"Российская академия наук сегодня фактически ведет исследование и научно-методическое руководство практически по всем направлениям науки, начиная от математики, физики, информатики и химии, и заканчивая археологией, филологией, историей. Российская академия наук (РАН) — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране.
Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами
В настоящее время Российская академия наук насчитывает 932 члена. Конечно, сейчас Российская академия наук воспринимается в первую очередь как преемница советской. Российская академия наук (РАН) — российское государственное высшее научное учреждение, самоуправляемая некоммерческая научная организация; учреждена по решению общего собрания Академии наук СССР от 10 октября 1991 года и в соответствии с указом президента. Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г., в котором он изложил и основные вехи ее создания.
Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие
Буняковский , П. Чебышёв , А. Марков , А. Ляпунов , физики В. Петров , Э. Ленц , Б.
Якоби , князь Б. Голицын , химики Н. Зинин , А. Бутлеров , Н. Бекетов , Н.
Курнаков , астрономы В. Струве , А. Белопольский , Ф. Бредихин , биологи К. Бэр , А.
Ковалевский , физиолог И. Павлов , минералог Н. Кокшаров , геолог А. Карпинский , филолог А. Востоков , литературовед А.
Веселовский , историк С. Соловьёв и др. Многие крупные учёные имели звания почётных членов математик Ф. Миндинг , исследователи Средней и Центральной Азии Н. Пржевальский , П.
Семёнов-Тян-Шанский , лингвист В. Даль , историк флота Ф. Веселаго , врач Г. Захарьин и др. Ковалевская , механик Н.
Жуковский , филолог А. Потебня , биологи И. Мечников , И. Сеченов , К. Тимирязев , химики Д.
Менделеев , А. Воскресенский и др.
Михаил Васильевич Ломоносов Все это проходило отнюдь не гладко. Старые академики сопротивлялись нововведениям. Особые протесты вызвало требование планирования научных исследований, отвечавшее переходу всего народного хозяйства СССР на плановую основу. Эту реакцию можно было бы счесть вполне иррациональной: любые исследователи всегда как-то планируют собственную деятельность. По сути, однако, она была проявлением клановой психологии ученых. В планировании, особенно директивном, усматривалось непозволительное вторжение профанов в научное священнодействие.
Нечто подобное происходило в первой трети ХХ столетия и в университетских кругах передовых европейских стран — как отклик на тогда еще робкие попытки правительств хоть как-то контролировать собственную науку, становившуюся все более важной, но и все более дорогой. Сейчас, на наших глазах, эта архаичная психология вновь напоминает о себе — в виде гневных филиппик академиков в адрес «невежественных чиновников», собирающихся подмять под себя свободолюбивую РАН; поистине развитие вершится по спирали! Дебаты вокруг планирования академических исследований вызвали тогда живой отклик. Академию стали обвинять в кустарщине и оторванности от жизни, в нежелании участвовать в строительстве социализма, в волюнтаризме и высокомерии академиков. Словечко «академизм» на какое-то время сделалось ругательством, и на горизонте вновь замаячил вопрос о праве Академии на существование. Так или иначе, но сварливое сопротивление академиков постепенно истощилось, и в 1931 году был сверстан первый в истории Академии наук план ее работ на остаток 1-й пятилетки. Тем временем индустриализация ставила все новые проблемы. Она осуществлялась методом заимствования передовых зарубежных технологий, известным из красноречивого исторического примера стремительной индустриализации объединившейся Германии в последней трети ХIХ века.
Для этого на первых порах требовались не столько исследователи, сколько грамотные специалисты-техники, и в начале 1930-х годов внимание руководства СССР было обращено на высшую школу. Уже к 1933 году число высших учебных заведений в СССР возросло пятикратно от уровня 1927 года, превысив 700. В них обучалось 500 тысяч студентов; к 1940 году это число достигло 800 тысяч. Закономерным образом эти усилия и затраты несколько затормозили но отнюдь не остановили! Прикладные институты, относительно наиболее многочисленные, находились в ведении ВСНХ, а позднее — подразделений Совнаркома. При его постепенном разукрупнении они передавались в производственные отрасли, формируя систему промышленной науки. Так или иначе, но именно эти действия государственной власти СССР определили уникальность облика его научной системы на последующие 60 лет, заложив в него и ряд глубинных противоречий. В следующем же 1934-м году ее президиум и14научных институтов были переведены из Ленинграда в Москву.
Дело, конечно, было не в переездах. Главная новая особенность АН СССР, закрепленная уставом1935года, заключалась в том, что она переставала быть обособленным научно-исследовательским учреждением, в каковом качестве была создана и просуществовала200 лет. Она, в лице своих членов и избираемых ими руководящих лиц и органов, становилась полновластным народнохозяйственным ведомством, фактически наркоматом непромышленной науки, осуществляющим административное руководство подчиненными научными и вспомогательными учреждениями, определяющим тематику их деятельности и распределяющим между ними госбюджетные средства, ассигнуемые Академии вцелом. Члены Академии получили статус своего рода особоуполномоченных государственных ученых, с повышенным материальным обеспечением и невиданными в истории мировой науки профессиональными привилегиями. Их корпорация, численность которой регулировалась Совнаркомом, продолжала разрастаться; в 1939 году в АН СССР насчитывался уже 131 академик и примерно вдвое большее число членов-корреспондентов. Только они одни среди бесчисленных государственных забот были теперь вправе вмешиваться в тематику деятельности академических институтов и во внутренние порядки в Академии впрочем, последнее — только посредством изменений в ее уставе. Этот порядок можно было бы счесть даже разумным с точки зрения прямолинейной организационной логики, если бы не некое вопиющее противоречие: государство возвышало и особо оплачивало членов Академии, возлагая на них ответственность за развитие исследовательской науки в интересах всего советского общества. Но академики, избиравшие тайным голосованием друг друга и собственное начальство, реально несли только внутреннюю и корпоративную ответственность за результаты деятельности — своей собственной и Академии в целом… Умудренный политическим опытом современный читатель поймет, что в 1935 году в лице членов АН СССР в советском обществе была создана одна из многих номенклатурных прослоек, привязанная к тогдашней государственной власти если не душой, то телом.
С тех давних пор изменилось, можно считать, все. Позднесоветские номенклатуры разложились и спровоцировали развал породившего их строя, исчезнув вместе с ним. И только члены и члены-корреспонденты нынешней РАН, чья номенклатурная сущность удачно маскировалась и маскируется под якобы естественную и неизбежную структурную принадлежность любой науки, вместе с членами двух других «государственных» академий сельскохозяйственной и медицинской уцелели в качестве осиротелого реликта ушедшей эпохи. Стоит ли подчеркивать, что считать их историческими восприемниками петербургских академиков — полная нелепость? Сказанное объясняет традиционную пассивность общественной позиции Академии наук. В том числе и тот неоспоримый факт, что за последние полвека она, неся формальную ответственность за состояние и развитие всей отечественной науки, не выступила ни с одним достойным внимания предложением по реформированию ее системы. Наука как общественный институт не может не эволюционировать, откликаясь на изменения в обществе и экономике, в ней самой, наконец. Необходимость в эволюционных корректировках начала ощущаться еще в конце 1970-х годов и сделалась очевидной десятилетие спустя.
Сейчас — и отнюдь не без содействия РАН — эта проблема «перезрела» настолько, что уже и не ясно, как разрешить ее с приемлемыми издержками. Но это — тема для особого разговора. Возвращаясь к 1930-м годам, напомним, что в новую систему АН СССР тогда вошло около 80 научных институтов с примерно 2 000 научных работников. К1940 эти числа возросли, соответственно, до 150 и 4 000. Несмотря на казалось бы внушительный объем, академическая система составляла лишь малую часть тогдашней советской науки, в которой включая высшие учебные заведения насчитывалось тогда 2 400 учреждений со 100 тысячами человек основного персонала. Соответственно встречающиеся порой утверждения о решающей роли АНСССР в формировании научно-технического потенциала СССР в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный восстановительный период выглядят явным преувеличением. В военные годы Академию и ее институты заботливо сохранили. Их количество и численность научного персонала не понесли существенного урона, а число академических аспирантов и докторантов к 1945 году даже превзошло довоенный уровень.
Настоящий рост академической системы, придавший ей ее современный облик, происходил в 1950—70-е годы, когда СССР первым и поначалу опережая США на 5—7 лет, вступал в эпоху научно-технической революции. С 1945 по 1970 годы общая численность научных работников включая профессорско-преподавательский и научно-исследовательский персоналы высшей школы возросла в СССР, округленно, со 130 тысяч до 950 тысяч человек; в 1980 и 1985 годах их было уже 1,4 и 1,5 миллиона человек. Суммарные количества научных, научно-педагогических, конструкторских и проектных организаций всевозможных видов составляли по СССР в целом 1 700, 5 300 и 5 100 последовательно в 1945, 1970 и 1985 годах. К 1985 году в АН СССР насчитывалось около 330 научных учреждений, в которых трудились 57 тысяч ученых-исследователей, при общей численности работников во всем академическом ведомстве в 217 тысяч человек. В 1998 году те же показатели для преемника АН СССР — Российской академии наук были следующие: численность ученых-исследователей — 62тысячи человек, количество научных учреждений — 448, число академиков — 468, число членов-корреспондентов — 690.
Академия быстро выродилась во вполне заурядный, замкнутый на собственных интересах и самоизолировавшийся от русского общества иностранный научный анклав в космополитическом Петербурге. Михаил Ломоносов поборолся-поборолся с коллективным «академическим немцем» за интересы русской науки и вакансии для русских ученых, да и отступил, направив свою энергию на убеждение братьев Шуваловых открыть университет в Москве — подальше от академических веяний. Вопреки установившемуся мнению, оправданнее вести историю русской науки именно от 1755 года — от открытия Московского университета с двумя гимназиями при нем чтобы было откуда набирать студентов.
Университет, кстати сказать, был основан на личные средства Ивана Шувалова — двоюродного брата знаменитого графа Петра Шувалова, так что уговоры и впрямь были необходимы. Это событие ознаменовало приход кратковременной, но блистательной эпохи Русского Просвещения, продлившейся от Екатерины II до, примерно, середины царствования Александра I. К тому времени в Российской Империи возникла целостная система народного образования и действовало 8 высших учебных заведений университетского типа. Позднее, начиная с царствования Николая I, стала понемногу формироваться еще и система технических высших учебных заведений. По мере появления в русском обществе расширяющейся образованной прослойки и роста ее самосознания Петербургская академия наук, со своим своеобразным обликом и порядками, начала привлекать к себе все более пристальное внимание. К тому же, хотя она и продолжала оставаться привилегированным, «правительственным» научным учреждением, ее относительный вес в русской науке неуклонно падал по мере развития университетов. Устав 1836 года определял членов Академии как «первенствующее научное сословие в Российской Империи». Но установленная численность «сословия», состоявшего из 31 человека, уже не шла в сравнение с численностью профессоров и преподавателей 7 государственных университетов Империи, в каждом из которых полагалось иметь по35, а позднее — по 53 профильные кафедры.
Пребывая наряду с университетами в системе Министерства просвещения, Академия расходовала около половины его скудного научно-исследовательского бюджета — при том, что государственная целесообразность этих затрат вызывала усиливающиеся сомнения даже управительства. Не надо думать, кстати сказать, что члены Академии наук пользовались какими-то особенными привилегиями. Их служебные оклады примерно соответствовали окладам университетских профессоров, а в некоторые эпохи бывали даже меньше. Те и другие считались государственными служащими, и их продвижение по ступенькам Табели о рангах имело общий предел — чин статского советника простого, а не «действительного». Не было в Академии и особенной внутренней демократии. Административная власть над ее членами находилась в руках назначаемого президента и непременного ученого секретаря, которым принадлежало и право высказываться от лица Академии. В общем, институт как институт, сученым секретарем и директором… В эпоху нарастания общественной активности, начавшуюся после Крымской войны и увенчавшуюся Реформой 1861 года, Академия наук стала подвергаться усиливающемуся натиску — прежде всего со стороны университетской профессуры и нарождавшегося демократического лагеря. Ее открыто критиковали за самоизолированность и оторванность от запросов жизни, за консерватизм и устарелость научной тематики, за высокомерное отношение к университетам и русским научным обществам, за стремление монополизировать право на научную истину.
Зазвучали призывы вообще упразднить Академию — ввиду ее «полной для России бесполезности», либо преобразовать ее в научное общество, раздав академические музеи и прочее небогатое тогда имущество университетам. Академия отмалчивалась, блокируя реформаторские поползновения в среде собственных членов а такие были, со стороны Бутлерова, Фаминицына, Розена, Срезневского и некоторых других академиков, составлявших около трети полного состава. Более того: президент Литке, в обход академического устава, распорядился изымать из публиковавшихся протоколов академической Конференции все внутренние дебаты о порядках в Академии. Была введена даже предварительная цензура публичных выступлений академиков. Что с обветшавшей Петербургской академией наук надо что-то делать, понимали, кажется, все. Еще в 1855 году ее тогдашний президент граф Блудов предложил переработать академический устав. Дело затянулось до 1863 года, когда такое повеление сделал сам Александр II. Дело опять затянулось — до 1866 года, когда после выстрела Дмитрия Каракозова оно было просто положено в долгий ящик.
Однако в 1870 80-х годах Академия вновь привлекла к себе недоброжелательное внимание общественности уже патриотической , отказав в академических премиях или избрании тогдашним звездам русской науки — Илье Мечникову, Ивану Сеченову и популярнейшему Дмитрию Менделееву кстати сказать, автору оригинального проекта академического устава. Теперь об Академии заговорили уже как о не просто бесполезной, но прямо-таки враждебной России и русским организации, управляемой инородцами, и которая даже не публикует свои труды по-русски. В царствование Александра III такие обвинения производили впечатление. Президентом Академии назначили уважаемого литератора великого князя Константина Романова и вынудили ее пополнять свой состав русскими учеными. Число членов Академии ординарных и экстраординарных академиков и адъюнктов увеличили до 50 и в очередной раз объявили о начале переработки академического устава. Дело с уставом опять затянулось, а затем, с наступлением предреволюционной эпохи, о нем, по всей видимости, просто забыли. Почтенное учреждение так и встретило революцию с уставом 1836 года, убогой материальной базой и «системой», состоявшей из 7 музеев, 5 крошечных лабораторий и 15полуобщественных комиссий. В штате Академии тогда числилось 212 человек, из коих — 47 академиков, по преимуществу весьма немолодых.
Последние цифры поучительно сопоставить с полным числом ученых и преподавателей государственных высших учебных заведений, достигшим в предреволюционной России примерно 11 тысяч. Знакомство с предысторией современной Российской академии наук позволяет сделать несколько выводов, противоречащих распространенной мифологии. Петербургская академия наук действительно была первым по времени светским научным учреждением на территории России, но считать ее родоначальницей национальной русской науки было бы преувеличением. Академия имела высокий официальный статус, но это не уберегало ее от обоснованной критики со стороны образованных кругов дореволюционной России, и общественный престиж Академии непрерывно снижался, едва ли не обратившись в нуль ко времени революций 1917 года. Подобно тому, как это происходило во всех прочих европейских странах, наука в России ХIХ — начала ХХ века развивалась главным образом в государственных высших учебных заведениях. Это устойчивая и проверенная временем европейская традиция — сочетать поисковые научные исследования с подготовкой молодых научных кадров в обстановке переднего края науки. Ученые высшей школы выполняют тем самым двойную социальную функцию — и исследователей, и педагогов, т. Соответственно, общественная отдача высшей школы оказывается повышенной по сравнению с чисто исследовательской государственной наукой.
В наши дни в научном мире давно позабылись рассуждения столетней давности, что преподавание отвлекает ученых от исследований, отягощая научный процесс. Сейчас участие в преподавательской деятельности рассматривается — во всяком случае в наиболее развитых странах мира — как привилегия элиты исследовательской науки. Конечно же, и Петербургская академия наук как комплексный научно-исследовательский институт внесла свою лепту в дореволюционное развитие русской науки. Но лепту достаточно скромную, ввиду малочисленности работников и скудости материально-технического обеспечения. Там, кажется, успешнее всего шли исследования по гуманитарным дисциплинам и почти полностью отсутствовала прикладная наука. Очередной раз пошла работа по пересмотру академического устава 1836 года. В 1925 году, несмотря на неоднозначное отношение к Академии со стороны тогдашней общественности и даже видных работников Наркомпроса, был торжественно отмечен ее 200-летний юбилей. К этой дате был наконец-то принят новый академический устав.
Подобная организация не имела аналогов в других странах мира. Академия была государственным учреждением и располагала лучшим по тому времени оборудованием - богатой библиотекой, естественнонаучным музеем Кунсткамерой , физическим кабинетом, обсерваторией, химической лабораторией основана М.
Основана Академия наук
Таким образом, документом об основании Российской Академии наук является Указ Сената от 8 февраля 1724 г. № 4443. Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Создание Российской академии сыграло важнейшую роль в становлении русской культуры, формировании русского языка и развитии российской гуманитарной науки.
Основана Академия наук
Сегодня МПГУ в Российской академии наук представляет видный ученый-физик и исследователь в области оптики и спектроскопии, член-корреспондент РАН Андрей Витальевич Наумов. Академия наук была основана 8 февраля 1724 года указом российского императора Петра I. День Российской науки не зря отмечается 8 февраля: именно в этот день в 1724 году из Сената был объявлен именной указ императора Петра I об учреждении Академии наук и художеств с приложением —. На протяжении трех столетий Российская академия наук сохраняет свои традиции: выборность, открытое обсуждение научных результатов, научные школы. Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках. Российская академия наук (РАН) — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране.
Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук
Избраны все члены и должностные лица Российской академии наук. Общее собрание - высший орган Академии. В его состав входят все члены Академии, а также научные сотрудники, делегированные учреждениями РАН.
Ковальчук президент федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» М. Котюков Министр науки и высшего образования Российской Федерации Н. Кропачев ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» С. Лавров Министр иностранных дел Российской Федерации А. Лихачёв генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» В.
Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию. На сегодняшний день государственная академия наук Российской Федерации — крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований. Исследования ведутся по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России.
Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента. Кроме этого, 466 зарубежных учёных ныне являются иностранными членами РАН. Также в этот день:.
Якоби; математики М. Остроградский, В. Буняковский, П. Севергин, А. Бутлеров, Я. Захаров, Н.
Бекетов; биологи К. Бэр, А. Ковалевский, И. Научные исследования и работы академиков и сотрудников академических институтов текущего столетия вошли в золотой фонд мировых достижений. Только список сделанных ими и внесенных в Государственный реестр открытий занимает в справочниках свыше десяти страниц. Выдающиеся заслуги в области физики и химии академиков Н. Семенова, П. Капицы, Л. Ландау, П.
Черенкова, И.
290 лет назад был подписан указ об образовании Российской академии наук и художеств
Российской академии наук исполняется 300 лет! | Главный портал МПГУ | Академия основана по образцу западноевропейских академий. |
Главная по науке — Бизнес России | Состав Организационного комитета РАН по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук. |
Оцените условия предоставления услуг используя QR-код!
В короткий срок, в течение шести лет, был создан "Словарь Академии Российской, словопроизводным порядком расположенного". Для сравнения — французская академия над аналогичным трудом работала шесть десятилетий. К составлению Словаря живейший интерес проявила императрица. Он включал в себя не только русские слова, но и научные и технические термины. В 1786 году княгиня представила императрице отчет о своей трехлетней деятельности, из которого следует, что за три года она достигла немалых успехов.
При этом каждый из них состоял из ряда кафедр. Математический класс включал четыре кафедры - математики, астрономии, географии и навигации, механики. В физический класс входило также четыре кафедры - физики теоретической и экспериментальной, анатомии, химии и ботаники. Гуманитарный класс ограничивался тремя кафедрами - красноречия и древностей; истории древней и новой; права, политики и этики.
Эта дата выбрана в память о работе В. Ленина «Наброски плана научно-технических работ», написанной им в апреле 1918 г. Календарь знаменательных и памятных дат.
Петр познакомился Готфридом Лейбницем — выдающимся философом и математиком; их общение активизировалось в 1711 г. Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. Лейбниц получил от Петра титул тайного советника юстиции и создал первую программу научных исследований в России. В 1716 г.
Готфрид Лейбниц умер, однако идею Петр сохранил и в ходе второго длительного заграничного посольства 1716—1717 гг. Однако, даже впечатлившись достижениями французской науки и техники, он не собирался напрямую копировать Парижскую академию наук — как, впрочем, и научные учреждения Британии, Германии, Нидерландов. Об этом свидетельствует «Проект», в составлении которого Петр участвовал лично. Академия ли университет? К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь. Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют».
При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить. РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним.
К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс.
Предполагается, что Пётр I непосредственно участвовал в составлении той части проекта, которая касалась научной стороны дела, и лично определил источники содержания АН.
Проект учреждения АН был издан как приложение к указу Сената от 28 января 8 февраля 1724 г. Подчинённость издания в качестве приложения и статус незавершённости проект не позволяют считать этот документ имеющим законную силу уставом, хотя именно так его воспринимали современники. Академию возглавлял президент, назначавшийся императором.
Объединяла 3 класса отделения : математики, физики и гуманитарный. Предложенный Петром I состав классов в целом ориентировался на европейские академии, но имел и свои отличия, вызванные, во-первых, тем, что АН возникла на определённом этапе развития научного знания, когда ряд дисциплин уже обрели самостоятельность например, физика , а во-вторых, тем, что она создавалась под конкретные государственные нужды. В состав АН входили ординарные академики и адъюнкты.
Начиная с 1720-х гг. АН регулярно организовывала академические экспедиции. В 1735—1736 гг.
В 1759 г. Делиль , математика Л. Эйлер , древняя история Причерноморья, восточные языки Г.
Байер , русская история, палеография, архивное дело и публикация исторических источников Г. Миллер , естественная история И. Гмелин , С.
Крашенинников , И. Лепёхин , П. Паллас , Г.
Стеллер , кавказоведение И. Гильденштедт , физика, изучение свойств электричества, физическая химия Г. Крафт, М.
Ломоносов , Г. Рихман , русистика В. Адодуров , М.
Ломоносов, В. Тредиаковский , минералогия В. Севергин , химия Я.
В 1803 г. В соответствии с ним АН была объявлена «первым ученым обществом в империи» Уставы. По Уставу 1836 г.
В 1841 г. В структуре АН образованы 3 отделения: физико-математических наук, русского языка и словесности бывшая Российская академия , исторических наук и филологии с 1844 историко-филологическое, с 1916 исторических наук и филологии. Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные — математики М.
Остроградский , В. Буняковский , П. Чебышёв , А.
Марков , А.
Российская академия наук отмечает свое 300-летие!
Перед аудиторией будущих медиков выступят министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках. О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани. богатой библиотекой, естественнонаучным музеем (Кунсткамерой), физическим кабинетом, обсерваторией, химической лабораторией (основана совым).
История создания Российской академии наук
Российская академия наук (РАН) — российское государственное высшее научное учреждение, самоуправляемая некоммерческая научная организация; учреждена по решению общего собрания Академии наук СССР от 10 октября 1991 года и в соответствии с указом президента. Российская академия наук. В XVIII веке в России, как и в других странах, особое внимание стало уделяться развитию фундаментальных и практических наук. РИА Новости, 08.02.2024. Российская академия наук (РАН) — высшее государственное научное учреждение России. Название Российская Академия наук (РАН) вернулось по указу президента России Бориса Ельцина от 21 ноября 1991 года, 17-20 декабря 1991 года в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание РАН.
8 февраля 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
Как изменилось российское общество от общества творцов к обществу потребителей? Обо всём этом рассказали на секции общественных наук. На естественнонаучной секции успешно защитили работы: Влияние инсектицидных обработок на состав и структуру энтомофауны рапсовых полей, Лучший прогноз погоды, Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у младших классов, Концепция производства и применения съедобной посуды. В состав жюри конференции входили доктора и кандидаты наук, преподаватели вузов Санкт-Петербурга, научные сотрудники музеев Санкт-Петербурга, деятели культуры, педагоги и методисты образовательных организаций, обучающиеся старших классов гимназии победители конкурсов юных исследователей. Отмечено, что работы юных исследователей яркие, интересные и актуальные. По результатам экспертной оценки публичного представления исследований и инженерных проектов 91 работа была отмечена дипломами разного уровня: победители и призёры — 59 работ, дипломанты — 32 работы. Итоги НПК подведены и опубликованы [2]. Благодарим всех участников конференции, желаем дальнейших успехов и грандиозных побед.
В «Письмах о добром и прекрасном» Лихачёв Дмитрий Сергеевич писал: «Наука — творчество, а творчество дарит счастье и самим творцам, и тем, кто этому творчеству внимает».
О том, как создавалась Российская академия наук, — наш материал. Петр Первый - основатель Российской академии наук. Источник фото Wikipedia Великий Петр, твой каждый след Для сердца русского есть памятник священный...
Эти строки написал о великом государе его тезка — поэт Петр Вяземский. За годы своего правления последний царь и первый император сделал многое для России: создал флот, открыл первый в стране музей, построил на болотистой местности целый город! И, конечно, основал академию наук — старейшее и крупнейшее научное учреждение России. Академия наук стала родоначальницей всей системы научной деятельности в стране.
Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты. Россия взяла курс на науку и образование. Откуда у Петра Первого возникла идея создать академию? На это повлияли поездки в Европу, где великий император черпал вдохновение и возможности для развития государства российского.
Петр посетил Французскую академию наук, где иностранные ученые демонстрировали химические эксперименты. Он принял участие в заседании, на котором был единогласно избран почетным членом Французской академии наук. Автограф Петра I Источник: Wikipedia Особенно много император общался с немецкими учеными, в том числе с «универсальным человеком» того времени, математиком, философом, физиком и языковедом Готфридом Лейбницем, который, как считается, и подсказал императору устройство академии, которое бы учитывало отечественную специфику. Петр осознал, что в России необходимо создать все условия для развития научных знаний и образования населения.
Поэтому еще до официального открытия академии наук император стал активно разрабатывать элементы будущей инфраструктуры. Первым делом Петр Первый сделал общедоступным свое личное собрание книг и нанял библиотекаря, который должен был следить за собранием и пополнять его. Также в 1714 г. Петр организовал публичный музей — Кунсткамеру, фонды которого содержали различные редкости.
В документах об учреждении Академии наук и художеств Кунсткамера рассматривалась как неотъемлемая часть академии наук, а фонд — как инструмент, способствующий деятельности академиков.
Ломоносов открыл химическую лабораторию в 1748 году, а также способствовал организации Московского университета. Благодаря деятельности академиков, удалось составить «Атлас Российский», первую генеральную карту Империи, а также организовать ряд экспедиций на Камчатку, Аляску, Алеутские острова.
В это же время началась русификация Академии перевод документации и типографии на русский язык, прием на работу русских ученых. В 1783 году была открыта Российская Академия не путать с АН , основной задачей которой стало составление словаря русского языка Екатерина II заботились об углублении процесса русификации АН и развитии отечественной филологии. В 1747 году был составлен Устав Регламент АН, который заменил устаревший проект 1724 года; с 1759-го вводились звания почетного члена и члена-корреспондента АН, а с 1780 года профессора начали проводить публичные лекции для всех желающих, естественно, по-русски.
Вся документация АН велась сначала на латыни, а потом на немецком и французском языках. Процесс перехода на русский язык был длительным и завершился лишь во второй половине XIX века. Развитие в XIX в.
В 1803 году АН реорганизовали: был принят новый устав; три класса кафедр упразднялись; открылось два новых отделения: физико-математическое и историко-филологическое; университет и гимназия закрылись; открылись самостоятельные Университеты в ряде городов Империи; открылись Научные общества. Таким образом, АН стала центральным научным учреждением государства. В первой половине XIX века на базе АН открылся Азиатский музей 1818 год ; под её эгидой было совершено первое кругосветное путешествие и первая антарктическая экспедиция.
С 1841 года начался перевод всей документации АН, а также ее периодических изданий на русский язык. Здания АН Первоначально АН располагалась в зданиях на Городском острове, где прошло первое торжественное заседание членов АН, а также на Васильевском острове, где были организованы типография, действовал архив, работали Географический департамент и Художественные палаты, а также находился зал Академического собрания В 1783-1789 годах для АН было возведено большое здание. В нем расположились склады, магазины, книжные лавки, а также квартиры академических работников.
В 20-ых годах XIX века построили новую обсерваторию, а в 1831 году АН был передан так называемый Музейный флигель, где, как понятно из названия, открылись и работали различного рода музеи. Президенты Первым президентом стал, как уже указывалось выше, Л. Он же был единственным россиянином в ее первом составе.
И этот момент отличал российскую академию от зарубежных аналогов. На одном из предложенных проектов Пётр Первый начертал свою резолюцию: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции и прочия». В России на тот момент уже были академии: Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская в Москве, но они давали исключительно гуманитарное, церковное образование. А по замыслу Петра в университете при новой Академии наук должны были учить медицине, философии, юриспруденции. В университет же будут поступать те, кто окончил гимназию при нём. И всё это вместе позволит создать в стране полноценную систему подготовки научных кадров. Также императору импонировала идея стать покровителем наук, поэтому финансирование нового учреждения он предусмотрительно назначил из государственной казны, понимая, что за счёт частной или общественной поддержки нужного результата не будет. По совету же Лейбница царь даёт согласие на приглашение иностранных учёных, которые, по его замыслу, должны были подготовить новую смену уже из русских кадров. Таким образом, в России на тот момент оказалось немало выдающихся европейских учёных: французский астроном и картограф Жозеф-Николь Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, великий математик и механик Леонард Эйлер. Всего же в 1725 году в Россию прибыли 16 учёных.
Кстати, почти все они были весьма молоды — средний возраст составлял всего 30 лет. Планировалось, что европейские учёные должны не только преподавать в университете, но и в индивидуальном порядке вести одного-двух воспитанников, которые со временем могли бы заменить их. Также предполагалась стажировка молодых учёных в европейских университетах и академиях. Первоначально планировалось открыть три отделения: математическое, физическое и гуманитарное. Но сам Пётр Первый, заложивший фундамент будущей Академии наук, открыть её де-факто не успел. Это сделала его супруга Екатерина I своим указом от 7 18 декабря 1725 года. Она же назначила и первого президента академии — лейб-медика Лаврентия Блюментроста, человека из окружения Петра Первого, который лично организовывал Аптекарский огород в Москве. В 1728 году академия переехала в новое здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Читайте также: Окно в Россию: Петергофу 300 лет Русский гений Новое научное учреждение сразу же приступило к работе. И надо сказать, что эта деятельность осуществлялась не на пустом месте: в распоряжении учёных были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад, где трудились также приглашённые из Европы ботаники и натуралисты.
Интересный факт: по распоряжению Петра Первого в ведение Академии наук были переданы сформированная царём библиотека и Кунсткамера, куда он сделал бесплатное посещение для всех желающих. Когда царю предложили брать деньги с посетителей, он возразил, что за деньги туда никто ходить не будет и предложил, наоборот, угощать всех пришедших чашкой кофе или бокалом вина — на это библиотеке выделялись специальные средства. Ну а с тех пор все библиотеки в России стали бесплатными и общедоступными. Академики в первые годы своей работы заложили основы для горного дела и металлургии, благодаря их усилиям зарождались геодезия и картография. Уже в 1745 году была создана первая карта страны — «Атлас российский». Его создание стало возможным благодаря крупным экспедициям и этнографическим исследованиям территории России — от Белого до Каспийского морей, во время которых были обнаружены залежи полезных ископаемых, исследовались животный и растительный мир, изучалась хозяйственная деятельность проживающих в Российской империи народов. Так, в 1733 — 1743 годах состоялась знаменитая Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, в которой участвовали и проводили научные исследования учёные Красильников и Крашенинников — на тот момент они были студентами университета при Академии впоследствии академик Степан Петрович Крашенинников станет автором первой естественнонаучной книги «Описание Земли Камчатки».