Советский и российский актер и режиссер Юрий Соломин рассказал о конкуренции с младшим братом. Это Юрий Мефодьевич Соломин, Народный артист СССР, легендарный худрук Малого театра. Юрия Соломина же он предполагал снимать в роли белогвардейского офицера.
«Юрка, достань Витальку!»
- Содержание
- Острый на язык и человек страсти: Юрий Соломин в воспоминаниях друзей - 7Дней.ру
- Рост, вес, возраст. Сколько лет Юрию Соломину
- О грабеже средь бела дня.
- Умер Юрий Соломин: биография, личная жизнь, лучшие роли в кино и театре | 360°
- Содержание
Юрий Соломин признал «смертельную» ошибку
Директор Малого театра Тамара Михайлова подтвердила информацию о его госпитализации. В беседе с «Пятым каналом» она уточнила, что Соломин упал во дворе собственного дома. Он потерял сознание, когда садился в машину, чтобы отправиться в Малый театр на Ордынке. С каким диагнозом, я не знаю», — сказала она, добавив, что сейчас Соломин пришёл в сознание.
Предварительный диагноз Позднее стала известна предварительная причина плохого самочувствия артиста. По данным «112», Соломина госпитализировали с инсультом. Уточняется, что пока артист проходит ряд обследований, после которых врачи установят точный диагноз.
Это не единственная актерская династия, но точно самая обсуждаемая. Родственники вначале участвовали в одних и тех же проектах, а потом прекратили общение друг с другом. На фоне их ссоры появилась много слухов о причинах конфликта. Но каждый упорно хранил молчание, не рассказывая правду. Также Юрия и Виталий Соломины не разу не рассказывали, являются ли они братьями на самом деле.
Причем я ни разу не просил меня освободить, снимался в свободное от театра время. После «Адъютанта его превосходительства» на вас, наверное, обрушилась сумасшедшая слава? Понимаете, «Адъютанта» могло бы и не быть, если бы я не снялся в фильме «Сильные духом», где мне предложили сыграть одного гестаповского офицера, немецкого разведчика, как я для себя решил.
Пожалуй, это одна из моих лучших ролей. Я играл не фашиста, я играл разведчика. И режиссер Евгений Ташков, что называется, меня засек и предложил что-то похожее в «Адъютанте». А потом он предложил попробовать меня на главную роль. А я так удивился, спросил его, почему же я не подхожу на ту роль, которую он мне сначала предлагал. Мне, знаете, больше и не надо было. Он потом шесть раз пробовал меня на Кольцова, а «Мосфильм» не утверждал. Не знаю.
Это можно узнать, наверное, если поднять материалы художественного совета, потому что в них я до сих пор значусь как артист, не утвержденный на эту роль. Но Ташков сказал, что в противном случае картину снимать не будет. У вас после премьеры фильма была эйфория от успеха? Вот вы уже знаменитый актер, у вас просят автографы, вас обожают зрители, в Малый театр наверняка начали ходить на Соломина… Я вам расскажу хохму. В семьдесят первом году у нас были гастроли в Киеве и в Одессе, тогда как раз гремела эта картина. И вот, представьте себе, подходит состав к перрону, все знают, что в этом вагоне едут народные артисты. А мы, молодежь, ехали через три вагона, в купе. Прибывающий поезд встречал оркестр, и через все эти вагоны люди бежали именно к нашему.
Мне, если честно, было очень неудобно. Эйфории не было никакой. Я тогда жил в Бескудниково, ездил от «Новослободской» на автобусе. После спектакля мне надо было отстоять в очереди на автобус, потом ехать часа полтора. Дороги как таковой там не было, грязи по колено. Неужели вас не узнавали? Я всё время пытался спрятаться — мне было стыдно. Почему стыдно?
За родину стыдно… А потом, ощущения такие странные: стоишь в автобусе, а человек десять тебя узнают и смотрят на тебя. Ты уже не отдыхаешь, а продолжаешь работать — ну что делать: подмигивать, улыбаться, ругать советскую власть? Если бы я тогда ее начал ругать, мы бы с вами сейчас не беседовали. Юрий Мефодьевич, довольно редко так случается, что два брата становятся известными актерами. А Виталий пытался вам, как старшему брату, подражать? В Москву он поехал, возможно, и из-за меня, но он никогда никому не подражал. Он по характеру был не таким. Я тоже никому не подражал.
Наверное, дело в воспитании. Вы как-то помогали Виталию готовиться к поступлению? А как вы думаете? Между вами была творческая конкуренция? Это ведь всегда неплохой стимул. Конкуренции не было. Я ведь старше его почти на семь лет. Ему в декабре исполнилось бы семьдесят два, а мне семьдесят восемь будет.
Знаете как. Если я уже ухаживал за девочками, бегал на танцульки, то он еще, извините, в штаны писал. Так оно и продолжалось. Жена моя, Ольга Николаевна, водила его в училище на туры, переживала там вместе с ним. Но Пашенная… Смотрите, я ее опять вспоминаю. Пашенная в вашей судьбе прямо как ангел-хранитель. И вот Виталий вошел на конкурс, сел. Вера Николаевна была тогда председателем комиссии, а курс набирал Николай Анненков.
У Виталия спрашивают: «Фамилия? Пашенная улыбнулась: «Это какой еще Соломин? Из Читы? Ну не только так, он, конечно, что-то читал. Помню спектакль «Дядя Ваня» и дуэт братьев Соломиных. Еще мы играли вместе в «Украли консула! Потом мы играли вместе в «Любови Яровой». И «Дядя Ваня»...
Хороший был спектакль. Виталий был для вас сильным партнером? Он был хорошим партнером. А я — плохим, потому что не мог с ним играть, как не могу играть со своими бывшими студентами. Потому что я всё время смотрю на них и наблюдаю — мне всё время хочется что-то сказать, направить. Вы каждый день ездите в театр? А как же! И всё думаю, как же мне график сменить.
Это лишь малая часть театральных работ, где с блеском показал себя Ю. С особым уважением актёр относится к произведениям А. Чехова, в пьесах которого сыграл множество ролей. Много их было и в спектаклях по произведениям советских классиков. Юрий Мефодьевич замечательно проявил себя и в качестве режиссёра в таких театральных работах, как «Ревизор», Чайка», «Таинственный ящик», «Три сестры», «Власть тьмы», «Бесприданница». С 1980 года работает в театре и как режиссёр.
С 1961 года он также преподаёт в своём родном театральном училище, является профессором, проводит мастер-классы с иностранными студентами. С 1988 года является художественным руководителем Малого театра. Режиссёру Исидору Анненскому его рекомендовала Вера Пашенная. А всесоюзное признание актёру принесла роль Павла Кольцова в телевизионном фильме «Адъютант его превосходительства». Этот замечательный советский фильм для многих наших граждан оказался настоящим открытием, так как до его появления наш кинематограф не осмеливался именно таким образом показывать гражданскую войну - всю её трагичную многообразность, где правда была не только на стороне красных. Затем были другие фильмы, где Ю.
Соломин великолепно сыграл революционеров, офицеров Белой, Красной и Советской армий, разведчиков и контрразведчиков.
Госпитализация Юрия Соломина. Что случилось с народным артистом СССР
Четвертая сначала была женская школа. Пятая находилась там же, где и сейчас находится на Профсоюзной, выше Петровской. А с первого класса я начал учиться в школе, которая была прямо рядышком с железнодорожным вокзалом. Это была деревянная одноэтажная школа, там был садик. Нет ее уже, снесли.
Но уже в третьем-четвертом классах учился в пятой, где был эвакогоспиталь. В этом госпитале я даже выступал когда-то перед ранеными, когда учился не то в первом, не то во втором классе. У нас была учительница Наталья Павловна Большакова. Видите, помню!
Она столько хорошего сделала для всех. И для меня тоже. Это моя первая учительница. А потом была химичка, Елизавета Ивановна.
Она же завуч школы, она же классный руководитель, такая очень жесткая женщина. У меня тоже очень много воспоминаний о ней. RU Была учительница литературы. Она маленькая такая, часто ходила в пришкольном парке.
И когда проходили поэтов, она всегда говорила: «Соломин, вот давай выучи». Я говорю: «А что? И потом, когда был русский язык или литература, она спрашивает: «Ну как? И Пушкина, и Лермонтова, и современных авторов, и так далее.
А потом один раз, это был, наверное уже класс восьмой, и мы проходили Толстого — «Война и мир», «Воскресение». И мне сказала: «Ну, Юра, давай тоже выбери, что хочешь». Ну я ухватился за монолог Андрея Болконского — его монолог, когда он раненый лежит. Но я его не выучил.
Это такой философский, глубокий текст… Это теперь я знаю, что такое глубина для актера, а тогда я был сопляк, мне было каких-нибудь 14 лет. Я читал, читал… И когда она меня вызвала, сказал: «Я не знаю, почему, я не выучил». Ну она не стала глубоко копаться, почему я не выучил — она поняла. Вообще были хорошие люди педагоги.
Он был очень хороший художник у нас в Чите, и он рисовал на каких-то бумажках кадры, кадры. А я уже их прочитывал. И вот мы устраивали такое… И нам доставалось от педагогов, что мы не слушаем. Но вот таким образом я стал артистом, а он — художником.
Он был в Союзе художников у нас. Потом я как-то приезжал после училища, еще просил Владьку, чтобы он следил за могилой отца, и вот он ее подкрашивал.
И я лез, брал палку и лез. Виталька кричит: «Не хочу, не хочу-у-у». Потом она и от него отстала, потому что Виталька занимался спортом очень хорошо. Я учился в пятой школе, она была мужская. Виталька в четвертой учился.
Четвёртая сначала была женская школа. Пятая находилась там же, где и сейчас находится на Профсоюзной, выше Петровской. А с первого класса я начал учиться в школе, которая была прямо рядышком с железнодорожным вокзалом. Это была деревянная одноэтажная школа, там был садик. Нет ее уже, снесли. Но уже в третьем—четвертом классах учился в пятой, где был эвакогоспиталь. В этом госпитале я даже выступал когда-то перед ранеными, когда учился не то в первом, не то во втором классе.
У нас была учительница Наталья Павловна Большакова. Видите, помню! Она столько хорошего сделала для всех. И для меня тоже. Это моя первая учительница. RU А потом была химичка, Елизавета Ивановна. Она же завуч школы, она же классный руководитель, такая очень жёсткая женщина.
У меня тоже очень много воспоминаний о ней. Была учительница литературы. Она маленькая такая, часто ходила в пришкольном парке. И когда проходили поэтов, она всегда говорила: «Соломин, вот давай выучи». Я говорю: «А что? И потом, когда был русский язык или литература, она спрашивает: «Ну как? И Пушкина, и Лермонтова, и современных авторов, и так далее.
А потом, один раз, это был, наверное уже класс восьмой, и мы проходили Толстого — «Война и мир», «Воскресенье». И мне сказала: «Ну, Юра, давай тоже выбери, что хочешь». Ну я ухватился за монолог Андрея Болконского, его монолог, когда он раненый лежит. Но я его не выучил. Это такой философский, глубокий текст... Это теперь я знаю, что такое глубина для актера, а тогда я был сопляк, мне было каких-нибудь 14 лет. Я читал, читал...
И когда она меня вызвала, сказал: «Я не знаю, почему, я не выучил». Ну, она не стала глубоко копаться, почему я не выучил — она поняла. Вообще были хорошие люди педагоги.
Юрий Мефодьевич все, что можно, отдает театру.
Не забывает и о молодежи - ведет мастер-классы. Уверен, что благодаря ему и Малый театр до сих пор существует. Соломин вместе с Виктором Ивановичем Коршуновым успешно провели театр через лихолетье. В 90-е годы, когда почти ничего не снималось, Малый не простаивал, и артисты имели стабильную работу, причем зарплату никогда не задерживали.
Кстати, в эти годы даже был отремонтирован филиал театра. Не знаю, как все это удалось, но талант руководителя налицо. А его актерские способности даже не обсуждаются. Неординарный человек, который видит мир по-своему.
С супругой Ольгой Николаевной артист счастлив уже больше полувека Актер Геннадий Венгеров: Пожурил меня за робость - В 1979 году я практически поступил на курс к Юрию Мефодьевичу в Щепку. Но провалил устный экзамен по литературе, и меня не взяли. Через четыре года я поступал опять. Соломин пообещал мне, что подобное не повторится, дескать, сдавай только ко мне и больше никуда.
А через много лет мы встретились на съемках фильма «Мальтийский крест». Юрий Мефодьевич сразу меня вспомнил. По-отечески, но с юмором пожурил, что я тогда не проявил достаточную смелость и не стал проходить все туры в Щепку. Соломин всегда источает благолепие.
Так приятно было с ним находиться в одном кадре. Любимые женщины мэтра: жена Ольга, внучка Саша и дочь Дарья 2000 г. На одном из первых занятий в театральном училище Юра приметил обладательницу длиннющей тугой косы Ольгу. Красавица опоздала на лекцию и стала искать себе свободное место.
Оно оказалось как раз рядом с будущим «адъютантом его превосходительства». С тех пор пара неразлучна уже 56 лет. Роскошными букетами студент Юра радовать возлюбленную не мог - денег хватало лишь на самое необходимое. Поэтому в качестве приятных сюрпризов он преподносил Оле… кусочки сахара или бутерброды.
Появились болезни, такие как гипертония, атеросклероз, а также болезни сердца. По настоянию врачей он регулярно проходил обследования и занимался здоровьем, но силы стали покидать его в начале 2020-х, когда проблемы стали хроническими. Поэтому мало кто поверил в серьёзность проблемы, когда 6 ноября 2023 года Юрий Мефодьевич потерял сознание у дома, когда шёл к машине. Позже врачи поставили диагноз: инсульт. Целый месяц медики стабилизировали состояние режиссёра Малого театра, его даже перевели из реанимации в обычную палату. Со временем он вернулся в строй — речь вернулась, он узнал родных, а также коллег по театру. После Нового года его должны были выписать. Замечательный, добрый, обаятельный человек, располагающий к себе. То, что артист хороший — это все знают, в кино видели. Он очень дружил с Лавровым.
Они были просто как два друга. Но когда один в Москве, другой в Петербурге — это всегда сложная дружба между двумя городами. Мы много ездили в Англию, Францию, часто пересекались с его семьёй. Виделись с его отцом, матерью. С Юрием мы снимались не раз. Он и его брат Виталий — талантливые актёры, из хорошей семьи. Культура у них была ленинградская. Юра — талантливый человек, руководил театром одним из самых лучших в Москве и в России, — сказал Георгий Штиль в беседе с 78. Смерть Юрия Соломина Юрий Мефодьевич был выписан из больницы 9 января 2024 года. Пока непонятно, отправили ли «врачи его умирать» или же они реально почувствовали улучшение.
Но факт остаётся фактом — поздно ночью 11 января легенде театра и кино стало плохо и около часа ночи он скончался во сне. Новость о том, что его больше нет, появилась позже днём — её подтвердили в Малом театре. Нас покидают великие артисты, их практически не осталось. Юрий Мефодьевич — это символ настоящего мужчины, офицера и блистательного актёра. Он долгие годы был руководителем Малого театра, блестяще выполняя свою работу. Он — мощнейшая фигура российского и советского искусства. К сожалению, таких как он, почти не осталось. Светлая память ему и мои соболезнования родственникам, всем близким и театру, который, как я думаю, осиротел без него, — сказал для NEWS. Причина смерти Юрия Соломина На данный момент есть предварительная причина смерти Юрия Соломина, которую озвучил инсайдер. Это почечная недостаточность.
Кинокарьера и преподавание
- Мастер Малого театра. Вспоминаем творческий путь Юрия Соломина / Новости города / Сайт Москвы
- Кинокарьера и преподавание
- Были ли Юрий и Виталий Соломины братьями на самом деле: раскрыта главная тайная актерской семьи
- Разбитое сердце Юрия Соломина: почему мэтр ссорился с братом и чем поразил Елизавету II
- Неизвестное интервью Юрия Соломина, с которым сегодня прощается Россия - Российская газета
Консерватор, верный своей профессии: памяти Юрия Соломина
Многие десятилетия Юрий Мефодиевич является «честью и совестью» Малого театра. А сегодня он принимает поздравления с 75-летием. Рассказывают «Новости культуры». Народного артиста СССР Юрия Соломина планируют выписать из больницы на следующей неделе, сообщила его внучка. С 1988 года Юрий Соломин является художественным руководителем Малого театра. Пришел проститься с Юрием Соломиным и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
Юрий и Ольга Соломины: 60 лет семейного счастья (10 фото + видео)
Юрия Соломина похоронили рядом с женой согласно его воле. Худрук Малого театра Юрий Соломин скончался на 89-м году жизни. Актер Малого театра Юрий Соломин за чтением поздравлений по случаю 25-летия работы в театре. 9 января его выписали, но через два дня у Юрия Соломина неожиданно остановилось сердце.
Наследство актёра: Что оставил правнукам легендарный худрук Малого театра Соломин
Увидев Соломина в «Адъютанте», он без раздумий утвердил его на роль Владимира Арсеньева. С «Дерсу Узала» к нему пришло и всемирное признание. Картину купили почти 100 стран мира. Более того, фильм получил «Оскара». Правда, сам Соломин об этом триумфе узнал из газетной статьи — никого из советских участников съёмочной группы на награждение не пустили.
Заветную статуэтку получали чиновники Госкино. Когда он увидел, как после объявления фильма-победителя весь зал встаёт и его создателям рукоплещет цвет мирового кинематографа, у него в горле встал ком… Он долго бродил по ночной Москве домой. В голове стучало: «Они украли у меня мой звёздный час…» Ещё новости по теме Марк Эйдельштейн: «Всегда надо мечтать, тянуться настолько высоко, насколько можешь! И несмотря на плотную занятость в театре, Соломин соглашался на любые съёмки, даже в эпизодах — надо было кормить семью.
С будущей женой он познакомился ещё в «Щепке» на одной из первых лекций. Шикарных ухаживаний с цветами и конфетами не было — на студенческую стипендию не разгуляешься. Но Ольга, по словам Соломина, с благодарностью принимала даже кусочек сахара или бутерброд с сыром. Расписались они на четвёртом курсе.
Свадьбу отпраздновали скромно — на свадебное платье и застолье денег не было. Поэтому, расписавшись, отправились вдвоём в кафе, заказали по порции мяса и по стакану чая с пирожком. Так и отпраздновали начало супружеской жизни. Первое время снимали угол у какой-то безумной старухи — в подвале на Петровском бульваре, потом руководивший Малым театром Михаил Иванович Царёв добился, чтобы молодой актёрской чете выделили место в общежитии.
Незадолго до рождения дочки они получили отдельную комнату в огромной коммуналке на Арбате, с единственным туалетом в конце длинного коридора и крошечной кухней без окон и вентиляции. А спустя время им выделили собственную двухкомнатную квартиру в 28 метров. Тогда им казалось, что это хоромы. Правда, чтобы добраться до этих хором, нужно было отстоять в очереди на автобус, а потом два часа трястись в переполненном салоне.
А элитных людей не знаю — знаю образованных. Интеллигентных знаю. Попытка заместить один класс другим — интеллигенцию на элиту, степень элитарности которой определяется уровнем их дохода, — рождает расслоение, а с ним одичание душ, которое мы получили. Островский в своё время сказал: «Без театра нет нации».
Перефразируя его, скажу: без культуры нет нации. Как можно было убрать из школьной программы часы литературы и русского языка? Сейчас спохватились! Вернули сочинение в экзамены.
И вдруг выяснилось, что за эти годы, пока детей натаскивали на ЕГЭ, они разучились письменно формулировать мысли. То есть разучились анализировать, размышлять! Теперь опять что-то пытаются подкорректировать, там добавить, тут убавить. Нельзя так!
Нужно один раз, не стесняясь, сказать: «Извините нас! Мы хотели как лучше, а получилось как всегда! Вернуть экзамены в том виде, в каком они испокон веков существовали в нашей школе. У современных детей спросите: «Вы знаете, где Байкал?
И что возле Красной площади памятник стоит маршалу Жукову, они тоже не знают. Гадают, что это за генерал такой может быть… Когда свою собственную историю мы начинаем забывать, мы получаем то, что имеем сегодня». Элитные клиники, школы, посёлки — о них кричат реклама, ТВ-передачи, статьи в глянцевых журналах. Но имеют ли они право на это звание — те, кто сегодня именует себя элитой?
Мне противно слово «элитный», которое всё чаще звучит вокруг. Элитные школы — почему они существуют сегодня?
Юрий Соломин, фото в молодости и сейчас которого можно просмотреть на сайте Малого драматического театра, проходит каждый день около 2-3 километров, выгуливая своих питомцев. Юрий Соломин: биография, причина смерти Будущий актёр появился на свет в середине 30-х годов прошлого столетия в Чите. Время было тревожное, но на себе в полной мере до поры до времени мальчик его не испытал. Юра в семье рос не один, у него был младший брат Виталий, который впоследствии стал одним из лучших исполнителей роли Доктора Ватсона в истории. Мальчик в 5-летнем возрасте участвовал в выступлениях семьи. Он был лошкарём. Но увлечение музыкой продлилось всего 1-2 года.
В 6-летнем возрасте Юрочка принял участие в одном из спектаклей, организованных Читинским городским Дворцом пионеров. С этого времени он мечтает только об одном — стать артистом. После школы талантливый юноша отправляется в столицу Советского Союза и с первой попытки поступает в одно из лучших театральных заведений страны. Его педагогом становится великая актриса Вера Пашенная, которая блистала на театральных подмостках и съёмочной площадке. После получения диплома Юрия приглашают в труппу Малого театра, в котором прошла вся творческая деятельность артиста. За его игрой многие поклонники театра любят наблюдать до настоящего времени. Сразу молодому человеку доверяли играть в театре главные роли. Он блистательно играет до сих пор в театральных постановках «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад», «Леший» и других. Фильмография: фильмы с участием Юрия Соломина в главной роли Сначала на экранах Юрий Соломин появлялся в эпизодах.
Но после кинофильма «Адъютант его превосходительства» актёра заметили и стали приглашать самые знаменитые кинорежиссёры Советского Союза. На данный момент фильмография Соломина включает более 120 кинофильмов, каждый из которых показал значимость киноактёра в советском кинематографе. С начала 80-х годов прошлого столетия артист начинает ставить спектакли. В конце 80-х начинает руководить Малым театром.
С отцом, у него был бесплатный железнодорожный билет. Мы ехали семь суток, и все эти дни я много думал, учил какие-то басни и… очень боялся.
В Москве нам жить было негде, мы остановились у знакомых в Монино. А потом произошло нечто невероятное. Совершенно очевидно, что есть какая-то сверхъестественная сила — с каждым годом я в нее всё больше верю, — она-то и привела меня сюда. Поскольку все мои документы были здесь, в училище при Малом театре, я пришел поступать. Отец сидел в скверике у Большого театра, ждал меня. И вдруг его обокрали — забрали всё: документы, обратный билет...
Можете себе представить? Хорошо, что отца в нашем городе многие знали. Он на вокзале встретил читинцев, те позвонили домой, и отца послали в Министерство железнодорожного транспорта около Ярославского вокзала, мол, там дадут билет. К этому времени я уже прошел два тура на курс к Вере Николаевне Пашенной, остался третий тур и конкурс. И вот я прибегаю к отцу, он мне всё это рассказывает и говорит: «Поехали домой, мы не можем больше ждать — денег нет»… И тут вы проявили настойчивость? Не совсем.
Отец посоветовал мне пойти прямо к Пашенной и рассказать ей, какая произошла неприятность. И я пошел! Она посмотрела на меня и говорит: «Ну оставайся». Я и остался. Указывает на портрет. Вот она, Вера Николаевна.
А это ее учитель — Ленский Александр Павлович. Вообще Вере Николаевне наша семья очень обязана. Моя жена Ольга тоже актриса. Мы учились на одном курсе. У нее была толстенная коса, почти до пола… Коса вас, наверное, и покорила? Я сейчас уже и не помню.
Вы не помните, чем вас покорила жена? Наверное, не только косой, еще чем-то. Больше пятидесяти лет уже прошло. И вот Вера Николаевна спрашивает Ольгу, зачем она прилепила косу. А Оля отвечает, что она не прилепляла, что это ее коса. А коса-то на одной шпильке держалась.
Пашенная попросила ее косу распустить. Оля шпильку вытащила, и коса у нее так фьють — и упала. Вера Николаевна говорит: «Ну хорошо» — и приняла в институт. В первый день занятий Оля опоздала, свободное место оказалось рядом со мной. Вот так до сих пор и сидим рядом... А вы Ольгу ревновали, когда ее кто-то обнимал на студенческой сцене?
На сложные вопросы я не отвечаю. Почему, Юрий Мефодьевич? А поженились вы уже после института? На четвертом курсе. Но жена актрисой не стала, сразу стала педагогом, так? Нет, она была ведущей актрисой в Московском ТЮЗе.
Там она начала работать, еще когда училась на третьем курсе. Это был расцвет ТЮЗа. Вот ее с третьего курса взяли сразу на Луизу в «Коварстве и любви». Она проработала там, наверное, лет пятнадцать. А потом родилась дочка, у нас не было никакой помощи, мы не могли даже няню пригласить. Вы имеете в виду, что материально это было невозможно?
И материально, да и жилья не было. Мы сначала жили в общежитии, а потом нам от Малого театра дали комнату в одиннадцать метров на Арбате. Вот там и родилась дочка. Не было никаких удобств, одна комната наша, а в соседней жила другая молодая пара. Юрий Мефодьевич, жена, наверное, переживала, что ей пришлось оставить сцену? Вы знаете, она ко всему как-то спокойно отнеслась.
Стала писать, у нее книжка вышла. Потом работала в газете «Известия». Когда я сидел с дочкой, Ольга могла куда-то выезжать в качестве корреспондента. А когда дочь подросла, жена стала преподавать. Я так понимаю, вы однолюб: одна супруга на всю жизнь, один театр. Это свойство характера или консервативность?
Время было другое. Тогда было стыдно разводиться. Это сейчас модно говорить «я в третий раз выхожу замуж», «я в третий раз женюсь». Но вы ведь вместе не потому, что «стыдно разводиться», а потому, что хотели и хотите так жить. Я имею в виду, у вас это в характере — ничего не искать на стороне?
Иногда нужно опоздать, чтобы встретить свою любовь
- «Может быть, потому, что я уже старый»
- Консерватор, верный своей профессии: памяти Юрия Соломина
- Правила комментирования
- «Может быть, потому, что я уже старый»
- Сообщить об опечатке
- Юрий Соломин умер на глазах дочери и будет похоронен рядом с женой
Адъютант искусства. Жизнь и театральный роман Юрия Соломина
Конечно, он оставался художественным руководителем, но в другом месте — в кабинете или в коридоре, но не на сцене. В итоге спектакль «Горе от ума» с Юрием Мефодьевичем мы играли вместе 18 лет. Глеб Подгородинский: «Помню первую репетицию в «Горе от ума». От Соломина исходила невероятная доброжелательность и уважение ко мне, молодому артисту. В итоге этот спектакль мы играли вместе 18 лет» В спектакле «Горе от ума». Конечно, он рассказывал нам и про Акиру Куросаву. Юрий Мефодьевич снялся в его потрясающем фильме «Дерсу Узала» — это был очень интересный и яркий период его биографии. Он еще долго дружил с Куросавой, и Малый театр часто ездил на гастроли в Японию.
Соломин много вспоминал и про ушедших артистов, легендарную плеяду Малого театра. Юрий Мефодьевич был очень хорошим собеседником: любил поговорить, умел слушать, обладал прекрасным чувством юмора… Вспоминая роли Юрия Мефодьевича в кино, могу сказать, что его любимой ролью и для меня, и, думаю, для всех зрителей нашей страны был «Адъютант его превосходительства» — это ювелирная работа артиста, филигранная. Сейчас, спустя многие годы, забавной кажется ситуация, что Соломина далеко не сразу утвердили на главную роль. Художественный совет был против. Режиссеру Ташкову говорили, что лицо Соломина не вписывается в образ героя-коммуниста. К счастью, его отстояли, и именно этот фильм принес Юрию Мефодьевичу невероятную популярность и любовь всего Советского Союза. Говоря про Юрия Соломина, нельзя пройти мимо темы его любви к своим собакам: он их обожал.
Приезжал на дачу и там проводил с ними все время. Он даже артистов сравнивал с собаками. Мой дом всегда населяет ватага приблудных кошек и собак. Они дают мне и утешение, и покой, и разговариваю я с ними, как с людьми. Иногда мне даже кажется, что они понимают больше нас… И, более того, я учусь у них мастерству! И студентам своим, и молодым артистам я советую самым внимательным образом наблюдать за повадками кошек и собак — это очень помогает в нашем ремесле», — так говорил сам Юрий Соломин. И своих студентов и учеников все время подталкивал к тому, что мы должны все знать, всюду проникать, всем интересоваться» С Виктором Павловым, Виктором Низовым и Элиной Быстрицкой в спектакле «Горе от ума».
Если его персонаж любил, то он любил как Соломин, если у его героя поднималось давление, то и у Соломина тоже. В этом плане Юрий Мефодьевич — настоящий русский артист, и того же он добивался от актеров своей труппы. Он очень не любил формальность, никогда не играл спектакль одинаково: шел от ситуации, от обстоятельств, был стремительнее всех. Как Фамусов, держал руку на пульсе всего, что происходит. Малый театр для Соломина был не просто домом, а всей его жизнью. Всем сердцем болел за артистов. Многим оказывал финансовую поддержку, помогал снимать квартиры.
Да ведь и у него самого жизнь поначалу не идеальной была, Соломин рассказывал, в каких тяжелых условиях они жили с супругой Ольгой Николаевной, когда были совсем молодыми. Как долго он ждал роли, сколько в массовках играл… Через все это он сам лично прошел, поэтому старался много помогать. Малый театр — один из немногих, где остались традиции, передающиеся из поколения в поколение, многовековая сценическая культура, идущая от Щепкина. Здесь необыкновенная аура, в ней ощущается намоленность места и дух великих артистов, которые работали на этой сцене на протяжении двух веков. Я благодарен Юрию Мефодьевичу за многое, а самое главное, за то, что он когда-то оценил меня и дал мне шанс». Я всегда интересуюсь человеком, к которому иду: узнала, что Соломин очень любит мед, и привезла бочонок от своих родственников с Алтая, прямо с пасеки. Захожу в кабинет художественного руководителя — сразу строгий оценивающий взгляд, считывающий, сканирующий все… Я вручила мед, Юрий Мефодьевич очень обрадовался, сказал, что ему из Забайкалья Соломин родился в Чите.
На что я ответила: «Наш, алтайский мед вас не разочарует». Дальше пошли проверки. Говорю: «Я могу задавать вопросы? Какие спектакли Малого театра вы смотрели? Перечисляю увиденные, и где-то на восьмом названии Соломин говорит: «Спасибо, достаточно». Выбирает из спектаклей не самый новый и спрашивает: «А можете сказать мне, как художественному руководителю, что в этой постановке показалось вам сильной стороной, а что слабой? Для Юрия Мефодьевича было безмерно важно внимание к Малому, он воспринимал людей через внимание к своему театру.
И так получилось, что в театр Быстрицкая больше не вернулась. Юрий Мефодьевич не прощал некоторых вещей, каким бы заслуженным ни был актер» Вера Васильева в спектакле «Пиковая дама». Фото: Photoxpress. Он не уставал вспоминать свой сложный приезд с папой в Москву, поступление в театральное училище, часто говорил о том, как Вера Пашенная ему помогла в непростой момент, когда Соломин уже был готов вернуться в Читу.
Куросава попросил продемонстрировать лучшие киноработы кандидатов. Потом мне рассказали, что ему показали две серии «Адъютанта его превосходительства», после чего он решил посмотреть сериал целиком. И утвердил меня на роль без всяких худсоветов, — вспоминал Соломин.
В конце 70-х Марк Захаров приглашает Соломина в музыкальный фильм «Обыкновенное чудо», где он исполнил роль возлюбленного Эмилии. В 80-х актёр много работал над разными проектами, а в 90-х чаще всего его можно было увидеть в телеверсиях спектаклей Малого театра. А в 2000-х зрители могли видеть его в драме «Московская сага», «Чайке», «Исаев», «Точка кипения» и других. Личная жизнь Юрия Соломина О преданности Соломина Малому театру слагают легенды, но мало кто помнит, что преданным он был и в личной жизни. Ещё в детстве он мечтал жениться раз и прожить с любимой до конца дней. Так и получилось — его судьбой стала Ольга Николаева, с которой он познакомился ещё студентом театрального училища. Впервые они увиделись на уроке хореографии, когда опоздавшая милая девушка села рядом с Соломиным, а затем у них завязался разговор.
Год спустя состоялась роспись, а вот на свадьбу денег не хватило. В 2017-м уже широко пара отметила бриллиантовую свадьбу. Девушка гастролировала по разным странам, а одно время вместе с мужем даже жила в Великобритании. Соломин затем стал дедушкой внучки Александры, которую заботливый дедушка обожал — она тоже выросла дипломированной пианисткой. Отметим, что жена Юрия Соломина скончалась в 2019 году. Ольга Николаевна долгие годы преподавала актёрское мастерство в Щепкинском училище, а также руководила курсом. Состояние здоровья Юрия Соломина Друзья и коллеги говорят, что здоровье Юрия Соломина подкосила смерть жены.
Несмотря на востребованность в жизни и театре, режиссёр перестал находить смысл в существовании без любимой супруги. Появились болезни, такие как гипертония, атеросклероз, а также болезни сердца. По настоянию врачей он регулярно проходил обследования и занимался здоровьем, но силы стали покидать его в начале 2020-х, когда проблемы стали хроническими. Поэтому мало кто поверил в серьёзность проблемы, когда 6 ноября 2023 года Юрий Мефодьевич потерял сознание у дома, когда шёл к машине. Позже врачи поставили диагноз: инсульт. Целый месяц медики стабилизировали состояние режиссёра Малого театра, его даже перевели из реанимации в обычную палату. Со временем он вернулся в строй — речь вернулась, он узнал родных, а также коллег по театру.
После Нового года его должны были выписать. Замечательный, добрый, обаятельный человек, располагающий к себе. То, что артист хороший — это все знают, в кино видели. Он очень дружил с Лавровым. Они были просто как два друга. Но когда один в Москве, другой в Петербурге — это всегда сложная дружба между двумя городами.
Правда, сам актер признавался, что в этой картине видел себя «некрасивым и нескладным», чего не скажешь о многосерийной ленте «Адъютант его превосходительства», где артист сыграл разведчика Павла Кольцова. После выхода фильма на экраны Юрий Соломин проснулся знаменитым и мешками получал письма с признаниями в любви.
Кадр из фильма «Адъютант его превосходительства» Любовь зрителей принесли актеру и роли в фильмах «Обыкновенное чудо», «Дерсу Узала», «Мелодии белой ночи», «Московская сага» и многих других картинах. Помимо профессионального успеха, жизнь подарила Юрию Соломину и личное счастье. Больше 60 лет он прожил вместе с супругой Ольгой, с которой познакомился еще в студенческие годы. В этом браке родилась дочь Дарья, впоследствии ставшая пианисткой. Сейчас она живет в Лондоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Звездная пыль»! Где жил знаменитый актер Юрий Соломин признавался, что счастлив в семье и любит места, где он обрел уют и тепло семейного очага. Это центр Москвы, район Бронной, дом, где жил Алексей Толстой, старая Москва», - пояснял артист в одном из своих интервью.
В следующем проекте, получившем название «Инспектор уголовного розыска» Юрий стал следователем Головко. В картине «Кочующий фронт» Соломину предложили сыграть корнета, в ленте «Моя жизнь», он стал доктором медицины. Затем зрители увидели фильм «Четвертый», где роль ключевого персонажа исполнил Владимир Высоцкий , а образ иностранного журналиста очень тонко передал Юрий Соломин. Критики пришли к единогласному выводу, что лучшими работами Юрия Соломина стали картины «Хождение по мукам» и «Летучая мышь». В последнем фильме Был задействован и младший брат Юрия — Виталий. Еще одним интересным проектом стала лента «ТАСС уполномочен заявить». В 70-е годы копилка ролей артиста пополняется картинами «Мелодии белой ночи», «Блокада», «Дерсу Узала». За эти фильмы Юрий Соломин получил самые разные премии, и отечественные и международные.
Сам артист с большим трепетом относится к фильмам «Сильные духом» и «И был вечер, и было утро», и считает их самыми удачными в своей карьере. В 70-е годы Соломин получил приглашение от режиссера Марка Захарова , который предложил ему роль любимого Эмилии в комедии «Обыкновенное чудо». В 80-х годах кого только не приходилось играть Юрию Соломину. Он снялся в роли директора банка в картине «Скандальное происшествие в Брикмилле», потом засветился в качестве следователя прокуратуры в ленте «Крик тишины», затем перевоплотился в царя Федора Иоанновича в историческом проекте «Клятвенная запись». В 1984-м артиста пригласили в биографическую картину о Миклухо-Маклае , которая называлась «Берег его жизни». Соломин сыграл в ней главного героя. В «Певучей России» артист сыграл Митрофана Пятницкого, который организовал один из первых хоровых коллективов в России. В 90-е годы Юрий Соломин снимался не очень много.
По большей части это были экранизации постановок его родного театра. В 1992-м актера позвали на съемки картины «Сны о России», в которой он перевоплотился в графа Безбородко. Юрий Соломин в фильме «Московская сага» В новом веке ситуация кардинально изменилась. Соломина начали приглашать достаточно регулярно, и в этот период выходит целый ряд картин с его участием. Самой заметной из них стала лента «Московская сага», в которой ему предстояло исполнить роль хирурга Градова. Роль его жены досталась Инне Чуриковой. Постепенно число картин, в которых участвует Соломин стало заметно уменьшаться. Он принял предложение на съемки в сериалах «Исаев», «Тяжелый песок», «Точка кипения».
В 2013-м на экраны вышла лента «Бульварное кольцо», роли в которой достались Кристине Орбакайте , Виктории Толстогановой , Алексею Кортневу. Эта картина на сегодняшний день последняя в копилке Юрия Соломина, он больше ни разу не выходил на съемочную площадку. Личная жизнь Артист отличается завидным постоянством, причем это касается не только работы, но и личной жизни. Еще в детские годы он объявил своим родителям, что жена у него будет одна и на всю жизнь. Он сдержал свое слово — его счастливый брак длится уже более шестидесяти лет. Юрий Соломин и его жена Ольга Соломина Они знакомы со студенческих лет.
Юрий Соломин: Живу в ладу со своей совестью
Верпаховский — Миша 1963 — «Перед ужином» В. Режиссёр: В. Монахов — Гриша 1963 — «Нас где-то ждут» А. Режиссёр-постановщик Е. Симонов — Федя 1964 — «Украли консула» Г.
Монахов — Пэпино 1966 — «Ревизор» Н. Режиссёр-постановщик: Г. Монахов — Валерий 1973 — «Пучина» А. Режиссёр: П.
Васильев — Кисельников 1976 — «Пучина» А. Васильев — Неизвестный 1976 — «Униженные и оскорбленные» Ф. Режиссёр-постановщик В. Андреев — Княжко 1981 — «Целина» Л.
Брежнева, режиссёры-постановщики Б. Львов-Анохин и В. Бейлис — Ведущий 1983 — «Картина» Д. Гранина Режиссёр-постановщик: Л.
Режиссёры-постановщики: Е. Весник, Ю. Соломин — Хлопов 1984 — «Живой труп» Л. Соломин — Федя Протасов 1985 — «Ревизор» Н.
Соломин — Хлестаков 1987 — «Игра» Ю. Андреев — Крымов 1988 — «Леший» А. Режиссёр: Б. Морозов — Войницкий 1990 — «И Аз воздам» С.
Режиссёр-постановщик Б. Режиссёр: С. Соловьёв — Войницкий 1996 — «Чайка» А. Драгунов — Тригорин 1999 — «Лес» А.
Режиссёр-постановщик Ю. Соломин — Карп 2000 — «Горе от ума» А. Женовач — Фамусов 2003 — «Таинственный ящик» П. Режиссёр-постановщик: Ю.
Соломин — Сен-Феликс 2009 — «Мольер» М.
Да и так ли уж, честно говоря, важно? Проживи он подольше, возможно, и стал бы моим первым духовным окормителем. Что касается деда второго… Он не был коммунистом, но тогда мели всех подчистую, не обошли и его. А через три дня его не стало… Был осуждён без права переписки.
Что это значит, я знаю и по своему деду. Видите, какие мы с вами грамотные. Вот такой у меня был «путь» к вере. Но крещены вы были в младенчестве? Это было очень сложно.
Да и кто в детстве льнёт к вере, если вокруг религиозный вакуум? Семью нашу выселили, я запомнил полуподвал с тремя ступеньками. Сколько мне тогда было? Года четыре. Дома никогда о Боге не говорили — неприятностей хватало и так, а тут можно было схлопотать по полной.
Даже бабушка молчала. А мама — как? Человек наивный, свободный… Отец был членом партии, но ему тоже потом досталось. Нашу семью в городе знали и хорошо к ней относились. И когда в 1953 году мы получили бумагу о реабилитации деда, буквально сразу об этом было напечатано.
Ну и как же вы всё-таки оказались лицом к лицу с Господом Богом? Кто-то из ребят прибежал и говорит: в храме название сейчас не помню есть Библии. В то время — сами понимаете, что это было такое. Жена поспешила туда, и действительно — вернулась с Библией! И в первый же вечер мы решили начать своё религиозное образование.
У вас это было желание или просто любопытство? За что подвергались гонениям верующие? Что такого крамольного содержало их учение? У нас в театре было очень много православных. Наши великие старики, которым было тогда по 80, по 90 лет… Когда молодой актер играл премьеру, они, например, обязательно крестили его, что-то дарили, говорили разные слова, но все они сводились к пожеланию: «Дай Бог тебе здоровья, успеха в твоём труде».
И всегда непременно — «Дай Бог». Почему-то считалось, что Церковь и театр чуть ли не антагонисты, но наши великие самим фактом своего органичного бытия в Боге и одновременно в актёрской профессии опровергали эту банальность. Хотя, кто знает, может быть, просто не показывала. Когда они приходили на спектакль, обязательно раскладывали свои маленькие иконки, молились перед началом, крестились, само собой. А Рыжова, она в деньгах ничего не понимала, но одевальщице, гримеру обязательно давала рубль.
Как было принято испокон века — уважить чужой труд, так она и поступала. Все, понятно, брали, хотя что такое рубль. Но при этом благодарили, улыбались. Потому что принять — это тоже оказать уважение дающему. Вообще нельзя отказываться принимать благодеяние.
С одной стороны, это проявление гордости, а с другой — оскорбление человека. Он к тебе всей душой, а ты его — по рукам. Вы, по сути, противитесь воле Божией. В нашем театре чувство благодарности к другим было всегда и сейчас переходит к новым поколениям.
По госзаданию нам нужно выпускать по семь спектаклей в год Как работают театры и музеи после карантина?
Приняли четвертый спектакль — "Рождество в доме Купьелло" по пьесе Эдуардо де Филиппо. Его поставил итальянский режиссер Стефано де Лука это уже его четвертая постановка в Малом театре. Премьера была запланирована на 28 марта, так что зрителям не успели показать, сыграли только "для пап и мам". На выходе было еще два спектакля. Из-за карантина не смогли.
Но если все будет нормально, в августе возобновим репетиции, а в сентябре откроем 265-й сезон новыми постановками. Я тогда отказался от многих киноролей. И всю жизнь посвятил театру. Пока мы держимся при всех невзгодах. Экономический план выполняем.
У нас замечательный директор Тамара Анатольевна Михайлова, она копейки не возьмет. Горжусь, что теперь у Малого театра два филиала — один на Большой Ордынке в Москве, а второй — в Когалыме. Огромное спасибо нашим нефтяникам из "Лукойла". Они построили прекрасное здание и на нем укрепили вывеску "Малый театр". Мы уже практически целый год там работаем.
Возили несколько спектаклей для взрослых, а для детей "Снежную королеву" и "Недоросля". Есть план 15 сентября поехать в Когалым. Если все будет хорошо я что-то суеверным стал , я тоже поеду и 15 сентября выступлю там с творческим вечером. Пока не хочу рекламировать. Будет детский спектакль.
Очень хороший материал. Сейчас работаю над ним. Дай бог, чтобы это никогда не повторилось. Я всю жизнь работал. Играл спектакли, снимался в кино.
На моем счету около ста фильмов.
Тогда у молодого Юрия было катастрофически мало денег: он не мог позволить себе подарить возлюбленной букет цветов, а обрывать клумбы ему мешало воспитание. Можно, конечно, сорвать с клумбы, но по характеру я не такой человек.
Я даже никогда не мог пройти по газону. Так что в лучшем случае я мог преподнести ей какой-нибудь бутерброд, — рассказывал как-то Юрий Мефодьевич. Денег, по воспоминаниям Соломина, у него не хватало, поэтому будущие супруги просто расписались в столичном ЗАГСе, а потом отправились вдвоем в кафе, чтобы отметить это событие.
Даже кольца у них появились многим позже — когда Юрий и Ольга стали работать в театре. Собственного угла в столице у них не было, им приходилось снимать жилье поскромнее, чтобы актерской зарплаты хватало на жизнь. Мы их растили, а потом пристраивали к хорошим людям, — вспоминал как-то актер.
В период съема жилья супруги готовы были «сдаться» и уехать в Воронеж, где им обещали служебную квартиру, но руководитель Малого театра пообещал, что «всё будет». Вскоре у них появилось место в общежитии. Супружескую кровать от двух соседей отделяла только театральная ширма.
Позже Юрий и Ольга переселились в крохотную, но отдельную комнатку на Арбате.
«Всегда был нравственным ориентиром»: Юрий Соломин в воспоминаниях коллег и друзей
Что оставил после себя Юрий Соломин. В последние годы за Юрием Соломиным числились квартиры по двум адресам в центре Москвы: в Спиридоньевском переулке, куда артист приехал после выписки, и в Старом Толмачёвском переулке. Приехала скорая, Соломина сразу же отправили под нож с диагнозом «перитонит» – воспаление брюшины. – Операцию делал молодой хирург Юрий Ганул. Известный российский и советский актёр, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин 6 ноября попал в одну из столичных клиник с. В кино Юрий Соломин дебютировал в 1960 году, сыграв главную роль в фильме «Бессонная ночь». По окончании школы Юрий Соломин поступил в это училище, в 1953 году был зачислен на курс народной артистки СССР Веры Пашенной[6][8].