией.
Возможно, это произошло и раньше. В другой повести Сусловой, «Чужие и свой», опубликованной лишь посмертно, в XX веке, где образ героини по имени Анна имеет автобиографический характер, а Достоевский явился прототипом влюблённого в неё героя — Лосницкого, Анне 22 года и упоминается, что их связь длится уже год. Сусловой исполнилось 22 года в январе 1861 года. Значит, можно было бы заключить, что они познакомились с Достоевским в конце 1860-го, вскоре после его возвращения из Сибири.
Но, увы, художественное произведение — не биографический документ. Ещё с первой половины 1920-х годов, когда начали появляться первые исследования на тему «Достоевский и Суслова», укрепилось мнение, что её дебютная повесть «Покуда» — самое слабое её произведение. Я не разделяю этого мнения: повесть «Чужие и свой», имеющая тот интерес, что в ней отразились их отношения с Достоевским, в силу чего её особенно часто перепечатывают, мне представляется гораздо более слабой. Оригинальная черта повести «Покуда» состоит в том, что повествование ней ведёт герой-мужчина и это заставляет вспомнить незавершенный роман Достоевского «Неточка Незванова», написанный от лица женщины.
Начальный абзац: «Как странно создан человек! Говорят — существо свободное… какой вздор!
Полине были несвойственны дамские хитрости, а потому она положила на алтарь романтических чувств свою репутацию. Однако он не хотел бросать больную чахоткой жену. Позднее Полина говорила, что разлюбила писателя как раз по той причине, что он не смог принести их любви жертву, по величине сопоставимую с той, что принесла она. Несмотря на душевные терзания Сусловой, точка в ее романе с Достоевским еще не стояла. Они собирались ехать вместе в Италию , однако дела вынудили Федора Михайловича задержаться.
Полина решила ехать одна в Париж. И хотя писатель собирался к ней присоединиться, ее самостоятельное путешествие напоминало бегство. Во Франции Суслова познакомилась с молодым испанцем Сальвадором, чья деятельность была связана с медициной. Девушку пленил этот мужчина, пусть и не одаренный творчески, но простой в общении. Она бросилась в чувства как в омут с головой. Новые отношения Полины продлились недолго: всего несколько месяцев. Сальвадор очень быстро охладел к девушке, в то время как она хваталась за их союз как за спасительную соломинку.
Ей приходилось унижаться в надежде сохранить любовь. Суслова пыталась прельстить Сальвадора деньгами отца, писала ему сентиментальные или грубые письма, а также выслеживала его на улице. Однако мужчина был непреклонен. Наигравшись с девушкой, он ушел, оставив в ее сердце неизгладимый след. Порой она просыпалась среди ночи и начинала плакать. Она испытывала также жгучее чувство стыда перед Федором Михайловичем. Приближалась дата их встречи, и Суслова хотела избежать ее.
Девушка поспешила написать Достоевскому письмо с укором: «Ты едешь немножко поздно... Все изменилось в несколько дней». В то же время она описывала его в дневнике как великодушного и благородного человека, с которым ей грустно прощаться. Однако Федор Михайлович не успел получить то письмо: он уже был на пути к Сусловой.
Первая биография А. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных источников. Особый интерес представляют архивные материалы, многие из которых публикуются впервые. Читать дальше….
«Инфернальница» Аполлинария Суслова
На иждивении у писателя были жена, больная чахоткой, и её сыновья. Усложняла ситуацию куча долгов. На фоне этих житейских трудностей связь с юной красоткой рисовалась в воображении праздником. Однако все оказалось не так романтично. Аполлинария писала в своих дневниках о том, что она отдалась Достоевскому «любя, не спрашивая ничего, ни на что не рассчитывая». Но о бескорыстии в ее отношениях с писателем не шло и речи. Начало романа было традиционным — нежные письма друг другу, тайные встречи.
Вскоре Суслова озвучила свой первый каприз — она настояла на том, чтобы писатель опубликовал ее повесть «Покуда» в журнале «Время», который Достоевский выпускал вместе с братом. Произведение Аполлинарии оказалось так себе, но Федору Михайловичу было проще согласиться издать его, чем объяснять Сусловой недостатки повести. Освоившись в роли любовницы, Полина решила — пора повышать свой статус. Она начала требовать, чтобы Достоевский развелся с женой и женился на ней. Бросать тяжелобольную супругу писатель не хотел. Его отказ вызвал у Аполлинарии гнев.
После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес.
Ведь ему уже было 40 лет, а ей - 21, почти двадцать лет разница! Почему Достоевский пошёл на измену жене, Марии Дмитриевне, которую, казалось, любил всем сердцем? Существует мнение некоторых биографов, что Мария Дмитриевна оказалась сама женой неверной.
Аполлинария Суслова помогла скрасить его жизнь - жизнь обманутого мужа. Суслова хотела, чтобы Фёдор Михайлович оставил жену и был с ней, только с ней! Как знать, может быть, Достоевский и решился бы на это, но Мария Дмитриевна тяжело заболела. Дни её были сочтены.
Она вошла в историю не только и не столько как писательница, автор небольших рассказов, но в первую очередь как возлюбленная и муза Федора Достоевского.
К славе — тайно завистлива. Ума — среднего, скорее даже небольшого.
Злой гений Достоевского и Розанова
Аудиокнига - Аполлинария и Надежда Сусловы. Любовные страсти или служение своему делу? | Аполлинария Суслова в воспоминаниях дочери Достоевского. |
Роковая женщина в жизни Достоевского | Пикабу | Аполлинария Суслова вошла в историю как роковая женщина, издевавшаяся над Достоевским и Розановым. |
СУСЛОВА Апполинария, фото, биография | Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале. |
Страсти по Достоевскому: как нижегородка разбила сердце знаменитого писателя | Аполлинария Суслова была ярой феминисткой, а также эгоцентристкой, которая до 23 лет не знала любви (в то время женщины познавали любовь многим раньше и это было нормально). |
Апполинария Прокофьевна Суслова - биография, фото, личная жизнь, Достоевский - Biography Life | Аполлинария Суслова. – 75 просмотров, продолжительность: 25:44 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Александра Кашицына в социальной сети Мой Мир. |
Неистовая и одинокая
Насколько я понимаю, это была Апполинария Суслова – роковая муза Достоевского и Розанова. Аполлинария (Полина) Прокофьевна Суслова (1839-1917/18)Русская писательница Аполлинария (Полина) Суслова родилась в 1840 году в селе Панино Горбатовского уезда. Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф.М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. Всего страниц: 151. В 1861 году Аполлинария Суслова впервые услышала Достоевского. Роковая муза Достоевского и Розанова Аполлинария Суслова | Фото: и Есть женщины, которые вдохновляют людей творчества на создание новых произведений.
«Иваново с Перцем»: Любовница Достоевского Аполлинария Суслова
Впервые Аполлинария Суслова вышла замуж в возрасте сорока двух лет. она принесла в журнал, который Достоевский издавал вместе с братом Михаилом. Анна Достоевская в Ялте, Аполлинария Суслова (по мужу Розанова) в Севастополе. Подпишитесь на Первый Севастопольский в ях. Образовательный проект к 200-летию великого русского писателя, основанный на письмах его жены Анны Григорьевны и его возлюбленной Аполлинарии Сусловой. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.
Аполлинария Суслова чудо как хороша
У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук. Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марии Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года. Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так. Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя. На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту.
Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены.
Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора.
Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я.
Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить! Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская.
В самом деле, речь не о писательнице или переводчице — даже рядом с такими малоизвестными «авторками»-современницами, как Евгения Тур, Марко Вовчок или графиня Салиас, она едва приметна со своими трагическими, но неоригинальными сочинениями «Чужие и свои» и «До свадьбы». Участие ее в народовольческом движении или обществах нигилистов не предполагает сколько-нибудь видного места. Карьера «пионерки» в качестве сельской учительницы не задалась из-за сомнительного политического прошлого.
Значит, всё, что остается для серьезных исследователей, — годы, проведенные в браке с В. Но насколько справедлива такая картина? Как раз об этом предлагает нам подумать историк и спецфиалист по Достоевскому Л. Сараскина: «Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь. По всем внешним критериям ее одинокое, неприкаянное, бездетное существование, лишенное цели и деятельности, предрекало забвение: такая жизнь, как правило, не оставляет следа. Что-то очень значительное было в самом складе ее человеческой личности: с ней было трудно жить, но ее было невозможно забыть».
О героине книги мы имеем устоявшееся негативное представление «Настасья Филипповна» , несмотря на тот факт, что не существует ни одной полной ее биографии, а поздние годы жизни и вовсе восстанавливаются с трудом. Зато в широком доступе фрагментарные, пристрастные воспоминания определенного характера — записи дочери Достоевского, его последней супруги А. Сниткиной, Розанова. Мы сталкиваемся с печальным явлением, когда имеем мало подлинных сведений о детстве и юности, о формировании личности человека, но сверх всякой меры окружены домыслами и полуправдами. Исследовательница исправляет такое совсем не справедливое положение вещей, представив нам «документально подкрепленную» фигуру Сусловой как другого человека: не злодея, а жертву, не коварную интриганку, а запутавшуюся женщину, не полубезумную особу, одержимую непомерным тщеславием, а начинающую писательницу, ищущую свой путь в литературе и жизни. Трудная задача Л.
Сараскиной по «реабилитации» Сусловой осложняется еще и тем, что в качестве ее «оппонентов» выступают не просто современники героини, а крупные писатели и известные лица, в то время как документы «защиты» порой принадлежат перу неталантливых и «исторически случайных» людей. Казалось бы, на пути Л. Сараскиной к объективному образу своей героини немало препятствий. Сведений о детстве и юности Аполлинарии почти нет они восстанавливаются по дневникам ее сестры Надежды. Ее молодость реконструируется по мемуарам и критическим статьям о Достоевском, до обидного несправедливым по отношению к девушке.
Аполлинария Суслова была ярой феминисткой, а также эгоцентристкой, которая до 23 лет не знала любви в то время женщины познавали любовь многим раньше и это было нормально. А выбрала она после не какого-нибудь мужчину, а писателя и творческого человека — Федора Михайловича Достоевского. Дочь писателя впоследствии описывала Суслову, как непреложную студентку университета, которая даже не думала заниматься экзаменами.
Тем не менее, она всегда посещала лекции и флиртовала со студентами, а иногда и ходила к ним домой, мешая работать и подстрекая на ступеньках. Вокруг Достоевского она вертелась особенно тщательно и всячески угождала ему.
Этим она разительно отличалась от своей младшей сестры Надежды, которая блестяще закончила Цюрихский Университет и стала первой женщиной врачом в России именно с не долго переписывался Достоевский и жаловался на Аполлинарию. Примкнуть к радикально настроенным эмигрантским кругам ей тоже не удалось, хотя они завязала знакомство с гражданской женой Герцена. Спустя несколько лет она возвращается из Парижа в Петербург, так как дела ее отца сильно пошатнулись. Она как будто и не возражала против этого, ей казалось, что в Европе ее засасывала тина пошлости. Окончательно порвав с Достоевским, предложившим ей замужество, несмотря на разорение журнала и кабалу долгов, она покинула и Петербург и уехала к брату и отцу в захолустье. Там она попыталась осуществить старые планы и открыть школу для крестьянских детей. Долго сдавала экзамен на звание учительницы и все таки смогла начать школу. Но так как и она и ее брат были под надзором у полиции в основном из-за связей Сусловой с радикально настроенными эмигрантами в Париже , школу закрыли через два месяца по приказу из столицы.
В полицейских докладах говорилось, что Суслова ходит с коротко стрижеными волосами, в синих очках и не посещает церковь. Больше школ она не открывала. Прозу она тоже, кажется, больше не писала, но перевела книгу о жизни Франклина. Перевод был хорош, по мнению знатоков, но продолжения не последовало. В 1872 году, уже после 30, появилась на первых в России курсах для женщин - многим запомнилась на курсах Герье одетая в темное, с сосредоточенным и загадочным видом. Но до конца курсов она тоже не доучилась и бросила их, как и многое в своей жизни. После скандального брака с Розановым некоторое время жила у отца, и он тоже жаловался на ее тяжелый характер. Последнее десятилетие жизни она жила в собственном доме в Севастополе, который содержала в слишком большой чистоте и порядке. А перевалив за 70-летний рубеж, преподнесла окружающим большой сюрприз. Бывшая нигилистка и подруга революционных эмигрантов примкнула к реакционной и черносотенной организации Союз русского народа, и даже стала председательницей ее местного отделения.
Впрочем, и те выдающиеся представители культурной жизни России, с которыми она была связана такими странными и страстными узами - тоже "уходили" в реакцию. Достоевский - всегда колеблясь. А Розанов - так и вполне основательно, ибо тяготел к монархизму и антисемитизму. О Достоевском его бывшая муза отзывалась неохотно и холодно. Но вот загадка - дни свои она закончила в тот же самый год и на том же самом Крымском побережье, охваченном Революцией, что и вторая жена Достоевского.
Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой
Аполлинария Суслова. Достоевский без глянца | Аполлинария (Полина) Прокофьевна Суслова (1839-1917/18)Русская писательница Аполлинария (Полина) Суслова родилась в 1840 году в селе Панино Горбатовского уезда. |
Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова. | Аполлинария Суслова дважды уходила от Василия Розанова, он все ей прощал и просил вернуться обратно. |
Аполлинария Суслова — Молодая Гвардия | Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя. |
Злой гений Достоевского и Розанова
Также Орловская область была отмечена сертификатами за участие во Всероссийских конкурсах «Вместе на карте возможностей», «Возможности без границ», «Гимн движения».
Достоевский времен отношений с Аполлинарией Ф. Достоевский времен отношений с Аполлинарией Спустя 15 лет история повторится с известным в будущем русским философом и мыслителем Розановым, горячим поклонником Достоевского, посвятившим ему многие свои работы. Он был младше Сусловой двадцатью годами, влюбился в неё будучи ещё гимназистом, и, получив специальное разрешение, женился в 20 лет на 40-летней Аполлинарии. Страсть его очень подогревало то, что она когда-то была возлюбленной Достоевского, его да и многих из молодёжи того времени кумира. Много позже Розанов оставил такое пристрастное и очень уязвленное воспоминание об их первой встрече -"С Суслихой я первый раз встретился в доме моей ученицы А. На Катьку Медичи она в самом деле была похожа". Суслова решительно отказывалась играть роль «доброй мамочки». Однажды она набросилась едва ли не в кулаками на улице на Розанова и его коллегу по гимназии, учительницу, которую он провожал.
При этом, по воспоминаниям того же Розанова и его знакомых, позволяла себе делать недвусмысленные авансы молодым приятелем своего мужа. По слухам даже, с одним из них Гольдовским она то ли уехала, бросив в очередной раз мужа, то ли , когда ее чувства были отвергнуты, написала на него донос в полицию. В 1886 году она окончательно покинула Розанова, заявив, что устала от его измен, лжи и разочарована в его «половом мистицизме», прикрывавшем по мнению жены всего лишь сладострастие. Василий Розанов в молодости Василий Розанов в молодости Розанов тоже не остался в долгу тем более, что развода и спокойной жизни с другой женщиной, которую он встретил, она ему не давала очень долго и писал ей письма полные отчаяния и злобы: «... Вы меня позорили ругательством и унижениями, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом. Низкая Вы женщина, пустая и малодушная, оглянитесь на свою прошлую жизнь, посмотрите на свой характер и поймите хоть что-нибудь в этом... А в письмах к друзьям называл ее Суслихой и писал: «Меня они никогда не любила и всемерно презирала, до отвращения; и только принимала от меня «ласки». Без «ласк» она не могла жить. К деньгам была равнодушна.
К славе - тайно завистлива. Ума среднего, скорее даже небольшого. Но стиль, стиль... Если бы Аполлинария Розанова действительно захотела в тот момент оглянуться на свою прошлую жизнь что представляется очень маловероятным , что бы она увидела? Не говоря уже о том, чтобы что-то "понять" и почувствовать себя виноватой, что было ей вообще не очень свойственно. Бывший любовник ее Федор Михайлович Достоевский именно что и раздражал ее своей привычкой вечно сомневаться, сознаваться, каяться в том, что совершил в приступе страсти; она считала это чем-то вроде слабости, а иногда притворства.
Аполлинария Суслова была ярой феминисткой, а также эгоцентристкой, которая до 23 лет не знала любви в то время женщины познавали любовь многим раньше и это было нормально. А выбрала она после не какого-нибудь мужчину, а писателя и творческого человека — Федора Михайловича Достоевского. Дочь писателя впоследствии описывала Суслову, как непреложную студентку университета, которая даже не думала заниматься экзаменами. Тем не менее, она всегда посещала лекции и флиртовала со студентами, а иногда и ходила к ним домой, мешая работать и подстрекая на ступеньках. Вокруг Достоевского она вертелась особенно тщательно и всячески угождала ему.
Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдет счастья», — сокрушался он. Портрет писателя Ф. Фрагмент Фото: tretyakovgalleryshop. В 30 лет она вдруг решила кардинально изменить свою жизнь и отправилась трудиться рядовой учительницей в глухое село под Тамбовом, где жили ее родители. Однако там она вскоре заскучала и опять отправилась на поиски приключений. Ее новой «жертвой» стал 20-летний студент историко-филологического факультета Василий Розанов. Спустя 4 года они поженились. Сусловой на тот момент был 41 год. Василий Розанов в молодые годы Фото: bearloka. Он писал ей письма, полные отчаяния и бессильной злобы: «…Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом. Низкая Вы женщина, пустая и малодушная… оглянитесь на свою прошлую жизнь, посмотрите на свой характер и поймите хоть что-нибудь в этом… Плакать Вам над собой нужно, а Вы еще имеете торжествующий вид. Жалкая вы, и ненавижу я Вас за муку свою». А в письмах друзьям Розанов признавался: «Меня она никогда не любила и всемерно презирала, до отвращения; и только принимала от меня «ласки». Без «ласк» она не могла жить.
Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...
Любовные страсти или служение своему делу? Нажмите на кнопку "полная версия" справа от обложки аудиокниги на версии сайта для ПК или под обложкой на мобюильной версии сайта Полная версия аудиокниги Купите книгу на литресе по кнопке со скриншота Если книга "Аполлинария и Надежда Сусловы. В правом верхнем углу сайта нажмите «Мои книги» и перейдите в подраздел «Мои». Нажмите на обложку аудиокниги -"Аполлинария и Надежда Сусловы.
Сусловой на тот момент был 41 год. Василий Розанов в молодые годы Фото: bearloka. Он писал ей письма, полные отчаяния и бессильной злобы: «…Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом. Низкая Вы женщина, пустая и малодушная… оглянитесь на свою прошлую жизнь, посмотрите на свой характер и поймите хоть что-нибудь в этом… Плакать Вам над собой нужно, а Вы еще имеете торжествующий вид.
Жалкая вы, и ненавижу я Вас за муку свою». А в письмах друзьям Розанов признавался: «Меня она никогда не любила и всемерно презирала, до отвращения; и только принимала от меня «ласки». Без «ласк» она не могла жить. К деньгам была равнодушна. К славе — тайно завистлива. Ума — среднего, скорее даже небольшого. Но стиль, стиль…».
Писатель и философ Василий Розанов Фото: lomonosov. Помимо того, Суслова стала прототипом нескольких героинь Достоевского — например, Настасьи Филипповны из «Идиота» и Полины из «Игрока». Последние годы она занималась общественной деятельностью и всю свою энергию направила на руководство «Союзом русского народа» в Севастополе.
Но очень скоро влюблённые начали открывать и тёмные стороны друг друга.
Суслова признавалась: именно Достоевский, будучи настоящим «сладострастником», разбудил в ней чувственность. К этой страсти со временем примешалась чудовищная ревность ко всему её кругу общения. В минуты скандалов «Сияющий», как называла его Аполлинария, выглядел просто отталкивающе: кричал, переходил на визг, потом падал на колени, плакал, извинялся. Впрочем, нервы сдавали и у неё.
Всегда считавшая себя выше брачных предрассудков, Суслова вдруг начала требовать, чтобы Достоевский бросил «эту чахоточную». Объяснения, что он не может оставить больную женщину, её не устраивали. В конце концов Аполлинария собрала вещи и уехала в Париж — успокоиться, поизучать языки, историю. Но попытка расстаться с «мучителем» оказалась неудачной: вскоре Достоевский примчался в Париж, и страсти закипели снова.
Униженные и оскорблённые На этот раз она мучила его совершенно сознательно. Апполинария с порога объявила Фёдору Михайловичу, что влюблена в местного врача Сальвадора. Достоевский плакал, когда узнал, что его возвышенная возлюбленная опустилась до страсти к «красивому зверю», а она упивалась своим «падением». Все эти русские страсти очень скоро надоели французу, и он бросил Суслову.
А Достоевский повёз свою подругу залечивать душевные раны в Германию и Италию. Пообещав, что будет ей «только братом», он селился с Аполлинарией в разных номерах и подолгу сидел у неё вечерами. А она как будто нарочно распаляла его и потом выставляла за дверь. Достоевский снова плакал и искал утешения в игре, униженно занимая деньги у знакомых «на написание нового романа».
Справедливости ради, Суслова не раз помогала писателю материально. Но продолжала играть с его чувствами, то приближая, то отталкивая. В итоге они разругались окончательно, и Достоевский вернулся в Петербург. Позже он говорил, что тем самым спасся от неминуемого помешательства.
При этом Аполлинария Суслова оставила неизгладимый след в жизни и творчестве писателя. Страдалица и мучительница в одном лице — любимый женский типаж Фёдора Михайловича. Впрочем, придя в себя после этих отношений, он удачно женился на своей стенографистке Анне Сниткиной, которая стала ему и верной спутницей, и помощником, и другом.
Начало романа было традиционным — нежные письма друг другу, тайные встречи. Вскоре Суслова озвучила свой первый каприз — она настояла на том, чтобы писатель опубликовал ее повесть «Покуда» в журнале «Время», который Достоевский выпускал вместе с братом. Произведение Аполлинарии оказалось так себе, но Федору Михайловичу было проще согласиться издать его, чем объяснять Сусловой недостатки повести. Освоившись в роли любовницы, Полина решила — пора повышать свой статус. Она начала требовать, чтобы Достоевский развелся с женой и женился на ней. Бросать тяжелобольную супругу писатель не хотел. Его отказ вызвал у Аполлинарии гнев. Она сбежала в Париж и там нашла себе любовника-испанца, который вскоре бросил её. Связь Сусловой с Достоевским была похожа на сильно раскаченные качели, с которых в каждую секунду можно сорваться и разбиться насмерть. Аполлинария постоянно шантажировала его намерением покончить с собой, если он не выполнит ее условия. Она соблазняла писателя и не подпускала к себе, звала и прогоняла. Когда Федор Михайлович после смерти жены предложил Сусловой выйти за него замуж, она рассмеялась ему в лицо. Достоевский ревновал Аполлинарию, у него на глазах она флиртовала с другими.
Суслова Аполлинария Прокофьевна, возлюбленная Ф. М. Достоевского: биография, личная жизнь
Аполлинария Суслова — одно из сильнейших увлечений Достоевского в начале 1860-х. Достоевский, в большей или меньшей степени, «вспоминал» Аполлинарию Суслову при создании образов таких героинь-мучительниц, как Настасья Филипповна. Аполлинария Прокофьевна Суслова была тесно связана с Федором Михайловичем Достоевским и стала прототипом нескольких ключевых женских образов в его романах. Роковая женщина Аполлинария Суслова К ней применимы все эпитеты — яркая, незабываемая, талантливая, пустая, надменная, скандальная. В статье рассматривается история Апполинарии Сусловой, возлюбленной Достоевского и жены Розанова. Аполлинария (Полина) Прокофьевна Суслова (1839-1917/18)Русская писательница Аполлинария (Полина) Суслова родилась в 1840 году в селе Панино Горбатовского уезда.