За время Отечественной войны проявила исключительные образцы в работе, перевыполняя из месяца в месяц план перевозки груза, чем оказала большую помощь фронту в деле разгрома немецко-фашистских захватчиков. ВОВ. Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Накануне Великой Отечественной войны Ленинград был крупнейшим научным и индустриальным центром нашей страны.
«Мы воевали»: как женщины спасали тыл
Трудовой подвиг народа» стал лауреатом национальной премии «Патриот-2021» в номинации «Без срока давности» Your browser does not support the video tag. Your browser does not support the video tag. Планы по развитию проекта Провести фотовыставку в 50-ти регионах России во всех федеральных округах, в том числе на Донбассе. В преддверии юбилея - 80-летия Победы торжественно наградить 800 участников проекта на Всероссийском форуме: "Победители. Трудовой подвиг тружеников тыла бессмертен!
По воспоминаниям директора завода И. Левина, в это время были улучшены летно-тактические данные самолета, увеличена его скорость, установлена на нем радиосвязь, за счет протектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повышена «живучесть» самолета, была усилена бронезащита летчиков. Специально для 16-й воздушной армии по просьбе ее командующего генерала И. Руденкобыло организовано производство облегченных самолетов Як-1 для так называемой «свободной охоты». В период Сталинградской битвы завод работал на пределе своих производственных возможностей.
У проходных завода устанавливались плакаты с надписью «Товарищ! Что бы сделал сегодня для героических защитников Сталинграда? В сентябре и октябре 1942 г. За три месяца — август, сентябрь, октябрь — 1942 г. Производственный план 1942 г. Это оказалось возможным благодаря самоотверженному труду многотысячного коллектива предприятия. Новые испытания ждал коллектив завода летом-осенью 1943 года. В ночь с 23 на 24 июня, делая один заход за другим, самолеты противника сбросили на территорию авиационного 30 фугасных и более 150 зажигательных авиабомб. Почти три месяца главной задачей авиастроителей было восстановление разрушенных цехов.
Но уже на пятые сутки из отвоеванных у огня агрегатов, деталей и узлов в разрушенных корпусах, в наспех построенных из фанеры шалашах, армейских палатках, аэродромных ангарах началась сборка и сдача самолетов. План сентября 1942 г. Вслед за этим завод стал переходить на более совершенную модель самолета-истребителя Як-3. Подшипниковому заводу во второй половине войны, прежде всего, за счет трудовой самоотверженности рабочих и ИТР удалось выйти на ритмичное выполнение заказов оборонных предприятий. В январе 1943 г. В октябре 1944 г. На ГПЗ-3 к концу войны насчитывалось 70 молодежных бригад, 5 из них получили звание фронтовых. В целом на предприятиях города почетное звание фронтовых носили более 500 молодежных бригад. В частности, в январе 1944 г.
Рационализаторские предложения в 1943-1944 гг. Шурбина и др. Но труд рабочих и служащих крекиг-завода примечателен в первую очередь тем, что им в силу специфики производства длительный период летом-осенью 1942 г. Самоотверженно трудились не только работники крупных предприятий, но труженики малых производств легкой промышленности. Так, на предприятиях управления обллегпрома в 1943 г. На этих предприятиях насчитывались десятки рабочих, выполнявших по 5-6 норм и являвшихся активными рационализаторами. Цицина в 1943 г. В связи с ростом энергоемкости промышленности и прекращением поступления угля из Донбасса в Саратове в конце 1941 г. Во многом его удалось разрешить благодаря сооружению методом народной стройки в сентябре-октябре 1942 г.
В дальнейшем газовая отрасль быстро развивалась. К примеру, если в 1942 г. Осенью 1943 г. Всего к концу войны в Саратов поступило 900 млн. За период Сталинградского сражения саратовскими железнодорожниками было доставлено в районы военных действий около 300 тыс. За время боев на железнодорожные коммуникации области было сброшено более 90 тыс. Саратовские железнодорожники в дни Сталинградской битвы, находясь нередко в условиях боевой обстановки, прилагали поистине героические усилия, чтобы быстрее доставлять эшелоны к фронту. В целях повышения коммуникационной емкостей области в 1942 г. В августе-сентябре 1942 г.
Форсированное строительство железной дороги Саратов-Сталинград в военных условиях — это также особая страница жертвенных усилий саратовцев во имя победы. Помимо военных строителей и заключенных Приволжского ИТЛ, в холод и зной на строительные работы по трассе дороги выходили более 3,5 тысяч жителей города. Большие объемы перевозок в навигацию 1942 на Волге были осуществлены саратовскими речниками относились к Средне-Волжскому речному пароходству. На пароходах, баржах и дощаниках под Сталинград доставлялись воинские грузы, а обратным рейсом вывозились промышленное оборудование, раненые, эвакуированные. С августа 1942 и до конца навигации работа речников происходила в условиях минирования фарватера и под воздействием вражеской авиации. Особенно отличились команды пароходов «Баранов», «Чехов», «Решительный» и баркаса «Свобода». Для защиты от воздушного нападения на судах, приписанных к Саратовской пристани, было установлено 64 зенитных орудия и 239 пулеметов. В ходе боев 12 саратовских пароходов и баржей были потоплены вражеской авиацией вместе экипажами. Саратовцы явились одними из зачинателей массового народного движения в конце 1942 г.
Им стал Як-1? Откликаясь на этот почин, колхозники области уже в ноябре 1942 г. Движение охватило и другие слои населения области, предприятия, учреждения и организации, целевые взносы шли как на отдельные самолеты, так и на целые эскадрилья. Коллектив Саратовского подшипникового завода внес в Госбанк на постройку самолетов 909 тыс. Чернышевского — 815 тыс. Комаров сообщил И. Сталину, что трудящиеся Саратовской области собрали на строительство боевых самолетов в помощь Сталинградскому фронту 33,5 млн. Новый этап движения в области и стране связан с почином колхозника из села Степное Ново-Покровского района Ф. Головатого, который 15 декабря 1942 г.
До конца войны жители области на приобретение боевой техники внесли 270 млн. Территория Саратовской области явилась крупнейшей лечебной базой сталинградских фронтов. Из указанного общего количества эвакогоспиталей 31 госпиталь находился непосредственно в Саратове. В городе под госпитали были переданы лучшие здания: школы, зооветинститут, пединститут, гостиницы «Астория», «Московская» и др. Во время Сталинградской битвы наполнение саратовских госпиталей ранеными вдвое превышало к октябрю 1942 г.
Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли.
Одежды не хватало. На базаре с мамой продавали молоко, а на вырученные деньги покупали ситец на платье. Бидон молока стоил тогда 3 рубля. После войны в 1956 году встретила Александра Григорьевна, свою любовь, и вышла замуж. Переехала жить в Ильинку. Здесь она устроилась на ферму дояркой. Проработала дояркой 3 года и перешла работать в школу техничкой. Позже трудилась в детском саду няней. Отсюда и ушла в 1984 году на пенсию. За самоотверженный труд в годы войны Александра Григорьевна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В семье было трое детей. Старший брат Павел, Нина и младший брат Пётр. Нина осиротела в два года. Сначала умерла мама от простуды, а потом отец — от тифа. Детей забрали к себе родители отца. А в 1932 году дедушка, отец мамы, забрал Нину к себе в деревню Шорохово. Здесь она окончила 5 классов и пошла работать в колхоз. В годы войны работала в колхозе «Смычка» на разных работах. После войны продолжила трудиться в колхозе. Затем перешла в совхоз «Ильинский», работала на ферме. Несколько лет перед пенсией Нина Ивановна работала в школе техничкой. Вместе с мужем Николаем Антоновичем Постниковым, участником войны, они воспитали двоих детей. Дочь Валентина окончила педагогический институт и работает преподавателем. Сын Василий имеет средне-профессиональное образование, работает в Новокузнецком монтажном управлении бригадиром монтажников. Нина Ивановна помогала детям в воспитании троих внуков и четверых правнуков. За самоотверженный труд в военные годы Нина Ивановна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. А за труд после войны — многочисленными грамотами. В семье было двое детей. Мама умерла рано, когда Вере было всего 3 годика. Отец женился на другой женщине.
«Мы воевали»: как женщины спасали тыл
Несмотря на все сложности, производство наладили в кратчайшие сроки. И уже через 39 дней смогли собрать и отправить на фронт первый танк. Почетное знамя ударников труда здесь удерживали почти два года подряд — рекорд для отрасли. С этого завода на фронт отправился первый легкий танк Т-60. А «летающие танки» — легендарные советские штурмовики Ил-2 — стали выпускать в Куйбышеве.
В Барнауле был построен завод АТЗ, который во время войны оказался единственным, выпускавшим трактора для фронта и тыла. Также этот город стал крупным поставщиком в армию сапогов и полушубков. В 2020 году 20 городов России за выдающийся труд их населения во время ВОВ получили почётное звание Города трудовой доблести.
Для тружеников тыла существовали награды. Самой массовой была утверждённая в июне 1945 года медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Таких вручили свыше 16 млн, в том числе и первым лицам государствам — Молотову, Кагановичу, Маленкову и другим. Помимо этого, были медали за трудовую доблесть и трудовое отличие, ордена «Знак почёта» и Трудового Красного Знамени.
Комсомольско-молодежная фронтовая бригада Т. В группе в первом ряду сидят слева направо : Ф. Скобелева, Т. Бревнова, Н. Быкова; во втором ряду стоят: Н.
Хайдукова, Н. Горшкова, М. Фото 1944 г. Бревнова позднее вспоминала: «Хотя пули не свистели над нашими головами, а чувствовали мы себя как на фронте. Социалистическое соревнование переходило в более строгую форму соревнования по множеству пунктов за право называться «гвардейской»! Сначала нужно было завоевать звание «фронтовой» и в течение нескольких месяцев занимать первое место в соц. Грамота о присвоении бригаде Т. Июль 1943 г. В канун нового 1944 года бригада Т.
Это был рекорд. И таких бригад в стране были тысячи. Женщины приходили работать и на железную дорогу, и осваивали «мужские» профессии машиниста паровоза и кочегара. Ермакова и Дьячкова в годы Великой Отечественной войны освоили профессию машинистов на паровозе. Фото 1941 г. Елизавета Ермакова и ее подруга Дьячкова водили поезда — очень трудная работа для женщины: грязная, физически трудная, особенно работа кочегара Дьячкова. В годы войны в Нижнетагильское паровозное депо пришли работать 45 женщин. В 1944 г. Трудности не пугали, у всех желание было одно — как можно больше сделать для фронта, как можно больше приблизить победу.
Домохозяйки вязали рукавицы, носки, собирали у населения теплые вещи для фронта. Целые делегации уральских рабочих выезжали на фронт для вручения подарков. Как приятно было бойцам, находившимся далеко от дома и ежеминутно рисковавшим свей жизнью, получить такой подарок! Даже если это был подарок не из родного города или села, а отправитель - совсем незнакомый человек. В начале 1942 г. И при этом носили в душе постоянную тревогу за родных и близких, за тех, кто с оружием в руках сражается на передовой. Под его руководством был разработан и внедрен способ автоматической скоростной электросварки под слоем флюса. Фото 1943 г.
Помимо этого в Югре работало 12 рыбзаводов. За четыре военных года в округе выловлено 1 млн 120 тысяч центнеров рыбы. Например, приютила тысячи эвакуированных из блокадного Ленинграда детей. Их отправляли из Омска пароходом по реке Иртыш и распределяли в детские дома округа. Последний детский дом прибыл в Югру 16 октября 1942 года. Освобождённые от немецкой оккупации территории были разрушены и нуждались в восстановлении. Округ взял шефство над освобождённой Запорожской областью, помогал поднимать её из руин.
«Мы воевали»: как женщины спасали тыл
Трудовой подвиг на войне. История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. Вспоминая героев Великой Отечественной войны, не стоит забывать и о тех, кто работал в тылу. Эти люди ежедневно совершали трудовые подвиги и приближали Победу. В честь трудового подвига новосибирцев в годы Великой Отечественной войны в городе воздвигли памятный знак. Во время Великой Отечественной войны и в период восстановления мы, женщины и подростки, работали днем и ночью, особенно в период уборки хлебов, картофеля и льна. На трудодни получали зерно по 200-250 граммов. Во время войны рабочие Ижевского металлургического завода работали, не щадя себя.
Трудовой подвиг на войне
Началась Великая Отечественная война. Началась Великая Отечественная война. Героизм фронтовиков поддерживался трудовыми подвигами рабочих. Медаль Михаила Романова «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» в руках воспитанников вызвала чувство сопереживания и гордости за людей, приближавших Великую победу над фашизмом. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Вспоминая Великую Отечественную войну, мы обычно говорим лишь о тех, кто напрямую связан с военными действиями: бойцах на полях сражений, пилотах, моряках, разведчиках, партизанах. Те же, кто в это время находился в страшном закулисье войны, остаются в тени.
Трудовой фронт Великой Отечественной
Несмотря на все сложности, производство наладили в кратчайшие сроки. И уже через 39 дней смогли собрать и отправить на фронт первый танк. Почетное знамя ударников труда здесь удерживали почти два года подряд — рекорд для отрасли. С этого завода на фронт отправился первый легкий танк Т-60. А «летающие танки» — легендарные советские штурмовики Ил-2 — стали выпускать в Куйбышеве.
В годы Великой Отечественной войны тело Ленина было эвакуировано из мавзолея в Москве в город Тюмень. О ситуации на фронте советские люди узнавали из сообщений Совинформбюро, которые зачитывал Юрий Левитан, эвакуированный осенью 1941 года из Москвы в Свердловск теперь Екатеринбург. Тыл в годы ВОВ. Промышленность в годы Великой Отечественной войны Как тыл был задействован в производстве? Многие предприятия в годы войны были переведены на производство, оружия, боеприпасов и всего необходимого для армии. Основными центрами добычами угля стали Воркута, Кузбасс и месторождения Урала и Казахстана.
Главными центрами добычи нефти в годы войны были Баку, Грозный и месторождения Башкирии.
Как поясняет Николай Иванов, сопредседатель Союза писателей Союзного государства, цель создания новой литературной медали — зафиксировать подвиг русского и белорусского народов, вместе сражавшихся во имя победы в Великой Отечественной войне. Медаль названа в честь знаменитого стихотворения Константина Симонова, ею награждают организации и людей, трудившихся в тылу или работающих над сохранением исторической памяти о войне. Магнитогорский металлургический комбинат, крупнейший производитель металла в СССР в годы войны, по праву оказался среди лауреатов медали «Жди меня»: Союз писателей Союзного государства направил соответствующий сертификат в адрес ММК 25 июня 2020 года.
Какая безумная тяжесть легла на их хрупкие плечи! Вместе с воинами они ковали победу, кормили и одевали защитников Родины.
А как переживали матери и жены за мужчин, ушедших на фронт! Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещает слово милосердие. Есть и другие слова: сестра, жена, друг и самое высокое — Мать. В мир приходит женщина,.
«Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали
Не представляется возможности перечислись все небоевые, но обеспечившие победы на полях сражений трудовые подвиги Хрулева и его тыловиков. В колледже проходят классные часы, посвященные трудовым подвигам земляков во время Великой Отечественной войны. Во время войны было эвакуировано много заводов на Урал, они стали базой для создания новых предприятий. Цель работы: сохранение исторической памяти о трудовом подвиге новоторъяльцев в годы Великой Отечественной войны через воспоминания живых свидетелей.
Ханты-Мансийск стал «Городом трудовой доблести»: как ковалась победа во времена войны
Казалось, не было никакой возможности уже разрешить эту проблему. А с улучшением погоды немецкая авиация просто бы уничтожила весь наш железнодорожный транспорт, который в тот период был единственным средством перевозки войск, вооружений, обеспечения деятельности промышленности, да и всего народного хозяйства. В середине марта Сталин срочно с фронта вызвал генерала Хрулева, включил его в специальную комиссию по разбору дел в Народном комиссариате путей сообщения. В нее вошли наиболее видные деятели того времени: сам нарком Каганович, члены Государственного комитета обороны Берия, Маленков.
В свою очередь, нарком НКПС Каганович не принимал никаких советов и только яростно ругался, обвиняя остальных членов комиссии в некомпетентности. Видя такое положение, Сталин предложил Политбюро партии назначить Хрулева наркомом НКПС, оставляя за ним еще прежнюю военную должность. Уже через несколько дней был найден выход, как растащить железнодорожные пробки.
Из находящихся в резерве эвакуированных с территории, занятой немцами, сотен паровозов, были созданы специальные маневренные паровозные колонны по 30 машин в каждой. Они, нередко под огнем вражеской авиации, предотвратили в стране грандиознейшую железнодорожную катастрофу, которая непосредственно играла на руку немецкому командованию. Это предложение Хрулева оказалось настолько эффективным в работе транспорта, что за всю войну были сформированы 86 специальных колонн особого резерва НКПС, в которые входили 1940 паровозов.
Они-то и обеспечили в случае необходимости максимально быстрый подвоз войск и вооружений в ходе всех фронтовых операций. Наверное только за одно это дело Хрулева надо было наградить высшими госнаградами. Но вместо орденов Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, Политбюро, Государственный комитет обороны поручали начальнику Тыла такие дела, с которыми не справлялись другие.
Не представляется возможности перечислись все небоевые, но обеспечившие победы на полях сражений трудовые подвиги Хрулева и его тыловиков. Вот только наиболее грандиозные. Если бы немцам удалось захватить Кавказские месторождения или перерезать Каспийскую водную магистраль, то Красная Армия смогла бы на этих запасах контратаковать врага.
Во время Сталинградской битвы построили рокадные железные дороги и по ним обеспечили войска всем необходимым. Без миллионов тонн боеприпасов, вооружений, продовольствия, обмундирования, наверное, вряд ли бы устояли наши войска на Волге, а потом разгромили группировку фельдмаршала Паулюса и погнали танки и мотопехоту генерал-полковника Манштейна по заснеженным степям. Весьма ярко о работе тыла Российской армии в разговоре отметил Герой России, боевой генерал-полковник Геннадий Трошев: "Тыл нужен солдату не только на войне, но и в повседневной жизни.
Не накормишь солдата три раза в сутки, не помоешь, не вылечишь - это не солдат. Не смажешь колесо автомобиля - и не поедет машина. Мы вспоминаем о тыле, когда хотим кушать, когда донельзя истрепана полевая форма.
А мы о тыле должны помнить всегда". Замечу, что это отметил генерал, прослуживший в армии 38 лет, воевавший в Чечне. Так же отозвался в разговоре о Тыле и тыловиках полковник в отставке, Герой Советского Союза писатель Владимир Карпов.
Кстати, он, будучи заключенным, копал в 1942 г. С этих ям он попал по собственному желанию в штрафную роту и стал легендарным разведчиком в пешей разведке. Лично участвовал в захвате 79 "языков".
Тогда я был еще ниже рядового, я был из осужденных заключенных, переведенных в штрафники. А служба тыла, - сказал "НВО" известный всему миру писатель, - не делала различий между штрафниками и бойцами Красной Армии. Нас снабжали всем необходимым, что и кадровые части.
В этом гуманность службы Тыла и лично генерала Хрулева. Поэтому я и написал книгу о генерале Хрулеве и тыловиках, о великом значении тыла в деле победы". С ростом популярности и авторитета генерала росло их число.
Как рассказывает писатель Владимир Карпов, в феврале 1943 г. Сталин вызвал к себе начальника Тыла Красной Армии и наркома путей сообщения Андрея Хрулева и спросил, сколько времени потребуется для переброски войск Донского фронта и нескольких армий Сталинградского фронта под Курск и Осташков. Тогда уже шла подготовка к знаменитому сражению на Курской дуге.
Предварительно Хрулев уже подсчитал, что для переброски войск потребуются 75 тыс. Кроме того, войска находились вдали от железных дорог, которые были до основания разрушены в ходе недавних боев. Предстояла гигантская работа, которую Хрулев намеревался завершить за 2-3 месяца.
Сталина такие сроки явно не устроили.
В общей сложности, несмотря на бомбардировки и разрушения 1942-1943 гг. За вклад обеспечение фронта и тыла в больших объемах горючим крекинг-завод в 1985 г. А до этого все второе полугодие 1943 г. Важнейшее значение для авиационной, танковой и судостроительной промышленности имело производство двух саратовских аккумуляторных заводов. В конце 1941 г.
Только в 1942 г. В 1944 г. В 1985 г. До 1944 г. Хрущева наркомата судостроительной промышленности было производство артиллерийских и навигационных приборов. Помимо этого на заводе за время войны было выпущено 1,5 млн.
За достигнутые производственные успехи 29 сентября 1943 г. Нефтеперерабатывающий, Авиационный, Шарикоподшипниковый, аккумуляторные заводы, завод им. Это одни из ключевых оборонных предприятий всей нашей страны в те годы. Не меньший вклад внесли и остальные предприятия. А одна треть самолетов в войну было выпущено в нашем городе. Крупской было пошито 1,3 млн.
Предприятия пищевой промышленности города произвели сотни тонн муки, макаронных изделий, сухарей, мясных консервов, пищевых концентратов. В августе 1942 — феврале 1943 гг. И в этом смысле правомерно говорить о существенном вкладе промышленности Саратова в оборону Сталинграда и последующую победу в Сталинградской битве. Только в сентябре 1942 года 16 саратовских машиностроительных заводов выпустили 4066 противотанковых ружей, 373 тыс. Промышленные предприятия выполнили большое количество срочных фронтовых заказов без снижения государственного плана, за счет дополнительных усилий рабочих и инженеров. От войск поступали заказы на ремонт боевых машин, вооружения, изготовление электросварочных аппаратов, пароподогревателей, цепей противоскольжения для автомашин, окопных печей, запасных частей к танкам.
Осенью 1942 г. За короткий срок было изготовлено 1 млн. За обеспечение строительства переправ коллективы заводов им. Ленина, судоремонтного и др. За образцовое выполнение военных заказов в период Сталинградского сражения 229 работников промышленности области были награждены орденами и медалями. Трудовой героизм саратовцев годы Великой Отечественной войны С первых дней войны труженики фабрик и заводов Саратова развернули неутомимую деятельность по наращиванию выпуска военной продукции, повышению производительности труда и максимальному сокращению себестоимости выпускаемой продукции.
Уже 2 июля 1941 г. Так родилось в городе движение «двухсотников», под девизом «Одну норму за себя, вторую — за товарища, ушедшего на фронт». Шувалов, выработавший в ночь на 17 апреля 1942 г. Летом и осенью этого года движение «тысячников» получает распространение на предприятиях города. По подсчетам Д. Ванчинова, сделанным автором на основании статистических и информационных партийных документов, на заводах и фабриках Саратова и Энгельса в 1943 г.
Саратовский комсомольцы были зачинщиками инициатив создания фронтовых цехов, а так же бригад. И молодые ребята и девчата работали и перевыполняли все мыслимые, и не мысленные планы. Орджоникидзе Инициатором другого массового трудового патриотического движения — борьбы за звание комсомольско-молодежных фронтовых бригад, работавших под девизом «В труде, как в бою! Бригада, возглавляемая им, уже в феврале 1942 г. Самсонов в 1942 г. Среди награжденных орденом Ленина следует указать имя первой женщины-строгальщицы В.
Никольской, которая выполняла не менее 2,5 норм и подготовила десятки молодых рабочих. Малеванный, мастер М. Якименко, автоматчик М. Иевлев, Е. Полестеров, И. Яворук всего 64 человека.
Особо востребованной оказалась продукция авиационного завода в период великой битвы на Волге. В начале сентября 1942 г. ГКО распорядился увеличить производство самолетов-истребителей Як-1 и всю продукцию завода направлять исключительно Сталинградскому фронту. По воспоминаниям директора завода И. Левина, в это время были улучшены летно-тактические данные самолета, увеличена его скорость, установлена на нем радиосвязь, за счет протектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повышена «живучесть» самолета, была усилена бронезащита летчиков. Специально для 16-й воздушной армии по просьбе ее командующего генерала И.
Руденкобыло организовано производство облегченных самолетов Як-1 для так называемой «свободной охоты». В период Сталинградской битвы завод работал на пределе своих производственных возможностей. У проходных завода устанавливались плакаты с надписью «Товарищ! Что бы сделал сегодня для героических защитников Сталинграда? В сентябре и октябре 1942 г. За три месяца — август, сентябрь, октябрь — 1942 г.
Производственный план 1942 г. Это оказалось возможным благодаря самоотверженному труду многотысячного коллектива предприятия. Новые испытания ждал коллектив завода летом-осенью 1943 года. В ночь с 23 на 24 июня, делая один заход за другим, самолеты противника сбросили на территорию авиационного 30 фугасных и более 150 зажигательных авиабомб. Почти три месяца главной задачей авиастроителей было восстановление разрушенных цехов.
Всю войну проработала в колхозе. Полола хлеб, убирала картошку. В деревне не было ни света, ни радио. Для освещения использовали керосиновые лампы. Жили трудно. И питались во время войны скудно: ели тошнотики из замёрзшей картошки, на трудодни давали хлеб. Хорошо, что держали коров, и молоко было своё. Одежды не хватало. На базаре с мамой продавали молоко, а на вырученные деньги покупали ситец на платье. Бидон молока стоил тогда 3 рубля. После войны в 1956 году встретила Александра Григорьевна, свою любовь, и вышла замуж. Переехала жить в Ильинку. Здесь она устроилась на ферму дояркой. Проработала дояркой 3 года и перешла работать в школу техничкой. Позже трудилась в детском саду няней. Отсюда и ушла в 1984 году на пенсию. За самоотверженный труд в годы войны Александра Григорьевна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В семье было трое детей. Старший брат Павел, Нина и младший брат Пётр. Нина осиротела в два года. Сначала умерла мама от простуды, а потом отец — от тифа. Детей забрали к себе родители отца. А в 1932 году дедушка, отец мамы, забрал Нину к себе в деревню Шорохово. Здесь она окончила 5 классов и пошла работать в колхоз. В годы войны работала в колхозе «Смычка» на разных работах. После войны продолжила трудиться в колхозе. Затем перешла в совхоз «Ильинский», работала на ферме. Несколько лет перед пенсией Нина Ивановна работала в школе техничкой. Вместе с мужем Николаем Антоновичем Постниковым, участником войны, они воспитали двоих детей. Дочь Валентина окончила педагогический институт и работает преподавателем.
Передовики производства получали повышенные продовольственные пайки, горячее питание на работе. Победителям соревнований выдавались премии. Им объявляли благодарности, награждали грамотами, медалями, орденами. Большой вклад в обеспечение фронта всем необходимым внесли советские женщины, заменившие на предприятиях сыновей, мужей, отцов, ушедших с оружием в руках защищать Отчизну. Именно женщина стала ведущей фигурой в военной экономике. Если в 1940 г. Они взяли на себя нелегкий труд изготовления военной продукции. Нередко им приходилось выполнять работу, традиционно считавшуюся мужской, ибо она требовала большой физической силы. Благодаря этому в 1943-1945 гг.