Праздник Обрезания Господня фиксированна, его отмечают на восьмой день после Рождества, то есть 14 января. Поскольку Праздник Обрезания Господня совпадает с днем памяти святителя Василия Великого, богослужебные тексты посвящены также ему, а в некоторых текстах обе священные памяти соединяются в единое молитвенное прославление. 14 января в России празднуется не только наступление старого Нового года, но и Обрезание Господне. Смысл праздника раскрыл председатель учебного комитета РПЦ Максим Козлов в разговоре с РИА «Новости». Связь праздника Обрезания Господня с новолетием священнослужители называют "чистой арифметикой" (или просто случайностью): Обрезание Господне всегда отмечается Православной церковью на восьмой день после Рождества Христова (25 декабря по старому.
Обрезание Господне: что отмечают православные в этот день
Сам Господь Иисус Христос учит нас примером Своей жизни необходимости соблюдать все, что повелел Бог. Обрезание было знаком Богоизбранного народа, того, что человек заключил Завет с Богом, посвящен Ему. В христианстве обряд обрезания заменился таинством Крещения, прообразом которого он и был. Теперь, чтобы стать членом избранного народа — Церкви Христовой, надо принять таинство Крещения. Об этом пишут в своих посланиях святые апостолы: «В Нем [во Христе] вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» Кол. Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих» 1Кор. Значение Еще один смысл события и праздника Обрезания в том, что когда над Младенцем Иисусом Христом совершили обрезание, было явлено что Он — истинный Человек. Впоследствии некоторые еретики докеты учили, что у Иисуса Христа была призрачная, ненастоящая плоть. Однако это не так, и обрезание это показало — Он родился как Истинный Человек. Бог воплотился в человеческом теле, родился по плоти и был обрезан как человек.
Нельзя давать деньги в долг, иначе весь год пройдет в долгах. Запрещается выносить мусор. Плохая примета — решать финансовые вопросы и считать мелкие деньги. Приметы и поверья на Обрезание Господне Яркое солнце предвещает богатый урожай фруктов и ягод. Деревья в инее — примета хорошего урожая зерновых культур. Загаданное в ночь с 13 на 14 января желание обязательно исполнится.
И после Он вызывал иудеев на открытый вопрос: «Кто из вас обличит Меня в неправде? Поэтому и обвинители Его не могли привести свидетельств нарушения Им закона. Тогда осталась уж одна вина: — Ты ли Сын Божий? Так после и апостолы должны были считаться с этой законнической психологией евреев; и апостол Петр в Антиохии Гал. Последний обрезал ученика своего Тимофея, сына еврейки и грека, ради иудеев Деян. Обычаи — великая сила, особенно когда они основаны на религиозной почве. И сами «родители» Господа — Иосиф и Пречистая Дева Мария — не могли иначе поступать, как только «по закону», будучи праведными евреями. Так, следовательно, закон, данный Богом, нужно было исполнять уже и потому, что он сделался привычкою и у людей, у народа. Завет Вот я написал выше о том, что действительно нужно войти в завет с Богом, — и вдруг осенила меня новая мысль. А что это такое — «завет»? Если мы поймем это, нам тогда яснее будет смысл и ветхозаветного обрезания; и откроется смысл его и для христиан. А слово «завет» означает внутреннюю, интимную, духовную, живую связь с Богом. Завет с Богом — это значит общение Бога с человеками, любовь Его к ним, жизнь в них. Вот что такое «завет». А теперь ясны дальнейшие выводы. Еврей давал обет жить в Боге, а Бог — в нем. Да ведь это же главнейшая цель существования человеческого! Да ведь это же цель создания мира! Это задача избранного еврейского народа — сохранить связь с Богом! От этого отпал весь мир фактически — и иудеи, и язычники: все согрешили и лишены славы Божией Рим. Потеряли дивную связь с Богом. Восстановить ее, вступить в «Новый Завет» и пришел Господь Спаситель. Люди исполняли символ обрезание , а духа уже не имели: «Не то истинное обрезание, — говорит апостол Павел, — которое по телу, а которое в сердце духом» Рим. О язычниках же и говорить нечего было! И вот Господь несется «родителями» в храм и обрезанием Своим показывает, что нужно действительно восстановить завет, связь, жизнь с Богом. Это — первая задача; ее первую Он и исполняет. Вся остальная жизнь Его и служение являются осуществлением сей задачи. Смерть была лишь завершением дела Его. Я явил им имя Твое Ин. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить Ин. Это исполнение — духовное обрезание. Завет с Богом восстановлен: единение, любовь, жизнь с Богом. А как это совершено? Двумя путями. Учением и делами, с одной стороны, Господь привел Своих учеников как и нас теперь через Свое Евангелие приводит всегда к Отцу и «показал им» Его, или «открыл... А кроме сего — «посвящением Себя за них», как Он Сам говорит. А посвятить себя за кого-либо — это значит отдать себя вместо них, то есть принести в жертву, искупить на Кресте Ин. Но это уже пути к завету. А задание, цель были приняты Господом в самом начале Его появления на свет — в чине обрезания... И всякий христианин имеет ту же цель — единение с Богом. Ему имя — Иисус При обрезании давалось у евреев имя. Теперь открылось и это. Необычайно важно. Как мы знаем из Евангелия Лк. Это делал обычно отец новорожденного в храме , а раньше чаще всего называла мать. И если вы по Библии просмотрите хотя бы эти случаи, то легко увидите, что имена давались не случайно, а со значением. Обычно означалось осуществление чего-либо ожидаемого, или предназначение рожденного и тому подобное. Господь, как мы видели и знаем, пришел для того, чтобы восстановить порванный завет людей с Богом, живой завет — оживить людей или, как мы обычно говорим, спасти людей. Поэтому как же Его было иначе назвать, как не Спаситель? А по-еврейски Спаситель Иисус — греческое слово от еврейского — Иехошуа или сокращенно Иешуа, Иешу , что значит «Бог спасение его», или еще короче — «Бог Спаситель». К обычному человеку это прилагалось в том смысле, что носящий это имя находится под особым покровом Божиим. По отношению к Иисусу Христу также сие применимо. Но через эту любовь к Сыну восстанавливается любовь Отца и к людям; и таким образом, Он Сам, то есть Сын, сделается Искупителем, «Спасителем». Это имя дано было еще раньше рождения, при Благовещении, Архангелом Гавриилом, то есть по повелению Пресвятой Троицы Мф. Он спасет; не «сами» они спасутся... Следовательно, уже в этом имени указано все Его будущее: искупительное служение миру. Или иначе сказать: в имени Его сокращенно, словом, наименовано то, что совершалось делом, чином, обрядом — обрезанием, как знамением установления связи Бога с людьми. Дело Господа Иисуса Христа — в одном имени: Спаситель. Иисус — имя Ему. Как это и отрадно, и важно, и понятно! День именин Отсюда теперь понятно, что день обрезания Господня есть и день Его имени, или «именины». А назван Он «Богом» — по Отцу Своему. И вообще у евреев было желание называть сыновей по имени отца; так и родственники советовали Елисавете называть Иоанна Крестителя Лк. В имени уже указано все последующее дело Господа: в начале указано все остальное... Как в семени — будущее: и зелень, и колос, и зерна, и хлеб, и питание, и жизнь. Так новозаветное сплелось с ветхозаветным: пришел Спаситель «ветхого» человека, дабы сделать его «новым»; Ветхий Завет переходит в Новый. И теперь понятно, почему обрезание должно было быть первым праздником по Рождестве Христовом: здесь узел Ветхого и Нового Заветов, конец одного и начало другого. Это определение всей последующей задачи: это, следовательно, нужно было обозначить в самом начале. Потому и праздник пришелся между Рождеством и Крещением. Не оттого лишь, что обрезание должно было совершаться в восьмой день, но и по смыслу, взаимоотношению событий: сначала рождение, потом означение Его служения, и уже потом выступление на проповедь — крещение. Но сие именование, сии «именины» Господа Иисуса были сокровенны. Никто и не подозревал тогда исполнения смысла имени Иисус, кроме Иосифа и Марии. При рождении хоть были пастухи, волхвы; узнал Ирод, книжники и так далее. При Сретении будут праведный Симеон, Анна и другие в храме; равно и всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме Лк. А здесь — только Иосиф и Мария, да священник, совершивший обряд в храме...
И, конечно, это еще празднование и старого Нового года», — объяснил он. Наши предки традиционно выходили «щедровать»: водили хороводы под окнами в деревнях и пели щедривки: «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье! В Центральной России и на севере страны канун праздника называли Васильевым вечером, напомнил священник. Такое название этот день получил по случаю приближающегося дня памяти святого Василия Великого — богослова и философа. При жизни он всегда помогал бедным и обездоленным. Народные приметы на 14 января На Руси в этот день люди собирались за столами, пели песни и верили, что если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Считалось, что гости обязательно должны быть обоих полов, иначе у участников посиделок будут проблемы в личной жизни. Одним из главных условий этого дня было попросить прощения у родных и близких за все нанесенные обиды и поступки, которые принесли боль. Славяне надеялись, что таким образом они очищали душу и вступали в год с чистого листа. Убийство животного могло навлечь большую беду на всю семью. Запрет распространялся и на коров, овец, свиней. Люди старались, наоборот, накормить их и задобрить. Кстати, суеверия распространялись даже на такие мелочи, как одежда в этот день. Они были убеждены, что одеваться нужно исключительно в новые вещи, чтобы не переносить старые проблемы в грядущий год. Наши предки верили, что ругань в первый день Старого Нового года приведет к проблемам: человека будут преследовать конфликты и постоянные разборки.
ПОЧЕМУ МЫ ПРАЗДНУЕМ ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ?
По установленному Богом Закону каждый еврейский мальчик должен был быть обрезан на восьмой день после своего рождения в знак Завета Бога с праведным Авраамом и его потомками Быт. Этот обряд включал человека в общество Израиля. Потому пройти его должен был и Спаситель, ведь по плоти Он был со Своим народом, происходя по материнской линии из рода царя Давида. При обрезании, как было заведено в то время у народа Израиля, Ему было дано имя — Иисус.
Об этом нам сообщает Евангелие от Луки Лк. Однако, помимо ветхозаветного значения, в празднике Обрезания скрыто немало важных христианских символов.
В именах супружеской четы в знак особого предназначения удваивается по букве: Авраам и Сарра. Повеление называться так еще более подчеркивает благословение Божие, которое наследуют лишь потомки Авраама и Сарры, хотя у Авраама были также дети от Агари и Хеттуры, но не им предстояло наследовать благословение.
От Авраама требуется верность Богу, и не только лично его, но и всего многочисленного потомства. Для сохранения в роды родов Завета с Богом и в знак обещания исполнить повеленное избирается внешнее действие — обрезание. Оно призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы поклоняться лишь Богу Авраама. Как знамение Завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама.
Потому и обличались «необрезанные сердца и уши» в Книге Левит Лев 26, 41 и в Деяниях апостольских Деян 8, 51. Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число восемь выражало полноту и совершенство. Откладывать совершение повеленного на более позднее время считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь идет о повелении Божием.
Мысль эта подтверждается тем, что в беседах отцов Церкви на оный день до VI века были сильные обличения языческих календ. Сверх этого, основываясь на словах Епифания, что: «Иисус Христос, между прочим, обрезан был для того, дабы вопреки мнению утверждавших, что Он имел воображаемое только тело, показать, что Он принял на Себя истинную плоть человеческую, или, что то же, во всем подобен был прочим человекам, кроме греха,» - можно догадываться, что установление праздника Обрезания Господня направлено было и против ереси манихеев, между прочим утверждавших, что Иисус Христос по видимому только родился, а не на самом деле. Уже в VI веке, если не позже, когда отцы Церкви, при усильном старании, ослабили у язычников и христиан празднование январских календ, день Обрезания Господня явился в настоящем его виде, то есть вместо плача и сетования стал совершаться в веселии и радости, какие свойственны христианским праздникам.
Это можно видеть из того, что позже VI века уже не видно у отцов Церкви бесед, направленных против январских календ; между тем как до VI века они все почти писали против этого языческого праздника. Впрочем, во Франции, по свидетельству Бержье, первый день января и после сего долго был днем покаяния и поста для истребления суеверных обычаев и беспорядков, которым люди предавались в этот день и которые не что иное были, как остаток от язычества. Традиции празднования Обрезания Господня В праздник Обрезания в Российской Церкви после литургии совершается молебен о новолетии, что началось с того времени, как император Петр Первый, в сообразность европейскому летосчислению, повелел считать начало нового года с 1 числа января, вместо прежнего числа с 1 сентября: почему 1 число января в простом разговоре чаще называется новым годом, нежели Обрезанием.
В службе на праздник Обрезания Господня канон есть творение Стефана Савваита, творца канонов, жившего в VIII веке; а остальное неизвестно, кем и когда составлено. Где находится крайняя плоть препуций Иисуса Христа Арабское евангелие рассказывает об иерусалимской старухе-еврейке, которая принимала роды у Девы Марии и участвовала в обрезании, завладев Священным Препуцием, впоследствии ставшим реликвией. Впервые о нем упоминают средневековые источники.
При соединении этих двух служб предпочтение отдаётся службе свт. Василия Великого. Совершается всенощное бдение , полиелей поётся святителю, «Честнейшую…» не поётся, а поются припевы праздника и святого. Положен особый отпуст : «Иже в осьмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения…».
Обрезание Господне: что отмечают православные в этот день
Содержание статьи Скрыть История праздника Сам Господь говорил с праведником Аврамом, когда тому было 99 лет. А супруге его, Саре — 90. Господь предрек Авраму, что у него будет столько потомков, сколько звёзд на небе. Именно роду Аврама Господь возжелал особо покровительствовать. Господь повелел Аврааму в знак их договора завета учредить обряд обрезания. У всех, кто хочет быть членом общности, которая именуется богоизбранным народом, должна быть обрезана крайняя плоть.
Ни закон, ни буква не спасают душу. Борьба в Ветхом Завете была бесплодна Рим. Человек, застывший на этом, духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасаюшего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно, нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти «школу» законничества, чтобы, во-первых, почувствовать, как она тяжела операция «обрезания» своей воли , во-вторых, — понять, что мы своими грехами заслужили ее, эту рабскую школу, в-третьих, и это, может быть, самое главное — опытно познать, что сама по себе школа закона буквы, обрядов даже и в христианстве не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла. И что, следовательно, нужно искать какого-то иного пути спасения. А это и есть благодать. Там лишь оживает духовно человек, получая «Духа Животворящего». Вот и Господь, прежде чем получить в таинстве Крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон. Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и так далее. Закон, следовательно, нужно исполнять сначала. Иудеи были чрезвычайные «законники». Ведь они и распяли-то Господа в конце концов потому, что Он представлялся им «противником» закона. Это уж казалось им верхом беззакония. Да и действительно, если бы Спаситель не был Истинным Богом на самом деле, то это было бы ужасным беззаконием! Апостол Павел даже самое неверие их во Христа приписывает их обрядовой ревности к букве закона; а цель закона — Христа — просмотрели Рим. И потому всякому, кто как Господь хотел что-либо делать среди этого законнического народа, безусловно, необходимо было быть самому на высоте закона. Иначе они и слушать бы не стали. И Господь исполнил все предписания. И после Он вызывал иудеев на открытый вопрос: «Кто из вас обличит Меня в неправде? Поэтому и обвинители Его не могли привести свидетельств нарушения Им закона. Тогда осталась уж одна вина: — Ты ли Сын Божий? Так после и апостолы должны были считаться с этой законнической психологией евреев; и апостол Петр в Антиохии Гал. Последний обрезал ученика своего Тимофея, сына еврейки и грека, ради иудеев Деян. Обычаи — великая сила, особенно когда они основаны на религиозной почве. И сами «родители» Господа — Иосиф и Пречистая Дева Мария — не могли иначе поступать, как только «по закону», будучи праведными евреями. Так, следовательно, закон, данный Богом, нужно было исполнять уже и потому, что он сделался привычкою и у людей, у народа. Завет Вот я написал выше о том, что действительно нужно войти в завет с Богом, — и вдруг осенила меня новая мысль. А что это такое — «завет»? Если мы поймем это, нам тогда яснее будет смысл и ветхозаветного обрезания; и откроется смысл его и для христиан. А слово «завет» означает внутреннюю, интимную, духовную, живую связь с Богом. Завет с Богом — это значит общение Бога с человеками, любовь Его к ним, жизнь в них. Вот что такое «завет». А теперь ясны дальнейшие выводы. Еврей давал обет жить в Боге, а Бог — в нем. Да ведь это же главнейшая цель существования человеческого! Да ведь это же цель создания мира! Это задача избранного еврейского народа — сохранить связь с Богом! От этого отпал весь мир фактически — и иудеи, и язычники: все согрешили и лишены славы Божией Рим. Потеряли дивную связь с Богом. Восстановить ее, вступить в «Новый Завет» и пришел Господь Спаситель. Люди исполняли символ обрезание , а духа уже не имели: «Не то истинное обрезание, — говорит апостол Павел, — которое по телу, а которое в сердце духом» Рим. О язычниках же и говорить нечего было! И вот Господь несется «родителями» в храм и обрезанием Своим показывает, что нужно действительно восстановить завет, связь, жизнь с Богом. Это — первая задача; ее первую Он и исполняет. Вся остальная жизнь Его и служение являются осуществлением сей задачи. Смерть была лишь завершением дела Его. Я явил им имя Твое Ин. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить Ин. Это исполнение — духовное обрезание. Завет с Богом восстановлен: единение, любовь, жизнь с Богом. А как это совершено? Двумя путями. Учением и делами, с одной стороны, Господь привел Своих учеников как и нас теперь через Свое Евангелие приводит всегда к Отцу и «показал им» Его, или «открыл... А кроме сего — «посвящением Себя за них», как Он Сам говорит. А посвятить себя за кого-либо — это значит отдать себя вместо них, то есть принести в жертву, искупить на Кресте Ин. Но это уже пути к завету. А задание, цель были приняты Господом в самом начале Его появления на свет — в чине обрезания... И всякий христианин имеет ту же цель — единение с Богом. Ему имя — Иисус При обрезании давалось у евреев имя. Теперь открылось и это. Необычайно важно. Как мы знаем из Евангелия Лк. Это делал обычно отец новорожденного в храме , а раньше чаще всего называла мать. И если вы по Библии просмотрите хотя бы эти случаи, то легко увидите, что имена давались не случайно, а со значением. Обычно означалось осуществление чего-либо ожидаемого, или предназначение рожденного и тому подобное. Господь, как мы видели и знаем, пришел для того, чтобы восстановить порванный завет людей с Богом, живой завет — оживить людей или, как мы обычно говорим, спасти людей. Поэтому как же Его было иначе назвать, как не Спаситель? А по-еврейски Спаситель Иисус — греческое слово от еврейского — Иехошуа или сокращенно Иешуа, Иешу , что значит «Бог спасение его», или еще короче — «Бог Спаситель». К обычному человеку это прилагалось в том смысле, что носящий это имя находится под особым покровом Божиим. По отношению к Иисусу Христу также сие применимо. Но через эту любовь к Сыну восстанавливается любовь Отца и к людям; и таким образом, Он Сам, то есть Сын, сделается Искупителем, «Спасителем». Это имя дано было еще раньше рождения, при Благовещении, Архангелом Гавриилом, то есть по повелению Пресвятой Троицы Мф. Он спасет; не «сами» они спасутся... Следовательно, уже в этом имени указано все Его будущее: искупительное служение миру.
Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, тоже были обрезаны. Праздник Обрезания для нас важен еще и тем, что вопреки многим ересям, которые искажают земной облик Иисуса Христа, подтверждает, что Богомладенец Иисус был мужского пола и обряды, предназначавшиеся для иудеев, над Ним были совершены без исключения, отмечает Календ.
Последний известен очень многим, хотя его богослужебный статус ниже, нежели у Обрезания. Да потому что это «Медовый Спас» — в этот день по традиции освящают мед. А в день Обрезания не освящают ничего… У этого праздника отсутствует ощутимая, так сказать, материальная составляющая — и это, к сожалению, очень существенно сказывается на отношении к нему. Не случайно митрополит Вениамин, продолжая свою мысль, писал, что даже «в сознании верующих этот праздник — один из самых затененных, точно и не праздник он для богомольцев». Проверка знаний Но незаметный — не значит неважный. Можно сказать, что праздник Обрезания Господня является проверкой наших познаний о Священном Писании — особенно Ветхого Завета. Заключая завет с праведным Авраамом, Господь дает повеление: Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой Быт. Обрезание — знак завета и посвящения Богу, символ принадлежности к потомкам праведного Авраама. Для ветхозаветного Израиля обрезание ребенка, совершавшееся на восьмой день после рождения, было величайшим событием. В этот день ребенку давалось имя и он становился частью избранного народа. Все это было совершено и над Младенцем Христом: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве Лк. Теперь мы знаем, почему обрезание было столь важным для израильского народа. Но возникает следующий вопрос.
14 января — Обрезание Господне: история и значение праздника
Праздник Обрезания Господня празднуется 14 январяСлово в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого протоиерей Александр ШаргуновПроповедь за Литургией на праздник Обрезания Господня.О наречении имени Иисус. 14 января — Обрезание Господне: история и значение праздника. Сегодня 14 января мы отмечаем праздник, который называется «По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», или проще – Обрезание Господне. Сегодня поговорим об Обрезании Господнем. Что это за Праздник и почему мы его празднуем. Поговорим о Евангельской истории и истории ветхозаветной, о том, явл. Кондак нынешнего праздника гласит: «Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко благ обрезует». Обрезание Господне – великий христианский праздник, отмечаемый католиками и православными, появился еще в IV веке. На восьмой день после рождения Богомладенец, по ветхозаветному закону, принял обрезание в Иерусалимском храме.
Обрезание Господне 14 января. История, традиции и приметы . Что нельзя делать на Обрезание Господне
Будучи сыном еврейки, Христос тоже был обрезан. Во время церемонии его нарекли именем Иисус, что означало «Спаситель». Именно факт обрезания Христа в I веке н. В 49 году на Апостольском соборе было официально отменено обрезание для желающих креститься. С этого времени в христианской церкви остался только обряд «Обрезания сердца» — святое крещение.
В христианский церковный календарь праздник Обрезания Господня вошел в IV веке, причём с глубоко изменившимся смыслом. Отцы церкви приводили пример с обрезанием Христа, чтобы научить паству смирению и послушанию. Ведь Иисус, придя в мир, чтобы установить Новый Закон Завет , первым делом подчинился уже существующему Ветхому Закону! Соответственно, и все верующие во Христа должны исполнять Закон Божий, чтобы спастись и обрести Царство Небесное.
Апостол Павел говорил мирянам: «иудейское плотское обрезание христиане заменили обрезанием духовным».
Крестьяне в этот вечер гадали на погоду: вынимали из луковицы 12 чешуек, насыпали в них соль и клали на окно. Если утром в какой-то из чешуек влаги было больше, то верили, что этот месяц будет особенно щедр на дожди. Ну а девицы, конечно, были озадачены сужеными и бегали к поленнице. Там, не глядя, вынимали одно полено: если оно было длинным — жених будет высоким, а если коротким — то низеньким.
На Новый год крестьяне молились о скоте. Этот день считался во многих уездах "скотьим праздником" наравне с днём святого Власия. Поэтому в этот день щедро кормили весь скот и птицу, затворяли хлев, чтобы не впустить беду, резали поросёнка, а после обильного застолья относили кости свиньям. Считалось, что этот странный обряд даст хороший приплод свиней. Некоторые хозяйки не выбрасывали мусор с самого сочельника.
Они его копили, чтобы в Новый год сжечь во дворе. Верили: если так сделать, то летом сад и огород не пострадают от нашествия насекомых. Если женщина — быть беде. Поэтому часто с утра деревню обходил мужчина — глава многодетной семьи. В рукавицах он нёс зерно.
Он заходил в дома односельчан, поздравлял их с праздником и осыпал всех зерном. Это зерно собирали и хранили до посева. Если вечер накануне Нового года был тёплым, ждали жаркое лето, если ночью был морозный туман, ждали богатого урожая, а если ночь была звёздной, то это сулило богатый урожай ягод. Метель предвещала злой, беспокойный год, а безветрие и малоснежье предвещали хороший урожай хлебов. Царский Новый год Своим указом о переходе России на новое летосчисление и переносе празднования начала года Пётр велел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, а в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и столетием.
На Красной площади были устроены фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Император Пётр I так обосновал перенос праздника с 1 сентября: "Не только в европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашею Церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его великого государя подданные черкесы малороссы , и все греки, от которых наша вера православная принята, лета свои исчисляют от Рождества Христова восьмой день спустя, то есть января 1-го числа, а не от создания мира". Поэтому 15 декабря 1699 года в Москве на Красной площади барабанная дробь возвестила о каком-то важном событии.
В процессе крещения в Иордане Христос, согласно писанию, принял на себя грехи всего человечества. За это он будет невинно осужден и распят Какое значение для верующих имеет праздник Обрезания Господня Возвращаясь к Ветхому Завету, можно отметить, что праздник Обрезания Господня служит напоминанием о том, что верующий человек не только духом, но и телом является причастным к Богу. На Руси он тесно переплелся с другими торжествами. Сегодня праздник Обрезания Господня выпадает на Старый Новый год , это значит, что в дореволюционной России он совпадал с мирским новолетием. Кроме того, в этот день церковь чтит память Василия Великого — одного из самых почитаемых святых у христиан. Неудивительно, что на фоне всех этих торжеств, находясь в календаре между Рождеством и Крещением Христовым, праздник Обрезания Господня теряется. Однако это не значит, что народ о нем забывает — на самом деле, с этим днем связано множество традиций. Малороссийская традиция щедровать В регионе, который во времена Российской империи назывался Малороссией сегодня это части Украины, запада России, Республики Беларусь и Польши , накануне праздника Обрезания Господня было принято щедровать — то есть ходить по улицам с песнями и получать за это угощения. Похожий ритуал называется колядованием или прославлением — его проводили в период Святок, чтобы отметить чудо рождения Христа. Фото: Е. После богослужения они собираются в храме, поют песни и получают разнообразные сладости. В частности, на праздник принято читать тропарь.
Однако апостол Павел обличал таких иудеев в том, что они, будучи обрезанными, вели себя недостойно и нарушали законы божьи. Обрезание — не магический ритуал, делающий человека избранным, это завет и договор между Богом и человеком быть верным и совершать только добрые поступки. Обрезанием мужчина показывал, что готов выполнять все заветы, предписанные ему в Ветхом Завете. Современное крещение точно так же не делает человека праведником, но показывает его стремление служить Богу. Православные верующие ходят в церкви, чтобы почтить и вспомнить великое чудо — готовность Христоса к смирению и принятию всего, что предписано законом Всевышнего человеку. Николай Савченко отметил, что в этот период не бывает поста, потому что еще идут рождественские колядки. Основное количество песнопений и все символы — это еще празднования Рождества Христова. И, конечно, это еще празднование и старого Нового года», — объяснил он. Наши предки традиционно выходили «щедровать»: водили хороводы под окнами в деревнях и пели щедривки: «Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье! В Центральной России и на севере страны канун праздника называли Васильевым вечером, напомнил священник. Такое название этот день получил по случаю приближающегося дня памяти святого Василия Великого — богослова и философа. При жизни он всегда помогал бедным и обездоленным. Народные приметы на 14 января На Руси в этот день люди собирались за столами, пели песни и верили, что если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Считалось, что гости обязательно должны быть обоих полов, иначе у участников посиделок будут проблемы в личной жизни. Одним из главных условий этого дня было попросить прощения у родных и близких за все нанесенные обиды и поступки, которые принесли боль.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
14 января православные христиане отмечают Обрезание Господне – большой религиозный праздник, посвященный свершению иудейского обряда обрезания над новорожденным Иисусом Христом. История праздника. Праздник Обрезания Господня установлен в память о событии, описанном в Евангелии от Луки. Молитвы на велики праздник Обрезание Господне 14 января – Иисусова молитва Во всех храмах вечером 13 января в ночь на 14 проходят праздничные богослужения, где читают молитвы этого великого праздника. Праздник Обрезания Господня прячется 14 января в «старом Новом годе», за его Сантой — не Клаусом, а Бэзилом, наверное — святителем Василием.
Обрезание Господне — самый странный церковный праздник 14 января
С тех пор иудеи потомки Авраама обрезали новорожденных младенцев мужского пола в знак своей верности завету с Богом. Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех», — цитирует pravmir. Кроме того, праздник Обрезания сыграл важную роль в истории Церкви. В конце I века среди христиан возникла ересь "докетизм". Ее последователи считали, что Христос был не реальным человеком, а духом, который лишь казался воплотившимся. То, что в Евангелии говорилось об обрезании Христа, стало важным свидетельством истинного воплощения Бога.
Какой церковный праздник заменил Обрезание Господне Церковный праздник Обрезание Господне, православные христиане считают странным и потому, что в церковных календарях под датой 14 января пишут «Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Копподакийской».
То есть день памяти святителя Василия фактически стал великим праздником. Существуют иконы, на которых они изображены все трое, а церкви во имя Трёх Святителей в православии нередки. Но лишь одному из них — святителю Василию в церковном календаре отведено особое место и всё потому, что день его памяти приходится на праздник, название которого так непривычно для русского уха.
Обрезание Господне — великий христианский праздник, отмечаемый католиками и православными, появился еще в IV веке. На восьмой день после рождения Богомладенец, по ветхозаветному закону, принял обрезание в Иерусалимском храме. При совершении обряда ребенку дали имя Иисус — это греческая форма еврейского "Иешуа", которое означает "помощь Бога" или "Спаситель". Зачем это было нужно? Обрезание было обязательным ритуалом для древних иудеев.
Согласно ветхозаветному закону, в те годы необрезанный не имел права стать частью израильского общества. Если бы Иисус не прошел обряд, то никто из народа Израилева не признал бы в нем Мессию, потомка Авраама — родоначальника многих народов и религий. По толкованию Отцов Церкви, Господь исполнил закон и принял обрезание, тем самым показав пример того, как нужно соблюдать Божественные установления. Этот обряд также не дал людям усомниться в том, что Иисус был истинным Человеком, а не бестелесным духом.
Дата праздника Праздник Обрезания Господня фиксированна, его отмечают на восьмой день после Рождества, то есть 14 января. Смысл праздника В Новом Завете обрезание плоти замещается обрезанием сердца.
То есть, чтобы служить Богу, принадлежать к богоизбранному народу, обряд обрезания совершать не надо. Иисус Христос учреждает вместо Обрезания Крещение водой и Духом. Почему Господь Иисус Христос принял обрезание? Смиренно пройдя обряд Обрезания наш Спаситель Иисус Христос показал всем своим ученикам, что Новый Завет, который Он нам принёс, не отменяет и не уничтожает Ветхий Завет, но соблюдает его. И, таким образом, доводит его до совершенства, упразднят грубое плотское и утверждая главенство духа. Чтобы проповедовать среди народа израильского Иисус должен был быть полноценным членом общества: ходить в храм, молиться, жить в семье израильтян.
Все это было совершенно невозможно для необрезанных. Почему обрезание производилось именно в восьмой день после рождения мальчика? В Священном Писании все исполнено смыслом. Так же не случайны и числа.
ПОЧЕМУ МЫ ПРАЗДНУЕМ ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ?
Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого. Праздник Обрезания Господня связан с событием, когда Иисус обрёл своё имя. Почему праздник Обрезания Господня не имеет статус двунадесятого. Когда отмечают Обрезание Господне. Краткое содержание: История праздника Обрезание Господне.
День Обрезания Господня – это день Закона Божия
История, традиции и приметы праздника Обрезание Господне, который отмечают 14 января 2023 года. Поскольку Праздник Обрезания Господня совпадает с днем памяти святителя Василия Великого, богослужебные тексты посвящены также ему, а в некоторых текстах обе священные памяти соединяются в единое молитвенное прославление. Обрезание Господне 2022: история создания и главный смысл великого праздника. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте Празднование Обрезания Господня проходит не так пышно, как Рождество и Крещение. Праздник Обрезания Господня фиксированна, его отмечают на восьмой день после Рождества, то есть 14 января. Обрезание Господне 2022: история создания и главный смысл великого праздника. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте