Новости праздник навруз история

Навруз, или персидский Новый год один из древнейших праздников в истории человечества, который отмечается во многих мусульманских странах Кавказа, Средней и Малой Азии, в Иране, Афганистане, западных провинциях Китая, а также среди башкир и татар. Праздник Навруз имеет многовековую историю. Новый год далеко не для всех наступает зимой: древний праздник Навруз скоро отметят пышными торжествами во многих странах мира и в некоторых регионах России.

Навруз история и традиции самого древнего праздника весны

Что за праздник Наурыз в Казахстане: когда отмечается, история и традиции, что символизирует, как его празднуют сегодня. История весеннего праздника Навруз (Новруз) – самого древнего на планете[Электронный ресурс]. Назывался этот праздник – Навруз (в переводе с фарси «новый день»). В поэме «Шахнаме» начало празднования навруза связывается с началом царствования Шаха Джамшида (отсюда часто употребляемое название праздника среди заратуштрийцев — «Джамшиди Навруз» и традиция коронации Шахов в этот праздник). Новый год далеко не для всех наступает зимой: древний праздник Навруз скоро отметят пышными торжествами во многих странах мира и в некоторых регионах России.

Что такое Навруз: когда отмечают, значение и традиции праздника

Зелёный цвет яиц символизирует пробуждение новой жизни. Ещё одна традиция, характерная как для Пасхи, так и для Навруза, — состязание по битью яиц. Повреждённое яйцо считается неудачным знаком на предстоящий год. Где ещё празднуют Навруз? Отмечают этот праздник во многих странах, например, в Азербайджане, там, что интересно, на стол кладут много сладостей, включая традиционные тюркские пахлаву и шакер-буру. Также его празднуют в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане, где, кстати, считается важным обмениваться приветственными словами: "С праздником Навруз!

Какие народы России празднуют Навруз? Навруз — это традиционный праздник для более чем двадцати коренных народов России, которые говорят на тюркских, кавказских и иранских языках. Среди этих народов есть татары, башкиры, крымские татары, кумыки, лезгины, лакцы, агулы, рутульцы, цахуры, табасаранцы, карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, чеченцы, ингуши, ногайцы, азербайджанцы, казахи, ставропольские и астраханские туркмены, тэты и другие.

Навруз, - пожалуй, самый старый новогодний праздник на земле; его следы теряются в глубине тысячелетий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже такие звезды мирового научного небосклона, как Абурайхан Бируни и Омар Хайям, при объяснении происхождения Навруза прибегали к языку мифологии и религиозных преданий.

По древнему обычаю, накануне Навруза люди должны прибраться в своих домах, навести порядок во дворах и огородах, рассчитаться с долгами. На праздничный стол обычно выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и других злаков. В Навруз принято готовить кушанья из семи продуктов преимущественно растительного происхождения. В 2009 году Навруз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Взоры всего мира были направлены на этот трон. Все были удивлены и очарованы счастьем царя», - пишет Фирдоуси в «Шах-нома». Что это за праздник? Новый день месяца Фарвардин, поэтому он так называется. Им начинается Новый год. После этого дня в течение следующих пяти дней продолжается празднование Навруза», - пишет Абурайхан Бируни. И поскольку народ увидел, как сияние солнца ярко отражалось на троне, назвал этот день Наврузом и стал праздновать его». Он же приводит другую легенду о Наврузе: «… говорят, что поскольку Сулаймон-бин-Довуд потерял свой перстень, он лишился царствования, но после сорока дней опять нашел свой перстень, и царствование возвратилось к нему, и птицы собрались вокруг. Иранцы говорили: «Навруз омад! Ясно, что эта легенда придумана семитами и не имеет никакого отношения к иранцам, ибо в X веке до нашей эры, когда царствовал Соломон, между иранцами и семитскими народами еще не сложились тесные политические и культурные связи. Поэтому обновление его правления не могло быть праздником для иранцев, которое к тому же носило бы иранское название - Навруз. Обычаи таковы, что в этот день люди дарят друг другу подарки. Причина заключается в том, что именно в день Навруза по преданиям был обнаружен в Иране сахарный тростник. Сам Джамшид, однажды увидев тростник, из которого капала вода, попробовал ее, и она оказалась сладкой.

Навруз: почему мусульмане Средней Азии празднуют языческий праздник

Празднование Навруза распространено у мусульманских народов, вместе с тем это не религиозный исламский праздник, а скорее народный. В Челябинской области праздник отмечают тюркоязычные народы и народы, говорящие на фарси: татарские, башкирские, казахские, таджикские, узбекские, азербайджанские, кыргызские. В праздник подается традиционный плов, но главными блюдами стола остаются специальные кушанья: гуджа у некоторых народов халим или халиса и сумалак сумаляк, саману , которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу.

Научно-учебная лаборатория исследований современного Ирана Значение праздника Новруз в истории и современности В новом видео Научно-учебной лаборатории исследований современного Ирана стажёр-исследователь НУЛ Мария Кайгородова рассказала, как появился праздник Новруза, как изменялось значение и признание праздника от зороастризма до наших дней, как отмечают Новруз сегодня. Приятного просмотра! Как и когда появился Новруз?

Дома, сады и праздничные столы украшаются вазочками с этими ростками. Почему на Навруз красят яйца? В странах Востока, таких как Азербайджан, Иран и Таджикистан, на Навруз принято красить яйца, что может показаться необычным для жителей Запада, ведь эта традиция ассоциируется с Пасхой — христианским праздником. Крашеные яйца — символ не только Пасхи, но и Навруза.

Краска для яиц обычно делается при помощи натуральных красителей, таких как шелуха лука или свёкла. Зелёный цвет яиц символизирует пробуждение новой жизни. Ещё одна традиция, характерная как для Пасхи, так и для Навруза, — состязание по битью яиц. Повреждённое яйцо считается неудачным знаком на предстоящий год. Где ещё празднуют Навруз?

В прежние времена Новруз был связан с зороастризмом, огонь и по сей день неразрывно связан с весенним праздником во многих странах. Интересно, что Новруз упомянут в главной книге зороастризма — «Авесте», там говорится, что день весеннего равноденствия это праздник для всех жителей Земли, годовщина появления жизни на планете. По данным ООН, праздник весны и обновления в мире ежегодно отмечают свыше 300 млн человек. Хотя Новруз не имеет прямого отношения к традициям ислама, он, тем не менее, широко празднуется в ряде мусульманских стран. Однако суть его от этого не меняется - это прежде всего праздник обновления.

Где отмечают Новруз? В Азербайджане, например, согласно Трудовому кодексу праздник отмечается пять дней. В 2024 году в стране отдыхают по случаю Новруза с 20 по 26 марта включительно. В Казахстане с 2024 года Наурыз отмечают по-новому. Правительством страны была принята в начале 2024 года специальная концепция по празднованию Наурыза, решено повышать значимость праздника весны и обогащать его содержание. Празднику и традициям Наурыза уделяется больше внимания, мероприятия решено ежегодно проводить в течение 10 дней. Празднование в Казахстане начинается 14 марта и называется «амал» и длится до 23 марта. Вторники перед Новрузом в Азербайджане В Азербайджане Новруз начинают праздновать за четыре недели до наступления астрономической весны. Пробуждению природы, по преданиям, предшествует пробуждение четырех стихий. Именно с ними и связаны особые вторники - илахыр чершенбе.

Вторник в тюркской мифологии - священный день. Каждый из вторников "серого месяца" Бозай соответствует одной стихии природы.

Навруз - история и традиции праздника

Афганистан.Ру | История Навруза «Комсомолка» рассказывает, об истории и традициях древнего праздник весеннего равноденствия в 2025 году.
Навруз 2024: история и традиции праздника, какого числа отмечают — 21.03.2024 — Статьи на РЕН ТВ Дата, история и традиции праздника Навруз. Рассказываем, что это за праздник, какого числа его отмечают в 2024 году, как правильно провести эту дату.

Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны

Когда Навруз в 2023 году и история праздника Об истории праздника и его необычных традициях «Азия-Плюс» рассказал ученый-востоковед Сафар Абдулло.
Навруз история и традиции самого древнего праздника весны это праздник освобождения от смерти и страданий, связанный с обретением утраченной гармонии.

Навруз-2024 — праздник Нового года и начала весны

Истоки праздника Навруз уходят своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества, когда у земледельцев только начал зарождаться культ Солнца. это праздник освобождения от смерти и страданий, связанный с обретением утраченной гармонии. является одним из самых главных и любимых праздников в Азербайджане. novruz3 В турецкую Анатолию праздник Новруз, отмечаемый в день весеннего равноденствиия, принесли султаны сельджуков.

Навруз-2024 — праздник Нового года и начала весны

Этот праздник сами арабы не отмечают. Более того, Навруз в Сирии запрещен официально, а в Турции сняли запрет на его празднование лишь в 1991-м. Разная бывает и длительность праздника — в одних странах Навруз отмечают три дня, а в других пять и больше. Навруз в древности праздновали 13 дней, а в конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Люди в старину считали, что счастье и благополучие будут сопутствовать в течение всего года тем, кто в поле в эти дни насладится природой. В некоторых странах эта традиция сохранилась по сей день, в том числе и в Иране, где люди вместе со своими родными и близкими проводят 13-й день весны на природе.

В день весеннего равноденствия празднование Навруза связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления — он появился у народов Ирана и Средней Азии задолго до возникновения ислама, семь тысячелетий назад. От мусульманского Нового года Навруз отличается тем, что в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Новый год по лунному календарю наступает 1 числа месяца Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря. Праздничный стол Одной из главных традиций праздника является богатое застолье, к которому начинают готовиться за несколько недель. Самые значимые блюда изготавливают из семи ингредиентов, каждый из которых начинается на персидскую букву «С».

Эта традиция носит название «Хафт син». На столе обязательно должны быть крашеные яйца, зеркало, огонь и горящая свеча. Считается, что огонь защитит от злых духов, а зеркало завершит «старое» и начнет «новое». В самом центре стола среди изобилия мясных и рыбных блюд размещают сумаляк.

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.

Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни. В сентябре 2009 г. Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО , а в конце февраля 2010 г.

Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н. Навруз считался главным праздником. Считается, что происхождение праздника — древнеиранское , связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры вариант написания — Зороастр, Зардушт. Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 366 дней, а лунный — 354 355 дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние. В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2011 г. День весеннего равноденствия, то есть когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 21 марта в 02. По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения. Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона территория, окруженная горами. Поэтому Навруз был принят тюрками, как начало Нового года и отмечается до настоящего времени. Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам.

Универсальность Навруза как астрономического явления очевидна: это равноденствие, которое отражено во всех известных системах солнечного летоисчисления от календаря Майя до «эры Джа-лоли», созданной О. Явления равноденствия открыли не иранцы впервые оно обнаружено греческим астрономом Гиппархом во втором веке до христианской эры, а в его научное изучение внес вклад средневековый арабский астроном Собит ибн-Курра ; приори- тет в обозначении дня весеннего равноденствия как начало нового года тоже принадлежит не им до них это сделали шумеры и вавилоняне. Но иранцы одухотворили равноденствие: органически включили его в свою полифоническую традицию, выросшую на стыке цивилизаций Востока и Запада Турсон А. Аль-Бируни, говоря о древних праздниках иранских народов, отмечает два их рода: «Среди праздников есть такие, причиной которых являются дела мирские, а есть и такие, причиной которых являются дела веры» Абу-Рейхан аль-Бируни, 1957, с. Первым из мирских праздников аль-Бируни называет именно праздник весны -Нооруз - Навруз - Наурыз. История происхождения его неизвестна. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туран-цем Афрасиябом. Это легенда упоминается в Авесте Ард. Яшт 17:42 Авеста, 1998, с. Более подробно она описана в «Шах-Наме» Фирдоуси. Известно, что этот праздник содержал анимистические элементы. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым фраваши, духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который в то время стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» Дорошенко Е. Навруз - весенний праздник, он четко привязан к астрономическому движению Солнца. Что касается причины установления Науру-за, пишет Омар Хайям, то, она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые триста шестьдесят пять дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же время дня, когда оно вышло. Джамшид Авест. Йима - первый мифической царь Ирана этот день назвал Наурузом и ввел в обычай праздник. Навруз - циклическое начало летоисчисления. Как пишет М. Бойс, непременной обязанностью зоорастрийца было ежегодное празднование семи больших праздников, посвященных Ахура Мазде, Амеша Спенту и семи их творениям. Эти праздники распределялись по сезонам года, отражая календарный сельскохозяйственный цикл. Каждая община должна присутствовать на праздничном богослужении, на время праздников прекращались раздоры, возобновлялись и укреплялись дружеские отношения. По-персидски оно называлось Ноуруз Новый день. Авестийское название его до нас не дошло. Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вашихита лучшей праведности и огню. Как последние из семи, этот праздник напоминает о Последнем дне мира, когда окончательно восторжествует Аша, а Последний день станет одновременно Новым днем вечной жизни. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета и отмечает ежегодное поражение злого духа» Бойс М. Персидское слово руз имеет длинную историю, и не всегда оно означало «день». В Авесте встречается слово гаиса в значении «свет» и «луч». Таким образом, древнее значение персидского слова руз было «свет» и «луч света», а значение слова Навруз в древности - «новый свет» или «новый луч» первая часть слова - нав мало изменилась на протяжении всей истории иранских и даже вообще индоевропейских языков. На протяжении этого периода в эпоху бронзы происходит расцвет древнейших цивилизаций Востока - Египта, Сирии, Палестины, Персии, Месопотамии. Общим сюжетом в различных изобразительных и пластических искусствах этих стран присутствует образ быка. Кроме того, короны правителей украшались бычьими рогами. Так, например, в сюжетах каменных круглых печатей из Суз, датированных 2500 г. В аккадской глиптике 2200 г. Особо примечательной является каменная древнесирийская печать, выполненная в «провинциальном вавилонском стиле, где впереди шествующих жрецов помещены фигуры быка, под ногами которого находится скорпион. Апофеозом события, несомненно, стало возведение ритуального города для празднования весеннего равноденствия - Новруза-Персеполя в Древнем Иране. Шедеврами монументального камнерезного искусства можно считать скульптурные изображения быков-щеду, помещенные по сторонам царских «ворот всех народов», а также парные скульптурные изображения протомов быков с изображением солнца между ними на капителях 20-метровых колонн Бонгард-Левин Г. Новруз, возникнув в необозримых глубинах времен, стал путеводной звездой на разноуровневых пространствах мировой культуры. Пожалуй, это единственное феноменальное явление духовности, которое не прерывалось на протяжении тысячелетий. И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти. Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно.

Содержание

  • Ноуруз (Навруз) – иранский Новый Год и праздник весны
  • Новруз байрам: что это за праздник?
  • История и суть праздника Наурыз
  • Навруз – история древнего праздника весны

Навруз – как празднуют самый древний Новый год?

Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника В Узбекистане отмечают один из самых любимых праздников – Навруз.
Навруз 2023: дата, история, где и как отмечают праздник Навруз – древнейший праздник восточных народов, символизирующий наступление весны, пробуждение природы и обновление жизни.
Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны – Узбекистан на Великом шелковом пути Традиции празднования Навруза практически не изменились за всю его многовековую историю.
» История Навруза Навруз (он же Новруз, Наурыз – произношение варьируется в зависимости от языка) – праздник прихода весны.

» История Навруза

novruz3 В турецкую Анатолию праздник Новруз, отмечаемый в день весеннего равноденствиия, принесли султаны сельджуков. Навру́з, также Новруз (от пехл. «nōg rōz» — «новый день»), Нооруз и Наурыз — праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских. В этом году Наурыз – национальный праздник – совпал с оразой, а последняя – праздник религиозный. Стоит заметить, что в СССР с 1925 года по 1991 год официально празднование Наурыза было запрещено. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.

Новруз байрам: что это за праздник?

Где и как сегодня отмечают этот праздник? В честь наступающего праздника Научно-учебная лаборатория исследований современного Ирана выпустила новое видео, где стажёр-исследователь НУЛ Мария Кайгородова расскажет об истории и значении Новруза. Видео можно посмотреть здесь или по ссылке.

Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно. Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв. Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А. Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве.

Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании. К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное». При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три. Архаичность этого сюжета подтверждается античной мифопоэтической традицией в текстах о ритуальном убийстве Загрея-Диониса. Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А. Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены.

Новые волны кочевников тюрков в VI-X вв. Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба. На обширных территориях тюркской культуры I тыс. Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование.

И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы.

Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е.

Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание. Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира.

Согласно учению "Авесты", люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" небо, вода, земля, растения, животные и человек. За свою тысячелетнюю историю праздник Навруз стал символом возрождения и обновления природы и общества, духовного очищения и самосовершенствования человека, Данный светлый благословенный праздник олицетворяет благополучие, единство, братство и взаимную поддержку, все те непреходящие культурно-исторические ценности, объединяющие народы. Это великое наследие, доставшееся нам от общих предков, мы должны беречь и развивать его. Период празднования Навруз во все времена сопровождался упрочением человеческих и семейных отношений, уз дружбы и добрососедства, проявлением особенного гостеприимства между соседями. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, когда продолжительность дня уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.

В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху [14]. Назвали тот радостный день Новым днём. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш , убитый туранцем Афрасиабом. Эта легенда упоминается в Авесте [15]. Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» [17]. Курды в Стамбуле празднуют Навруз, 2006 г. Британская учёная М. Бойс отмечала, что, помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящён непосредственно огню, который древние зороастрийцы считали жизненной силой и поклонялись ему. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года — лета — и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина , несущего тепло и свет. Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции несомненно. В день Навруза ещё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов [19]. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах [20]. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так, в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры» [21]. Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни [22]. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Навруза» и предшествующих ему дней приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника [23]. Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. В Самарканде тесное взаимодействие оседлого таджикского, узбекского населения с полукочевым тюркским способствовало синтезу земледельческих и скотоводческих элементов в ритуальной практике Навруза. Праздник был легитимизирован через молитвы в мечети, посещение мазаров мусульманских святых и священных речек [24] А. Негмати писал, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю Навруз [25].

Навруз байрам — история возникновения и традиции самого древнего праздника весны

ИСТОРИЯ. Точная дата зарождения Наурыза неизвестна, однако, согласно некоторым данным, его праздновали до VII века до н. э. Поэтому праздник можно считать одним из самых древних в мире. Азербайджанцы перед празднованием самого Навруза, обычно отмечают ряд предшествующих дней, являющихся как бы подготовкой перед проведением больших торжеств по случаю окончания старого и наступления нового года. Праздник Навруз имеет многовековую историю. Навруз – древнейший праздник восточных народов, символизирующий наступление весны, пробуждение природы и обновление жизни. Международный день Навруз («Новый день») — праздник нового года по солнечному календарю у иранских и тюркских народов проходит в астрономическую дату Весеннего Равноденствия (20-21 марта). Назывался этот праздник – Навруз (в переводе с фарси «новый день»).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий