Виленская икона Божией Матери, размером 134,5 х 90 см, была написана на четырех досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). Первообраз Виленской иконы Божией Матери оказался утерян в период Первой мировой войны. Описание иконы Виленская По одному из преданий,икона Божьей Матери Виленская типа «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой.
27 апреля – празднование Виленской и Остробрамской икон Божией Матери
Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь. Виленская икона Пресвятой Богородицы иконы Божией Матери. Согласно преданию, Виленская икона Пресвятой Богородицы была написана святым евангелистом Лукой. Виленскую икону Божией Матери ежегодно почитают 28 февраля. О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий.
Христианские праздники 28 февраля. Виленская икона Божией Матери…
Во всяком случае, в 1431 году икона уже несомненно находилась в часовне близ Троицкой церкви в Русском, или Остром, конце города Вильны [1] и именовалась Корсунской. Ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских. В апреле 1498 года в виду опасности от нашествия татар при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, названной «Острые ворота» по-польски «Остра Брама» , на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, снаружи с южной стороны , ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или Остробрамская. Когда в 1495 году невеста великого князя литовского Александра , дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии , то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта.
В 1596 году в крае была объявлена церковная уния , и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан. Во владении римо-католиков Виленская Остробрамская икона Божией Матери Около 1624 года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь.
На святыне изображена Божия Матерь с Богомладенцем на руках. Отличительной чертой этих образов служит оголенная пятка Христа, которая выглядывает наружу. Сын Божий держит в одной руке свиток, а другой дарует благословение. Святое семейство облачено в серебро, а на голове Небесной Царицы изображена золотая корона, которую удерживают ангелы. В чем помогает Виленская икона Божией Матери За долгие века утвердилось мнение, что Богородица выступает как покровительница и заступница всех христиан. К ней первой обращаются люди, утратившие всякую поддержку в жизни. Верующие воздают молитвы Божией Матери , умоляя ее о скорой помощи, заступничестве, о передаче молитв непосредственно Господу. Дева Мария — это в первую очередь заботливая и жалостливая Мать, милостиво помогающая каждому. И таковой ее воспринимают все христиане, даже далеко за пределами нашей страны.
Дни празднования Есть несколько дней празднования данной иконы. Первый — это 28 февраля. В этот день вспоминают события, когда икона Девы Марии была перевезена в Вильно, где и получила свое название.
Она готова вразумлять, наставлять людей и умягчать их сердца. Искреннее стремление к Богу и чистое сердце — вот дары, которых на самом деле ждет Матерь Божья. И серебряные сердечки на стенах Остробрамской часовни напоминают об этом. Значение Остробрамской иконы На то, какое большое значение Остробрамская икона имеет для верующих, указывает в первую очередь стремление паломников поклониться этому уникальному образу. Но примечательно, что приходят к нему не только верующие, привлекает он и далеких от Церкви туристов. Дело в том, что икона находится в историческом центре Вильнюса, в часовне, расположенной над единственными сохранившимися воротами старинной городской стены. Это историческое место — Острая брама — и святыня, получившая свое название от него, упоминаются в стихах и прозе, их можно увидеть в работах художников, и Остробрамская икона давно уже имеет не только религиозноое, но общекультурное измерение. Но также она по-прежнему остается символом того, что Литва — христианская страна. Путь от идолопоклоннических представлений и языческих обычаев к вере в Единого Бога был непрост. На государственном уровне он продолжался до XIV века. И этот факт также служит иллюстрацией к сложной истории литовского христианства, развивавшегося под влиянием как с востока, так и с запада. Сегодня преобладающее количество верующих в стране католики, но одна из главных святынь Литвы, Остробрамская икона, одинаково дорога для представителей обеих ветвей христианства. Где вешать Остробрамскую икону Вероятно, вопрос о том, где вешать Остробрамскую икону, часто возникает потому, что в Вильнюсе она находится на старинных городских воротах. Может показаться, что надвратный образ дома тоже обязательно вешать при входе или напротив него. Но икона — это не оберег, который «не пускает в дом нечистую силу и нехороших людей». Ее можно просто разместить в домашнем иконостасе или любом другом подходящем месте. С древних времен принято располагать иконы на восточной стороне помещения, но в условиях современного жилья это не всегда возможно. Главное — с уважением отнестись к видимому образу незримой для нас Небесной Заступницы. Остробрамская икона в Вильнюсе в разное время пребывала не только в надвратной часовне, но и в православном Свято-Троицком монастыре и других приходских церквях, а также в католическом костеле. На Острой браме она изначально располагалась на южной стороне ворот в специальном киоте с дверцами, при необходимости закрывавшими икону от непогоды, и как бы встречала входящих в город. Позже ее поместили ликом к городу, так же, как она хранится сейчас. Но всегда, где бы ни находилась икона и как бы ни была повернута, она была центром притяжения для верующих. До сих пор сохраняется традиция, начало которой заложил в XVIII веке губернаторский указ: проходя под воротами, мужчины снимают головной убор в знак почтения к святыне. Вот и дома, выбрав место, где вешать Остробрамскую икону, нужно относиться к ней бережно, с благоговением, помня, что Богородица в каждый момент нашей жизни видит нас и все движения нашей души.
В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 февраля 28 февраля. Позже святую икону поставили в Пречистенском храме, в котором была погребена княгиня Елена.
Виленская икона Божией Матери
Когда в 1495 году невеста великого князя литовского Александра , дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии , то эта икона привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта. В 1596 году в крае была объявлена церковная уния , и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона с часовней, вместе со всеми постройками и предместьем поневоле отошел к униатам. Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 году была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан. Во владении римо-католиков Виленская Остробрамская икона Божией Матери Около 1624 года у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание Островоротной иконы возобновилось. В 1671 году кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь. После страшного пожара Вильны в 1714 году икона была перенесена в Терезенский костел, но в 1744 году, с возобновлением часовни, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима , и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона. В 1812 году икона была несколько повреждена французами. В 1829 году икона была подновлена в католическом духе, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим».
С закрытием в 1832 году Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства.
Ее наибогатейшая история берет свое начало еще в начале апостольских времен. Эта икона является одним из самых древних образов, которые были написаны Лукой. Она имеет чудотворные свойства. Ее почитают абсолютно все верующие. История Виленская икона Божией Матери имеет легендарнейшую историю своего происхождения. Точной информации о появлении этой иконы именно на Руси не имеется. Согласно исторической информации, греческий император подарил эту икону Галицкому княжеству.
Как известно, оно позже было захвачено Москвой. Неизвестно правда это или нет, но стоит учесть, что впервые эта икона была упомянута в 1495 году. Именно в этот год Виленской иконой Богоматери была благословлена на брак дочь Ионна Третьего. Вместе с княжной Еленой эту икону отправили в Литву. Где находится На данный момент времени сохранились только списки Виленской иконы Божией Матери.
В этом счастливом браки она подарила мужу 6 сыновей и 6 дочерей. Они были участниками уже следующей эпохе истории России — именно при их отце пало татаро-монгольское иго, была объединена вокруг Москвы большая часть русских земель и сложилось Русское государство. Исполнилась и мечта Ивана об открытости Руси. Западные мастера потянулись в Россию и отстроили Успенский собор Московского Кремля, украшающий столицу до сего дня.
Ребенок, показывая обнаженную пяточку, одной рукой держит свиток, а другой благословляет. Дева Мария с короной на голове нежно улыбается своему Чаду. Такова Виленская икона. Но предназначено ей было стать святыней другого Успенского собора, не московского. Дальнейшая судьба иконы Брак старшей дочери Ивана III Елены известной тем, что она оказалась последней русской княжной, вышедшей замуж за европейского монарха был благословлен именно этой иконой. Вместе с будущей польской королевой образ переехал в Вильну. После смерти Елены икону поместили над ее гробницей в литовском Успенском соборе. Московское княжество не раз пыталось вернуть себе образ, однако все предложения о выкупе святыни отвергались. На тот момент икона уже прославилась своими чудесами, покровительствуя литовскому народу.
Позднее образ пребывал в Виленской Свято-Троицкой обители. В разгар Ливонской войны 1558-1583 за ее возврат на Русь обещали отпустить 50 пленников, однако это предложение также было отвергнуто.
Во время русско-польской войны 1654-1667 царем Алексеем Михайловичем была предпринята еще одна попытка возвращения Виленской иконы из Вильно в Москву: русские войска заняли Вильно в 1655 году, а в 1657 и 1658 годах князь Михаил Шаховской, назначенный Алексеем Михайловичем виленским воеводой, проводил по поручению царя розыски Виленской иконы, оказавшиеся безуспешными некоторые исследователи XIX века ошибочно полагали, что князь Шаховский искал Остробрамскую Виленскую икону Божией Матери. Как показало проведенное русской администрацией Вильно в 1658 году следствие, икона была вывезена виленским мещанином Юрием Селедчиком из Вильно по реке Вилии на лодке-витине в Крулевец Кёнигсберг и спрятана там униатскими монахами.
После 1661 года она была возвращена в Вильно. Виленская икона временно покидала Вильно и в годы Северной войны 1700 — 1721 — вместе со своими драгоценным окладом она была вывезена монахами василианского Троицкого монастыря в декабре 1701 года в жировицкий Успенский монастырь. Икона в нем закрывалась задвижной завесой с изображением Благовещения по другим источникам — покрова Пресвятой Богородицы. После пожара в Вильно в 1706 году истребившего все убранство Троицкой церкви, но не повредившего Виленской иконы, униатское братство Непорочного зачатия Божией Матери соорудило в 1707 году новый резной деревянный киот, а в 1713 году вызолотило его.
В Троицком монастыре Виленская икона находилась и после присоединения Вильно к России в 1795 году, и после ликвидации унии в 1839 году. По указанию Литовского архиепископа Иосифа Семашко в 1851 году для Троицкой церкви взамен старой униатской алтарной преграды художником Иваном Хруцким, сыном белорусского униатского священника, был выполнен новый иконостас, в местный ряд которого, слева от царских врат, была помещена Виленская икона. Для удобства паломников перед иконой находились ступеньки, а в дни больших праздников застекленная рама киота снималась и верующие свободно могли приложиться к иконе. Чтение Акафиста Богородице перед Виленской иконой совершалось на вечерне каждую пятницу и собирало большое число молящихся.
За помощь и исцеление от болезней верующие украшали Виленскую икону многочисленными приношениями — подвесками и серебряными пластинами. После поражения Польского восстания 1863 — 1864 годов прославление Виленской иконы приобрело политический оттенок, поскольку этот образ воспринимался как символ исконного Православия Северо — Западного края. В этом аспекте история Виленской иконы стала своеобразным противопоставлением истории Остробрамской Виленской иконы Божией Матери, являвшейся в то время символом национального освобождения для католиков и православных бывших униатов Литвы и Белоруссии. Этот период отмечен большим числом публикаций посвященных Виленской иконе, обусловленных стремлением доказать древность иконы, подчеркнув ее православные корни.
Архимандрит Иосиф Соколов в книге, посвященной Остробрамской иконе Божие матери, опубликовал и текст молитвы к Божие Матери с просьбой о покровительстве императорскому дому, читаемой в виленском Троицком монастыре перед Виленской иконой. Виленская икона размер 134,5х90 см была написана на 4 досках 2 центральные кипарисовых и боковых липовых. Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании второй половины XIX века, она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери в зеркальном варианте — с Младенцем на левой руке Божией Матери и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери. Как и на Тихвинской иконе, на Виленской иконе правая ножка младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе.
На протяжении 400-летнего пребывания в Вильно Виленская икона украшалась многочисленными драгоценными приношениями.
Икона Божией Матери «Виленская — Остробрамская»
О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий. Молитва Виленской иконе Богородицы О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Виленскую икону Божией Матери ежегодно почитают 28 февраля. Виленская икона Божией Матери по преданию была написана евангелистом Лукой. ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви. Виленская икона Божией Матери хранится в Москве, после того, как, согласно церковному преданию, в столицу ее привезла ставшая затем женой Ивана III царевна София Палеолог в 1472 году.
Христианские праздники 28 февраля. Виленская икона Божией Матери…
Во времена Византийской империи, икона была традиционной святыней императоров Византии , передаваемой "по наследству" от одного правителя к другому. Церковное празднование по Виленской иконе Божией Матери происходит два раза в год: 28 февраля 15 февраля по старому стилю и 27 апреля 14 апреля по старому стилю. Апрельское празднование посвящено переносу иконы в Пречистенский православный собор в Вильно , что произошло около 1513 года.
Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным.
С этого времени чудотворный образ Пресвятой Богородицы пребывал там, привлекая благоговейное чествование всех православных. Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой зоны Литвы и Белоруссии, в том числе и Виленская икона. В 1915 году икону вместе с мощами Виленских мучеников привезли в московский Донской монастырь, и после этого её дальнейшая судьба неизвестна.
Икона Одигитрии написана на четырех досках, соединенных вместе: из них средние сделаны из кипариса, остальные из березы.
Лишь в начале 60-х гг. Позже икона совершила еще несколько вынужденных путешествий, но все равно возвращалась обратно. Так и хранилась она в Троицком монастыре: сначала в деревянном, затем в позолоченном киоте. Образ был доступен для поколения верующих. По молитвам перед иконой этой совершались большие чудеса. В благодарность за полученную помощь исцелившиеся украшали Виленскую икону Божией Матери драгоценностями. Много было произведено в тот период исторических исследований, немало написано публикаций. Цель преследовалась одна-единственная: доказать православные корни иконы. Несколько слов о том, как выглядел образ.
Написан он был по типу Одигитрии. Известны точные размеры иконы: 135,5 см на 90 см, а также материал изготовления — центральные кипарисовые и боковые липовые доски. Достаточно много общих черт образ Виленский имел с Иерусалимским, Грузинским и Тихвинским образами. Целых 4 столетия Богородица являла чрез древнюю чудотворную икону свою несчетную милость верующим. В 1677 году святыня совсем преобразилась: обзавелась чеканной ризой, изображенные на ней Матерь Божия и Младенец Иисус — позолоченными и посеребренными одеждами и коронами. Согласно документальным письменным источникам, датированным 1701-м и 1781-м гг. Виленский образ просто утопал в украшениях. В 60-х гг. XIX века икону вложили в новый оклад и бронзовую раму, созданные из пожертвованных драгоценностей. Теперь головы Девы Марии и Богомладенца венчали алмазные нимбы.
В 1866 году икона подверглась реставрационной чистке. Исчезновение святыни Виленский образ Божией Матери: Первая мировая война послужила причиной тому, что Виленский образ Божией Матери оказался утерянным. Правительством была организована эвакуация основных и древних реликвий, имеющих важное религиозное значение, с целью уберечь святыни от надругательств. Иконы и прочая утварь вывозились в глубь страны. Таким образом, в 315 году, в конце лета Виленский образ Божией Матери вместе с мощами 3-х Виленских мучеников очутился в московском Донском монастыре, а после — след его потерялся и не найден поныне.
После заключения Брестской унии икона перешла к униатам. Впоследствии икону перенесли в Виленский Свято-Троицкий монастырь. Дважды русские цари пытались возвратить себе икону: во время Ливонской войны в 1569 году за её возврат обещали отпустить 50 пленников после взятия Вильно в 1655 году войсками Алексея Михайловича по его поручению виленский воевода Михаил Шаховской пытался найти икону, но она была вывезена в униатский монастырь в Крулевец Кёнигсберг. Во время Первой мировой войны многие святыни были эвакуированы из прифронтовой линии в том числе и Виленская икона.
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ПЕРЕСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ
- Виленско-литовская епархия
- День Виленской иконы Божией Матери 2024: дата, чем известна, кому помогает
- 28 февраля празднование иконы божьей матери «виленская».
- День памяти Виленской иконы Божией Матери - 28 февраля
- Предыдущие выпуски
- История Виленской иконы
День памяти Виленской иконы Божией Матери отмечается 28 февраля. В чем она помогает?
Эта икона Божией Матери стала не просто благословением на брак, но, главным образом, на учреждение нового царства. Несмотря на то, что София была царевной, к тому времени Византийской империи уже 20 лет как не существовало: Константинополь пал под ударами турок. Вступив в брак с Московским князем, царевна как бы передала ему императорское достоинство. Таким образом, Цареградская икона прочно скрепила это преемство. По менее распространённой версии, эта икона перешла к великому князю Московскому от князей Галицких, получивших некогда её в дар от византийских императоров. Из дальнейшей истории известно, что в 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену, когда ту выдавали замуж за литовского короля Александра.
В то время Литва была православной. Виленская икона получила такое название потому, что ее перенесли в город Вильнюс, столицу Литовского княжества, который вплоть до 1939 года назывался по-русски Вильна.
Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе.
В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 февраля по ст.
Позже святую икону поставили в Пречистенском храме, в котором была погребена княгиня Елена.
Умилительно и усердие всего города к чудотворному образу Божией Матери, непрестанно горящие свечи пред священным ликом, облеченным в драгоценную ризу. Толпа людей, приходящих с поклоном к чудотворному образу теснится не только внутри часовни наверху башни, но и по обеим сторонам узкой Остробрамской улицы.
Празднование — 26 декабря 8 января и 14 27 апреля в день памяти трех литовских мучеников. Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи.
Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.
Услыши убо стенание мое, и преклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь?
О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайстом моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя.
О Мати Господа моего Творца!
ВИЛЕНСКАЯ икона Божией Матери
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Виленскою» молятся об облегчении и исцелении своих н веков Пресвятая Богородица является покровительницей и заступницей всего народа русского.К ней первой православные христиане – наши соотечественники. Икона Богородицы Виленская Предание приписывает кисти евангелиста Луки около 70 икон. 15 (28) февраля православные христиане чтут память иконы Божией Матери «Виленская», который, по преданию, изначально был написан святым апостолом-евангелистом Лукой и является одним из древнейших образов Божией Матери. Виленская-Остробрамская икона Божией Матери написана на двух сплоченных дубовых досках в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину.
Виленско-литовская епархия
Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. ВИЛЕНСКАЯ икона Божией Матери – просмотров, продолжительность: 05:34 мин., нравится: 1. Смотреть бесплатно видеоальбом группы Живой источник (православная группа) в социальной сети Мой Мир. С того момента Виленской образ Богородицы заменил собой утраченную для обители икону Богоматери, которую называли Остробрамской. Виленская икона Божией Матери занимает особое место среди всех чудодейственных икон. По традиции, верующие молятся Виленской иконе Божией Матери об исцелении от болезней, о защите от напастей и врагов, об избавлении от грехов. описание Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников [2011] По одному из преданий, эта икона типа «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой.
Виленская икона Божией Матери
Оригинал иконы без следа пропал после Первой мировой войны. На ней присутствует изображение Божией Матери с ребенком на руках. Ее отличительная черта — оголенная пятка Иисуса, которая рвется наружу. Дитя держит в одной руке свиток, а другой дает благословение. Одежда их из серебра, а на голове Божией Матери присутствует золотая корона, которая удерживается ангелами. В чем помогает Бытует мнение, что Божия Матерь является покровительницей и заступницей всех христиан. По большей части у нее просят помощи люди, которые полностью потеряли какую-либо поддержку в жизни. Они читают ей молитвы, просят о помощи, заступничестве, а также о том, чтобы она передала их мольбы самому Господу. Несмотря ни на что, Дева Мария в первую очередь является заботливой Матерью, которая помогает всем. Дни празднования Существует несколько дней празднования этой иконы.
Первый из них 28 февраля. В этот день вспоминают как и когда эта икона попала в Вильно.
Согласно преданию, писана она при жизни Царицы Небесной евангелистом Лукой и перенесена из Палестины в Константинополь. Следствием этого являются наименования иконы « Иерусалимская » или « Цареградская «. Согласно одной, эту семейную реликвию Византийских императоров привезла в Москву Софья Палеолог в 1472 году перед бракосочетанием с великим московским князем Иоанном III Васильевичем.
Согласно второй версии, которая считается менее признанной, Виленская икона Божией Матери перешла московским князьям от галицких князей, которые в свою очередь получили ее от Византийских императоров. В Вильно, по которому икона стала именоваться, Виленская икона Божией Матери была привезена московской княжной Еленой Иоанновной при вступлении в брак с великим князем литовским Александром, как благословение ее родителей, великого князя Иоанна III и Софьи Палеолог. Виленская икона Божией Матери пребывала в княжеском замке. После смерти княгини литовской и королевы польской Елены Иоанновны в 1513 году чудотворная икона была помещена над ее гробницей в Виленском кафедральном православном Успенском Пречистенском соборе. Собор этот, древнейший православный храм Вильно, был построен великим князем Ольгердом в 1358 году и являлся резиденцией митрополита Киевского и Литовского.
После провозглашения в 1596 году Брестской церковной унии, собор перешел к униатам. Пытаясь сохранить святую икону , православные несколько раз переносили святыню то в церковь святителя Николая , то снова в Пречистенский собор, пока наконец она была помещена в Свято-Троицкую церковь Виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря, где она пребывала до августа 1915 года.
Однако король, при сопротивлении как православного, так и униатского духовенства, твердо отказался, не желая лишиться этого ценного сокровища. Пречистенский собор был передан униатам, и икона пробыла в этой церкви до середины XVIII века, после чего, вместе с митрополией, была переведена в Виленский Свято-Троицкий монастырь, который в то время находился под управлением базилиан. В 1839 году Свято-Троицкий монастырь и икона Одигитрии были возвращены православным верующим.
С этого момента икона стала центром благоговейного почитания для всех православных. Во времена Первой мировой войны, множество святынь, включая Виленскую икону, были эвакуированы из передовой зоны в Литве и Белоруссии.
Шанс появился в период Ливонской войны, шедшей в XVI веке.
В момент переговоров представители русской стороны совершили попытку, предложив ультиматум: в обмен за святой образ они обещали освободить полсотни пленных дворян литовских. Но условия эти приняты противником не были. Реальная угроза утери иконы в Вильно православными возникла в 1596 году, когда власть церковную захватили униаты.
Кафедральный собор, где находился образ Божией Матери, тоже отошел к унии. Пытаясь спасти икону, ее перенесли в церковь св. Николая под Оршей, но и та быстро стала униатской.
В итоге образ вернулся на первоначальное место своего пребывания. Из-за пожара в 1610 году в Пречистенском Успенском соборе митрополичью кафедру, а вместе с ней и икону перенесли в Свято-Троицкий храм одноименной обители — тоже униатской. На удачу, войскам русским удалось занять Вильно.
Были организованы розыски святого образа, однако они не увенчались успехом. Дело в том, что чуть раньше виленский мещанин Ю. Селедчик вывез икону в Крулевец позже Кёнигсберг , а уже там ее надежно спрятали униатские иноки.
Лишь в начале 60-х гг. Позже икона совершила еще несколько вынужденных путешествий, но все равно возвращалась обратно. Так и хранилась она в Троицком монастыре: сначала в деревянном, затем в позолоченном киоте.
Образ был доступен для поколения верующих. По молитвам перед иконой этой совершались большие чудеса. В благодарность за полученную помощь исцелившиеся украшали Виленскую икону Божией Матери драгоценностями.
Много было произведено в тот период исторических исследований, немало написано публикаций. Цель преследовалась одна-единственная: доказать православные корни иконы. Несколько слов о том, как выглядел образ.
Написан он был по типу Одигитрии. Известны точные размеры иконы: 135,5 см на 90 см, а также материал изготовления — центральные кипарисовые и боковые липовые доски.