Новости кто такой кант

Канцлер Германии Олаф Шольц остался недоволен тем, что президент России Владимир Путин процитировал философа Иммануила Канта.

Иммануил Кант — подданный Российской империи

Событие, в котором принимают участие более 500 учёных из 23-х стран, посвящено 300-летию со дня рождения Иммануила Канта. Все самое интересное и актуальное по теме "Кант Иммануил". Рассказываем о науке достоверно и доступно. Иммануил Кант — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Калининград – город, в котором родился, жил и скончался немецкий философ Иммануил Кант. Иммануил Кант – немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, почетный иностранный член Петербургской академии наук, родоначальник классической немецкой философии и «критицизма». Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир.

Шольц утверждает, что Россия стремится присвоить себе Канта и его работы

В «Критике чистого разума» Кант обосновывает исходное положение своей системы: кроме мира явлений, находящихся в пространстве и времени, т. Эта родственная философскому скептицизму дуалистическая концепция обычно характеризовалась в 19 в. Главная задача «Критики чистого разума» — исследование возможности создания философии как науки предшествующая философия, по Канту, была лишь рассуждением на философские темы. Для этого Кант предпринимает исследование природы научного знания, общепризнанным образцом которого является чистая математика и математическое естествознание, т. Содержание математического знания составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью. Но такие положения а без них невозможна наука не могут быть почерпнуты из опыта, дающего основания лишь для индуктивных выводов, которым недоступна аподиктическая всеобщность. Следовательно, положения чистой математики априорны, т. Необходимо, однако, объяснить, как в этой системе априорных положений возможно приращение знания. Рационалисты 17—18 вв.

Кант не отрицает наличия априорных аналитических суждений, но показывает, что они не ведут к приращению знания. Чтобы понять реально совершающееся умножение математических знаний, необходимо признать существование априорных синтетических суждений, в то время как рационалисты рассматривали все синтетические суждения как апостериорные, т. Апостериори и априори. Кант ставит основополагающий вопрос: как возможны синтетические суждения априори? Поскольку такие суждения не могут быть почерпнуты из опыта, из чувственных восприятий окружающих вещей ибо в таком случае они не были бы априорными , следует признать существование априорных чувственных созерцаний, образующих источник синтетических суждений априори. Такими априорными чувственными созерцаниями являются, согласно Канту, пространство и время. И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму. Кант отвергает понятие интеллектуальной интуиции и тем самым рационалистическое понимание априорного как имеющего сверхопытное применение, т.

Априорное знание, утверждает Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит не сверхопытный, а доопытный характер. Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? Последнее, в отличие от чистой математики, содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия материя, движение, притяжение и т. Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории , сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. Настаивая на несводимости априорных, т. Анализ единства априорного и эмпирического приводит Канта к постановке вопроса о логике науки, которую он называет трансцендентальной логикой. Трансцендентальным в противоположность трансцендентному Кант называет не сверхопытные, а доопытные априорные положения, поскольку они применяются только в сфере опыта. Трансцендентальная логика, в отличие от обычной, формальной логики, не отвлекается от всякого содержания, а, напротив, исследует содержательные формы знания, условия их возможности.

Одним из таких основных условий является «трансцендентальное единство апперцепции» — такое единство самосознания познающего субъекта, которое предшествует каждому акту познания, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта.

Почему история философии делится на «до» и «после» Канта? И как учения философа помогут современному человеку бороться с фейками и информационными атаками? Гости: Александр Федоров, ректор Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, и Алексей Козырев, исполняющий обязанности декана философского факультета Московского государственного университета имени М.

По мнению, Канта в университете среди прочих он читал лекции по физической географии. Этот предмет не относился к профилирующим, а был сугубо прикладным и служил лишь для расширения общего кругозора студентов. Учитывая то, что все знания преподаватель черпал из книг, в которых иногда встречались непроверенные даннве, а иногда и просто слухи, то согласно сохранившегося конспекта лекции Канта по физической географии , теме России было уделено лишь несколько минут. Физической границей России Кант считал Енисей. В Волге водятся белуги — рыбы, которые для того, чтобы погрузиться в воду, глотают камни вопросом, где белуги их берут на поверхности реки, Кант, видимо, не интересовался.

В Сибири все поголовно пьянствуют и едят табак, а Грузию Кант считал питомником красавиц. Для горожан, в том числе и для Иммануила Канта, оккупация означала лишь принесение присяги русской императрице Елизавете, смена гербов и портретов в учреждениях. Все налоги и привилегии Кёнигсберга остались нетронутыми. Жители Кенигсьерга, в том числе и Кант, стали поддаными Российской империи. Иммануил Кант не отличался богатырским здоровьем - он пошел в свою мать: небольшой рост, 157 см не совсем правильные телосложение и осанка, впалая грудь, склонность к частым простудам. Но он поборол свои недостатки здоровтя и прожил долгую жизнь. И всё благодаря педантичному даже для немцев соблюдению правил гигиены и жизни. Вставал Кант каждый день в 5 часов утра, Не снимая ночной одежды, он отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака.

Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа. В час дня он садился обедать. Обедал всегда в окружении друзей и учеников и любил беседовать и рассуждать за обедом. При этом Кант не любил пиао и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус Даже в самую промозглую балтийскую погоду Кант в точно определённое время совершал моцион по точно определённому маршруту по улицам города. Прохожие, зная педантичность Канта сверяли по нему часы Тропа, по которой регулярно гулял Кант, сохранилась. Её называют «Философской тропой» Гулял он, как правило, в одиночестве, обдумывая свои философские теории. Но он не чурался гулять с друзьями, охотно беседуя с ними. Однако, зная, что Кант гулял всегда по установленному маршруту, и в одпо и тоже время этим стали пользоваться попрошайки.

Они приставали к Канту, выпрашивая у него милостыню. И Кант , стал гулять в Королевском салу. Ныне на "тропе философа" установлен своеобращный памятник, называемый в народе - "Скамья Канта"или "Памятник шляпе Канта"- он представлляет из себя металлическую скамью на которой с левого края находится тоже металическая шлята фасона который носили во времена философа существует легенда, что Кант , как-то гуляя по " тропе философа" оставил на скамейке свою шляпу. Слабое здоровте не лишало Каньа бодрости духа и чувства юмора. Кант всегда хорошо. Кант сам заметил за собой склонность к ипохондрии — психологической проблеме, когда человеку кажется, что он болен всевозможными болезнями. Первейшим лекарством от неё он считал для сеья общение с людьми свеьские беседы, имгру в бильард, а так же кофе. Придержива ясь такой тактики позволило ему избавится от ипохондрии. В феврале 1766 года Кант неожиданно для многих становится помощником библиотекаря в Кёнигсбергском замке.

Причина переквалификации в библиотекари была банальной — деньги. Учёный стал светским человеком, а это требовало серьёзных расходов. Твёрдого, достаточного зоаработка у Канта по-прежнему не было. Крлме т го в библиотеке у него появилась возможность бесплатного доступа ко всем книгам, среди которых были и древние рукописи. Это освободило его от ежедневной борьбы за кусок хлеба Именно в 1770 году начинается самый продуктивный период его творчества, в который он создал свои главные произведения. Трактат Канта «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» был очень популярным — его переиздавали 8 раз. Будь «Наблюдения…» написаны сейчас, их автор рисковал бы попасть в тюрьму за расистские взгляды Описывая национальные черты характера, он называет испанцев тщеславными, французов мягкотелыми и склонными к фамильярности до революции в Франции оставалось 20 лет , англичан обвиняет в высокомерном презрении к остальным народам, немцы же, по мнению Канта, сочетают чувства прекрасного и возвышенного, честны, прилежны и любят порядок. Превосходной нацией Кант считал и индейцев за их, якобы, уважение к женщине. Чернокожие и евреи добрых слов автора «Наблюдений…» не заслужили.

Моисей Герц, ученик Канта, писал ему, что осилил его книгу лишь до половины, и оставил это занятие, боясь что сойдёт с ума. Кант никогда не жил в богатстве.

Кант приводит четыре самых известных антиномии для подтверждения своей теории о рассудке и опыте. Мир Вселенная, Космос имеет начало и конец, то есть границы, поскольку все в мире имеет начало и конец. Однако Вселенная — бесконечна и непознаваема человеческим разумом. Все самое сложное можно разложить на самые простые элементы. Но в мире нет ничего простого, все сложно и чем больше мы раскладываем, тем сложнее нам объяснить полученные результаты.

В мире есть свобода, однако, все живые существа постоянно подчиняются законам природы Мир имеет первопричину бог. Но в то же время первопричины нет, все случайно, как и само существование Вселенной. Каким образом можно объяснить эти теории и антитеории? Кант утверждал, что для того чтобы в них разобраться и придти к единому выводу, нужна вера. Кант вовсе не восставал против науки, он лишь говорил о том, что наука вовсе не всесильна и порой невозможно решить проблему, даже опираясь на всевозможные научные методы. Основные вопросы нравственной философии Иммануила Канта Ученый ставил перед собой глобальную задачу: постараться дать ответ на вопросы, издавна волнующие лучшие умы человечества. Для чего я здесь?

Что я должен делать? Кант считал, что для человека характерны два направления духовной деятельности: первый — чувственно-воспринимаемый, при котором мы опираемся на чувства и готовые шаблоны, и второй — умопознаваемый, достичь которого можно при помощи веры и самостоятельного восприятия окружающего мира. И на этом втором пути действует уже не теоретический, а практический разум, поскольку, как считал Кант, нравственные законы нельзя вывести теоретически на основе опыта. Никто не может сказать, почему человек поступает так или иначе в каких-либо условиях. Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно. Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ — категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Всё, что нужно знать о философии Канта

Если с первым вопросом и так все понятно, речь о чистом вселенском разуме Боге , то со второй не все так просто. Эстетические идеи Канта могут быть прекрасными и возвышенными. Тут же у него возникают антиномии — противоречия при осмыслении объекта или субъекта. К примеру, возвышенное — шторм, он прекрасен по своей сути, но может оказаться разрушительным и опасным для слабого человека. Эти рассуждения приводят к высшему эстетическому наслаждению — гениальности, то есть способности к воплощению в объективной реальности эстетических идей. Среди великих мировых философов Кант выделяется, как один из последователей крайнего гуманизма, который был четко ориентирован на конкретного человека и общество в целом.

Большое влияние на формирование подобных идей оказал французский ученый и писатель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо. Однако, в отличие от него, Иммануил не ставит во главу угла чувства, а лишь разум и рассудок. Личная жизнь теоретика удовольствий Бытует мнение, что Кант всячески избегал общения с противоположным полом. По его словам, единственной любовью для него была метафизика. Однако на самом деле, это не совсем правда.

Семейная жизнь его, в общепринятом понимании, действительно не сложилась, и он никогда не был женат. Некоторые биографы утверждают, что он регулярно бывал в высшем обществе, где прослыл «галантным магистром» и даже дважды собирался вступить в брак. Сохранилось несколько писем профессору от супруги богатого коммерсанта Марии Шарлотты Якоби-Гёшен. Была ли у них интимная связь так и осталось загадкой для потомков. Позже, в конце шестидесятых, у Канта сложились теплые и дружеские отношения с графиней фон Кайзерлинг, в дом которых философ был вхож.

Он считал ее идеалом женщины, а после ее смерти в девяносто первом практически прекратил общение с женским полом. Уход из жизни философа: в память об основателе критицизма Мужчина с раннего детства страдал от частых простуд и умудрился переболеть всеми детскими болезнями, но выжил. Чтобы максимально продлить жизнь и укрепить здоровье, Кант подчинился жесткому распорядку, и это сработало — он фактически пережил всех своих, гораздо более крепких и здоровых, приятелей. Когда он слег, ухаживать за больным вызвалась родная сестра. История Иммануила Канта закончилась 12 февраля 1804 года, когда он на семьдесят девятом году скончался у себя дома.

Похоронили его в профессорском склепе на северной стороне Кафедрального собора Кёнигсберга. В двадцатом веке 35 год Международным астрономическим союзом одному из кратеров на видимой стороне Луны было присвоено имя Иммануила Канта. С две тысячи пятого года такое же название получил Балтийский Федеральный университет, где во внутреннем дворике установили памятник великому философу. Дальнейшее развитие учений Публикация трудов ученого привел Германию, да и весь думающий мир, к брожению умов. Его читали, спорили о его теориях, сравнивали с величайшими умами планеты.

Так возникло течение кантианства, у которого и в нашем дни имеются последователи посткантианство и неокантианство. Из учения Канта выросла идея этического социализма, эмпириокритицизма, а также марксизма. Интересные факты о немецком философе Иммануиле Канте Согласно рассуждениям ученого, единственной целью развития человечества является построение идеального правового общества с полным равноправием для всех его членов. Практически всю свою жизнь Кант жил очень скромно и даже ел один раз в день, ввиду отсутствия средств. Только на склоне лет ему удалось купить собственный дом, который был разрушен во время Второй мировой.

Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории, сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. В этой связи Кант отграничивает суждения опыта от суждений восприятия, которые лишь фиксируют чувственно воспринимаемое. Настаивая на несводимости априорных, то есть теоретических, положений к чувственным данным, доказывая применимость априорных суждений лишь в рамках опыта, Кант характеризует априоризм как теорию опытного познания. Анализ единства априорного и эмпирического приводит Канта к постановке вопроса о логике науки, которую он называет трансцендентальной логикой. Трансцендентальным в противоположность трансцендентному Кант называет не сверхопытные, а доопытные априорные положения, поскольку они применяются только в сфере опыта. Трансцендентальная логика, в отличие от обычной, формальной логики, не отвлекается от всякого содержания, а, напротив, исследует содержательные формы знания, условия их возможности. Одним из основных таких условий является трансцендентальная апперцепция — единство самосознания познающего субъекта, которая предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта. Последний раздел трансцендентальной логики — трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта. Это стремление — источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики мир как целое, свобода, предшествующая необходимости, субстанциальность души, Бог должны быть отброшены.

Эти идеи имманентны разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Метафизика является высшей культурой разума, без которой немыслимо его существование. Необходимо, однако, создание метафизики как науки, как системы априорных синтетических суждений, которые не претендуют на познание трансцендентного. Это значит, что идеи метафизики никоим образом не указывают на существование того, что в них мыслится, то есть их мыслимое содержание может быть лишь предметом веры, необходимость которой обосновывает метафизика Канта. Отсюда понятно его убеждение: «Мне пришлось ограничить aufheben знание, чтобы освободить место вере... Речь идет не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию. Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях, то есть противоречиях, в которые неизбежно впадает разум в своих попытках постигнуть сверхопытное. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причем оба эти положения в равной мере доказуемы. Так, тезис одной из антиномий утверждает, что существует «свободная причинность», то есть свобода как начало причинного ряда. Антитезис, напротив, утверждает, что нет никакой свободы, и все совершается по законам природы.

Антиномии, которые представляют собой предвосхищение проблем диалектики, кажутся неразрешимыми противоречиями. Однако Кант полагает, что они вполне разрешимы, если учесть, что, кроме чувственно воспринимаемой реальности существует трансцендентный мир «вещей в себе» и человек представляет собой не только явление природы, но и «вещь в себе». В таком случае антиномия свободы и необходимости вполне разрешима: человек как «вещь в себе» свободен, но он же подчинен необходимости как явление, природное существо. Одно из основных понятий этой системы — понятие чистого практического разума, то есть чистого нравственного сознания, не признающего никаких иных побудительных мотивов поступков человека, кроме свободного от всяких предпочтений сознания долга. Это означает, что нравственное сознание, в силу своей автономии, свободы, независимо также от религии. Тем не менее Кант утверждает, что «мораль неизбежно ведет к религии» Об изначально злом в человеческой природе. Такое воздаяние, как правило, не осуществимо в земной человеческой жизни. Но поскольку справедливость не знает границ во времени и пространстве, необходимо верить в загробную жизнь людей. Однако это доказательство, обосновывая разумность и необходимость религиозной веры, вовсе не утверждает, что Бог и бессмертие души действительно существуют, ибо трансцендентное абсолютно непознаваемо. Религия, таким образом, сводится к нравственному сознанию, практическому разуму, которому, по учению Канта, принадлежит примат над теоретическим разумом.

Всеобъемлющим нравственным законом является, согласно Канту, категорический императив безусловное повеление , который гласит: поступай так, чтобы максима то есть побудительный мотив, правило твоей воли могла бы быть принципом всеобщего законодательства. Следовательно, нравственное поведение должно определяться не частными, а общими интересами. Это значит, что чистое нравственное сознание, независимое от индивидуальных предпочтений, представляет собой, по существу, общественное сознание. Теория практического разума включает в себя и учение о праве, правовом государстве. Право является реализацией свободы члена общества, ограниченной лишь свободой других членов общества. Республика, принцип которой составляет разделение властей, — постулат чистого практического разума. Поэтому человек лишь постольку морален, поскольку он признает равенство всех других индивидов перед законом, отрицая тем самым любые сословные привилегии. Республика есть такое общественное устройство, в котором власть означает господство законов, а последние соответствуют интересам граждан, ибо «чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа» «О поговорке: «может быть, это и верно в теории, но не годится для практики»» там же, с. В вопросе о свободе человека как гражданина внешней свободе в отличие от моральной, внутренней свободы Кант сугубо категоричен: «В самом деле, что касается моей свободы, то даже божественные законы, познаваемые мной только разумом, обязательны для меня лишь постольку, поскольку Я сам мог бы дать на них свое согласие ибо единственно на основе закона свободы, устанавливаемого моим разумом, я составляю себе понятие о божественной воле » К вечному миру.

Всеобъемлющим нравственным законом является, согласно Канту, категорический императив безусловное повеление , который гласит: поступай так, чтобы максима то есть побудительный мотив, правило твоей воли могла бы быть принципом всеобщего законодательства. Следовательно, нравственное поведение должно определяться не частными, а общими интересами. Это значит, что чистое нравственное сознание, независимое от индивидуальных предпочтений, представляет собой, по существу, общественное сознание. Теория практического разума включает в себя и учение о праве, правовом государстве. Право является реализацией свободы члена общества, ограниченной лишь свободой других членов общества. Республика, принцип которой составляет разделение властей, — постулат чистого практического разума. Поэтому человек лишь постольку морален, поскольку он признает равенство всех других индивидов перед законом, отрицая тем самым любые сословные привилегии. Республика есть такое общественное устройство, в котором власть означает господство законов, а последние соответствуют интересам граждан, ибо «чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа» «О поговорке: «может быть, это и верно в теории, но не годится для практики»» там же, с. В вопросе о свободе человека как гражданина внешней свободе в отличие от моральной, внутренней свободы Кант сугубо категоричен: «В самом деле, что касается моей свободы, то даже божественные законы, познаваемые мной только разумом, обязательны для меня лишь постольку, поскольку Я сам мог бы дать на них свое согласие ибо единственно на основе закона свободы, устанавливаемого моим разумом, я составляю себе понятие о божественной воле » К вечному миру. Философско-исторические воззрения Канта непосредственно связаны с его философией права, так как они обосновывают необходимость правового строя, гарантирующего гражданские свободы, равенство перед законом и самостоятельность граждан, их право на любой вид законной деятельности, в т. Примечательной особенностью философии истории Канта является то, что в ней придается первостепенное значение не только развитию нравственности и права, но и объективному «механизму» человеческой природы. Каждый индивид, сообразуясь только со своим разумением, неизбежно сталкивается с сопротивлением со стороны других индивидов. Это взаимное сопротивление характеризуется Кантом как антагонизм, становящийся движущей силой социального прогресса. Кант отвергает убеждение Ж. Руссо, будто в предшествующем цивилизации «естественном состоянии» отношения между индивидами носили мирный, идиллический характер: «Люди столь же кроткие, как и овцы, которых они пасут, вряд ли сделали бы свое существование более достойным, чем существование домашних животных. Поэтому да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливо соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать и господствовать! Без них все превосходные природные задатки человечества остались бы навсегда неразвитыми. Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что для его рода хорошо; и она хочет раздора» Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Главным направлением культурного прогресса является, по Канту, сближение народов, благодаря которому, вследствие действия того же «механизма природы», будет навсегда покончено с войнами и народы всей планеты объединятся в мирном союзе. К вечному миру. Заключительной частью системы Канта является «Критика способности суждения». Кант различает два вида способности суждения: определяющую и рефлектирующую размышляющую. В первом случае речь идет о том, чтобы подвести особенное под уже известное общее. Во втором случае особенное должно быть подведено под общее, которое не дано, а должно быть найдено. В данном труде он исследует эту вторую, рефлектирующую способность суждения. Ее основными формами являются телеологические и эстетические суждения. И те, и другие выявляют целесообразность, присущую не только явлениям природы, напр. В действительности, как доказывает Кант, целесообразность не присуща ни предметам природы, ни предметам суждений вкуса; она привносится в природу априорной рефлектирующей способностью суждения, которая не обогащает наших знаний о природе, но способствует их приведению в систему. Необходимость телеологических суждений обусловлена тем, что рассудок оказывается неспособным объяснить естественными причинами наблюдаемые факты целесообразности. Эстетические суждения, в отличие от телеологических, связаны с удовольствием или неудовольствием, вызываемыми представлением о предметах. Эстетическое удовольствие Кант характеризует как незаинтересованное в том смысле, что оно обусловлено исключительно восприятием прекрасного, к которому не примешиваются какие-либо не связанные с этим восприятием интересы. Незаинтересованность эстетического суждения придает ему объективную значимость, несмотря на его субъективное содержание. Эстетическое суждение не относится к познавательной деятельности и не зависит от нравственного сознания. Идеалом красоты, согласно Канту, может быть только человек. Сочинения: 1. Gesammelte Schriften, hrsg. Трактаты и письма. Мотрошиловой и Б. Тушлинга, т.

Однако в 1725 последовала резкая пиетистская реакция на распространение просветительской философии и возврат к традиционной манере преподавания. Вольфианская философия не имела бы в кенигсбергском университете никаких перспектив, если бы не парадоксальное появление в университете уже известного нам Шульца, который был одновременно пиетистом и вольфианцем. Щульц защищал философию Вольфа, поскольку считал, что она вполне совместима с ортодоксальной христианской верой. Один из студентов Шульца, получивший пиетистское воспитание так вспоминал о теологических лекциях Шульца «он вносил так много философии в теологию, что приходилось поверить, что Христос и все его апостолы учились в Галле у Вольфа» [8]. Под таким прикрытием в университете оживилось вольфианство, а вместе в ним и дух более свободной философской мысли. Так что, когда молодой Кант стал студентом университета там все еще можно было встретить и сторонников традиционного протестантского аристотелизма и сторонников философии Вольфа, между которыми шла вялая дискуссия под присмотром теологического факультета. Несколько лучше дело обстояло с естественными науками. На Канта повлияли занятия по экспериментальной физике профессора Иоганна Готфрида Теске 1704-1772 , особенно его изложение теории электричества. Однако главным событием студенческой жизни Канта была встреча с молодым экстраординарным профессором Мартином Кнутценом 1713-1751 , физиком и философом вольфианской школы, также уроженцем Кенигсберга и выпускником «Альбертины». Молодой профессор привил начинающему философу любовь к ньютоновской физике, познакомив его с главным трудом Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», Эту любовь Кант пронес через всю свою жизнь. Многое в философском творчестве Канта объясняется этим его увлечением. Ньютоновская механика навсегда стала для Канта идеалом науки. Можно сказать, что целью Канта стало дать метафизике столь же прочные научные основания, какие Ньютон создал для точного естествознания. Не вызывает удивления, что первая научная работа Канта — «Мысли к истинной оценке живых сил» — была посвящена физическому вопросу — формуле количества движения. Кант пытался разрешить спор Декарта и Лейбница, не принимая строну ни того, ни другого, а декларируя позицию независимости исследователя физических и философских вопросов от авторитетов. Работа была представлена философскому факультету в летнем семестре 1746 г. В 1746 г. Скорее всего по этой причине Кант вынужден оставить университет, не сдав выпускных экзаменов и не защитив диссертацию на степень магистра. С целью заработать деньги для своей дальнейшей карьеры, Кант становится домашним учителем. Почти десять лет провел он в этом состоянии. Первым местом его работы был дом реформистского священника Адерша в деревне Юдтшен ныне пос. Веселовка Гусевского района. В Юдтшене Кант пробыл, по-видимому, до 1750 г. В качестве третьего места пребывания Канта как домашнего учителя называют обычно имение графов Кайзерлингов Раутенбург в округе Тильзит-Нидерунг, однако некоторые исследователи, например, Карл Форлендер, подвергают это сомнению. Фактом остается то, что в августе 1754 г. Иммануил Кант возвращается в Кенигсберг. Период домашнего учительства не прошел бесследно для Канта. С одной стороны он прошел школу общественных условностей и приличий, а с другой, много времени посвятил улучшению своего образования и самостоятельным размышлениям на различные философские и естественнонаучные темы. Именно это обстоятельство объясняет, каким образом в течение одного года Канта смог защитить две диссертации и опубликовать свою главную естественнонаучную работу «Всеобщую естественную историю и теорию неба» 1755. В апреле 1755 г. Вся дальнейшая жизнь Канта связана с университетом, самым известным выпускником и профессором которого он постепенно стал. С этого момента начинается период в жизни Канта, который получил у его биографов название годов «элегантного магистра» 1755-1764. Уже в первом своем семестре он читает курс логики, математики и метафизики, а в следующем семестре к этим курсам он добавляет курсы лекций по физической географии и по общему естествознанию. Постепенно он начинает читать лекции по этике, а также по механике и теоретической физике, арифметике, геометрии и тригонометрии. Подгоняемый необходимостью привлекать студентов, которые платили за свое обучение, он доводит объем лекционных часов до 34-36 часов в неделю. Еще долгое время ему придется заботиться о средствах к существованию. И это неудивительно, поскольку в университете бытовала шутка, согласно которой тот, кто решит посвятить себя Кенигсбергскому университету, должен принести обет бедности.

Два периода в деятельности Иммануила Канта

  • Иммануил Кант как создатель „научной” русофобии: ss69100 — LiveJournal
  • Иммануил Кант — достоин ли Калининград носить его имя?
  • В чём заключается моральная философия Канта
  • Содержание
  • Иммануил Кант цитаты

Форма обратной связи

  • КАНТ, ИММАНУИЛ
  • Что еще почитать
  • Читать также
  • Всё, что нужно знать о философии Канта

Иммануил Кант 330 лет со дня рождения

Иммануил Кант – немецкий философ, основал немецкую классическую философию, жил в эпоху Просвещения и романтизма. КАНТ, ИММАНУИЛ (Kant, Immanuel) (1724–1804), представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения. Россия, по сравнению с другими странами, сделала самый большой вклад в увековечивание памяти философа Иммануила Канта. Отец философа, Йоганн-Георг Кант (Johann Georg Kant), родился уже там, в Мемеле, в 1684 году. Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Иммануил Кант уделял большое внимание праву и личной ответственности в своих трудах.

Всё, что нужно знать о философии Канта

В этом плане все философы являются инструментами, которые люди могут использовать, чтобы думать. Через них транслируются мысли и суждения. В таком своеобразном "ящике" Кант становится самым важным и полезным инструментом. Он помогает взглянуть на зло через призму личной ответственности и тех процессов, которые происходят в нашем разуме. Вы участвовали в сессии, посвященной искусственному интеллекту. На ваш взгляд, нейросети - это зло или благо? Пабло Мучник: Я бы так вопрос не ставил.

Сегодня нас должны волновать не проблемы самого искусственного интеллекта, а то, как люди будут его использовать. Ведь это очень мощный инструмент, который можно применять как во благо, так и во вред. В этом плане он ничем не отличается от уже доступных человечеству опций. Поэтому проблема не в существовании ИИ, а в непонимании, как и где его использовать. Канта многие пытаются отменить.

Также один из его друзей Боровский говорил, что философ два раза любил и намеревался жениться. Наконец В 1755 году Иммануил Кант получил право преподавания и звание приват-доцента в Кёнигсбергском университете. Для этого он вернулся туда,ващитив диссертацию на тему «Об огне" и получил степень магистра. Уже вскоре философ получил докторскую степень за работу в области теории познания «Новое освещение первых принципов метафизического познания» и начинает преподавать в университете логику и метафизику. В первом периоде деятельности Иммануила Канта интерес ученых привлекла космогоническая работа «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой Кант рассказывает о происхождении Вселенной. В своем сочинении он опирается не на теологию, а на физику. Также в этот период Кант изучает теорию пространства с физической точки зрения и доказывает существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Ученый считал, что, если есть материя, значит, существует Бог. По мнению философа, человек должен признать необходимость существования кого-либо, кто стоит за материальными вещами. Эту мысль Кант излагает в своей центральной работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога». Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, шестому доказательству бытия Бога. Интересный факт, что до сих пор никто его не сумел опровергнуть. Булгаков в известном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного героя приводит кантовское доказательство, на что другой персонаж отвечает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки». Фраза стала крылатой. Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике: труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году Иммануил расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ «Критика чистого разума», в которой подробно описал понятие категорического императива. В это время он продолжал читать лекции в университете. С такой интенсивностью труда — до 28 часов в неделю — и популярностью Кант стал неплохо зарабатывать. Впервые в жизни он мог нанять себе слугУ. По мнению, Канта в университете среди прочих он читал лекции по физической географии. Этот предмет не относился к профилирующим, а был сугубо прикладным и служил лишь для расширения общего кругозора студентов. Учитывая то, что все знания преподаватель черпал из книг, в которых иногда встречались непроверенные даннве, а иногда и просто слухи, то согласно сохранившегося конспекта лекции Канта по физической географии , теме России было уделено лишь несколько минут. Физической границей России Кант считал Енисей. В Волге водятся белуги — рыбы, которые для того, чтобы погрузиться в воду, глотают камни вопросом, где белуги их берут на поверхности реки, Кант, видимо, не интересовался. В Сибири все поголовно пьянствуют и едят табак, а Грузию Кант считал питомником красавиц. Для горожан, в том числе и для Иммануила Канта, оккупация означала лишь принесение присяги русской императрице Елизавете, смена гербов и портретов в учреждениях. Все налоги и привилегии Кёнигсберга остались нетронутыми. Жители Кенигсьерга, в том числе и Кант, стали поддаными Российской империи. Иммануил Кант не отличался богатырским здоровьем - он пошел в свою мать: небольшой рост, 157 см не совсем правильные телосложение и осанка, впалая грудь, склонность к частым простудам. Но он поборол свои недостатки здоровтя и прожил долгую жизнь. И всё благодаря педантичному даже для немцев соблюдению правил гигиены и жизни. Вставал Кант каждый день в 5 часов утра, Не снимая ночной одежды, он отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа. В час дня он садился обедать. Обедал всегда в окружении друзей и учеников и любил беседовать и рассуждать за обедом. При этом Кант не любил пиао и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус Даже в самую промозглую балтийскую погоду Кант в точно определённое время совершал моцион по точно определённому маршруту по улицам города. Прохожие, зная педантичность Канта сверяли по нему часы Тропа, по которой регулярно гулял Кант, сохранилась. Её называют «Философской тропой» Гулял он, как правило, в одиночестве, обдумывая свои философские теории. Но он не чурался гулять с друзьями, охотно беседуя с ними. Однако, зная, что Кант гулял всегда по установленному маршруту, и в одпо и тоже время этим стали пользоваться попрошайки. Они приставали к Канту, выпрашивая у него милостыню.

Он вел скромный образ жизни и единственной попускаемой им слабостью был вкусный обед с хорошим вином. Кант не был женат и не знал женщин. Умер от старости. К построению собственной оригинальной системы — критической, или трансцендентальной философии — Кант перешел удивительно поздно в сравнении с другими великими философами. Том 18. Выпуск 3 а также над скептическими аргументами Д. Юма, пробудили Канта, по его собственному выражению, «от догматического сна». Соответственно творческая деятельность Канта распадается на два периода — догматический и критический. Переход к критической стадии обозначается публикацией в 1770 г. Оригинальная философия изложена в трех основных трактатах — «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения», которые были опубликованы в 1781 г. Кант в высшей степени оригинальный — в критический период — мыслитель, которого по его значению для европейской философии сравнивают с Платоном. Сам Кант сравнивал себя с Коперником, но вполне уместно его сопоставление с Ньютоном и Колумбом. Подобно Колумбу он отправляется в неизведанные дали, а результаты оказываются не совсем теми, что ожидались. Кант пытается изгнать из метафизики онтологию, которая в его время Лейбниц, Вольф , да и практически всегда до Канта представлялась как основной компонент знания о сверхчувственном. При этом Кант не пытается избежать метафизичности, скорее усиливает метафизический пафос, изгоняя прежнюю онтологию как не обладающую подлинной научной достоверностью. Первая имеет дело с Истиной, вторая — с Благом, третья — с Красотой. При этом, согласно Канту, который с таким ходом мысли выступает опять-таки в высшей степени оригинальным философом, этика, по порядку следуя за теорией познания, по сути оказывается ее основой отсюда еще одно из наименований кантовской метафизики — этический идеализм. Эстетика, смысловым ядром которой выступает учение о целесообразности, служит связующим звеном между этикой и гносеологией и фактически включает в себя элементы той самой онтологии, которую Кант столь упорно пытался изгнать из метафизики. Анализ базовых трансценденталий — Истины, Блага и Красоты, придает кантовской системе смысловую цельность, а внешняя систематичность обеспечивается ориентацией на процедуры научного познания. Кант ставит вопрос: возможна ли метафизика как наука, и предлагает собственное решение. Научная философия возможна как эпистемиология, этика и эстетика, но не как онтология или теология. При этом Кант, вполне в духе Нового времени и Декарта в частности, подразумевает под наукой математику и математическое естествознание. Сомнений в их «научности» не возникает, апостериори они уже доказали свою научность достигнутыми результатами т. В определенном смысле Кант находится в русле картезианского проекта философии как «универсальной математики» и пытается придать этике уже не только внешнюю форму математической теории, как это было у Спинозы, но и внутреннюю форму аксиоматической достоверности. Прояснение аксиоматики познания является и важнейшей задачей трансцендентально-критической гносеологии. Кант сравнивает свою философию с коперниканским переворотом. Вся предшествующая философия догматична, поскольку принимает свои содержания как якобы естественным образом возникающие в сознании в результате воздействия объектов как чувственных, так и сверхчувственных на человеческую субъективность. В данном вопросе нет принципиального различия между эмпириками сознание как «чистая доска» у Дж. Локка и рационалистами, признававшими «врожденные идеи»; в обоих случаях ключевым фактором познания служит внешнее воздействие. Кант, не отрицая воздействия вещей самих по себе на нашу познавательную способность, меняет местами центр и периферию эпистемологического небосвода. Для традиционной, т. Для Канта — центром, фактически Солнцем, выступает познающий человек. Ключевой идеей кантовской метафизики является активность субъекта познающего, волящего и совершающего поступки, переживающего Красоту. Человек активен в познании: мы сами создаем образы, представления и понятия. Кант понимает активность не только эмпирически, но и метафизически. В первом случае он акцентирует роль Галилея в основании науки Нового времени: великий итальянец своим экспериментаторством совершил поворот от созерцания природы к ее активному целенаправленному опрашиванию. Однако мало услышать ее ответ. Мы не только слышим, мы сами конструируем услышанное из материала слышимого. Кант предельно заостряет тезис, выдвинутый еще Аристотелем: мы познаем только то, что создаем. При этом он проводит различие между познанием и мышлением, трактуя последнее довольно-таки расширительно. Мыслить подразумевая: воображать, фантазировать можно все что угодно, познание же предполагает конструирование образов и представлений по определенным правилам. При этом сконструированное поступает во владение познающего субъекта, становится в некотором смысле его собственностью, чего не сказать о фантазиях или домыслах. Эти-то правила и выясняет трансцедентально-критическая философия, которая делает предметом познания само познание, еще до построения какой-либо онтологии и умозрительной космологии. Критический анализ познания имеет цель выявить его неосознаваемые предпосылки. Критика — метод, но не цель. Наподобие того, как у Декарта методологический скепсис не перерос в скептицизм, критическая философия Канта не разрушает ради разрушения, она разоблачает иллюзии, высвечивая не очевидное, но фактически основополагающее содержание когнитивных актов. В выявлении скрытых оснований и условий заключается суть трансцендентального метода. Кант дает свою трактовку трансцендентального, которая после него и закрепляется в континентальной философии. До Канта трансцендентальное, как правило, отождествлялось с трансцендентным. Кант жестко их разводит. Трансцендентное недоступно нашему познанию и в этом плане противоположно имманентному. Трансцендентальное, напротив, лежит внутри познания, выступая условием его возможности, хотя до Канта и не осознается как таковое. Трансцендентальная философия отвечает на вопрос «как возможно? В случае «Критики чистого разума» — как возможно познание? Для здравого смысла вопрос об условиях возможности познания может показаться избыточным. Кант конкретизирует проблему. Познание может носить опытный — апостериорный и доопытный — априорный характер при этом Кант, вполне в духе своего времени, фактически приравнивает опыт к чувственности. В случае чувственного опыта все более или менее понятно: увидел и познал, в т. Однако опыт не дает нам всеобщих и необходимых истин, он всегда ограничен, имея дело с возможным и случайным. Философия же стремится познать всеобщее и необходимое. Значит, путь ее — априорный. Однако, замечает Кант, успехи метафизики на этом пути за истекшие тысячелетия не очевидны. В этих науках в отношении математики бесспорно мы имеем дело отнюдь не только с апостериорным познанием. Математика по своей глубинной сущности — наука априорная. Но, по Канту, мало того, что априорная. Он водит различие между аналитическим и синтетическим суждениями: анализ уже известного извлекает лишь относительно новое так протяженность содержится в понятии тела , а синтез даст существенно новое. Как получается новое из опыта, понятно, а вот как возможны синтетические суждения априори? По факту они есть. Когда-то ведь люди не знали, что сумма углов треугольника равна двум прямым, но после свершенного открытия никакой опыт уже опровергнуть его не может. Но каковы трансцендентальные условия таких открытий и возможны ли такие же неопровержимые суждения в отношении к сверхчувственному — бессмертию души, свободе и бытию Божию? Чтобы обосновать возможность построения действительно научной философии, требуется ответить на вопросы «Как возможна чистая математика? Кант пытается встать над противоположностью эмпиризма и рационализма. Соглашаясь с первым в том, что познание начинается с опыта, который дает материал, он полагает, что далее вступает в действие рассудок, формирующий данные опыта в представления и понятия, разум же формирует содержание, уже отформатированное рассудком. Эмпиризм сводит все понятия не исключая и «врожденные идеи» рационалистов к аббревиатурам опыта. Печальным итогом объяснения природы мышления по образцу ассоциативной психологии является скептицизм Юма. Согласно шотландцу, понятие причины — продукт привычки так всегда происходит и веры так было всегда и везде и будет всегда и везде. Дезавуируется не только базовое понятие науки ведь наука ищет причины, которые оказываются фактически, согласно Юму, субъективными миражами , но и теологии Бог как первопричина мира и психологии душа как духовная субстанция, монада. Для эмпиризма опыт, в значении потока событий в пространстве и времени, выступает нерефлексируемой данностью. Ни один эмпирик не задался вопросом «как возможно событие», они просто принимаются без различия сущего и должного, действительно и возможного. Эмпиризм внутренне догматичен, поскольку даже и не озадачивается вопросом «как возможен опыт?

Благодаря его открытию стало ясно, что научное познание способно прогрессировать лишь на почве возможного опыта. Попытки выйти за горизонт опыта, чтобы судить о Боге, мире в целом, душе, свободе, бессмертии, приводят разум к противоречиям. Сформулированный Кантом нравственный закон — «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и своем лице и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» — служит основой для представления о человеке как свободном, автономном существе. Участники круглого стола — преподаватели, студенты — говорили об актуальности наследия Канта, его влиянии на развитие современного философского мышления: «Был ли Витгенштейн последователем Канта? Медведев ; «Рецепция идей Канта в русской философии» доц. Каримов ; «Принципы справедливой войны и мирного сосуществования в учении И.

Курсы валюты:

  • Шольц расстроился из-за ссылок Путина на Канта
  • Самое популярное
  • Основные вопросы философии Канта - Royal Сheese
  • Кант Иммануил
  • Кант Иммануил
  • Наследие «чистого разума»: как Кант повлиял на современную науку

Иммануил Кант — подданный Российской империи

Мы приглашаем к участию представителей широкого научного сообщества. Россия была и остается гостеприимной страной, способной организовать международное мероприятие на самом высоком уровне», — сообщил вице-премьер, председатель оргкомитета по подготовке и празднованию 300-летия Канта Дмитрий Чернышенко. Он добавил, что запрос на философию сегодня особенно велик — об этом свидетельствует появление новых просветительских площадок, курсов и сообществ, которые обращаются к фундаментальным вопросам познания. Прием заявок на Международный Кантовский конгресс стартует 1 октября 2023 года. Организаторами мероприятия выступят Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Правительство Калининградской области. Оператор Конгресса — Балтийский федеральный университет имени И. Канта БФУ.

По мнению Алиханова, существует глубинная связь между кантовской философией и "этическим обоснованием войны, которую ведёт сегодня против России коллективный Запад". Но юбилей отменять не стали.

Это не первый случай, когда Канту достаётся от российских публичных лиц. В 2018 году, когда имя философа чуть было не присвоили калининградскому аэропорту Храброво, вице—адмирал Игорь Мухаметшин выступил с эмоциональной речью, в которой назвал его человеком, который "писал какие—то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет". Аэропорт в итоге назвали в честь императрицы Елизаветы Петровны, которая никаких книг не писала. Но вернёмся к Канту.

Круг научных интересов Канта был очень широк. Вопрос о природе человека Кант объявил основным вопросом философии, связав его решение с вопросами: 1. Что я могу знать?

Что я должен делать? На что я смею надеяться? Совершенный Кантом «коперниканский переворот» в философии коренным образом преобразовал современные представления о возможностях и границах человеческого познания.

Он утверждает, что президент России Владимир Путин «не имеет права» ссылаться на Канта в своих выступлениях. Шольц добавил, что российские власти якобы хотят присвоить себе Канта и его труды.

«Что творится»: после речи Алиханова калининградцы просят не запрещать Канта

В понедельник, 22 апреля, исполняется ровно 300 лет со дня рождения великого философа Иммануила Канта. Активируй промокод TUBE30 на 30 дней бесплатного доступа: наш курс-саммари «Вся история философии» фоном и всего за 300 рублей. Выдающийся философ Иммануил Кант скончался, будучи подданным Российской империи, напомнил пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков. Спустя 295 лет со дня рождения кёнигсбергского философа Иммануила Кант «Твой Бро» узнал у калининградского доктора философских наук, доцента Института гуманитарных наук БФУ имени И. Канта Вадима Чалого. Кант высказывает свою самую сильную критику организации и практики религиозных организаций в адрес тех, кто поощряет то, что он считает религией поддельного служения Богу.

«Больше любых слов»: Шольцу напомнили о вкладе России в увековечивание памяти Канта

По мнению Алиханова, существует глубинная связь между кантовской философией и "этическим обоснованием войны, которую ведёт сегодня против России коллективный Запад". Но юбилей отменять не стали. Это не первый случай, когда Канту достаётся от российских публичных лиц. В 2018 году, когда имя философа чуть было не присвоили калининградскому аэропорту Храброво, вице—адмирал Игорь Мухаметшин выступил с эмоциональной речью, в которой назвал его человеком, который "писал какие—то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет". Аэропорт в итоге назвали в честь императрицы Елизаветы Петровны, которая никаких книг не писала. Но вернёмся к Канту.

Антиномии кажутся неразрешимыми противоречиями, однако Кант полагает, что они вполне разрешимы, если учесть, что, кроме чувственно воспринимаемой реальности, существует трансцендентный мир «вещей в себе» и человек представляет собой не только явление природы, но и «вещь в себе». В таком случае антиномия свободы и необходимости вполне разрешима: человек как «вещь в себе» свободен, но он же подчинён необходимости как явление, природное существо. Все главные проблемы критической философии Канта сводятся к вопросу: «Что такое человек? В центре «Критики практического разума» — понятие чистого нравственного сознания, не признающего никаких иных побудительных мотивов поступков человека, кроме свободного от всяких предпочтений сознания долга. Это означает, что нравственное сознание, в силу своей автономии, свободы, независимо также от религии. Такое воздаяние, как правило, неосуществимо в земной человеческой жизни. Но поскольку справедливость не знает границ во времени и пространстве, необходимо верить в загробную жизнь людей. Это доказательство, обосновывая разумность и необходимость религиозной веры, не утверждает, однако, что Бог и бессмертие души действительно существуют, ибо трансцендентное абсолютно непознаваемо. Всеобъемлющим нравственным законом является, по Канту, категорический императив безусловное повеление , который гласит: поступай так, чтобы максима т. Теория практического разума включает в себя и учение о праве, правовом государстве. Право является реализацией свободы члена общества, ограниченной лишь свободой других его членов. Республика, принцип которой составляет разделение властей, — постулат чистого практического разума. Поэтому человек лишь постольку морален, поскольку он признаёт равенство всех других индивидов перед законом, отрицая тем самым любые сословные привилегии. Философско-исторические воззрения Канта непосредственно связаны с его философией права , т. В философии истории Канта придаётся первостепенное значение не только развитию нравственности и права, но и объективному «механизму» человеческой природы. Каждый индивид, сообразуясь только со своим разумением, неизбежно сталкивается с сопротивлением со стороны других индивидов. Это взаимное сопротивление характеризуется Кантом как антагонизм, становящийся движущей силой социального прогресса. Кант отвергает убеждение Ж. Руссо , будто в предшествующем цивилизации «естественном состоянии» отношения между индивидами носили мирный, идиллический характер: «Люди столь же кроткие, как овцы, которых они пасут, вряд ли сделали бы своё существование более достойным, чем существование домашних животных... Поэтому да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливо соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать и господствовать! Без них все превосходные природные задатки человечества остались бы навсегда неразвитыми. Главным направлением культурного прогресса является, по Канту, сближение народов, благодаря которому, вследствие действия того же «механизма природы», будет навсегда покончено с войнами и народы всей планеты объединятся в мирном союзе. Заключительной частью системы Канта является «Критика способности суждения». Кант различает два вида способности суждения: определяющую и рефлектирующую размышляющую. В первом случае речь идёт о том, чтобы подвести особенное под уже известное общее. Во втором случае особенное должно быть подведено под общее, которое не дано, а должно быть найдено.

По его мнению, существует так называемая сила суждения, как высшая способность чувства. Она находится между рассудком и разумом. Сила суждения способна соединить чистый разум и практический. Философ вводит понятие «целесообразность» по отношению к предмету. Согласно этой теории, существует два вида целесообразности: Внешняя — когда животное или предмет могут быть полезны для достижения конкретной цели: человек использует силу быка, чтобы вспахать землю. Внутренняя — то, что вызывает в человеке чувство прекрасного. Мыслитель считает, что чувство прекрасного зарождается в человеке именно тогда, когда он не рассматривает предмет с целью применить его практически. В эстетическом восприятии главную роль играет форма наблюдаемого объекта, а не его целесообразность. Кант полагает, что нечто прекрасное нравится людям без понимания. Сила рассудка же вредит эстетическому чувству. Это происходит потому, что рассудок пытается расчленить прекрасное и проанализировать взаимосвязь деталей. Сила красоты ускользает от человека. Невозможно научиться чувствовать прекрасное сознательно, но можно постепенно воспитать в себе чувство красоты. Для этого человеку необходимо наблюдать гармоничные формы. Подобные формы представлены в естественной природе. Развить эстетический вкус возможно и через соприкосновение с миром искусства. Этот мир создан для обнаружения красоты и гармонии, и ознакомление с произведениями искусства — лучший способ воспитать в себе чувство прекрасного. Влияние на мировую истории философии Критическую философию Иммануила Канта по праву называют важнейшим синтезом систем, ранее разработанных учеными со всей Европы. Работы философа можно считать великим венцом всех предшествующих философских взглядов. Деятельность и достижения Канта стали отправной точкой, с которой начала отсчет новейшая философия. Кант создал гениальный синтез всех важных идей своих современников и предшественников. Он переработал идеи эмпиризма и рационализма , теории Локка, Лейбница, Юма. Кант создал общую модель, использовав критицизм по отношению к существующим теориям. Он добавил в уже имеющиеся идеи свои собственные, оригинальные, порожденные его блестящим умом.

В 1747-1755 годы, Кант разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет. В 1770 году 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику. В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Умер философ 12 февраля 1804 года в возрасте 79 лет.

Главное правило жизни, которому учит философия Канта

Иммануил Кант (нем. Immanuel Kant) родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград). Четвертый ребенок в небогатой семье шорника, он учился сначала в гимназии, затем в университете Кенигсберга. Из-за сложного материального положения в рез. в 1756 году Кант написал крупную работу с разбором восьмитомного труда швведсеого учёого и теософа Эммануила Сведена, "Тайны небес". И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму. Иммануи́л Кант — немецкий философ, один из центральных мыслителей эпохи Просвещения. Всесторонние и систематические работы Канта в области эпистемологии, метафизики.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий