Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т.п. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т.е. родство.

Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на. Агнатическое родство соответствовало характеру древнеримской семьи, и такое родство возникало по мужской линии от одного родоначальника и агнаты между собой были соединены гражданским родством. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности. Прежде чем приступить к изучению агнатического родства в семейном праве Древнего Рима, следует дать определение понятиям, служащим основой и для римской семьи, и для агнатического и когнатического видов родства.

Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

Он имел право по своему желанию прекратить это подчинение. По закону агнатическое родство устанавливалось через представителей мужского пола. Поэтому вступавшая в брак девушка входила семейный союз своего мужа и уже не считалась входящей в семью своего отца. При этом выделялись близкие и дальние агнатические родственники. К первым относились люди, находящиеся под властью домохозяина, ко вторым — кто был когда-то у него в подчинении. Первым видом семьи считается консорциум. Он возник в результате постепенного выделения из рода тесных родственных союзов. В каждом из них был старший, все дела обсуждались домохозяевами на совместном совещании. В консорциуме еще было достаточно много пар мужей и жен со своими детьми, мужчины были примерно равноправны. Дальше со временем оформляется патриархальная семья, где был один домохозяин. Эти виды семей были основаны на агнатическом родстве.

Когнатические родственники Постепенно шел процесс ограничения власти домохозяина над его женой, детьми и их потомством. Одновременно другие члены семьи получали все больше прав, которые законодательно защищались. Таким путем разрушалась агнатическая основа, и ее место заступало получавшее все больше признания со временем когнатическое родство. Оно определялось по наличию общих предков и было основано на кровных связях. Выделялось родство по прямой восходящей и нисходящей и по боковым линиям. Обращалось внимание на брачные и внебрачные связи, происхождение детей от общего отца и матери или только от одного общего отца или только матери. Также определялось понятие свойства. Им обозначалось родство мужа или жены с когнатическими членами семьи соответственно своей жены или своего мужа. В результате главное место заняли кровные узы. В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе.

Власть домохозяина была умеренной и определялась законом, который устанавливал и защищал права других членов семьи. Браки в Древнем Риме В римском праве нашли отражение разные формы брачных союзов, проработаны законные основания их заключения, способы их оформления и расторжения. Формы брака Самой ранней формой в древнем Риме считается такой союз, когда над женщиной устанавливалась власть мужа или его домохозяина. Это основа агнатического родства. Однако постепенно стала получать применение другая форма брака, при которой женщина имела право вступить в супружество без выполнения определенных формальных процедур. При этом она не подпадала в зависимость от домохозяина. В случае ее отсутствия в доме супруга подряд в течение трех ночей за годовой период, она и на следующий год оставалась примерно равноправной с ним. Она могла делать так постоянно, чтобы не подпадать под его власть и не становиться агнаткой. При этой форме брака женщина была в целом в равных правах с мужем, она вела хозяйство по дому и воспитывала детей.

Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей patria potestas pater familiae — специфический институт римского семейного права. Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Все члены семьи считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти даже если сам состоял в браке. Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка.

После смерти домовладыки внуки переходили каждый под власть своего отца, жены сыновей оказывались под властью своих мужей, над вдовой домовладыки, устанавливалась опека сыновей. В древнейшее время существовало первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Это родство определялось подчинением власти одного и того же домовладыки. Например, дочь состояла в агнатском родстве с отцом. Выйдя замуж, она переставала быть агнатской родственницей своего отца. По мере ослабления патриархальных устоев все большее значение приобретало родство по крови — когнатское родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai. Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: родственники по прямой или боковой линии дед, отец, сын; братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; патриархальная семья familia сменила консорциум; когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию. С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян.

Данный союз объединял людей, которые уже не были в состоянии назвать отца семейства, который когда - либо осуществлял свою власть над их общими предками, но они, тем не менее продолжали являться носителями одного и того же имени, осуществлять один и тот же родовой культ, а также при отсутствии агнатических родственников у отца семейства призываться к наследованию и опеке. Проявление власти отца семейства в когнатическом родстве Одной из важных особенностей когнатической родственной связи является изменение власти отца семейства над его женой и детьми в зависимости от типа брака, в котором состояли муж и жена. Если их союз был узаконен, то его власть распространялась и на жену, и на потомков. Если же вместо законного брака они состояли в конкубинате, то власть домовладыки мужа не распространялась на его жену и детей, так как они юридически не являлись членами того семейства, в которое он входил.

zavtrasessiya.com

Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства. Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатская связь между домовладыкой и его подвластными, а агнатская. Родство определяется по линиям — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и неполнородными: consanguinei и uterini единоутробными.

Римляне различали и свойства. Агнатское родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агнатской семьи входили: его жена, его дети, жены сыновей, состоящие в браке с властью мужа и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны отцу семейства, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.

В этой семье только отец семейства является вполне правоспособным лицом, как отец семейства. Никто из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет. Когнатское родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи.

В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; 3 Термин familia семья обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество.

Возглавлял семью домовладыка paterfamilias , все остальные лица были ему подвластны. Только домовладыка являлся полноправным субъектом имущественных отношений: его власть в семье была безграничной и распространялась не только на имущество, включая рабов, но и на всех членов семьи.

Со временем эта неограниченная власть дифференцируется, появляется власть над женой manus mariti , власть над рабами dominica potestas , власть над детьми patria potestas , а также власть над вещами dominium. Отличия между этими видами власти заключаются в объеме правомочий лица, которому принадлежит та или иная власть. Постепенно власть над лицами претерпевает ограничения.

Так, право домовладыки убивать жену и детей, а также рабов со временем исчезает. На смену патриархальной семье приходит семья, представляющая собой круг лиц, обладающих взаимными правами и обязанностями. Тенденцией развития права является постепенное расширение объема правоспособности подвластных лиц, а также женщин.

В римском праве различались два вида родства — агнатское agnatio и когнатское cognatio. По цивильному праву юридическое значение имело только агнатское родство.

Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего Paterfamilias. Род gens. Но если agnati — это лица, связанные общей влас тью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens.

Gens — по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacr gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию опеке. Quintus Mucius Scaevola, по свидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла аг-натическое родство, и, давно прекратившись, но не забытая, служила по концепции римлян фундаментом gens. Вытеснение агнатического родства когнатическим.

Именно во времена Римской Империи зародились и были сформированы основные принципы, которые легли в основу законодательства многих стран. Домовладыка Рассмотрим подробно власть отца семейства - домовладыки. Им могло быть либо лицо, не имеющее живого прямого предка по мужской восходящей линии, либо эманципированное лицо, иными словами, вышедшее из-под власти своего pater familias. Власть составляли следующие элементы: власть на детьми и их детьми, в том случае, если они уже состояли в браке; власть над рабами, вещами, животными и прочим имуществом семьи. При ситуации, когда pater familias умирал или утрачивал свою правоспособность, то его семья распадалась, а на её месте образовывались новые семьи. Что же это значит? Самой древней и наиболее влиятельной считалась агнатическая форма родства.

Семья, браки и родство в Древнем Риме

АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование — 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).
Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое.
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. ~ 10 простых правил Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной 13.
Римская семья. Виды родства. Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения.

Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

Римская семья. Агнатское т когнатское родство научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов.
Агнатское и когнатское родство контрольная работа научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов.
Конспекты юриста Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима.

Виды родства в римском праве доклад

Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. Агнатическое родство основано на единстве семьи: домовладыка возглавляет семью и все, кто в нее входит, юридически являются родственниками. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа.

Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи. Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи. Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом.

Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью. Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось.

Только признанный отцом ребенок становился членом семьи. Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.

Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домо-владыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.

Вытеснение агнатического родства когнатическим. Последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства, и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубс ких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода ег» политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательствен-hofo права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium, хотя внешне, в стороне от его влия-; ния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмерли, гражданское право новой Европы не реципировало их. Однако другие остаются и доныне основой соответствующих институтов семейного права капиталистических стран. А совокупность институтов римского семейного права в их историческом развитии является наиболее ярким образцом семейного права рабовладельческого обще-ства от начальных ступеней его развития до последней его стадии, уже овеянной атмосферой близкого разложения.

Если мать состоит в браке sine manu, то она не связана с детьми, это было закреплено ещё в древнейшем праве. Мать являлась агнаткой своей старой семьи, члены которой представляют ей опеку и наследство. Она не могла быть членом семьи отца своих детей. Нужна помощь в написании реферата? Мы - биржа профессиональных авторов преподавателей и доцентов вузов. Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Подробнее Отношения отца с детьми были построены по другому принципу и во многом отличались от взаимоотношений детей с матерью. Дети находились под властью отца независимо, в каком браке он состоял. Из Институции Гая известно, что: «под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины». Этому способствовало распад крестьянской семьи, а также развитие ремёсел. В результате этого сыновья стали: вести самостоятельное хозяйство; приобрели положение в государственном аппарате и в постоянной армии. В конце республиканского периода и самом расцвете империи было введены ограничения прав paterfamilias на личность детей. Существовало три способа, при которых дети попадали под отцовскую власть: через рождение в законном браке; через усыновление; через узаконение. Согласно римским правилам, если ребёнок рождался замужней женой, то он становился ребёнком её мужа. Также отцом ребенка, рожденного в браке, считался муж. Отцовская власть устанавливалась путём узаконения детей только от незамужней женщины низшего сословия, находившейся в сожительстве с холостым мужчиной конкубина. Римское право дает следующее определение термина «узаконение». Узаконение — это признание законным детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Выделяются несколько способов узаконения: представление внебрачного сына на собрание и наделение его имущественным цензом; последующий правильный брак родителей; издание специального императорского указа. Если узаконение давало законное положение детям, родившимся вне брака, то усыновление устанавливало власть отца над посторонним лицом. Усыновление различалось двух видов: arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris лицо своего права и adoptio, если усыновлялась persona alieni iuris лицо чужой власи. Затем, в более поздние времена, система усыновление изменяется, теперь, после окончательного прекращения созыва народного собрания, данная процедура проводилась путём получения императорского рескрипта. При усыновлении persona alieni iuris процедура производилась более сложным путём. Первоначально, был обряд манципации, который позже был заменен Юстинианом на простое заявление перед судом. Завершался данный вид усыновления путём занесения в судебный протокол соглашения прежнего отца усыновляемого с усыновителем в присутствии самого усыновляемого. Отец обладал властью, которая предоставляла ему следующие права в отношении детей: право на распоряжение жизнью ребёнка до того, как он достигнет совершеннолетия; право продать сына или дочь в рабство; право, в отношении удерживающих его детей, на виндикационный иск. В течение времени власть отца смягчалась и в конечном итоге свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям. Подвластному сыну выделялось имущество, равное имуществу рабы, для самостоятельного управления. Власть отца над детьми прекращалась только в случае его смерти, было ещё высвобождение из под власти. Оно осуществлялось либо добровольно, что в свою очередь приравнивалось к высвобождению раба на свободу; либо принудительно, это происходило за нарушение обязанности родителя в отношении детей; либо по силе частного права, после этого отец имел право на пользование половиной имущества сына. Лицо sui iuris может нуждаться в помощи из-за ухудшения состояния здоровья или в связи с возрастом, а может нуждаться в охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Для удовлетворения этих потребностей в римском праве служили опека tutela , которая осуществлялась над несовершеннолетними, над расточителями; и попечительство cura , которое осуществлялось над безумными и минорами. Различия между опекой и попечительством заключалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун с помощью формального акта придает юридическую силу сделкам, которые подопечный неспособен совершить самостоятельно. Попечитель же в свою очередь выражает своё согласие неформально. В заключении хочется привести пример, что женщина, которая была зависима от опекуна, не может составить завещание без его согласия, которое даже в случае самостоятельного составления будет недействительным. Заключение Таким образом, римское семейное право представляло собой собрание правовых установлений, регулирующих отношения лиц в римской семье: между мужем и женой; между домовладыкой и лицами чужого права; между опекуном, попечителем и их подопечным. Подобные выводы возникают из задач, которые были поставлены перед изучением данной темы. Получилось исследовать вопросы, которые касались семьи и брака в древнем Риме, с помощью которых удалось ответить на поставленные задачи. Описание правового положения всех членов семьи позволило разобраться и выстроить чёткую иерархию в римской семье. Выявление характерных черт той или иной семьи способствовало расширению знаний по формам брака cum manu и sine manu. Сравнение семейного права в разные периоды римского общества позволило более чётко разобраться и выявить период, в котором более подробно и грамотно были построены семейные отношения в римском праве.

Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи. Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи. Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью. Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи. Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домо-владыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.

Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

Общая характеристика римского семейного права - Римское частное право (2013) В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на.
Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты - Римское право | ЮРКОМ 74 Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).
zavtrasessiya.com Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
§ 43. агнатическое и когнатическое родство • Римское частное право, И.Б. Новицкий, 2002 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris.

24. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство

Покупка женихом невесты coemptio осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов. Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства. Римский брак прекращался по нескольким основаниям: 1.

Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура tempus lugendi , во время которого женщина не могла выйти замуж. Утрата свободы capitus deminutio maxima одним из супругов, т. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым.

Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами. Утрата гражданства capitus deminutio media одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения incestum superveniens.

Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной. Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью.

В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше.

Развод как таковой divortium получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа repudium , так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов. Формы развода: объявление о разводе перед свидетелями в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек ; письменное соглашение; Существовали следующие виды разводов: 1. Такой развод карался строгими санкциями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым; 2.

БРАК Брак — союз мужчины и женщины.

Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке или до него , а также имущественные отношения супругов и их наследственные права. При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр. Правильный брак — союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.

Неправильный брак — союз мужчины и женщины разного права между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права. Характерными чертами брака признавались: 1 взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием; 2 согласие партнера; 3 наличие половой связи между партнерами в браке; 4 желание партеров заключить брачный союз; 5 совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза. От брака отличался конкубинат — разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.

Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовла-дыки.

Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Родство определяется по линиям — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и неполнородными: consanguinei и uterini единоутробными. Римляне различали и свойства. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.

В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи.

Весь этот процесс был связан с умалением власти отца семейства над теми, кто был ему подвластен.

Соответственно, агнатическая родственная связь теряла своё влияние в обществе - в связи с изменением политических и экономических условий жизни людей в Риме большую роль стала играть кровная принадлежность людей, вступающих в наследование, к тому семейству, в котором они становились наследниками. Таким образом, агнатическое родство полностью исчезло из семейного права Древнего Рима, заменившись на кровное родство. Именно когнатическое родство было заимствовано правовыми системами многих мировых государств, послужив, как и в древнеримском семейном праве, основанием для определения наследников по закону. Этим принципом все современные государства пользуются до сих пор. Так, именно кровные родственники умершего становятся наследователями его имущества при отсутствии завещания, составленного покойным , причем объём наследуемого ими имущества определяется степенью кровного родства с наследодателем.

Заключение Прежде чем приступить к подведению итогов проведенной работы, хотелось бы сказать о том, что рассмотренная в данной работе тема оказалась намного шире, чем казалось в начале исследования. Для того чтобы подойти к определению агнатического родства как такового, мне пришлось дать определения базовым понятиям древнеримского семейного права в целом, что свидетельствует о достаточно тесной взаимосвязи рассматриваемого вопроса с остальными составляющими семейного права Древнего Рима. Итак, приступим к подведению итогов. Конечно, постепенное замещение агнатического родства когнатическим привело сначала к частичной потере власти домовладыкой, затем - к полному её исчезновению, однако данная смена привела к дальнейшему развитию норм семейного права в Древнем Риме, а еще позже - к появлению семейного права в том виде, в котором оно используется в большинстве современных государств. Список использованной литературы.

Новицкий И. Римское частное право. Римское право. Черниловский З. Элементарный курс.

Похожие работы на - Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима.

§ 43. агнатическое и когнатическое родство

Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей. 3. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.

Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

Род gens. Но если agnati — это лица, связанные общей влас тью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens. Gens — по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacr gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию опеке. Quintus Mucius Scaevola, по свидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла аг-натическое родство, и, давно прекратившись, но не забытая, служила по концепции римлян фундаментом gens. Вытеснение агнатического родства когнатическим. Последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства, и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права.

Когнатское кровное. Агнaтское родство agnatio — основано на общности подчинения власти одного домовладыки, то есть родственники — это лица, которые находятся под властью одного pater familias домовладыки , родственники — агнаты. Особенности этого вида родства: - можно приобрести как с момента рождения, так и позднее например, узаконение внебрачного ребенка ведет к возникновению агнатского родства, а до того нет родства ; - родство можно утратить при жизни например, вследствие эмансипации ; - родство можно поменять подвластная дочь переходит под власть мужа или его домовладыки, следовательно все агнатские родственники меняются ; - не имеет линий и степеней. Когнатское кровное родство cognatio — основано на общности происхождения от одного предка. Особенности этого вида родства: - возникает только с момента рождения других вариантов нет ; - нельзя утратить при жизни; - нельзя поменять кровные родственники перешедшей дочери — те же ; - характеризуется линиями и степенями.

Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался: 1 Capitis deminutio maxima одного из супругов, то есть обращением его в рабство, ибо у рабов не было ius conubii. При этом, если взятый в плен и обращенный в рабство супруг возвращался затем в Рим, то в силу postliminium п. Брак же sine manu, как некоторая только фактическая, но не юридическая связь, считался прекращенным, ибо postliminium применялся к res iuris; однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену. Брак sine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из тех лиц, согласие которых требовалось для совершения брака п. Свобода развода была, как уже сказано, одним из основных начал римского брачного права. И, несмотря на множеств и разводов в конце периода республики и в период империи, несмотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о брке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничина, если не считать невыгодных имущественных последствий развода для супруга, по инициативе или по вине которого брак прекращен разводом. Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений. Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов divortium , так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни repudium. Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом. Личные и имущественные отношения супругов. Свободному браку соответствовала свобода правового режима имущества супругов, основанного на его разделении. Брак не создавал общности имущества супругов, напротив, их имущество было обособлено и составляло две отдельные независимые массы. Все имущество жены, как приобретенное до брака, так и во время его, являлось ее собственностью если она — persona sui juris. Принцип целостности имущественных масс супругов сохранялся и после их смерти: они не наследовали друг другу. Только нуждающаяся вдова получала определенную часть имущества умершего супруга, интерпретируемую как алименты. Впоследствии претор предоставил супругам право наследовать друг другу, но при условии абсолютного отсутствия наследников. Дарения супругов друг другу признавались ничтожными, что имело целью гарантировать независимость их имущественных прав. Однако материальное обеспечение жены, детей, расходы на ведение домашнего хозяйства и т. Супруги могли вступать друг с другом в любые юридические отношения имущественного характера: заключать договоры и т. Соответственно могли возникнуть и иски друг к другу. При этом, в силу необычности потенциальных субъектов правоотношений, были обозначены некоторые изъятия из общих правил. Так, супруги несли ответственность друг перед другом за небрежность не по абстрактному мерилу когда не проявлена мера заботливости, присущая самому заботливому хозяину , а по конкретному когда не соблюдена мера заботливости, которая проявляется в собственных делах : Кроме того, между ними исключались иски о бесчестии infamia. При взыскании с имущества супруга в пользу другого супруга придерживались определенного предела, чтобы не доводить должника до бедственного положения. Изложенная схема имущественных отношений между супругами сформировалась не вдруг и, кроме того, она не была неизменной. Взаимодействие позитивного права и социальной практики имело своим следствием столкновение интересов, неопосредованных правом, практика социального развития не всегда вмещалась в рамки права. В этот период утвердилось представление о римской семье как основанной на общности имущества супругов. Из речи Катона Старшего; произнесенной в 169 г. Катон говорил о женщине, удерживавшей большое состояние, которое она дала в долг мужу, а затем, рассердившись, приказала своему рабу ходить по пятам за ее мужем и требовать возвращения долга. Катон сокрушался по поводу того, что поведение женщины подрывало модель римского брака, основанного на общности имущества. С другой стороны, из Дигест явствует, что относительно приобретений жены действовала презумпция в пользу мужа, т. Практика выработала и другую презумпцию: предполагалось, что вещи, находящиеся во владении одного из супругов, составляют собственность мужа. Своеобразными гарантиями имущественных интересов супругов являлись dos —особое приданое со стороны невесты и donatio ante nuptias — предбрачный дар со стороны жениха. Dos представляет собой имущество, выделенное невестой, ее paterfamilias либо третьим лицом с целью облегчения мужу бремени семейных расходов. В эпоху брака cum manu, а также до широкого распространения брака sine manu, оно составляло собственность мужа и не подлежало возврату ни при каких обстоятельствах. По-видимому, было немало случаев, когда недобросовестные мужья получив dos, разводились с женами. Поэтому было выработано правило, в соответствии с которым муж обязывался вернуть приданое в случае его смерти или при расторжении брака. В результате различных модификаций правового режима приданого законом Августа 18 г. Муж становится собственником приданого лишь в том случае, если развод произошел по инициативе или по вине жены, а также в случае ее смерти. Однако после смерти жены приданое возвращается ее отцу, если оно было установлено им. Предбрачный дар жениха или его paterfamilias был эквивалентен приданому и в соответствии со своим названием преподносился в связи с запретом дарственных актов между супругами невесте до вступления в брак. Практически, это были ценности, предназначенные жене в том случае, если развод произойдет по вине мужа. При Юстиниане дарение могло быть совершено и после вступления в брак, но независимо от этого обусловленное дарением имущество становилось собственностью жены лишь тогда, когда развод был вызван инициативой мужа или его виной. В сущности, приданое и дарение выполняли штрафную функцию в интересах одного или другого супруга. Если брак продолжался, то вся масса имущества, обусловленная и приданым, и дарением, находилась во владении мужа. И то, и другое оставалось у мужа, если в разводе была повинна жена. Если же виновен был муж, то и dos, и donatio переходили жене. Личные и имущественные отношения детей и родителей В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью имели ius commcrcii и ius conubii , все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая, только по деликтам детей. Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных.

В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого отец и дочь , называются родственниками по прямой линии. По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец. Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным.

Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство

Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии. связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая. Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, по словам Энгельса*(35), законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей. Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий