читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: В США заподозрили СБУ в попытке подрыва российского А-50 в Белоруссии Агент Эймс: как шеф из ЦРУ стал главным. Для лучшего понимания того, чем КГБ так пугал окружающих, а также почему он сумел просуществовать дольше своих предшественников, стоит дать краткий экскурс в историю. Смотрите на телеканале "ТВ Центр" документальный цикл "Следствие ведёт КГБ". Главные новости об организации КГБ СССР на Будьте в курсе последних новостей.
Легенды госбезопасности
При нем у КГБ появился тот самый легендарный авторитет, который до сих пор еще живет в народных массах. Курс из 35 лекций про историю советских органов безопасности с 1917 до 1991 года был прочитан в 2016 году в Москве Никитой Петровым, руководителем программы НИПЦ. На вопросы EADaily отвечает начальник Аналитического управления КГБ СССР генерал-лейтенант Николай Леонов. Все новости по тегу: «КГБ». При этом КГБ стал одной из наиболее могущественных и эффективных спецслужб в истории человечества, занимавшейся практически всеми сферами жизни общества. Бывшее здание КГБ/Указ о создании КГБ РИА Новости Александр Поляков, Public domain.
Созданный ровно 70 лет назад КГБ до сих пор не дает покоя западным спецслужбам
В результате проверок, которые устроило КГБ, было уволено несколько сотен милиционеров. Комите́т госуда́рственной безопа́сности Сою́за Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик (аббр.: офиц. КГБ СССР) — центральный союзно-республиканский орган государственного управления. Владимир Путин Россия Власть 11 марта в 18:50 Историк рассказал, как могла повлиять на Путина служба в КГБ. Все новости по тегу: «КГБ». реформа МВД СССР, в ходе которой был образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров (СМ) СССР.
Приложение 9. Основные даты истории КГБ СССР
Историк и ветеран спецслужб Олег Хлобустов в интервью RT рассказал о создании комитета, его отличиях от ранее существовавших советских спецслужб и достижениях сотрудников КГБ. Его первым заместителем, в свою очередь, был Иван Серов, оставшийся на своей должности даже после ареста Берии и назначения новым министром Сергея Круглова. Нужно отметить, что Серов обладал хорошими организационными способностями и после создания в 1954 году КГБ как отдельного ведомства стал его первым руководителем. Оно фактически обладало правом нарушения конституционного положения об отправлении судопроизводства исключительно судом. Особое совещание отправляло людей в ссылку и в места лишения свободы во внесудебном порядке.
Также на определённом этапе ему было предоставлено право выносить смертные приговоры. В КГБ ничего подобного не было. Следующим принципиальным отличием было появление прокурорского контроля и надзора, в том числе за деятельностью следствия органов госбезопасности. Было даже создано специальное управление в прокуратуре СССР.
С 1954 года начался пересмотр дел ранее осуждённых лиц. Часть из них были реабилитированы, ещё часть — освобождены с учётом уже отбытого срока наказания, некоторым изменили формулировки в статьях обвинения и сократили сроки лишения свободы. Принципиально важным моментом стало широкое применение с 1958 года органами госбезопасности мер профилактического воздействия, позволявших предотвратить правонарушение и дать людям возможность избежать уголовной ответственности. С социальной, политической и юридической точки зрения это был, вне всяких сомнений, позитивный шаг.
КГБ как на союзном, так и на республиканском уровнях стал реально подотчётен партийным органам. До создания комитета это требование формально существовало, но на практике спецслужбами не соблюдалось.
Акцент работы чекистов сместился на предупредительно-профилактические мероприятия и меры административного воздействия. Однако полностью отказаться от жестких действий было невозможно. Теракты 1977 года в Москве, совершенные армянскими националистами, показали, что от призывов к антигосударственной деятельности до кровавого преступления всего лишь один шаг. Преступники были задержаны и приговорены к высшей мере наказания. В целом системная работа по борьбе с терроризмом уже начала выстраиваться в КГБ после теракта на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. В 1974 году была сформирована легендарная группа "А" 7-го Управления КГБ для проведения контртеррористических операций.
Важным достижением работы чекистов под руководством Андропова стала борьба с коррупцией в органах власти и партийных структурах. В конце 1960 - 1970-х годах были проведены две крупные операции в Азербайджанской и Грузинской ССР, по результатам которых арестовали сотни партийных функционеров. Показательно, что пришедшая к власти команда реформаторов во главе с Горбачевым, несмотря на провозглашение открытости и гласности, сохранила запрет на оперативную разработку представителей партийной элиты.
Выпускники КУОС могли перевоплощаться в кого угодно, постигали искусство выживания в самых невероятных условиях — от полярных льдов до безводной пустыни. Обычный гвоздь в руках курсанта превращался в смертоносное оружие! Брошенный умелой рукой, он вонзался точно в горло манекена, не оставляя «вероятному противнику» шансов. Куосовцы учились работать со средствами связи и собирать их из того, что можно купить в ближайших магазинах. Они прыгали с парашютом, плавали в снаряжении и погружались под воду в легководолазном скафандре. Они занимались скалолазанием и учились водить любые транспортные средства. Здесь были и новейшие средства связи, и множительная техника в 70-е годы прошлого века ксерокс был заморской диковинкой , и детектор лжи — полиграф и многое другое, о чем в Советском Союзе, порой, даже не слышали.
В частности, здесь курсанты знакомились с электронными взрывателями. По ценам 70-х годов минувшего столетия каждый такой взрыватель стоил тысячу рублей! Вожделенный в ту пору автомобиль «Жигули» — 6 тыс. Шестьдесят курсантов школы за одно занятие использовали 60 взрывателей… Комментарии излишни. На подготовке специалистов подобного уровня государство не экономило. Требование было одно: «выше нас только звезды». За пять позже семь месяцев, — а именно столько длилось превращение талантливого, хорошо подготовленного офицера в совершенного бойца и командира, — каждый, переступивший заветный порог объекта «Балашиха», должен был достичь пика своих возможностей и еще много узнать о безграничности человеческих резервов. В программе боевой подготовки учитывался и усваивался опыт как друзей и союзников немалую роль сыграли специалисты с Кубы и Вьетнама , так и противника. Добытые оперативным путем данные по подготовке американских зеленых беретов, британских САС, германских ГСГ9 и французского Иностранного легиона тщательнейшим образом прорабатывались и давали возможность оставаться на корпус впереди неприятеля. По всей трассе маршброска не менее 15 км, невзирая на погоду диверсантов поджидали ямы, ловушки, растяжки — все то, что могло встретиться в реальной боевой обстановке.
Причем кроме плаванья все остальные передвижения групп специального назначения проходили в бронежилетах. В ту пору он был громоздок, неудобен и весил около 16 кг. Но зато, привыкнув бегать с таким грузом, налегке курсанты демонстрировали поразительные результаты. Однако здесь была не спортивная дорожка — следом, наступая на пятки, бежали обученные «каратели», причем из своих же куосовцев, отлично знающих хитрости и увертки «диверсантов». В этих условиях нужно было уметь маскироваться, делать незаметные даже при тщательном осмотре схроны, тайники, уничтожать или захватывать объекты и ни в коем случае не попадаться в «лапы врага». Поскольку каждому было известно: отрабатывающие антидиверсионные действия спецы помимо стрельбы холостыми и бросания под ноги взрывпакетов команду «брать живьем» выполняют очень жестко и реалистично. Зато полученные результаты поражали. Однажды на учениях по приказу первого заместителя председателя КГБ генерала Николая Захарова группу специального назначения искал целый батальон хорошо обученных пограничников. Они неспешно сжимали кольцо, обшаривая метр за метром небольшой участок леса, но в конце концов были вынуждены признать, что поиски не дали ни малейших результатов. Он снял фуражку, и тут же в наушниках связиста послышался голос: «Генерал снял фуражку».
Власть силовиков простирается во все сферы жизни россиян. Силовики работают не только в правоохранительных органах, но и в министерствах экономики, транспорта, природных ресурсов, телекоммуникаций и культуры. Пресс-секретарь и доверенное лицо Путина Алексей Громов заседает в совете директоров первого и главного канала российского телевидения. Железнодорожную монополию возглавляет Владимир Якунин, некогда занимавший высокий пост в нью-йоркском бюро ООН, а также, видимо, высокий пост в иерархии КГБ. Список можно продолжить. По собственному признанию Гуцериева, сначала он отвергал все обвинения, но затем за него взялись чуть ли не все государственные агентства: прокуратура, налоговая полиция, МВД - и тогда ему пришлось сдаться.
Спецслужбы вместо олигархов? Вероятно, процесс перераспределения богатства от олигархов к силовикам был неизбежен. Сомнительно, однако, что они смогут с успехом эксплуатировать доставшиеся им активы. Но они не умеют управлять бизнесом. Они применяют силу просто потому, что не знают никакого другого способа! Как это ни странно, концентрация такого объема власти и экономических ресурсов в руках небольшой группы силовиков, ассоциирующих себя с государством, не привела к маргинализации работников спецслужб низкого ранга.
Часть благ, скопившихся наверху, как бы просачивается вниз. За последние годы зарплата среднего работника ФСБ поднялась в несколько раз, а на подработку по большому счету смотрят сквозь пальцы. К тому же многие россияне уверены, что передача активов из частных рук силовикам идет на пользу государству. Права силовиков, однако, не имеют никакого отношения к тем правам, которые определяют законы и конституция. Силовики претендуют на статус восстановителей власти государства, спасителей страны от дезинтеграции и усмирителей врагов, стремящихся ее ослабить. По словам господина Кондаурова, подобный идеализм сосуществует с оппортунистической готовностью цинично пользоваться сложившейся ситуацией в собственных либо корпоративных интересах.
Работники спецслужб позиционируют себя как тесно сплоченное братство людей, готовых нарушать любые законы во имя достижения своих целей. Их жаргон изобилует руганью, а национализм нередко сопровождается презрением к простым гражданам. Тем не менее, они тесно стоят друг за друга. Претендующих на рабочее место в спецслужбах весьма много. Еще КГБ относилось к подбору кандидатов с большой тщательностью, сперва отбирая их по различным высшим учебным заведениям, а затем отправляя в специальные училища. Ныне в московскую академию ФСБ стекаются дети силовиков.
Благодаря новому огромному зданию число студентов увеличится вдвое. Выпускники академии ФСБ вполне могут согласиться с этим. Современные силовики высоко ценят хорошую наследственность - например, если отец или дед работали в КГБ. Поощряются и свадьбы между сотрудниками. Виктор Черкесов, ныне возглавляющий российское агентство по борьбе с наркотиками, в конце 1980-х годов занимался преследованием диссидентов. Приведем небольшую цитату оттуда.
История распорядилась так, что бремя поддержки российского государства лежит на наших плечах. Несмотря на призывы к светскому патриотизму, российские спецслужбисты нередко находят союзников в среде духовенства.
Сегодня, 101 год назад, родился легендарный шеф КГБ СССР
Однако документы свидетельствуют о том, что мы специально подчеркнули ранее, что высший партийный орган — ЦК КПСС, в начале 50-х годов не только был информирован о деятельности органов МГБ, но и принимал непосредственное участие в формировании их политики. Сталина [34]. Позднее этот факт информированности руководителей ЦК партии о конкретных «делах» МГБ замалчивался высшим партийным руководством с целью вывести себя из-под возможной критики, что стало основой и причиной сокрытия многих фактов, что неизбежно вело к искажению исторической правды. Круглов представил предсовмина Г. Маленкову докладную записку о реакции населения на арест Берии и его заместителей. В ней приводилось высказывание одного из современников: «…Я убежден, что будут следующие. Как ни сильна машина, а развал начался. Скандал большой и гнусный. Теперь будем ждать и наблюдать, что дальше, чей черед». Там же содержалась и следующая оценка происшедших событий: «От смены руководства режим у нас не меняется. Он был и есть, по существу, полицейский.
Я не верю ни в какие идейные мотивы в поступках не только Берия, но и других. Это откровенная борьба за власть. По-моему, дележка власти только началась. Так или иначе, крах этой структуры рано или поздно неизбежен» [35]. Следует особо подчеркнуть, что сразу после сообщения об аресте Л. Берии как «врага народа», в органы прокуратуры и ЦК КПСС стали поступать многочисленные заявления и жалобы осужденных и их родственников по поводу пересмотра уголовных дел, и применения незаконных методов в процессе ведения следствия. В записке в Президиум ЦК от 19 марта 1954 г. Руденко и министра внутренних дел С. Круглова отмечалось, что в лагерях, колониях и тюрьмах содержатся 467 946 осужденных за контрреволюционные преступления, немалую долю среди которых составляли предатели, каратели и пособники немецко-фашистских оккупантов, и еще находятся в ссылке после отбытия основного наказания за контрреволюционные преступления 62 462 человека. Разумеется, подобные действительно волюнтаристские решения являлись грубым нарушением принципов отправления правосудия и конституционных прав граждан, вследствие чего имелись бесспорные юридические основания для реабилитации лиц, ставших жертвами беззакония и правового произвола.
В указанной записке Р. Руденко и С. Круглова также подчеркивалось, что с августа 1953 по 1 марта 1954 г. В 1941—1944 годах ОСО также рассматривались дела на разоблаченных агентов германских спецслужб, фашистских карателей и пособников оккупантов. Из этого общего числа осужденных ОСО за 19 лет его существования оно было ликвидировано 1 сентября 1953 г. Круглова, изложенного в записке от 19 марта, в мае 1954 г. Данная статья имела 10 частей — различных составов преступлений — от шпионажа, диверсии, вредительства, терроризма до антисоветской агитации и пропаганды — статья 58—10. О результатах работы Центральной комиссии Р. В то же время были отменены приговоры или прекращены уголовные дела в отношении 8 973 человек, что означало их частичную реабилитацию, были освобождены из мест лишения свободы 21 797 человек, отменена ссылка 1 371 осужденному. Помимо этого были сокращены сроки наказания 76 344 осужденным и в отношении 2 891 из них были переквалифицированы обвинения на менее тяжкие составы преступлений [39].
Помимо этого были образованы Выездные комиссии Президиума Верховного Совета СССР всего их было образовано 97 , наделенные правом объявления амнистии в отношении осужденных рядовых граждан и коммунистов, но не номенклатурных партийных работников. На основании выявленных Центральной комиссией многочисленных фактов нарушения норм и принципов ведения следствия, в КГБ при СМ СССР, КГБ союзных и автономных республик Союза ССР, управлениях КГБ по краям и областям были созданы аналогичные комиссии для пересмотра следственных и уголовных дел с участием прокурорских работников, наделенные правом пересмотра решений внесудебных «двоек» и «троек», образовывавшихся при районных и краевых управлениях НКВД [40]. В результате работы этих комиссий вскрывались многочисленные факты нарушения законности в ходе следствия и необоснованного привлечения к уголовной ответственности граждан, что влекло пересмотр их дел, снятие обвинений либо смягчение формулировок обвинения с досрочным освобождением осужденных. Но были примеры и иного рода, о чем свидетельствуют судьбы генералов П. Судоплатова, Н. Эйтингона и полковника Я. Серебрянского [41]. В связи с выявленными в процессе пересмотра уголовных дел многочисленными фактами нарушений социалистической законности, в конце 1955 г. Поспеловым и А. Подчеркнем и следующие важные обстоятельства.
По обстоятельствам, вскрывавшимся в процессе пересмотра уголовных дел в 1954-1957 годы, а также по результатам следствия в отношении высокопоставленных работников органов госбезопасности, началось выявление и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях социалистической законности. Весной 1954 г. Это было началом по пересмотру многих законодательных актов, определявших карательную политику Советского Союза. Еще 1 сентября 1953 г. Президиум ЦК КПСС принял постановление «Об освобождении из ссылки на поселение ранее осужденных за антисоветскую деятельность» лиц, осужденных на срок до 5 лет. Естественно, что новая волна ходатайств о пересмотре уголовных дел нахлынула после появления информации в марте 1956 г. Хрущева с разоблачениями культа личности И. Сталина, о чем мы расскажем далее. А это, в свою очередь, породило новые проверки и «чистки» в рядах сотрудников КГБ, новые разоблачения беззаконий и наказания. Последующие шаги и меры по ликвидации и искоренению последствий нарушений законности периода культа личности были выработаны после ХХ съезда КПСС 14—24 февраля 1956 г.
Неожиданный для делегатов съезда доклад 25 февраля Н. Хрущева о культе личности И. Сталина расколол советское общество, а затем — и международное коммунистическое движение. Неоднозначность восприятия и оценки итогов ХХ съезда КПСС показывает также полемика, проявившаяся в материалах, посвященных полувековому юбилею этого события [43]. В силу целого ряда обстоятельств, неизвестных сегодняшнему поколению наших молодых сограждан, ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза, начавший свою работу в Большом кремлевском дворце 14 февраля 1956 г. А между тем, на этом съезде были обнародованы новые принципы внешней политики СССР. Принцип мирного сосуществования государств с различным социально-политическим устройством был конкретизирован констатацией возможности отказа от войн, их предотвращения. В то же время была отмечена неизбежность острой идеологической борьбы между двумя социальными системами — миром социализма, и миром капитализма. Напомним, что Соединенный Штаты Америки в тот период во внешнеполитической сфере открыто руководствовались доктриной «Отбрасывания коммунизма». Следует особо подчеркнуть, что одобренные съездом основы внешней политики СССР не остались лишь политическими декларациями, а последовательно реализовывались в дипломатических и политических акциях советского правительства.
Например, что уже через месяц после окончания работы съезда, 27 марта 1956 г. Они, в частности, предусматривали сокращение под международным контролем армий СССР, США и КНР до 1 — 1,5 миллионов человек, Англии и Франции — до 650 тысяч военнослужащих, армий остальных стран — до 150 тысяч, а также прекращение испытаний ядерного оружия, уменьшение военных бюджетов. Но эта и иные мирные инициативы СССР, включая масштабное сокращение Вооруженных Сил в 1955-1960 годах, не были адекватно оценены ведущими зарубежными государствами. Что со всей очевидностью доказывает риторика сорокового президента США Р. Рейгана [44]. Ничуть не умаляя международного значения внешнеполитических инициатив Советского Союза, впервые обнародованных на ХХ съезде КПСС, следует отметить, что наибольший интерес, а также оживленные, порой жесткие дискуссии и полярные оценки, как в нашей стране, так и за рубежом, все же вызывали и вызывают поныне вопросы внутренней политики. Как вспоминал об этом бывший в ту пору заместителем директора Центрального разведывательного управления США Рей Клайн, «Выступление Хрущева стало событием исторического значения, ибо документировано обличив сталинизм как невиданных размеров политическое зло, он был вынужден перейти к более мягким формам тоталитарного управления страной» [45]. Отметим, что в Отчетном докладе ЦК КПСС съезду критика культа личности Сталина и порождавших его ошибок в государственном строительстве и управлении, прозвучала лишь в третьей части доклада, да и то достаточно обтекаемо. В частности, Н. Хрущев подчеркивал: — Опыт показывает, что малейшее ослабление социалистической законности враги Советского государства пытаются использовать для своей подлой, подрывной работы.
Так действовала разоблаченная партией банда Берия, которая пыталась вывести органы государственной безопасности из-под контроля партии и Советской власти, поставить их над Партией и Правительством, создать в этих органах обстановку беззакония и произвола. Во враждебных целях эта шайка фабриковала лживые обвинительные материалы на честных руководящих работниках и рядовых советских граждан. Центральный Комитет проверил так называемое «Ленинградское дело» и установил, что оно было сфабриковано Берия и его подручными для того, чтобы ослабить ленинградскую партийную организацию, опорочить ее кадры. Установив несостоятельность «ленинградского дела», Центральный Комитет партии проверил и ряд других сомнительных дел». Сразу оговоримся, что здесь, как и в некоторых местах доклада о культе личности Сталина, Хрущев допускает неточности, поскольку не Берия являлся инициатором «ленинградского дела», а секретарь ЦК КПСС Г. По предложению Центрального Комитета невинно осужденные люди были реабилитированы. Из всего этого ЦК сделал серьезные выводы. Установлен надлежащий контроль Партии и Правительства за работой органов госбезопасности. Проведена значительная работа по укреплению проверенными кадрами органов госбезопасности, суда и прокуратуры. Полностью восстановлен в своих правах и усилен прокурорский надзор.
Необходимо, чтобы наши партийные, государственные, профсоюзные организации бдительно стояли на страже советских законов, разоблачали и выводили на чистую воду всякого, кто посягнет на социалистический правопорядок и права советских граждан, сурово пресекать малейшее проявление беззакония и произвола. Следует сказать, что в связи с пересмотром и отменой ряда дел у некоторых товарищей стало проявляться известное недоверие к работникам органов государственной безопасности. Это, конечно, неправильно и очень вредно. Мы знаем, что кадры наших чекистов в подавляющем своем большинстве состоят из честных, преданных нашему общему делу работников, и доверяем этим кадрам. Нельзя забывать, что враги всегда пытались и будут пытаться впредь мешать великому делу построения коммунизма. Капиталистическое окружение засылало к нам немало шпионов и диверсантов. Наивным было бы полагать, что теперь враги оставят свои попытки всячески вредить нам. Всем известно, что подрывная деятельность против нашей страны открыто поддерживается и афишируется реакционными кругами ряда капиталистических государств. Достаточно сказать, что США выделяют, начиная с 1951 года, 100 миллионов долларов ежегодно для подрывной деятельности против социалистических стран. Поэтому мы должны всемерно поднимать в советском народе революционную бдительность, укреплять органы государственной безопасности».
В числе важнейших задач в Отчетном докладе ЦК КПСС требовалось: «Бдительно следить за происками тех кругов, которые не заинтересованы в смягчении международной напряженности, своевременно разоблачать подрывные действия противников мира и безопасности народов. Принимать необходимые меры для дальнейшего укрепления оборонной мощи нашего государства, держать нашу оборону на уровне современной военной техники и науки, обеспечивающем безопасность нашего социалистического государства» [46]. Но все же, главным событием ХХ съезда, придавшим ему не только поистине всемирно-историческое значение, но и некоторую таинственно-детективную составляющую, явился закрытый доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина, уже после окончания работы съезда, предварительно не обозначенный в его повестке дня. Поскольку нам в дальнейшем придется еще не раз обращаться к содержанию этого исторического документа, представляется целесообразным коротко познакомить читателя с некоторыми положениями этого доклада. Поспелова и А. В отчете о работе последнего за период с октября 1952 по 1 марта 1956 года отмечалось: «…В результате разоблачения ЦК КПСС банды Берия и его сообщников выяснилось, что они, злоупотребляя властью, творили вопиющий произвол, грубо нарушали социалистическую законность — без всяких оснований зачисляли в число врагов народа честных и преданных партийных работников, пытались поставить органы госбезопасности над партией… КПК проводилось расследование и рассмотрение дел на работников НКВД — МГБ, допускавших фальсификацию следственных материалов… установлено, что бывшее руководство Прокуратуры СССР т. Сафонов и Главной военной прокуратуры Т. Васильев не выполняло своей первой партийной и государственной обязанности — высшего надзора за соблюдением социалистической законности судебно-следственными органами. Давая санкции на арест советских граждан по политическим обвинениям, они слепо верили материалам следствия НКВД-МГБ и в дальнейшем не осуществляли контроля и надзора за следствием по этим делам, штамповали обвинительные заключения, составленные фальсификаторами… Военная Коллегия Верховного Суда СССР… глубоко не разбиралась, на каких конкретных материалах и доказательствах основаны эти обвинения, не изучала обстоятельства того или иного дела, в результате чего выносились неправедные приговоры… В ряде случаев приговоры Военной Коллегией выносились заочно, заявления подсудимых о невиновности не принимались во внимание, дела рассматривались в течение 10 — 15 минут, свидетели не опрашивались…» [47].
Необходимо сразу подчеркнуть, что сам текст доклада Хрущева, без опубликования его в печати, после съезда в качестве закрытого документа Центрального комитета ЦК КПСС был разослан во все партийные организации и зачитывался на партийных и комсомольских собраниях. Было ознакомлено с ним и руководство зарубежных коммунистических партий. Не смотря на то, что текст доклада имел конфиденциальный характер, уже в июне 1956 г. К широкой публикации текста доклада Хрущева о культе личности на Запада приложили руку непосредственно государственный секретарь и директор Центрального разведывательного управления США братья Джон Форстер и Аллен Даллесы: 4 июня 1956 г. Позднее в своей книге «Искусство разведки» в 1963 г. Даллес писал: «Я всегда рассматривал это дело как одну из самых крупных разведывательных операций за время моей службы в разведке. Поскольку доклад был полностью опубликован госдепартаментом, добывание его текста было также одним из тех немногих подвигов, о которых можно было сказать открыто, лишь бы источники и методы приобретения документа продолжали оставаться тайной» [49]. Несмотря на то, что в Советском Союзе идентичность опубликованного текста подтверждена не была, он был помещен во многих зарубежных сборниках выступлений и интервью Н. Хрущева с пометкой «в соответствии с текстом, переданным для ознакомления делегациям зарубежных коммунистических партий» [50]. Горькая и тяжелая правда доклада Хрущева была столь впечатляюща, что уже в 1988 и 1989 гг.
Во избежание возможных сомнений и спекуляций по этому поводу, сразу отметим, что отрывки воспоминаний Хрущева идентичны их российскому изданию. Официально в нашей стране текст доклада Н. Сталина и его последствиях» был впервые опубликован лишь в марте 1989 г. Естественно, что многие положения доклада или их интерпретации, активно использовались в антисоветской и антикоммунистической пропаганде как за рубежом, так и в самом СССР, других социалистических странах, что привело к серьезным политическим кризисам осени 1956 г. Также сразу оговорюсь, что мне, естественно, известна получавшая некоторую популярность в нашей стране книга американского профессора Гровера Ферра Furr Grover «Антисталинская подлость», в 2006 году, в год пятидесятилетия ХХ съезда КПСС, изданная в Англии. В англоязычном варианте ее заглавие даже более категорично: «Хрущев лгал! Однако не следует легкомысленно воспринимать на веру его слова о том, что «из всех утверждений «закрытого доклада» партии, разоблачавших Сталина или Берию, не оказалось ни одного правдивого» [51]. Но то, что можно объяснить и простить зарубежному автору, не может не удивлять у некоторых наших соотечественников. Немалая доля возражений и «разоблачений» Ферра касалась голословных обвинений Берии, тогда как реально к этим деяниям были причастны другие лица — Ягода, Ежов, Заковский, Абакумов и т. О нем в диктовавшихся в конце 60-х годов мемуарах Н.
Хрущев говорил «Во всем, что касается личности Сталина, встречается и хорошее, правильное, и дикое, не укладывающееся ни в какие рамки. Надо рассматривать все стороны этой сложной личности» [52] … На наш взгляд, следует также коснуться вопроса о мотивах выступления Хрущева, безусловно, лично причастного к репрессиям, с докладом о их разоблачении. О чем достаточно откровенно писал сам Хрущев: «…несмотря на то, что я довольно давно сомневался в справедливости обвинений в адрес многих «врагов народа», в целом у меня не возникало недоверия к Сталину. Я считал, что имели место перегибы, однако в основном все было сделано правильно». И чуть ниже не менее откровенно признавал: «К рубежу 50-х у меня сложилось мнение, что когда умрет Сталин, нужно сделать все, чтобы не допустить Берию занять ведущее положение в партии» [53]. Непосредственно данные о личной причастности Н. Берии и его окружения письма репрессированных и их родственников, материалы их проверок органами прокуратуры в 1953—1954 годах, вскрывали многочисленные факты злоупотреблений следователей, необоснованности и недоказанности выдвигавшихся обвинений. Хрущев, — приподнять занавес и узнать, как же все-таки велось следствие, какие имели место аресты, сколько людей всего арестовали, какие существовали исходные материалы для ареста и что показало потом следствие по этим делам. Необходимо особо подчеркнуть, что из общего числа 1 115 427 осужденных за контрреволюционные преступления в период 1939 — первую половину 1953 годов, на годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годы приходятся 476 617 осужденных. Из общего числа осужденных по материалам органов госбезопасности 799 455 человек были приговорены к высшей мере наказания, остальные — к лишению свободы, ссылке, высылке или иным мерам наказания выдворению за границу, принудительному лечению, к исправительно-трудовым работам, осуждены условно [56].
Особо подчеркнем, что какими бы горькими не были эти цифры, уже в 1988 г. Яковлевым, но не были тогда объявлены официально, вызывая массу всевозможных домыслов и политических спекуляций, самым негативным образом сказывавшихся на морально-политической обстановке в обществе. Говорить об этих драматических страницах нашей истории и знать правду необходимо потому, что, как говорил наш известный соотечественник Н. Карамзин — История, единственная наука, превращающая человека в гражданина! Напомним, что история не выставляет оценок за невыученные ее уроки, она лишь наказывает за их незнание! Представленный в Президиум ЦК в январе 1956 г. Аристова потряс узкий круг его читателей — даже самые осведомленные, самые «многолетние» члены высшего партийного руководства, вряд ли до этого имели представление о подлинной картине репрессий, но они, естественно, не горели желанием обнародовать эти факты, резонно полагая, что неизбежно встанут вопросы об их личной осведомленности, участии и т. Убеждая своих коллег по партийному руководству, Хрущев говорил: — Когда от бывших заключенных партия узнает правду, нам скажут: позвольте, как же это: состоялся ХХ съезд и там нам ни о чем не рассказали. Сказать, что мы ничего не знали, будет ложь: ведь мы теперь знаем обо всем правду, и о репрессиях, ничем не обоснованных, и о произволе Сталина. Возражая, бывший нарком обороны К.
Ворошилов предупреждал о неминуемых последствия выступления о репрессиях: — Слухи о том, что происходило при Сталине, станут достоянием гласности и тогда от нас потребуют ответа. Как мы сможем объяснить, что мы делали при Сталине?! Все же большинство членов Президиума ЦК проголосовало за то решение, что бы с соответствующим докладом выступил персонально Н.
Обычно репрессировали крестьян, которые не хотели отдавать свое имущество коллективному хозяйству. Вскоре Ежова отстранили от должности из-за того, что он планировал переворот в государстве. Вместо него назначили Лаврентия Павловича Берия. Это сделали для того, чтобы усовершенствовать разведывательную деятельность и оперативную работу органов. Абакумов Народный комиссариат государственной безопасности отвечал за шпионские операции за пределами Советского Союза и соответственно ликвидировал иностранных агентов, которые пытались завладеть секретной информацией внутри государства. Также велась борьба с террористами и подрывниками.
В обязанности НКГБ входило защищать от покушений советских политических деятелей и правительство. Народный комиссариат внутренних дел отвечал за государственную безопасность. Министерством госбезопасности руководил Виктор Семенович Абакумов. Комитет государственной безопасности Данный комитет был создан в результате разделения на спецслужбы Министерства госбезопасности. Также в обязанности входило рассекречивание агентов, которые пытались получить информацию закрытого доступа. Комитет вел борьбу с бандитами, правонарушителями и противниками Советского правительства. За диссидентами следили, а потом проводили с ними профилактические беседы и заставляли выезжать из страны. Значок КГБ Многих выселяли за пределы столицы за продвижение не коммунистической идеологии, измене родины. Были случаи, когда гражданам запрещали покидать страну.
Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине. Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.
В общей сложности, они совершили порядка четырех десятков преступлений, не боясь быть наказанными. Ведь за их спинами стоял Барышев. А за ним — его начальник… Чекисты двинулись вверх по цепочке и добрались, конечно, до самого Щелокова. Ведь именно он привил МВД принцип «своих не сдаем». Итог В результате проверок, которые устроило КГБ, было уволено несколько сотен милиционеров. А Барышев, Рассохин, Лобанов и Попов были приговорены к расстрелу. Юрий Андропов. Всего более восьмидесяти сотрудников МВД получили внушительные сроки тюремного заключения. Под масштабную «чистку» попали сотни, а то и тысячи человек, работавших в структуре министерства. Когда к власти в стране пришел Андропов, он снял Щелокова с занимаемой должности. А против него было начато следствие. Жена бывшего начальника МВД, не выдержав такого поворота событий, покончила с собой. И хоть сам Андропов умер в феврале 1984 года, следственный процесс, шел до конца. В ноябре того же года Щелоков был лишен звания генерала армии, чуть позже его исключили из партии. Затем отобрали звание Героя Социалистического труда и все награды. Оставив лишь фронтовые. Это стало последней каплей.
Приложение 9. Основные даты истории КГБ СССР
Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня. КГБ даже думал уничтожить нефтеперерабатывающие предприятия в Канаде, которые поставляли топливо в Америку. Об истории отечественных органов госбезопасности — в фотогалерее «Ъ».
Аналитика от Юрия Андропова. Создание информационных подразделений в КГБ
Ведь надо признать, что во многих республиканских управлениях КГБ находились националистические группы, которые откровенно вредили. Конфликт в Карабахе стал одной из первых «войн перестройки» — Выше вы сказали о том, что националисты Литвы получали информацию прямо из ЦК Компартии республики, теперь рассказываете про республиканские управления КГБ. Выходит, не только в высшей партийной среде, но и в госбезопасности многие только на словах были верны делу Ленина и заветам коммунизма, а на деле думали совершенно иначе? Отчего же так произошло? Где-то руководство органов власти и госбезопасности заразилось национализмом, где-то, как в Таджикистане, сработал фактор религии и восточного кумовства, а где-то ответственные лица проворовались уже выше крыши и боялись, что если об этом узнают в Москве, то их посадят. Потому оставалось одно — уходить из состава Союза. Тогда сотрудники госбезопасности СССР нашли в вагоне московского метро два снаряда. Было установлено, что их изготовили в Грузии. Вместе с группой товарищей я выехал в Грузию, чтобы отыскать террористов. Во время работы в республике я обратил внимание на очень сильную заражённость оперативного состава Комитета безопасности Грузии национальными идеями. Мы в итоге установили личности тех негодяев, которые хотели взорвать снаряды в метро Москвы.
Они скрывались в горах, поскольку узнали о розыске — не исключаю, что благодаря своим единомышленникам из местного управления КГБ. Я тогда нашёл одного грузинского паренька и убедил его сходить к этим подрывникам, чтобы они сдались добровольно. Тот сходил, говорит, нет, они не придут — боятся. Возвращаюсь в Грузию и узнаю: один из этих парней пришёл и сдался, сейчас он находится в Следственном изоляторе КГБ Грузии. А дальше начинается вот что.
В 1961-м Шелепин ушел с головой в партийную работу, а заменил его Владимир Семичастный, который по совместительству был его единомышленником, поэтому он продолжил существующую политику ведомства. Дальше его сменил Юрий Андропов. Первый начался в 1954 году и завершился с приходом на пост Юрия Андропова. КГБ пережил значительные сокращения, но работал всё равно достаточно эффективно. Комитет пользовался высоким авторитетом, однако при этом его работа была относительно незаметной и непубличной, — рассказал в интервью RT историк спецслужб Александр Колпакиди. У Андропова был совершенно иной взгляд на работу ведомства.
Всего через семь месяцев последний стал министром внутренних дел. В декабре 1982 года Виктор Чебриков, первый зам. Федорчука, занял освободившееся место. В октябре 1988 г. Крючков занимал пост председателя КГБ до 18 августа 1991 года, когда он и семеро других ключевых членов советского правительства предприняли неудавшуюся попытку государственного переворота против Михаила Горбачева, лидера КПСС с 1985 г. Организация и деятельность КГБ В 1954 году началась история КГБ-ФСБ, политической полиции Советского Союза, которая стала официально называться Комитетом государственной безопасности, а также обрела свою основную организационную структуру. Тогда произошло значительное понижение ее статуса с министерства до комитета. Однако, несмотря на это, КГБ сохранил большую автономию, чем большинство других советских правительственных ведомств, и был независимым от Совета министров, органа, делегировавшего власть в СССР. История органов ФСБ затуманена тем, что Устав Комитета никогда не был опубликован, в отличие от большинства других советских законов. Многие аспекты организации, однако, были обнародованы в учебниках и отдельных случаях раскрытия государственной тайны. Комитеты государственной безопасности по всей России подчинялось непосредственно центральному органу в Москве. У него было 1—2 первых и 4—6 просто заместителей. Они, наряду с руководителями некоторых управлений, формировали коллегию - орган, принимавший важные решения в отношении действий организации. Основные задачи КГБ охватывали 4 области: защиту государства от иностранных шпионов и агентов, выявление и расследование политических и экономических преступлений, охрану государственных границ и государственной тайны. Для выполнения этих задач в шести главных управлениях служило от 390 до 700 тыс. Организационная структура 1-е главное управление отвечало за все зарубежные операции и сбор разведданных. Оно состояло из нескольких подразделений, делившихся как по выполняемым операциям разведподготовка, сбор и анализ , так и по географическим регионам мира. Специфика работы требовала отбора наиболее квалифицированных кадров из всех управлений; новобранцы имели хорошую успеваемость, знали один или нескольких языков, а также твердо верили в коммунистическую идеологию. Это управление предотвращало контакты иностранных дипломатов с жителями страны; расследовало политические, экономические преступления и содержало сеть информаторов; следило за туристами и иностранными студентами. Оно состояло из 12 отделов, курировавших различные военные и военизированные формирования. Созданное в 1969 г. В частности проводило мониторинг иностранной связи, создавало шифры, используемые подразделениями КГБ, передавало сообщения агентам за границу, разрабатывало безопасное оборудование связи. ГУ пограничных войск занималось охраной границ на суше и на море. Оно делилось на 9 пограничных районов, которые охватывали 67 тыс. Основными обязанностями войск были отражение потенциального нападения; пресечение незаконного перемещения через границу людей, оружия, взрывчатых веществ, контрабанды и подрывной литературы; мониторинг советских и иностранных судов. В дополнение к этим шести ГУ было, по крайней мере, еще несколько управлений, меньших по размеру и объему: 7-е занималось слежкой и предоставляло персонал и техническое оборудование для контроля за деятельностью иностранцев и подозрительных советских граждан. Как обширная и сложная организация, КГБ, в дополнение к этим управлениям, имел обширный аппарат, обеспечивавший ежедневное функционирование организации. Это отдел кадров, секретариат, персонал службы технической поддержки, финансовый отдел, архив, отдел администрирования, а также партийная организация. Они предложили ему либо уйти в отставку, либо отказаться от президентских полномочий в пользу вице-президента Геннадия Янаева. После отказа Горбачева охранники окружили его дом, не позволяя ему выйти или связаться с внешним миром.
Какие-то сведения есть в мемуарах бежавших на запад сотрудников КГБ, еще немного информации удалось получить благодаря разговорившимся на старости лет сотрудникам спецслужб в начале 90-х, оказавшихся на территории бывших советских республик. Многие из этих людей почувствовали себя брошенными на произвол судьбы и не чувствуя себя более обязанными хранить тайны советских времен, делились ими с журналистами. До начала 90-х на западе даже не предполагали, что в комитете госбезопасности действует целый отдел, в задачи которого входят убийства и прочие акции устрашения и возмездия. О том что советские спецслужбы занимаются физическим устранением неугодных известно конечно же было, но никто не мог и предположить, что этим занимается специализированная структура, в которую входили учебные заведения, огромный штат научно-технической, медицинской и прочей обслуги. Подготовка агентов КГБ Подготовкой убийц и диверсантов занимался новообразованный отдел «В», позже трансформированный в восьмой отдел управления «С». Отдел «В» имел более широкую специализацию чем его предшественник, который за глаза называли отделом «мокрушников». В его функции стали входить подготовка и проведение диверсий в различных коммунальных службах, на транспорте и на объектах связи внутри страны и за рубежом, вербовка особо ценных агентов и еще множество ранее несвойственных функций. Готовить сотрудников стали более целенаправленно. На их подготовку был полностью переориентирован учебный центр в Балашихе, а срок учебы специалиста вырос с полугода до 3 лет. Правда или нет, сказать сложно, но ветераны вспоминали такой специфический момент — всем выпускникам, которые должны были в дальнейшем работать ликвидаторами предстояли экзамены. Дескать нужно было успешно осуществить одну ликвидацию, после чего выпускник считался полноценным сотрудником. Операции проводились как внутри СССР, так и на западе. Отсев был достаточно велик. С задачей, как правило, полностью справлялись не более 50 процентов выпускников.