Так как процесс старения не поддаётся контролю, врач-токсиколог поделился советами, которые помогут сохранить память до самых преклонных лет. Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Клинический психолог, сомнолог Алексей Мелехин рассказал, что проблемы с памятью могут быть вызваны переутомлением, а могут возникать из-за серьезных психических расстройств и опасных заболеваний.
ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ
Вы не должны испытывать ощутимых трудностей в повседневных делах, качество работы и жизни не должно страдать. Когда это происходит следует обращаться к специалисту для выяснения диагноза. Даже если проблемы с памятью вызваны заболеванием при правильном лечении они могут быть обратимы. Память является одной из самых сложных структур психики.
Ее нарушение влечет за собой расстройство способностей к познанию, умению рассуждать, запоминать, принимать решения и общаться. Проблемы памяти выходят за пределы нормы, если вы замечаете следующие признаки: забываются не только мелочи, но и важные события; невозможно сосредоточиться, теряется нить разговоров, плохо соображает голова, тяжело улавливать сюжеты книг или фильмов, много раз задаются одни и те же вопросы; неспособность принимать решения, планировать что-то или изучать инструкции; стало тяжелее ориентироваться в привычных условиях и выполнять знакомые задачи; нарушаются функции речи и письма: путаются слова, меняются местами слоги, портится способность выражать мыслей; слабая память и изменение поведения становятся заметны вашему окружению; путается хронология событий или появляются ложные воспоминания; ухудшение памяти со временем становится все более ощутимым. Заболевания, которые включают в себя патологию памяти, обычно начинаются малозаметно, но со временем прогрессируют и лишают человека способности работать, общаться и даже обслуживать самого себя.
Поэтому если у вас заметно ухудшилась память, не откладывайте посещение врача, ведь это может быть первым признаком серьезного неврологического или психического недуга. Чем быстрее будет назначено лечение, тем успешнее удастся восстановить утраченные функции. Причины ухудшения памяти Факторами риска являются пожилой возраст, генетическая предрасположенность, артериальная гипертензия, повышенный уровень холестерина, лишний вес, низкий уровень образования, недостаток физической и социальной активности.
Возраст — самая распространенная причина того, с чем связано ухудшение памяти. Большинство людей начинает жаловаться в 65-70 лет. Причина в возрастном изменении функциональной активности мозга.
Наличие этих факторов должно настораживать, однако для развития патологического процесса их недостаточно. Более ста заболеваний могут стать причинами того, почему теряется память. Среди них есть как обратимые, так и необратимые.
Часто этот симптом становится первым сигналом наступившего расстройства, а затем уже присоединяются другие когнитивные и соматические нарушения. При ухудшении памяти причины могут быть следующими: травмы головы: падения, драки и аварии могут привести к когнитивным нарушениям, даже если человек не терял сознания; деменция: самое распространенная причина плохой памяти у взрослых после 65 лет. Существует несколько разновидностей деменции, и каждая имеет свои особенности клинической картины.
Среди них деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви; заболевания головного мозга: опухолевые или инфекционные процессы в мозге могут стать причиной того, почему ухудшается память; болезнь Крейцфельдта — Якоба: быстро прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности; психические расстройства и эмоциональные проблемы: состояние стресса, депрессии и тревожность могут приводить к забывчивости, плохой концентрации и другим причинам нарушения повседневной деятельности; лекарственные препараты: среди побочных эффектов могут быть когнитивные расстройства; алкоголизм: зависимость от алкоголя значительно нарушает работу мозга, что влияет на ухудшение памяти и способность к умственной деятельности; гипотиреоз: среди его симптомов слабость, утомляемость, нарушения сна, интеллекта и памяти; дефицит витаминов: витамины, в частности B-12, помогают поддерживать нормальную жизнедеятельность нервных клеток. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания; бессонница: расстройства сна приводят к усталости и заторможенному состоянию, что негативно влияет на мышление и память.
Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они являются результатом повреждения структур мозга, что ухудшает память, препятствуя хранению, удержанию и воспроизведению воспоминаний. К примеру, медиальная височная доля участвует в формировании эпизодической памяти, а лимбическая система обрабатывает информацию и организует долговременную память. При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы.
Память может утрачиваться на текущие события или на события, которые произошли во время или после травмирующей ситуации.
Депрессия Нарушения памяти часто бывают при неврозах, тревожном расстройстве , депрессиях. Выражаются в неспособности сосредоточиться при выполнении профессиональных обязанностей, чтении книг, в беседе. Трудности сосредоточения порождают ощущение нарушенной памяти. При вышеуказанных заболеваниях нарушения памяти и внимания — функциональны и проходят при выздоровлении. Они обусловлены тем, что взгляд человека, страдающего депрессией или тревогой, поворачивается «внутрь себя», всё внимание уходит на то, чтоб совладать с болезненными симптомами.
Внимания не хватает на внешнее из-за фиксации человека на своем внутреннем состоянии. Память - это особое свойство человеческого организма сохранять информацию о любом объекте, даже после того, как он перестал находиться в прямом контакте с человеком. Если разбить на составляющие, то функция памяти включает три стадии: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание.
Исследования автобиографической памяти при ПРЛ также показали, что пациенты имеют более широкий доступ к определенным негативным воспоминаниям. Более того, пациенты чаще сообщали о ситуациях, когда их бросали или умышленно причиняли вред другим людям.
В поисках факторов, вызывающих избирательную память на негативную информацию, исследования когнитивных схем при ПРЛ показывают, что пациенты склонны рассматривать мир как опасный и недоброжелательный, а себя как бессильного и уязвимого, ожидая, что они будут преданы и брошены. Таким образом, можно предположить, что тенденция ожидать, что другие люди вообще не заслуживают доверия, может привести к усилению обработки негативной социальной информации в памяти. Исследования памяти подчеркнули важность правильного запоминания человеком информации о надежности других людей.
Не ориентирован; говорит, что травма была 4 года назад. Он родился в 1941г. Соглашается, что тогда ему не может быть 44 года, "надо взять послужной список и посмотреть". Работал он "на этом, в котором говорили лет 5".
Месяц назвать не может: "сентябрь, октябрь, ноябрь - выбирайте любой". Жену и дочь, пришедших к нему не узнал. Во второе посещение через 2 недели его состояние было лучше, он узнал родных, но отнесся к их приходу совершенно равнодушно, считал, что он находится дома, что родные не пришли, а находятся здесь с ним постоянно. Тотчас забывал все, что ему говорили и что говорил сам. Не высказывал никаких желаний, просьб. Совершенно равнодушно отнесся к уходу родных, ни о чем их не спрашивал. Неврологический статус.
Малоподвижен, застывает в однообразных позах, ходит мелкими шагами. Слегка уплощена левая половина лобной кости, там же костный дефект, видна пульсация. Правый зрачок неправильной формы, расширен, не реагирует на свет. Легкая асимметрия лица. Легкая неустойчивость в позе Ромберга. Гиперкинезов нет. Брюшные рефлексы слегка ниже, чем справа.
Сухожильные и периостальные рефлексы на верхних конечностях очень живые. Коленные и ахилловы равные, но повышенные. Патологических рефлексов нет. Рентгенологическое исследование. Перелом свода и основания черепа с развитием спонтанного пневмоцефалона на почве травматической порэнцефалии. Исследование спинномозговой жидкости. Реакции Вассермана, Закс-Витебского, Кана - отрицательные.
Психический статус. Больной не ориентирован, вял, пассивно лежит в постели, не меняя позы. Будучи неопрятен мочой, может длительное время лежать в мокром белье, никогда сам ни о чем не попросит. На вопросы отвечает односложно, после длительной паузы, часто не отвечает совсем. Данные психологического исследования и клинических наблюдений показали, что поведение больного, его ответы зависят от обстановки и конкретных вещей, среди которых он находится. Будучи введен в кабинет врача, подходит к столу, начинает разбирать на нем бумаги. Увидев раскрытую папку, закрывает ее.
Заметив карандаш, берет его и начинает писать на лежащей перед ним папке или бумаге, или книге, наконец, просто на столе. Книгу, лежащую перед ним, берет и начинает читать. На вопрос о том, что там пишут, ответил: "Об авторе пишут". На фоне подобного ситуационного поведения выступают грубые нарушения памяти: Больной не может воспроизвести события, относящиеся к периоду до травмы и после нее, так же как факт самой травмы. Больной не запомнил сюжета рассказанного ему рассказа: "Что-то вы мне рассказывали". Из 10 слов после многократного повторения не запомнил ни одного: "А вы мне ничего не говорили". Не помнит имени врача, имен окружающих его больных.
Выйдя из палаты, он не в состоянии отыскать ее, в палате не находит свою постель. Не может сказать, сколько человек лежит с ним в палате, совершенно неспособен указать времени дня: утром может сказать, что это вечер, и наоборот, и даже завтрак или ужин не являются, для него опознавательными моментами времени. На один. У него то пятеро, то четверо, то, наконец, двое детей, имена их каждый раз различны. Он находится то в школе, то на производстве. Имеют место конфабуляторные высказывания. Он ходил сегодня в лес, собирал ягоды и грибы.
На вопрос, как же могут быть ягоды и грибы в декабре, больной отвечает: "Такой уж лес попался". Год, месяц, число, время года каждый раз называет различные. Иногда отвечает на вопросы неопределенно. Нередко его ответы приобретают уклончивый характер. Например, спрошенный о том, что он знает о начале своего заболевания, больной отвечает: "То же, что и Вы". На вопрос, что же мы знаем вместе, больной отвечает: "Ничего". Часто он соглашается с тем, что все его высказывания не соответствуют действительности, и тут же начинает утверждать, что все сказанное "совершенно правильно".
Явная противоречивость его совершенно не смущает. Из памяти больного выпал весь период с момента травмы и до нее. События более давние сообщает правильно. Называет свою специальность, дает некоторые сведения о своей учебе и более ранние анемнистические сведения. Прогрессирующая амнезия. Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер: так, одной больной казалось, что она живет в начале нашего века, что только что кончилась первая мировая война, только что началась Великая Октябрьская социалистическая революция.
Гиляровский описывал в 30-х гг. В этой амнестической дезориентировке звучат часто прошлые профессиональные навыки. Так, один из наших больных в прошлом официант в ресторане считал, что он во время обеда обслуживает посетителей, требовал, чтобы они больные ему заплатили за еду, иначе он позовет "хозяина". Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которого лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом.
Такая глубокая дезориентировка с отнесением в отдаленное прошлое представлений не только об окружающей обстановке и близких людях, но и о собственной личности при старческом слабоумии развивается постепенно. Такие расстройства памяти, характеризующиеся "жизнью в прошлом", ложным узнаванием окружающих, с адекватным этой ложной ориентировке поведением возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его лежит диффузный, равномерно протекающий атрофический процесс коры головного мозга.
Распознай деменцию раньше, чем она отнимет память
Эпигенетические механизмы жестко контролируют экспрессию и репрессию генов без каких-либо изменений в последовательности ДНК и, что важно, могут служить механизмом, объясняющим отсутствие наследственности при шизофрении. Эпигенетика — сложный биологический процесс, который регулирует доступность ДНК и транскрипцию генов. Хроматин регулируется метилированием ДНК и посттрансляционной модификацией гистонов. Эти модификации изменяют транскрипцию генов и могут быть очень стабильными и наследственными. Напротив, модификация гистонов является более динамичным и сложным процессом с большим количеством посттрансляционных модификаций. Регуляция гистоновых хвостов более обратима, чем метилирование ДНК, и, вероятно, играет важную роль в нейропластичности и патогенезе заболеваний. Дисфункция нейромедиаторных систем. Это связано с нарушением нейропластичности и синтеза нейротрофических факторов, поддерживающих функцию нервных клеток. Дисфункция систем нейротрансмиттеров, нарушение нейропластичности и синтеза нейротрофических факторов, поддерживающих функцию нервных клеток, являются прямым следствием нарушений генетических и эпигенетических механизмов, связанных со снижением когнитивных функций. В основе всех когнитивных процессов лежат дискретные нейронные сети, функционирующие посредством нейромедиаторных систем. Понимание нейробиологических процессов, лежащих в основе когнитивных функций, необходимо для интерпретации поведения как здоровых, так и психически больных людей.
Большинство психических расстройств и, следовательно, когнитивных дисфункций имеют воспалительный компонент. Заболеванию сопутствуют воспалительные процессы, однако некоторые исследователи считают, что нейровоспаление может играть ключевую роль в патогенезе заболевания. Воспалительные процессы также имеют нейропротекторную роль, выполняя защитную функцию при нарушении структуры и функции ЦНС. Воспаление рассматривается как неотъемлемая часть механизмов гомеостатического восстановления и защиты ЦНС. Иммунная система участвует во многих процессах ЦНС, включая развитие нервной системы, синаптическую пластичность и поддержание цепи.
На самом деле мозг не может нормально работать в нескольких направлениях, в результате снижается внимательность. Некоторые лекарства провоцируют временные провалы в памяти, к ним относятся обезболивающие и снотворные препараты. Частично такими же свойствами обладают антидепрессанты и средства от аллергии. Профилактика снижения памяти Плохое настроение — что делать и почему это происходит Как быть, если провалы в памяти уже есть? Если они не связаны с серьезными заболеваниями, можно самостоятельно сделать профилактику. Что делать, если ухудшается память: Восполнить дефицит витамина В12 и тиамина. Витамины группы в большом количестве содержатся в молочной продукции, печени, красном мясе и яйцах. Рыба и морепродукты также богаты витамином В12. Тиамин есть в бобовых, картофеле и шпинате. Отруби и мука из цельных злаков также содержат тиамин; Наладить сон. Взрослый человек должен спать не менее 7 часов именно в ночное время, когда происходит регенерация клеток. Если человек мало спит, он чувствует тревожность, его внимание ухудшается; Насыщать кровь кислородом: чаще бывать на свежем воздухе, заниматься физической активностью; Пробовать новое. То, что человек уже умеет делать, не заставляет полушария мозга работать, а память напрягаться. Если работа человека связана с логикой и мышлением, необходимо задействовать творческое правое полушарие. Можно рисовать или читать литературу. Девушка читает на природе Существуют простые упражнения, которые могут улучшить память и работу мозга: Больше запоминать. Многие стараются не нагружать мозг, лишний раз написать напоминание или записку. Память работает, как и мышцы: чем больше нагрузки, тем сильнее она становится. Можно начать с простейших действий: запомнить номер телефона, имя собеседника, выучить стихотворение. Необходимо контролировать не количество, а качество полученной информации; «Встряхнуть» мозг. Такие несложные действия, как пройтись по комнате, найти вещь или почистить зубы, нужно выполнить с закрытыми глазами. Сначала будет тяжело, со временем мозг будет быстро включаться и адаптироваться; Запоминать. Перед собой необходимо поставить предмет, в котором есть детали, например, вазу или картину. Внимательно смотреть в течение 1 минуты, после чего закрыть глаза и вспомнить все детали: цвет, оттенок, форму. Упражнение можно повторить со слуховой памятью, стараясь запомнить слова песни; Заострять внимание на мелочах.
Различают также ретроантероградную амнезию сочетание первых двух и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии. Возможные причины Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании. Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти. Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование. Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга. При наличии психологических факторов стресс, нервное перенапряжение или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания. Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией. Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании. Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы. Возможна и более длительная фиксационная амнезия — несколько суток сразу после травмы, которая отмечается при ясном сознании пациента. Через несколько суток после травмы память в большинстве случаев восстанавливается. К преходящим нарушениям памяти приводят операции на височных долях мозга, эпилептические припадки.
Если все спокойно, воспоминания просто вспыхивают в голове и заснуть не выходит». При этом с возрастом Ребекка научилась управлять снами. Благодаря этому она практически не видит кошмары: если во сне надвигается нечто негативное, девушка просто меняет ход событий. Этим, если верить Шэррок, пришлось овладеть, так как в младенчестве отличить реальность от сновидений у нее почти не получалось. А если воспоминание оказывалось негативным, эмоции того дня превалировали даже во время сна. Начинались панические атаки. Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. Ведь люди с ОКР способны разложить собственные воспоминания по полочкам особенно тщательно. Но заявлять о чем-то точно еще рано: есть и нейропсихическое различие между носителями сверхточной памяти и обычными людьми. Не подарок судьбы, а тяжелое бремя Гипертимезию впервые признали реальным заболеванием лишь в 2006-м, после того как американка Джилл Прайс Jill Price с подобными проявлениями обратилась в Калифорнийский университет в Ирвайне. Как и Ребекка, Джилл помнит свое детство примерно с 18 месяцев. А дни в подробностях — с 80-х годов XX века. Джилл Прайс При этом Прайс родилась в 1965 году — до признания синдрома болезнью было очень далеко. По ее словам, из-за этого она чувствовала себя неуравновешенной, и до обращения в университет никто не мог объяснить ей природу заболевания. Большинство назовет подобное подарком судьбы, но я считаю это бременем.
Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти
Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы? | Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий. |
Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас | Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. |
Распознай деменцию раньше, чем она отнимет память | это расстройство, которое приводит к потере памяти, но не мешает человеку, который им страдает, в его повседневной деятельности. |
Вспомнить все: что такое потеря памяти и почему она возникает
Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа. это расстройство, которое характеризуется снижением способности запоминать и вспоминать информацию.
Нарушение памяти в психологии: причины и лечение. Особенности памяти
Выбирать в качестве источников белка нежирное мясо, рыбу, птицу без кожи и бобовые. Алкоголь рекомендуется ограничить, а лучше исключить — его безопасной дозы не существует. Заниматься умственной деятельностью. Мозг тоже нужно тренировать: разгадывать кроссворды; при вождении выбирать альтернативные маршруты; учиться играть на музыкальном инструменте. Вид занятия лучше выбирать отличный от привычной, например рабочей умственной деятельности, чтобы тренировать разные виды когнитивных функций. Общаться с людьми. Встречи с друзьями и близкими помогает предотвратить депрессию и уменьшить стресс, которые способствуют снижению памяти. Для здоровья мозга взрослым необходимо семь — девять часов сна в сутки. Регулярное недосыпание снижает когнитивные функции.
Лечить хронические болезни. Хронические заболевания способствуют снижению памяти, например гипертония, сахарный диабет и нарушение слуха. Также важно обсуждать с врачом возможное влияние на память тех лекарств, которые нужно принимать постоянно.
Одним из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции, то есть заполнение провалов памяти несуществующими событиями. Так, один из больных заявил, что он сегодня "ходил в лесок по грибы", другой заявил, что "он вчера был дома, на заводе, ему там устроили пышную встречу". Для иллюстрации приводим выписку из истории болезни больного Б-ка. Больной Б-к, 33 лет доктор М. В прошлом здоров.
По характеру - живой, активный. Первые 14 дней после ранения состояние тяжелое, сознание спутано, резкое двигательное возбуждение. Разрушение лобной пазухи с проникновением костных и 2 металлических осколков на глубину 1-4см. Психическое состояние: ориентирован неточно. Правильно называет год. Месяца и числа не знает. Во время беседы прежде всего обращает на себя внимание эйфория. Больной всегда пребывает в прекрасном настроении, его ничто не огорчает, все неприятности, неудобства, перенесенное ранение, болезнь кажутся ему незначительными и неважными.
Он всегда широко улыбается, приветливо встречает врача, утверждает при этом, что чувствует себя "великолепно", что он совершенно здоров. Речь свою беспрерывно сопровождает громким смехом. Со смехом рассказывает о пребывании в психиатрической больнице, о своей неопрятности. Все эти факты считает незначительными и несущественными, ранен он только в череп, а "мозг здоров". Он удивлен, почему его задерживают в больнице и "заставляют даром хлеб есть". Периодически он обращается к врачу с просьбой отпустить его домой, однако пребыванием в психиатрической больнице по существу не тяготится. Наряду с указанной эйфорией, которая наступает преимущественно в процессе беседы, в течение дня больной пассивен, лежит в постели, молча укрывшись с головой одеялом, не давая никакой реакции на окружающее. Быстро, не задумываясь, отвечает на вопросы, однако ответы чаще носят случайный характер.
На этом фоне выступают выраженные нарушения памяти на текущие события. Больной не помнит того, что он ел на завтрак, не помнит, какой вопрос только что задавал ему врач. Прослушав радиопередачу, больной не только не может рассказать ее содержание, но не помнит самого факта слушания радио. Точно так же он не помнит, что сосед по палате читал ему фельетон газеты. Во время беседы с экспериментатором больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата. На вопрос, откуда взялись чернильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: "не знаю, вероятно, дали мне такой халат". Утверждает, что ходил сегодня в "рощу березовую гулять". Указанные конфабуляторные высказывания держатся стойко, больной повторяет их в одних и тех же вариантах, упорно и настойчиво отрицает факты, имевшие место в действительности.
При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни, начало войны, год женитьбы. Нарушения памяти больной не замечает, утверждая, что у него "прекрасная память". За последние две-три недели усиливается вялость и аспонтанность , нарастает неврологическая симптоматика: выраженный двухсторонний симптом Кернига, ригидность затылка. Повышение коленных рефлексов больше справа. Больной оглушен, вял, медленно отвечает на вопросы. Несмотря на тяжелое соматическое состояние, по-прежнему утверждает, что чувствует себя "прекрасно". Патологоанатомический диагноз: гнойный абсцесс в правой орбитально-лобной области с прорывом в правый боковой и 4-й желудочки мозга. Диффузный, преимущественно базальный лептоменингит, ограниченный пахименингит в местах дефекта лобной кости.
Данные экспериментально-психологического исследования больного Б-ка. Больной без всякой заинтересованности относится к эксперименту, выявилась нецеленаправленность действий больного. Он не может выполнять задания, требующего учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, он образует много одноименных групп. Когда больной образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: "А разве я уже собирал животных? Выявляются грубые нарушения памяти: из 5 предъявленных слов он Воспроизводит после 5-кратного повторения лишь последнее. Больной запомнил 1,2,0,1,1 Слово. Применение опосредования по методу А.
Леонтьева ему не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 хотя сам процесс опосредования ему в принципе доступен. Точно так же больной не может воспроизвести сюжет простого рассказа "Галка и голуби". Почему галка полетела к голубям? А кто ее знает, захотела и полетела. Может она слышала, что у голубей хорошая пища была? Может быть, галки прожорливые, но и голуби тоже любят поклевать. Ну, а кто кого выгонял из гнезда?
Кто перекрасился? Никто никого не выгонял. Какая раскраска? Не понимаю, о чем вы толкуете? Спустя 10мин, больной отрицает сам факт исследования, говорит, что никогда не видел экспериментатора. Часто нарушения памяти на события недавнего прошлого не достигают столь выраженной степени. Корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения слышанного, виденного, в неточности ориентировки. При этом возникает иногда ложное воспроизведение , без грубых кофабуляций: нередко больные сами замечают дефекты своей памяти, пытаются восполнить ее пробелы, придумав не существовавший вариант событий.
Таким образом, нарушение памяти на недавние события сочетается у больных с недостаточной ориентировкой в окружающем; реальные события могут то отчетливо выступать в сознании больного, то переплетаются причудливо с не имевшими место событиями; невозможность воспроизведения информации настоящего момента приводит к невозможности организации будущего, по существу у больных нарушается возможность увязывания отдельных отрезков жизни. Не случайно ряд ученых А. Лурия , В. Гиляровский увязывают наличие корсаковского синдрома с нарушениями сознания. Шмарьян 1948 тоже указывал на то, что расстройства гнозиса пространства и времени являются одним из механизмов развития корсаковоподобного амнестического синдрома, наблюдаемых при тяжелых травмах мозга. Особую форму приобретают расстройства памяти при корсаковском синдроме, если они развиваются на фоне выраженной аспонтанности, то есть грубых нарушений мотивационной сферы, активности, как это имеет место у больных с поражениями лобно-базальных отделов мозга. Наблюдая вместе с Ю. Розинским 1948 подобных больных, мы выявили, что такие нарушения памяти обнаруживаются на фоне апатического и эйфорического состояний.
При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишенной произвольности, целенаправленности; для таких больных недоступен выбор, спонтанное переключение с одного предмета деятельности на другой, проявление инициативы, у них отсутствует потребность окончить начатое дело.
Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте. В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально. Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим. Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков.
Нарушение памяти в пожилом возрасте У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга. Сказывается и замедление метаболизма, которое бьет по нервной ткани. Важная причина нарушений — это болезнь Альцгеймера, которая проявляется и активно прогрессирует в зрелом и пожилом возрасте. Первой страдает кратковременная память. Это приводит к целому ряду неприятных психологических симптомов, которые, к сожалению, наблюдаются у многих пожилых людей.
Среди таких проявлений: повышенная тревожность, подавленность. В норме функция памяти снижается постепенно, поэтому даже в старости не мешает заниматься повседневными делами и не снижает качество жизни. Последние исследования показывают зависимость между здоровым образом жизни в юности, интеллектуальной работой или иной умственной деятельностью и состоянием в старости. Если отмечена патология, то снижение памяти может происходить быстрее. При отсутствии правильно поставленного диагноза и адекватного лечения, высок риск развития деменции. Это состояние характеризуется потерей бытовых навыков вследствие потери способности к запоминанию.
Наши врачи Врач-невропатолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории Стаж 42 года.
Только после постановки окончательного диагноза невролог сможет приступить к рассмотрению возможных вариантов лечения. Как лечат провалы памяти Многое зависит от характера и степени выраженности симптомов. Но специалист с богатым практическим опытом, а именно такие врачи принимают больных с неврологическими расстройствами в нашей клинике «Эдкар-Мед», выберет правильную тактику терапии. Лечение больных с амнезией проводится по индивидуальной программе, врач-невролог контролирует весь процесс.
В комплекс лечения помимо приема ноотропных средств и препаратов для улучшения состояния сосудов включаются: сеансы мануальной терапии; специальные упражнения для тренировки памяти; курс рефлексотерапии; физиопроцедуры. В запущенный случаях для стабилизации состояния назначаются сеансы психотерапии. Конечно, для восстановления памяти потребуется много времени. Причем успешный результат зависит и от самого пациента. Он должен строго выполнять рекомендации невролога.
Эти правила простые и могут впоследствии стать частью образа жизни пациента. Вот, основные пункты: Полный отказ от курения, поскольку никотин губительно действует на мозг. Алкоголю тоже не должно быть места в жизни человека, у которого отмечаются провалы в памяти.
6 причин, почему память иногда подводит нас
Еще одна неверная атрибуция — то, что называется криптомнезия. По сути — противоположность дежавю. Это когда мы ощущаем что-то по-новому, даже если мы видели это раньше. Случайный плагиат может быть результатом криптомнезии.
Например, когда мы пишем музыку и считаем ее уникальной, а затем обнаруживаем, что она уже использовалась известным исполнителем. Из-за интерференции Согласно теории интерференции, забывание является результатом того, что разные воспоминания мешают друг другу. Чем больше похожи два или более события друг на друга, тем больше вероятность возникновения интерференции.
Например, нам трудно вспомнить о рабочем дне, который был неделю назад, потому что наша память хранит воспоминания о множестве других дней, похожих друг на друга. Однако, уникальные и отличительные события мы вспомним детально и правильно. Например, свою свадьбу, рождение ребенка или любые дни, не похожие на другие.
Интерференция также играет роль в так называемом эффекте последовательного положения или тенденции вспоминать первый и последний элементы списка. Первое и последнее, что мы записали, кажется нам более уникальным, чем то, что находится посередине. Поэтому нам легче это запомнить.
Из-за быстротечности Из-за быстротечности памяти многие жизненные моменты стираются с течением времени. Особенно если мы не вспоминаем информацию периодически.
В разных возрастных группах есть свои причины ее возникновения. Например, в пожилом возрасте — это постепенное угасание навыков, в среднем возрасте — потеря воспоминаний из прошлого, где произошли какие-то травмирующие события. Еще существует понятие «детской амнезии» — это когда мы не помним события первых 2-3 лет. Чтобы понять механизм нарушения памяти, нужно подробно разобраться в свойствах этой функции головного мозга и вообще, как она работает.
Виды памяти Краткосрочная. Запоминание информации на непродолжительное время, примерно 20-30 секунд. Хранит отдельные элементы информации продолжительный период. Та, которой мы пользуемся в текущем моменте, она обрабатывает и удерживает актуальную информацию. То, что запоминается автоматически, без создания логических цепочек. Это построение целого ряда единиц информации, взаимосвязанных логически.
Благодаря этой способности мозга были придуманы эффективные мнемотехники. Она позволяет нам запоминать целые объекты, предметы и даже полностью сформированные в уме образы. Все мы обладаем разным объемом памяти и способностью к запоминанию. Однако есть общие факторы, которые влияют на эту функцию: концентрация внимания в момент усвоения новой информации, интерес к изучаемой теме, количество повторений изученного материала. Кроме того, лучше всего запоминается то, что несет яркие эмоции или важный смысл. Как и другие функции мозга, память угасает, если ее не развивать и постоянно не тренировать.
Причины амнезии Нарушения памяти могут быть вызваны различными заболеваниями, а также внешними факторами. Атеросклероз сосудов головного мозга, эпилепсия, сахарный диабет. Эти заболевания провоцируют структурные изменения нервной ткани, а именно — закупорку сосудов, снижение кровотока, кислородное голодание.
Выделяются три группы додементных нарушений: субъективные, легкие и умеренные. Субъективные когнитивные нарушения — это когда человек жалуется, но врач не находит никаких изменений. На что могут жаловаться пациенты? Легкие когнитивные нарушения выявляются специалистом при нейропсихологическом исследовании, но их невозможно заметить при обычной беседе. Умеренные когнитивные нарушения уже заметны для окружающих, однако профессиональная, социальная и бытовая активность человека еще не ограничены. Любое ограничение в повседневной деятельности пациента свидетельствует о деменции.
Высокий уровень интеллекта не защитит от развития деменции. Просто она может долгое время оставаться незаметной, и тогда переход к тяжелой форме произойдет очень резко. Никто ничего не замечал, только студенты однажды пожаловались, что он третью лекцию подряд одно и то же читает. Оказалось, что у него уже очень грубые нарушения, он путал лето с зимой», — рассказала Элен Мхитарян. На ранней стадии даже врач может не находить нарушений у такого пациента. Если изначально пациент имел очень высокий когнитивный уровень, а потом чувствует, что его возможности снижаются, он все еще может находиться в рамках возрастной нормы», — пояснила Надежда Коберская. Вы сможете нарисовать часы? Какие методы применяют врачи для диагностики заболеваний, вызывающих деменцию? Это различные анализы и обследования, но главное — МРТ и нейропсихологическое тестирование.
К сожалению, стандартов нейропсихологического тестирования пока не существует. Врач выбирает или составляет протокол по своему усмотрению. Очень ярко проявляются особенности заболевания при проведении теста рисования часов, рассказала Элен Мхитарян. Больному предлагается нарисовать на чистом листе бумаги циферблат, чтобы стрелки указывали определенное время.
Розинским 1948 подобных больных, мы выявили, что такие нарушения памяти обнаруживаются на фоне апатического и эйфорического состояний. При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишенной произвольности, целенаправленности; для таких больных недоступен выбор, спонтанное переключение с одного предмета деятельности на другой, проявление инициативы, у них отсутствует потребность окончить начатое дело. При эйфорическом состоянии часто наблюдалась расторможенность, легкомысленно-дурашливое поведение расстройства критики. Недостатки памяти больные восполняют конфабуляторными высказываниями. Мы наблюдали больных, которые вместо описания предъявляемых им рисунков рассказывали о чем угодно, но не о том, что в действительности было предложено.
Им значительно легче было создать любой, несоответствующий ситуации вариант, чем адекватно сообщить о виденном или слышанном. В силу дезориентировки у больных была нарушена адекватная оценка окружающего. Им было недоступно соотнесение прошлого и настоящего в плане временной характеристики событий. Приводим для иллюстрации историю болезни больного Е. Больной Е. Анамнестические данные. Со слов родных родился и развивался нормально. В детстве ничем не болел. По характеру всегда был общительным, живым, активным, инициативным.
Учился хорошо, к учебе проявлял интерес. Всегда очень активный, являлся примерным производственником. Дома - очень внимателен к родным, заботлив, мягок. Много времени проводил за книгами - "любитель почитать". Диагноз при поступлении: перелом основания черепа, ушибленная рана лба. После удаления сгустков крови в области лобной кости слева линейная рана длиной 5 см с рваными краями. Рана проникает до кости. Другая линейная рана на левой брови, длина ее 2 см. Под кожей черепного свода широкая гематома, занимающая лобную, почти половину теменной и височную область.
Произведена операция. Напряженная твердая мозговая оболочка разрезана крестообразно. Из-под нее стали выходить сгустки крови и жидкая кровь. На рану наложены швы. Не ориентирован; говорит, что травма была 4 года назад. Он родился в 1941г. Соглашается, что тогда ему не может быть 44 года, "надо взять послужной список и посмотреть". Работал он "на этом, в котором говорили лет 5". Месяц назвать не может: "сентябрь, октябрь, ноябрь - выбирайте любой".
Жену и дочь, пришедших к нему не узнал. Во второе посещение через 2 недели его состояние было лучше, он узнал родных, но отнесся к их приходу совершенно равнодушно, считал, что он находится дома, что родные не пришли, а находятся здесь с ним постоянно. Тотчас забывал все, что ему говорили и что говорил сам. Не высказывал никаких желаний, просьб. Совершенно равнодушно отнесся к уходу родных, ни о чем их не спрашивал. Неврологический статус. Малоподвижен, застывает в однообразных позах, ходит мелкими шагами. Слегка уплощена левая половина лобной кости, там же костный дефект, видна пульсация. Правый зрачок неправильной формы, расширен, не реагирует на свет.
Легкая асимметрия лица. Легкая неустойчивость в позе Ромберга. Гиперкинезов нет. Брюшные рефлексы слегка ниже, чем справа. Сухожильные и периостальные рефлексы на верхних конечностях очень живые. Коленные и ахилловы равные, но повышенные. Патологических рефлексов нет. Рентгенологическое исследование. Перелом свода и основания черепа с развитием спонтанного пневмоцефалона на почве травматической порэнцефалии.
Исследование спинномозговой жидкости. Реакции Вассермана, Закс-Витебского, Кана - отрицательные. Психический статус. Больной не ориентирован, вял, пассивно лежит в постели, не меняя позы. Будучи неопрятен мочой, может длительное время лежать в мокром белье, никогда сам ни о чем не попросит. На вопросы отвечает односложно, после длительной паузы, часто не отвечает совсем. Данные психологического исследования и клинических наблюдений показали, что поведение больного, его ответы зависят от обстановки и конкретных вещей, среди которых он находится. Будучи введен в кабинет врача, подходит к столу, начинает разбирать на нем бумаги. Увидев раскрытую папку, закрывает ее.
Заметив карандаш, берет его и начинает писать на лежащей перед ним папке или бумаге, или книге, наконец, просто на столе. Книгу, лежащую перед ним, берет и начинает читать. На вопрос о том, что там пишут, ответил: "Об авторе пишут". На фоне подобного ситуационного поведения выступают грубые нарушения памяти: Больной не может воспроизвести события, относящиеся к периоду до травмы и после нее, так же как факт самой травмы. Больной не запомнил сюжета рассказанного ему рассказа: "Что-то вы мне рассказывали". Из 10 слов после многократного повторения не запомнил ни одного: "А вы мне ничего не говорили". Не помнит имени врача, имен окружающих его больных. Выйдя из палаты, он не в состоянии отыскать ее, в палате не находит свою постель. Не может сказать, сколько человек лежит с ним в палате, совершенно неспособен указать времени дня: утром может сказать, что это вечер, и наоборот, и даже завтрак или ужин не являются, для него опознавательными моментами времени.
На один. У него то пятеро, то четверо, то, наконец, двое детей, имена их каждый раз различны.
Проблемы с памятью
Проблемы с памятью (когнитивные нарушения) могут привести к инвалидности, поскольку при выраженных нарушениях человек не способен не только работать и учиться, но и обслуживать себя. Нарушение памяти в той или иной форме порождает множество проблем. Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. Достоверно причины расстройства памяти не известны. Медики лишь установили, что для пациентов с патологией характерны базальные повреждения переднего мозга и повреждения лобных долей, которые провоцируют нарушения памяти и проблемы с самосознанием. Будучи похороненными в недрах памяти и забытыми на протяжении многих лет, воспоминания вырвались наружу, будучи поддерживаемые и подталкиваемые противоречивой психотерапевтической техникой, известной как «терапия восстановления памяти». Психолог Корнельского Университета Chuck Brainerd (2015) проводил исследование памяти детей и подростков, перенесших тяжелые нервные потрясения.
Проблемы с памятью
Появление провалов в памяти: причины, виды, последствия, методы, как лечат | Такое нарушение памяти имеет временный характер, здесь не требуется специфического лечения. |
Вот как живут люди с болезнью, заставляющей помнить каждый момент своей жизни | Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговремен-ную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной. |
Почему все жалуются на память и что с этим делать
Пэм Беллак Врачи из США назвали эти симптомы мозговым туманом Фото: Unsplash После коронавирусной инфекции некоторые пациенты переживают снижение когнитивных функций, как уже сообщали российские врачи. Это проблемы с памятью, концентрацией внимания, а также сильная усталость. Комплекс симптомов, которые возникают после COVID-19, американские медики назвали «мозговым туманом». Майкл Рейган переболел коронавирусом в марте.
После этого из его памяти исчезли воспоминания о 12-дневном отпуске в Париже, в который Майкл ездил за несколько недель до болезни. Эрика Тейлор начала замечать за собой спутанность мыслей и забывчивость через несколько недель после того, как оправилась от симптомов COVID-19. Она даже не узнала собственную машину, единственную Toyota Prius на стоянке жилого комплекса.
Лиза Мизель, 53-летняя практикующая медсестра в клинике неотложной помощи, переболела коронавирусом в июле, а теперь замечает, что может забыть на работе о назначениях и анализах.
Например, пациент с фиксационной амнезией, длительное время находящийся в психиатрическом стационаре, рассказывает, что вчера ходил на работу на завод, где проработал всю жизнь, делал детали и пр. Криптомнезии скрытое воспоминание — в качестве воспоминаний о событиях собственной жизни пациент принимает истории, услышанные от других людей, прочитанные прежде в книгах, увиденные в кино или во сне. Могут наблюдаться как при количественных нарушениях памяти, так и без них. В психологии криптомнезиями также называют неосознанный плагиат, когда прежде известные человеку чужие идеи он начинает принимать за свои собственные новые идеи, не осознавая их как воспоминания. Конфабуляции от фр. Конфабуляции могут замещать пробелы памяти в тех случаях, когда вместе с количественными нарушениями памяти присутствует та или иная степень нарушения критичности, то есть пациент не в состоянии оценить, что события, о которых он рассказывает, не могли с ним произойти так как, обобщенно говоря, это наблюдается и при других типах парамнезий, часто в клинической практике их обозначают термином «конфабуляции». В других случаях конфабуляции возникают без количественных расстройств памяти, например, в рамках галлюцинаторно-бредовых синдромов.
Продукты, богатые омега-3 жирными кислотами, антиоксидантами, витаминами группы В и С обеспечат организм здоровьем на долгие годы. Укрепить память, а также уменьшить стресс и снизить ощущение изоляции поможет общение с друзьями, участие в мероприятиях и хобби. Ещё важно помнить о соблюдении режима сна и отдыха, которые очень нужны для сохранения мозговой деятельности. А вот высокое давление и холестерин со временем повреждают сосуды и ухудшают кровоснабжение мозга. Поэтому нужно следить за данными показателями и принимать меры для их контроля. Если возникают проблемы с памятью, то необходимо обратиться к специалистам.
В других случаях конфабуляции возникают без количественных расстройств памяти, например, в рамках галлюцинаторно-бредовых синдромов. Мужчина 45 лет обратился к невропатологу с жалобами на нарушения памяти. Считает, что в течение последних лет с ним происходило много событий, о которых он сразу же забывал, а теперь эти воспоминания постепенно «возвращаются» к нему. Говорит, что среди прочего «вспомнил», что он на самом деле не одинокий безработный инженер кем он объективно является , а крупный бизнесмен, владелец большой строительной компании и сети магазинов. Рассказывает, что неожиданно «вспомнил», как он несколько лет назад в качестве хозяина компании вел важные переговоры, связанные с приобретением тех или иных предприятий, земельных участков в самом центре Санкт-Петербурга под застройку торговыми комплексами и пр. Предполагает, что он «просто забыл» об этой жизни, так как иногда употреблял алкоголь, а теперь просит врача помочь ему вспомнить все подробности происходившего с ним и вернуться к своей «настоящей жизни». В ходе обследования выясняется, что проблем с запоминанием нет, события общественной жизни последних лет помнит хорошо.
Ухудшение памяти: когда бить тревогу
Проблемы с памятью: причины, ухудшение после ковида, лечение | Нарушение памяти в той или иной форме порождает множество проблем. |
Ухудшение памяти: когда бить тревогу | Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. |
«Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью | Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным. |
6 причин, почему память иногда подводит нас – HEROINE | Большинство людей с феноменальной памятью — саванты: они испытывают трудности при общении с другими людьми на фоне нарушений развития головного мозга. |
Нарушение памяти - причины, симптомы, диагностика и лечение | Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. |
6 причин, почему память иногда подводит нас
Причиной расстройства памяти раньше учёные считали гибель нейронов в результате разрушения этанолом, но сегодня доказано, что нарушения памяти у алкоголиков есть последствием влияния стероидов, которые делают невозможными связи нервных клеток. Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе. Синдром корсакова проявляется нарушением памяти о последних событиях жизни, но события прошлого остаются в памяти в хорошем воспоминании. Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий.
Почему нарушаются память , внимание и мышление при психических расстройствах
Клиническое лечение психических расстройств памяти в этом случае направлено на восстановление поврежденных участков мозга и стабилизацию общего состояния. Клиническое лечение психических расстройств памяти в этом случае направлено на восстановление поврежденных участков мозга и стабилизацию общего состояния. Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью. Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе. Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе. Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговремен-ную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной.
Нарушения памяти. Причины, подходы к лечению
Если провалы в памяти появились на фоне неврологических симптомов (нарушение координации движений, мимики, тремор) показано КТ или МРТ. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности. При нарушении памяти, амнезии, парамнезии, как правило, выделяются особенные расстройства, связанные с неточными действиями, когда источники разных воспоминаний могут наслаиваться друг на друга и приводить к изменениям в фантомных участках памяти.