В дальнейшем “Известия” стали уважаемым печатным изданием, которое широко освещало жизнь как за рубежом, так и в границах Советского Союза. констатировал Роман Захаров.
Противоречия оттепели и их влияние на развитие духовной жизни
- О чем писали советские газеты в эпоху НЭПа*
- Лилипуты и еврейские крестьяне
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Навигация по записям
- Навигация по записям
- Газеты советского периода с 1917 по 1991 гг.
Выпуск новостей в 15:00 от 27.04.2024
На фото летчики на Западном фронте. На фото командующий армией Г. Жуков в 107-й стрелковой дивизии. Западный фронт.
Конный обоз. Через 10 дней после ее окончания участвовавшие в операции стрелковые дивизии первыми были удостоены звания гвардейских. На фото разрушенная Ельня.
Гитлеровцы отвозили их в концентрационный лагерь под названием «Киндер КЦ», где определялась «расовая ценность» малышей. Тех детей, которые проходили отбор, подвергали «начальной германизации».
В разные годы в эфир ЦТ выходило от одного до трёх выпусков новостей в день. Отдельные крупные репортажи, посвящённые торжественным мероприятиям, выходили без обозначения шапкой "Новостей".
Битва за урожай и призрак голода Набивший оскомину лозунг оказывается не только актуальным, но и зловеще неметафорическим. Битву за урожай страна ведет сама с собой. Газеты переполнены "вестями с полей". Сам способ подачи этих новостей резко отличается от обычной модели "советских уборочных". Никаких восторгов по поводу удивительного плодородия 1990 года никто не испытывает. Урожай зерновых 1990 года оказался необычно большим, однако богатство это было непосильным для советской экономики. Собирать урожай было некому; непонятно было, как и кому его нужно продавать; не известно даже, зачем хранить. Можно выделить несколько симптоматичных риторических моделей, позволяющих оценить общий настрой. Искренний порыв людей помочь сохранить собранный урожай. Порыв можно квалифицировать как вполне коммунистический, похожий по своей сути на энтузиазм ранних субботников. Так, в "Уральском рабочем" публикуется письмо ветерана Б. Солонина с призывом прекратить всякие совещания и отправиться на уборку: "Нетрудно догадаться, что нас ждет нынешней зимой, если этого не сделать. Я сам готов ехать"53. Столь же искренняя и однозначная пассивность и массовое нежелание работать — "возиться в грязи". В "Известиях" передовая статья от 19 августа так и названа: "Кто сказал, что жатва — всенародное дело? Подозреваю, что это язвительное замечание сделано кем-то из читателей "по горячим следам", а не через несколько лет после событий; в таком случае эта поправка тоже выражает настроения 1990 года. Ощущение бессмысленности уборочной, невозможность в советских условиях эффективного стимулирования труда в экстренной ситуации — вот что просматривается за сообщениями газет. Привычные для брежневской эпохи впрочем, и вообще для советского режима административно-командные методы спасения урожая. Например, в газете сообщается, что в Варненском районе Челябинской области введено чрезвычайное положение в связи с "битвой за урожай". Газеты печатают указы и постановления правительства, касающиеся студентов, которых в обязательном порядке отправляют на поля. Первые ростки рыночных отношений во время уборочной — приглашение горожан на уборку урожая с возможностью собрать для себя необходимое количество лука, картошки и т. В газетах разного уровня приводятся примеры действенности таких методов и указывается их общая половинчатость, нецивилизованность. При этом хлеба не стало меньше, а людей не стало больше, однако началась заготовка хлеба впрок — страна кинулась сушить сухари. Парадоксальность ситуации — с одной стороны, огромный урожай, тысячи тонн пшеницы, полные закрома, с другой — призрак голода — определяется многовековым горьким опытом. Отчуждение горожанина от производства сельской продукции впрочем, как и крестьянина , превращение "урожая" в мифические цифры, а на деле — в гнилое именно так будет сказано в "Известиях" — "сгноили зерно"54 — все это не раз и не два ощущали на себе советские жители. Однако в советский период каждый человек был уверен в государственной "пайке" — пусть в минимальных размерах, пусть в виде талонов на продукты, пусть в виде импорта канадского зерна взамен своего погубленного. Осень 1990 года воспринималась обществом как время "социального дарвинизма" — выживет тот, кто сам позаботится о себе. Журналист "Известий" Э. Сделаем, чтобы следующей осенью урожай собирал тот, кто сеял, а не тот, кого пригнали из-под палки"55. Очереди за хлебом были переходом "тактики выживания" в фазу откровенной паники. Поэтому инерция заявлений о "железной руке", которую ждет народ, может рассматриваться именно как инерция "Реальность такова, что люди не верят в возможность быстрой стабилизации, страшатся рынка, цепенеют от разгула преступности. Случайно ли, что обыденное массовое сознание все активнее и громче требует "железной руки", которая смогла бы навести порядок в стране?.. Как бы странно ни выглядела эта диалектика — к демократии через силу, — она все больше обретает черты реальности"56. Именно осенью в газетах появляется все больше сообщений о том, как люди приспосабливаются к условиям, не поддержанным никакими гарантиями и защитами. В политическом дискурсе главным словом становится "стабилизация". Мы обязаны быстро завершить разработку единой общесоюзной программы перехода к рынку и при поддержке народа решительно взяться за ее претворение в жизнь"57. Следует отметить показательную смену императива в речах Рыжкова: в докладе он дает наказ словно бы лично себе "Мы обязаны быстро завершить разработку…" , хотя очевидно, что если от этого доклада чего-то и ждут, то готового решения и осмысленного плана действий. Впрочем, выбор этой модальности "самоуговаривания" показывает также и то, что Рыжков так или иначе ощущает пустоту и бессмысленность собственного выступления, где неуместным было все — от сообщения об отсутствии программы перехода к рынку хотя прошло около трех месяцев с момента провозглашения им лозунга "Альтернативы рынку нет" до реверанса "при поддержке народа", предполагающего извечное разделение на неких верхних "нас" и нижних "вас". С социально-психологической точки зрения перед нами — картина приспособления людей к изменившимся условиям существования. Никакая новая "чрезвычайка" в этой ситуации работать не могла, и сколько бы исполкомы ни провозглашали себя "полноправными", права их заканчивались там же, где начинались, — на бумаге. Хозяйственный механизм страны, по-видимому, "пошел вразнос" настолько, что работали только "точечные" объекты, а отрасли в целом терпели кризис. В это время в газетах публиковались призывы, которые в той ситуации выглядели уже совершенно пустыми. Например, доктор философских наук Н. Михайлов в "Известиях" отмечает "высокое напряжение" в обществе и заявляет: "Политической стихии должны противостоять гражданское согласие, порядок и здравый смысл"59. Очевидно, что категория долженствования в этом случае выглядит по меньшей мере риторической. Алексей Кива размышляет о "покаянии партии". По его мнению, перестройку тормозит массовое сознание: люди привыкли к социальным наркотикам. К сожалению, другого социализма мы пока не знаем"60. Видимо, этот призыв тоже был запоздалым: дебаты об общественном статусе КПСС уже мало кого интересовали. Реальной власти партия лишалась на глазах; выступить мощной силой, которая в состоянии вдохнуть в разрушенный механизм жизнь, она уже не могла. Публичное покаяние партии в этот момент, насколько я могу судить из нынешнего дня, уже не дало бы никакого значимого психологического и экономического эффекта. Казалось бы, большее значение должны иметь заявления правительственных органов. Однако даже плохо скрытый конфликт между Ельциным и Горбачевым Ельцин на сессии Верховного Совета РСФСР предупредил, что программа Горбачева грозит экономической катастрофой, впереди — гиперинфляция 61 остается на периферии общественного внимания. Очевидно, что газеты за это время во многом потеряли тесную связь с читателями. Именно осенью меняется статус многих газет: они проходят перерегистрацию, коллективы редакций становятся учредителями своих изданий. В это время меняются концепции изданий, они становятся более определенными и политически, и идеологически, и творчески62. Читательская аудитория, нуждающаяся в удовлетворении самых базовых потребностей, нередко просто отказывается от газет, ограничиваясь программами ТВ63. Эта ситуация ухода читателей ощутима по тону газет, по распаду всех материалов на два разнородных, почти автономных потока: с одной стороны — освещение внутриполитической жизни страны, с другой — немногочисленные письма и корреспонденции с мест, в которых речь идет о каждодневных бытовых трудностях. Политическая информация в газетах между тем становится устрашающей. Ельцин был прав: этот путь вел к коллапсу экономики и — добавим — усилил тенденции к "бегству" союзных республик. В конце ноября Верховный Совет поставил президенту ультиматум: Горбачеву было предложено в двухнедельный срок принять решительные меры по наведению порядка в экономике. Через четыре дня Горбачев обнародовал Указ об усилении рабочего контроля в целях наведения порядка в хранении, транспортировке и торговле продовольствием и товарами народного потребления. Умалатова была "зашикана" депутатами и на все время работы съезда превратилась в постоянный объект для иронических выпадов. Отметим, что это "зашикивание" было следствием не сервилизма, а изменения общественных настроений — время обвинений Горбачева "снизу" прошло. И не потому, что люди стали к нему относиться лучше: просто многие интуитивно ощутили или осознали в результате размышлений , что в развертывающейся игре он — уже не решающая фигура. При этом массовом "разбегании" люди, кажется, уже мало обращали внимание на протесты аналитиков, предупреждавших о катастрофических последствиях курса правительства: "Наша страна впервые подошла к тому рубежу, за которым лежит экономический хаос. Дефицит составит 250 млрд. А это сигнал приближающейся катастрофы, для описания последствий которой у нас не хватает слов. Поток пустых денег затопит нас, разрушив экономику окончательно"65. Призывы к чрезвычайным мерам и предупреждения либеральных экономистов, похоже, доносятся до читателей как будто из другого мира. Если раньше на страницах газет разворачивались целые дискуссии, связанные с "острыми" выступлениями специалистов, то теперь газеты не публикуют никаких откликов читателей на "страшные" прогнозы. Более того, и сами журналисты, штатные аналитики избегают комментариев. Первая причина этой отстраненности — неверие людей в то, что правительство СССР способно хоть что-то исправить и что его поэтому есть смысл в чем бы то ни было убеждать. Приходится с глубокой горечью признать, что духовная мощь России погибла"66. Но такой "похоронный звон" для страны откровением не был: к осени подобные настроения, видимо, были приняты людьми как новые условия жизни. В октябрьской статье журналист и депутат Верховного Совета СССР Алла Ярошинская задается вопросом: что происходит в стране, есть ли хоть какая-то власть? Торжество центристского сознания — наш завтрашний день"68.
Соседки косо смотрели на ту, которая сожительствовала с мужчиной без штампа в паспорте, называя ее за спиной чуть ли не блудницей. К мужчинам, которые не спешили в ЗАГС, но и отказываться от жизни с дамой не хотели, относились гораздо лояльнее. Их выбор не осуждали, а лишь вскользь могли упомянуть, что мол «Борис-то до сих пор с Анной живет без росписи». Нередко такие случаи разбирали на комсомольских собраниях, но зачастую дело дальше не двигалось. Хотя решившиеся на такую «провокацию» граждане морально были готовы уже ко всему. В наши дни люди начинают строить совместный быт перед тем, как надевают обручальные кольца на пальцы. Штамп в паспорте постепенно теряет гарантию счастливых безоблачных отношений. Вмешательство в личную жизнь — дело весьма скользкое, а потому сегодня лучше фокусироваться на своем счастье. Дело было далеко не в жажде заработать все деньги мира. Советские граждане не могли опускать руки из-за уголовного наказания, которое поджидало каждого лентяя.
Почему в СССР был дефицит и как жили в этот период?
Пропаганда максимально использовала интерес к перелёту экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток в 1936 году, к перелёту экипажа Чкалова из Москвы через Северный полюс в США в 1937 году, к первой в мире советской дрейфующей полярной станции в 1937—1938 годах. Пропаганда также превозносила трудовые подвиги таких «простых людей» как Алексей Стаханов или Паша Ангелина , которые купались в лучах славы [13]. В 1930-е годы отмечалось появление значительного корпуса текстов, стилизованных под фольклорные произведения. В данных произведениях, например, в сказе Марфы Крюковой , фигурирует словосочетание «ясные соколы», когда речь идет об авиации и авиаторах. Ещё более значимым для пропаганды, чем образ героев, был образ врагов. До Великой Отечественной войны советская пропаганда уподобляла происходящее в тех или иных сферах общественной жизни событиям эпохи Гражданской войны и использовала, в основном, риторику классовой борьбы. В качестве главных внешних врагов советского народа пропаганда до Великой Отечественной войны изображала «мировую буржуазию », « фашистов », а после войны — блок НАТО во главе с США. Формы представления этих врагов были стереотипны — от черно-белых карикатурно-плакатных толстяков-капиталистов в цилиндрах и с мешком долларов в руке до дядюшки Сэма и генералов Пентагона.
Их стандартными атрибутами в кино или книгах «про шпионов» были бутылка виски , толстая сигара , разговоры о потерянных из-за революции и коммунистов деньгах или планах уничтожения СССР. Во время Великой Отечественной войны главными врагами были « немецкие фашисты » и их союзники. Это стал наиболее значимый и сильный в моральном и идентификационном плане образ врага, в советской и постсоветской пропагандистской риторике гитлеровцы всегда служили и служат абсолютной мерой негативного. В послевоенное время внешние враги, по существу, вытеснили из риторического поля прежние образы таких врагов, как белогвардейцы , кулаки , меньшевики , троцкисты. Но всё же немаловажными для пропаганды оставались и внутренние враги. В качестве таковых изображался прежде всего скрытый, сознательный вредитель, убежденный противник Советской власти , ждущий, когда она развалится, инженер, бездарный профессор, реже — кулак, бывший помещик, пробравшийся в номенклатурные чины. Если этот персонаж не был сам до революции крупным собственником, то он — сын бывших владельцев фабрики или поместья, бывший «царский» офицер.
Такое же прошлое мог иметь и диверсант или шпион, засланный в СССР, и практически всегда имел изображаемый в пропаганде коллаборационист периода Великой Отечественной войны. Все они выдвигали на первый план главного персонажа пропагандистских кампаний бдительности и борьбы с классовым врагом — «пособника врага», каждый раз утверждаемого сверху в качестве предмета соответствующей критики подкулачник , злопыхатель, критикан, паникёр и т. Главной задачей пропаганды было связать позицию такого рода персонажей с действиями наиболее агрессивных и непримиримых врагов, представить любую возможность самостоятельного рассуждения или взгляда как угрозу обществу и государству. Это открывало для пропаганды возможности всеобщей охоты на «сомневающихся» и «маловеров», «попутчиков» социалистического строительства, заставляя всех не просто демонстрировать, но и доказывать свою преданность и лояльность режиму [14]. Советские идеологи утверждали: «Формирование нового человека не только следствие, но и условие успешного строительства коммунизма ». Важную роль в пропаганде коммунистической идеологии они отводили литературе и искусству , печати , радио , телевидению , различным формам устной пропаганды; отмечался вклад в идеологическую работу советских культурно-просветительных учреждений.
Новые полиграфические комбинаты строятся по всей стране, одновременно с этим наблюдается рост тиражей газет и журналов - так, разовый тираж газет в 1977 году составил 140 млн. Подписка на партийную прессу тогда была обязательна для каждого коммуниста. В конце 70-80 гг.
Информационные материалы поступают к подписчикам по телетайпам, фототелеграфу, по почте в виде бюллетеней, по линиям связи, а также по радио. В 1961 году происходит создание Агентства печати «Новости», среди создателей значилось несколько общественных организаций. Оно получает широкую сеть представителей по всему миру, организует собственное издательство. На материалах данного агентства издаются журналы, газеты и пресс-бюллетени с общим тиражом 2,5 млн экземпляров в год. Закон стоимости это экономический закон товарного производства Поделиться с друзьями:.
Предполагалось, что пропаганда заинтересована в «правдивом, достоверном» отражении действительности [1].
Для лучшей организации института пропаганды в 1935 году, по инициативе Сталина , Агинтроп разделили на пять отделов: печати и издательств, партийной пропаганды и агитации, школ, науки, культурно-просветительной работы. Так, под руководством соответствующего отдела была установлена система устной пропаганды, которой постоянно занималось более 112 тысяч читающих лекции и выступающих на публике агитаторов [1]. Почтовая марка СССР с призывом, обращённым к юным пионерам , 1961 год Власти избегали скрытых способов, которые были распространены в капиталистических странах, и старались передать через агитацию ответы на насущные потребности общества [2] [1]. Например, проблему малой заинтересованности населения в здоровом образе жизни и спорте после Второй мировой войны партийное руководство стремилось решить за счёт активной агитации физической культуры и спортивных достижений. Ей была посвящена большая часть агитации в СМИ, литературе и кино. Во всех республиках были созданы секции пропаганды физической культуры, проводились Всесоюзные парады физкультурников , были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, обновлены учебные программы, введены обязательные занятия по физкультуре [6].
Кроме того, партийное руководство старалось мотивировать рабочее население за счёт популяризации опыта передовых предприятий и ударников труда [2]. Так, в 1950—1980 годах одной из активных кампаний в СМИ стала «химизация» промышленного хозяйства. В 1957 году в передовых газетах страны частота появления терминов, связанных с этой темой, была даже выше, чем у терминов, связанных с « космической гонкой » «кибернетика» — 164 тыс. Важными темами советской агитации стали разъяснение партийно-государственных документов и решений руководства [2]. Одним из основных направлений пояснительной пропаганды стал атеизм , подавление церкви и искоренение религиозности. Так как в дореволюционные годы религиозные институты тесно ассоциировалась с императорской властью , одной из основных функций большевистской пропаганды стало насаждение атеизма.
В 1920—1940-х годах в стране массово издавали зарубежных анархистов , пропагандировали атеизм на региональном уровне, проводили расправы над духовенством, изымали церковное имущество [8]. Кроме того, пропаганда использовалась для оправдания таких важных решений руководства страны, как, например, подписание пакта Риббентропа — Молотова : советские агитаторы уверяли в пользе, которую документ принесёт немецким коммунистам, а также в установлении доверительного союза с бывшим врагом [9]. Советский плакат, прославляющий Сталина, 1938 год Одной из характеристик советской пропаганды является превозношение вождя, что становилось причиной возникновения культов личности. Так, уже с 1920 года города и посёлки страны переименовывали в честь крупных общественных деятелей, в особенности Владимира Ленина. Его прославляли в стихотворениях и книгах, повсеместно возводили статуи вождя. Во времена правления Иосифа Сталина культ личности был необходим для сплочения населения вокруг единой фигуры: вождя представляли как непогрешимого руководителя и отца народа.
Но после смерти Сталина партийное руководство придерживалось коллективной формы управления. Соответственно, попытки издателей представить, например, Георгия Маленкова в качестве единственного преемника власти пресекались.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
Эпоха ответственности: 5 самых советских норм, исчезнувших в наше время
Информационная программа "Время" Программы за 1975-1985 годы Советские новости Новостные передачи в СССР 26.03.15. От редакции Власть и искусство в советскую эпоху. В советскую эпоху было множество слов, которые использовала молодёжь, стремясь выделиться и быть непонятой старшим поколением. 11 мая 2023 года на базе МБУДО-РДДиЮ состоялся Слёт Советников Советского Района – СССР. Новости / Люди и события. 4 действия, которые сегодня являются нормой, а в советские времена считались постыдными. «600 секунд» стала первой в Союзе криминальной хроникой, показавшей всю мешанину беднеющей советской жизни, при которой люди пускались во все тяжкие.
Первый акт гласности
- «Аргументы и факты»
- "Ихние собаки едят, видите ли, котлеты..."
- Мониторинг повседневности: советские газеты от января к декабрю 1990 года — Журнальный зал
- Цифровые архивы газет
Особо бдительные товарищи. Как доносительство стало привычкой советских людей
Главным в работе СМИ в этот период становится обзор положения дел в экономике, борьба с последствиями культа личности, с общим беззаконием. Какие изменения произошли в советской прессе в годы Великой Отечественной войны? В перестроечную эпоху «Время» стали обвинять в тенденциозности, но сейчас стало ясно – так или иначе, любая программа на ТВ, имеющая отношение к политике, не является нейтральной и выражает ту или иную точку зрения.
Журналистика периода "оттепели"
Первый путь — это упорное и ожесточенное противостояние идеологическим инстанциям, настойчивые и зачастую успешные попытки расширить пределы дозволенного, пробивание через цензуру произведений, «сомнительных» с точки зрения ревнителей идеологии, постоянное стремление либеральных литераторов и редакторов официально, то есть с помощью публикаций, прошедших Главлит, ввести в культурный оборот запрещенные или полузапрещенные темы и имена. Одновременно некоторые группы художников пытаются «легализовать» своими выставками художественные методы, не вписывающиеся в каноны социалистического реализма одна из таких попыток закончилась в 1962 году катастрофой в Манеже. Значение этой работы для советской культуры а преодоление цензурных барьеров было именно работой, иногда даже особым искусством , да и для становления гражданского сознания в СССР, невозможно переоценить. Несколько поколений интеллигенции выросло на альманахах «Литературная Москва» и «Тарусские страницы», на публикациях «Нового мира» и, отчасти, «Юности», на переводах из Кафки, Хемингуэя или Сартра, на статьях Аверинцева, на спектаклях «Таганки» и «Современника», на поэзии Давида Самойлова, Арсения Тарковского, Марии Петровых, на мемуарах Ильи Эренбурга, на произведениях Аксенова, раннего Солженицына, Домбровского, Белова, Айтматова, Искандера, Трифонова и десятков других.
В отечественной критике, литературоведении и публицистике устоялся специальный термин для свободомыслящей советской интеллигенции 1960-х — «шестидесятники». При этом диссидентов иногда включают в число шестидесятников, а иногда, наоборот, первых резко противопоставляют вторым. Это, разумеется, не более чем вопрос дефиниций; несомненно, однако, что шестидесятничество — один из самых важных социокультурных контекстов, в котором возникла и развивалась диссидентская активность.
В чем состояла разница между «диссидентством» и «шестидесятничеством» или, если угодно, что выделяло диссидентов первого призыва среди прочих шестидесятников? Определенно не мировоззрение и тем более не идеология. Разделительной чертой стал выбор жизненной стратегии и типа социального поведения.
Представляется неверным определять границы между «системным» и «внесистемным» инакомыслием исходя из уровня радикализма художественных или политических воззрений — это не так. В подцензурной печати не раз появлялись публикации, более чем радикально отходившие от идеологических установок; в то же время в самиздате мы найдем много текстов, практически лояльных этим установкам. Во всяком случае, в культуре границы диссидентства определялись не столько дистанцией между содержанием культурного акта и официальными требованиями, сколько независимостью от этих требований.
И главное отличие диссидентского типа культурной активности от «подцензурного инакомыслия» состоит в том, что он реализовывался в формах, вовсе не предполагавших какое бы то ни было взаимодействие с властью. Вывешивая картины в своих мастерских а в случае неимения оных — в собственных квартирах и открывая эти мастерские и квартиры в определенный день недели для всех желающих, перепечатывая свои стихи на собственной пишущей машинке и раздаривая их друзьям и знакомым, художники и поэты отказывались от «посредничества» государства в презентации своего творчества публике, объявляя его как бы своим частным делом. И действительно, ведь нигде не записано, что нельзя дарить стихи или показывать людям свои картины.
Конечно, существовала и вовсю действовала статья Уголовного кодекса об «антисоветской пропаганде», но подогнать под эту статью внешне аполитичное творчество Владимира Бурича, Александра Аронова, Булата Окуджавы или Юло Соостера составляло правовую проблему даже для более чем гибкой хрущевской юстиции. Этот способ творческого существования обеспечивал не только определенный иммунитет к наиболее жестким видам преследования иммунитет, к слову сказать, весьма зыбкий и неустойчивый — ведь власть, со своей стороны, искала и находила новые репрессивные инструменты против инакомыслия. Гораздо более важным с точки зрения развития диссидентского мировоззрения было то, что деятельность этого содружества вполне вписывалась в тот тип общественной активности, которую много позже Андрей Амальрик охарактеризует как освоение «серой зоны», лежащей в промежутке между безусловно одобряемыми и абсолютно запрещаемыми властью нормами общественного поведения.
Это и был второй путь решения вопроса. Вскоре выяснилось, что на этом пути возможно существование независимой инициативы не только в культуре, но и в сферах, далеких от литературы и искусства. Но сначала он был все-таки опробован творческой интеллигенцией.
Читайте также «Маяковцы», отказники и диссиденты. Кто и зачем выходил на протесты в Советском Союзе Оказалось, что открытое игнорирование негласно ведь не существует законодательного запрета на свободу творчества! Правовая идея, ставшая стержнем всей диссидентской активности в СССР, здесь уже присутствует, хотя пока еще четко не сформулирована.
Вероятно, художники и литераторы, искавшие и находившие новые способы презентации своего творчества, независимые от идеологических инстанций и государственных структур, контролировавших культуру, немало удивились бы, если бы им сказали, что они — провозвестники нового правового мышления, зарождающегося в советском обществе. Но они, возможно, согласились бы примерить на себя определение, данное Андреем Амальриком диссидентам, которые, по его словам, «сделали гениально простую вещь — в несвободной стране начали вести себя как свободные люди». Мысль эта носилась в воздухе и порождала немало примеров индивидуального и коллективного «протодиссидентского» поведения; некоторые из них будут упомянуты в последнем разделе этой статьи, посвященном «второй культуре».
Но наиболее полно идея культурной а вскоре и гражданской активности, независимой от государственной власти, воплотилась в стихийно, вне всяких коллективных инициатив сложившемся общественном механизме — самиздате.
Да, это так, конечно, но в течение этих 10—20 лет в жизни страны происходили важные процессы, сформировавшие или изменившие менталитет не одного этого поколения.
Идеологическое землетрясение, устроенное Хрущевым в феврале 1956 года, потрясло идеологические основы режима. Страна разделилась на «сталинистов» и «антисталинистов», причем демаркационная линия определялась не только отношением к личности покойного диктатора и к массовым кровопусканиям, которые тот учинял при жизни. Терминами «сталинизм» и «наследие сталинизма» в официальную печать, впрочем, не допускавшимися, — вместо них там использовались расплывчатые эвфемизмы «культ личности» и «последствия культа личности» общественное мнение маркировало практически все актуальные политические, культурные, социальные, экономические и даже научные проблемы: отсутствие в СССР демократии, колхозную нищету, жесткий партийный диктат в сфере идеологии, цензуру, притеснения художников-авангардистов и т.
Соответственно, любые выступления против наиболее отвратительных черт режима воспринимались как «антисталинистские». Эта дихотомия определила политический контекст будущего диссидентства, и не только его, но и всей общественной жизни в Советском Союзе да и в постсоветской России тоже , на многие десятилетия вперед. В дальнейшем все диссиденты, за редчайшими исключениями, позиционировали себя как «антисталинисты».
Половинчатая и непоследовательная политика хрущевского руководства привела к тому, что разлад между интеллигенцией и властью во второй половине 1950-х не исчез, а, наоборот, все больше обострялся. Какую-то роль здесь сыграли и процессы, происходившие в странах «социалистического лагеря»: польский Октябрь, венгерская революция и ее кровавое подавление советскими танками, соблазнительный пример югославских социально-экономических реформ. Вновь появилось множество подпольных кружков и групп.
В Украине, балтийских и закавказских республиках это, конечно, были по большей части группы националистической ориентации, в метрополии подпольщики объединялись вокруг общеполитических платформ. В дальнейшем, с появлением открытой коллективной активности «диссидентского типа», политическое подполье, вопреки распространенному мнению, не исчезло, оно лишь отодвинулось на периферию социума, географическую и медийную. Но говорить о нем как о «контексте диссидентства», наверное, было бы не совсем верно: с точки зрения самих диссидентов его можно скорее охарактеризовать как осознанную и отвергнутую альтернативу.
Характерно название мемуаров Петра Григоренко — бывшего убежденного партийца, ставшего в 1963 году подпольщиком, а во второй половине 1960-х одним из самых известных диссидентов: «В подполье можно встретить только крыс…». Диссиденты решительно порывают с одним из базовых мифов российской истории — мифом о конспиративном движении, приводящем к всеочистительной и все преображающей Революции. В диссидентском мейнстриме постоянно подчеркивалось, что их деятельность не тайная, а демонстративно публичная, что она осуществляется в рамках действующих законов и не направлена на революционный переворот.
Тем не менее с точки зрения «внешнего» исследователя, возможно, правильнее всего было бы рассматривать политическое подполье 1950—1980-х не в качестве «контекста» диссидентской деятельности и не как альтернативу этой деятельности, а как особый вид диссидентства, сопряженный с отказом от диссидентского легализма и диссидентской публичности. Интереснейший пример «переходного звена» между подпольем и открытой диссидентской деятельностью представляет группа скорее, политический семинар , созданная в 1956—1957 годах Револьтом Пименовым. Семинар Пименова функционировал как подпольный кружок, с соблюдением всех правил конспирации; но в это же самое время лидер группы обращался к депутатам Верховного Совета СССР с письмами протеста против использования Советской армии для подавления революции в Венгрии, подписывая их своим полным именем, с указанием обратного адреса!
В целом в соревновании с открытым диссидентством подпольщики проигрывали: разрозненные кружки и группы, создававшиеся ими, действовали изолированно друг от друга, более того — друг о друге, как правило, и не слыхали. Их знакомство обычно происходило уже в лагерях. Революционное сообщество, которое могло бы стать значимым общественно-политическим фактором, в СССР так никогда и не возникло.
Впрочем, в некоторых республиках — в Армении, Азербайджане, Молдове, отчасти в Грузии и Эстонии — именно подпольные кружки националистического толка так до конца и остались наиболее распространенной формой конфронтации с государственной властью. Оппозиционная политическая активность проявлялась не только в деятельности подпольных кружков. Еще в 1950-е, задолго до того, как открытое диссидентское поведение стало нормой общественной жизни для относительно больших групп людей, кое-кто решался и на публичные выступления политического характера см.
Основная конфронтация мыслящей части советского общества с властью разворачивалась совсем в другой плоскости. Для тех людей, которым удалось пройти школу послевоенного вольномыслия, доклад Хрущева был не откровением, а лишь неполным и робким признанием того, что они, интуитивно или путем логического анализа, а иные и на собственной шкуре, поняли еще при жизни Сталина. Именно эти люди составили костяк свободомыслящей интеллигенции следующих десятилетий.
Именно они были впоследствии прилежными читателями самиздата. И именно из них вкупе с более молодым поколением, «детьми XX съезда», чья юность пришлась на период хрущевских разоблачений рекрутировались первые диссиденты.
Большинство текстов-рассуждений в ЕГЭ относятся именно к публицистическому стилю.
Характерные особенности: Общие особенности: публицистический текст часто строится как рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности; числительные часто записываются цифрами; публицистический текст по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. Однако основным назначением публицистики становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование. Лексика: используется общеупотребительная лексика, а порой встречается и общенаучная терминология.
Впрочем, тексты в ЕГЭ — обычно качественная публицистика, в которой штампов может и не быть. Синтаксис: Для синтаксиса текста публицистического стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, обращений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций; используются вопросительные и восклицательные предложения, вопросно-ответная форма изложения; побудительные предложения помогают сформулировать призывы к действию. Грамматика: часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения: «чувство ответственности», «взгляды предков», «жизнь ребенка», «чувство добра», «экология планеты».
Средства выразительности: широкое использование средств художественной выразительности. Особенно часты фразеологизмы, лексические повторы, риторические вопросы и восклицания. Примеры: В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке 1696-1699.
Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о […] неслыханно прекрасном.
Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь… Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, — прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить свое «творение» на выигрышном месте и лень подумать о другом.
Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению.
Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет. Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это — и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей.
Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным — на памятниках истории, культуры… Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению. Не будет корней в родной местности, в родной стране — будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле. Лихачёву Цель — воздействие на читателя через художественный образ.
Жанры текстов — рассказы, повести, романы, стихотворения, поэмы и т. Характерные особенности: тип речи — преимущественно повествование и описание. Лексика: лексика часто характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной может использоваться специальная терминология, речевые штампы, разговорная лексика и просторечия, диалектизмы, фразеологизмы.
Это помогает точнее передать речь персонажей, чувства героев, колорит эпохи и т. Синтаксис: синтаксис также неоднороден. Он может быть усложненным за счет использования сложных предложений, причастных, деепричастных, уточняющих и других оборотов, однородных членов, вводных слов и т.
В то же время синтаксис может быть упрощенным, к примеру, при передаче речи героев.
У главной героини, 16-летней Ксюши Субботиной, на носу выпускной, а она, вынужденная сражаться за место под солнцем и дома, и в школе, пребывает в полном раздрае. Одноклассники издеваются над её пышными формами и нерешительностью, а мама требует вернуть в семью отца, уже полгода живущего с молодой пассией и, как потом выяснится, ждущей от него ребёнка. Девочка сочиняет песни и мечтает показать своё творчество на концерте, посвящённом последнему звонку, чтобы покорить сердце Дани Погуляева, по которому безответно сохнет уже три года. Однако отбор на мероприятие ведёт школьная звезда Света Баранова — заклятый враг Ксюши и зачинщица её травли, отсеивающая всех, кто ей не по душе.
После очередной порции насмешек героиня заводит собственный видеоблог, где под именем Жируха размещает дерзкие, провокационные ролики, превращаясь в королеву кринжа на подростковом сленге нечто жутко отвратительное, вызывающее сильный эмоциональный всплеск. Слава и популярность к десятикласснице, стремящейся язвительной самоиронией не только избавиться от своих комплексов, но и воодушевить таких же «отверженных» обществом собратьев по несчастью, приходит быстро: капризный успех, как известно, «выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой». Однако на определённом этапе Ксюша незаметно превращается из жертвы в агрессора, ведь первое страдание, говорил Лермонтов устами Печорина, даёт понятие об удовольствии мучить другого. Примечательно, что об издевательствах и травле со стороны одноклассников члены съёмочной группы фильма Кармаевой, значащегося в титрах «нежной историей любви», знают из личного опыта. Так, с буллингом столкнулась исполнительница главной роли Римма Латышева, окончившая школу в 2019 году.
Как рассказала актриса, выплеснув некогда пережитые боль и обиды на экран, она освободилась от негатива и «закрыла эту малоприятную тему». В аналогичной ситуации в своё время оказалась и сценаристка Лика Панкратова, что впоследствии подвигло её на создание сюжета «Хуже всех». Увы, школьный буллинг был, есть и будет, просто в эпоху цифровых технологий он вышел на принципиально новый, поистине пугающий уровень, отчего гонения на шестиклассницу, описанные в знаменитом «Чучеле» Ролана Быкова, теперь кажутся едва ли не мелкими пакостями. Сегодня помимо постоянного физического и эмоционального давления жертва подвергается ещё и кибербуллингу — издевательствам в виртуальном пространстве, формами которого являются кибермоббинг — токсичные сообщения и комментарии в мессенджерах и соцсетях, а также киберсталкинг — преследование, распространение слухов и запугивание в интернете. А потому финал у таких «ученических» конфликтов нередко трагичен: доведённый до отчаяния объект агрессии способен на самые страшные поступки.
Достаточно вспомнить события в одной из гимназий Брянска, где в декабре прошлого года 14-летняя школьница, придя в учебное заведение с отцовским дробовиком, открыла огонь, убила одноклассницу, ранила ещё пятерых, после чего застрелилась сама. Позже всплыло, что замкнутая девочка долгое время подвергалась всеобщей травле. К счастью, история, рассказанная в «Хуже всех», имеет благополучный конец. Ксюша и её главная преследовательница Света Баранова, испытавшая на себе закон бумеранга, во время выпускного всё же пришли к взаимопониманию. Вообще лента Саши Кармаевой, несмотря на поднятый в ней болезненный вопрос, оптимистичная и жизнеутверждающая.
Фильм, постоянным музыкальным фоном которого послужили подростковые хиты последних лет, смотрится на одном дыхании и лишний раз убеждает в правоте Ницше: то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Не менее острой социальной проблемы коснулись и создатели «Лгуньи» — экранизации одноимённого бестселлера израильской писательницы Айелет Гундар-Гошен, повествующей о впечатлительной Еве, не имеющей ни увлечений, ни друзей и мечтающей наполнить своё существование яркими красками и взрывными эмоциями. Увы, её реальная жизнь настолько скучна и уныла, что порой 17-летняя девушка ощущает себя невидимкой. На каникулы она устраивается в кафе-мороженое в надежде расширить круг общения и, если повезёт, познакомиться с симпатичным парнем. И хотя лето уже на излёте, с героиней по-прежнему ничего не происходит.
Однако всё разом меняется, когда в один из последних августовских дней в заведение заглядывает вышедший в тираж эстрадный певец Александр Воронов. Пребывая в мрачном настроении, он срывается на юной официантке, которая, обидевшись, убегает во двор, а артист, не получивший сдачи с купюры, пытается её вернуть. Дальше наступает полный абсурд: Ева кричит, на шум сбегаются люди, делающие вывод, будто Александр хотел изнасиловать девушку. И мнимая жертва почему-то отнюдь не стремится развеять заблуждение толпы...
Советские новости.
Не хватало мяса, поэтому советские ученые стали разрабатывать продукт с таким же высоким содержанием белка, который мог бы его заменить. "Ювентус" стал первым финалистом Кубка Италии. Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи. Главным в работе СМИ в этот период становится обзор положения дел в экономике, борьба с последствиями культа личности, с общим беззаконием.
«Правда» и «Известия»
Разовый тираж газет на этот момент составил около 85 млн. Подписка на газеты и журналы шла сверху. Росло количество изданий, но цель оставалась прежней - усиление административно-командного нажима, директивного воздействия партии на все сферы жизни. Появляются новые возможности радио, в феврале 1956 года начинает работать вторая программа Центрального ТВ. К 1960 году определились общественные функции ТВ. Первая программа-информационная, вторая - «Маяк» - информационно-музыкальная, третья-литературно-музыкальная, четвертая-музыкальная, пятая - общественно-политическая и художественная морякам, рыбакам, полярникам. К 50-х годам - I Всесоюзный съезд советских журналистов. В эти годы происходит создание союза журналистов СССР.
В среднем «Искра» выходила тиражом около 8 тысяч экземпляров. С середины 1901 года газета издавалась раз в месяц, а с 1902 года — каждые две недели.
В Россию газета доставлялась и распространялась нелегально. Для того чтобы увеличить тираж «Искры», в России были организованы несколько подпольных типографий, перепечатывавших как отдельные статьи, так и целые номера газеты. Из-за раскола между Лениным и Плехановым в октябре 1905 года «Искра» прекратила своё существование. Большевики издавали газеты «Вперёд», «Пролетарий», в октябре 1905 года в Петербурге выходила первая легальная газета «Новая жизнь». А в 1912 году главным печатным органом большевиков стала «Правда». В январе 1912 года в Праге состоялась 6-я Всероссийская конференция РСДРП, на которой было решено издавать ежедневную газету для рабочих. Первый номер «Правды» вышел в Петербурге 22 апреля 5 мая 1912 года с 1922 года 5 мая отмечался как День печати. Стоила газета 2 копейки, в номере описывались Ленские события расстрел рабочих на якутских приисках , освещалось рабочее движение в России и мире, были опубликованы телеграммы и письма с мест. Центральным органом РСДРП с 1908 по 1917 год была газета «Социал-демократ», издававшаяся за границей и распространявшаяся в России нелегально.
Но фактически главной газетой большевиков была «Правда». Газета издавалась легально, хотя в период с 1912 года до начала Первой мировой войны правительство 8 раз закрывало издание. Однако газета продолжала выходить, только под другим названиями: в 1913 году — «Рабочая правда», «Северная правда», «Правда труда», «За правду», в 1914-м — «Пролетарская правда», «Путь правды», «Рабочий», «Трудовая правда». А несколькими днями ранее представители различных социалистических партий, рабочие, члены социал-демократической меньшевистской и трудовой фракций Государственной думы учредили Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. С названием особо не мудрствовали: на первой странице ровными прямыми буквами, без всяких изысков было отпечатано: «Известия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов». Хотя большевики и входили в состав Петросовета, но главенствующую роль в нём играли эсеры и меньшевики, так что «Известия» до поры до времени оставались меньшевистской газетой. После прихода к власти большевики попытались полностью подчинить себе прессу. В «Декрете о печати», вышедшем в тот же день, указывалось на необходимость подобных мероприятий против «контрреволюционных» газет. Однако в том же Декрете говорилось, что «как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для неё будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону».
Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет. Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это — и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным — на памятниках истории, культуры… Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению. Не будет корней в родной местности, в родной стране — будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле. Лихачёву Цель — воздействие на читателя через художественный образ. Жанры текстов — рассказы, повести, романы, стихотворения, поэмы и т.
Характерные особенности: тип речи — преимущественно повествование и описание. Лексика: лексика часто характеризуется неоднородностью: наряду с общеупотребительной может использоваться специальная терминология, речевые штампы, разговорная лексика и просторечия, диалектизмы, фразеологизмы. Это помогает точнее передать речь персонажей, чувства героев, колорит эпохи и т. Синтаксис: синтаксис также неоднороден. Он может быть усложненным за счет использования сложных предложений, причастных, деепричастных, уточняющих и других оборотов, однородных членов, вводных слов и т. В то же время синтаксис может быть упрощенным, к примеру, при передаче речи героев. Средства выразительности: средства выразительности используются очень широко — шире, чем в других стилях речи. Примеры: Когда удивленные участники дискуссии увидели Ибн Кору, к которому некоторые из них уже собирались на поминки, считая его мертвым, он спокойно, скрестив ноги и глядя на них глазами, похожими на тарелки с жидким луковым супом, сказал: — В детстве, давно, я видел однажды на лугу, как столкнулись две бабочки; немного пестрой пыльцы просыпалось с одной на другую, и они упорхнули дальше, а я этот случай тут же забыл. Вчера вечером, когда я был еще в дороге, какой-то человек ударил меня саблей, видимо перепутав неизвестно с кем. Прежде чем я успел продолжить путь, на моей щеке вместо крови появилось немного пыльцы… М.
Хазарский словарь Упражнения к заданиям 1-3 Текст 1 Если вы представляете себе, что именно шахматисты именуют рокировкой, вам нетрудно понять, что такое метатеза: это как бы рокировка звуков внутри слова. Мы теперь называем определенный тип блюдец тарелками. Потом в слове произошла «рокировка» — метатеза. Казалось бы, нет ничего общего между словами «ладонь» и «долина», а на самом деле они очень близки. В древнерусском языке «ладонь» звучало как «долонь», лишь позднее слово подверглось метатезе. Первоначальное «долонь» означало: «та сторона кисти, которая обращена долу вниз, к земле ». Из древнего «мьжурить» «мьга» по-древнерусски означало «тьма», сравните с «мигать» при помощи метатезы — перестановки — родилось наше современное «жмурить». Само слово «метатеза» по-гречески и значит «перестановка». По книге Л. Успенского «Почему не иначе?
Этимологический словарь школьника» Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
Радиовещание тоже не переводило дух — передачи теперь готовились и для зарубежных слушателей. А телевизионные центры были построены еще в Ленинграде и Киеве. Журналистика должна была проводить разоблачение коварных, бесчеловечных замыслов врага, поднимая боевой дух народа.
А «Красная звезда» и «Красный флот» объединили величайших писателей: А. Толстого, И. Эренбурга, К. Симонова, Б. С каждым годом росла роль партизанской и подпольной прессы — за четыре года количество подобных изданий приумножилось больше, чем в 13 раз.
До октября 1948 г. Вместе с перестройкой системы СМИ для военных нужд шел процесс создания фронтовой корреспондентской сети. Отличные образцы публицистики принадлежат: А. Фадееву, В. Вишневскому, М.
Шолохову, Б. Право иметь постоянных корреспондентов на фронте предоставлялось Совинформбюро, ТАСС, редакциям газет «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Комсомольская правда», Всесоюзному радиокомитету и тем республиканским и областным газетам, на территории которых проходили военные действия. Радио Конечно, главная роль в военной журналистике того периода принадлежала радио. Голосом главного диктора страны, Юрия Левитана, с народом говорил сам И. Такой личный и прямой контакт с Москвой воодушевлял солдат и офицеров.
Люди с оккупированных территорий искали в эти трансляциях надежду на скорое освобождение и находили ее. Итоги периода Война обогатила репертуар советских СМИ. Появились новые жанры: фельетоны, фронтовые письма, памфлеты, карикатуры. Военные репортажи стали неотъемлемой частью газет. Появились целые журналы, посвященные юмору и сатире: «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др.
Так правительство поднимало боевой дух народа, высмеивая грозного противника. Особый успех имели специализированные издания для определенных военных подразделений. Свои СМИ имели флот, авиация, пехота и т. Все это позволило развеять миф об устрашающей непобедимости фашисткой армии. Главная задача идеологической работы состояла в том, чтобы каждый советский человек понял вес личной ответственности за судьбу всего его отечества и внес свой максимальный вклад в общую борьбу против захватчиков.
Торжественно идет трансляция телепередачи после длительного перерыва в тот же день, а уже 15 декабря 1945 года начинаются регулярные первые в Европе передачи телепрограмм. Развитие техники позволило создать и передвижную телевизионную станцию, после чего передают репортаж с футбольного матча на стадионе «Динамо» 1949 года. После войны советское правительство довольно быстро перестроилось с «мирного неба» на «холодную войну». Международная напряженность росла, поэтому многие радиочастоты с зарубежными передачами активно блокировались. Можно смело говорить о новом витке развития цензуры, но уже в радио-сегменте.
Подобные тексты должны были воспитывать трудящихся и настраивать их на созидательный лад, ведь страну предстояло поднять заново из руин, созданных войной. Огромные потери создавали бреши на рабочих местах, мужчин не хватало, и женщины со стариками работали в три смены, чтобы уложиться в планы, спущенные сверху. Многие журналисты того периода были вынуждены откровенно врать, преувеличивая показатели до небес, лишь бы мотивировать народ работать больше. Главными темами стали трудовые подвиги простых людей. Сталин, что приводит к пересмотру политической обстановки.
В «Правде» и «Новом мире» появляются острые выступления В. Овечкина: он первым из журналистов заговорил о вреде партийного руководства сельским хозяйством его «Районные будни», «В том же районе», «Борзов и Мартынов», «На переднем крае». Он зацепил внимание читателей своим честным изображением жизни, без скрытия ее недостатков. Итоги периода Главной тенденцией советской журналистики того периода можно назвать неправдоподобность. Авторы всячески ретушировали неприглядную действительность послевоенного десятилетия.