Новости достоевский образование

По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых читаемых, цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Встречу проводит Культурный центр ЗИЛ в рамках цикла лекций «Неизвестный известный Достоевский». Достоевский, биография которого открывает секреты формирования его особенного писательского мышления, входит в плеяду лучших романистов мира. Достоевский, биография которого открывает секреты формирования его особенного писательского мышления, входит в плеяду лучших романистов мира. Тегив каком училище учился достоевский, достоевский самый читаемый писатель в мире, в каком учебном заведении учился достоевский.

Зачем нам нужен Достоевский: размышляют русские и белорусские студенты

Реально ли за год выучить русский язык так, чтобы поступить в университет? И, вообще, как это — быть студентом-иностранцем. Обо всем этом и о многом другом нам поведал Мозес, студент-магистрант экономического факультета.

Главное условие полноценного семейного воспитания - любовь и взаимное уважение родителей и детей. Чувствуя свое унизительное положение, терпя издевательства, ребенок ожесточается, в голове его рождаются «самые фантастические извращенные и цинические мечты», он окончательно теряет любовь к родному гнезду, к родителям, которые не дорожат им, не считаются с его человеческим достоинством, свойственным даже самому малому ребенку. Но «ленивые» родители не думают, что «эти мысли, а пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя главное - сильные, хотя и детские впечатления эти он унесет потом в жизнь и проносит их в сердце своем, может быть, до самой могилы» 1, 25; 189. Достоевский убежден, что родительский пример - еще одно непременное условие воспитания, ведь «маленькие, детские души требуют беспрерывного и неустанного соприкосновения» с родительскими душами. Дети хотят, чтобы их родители были «всегда духовно на горе, как предмет любви, великого нелицемерного уважения и прекрасного подражания.

Наука наукой, а отец перед детьми всегда должен быть как бы добрым, наглядным примером всего того нравственного вывода, который умы и сердца могут почерпнуть из науки. Сердечная, всегда наглядная для них забота ваша о них, любовь ваша к ним согрели бы как теплым лучом все посеянное в их душах, и плод вышел бы, конечно, обильный и добрый» 1, 25; 189-190. Достоевский хотел бы, чтобы все родители поняли, что «воспитание детей есть труд и долг» 1, 25; 190. Для иных родителей это долг «сладкий, несмотря на гнетущие даже заботы, на слабость средств, на бедность даже». Для других же, причем часто именно для «достаточных родителей», воспитание собственных детей - «самый гнетущий труд и самый тяжелый долг». Такие родители стремятся откупиться от своего родительского долга деньгами, а если денег нет, то прибегают «к строгости, к жестокости, к истязанию, к розге». Писатель полагает, что само по себе наказание - продукт родительской лени, ее неизбежный результат: «Все, что можно бы сделать трудом и любовью, неустанной работой над детьми и с детьми, все, чего можно достигнуть рассудком, разъяснением, внушением, терпением, воспитанием и примером, - всего того слабые, ленивые, но нетерпеливые отцы полагают всего чаще достигнуть розгой: "Не разъясню, а прикажу, не внушу, а заставлю"» 1, 25; 190.

Результатом такого воспитания становится не исправление, а развращение ребенка: хитрый, скрытный, он «непременно покорится и обманет» 1, 25; 190. Ребенка же «слабого, трусливого и сердцем нежного» просто забьют. Обращаясь к родителям, Достоевский говорит от имени общества, государства, отечества: «Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая: что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего гражданского долга и станут искать уединения или, лучше сказать, отъединения, ленивого и цинического, от общества, народа своего и самых первейших обязанностей. Всего ужаснее то, что это так распространено... Таким образом, в воспитании подрастающего поколения Достоевский видит не только личное дело родителей, но их гражданский долг, который они обязаны выполнять со всем подобающим старанием и ответственностью за будущее своей страны: «Пусть мы умрем, но останутся дети наши, а после них - их дети», - писал Достоевский в романе «Подросток». Самое страшное для будущего России - молодое поколение, выросшее без идеалов, без высшей идеи. Воспитание верований и убеждений тем более важно, что, как полагал Достоевский, «теперешний юный народ» очень сильно отличается от предшествующих поколений: они «как-то решительнее и гораздо короче на сомнения и размышления».

Если «прежние», надумав какие-нибудь фантастические проекты, их «не исполняли и много что поверяли их под клятвою какому-нибудь товарищу, а теперешние надумают да и выполнят». Если прежнее поколение «связывало и чувство их долга, ощущение обязанности, - к отцам, к матерям, к известным верованиям и принципам», то в нынешнем «связи эти и ощущения стали несколько слабее. Меньше удержу и внешнего и пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя внутреннего, в себе самом заключающегося». Поэтому из современной молодежи очень легко сделать «настеганное стадо» 1, 24; 51 , лишь уверив молодых людей в том, что «они собраны во имя чего-то высшего и прекрасного, во имя какого-то удивительного самопожертвования для величайших целей» 1, 24; 52. Появление разрушительных нигилистических и революционных идей Достоевский напрямую связывал с идейным крахом старшего поколения, оставившего в воспоминаниях «цинизм, глумление, безжалостные посягновения на первые нежные святые верования детей» 1, 22; 102. Такое «либеральное воспитание» произвело «совсем обратные следствия», и юноши и подростки стали искать новых путей, прямо начав с «отпора тому ненавистному циклу идей, которые встретили они в детстве, в своих жалких родных гнездах» 1, 22; 102. Достоевский предупреждал, что «во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях» 1, 21; 131 особенно сильна опасность «заражения» ложными, губительными «идейками», позволяющими человеку, не считая себя мерзавцем и даже не будучи им, делать «явную и бесспорную мерзость».

В этом видит Достоевский «самую болезненную и грустную черту» своего времени. В таких условиях бессмысленно требовать от молодежи «стойкости» и «зрелости убеждений» - ведь их не было даже у их отцов, «а теперь менее чем когда-нибудь есть». Что можно ожидать от юношей, если «с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм, высокомерное и равнодушное большею частию отрицание; если слово "отечество" произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывающее их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях "общечеловеческих"; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читали "Богородицу"» 1, 21; 134-135. Достоевский был убежден, что будущее страны, ее свобода и независимость зависят от степени развития науки и образования, и потому одной из главных государственных задач писатель полагал создание истинно национальной системы образования, без которой невозможно будет противостоять все более динамично развивающимся «западным соседям»: «Воюют не столько оружием, сколько умом». Чтобы изобретать «такие машины», которые смогут обеспечить свободу и независимость страны, нужна, как утверждает Достоевский, «наука самостоятельная, а не покупная; своя, а не выписанная; укоренившаяся и свободная». А для того, чтобы такая наука появилась в стране, нужна развитая и мощная система образования, на которую нужно затрачивать «по пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя крайней мере столько же, как и на войско, если мы хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав» - иначе будет только «потрясение, а не просвещение» 1, 21; 92-93.

В это же время резко сократилось количество упоминаний фамилии в исторических документах [17]. Исследователи не обнаружили однозначной связи писателя с основателем рода Данилой Иртищевым [18] [19].

Для преодоления генеалогического разрыва в несколько поколений исследователи использовали метод реконструкции [20]. Даже о деде писателя, Андрее Григорьевиче Достоевском, нет точных данных. Известно, что он родился около 1756 года на Волыни в семье мелкопоместного шляхтича. В 1775 году вместе с отцом и братьями перебрался в Брацлавское воеводство , которое после второго раздела Речи Посполитой вошло в состав Российской империи. С 1782 года Андрей Достоевский был священником в селе Войтовцы [21]. Согласно обнаруженным документам, Михаил Достоевский родился в 1789 году в селе Войтовцы [22] , в 1802 году поступил в духовную семинарию при Шаргородском Николаевском монастыре [23]. В августе 1809 года Александр I издал указ об определении в Императорскую медико-хирургическую академию дополнительно 120 человек из духовных академий и семинарий [24]. Михаил Достоевский успешно сдал экзамены и 14 октября 1809 года вступил в число казённых воспитанников по медицинской части в московское отделение академии [25].

Во время Отечественной войны 1812 года студент 4-го класса Достоевский сначала был командирован «для пользования больных и раненых» [26] , а позже боролся с эпидемией тифа [27]. В апреле 1818 года Михаил Достоевский был переведён ординатором в военный госпиталь в Москве [28] , где вскоре через коллегу познакомился с Марией Нечаевой, дочерью купца 3-й гильдии Фёдора Тимофеевича Нечаева, происходившего из старых посадских города Боровска Калужской губернии [29]. Торговля Нечаева в суконном ряду процветала до нашествия Наполеона , после которого купец лишился практически всего своего состояния [30]. Старшая сестра Марии, Александра, бывшая замужем за богатым первостатейным купцом 1-й гильдии Александром Куманиным, впоследствии принимала участие в судьбе писателя [31]. В конце 1820 года, после рождения первого сына Михаила, Достоевский уволился с военной службы и с 1821 года перешёл работать в Мариинскую больницу для бедных [33] , несмотря на её скромные оклады, которые даже по официальным признаниям «не вознаграждают достаточно трудов их и не соответствуют необходимым надобностям каждого в содержании себя и своего семейства» [34]. Главным правилом заведения устанавливалось, что «бедность есть первое право» получить в ней помощь в любое время суток [35]. Переселяясь на Божедомку , Достоевские уже ожидали прибавления семейства к концу осени [36]. Московское детство Мариинская больница для бедных Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома.

В «Книге для записи рождений…» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: «Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского, — сын Фёдор. Молитвовал священник Василий Ильин» [36] [37]. Имя Фёдор было выбрано, по мнению биографов, по имени деда по матери — купца Фёдора Тимофеевича Нечаева [36] [38]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…», — вспоминал спустя полвека Фёдор Михайлович [36]. В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи [36]. Домашний порядок подчинялся службе отца. В шесть часов Михаил Достоевский просыпался, проводил утренний обход в больнице, объезжал пациентов по домам. После двенадцати был обед с семьёй, отдых и снова приём в больнице.

Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — вспоминал Фёдор Михайлович [39]. Самые ранние воспоминания писателя относятся к 1823—1824 годам. По свидетельству первого биографа Достоевского Ореста Фёдоровича Миллера , таким воспоминанием как раз стала молитва перед сном перед образами в гостиной при гостях [40] [41]. После рождения в конце 1822 года сестры Варвары няней в семье Достоевских становится Алёна Фроловна, о которой у будущего писателя остались самые лучшие воспоминания: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, весёлого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! В произведениях Достоевского няня упоминается в романе « Бесы » [42] [38]. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы. Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни.

Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней [43] [41]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про « Жар-птицу », « Алёшу Поповича », « Синюю бороду », сказки « Тысячи и одной ночи » и другие [44] [45]. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с « паяцами , клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу. По воскресеньям и праздникам Достоевские посещали обедни в больничной церкви, а летом мать с детьми ездила в Троице-Сергиеву лавру [46] [47]. Друзьями дома в основном были сослуживцы отца и их семьи: эконом Мариинской больницы Фёдор Антонович Маркус, семьи старшего лекаря Кузьмы Алексеевича Щировского и ординатора больницы Аркадия Алексеевича Альфонского. Позже многие из них появляются в произведениях и упоминаются в неосуществлённых замыслах писателя [49]. Начало обучения.

Имение Даровое Усадьба « Даровое », Зарайский район Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности [50]. Позже в своих воспоминаниях писатель называл родителей, стремящихся вырваться из обыденности и заурядности, «лучшими, передовыми людьми» [51]. Особенно выделял позднее Фёдор Михайлович чтение отцом « Истории Государства Российского »: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории» [52] [53]. Чтению обучала детей Мария Фёдоровна [54]. Начинали с дешёвых лубочных сказок про Бову Королевича и Еруслана Лазаревича , сказаний о Куликовской битве , повестей про Шута Балакирева и Ермака [54]. Вместе с чином коллежского асессора весной 1827 года Михаил Андреевич получил право на потомственное дворянство [51] ; 28 июня 1828 года Достоевские стали дворянским родом, записанным в часть III родословной книги дворянства Московской губернии [51] [56] , что позволяло приобрести собственное имение, где большая семья могла бы проводить летние месяцы [57].

Владимирцев Достоевский включает такие понятия, как основательность, благочестие, «попечительная родительская любовь к детям», забота не только о материальном, но и нравственном, душевном благополучии своего чада, любовные отношения родных и близких, воспитание «сердечной веры» в Христа, благочестие, добротолюбие, красотолюбие, соборность как принцип взаимоотношений с людьми, ощущение причастности своей жизни к мировому всеединству. Все эти понятия ребенок впитывает вместе с живой русской речемыслью, которой так дорожат в «благочестивом семействе». Достоевский утверждал, что самые главные впечатления своей жизни человек выносит из детства, приобретая в первые три года жизни «целую треть тех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу» 1, 22; 9. Вот почему так важно, какими будут эти впечатления, с каким багажом нравственных и духовных впечатлений и запросов выйдет из отчего дома человек. Достоевский был убежден, что «создается общество началами нравственными» 1, 24; 184 , и эти нравственные начала закладываются в семье. Поэтому историческая судьба государства целиком зависит от семьи, от качества и направленности семейного, родительского воспитания. Конечно, замечает писатель, «мы любим святыню семьи, когда она в самом деле свята, а не потому только, что на ней крепко стоит государство» 1, 22; 72. Святость семьи для Достоевского - идея особенно дорогая. Он воспринимал семью как Малую Церковь, как некое духовно-родственное образование, в котором формируется человеческая душа, где ребенок получает первоначальное духовное воспитание, учится любви и взаимопониманию и впитывает основы христианского миропонимания. Трагедию современной ему и грядущей эпох Достоевский усматривал в том, что в российском государстве все больше становится «случайных семейств», выпускающих в мир «случайных людей», «выкидышей общества», и все меньше - истинно русских «благочестивых семейств». Особенно волновала Достоевского связанная с проблемой «русского семейства» идея связи поколений. Рассуждая о государственной ответственности родителей за воспитание детей, Достоевский писал: «... Без нее нельзя «взрастить поколение и пустить его в жизнь! В «Дневнике писателя» за 1877 год Достоевский пишет: «Современное русское семейство становится все более случайным семейством. Именно случайное семейство -вот определение современной русской семьи» 1, 25; 173. Именно в такие эпохи возрастает роль семьи, роль отцов, которые должны стать духовными наставниками для своих детей. Но «случайность современного русского семейства» и состоит по Достоевскому «в утрате современными отцами всякой общей идеи, в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру в жизнь» 1, 15; 178. И пусть потом дети отказались бы от этой идеи, «исправили бы ее для своих уже детей, но все же самое присутствие этой общей, связующей общество и семейство идеи - есть уже начало порядка, то есть нравственного порядка, конечно, подверженного изменению, прогрессу, поправке, положим так, - но порядка» 1, 15; 178. Достоевский был убежден, что духовное воспитание в семье не зависит от ее благосостояния. Мало хорошо одевать и кормить детей, мало нанимать им хороших гувернанток и учителей, - нужен «отец семейства», нужна настоящая семья. Чтобы юноша не вышел в жизнь «один как перст», чтобы устоял в борьбе с соблазнами и невзгодами, сердце его должно быть прочно связано с прошлым, с семейством, с детством. Более того, из богатых семей дети даже чаще выходят без достаточного запаса важных впечатлений и истин. А что тогда говорить о тех семьях, где нет достатка, а «леность» отцов такова, что «детки уже в высшей степени оставлены на случайность! Нужда, забота отцов отражаются в их сердцах с детства мрачными картинами, воспоминаниями иногда самого отравляющего свойства. Дети вспоминают до глубокой старости малодушие отцов, ссоры в семействах, споры, обвинения, горькие попреки и даже проклятия на них, на лишние рты, и, что хуже всего, вспоминают иногда подлость отцов, низкие поступки из-за достижения мест, денег, гадкие интриги и гнусное раболепство. И долго потом в жизни, может, всю жизнь, человек склонен слепо обвинять этих прежних людей, ничего не вынеся из своего детства, чем бы мог он смягчить эту грязь воспоминаний и правдиво, реально, а стало быть, и оправдательно взглянуть на тех прошлых, старых людей, около которых так уныло протянулись его первые годы. Но это еще лучшие из детей, а ведь большинство-то их уносит с собою в жизнь не одну лишь грязь воспоминаний, а и саму грязь, запасется ею даже нарочно, карманы полные набьет себе этой грязью в дорогу, чтоб употребить ее потом в дело и уже не с скрежетом страдания, как его родители, а с легким сердцем: "Все, дескать, ходят в грязи, об идеалах бредят только одни фантазеры, а с грязнотцой-то и лучше"» 1, 15;180. Так дети из «случайного семейства» увеличивают грязный багаж своих отцов, превосходя их и в цинизме, и в бездушии, и в безнравственности. Достоевский убежден: «без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь». Главное условие полноценного семейного воспитания - любовь и взаимное уважение родителей и детей. Чувствуя свое унизительное положение, терпя издевательства, ребенок ожесточается, в голове его рождаются «самые фантастические извращенные и цинические мечты», он окончательно теряет любовь к родному гнезду, к родителям, которые не дорожат им, не считаются с его человеческим достоинством, свойственным даже самому малому ребенку. Но «ленивые» родители не думают, что «эти мысли, а пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя главное - сильные, хотя и детские впечатления эти он унесет потом в жизнь и проносит их в сердце своем, может быть, до самой могилы» 1, 25; 189.

Зачем нам нужен Достоевский: размышляют русские и белорусские студенты

В доме на Божедомке будущий классик литературы прожил с 1823 по 1837 год. О детстве он вспоминал с любовью и свои детские впечатления считал драгоценными. Его отец активно участвовал в воспитании детей. Большую роль в формировании их характеров сыграла и мать писателя, которая прививала детям любовь к литературе и всему возвышенному. Музей Ф.

Достоевского открылся в квартире детства писателя в 1928 году. В годовщину 200-летия писателя — 11 ноября 2021 года — первым посетителем обновленной экспозиции, разместившейся на трех этажах здания, стал Президент России Владимир Путин. В зале «Москва Достоевского» педагоги узнали о памятных местах города, где прошли детство и отрочество писателя. Так, Марьина роща, где он гулял с другими детьми, описана им во сне Раскольникова.

Об этом периоде своей жизни Достоевский расскажет в романе «Игрок». Только в 1871 году, после крупного проигрыша, писатель навсегда завяжет с азартными играми. Фото: wikipedia В 1864 году после долгой болезни скончалась Мария Дмитриевна Достоевская, вскоре умер старший брат писателя Михаил. После смерти двух близких людей сознании Достоевского произошло переосмысление мировоззрения, что в дальнейшем отразилось в его лучших романах, названных «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Лучшие книги Шарлотты Бронте о сильных женщинах «Литература не может быть женским уделом, и так быть не должно.

Чем больше женщина занята своими надлежащими обязанностями, тем меньше у неё будет свободного времени на неё, даже несмотря на образованность и должный отдых», — так ответил английский поэт-романтик Роберт Саути на письмо юной Шарлотты Бронте, которая рискнула выслать ему свои стихи. А она написала мировой бестселлер. Узнать подробности В 1867 году Федор Михайлович женился во второй раз — на своей стенографистке Анне Сниткиной, ставшей его верной помощницей и соратницей и родившей ему четверых детей. Благодаря Анне Григорьевне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте. Супруги прожили в любви и согласии 14 лет.

Фото: Евгения Гусева Зимой 1881 года здоровье писателя сильно ухудшилось — дала знать о себе застаревшая эмфизема легких. Лечение не принесло результатов, и 28 января 1881-го писатель скончался в возрасте 59 лет. Почтить память Достоевского собрались тысячи петербуржцев — ценители его творчества. Уже в первые часы после его смерти люди стали приходить на квартиру, где стоял гроб с телом писателя — попрощаться. Знаменитый русский художник Иван Крамской написал посмертный портрет писателя «Ф.

Достоевский на смертном одре». Посмертный портрет И. Крамского «Ф. Фото: wikipedia Похороны великого литератора и философа состоялись 1 февраля 1881 года. Среди тех, кто пришел проводить его в последний путь, были знаменитые писатели, журналисты, общественные деятели, студенты-словесники.

Погребальная процессия растянулась на расстояние более одного километра. Гроб несли на руках. Скрытые смыслы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: почему вдова писателя считала роман пророческим, откуда взялся Воланд и причем тут Данте 15 мая 2021 года Россия будет отмечать 130-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману «Братья Карамазовы»: «Аминь, аминь глаголю вамъ: аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ». Писатель воспитывал сына Марии Дмитриевны от первого мужа — Павла Исаева.

Не оставил пасынка своим попечением и после смерти его матери, выделив молодому человеку приличное содержание. Вторая жена Анна Сниткина родила Федору Михайловичу четверых детей. Их первенец— девочка София умерла, не прожив и года. Портрет Достоевского, его жены и детей.

Вопросы имели тестовую форму: из предложенных ответов надо было выбрать один правильный. Время на выполнение заданий ограничивалось 120 минутами, повторное прохождение теста не предусматривалось, доступ к нему был открыт с 00. Пушкина, РГПУ им. Глубокие знания в области русской литературы и творчества Ф. Достоевского показали студенты из Китая. Делясь впечатлениями об олимпиаде, студенты нашего института отметили, что «вопросы были увлекательные и познавательные, заставляли углубиться в творческий мир Достоевского, не просто искать информацию, а думать, вспоминать, сопоставлять, и это был супер-опыт! Мне всегда был интересен внутренний мир и биография Фёдора Михайловича, недавно пересматривал сериал о нем В. Хотиненко, это помогло при прохождении теста» Андрей Хрунов, 3831б. Участники отметили, что Ф.

В первом зале нас знакомили с редкими первыми изданиями произведений Ф. Достоевского в журналах "Эпоха" и "Время", знакомили с контекстом, в какой непростой период жизни Федора Михайловича шла работа над журналами, это создавало определенный эмоциональный фон, который способствовал особому восприятию всего дальнейшего повествования экскурсовода, и с историей создания этих журналов, какие препятствия пришлось преодолеть издателям. Большим преимуществом выставки была возможность близкого знакомства с изданиями: можно было взять журналы в руки, полистать их, пробежаться взглядом по текстам. Такая же возможность предоставлялась во втором зале, где акцент был сделан на преподавание произведений Ф. Достоевского в школе Максимовича. Интересно было узнать, какие произведения были отобраны в рамках школьной программы, с какой целью. Самым интересным было рассматривать фотографии учениц и их сочинения по рассказам Ф. Достоевского и других». Валерия Макарова 44 группа уже несколько дней думает об увиденном: «26 ноября нам довелось посетить выставку-просмотр, посвященную 200-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. Кроме всего перечисленного, на выставке нас познакомили с иллюстрированными изданиями, особенно полно передающими атмосферу произведений.

Первые романы Достоевского: реакция критиков

  • Берег озера Цюрих. Около 1860 года. Литография Жана Жакотте
  • Миланский университет отменил курсы о Достоевском
  • Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
  • Итоги ректорства: как омский классический вуз пришел к тотальной разрухе
  • Презентация книги: «Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы»
  • Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

Митрополит Волоколамский Антоний совершил монашеский постриг заведующей канцелярией ОВЦС

Ф.М. Достоевский, как все дворянские дети (отец его получил право на потомственное дворянство, когда сыну Фёдору было 6 лет), получил сначала прочное домашнее образование. "По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы. образовательный портал c видео и аудио материалами. Достоевский получил образование в частных пансионах в Москве, а затем в Главном инженерном училище в Петербурге; он потерял родителей в юности.

Потомки Достоевского посетили премьеру спектакля "Идиот" в Минске

Мне удалось не потерять ни одного балла, но я понял, что с детьми это нужно обязательно проработать. Было стихотворение, где потребовали определить формы смешного, а формы смешного — это один из самых сложных моментов в литературе. Бывает, что у человека нет чувства юмора или эти формы смешиваются, переплетаются. Я не мог себе ясно сказать, что требуется, пришлось отвечать наугад, поэтому я понял, что в моей программе нужно что-то менять. Программа останавливается на Солженицыне и Астафьеве, но я же не могу обкрадывать детей и говорить, что больше литературы нет. Поэтому в течение всего периода обучения мы изучаем что-то современное, читаем время от времени. Например, для того чтобы ребенка не стошнило между Достоевским и Толстым, мы берем в промежутке для анализа рассказ Людмилы Петрушевской «Черное пальто».

Это рассказ-страшилка, им нравится. RU — А из школьной программы что сейчас ученики читают охотнее всего? На втором месте — «Преступление и наказание» Достоевского, потому что это детектив. Третье место занимает «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова, потому что там про убийство. Наверное, это первая тройка. Это не так.

Конечно, ребенок, который вырос в читающей семье, более будет склонен к гуманитарному взгляду на мир, чтению, он скорее выберет гуманитарную профессию. Но все ведь зависит от того, как преподается литература в школе, от учителя.

Получить диплом инженера означало обеспечить себя на всю жизнь.

Однако Фёдора эта учеба тяготила, его привлекал мир литературы. Вскоре отец умер. По официальной версии — от апоплексического удара.

По неофициальной, поддерживаемой в том числе и некоторыми его родственниками, его убили крестьяне, которых он часто бранил. После смерти жены Михаил Достоевский начал часто и много пить, его характер совсем испортился, и он почём зря бранил крестьян, которые в конце концов убили его. После окончания учёбы Достоевский около года прослужил в Петербургской инженерной команде полевым инженером и вышел в отставку в чине поручика.

Он твёрдо решил связать свою жизнь с литературой. Поначалу золотым дном ему казались переводы иностранной литературы. Он активно агитировал старшего брата заниматься вместе с ним переводами.

Несколько его переводов даже были опубликованы в журналах, правда, без указания имени. Достоевский решает начать писать свои произведения. Правда, он не имеет связей в литературных кругах и из-за своей природной робости не знает, как к ним подступиться.

Спасителем будущего великого писателя неожиданно выступил Дмитрий Григорович — его бывший однокурсник, бросивший скучную учёбу на инженера и вращавшийся в литературных кругах. Он показал рукопись "Бедных людей" Некрасову, который нехотя прочитал её, пришёл в восторг и отнёс Белинскому, который тоже пришёл в восторг и потребовал немедленно найти Достоевского и привести к нему. Сам Белинский был всего лишь критиком, но его слово и авторитет в литературных кругах значили столь много, что по щелчку пальцев он мог вознести на вершину или стереть в прах почти любого писателя.

Белинский похвалил начинающего писателя, что Достоевский воспринял с практически религиозным экстазом и потом всю жизнь вспоминал этот миг как один из счастливейших в жизни. Достоевский стремительно ворвался в столичные литературные круги, весь литературный Петербург с придыханием говорил о многообещающем писателе, будущем гении. От повсеместной похвалы и сам молодой Достоевский начал терять голову и в конце концов стал воспринимать себя как гения.

И с той же лёгкостью, с какой он ворвался в столичную богему, он её разочаровал. Уже очень скоро над ним стали открыто посмеиваться в литературных кругах. Иногда повод к этому давал сам Достоевский, у которого произошло головокружение от успеха, иногда над ним смеялись из-за его явной неуклюжести.

Молодой Достоевский был очень впечатлительным и нервным человеком и мог, например, упасть в обморок, когда его представляли какой-то даме. Прежние знакомые передразнивали Достоевского или открыто потешались над ним, что привело к его разрыву с Белинским и Некрасовым. Один из таких инцидентов положил начало многолетней вражде и соперничеству Достоевского и Тургенева, которые длились всю их жизнь.

Следующее произведение Достоевского также не получило поддержки ни у критиков, ни у публики. Звезда начинающего писателя покатилась к закату. Вскоре Достоевский через литературные круги неожиданно очутился в политических, став завсегдатаем кружка петрашевцев, получивших такое название по фамилии их главного вдохновителя, Михаила Петрашевского.

Петрашевцы были последователями французского утопического социалиста Фурье, отличавшегося весьма странными и необычными взглядами. Например, он искренне полагал, что в случае установления на Земле социалистической гармонии само Солнце начнёт светить ярче, что вызовет изменение климата, появление гигантских животных и растений, всем будет хватать ресурсов, и тому подобные вещи в духе средневековых утопистов. Впрочем, это были далеко не главные пункты его взглядов.

В более поздние времена утвердилось мнение, что петрашевцев якобы наказали за чтение и распространение письма Белинского к Гоголю. Но это, разумеется, совершенно не так. За чтение письма, пусть даже и запрещённого, на каторгу было невозможно попасть.

В действительности распространение письма было лишь одним из обвинений на будущем суде, причём самым мягким обвинением. На самом деле они по примеру будущих народовольцев планировали вести пропаганду свержения режима среди крестьян. Любопытное воспоминание о петрашевцах оставил поэт Майков, также бывший завсегдатаем кружка: "Приходит ко мне однажды вечером Достоевский на мою квартиру в дом Аничкова, — приходит в возбуждённом состоянии и говорит, что имеет ко мне важное поручение: — Надо для общего дела уметь себя сдерживать.

Вот нас семь человек: Спешнев, Мордвинов, Момбелли, Павел Филиппов, Григорьев, Владимир Милютин и я — мы восьмым выбрали вас; хотите ли вы вступить в общество? Это был кружок, состоявший преимущественно из начинавших литераторов также было несколько служащих и младших офицеров. Максимум их "революционной деятельности" — это открытие какой-нибудь полуподпольной типографии и размножение прокламаций и воззваний.

Для большего у них не было ни возможностей, ни связей, ни влияния. Между тем за кружком давно следили. Генерал Липранди, служивший чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел, давно уже внедрил в общество агента, который сообщал ему обо всех крамольных разговорах, ведущихся в кружке.

Надо добавить, что царствование императора Николая началось с выступления декабристов, но следующие 20 лет никаких значимых политических тайных обществ практически не возникало, и, по сути, петрашевцы стали вторым значимым явлением в политическом подполье со времён декабристов. Вполне возможно, что за обществом так и продолжали бы следить и дальше, содержание крамольных разговоров ложилось бы на стол к Липранди и никто бы не пострадал, но неожиданно случилась "Весна народов" — мощные революционные процессы, по принципу домино охватившие всю континентальную Европу.

Сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха» положило начало публицистической деятельности Достоевского, а совместная работа с Страховым и Григорьевым способствовала становлению братьев Достоевских на позициях почвенничества. Увлечение Федора Достоевского азартными играми Летом 1862 года Федор Достоевский впервые побывал за границей. Главной целью путешествия было лечение на немецких курортах. Но в Баден-Бадене писатель увлекся разорительной игрой в рулетку. В связи с возникшей пагубной страстью, Достоевский испытывал постоянную нужду в деньгах. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провел с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой. Любовь Достоевского к Сусловой, их сложные отношения и привязанность писателя к рулетке нашли отражение в романе «Игрок».

Последний раз писатель играл в рулетку в Висбадене 16 апреля 1871 года, когда после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре. Главные книги Федора Достоевского, великое пятикнижие Посетив Европу, Федор Достоевский опубликовал свои размышления об идеалах Великой французской революции — «Свободе, равенстве и братстве». Размышления писателя о буржуазной цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях» предваряли историко-социологическую проблематику «великого пятикнижия», философская основа которого по определению достоеведа Долинина была заложена в «Записках из подполья». Многие мысли автора «Записок из подполья» получили развитие в последующих романах, начиная с «Преступления и наказания». В 1864 году ушел из жизни старший брат писателя. В данный период происходит разрушение социалистических иллюзий юности основой которых являлись европейские социалистические теории , формируется критическое восприятие писателем буржуазно-либеральных ценностей. Мысли Достоевского на этот счёт впоследствии найдут отражение в романах «великого пятикнижия» и «Дневнике писателя». После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче, работая над романом «Преступление и наказание». Параллельно Достоевский работал над «Игроком», который диктовал стенографистке Анне Сниткиной, вскоре ставшей его второй женой.

Выход «Преступления и наказания» в свет в 1866 году вызвал бурную полемику в литературном сообществе России, отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия. Вскоре книга получила всемирную славу. В 1867—1868 годах Достоевский написал роман «Идиот» — так же одну из главных своих книг. В 1875 году был напечатан роман «Подросток», четвертое произведения «великого пятикнижия». В 1879—1880 были созданы «Братья Карамазовы», последняя из великих книг писателя. Смерть Федора Достоевского В начале января 1881 года, при встрече с Григоровичем, Достоевский поделился предчувствием, что не переживёт нынешней зимы. Любовь Достоевская дочь писателя вспоминала о бурной сцене с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, что этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни эмфиземы. Через 2 дня, 9 февраля 1881 года, на 60-м году жизни Федор Михайлович Достоевский скончался.

Диагноз — туберкулез лёгких, хронический бронхит, в небольших размерах эмфизема легких. Личная жизнь Федора Достоевского Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. В общей сложности брак Федора и Марии продлился около семи лет, до скоропостижной кончины супруги писателя в 1864 году. Во время одной из своих первых поездок за границу в начале 1860-х годов Достоевского очаровала эмансипированная Аполлинария Суслова. Именно с нее была написана Полина в «Игроке», Настасья Филипповна в «Идиоте» и ряд других женских персонажей. Вторично он женился на Анне Сниткиной. Она стала для писателя и супругой, и прекрасным помощником. Анна Сниткина брала на себя хлопоты по изданию романов Достоевского, рационально решала все финансовые вопросы, готовила к изданию свои воспоминания о гениальном муже. Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей.

К сожалению, из всех детей Федора Михайловича продолжателем его писательского рода стал только сын Федор. Потомки Федора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге.

Опубликовано 28. Достоевского будут праздновать на государственном уровне Владимир Путин подписал Указ «О праздновании 200-летия со дня рождения Ф. Полный текст Указа: Учитывая выдающийся вклад Ф.

Достоевского в отечественную и мировую культуру и в связи с исполняющимся в 2021 году 200-летием со дня его рождения, постановляю: 1.

Фильм о жизни Достоевского в Сибири показала ГТРК «Новосибирск»

Фильм о жизни Достоевского в Сибири показала ГТРК «Новосибирск» После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России.
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского Фёдор Достоевский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой.
Зачем нам нужен Достоевский: размышляют русские и белорусские студенты его творчество надо показывать как заманчивую интеллектуальную вершину, заявил помощник.

Потомки Достоевского посетили премьеру спектакля "Идиот" в Минске

Посмертный портрет И. Крамского «Ф. Фото: wikipedia Похороны великого литератора и философа состоялись 1 февраля 1881 года. Среди тех, кто пришел проводить его в последний путь, были знаменитые писатели, журналисты, общественные деятели, студенты-словесники. Погребальная процессия растянулась на расстояние более одного километра. Гроб несли на руках. Скрытые смыслы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: почему вдова писателя считала роман пророческим, откуда взялся Воланд и причем тут Данте 15 мая 2021 года Россия будет отмечать 130-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману «Братья Карамазовы»: «Аминь, аминь глаголю вамъ: аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ». Писатель воспитывал сына Марии Дмитриевны от первого мужа — Павла Исаева. Не оставил пасынка своим попечением и после смерти его матери, выделив молодому человеку приличное содержание.

Вторая жена Анна Сниткина родила Федору Михайловичу четверых детей. Их первенец— девочка София умерла, не прожив и года. Портрет Достоевского, его жены и детей. В 1913 году эмигрировала из России. Умерла в 1926 году в Италии от лейкоза. Замужем Любовь Михайловна никогда не была, детей у нее не было. Названный в честь отца Федор Достоевский-младший род. Хотя писал недурные стихи. У Федора Федоровича было трое детей, но двое умерли в раннем возрасте.

Единственным продолжателем рода Достоевских стал младший сын Андрей. Федор Федорович скончался в Москве в 1922 году. Младший сын Федора Михайловича Достоевского Алексей род. Потомки писателя по линии внука Андрея до сих пор живут в Санкт-Петербурге. Прапраправнука, который еще ходит в детский сад, зовут Федор Достоевский. Фото: Тимур Ханов Творческое наследие писателя Достоевский препарировал в своих произведениях сложную, противоречивую человеческую натуру, раскрывая ее сокровенные тайны, порой темные и страшные, ее метания в поисках истины и Бога, природу ее греха в самом что ни на есть христианском смысле этого слова. Да, писатель был глубоко верующим. И через призму Евангелия рассматривал человека — образ Божий, которого Создатель сотворил добрым, чистым и прекрасным, но после грехопадения глубоко исказившийся. В его сердце вошло злое начало, и с тех пор в нем, как говорит герой Достоевского Дмитрий Карамазов, «дьявол с Богом борются».

Рукописи Достоевского.

Достоевским 14 марта Поделиться материаломПоделиться 14 марта 2023 года в рамках празднования Дня православной книги в актовом зале Кемеровского Епархиального управления состоялась встреча Высокопреосвященнейшего Аристарха, митрополита Кемеровского и Прокопьевского и потомка русского писателя Федора Михайловича Достоевского — Алексея Дмитриевича Достоевского с учениками 10-11 классов средних образовательных школ и учащимися Губернаторской кадетской школы-интерната полиции Алексей Дмитриевич Достоевский — праправнук великого отечественного мыслителя и литератора — филолог и педагог по образованию, Почетный президент международной наградной коллегии ордена «Звезда Достоевского». Поводом для приезда в Кузбасс послужило его участие в общецерковном праздновании Дня православной книги, организованном по благословению главы Кузбасской митрополии, при поддержке Администрации Правительства Кузбасса и отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Кемеровской епархии. Встречу открыл глава Кузбасской митрополии приветственным словом.

Но то, что происходит сегодня в Италии, эти вещи здесь — нелепые вещи: цензура курса нелепа». Комментируя решение миланского университета, ассоциация «Сентинелли ди Милано», занимающаяся гражданскими правами? Бороться с Путиным, ведя себя как Путин, дисквалифицирует это решение без обжалования».

Некоторые итальянские политики тоже высказали свое возмущение этим запретом. Никола Фратоянни, лидер итальянских левых: «Культура — самое мощное противоядие от войны и насилия. Остановить культуру — глупый и насильственный выбор.

Владыка Аристарх поздравил ребят с торжественным днем и рассказал об истории возникновения этого праздника, отметив, что роль православной книги в деле воспитания духовно-нравственных основ общества очень важна и всегда занимает приоритетное место в становлении базовых социальных норм, поскольку отвечает вечным общечеловеческим ценностям, объединяет и консолидирует нашу многонациональную и многорелигиозную страну. Алексей Дмитриевич затронул и другие стороны творчества Федора Михайловича, указал на роль его литературного наследия для современного общества, попытался вместе с ребятами определить основные произведения выдающегося автора, отражающие сегодняшнюю действительность. В ходе общения кадеты смогли задать митрополиту Аристарху и Алексею Дмитриевичу Достоевскому свои вопросы и получить на них ответы.

Потомки Достоевского посетили премьеру спектакля "Идиот" в Минске

Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир В 1834-1838 гг. Федор Достоевский получал образование в частных пансионах в Москве и Санкт-Петербурге.
Фильм о жизни Достоевского в Сибири показала ГТРК «Новосибирск» чтобы быть принятым в Европе, Достоевский должен выразить свое однозначное отношение к происходящему.
Достоевский и мы В акции «Наш Достоевский» приняли участие представители правительства Омской области и губернатор Александр Бурков, который с выражением цитирует Достоевского.

В Миланском университете хотели запретить изучение творчества Достоевского

Можно было безбедно жить на казенный счет. Кстати, после первого курса Достоевского оставят на "второй год". Факт малоизвестный. Писатель объяснял это конфликтом с преподавателем.

Свое второгодничество Достоевский просто ненавидел. Ему было стыдно: «О ужас! Позднее Федор Михайлович так и напишет про свою учебу: Меня с братом Мишей свезли в Петербург в Инженерное училище, 16-ти лет, и испортили нашу будущность.

По-моему — это была ошибка. Конечно, Достоевский был гениален и смог преодолеть все трудности такого не правильного выбора. Великие люди живут вопреки обстоятельствам и способны их преодолевать?

И отца писателя трудно осуждать. Он хотел лучшего будущего для сына. Да и путь писателя был не легким.

Журналисты MSK1. Рассказываем, что сейчас больше всего любят читать школьники, почему учителя сами решают сдавать ЕГЭ и для чего нужно изучать литературу даже тем, кто не собирается связывать свою жизнь с гуманитарными специальностями. Расскажите, как вы оцениваете нововведения?

Можно ли в целом назвать экзамен полезным или, наоборот, он только мешает изучать предмет? Вместо этого там проверяется способность логически и абстрактно мыслить. Последние пять заданий — это пять разных типов анализа.

Еще важно понимать, что просто подготовиться по интернету к экзамену нельзя: в этом году убрали половину того, что есть в школьной программе, и вбросили половину того, что ученик не прочитал, в том числе зарубежную литературу. Там невозможно списать, но ученик должен быть способен проанализировать любой текст, который ему предложат. Если учитель хочет готовить к ЕГЭ, он должен сам сдать его и показать результат.

Я регулярно пересдаю экзамен, чтобы держать себя в тонусе. К тому же задания меняются, а я хочу увидеть эти изменения и пропустить через себя, чтобы понимать, как объяснить их ученикам. В этом году я сдал экзамен на 100 баллов.

Как устроен экзамен именно в этом году? Они, к сожалению, настолько строги, что очень часто неподготовленный ученик первым получает эмоциональный удар и иногда не может продолжать экзамен — настолько это для него неожиданно. В этом году пришлось один раз сыграть в угадайку.

Первая часть сборника содержит информацию о жизни и творчестве выдающегося русского писателя, о переводах наследия Достоевского на турецкий язык. Во второй части размещены статьи исследователей, принявших участие в работе конференции. В настоящее время существуют лишь разрозненные статьи, а комплексного исследования творчества автора до этого не проводилось.

Также не проводились научные конференции, посвящённые творчеству Достоевского, кроме студенческой конференции, организованной Анатолийским университетом в 2021 году.

Всего ужаснее то, что это так распространено... Таким образом, в воспитании подрастающего поколения Достоевский видит не только личное дело родителей, но их гражданский долг, который они обязаны выполнять со всем подобающим старанием и ответственностью за будущее своей страны: «Пусть мы умрем, но останутся дети наши, а после них - их дети», - писал Достоевский в романе «Подросток». Самое страшное для будущего России - молодое поколение, выросшее без идеалов, без высшей идеи. Воспитание верований и убеждений тем более важно, что, как полагал Достоевский, «теперешний юный народ» очень сильно отличается от предшествующих поколений: они «как-то решительнее и гораздо короче на сомнения и размышления». Если «прежние», надумав какие-нибудь фантастические проекты, их «не исполняли и много что поверяли их под клятвою какому-нибудь товарищу, а теперешние надумают да и выполнят». Если прежнее поколение «связывало и чувство их долга, ощущение обязанности, - к отцам, к матерям, к известным верованиям и принципам», то в нынешнем «связи эти и ощущения стали несколько слабее. Меньше удержу и внешнего и пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя внутреннего, в себе самом заключающегося». Поэтому из современной молодежи очень легко сделать «настеганное стадо» 1, 24; 51 , лишь уверив молодых людей в том, что «они собраны во имя чего-то высшего и прекрасного, во имя какого-то удивительного самопожертвования для величайших целей» 1, 24; 52.

Появление разрушительных нигилистических и революционных идей Достоевский напрямую связывал с идейным крахом старшего поколения, оставившего в воспоминаниях «цинизм, глумление, безжалостные посягновения на первые нежные святые верования детей» 1, 22; 102. Такое «либеральное воспитание» произвело «совсем обратные следствия», и юноши и подростки стали искать новых путей, прямо начав с «отпора тому ненавистному циклу идей, которые встретили они в детстве, в своих жалких родных гнездах» 1, 22; 102. Достоевский предупреждал, что «во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях» 1, 21; 131 особенно сильна опасность «заражения» ложными, губительными «идейками», позволяющими человеку, не считая себя мерзавцем и даже не будучи им, делать «явную и бесспорную мерзость». В этом видит Достоевский «самую болезненную и грустную черту» своего времени. В таких условиях бессмысленно требовать от молодежи «стойкости» и «зрелости убеждений» - ведь их не было даже у их отцов, «а теперь менее чем когда-нибудь есть». Что можно ожидать от юношей, если «с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм, высокомерное и равнодушное большею частию отрицание; если слово "отечество" произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывающее их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях "общечеловеческих"; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читали "Богородицу"» 1, 21; 134-135. Достоевский был убежден, что будущее страны, ее свобода и независимость зависят от степени развития науки и образования, и потому одной из главных государственных задач писатель полагал создание истинно национальной системы образования, без которой невозможно будет противостоять все более динамично развивающимся «западным соседям»: «Воюют не столько оружием, сколько умом». Чтобы изобретать «такие машины», которые смогут обеспечить свободу и независимость страны, нужна, как утверждает Достоевский, «наука самостоятельная, а не покупная; своя, а не выписанная; укоренившаяся и свободная». А для того, чтобы такая наука появилась в стране, нужна развитая и мощная система образования, на которую нужно затрачивать «по пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя крайней мере столько же, как и на войско, если мы хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав» - иначе будет только «потрясение, а не просвещение» 1, 21; 92-93.

Великий мыслитель был убежден: «Чем богаче духовно нация, тем она и матерьяльно богаче» 1, 26; 31. Поэтому образование в деле нравственного и духовного возрождения нации должно сыграть, по мнению Достоевского, огромную роль. Полагая, что труд является «самым сильным средством перевоспитания, переделки оскорбленной и опороченной души в ясную и честную» 1, 22; 20 , писатель предупреждает, что напрасно «вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении», так как «облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупение». Получение знаний должно стать для ребенка первой поистине трудовой школой: «Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием а если хотите, так и страданием , проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни доброе, ни злое даже и в разврате не развратное и в добродетели не добродетельное» 1, 22; 9. Особое место в системе национального образования писатель уделяет изучению русского языка и литературы. Достоевский утверждал: «Язык - народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль! Утверждая, что «язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли... Слово для Достоевского является оглашением мира, Вседержительным началом, в котором воплощена святая святых нации - деятельность народного духа. Мыслительная деятельность человека напрямую зависит от языка, ведь человек мыслит «стихийной основной силой языка», и потому «чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль» 23; 80.

Достоевский убежден, что в школе нужно непременно «заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен - из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка, - и непременно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть». Только изучив родной язык, приучив себя на этом языке мыслить, можно извлечь пользу из «оригинальной русской способности европейского языкознания и многоязычия», ведь «только лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде». Иностранный язык лишь тогда поможет расширить «формы нашей мысли», когда из иностранного языка «мы невидимо возьмем» «несколько чуждых нашему языку форм и согласим их, тоже невидимо и невольно, с формами нашей мысли» 1, 23; 81. Рассуждения о национальной унификации, подражательность, стремление петь «с чужого голоса», Достоевский связывает с пренебрежительным отношением русской интеллигенции к родному языку и словесности. Мыслитель был убежден: усвоив лишь «чужой жаргон», «ползая рабски перед формами языка и перед мнением» французских гарсонов, русский человек может усвоить лишь «парикмахерское нахальство фразы, а затем, пожалуй, и мысли» 1, 23; 79. А между тем, как отмечал писатель, «существует один знаменательный факт: мы, на нашем еще неустроенном и молодом языке, можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков: европейские поэты и мыслители все переводимы и пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя передаваемы по-русски, а иные переведены уже в совершенстве.

Цюрих, Швейцария. Около 1865 года. Гравюра Генриха Зигфрида. Центральная библиотека Цюриха

  • ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ!
  • Библиотека «МЭШ» поможет узнать больше о жизни и творчестве Федора Достоевского
  • Смотрите также
  • Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского

Президентская библиотека представляет коллекцию «Мир Достоевского»

Официальная группа Вконтакте лектория Достоевский на улице Воздвиженка. В юности на Достоевского огромное впечатление произвели две смерти — матери и Пушкина, которые случились с разницей в месяц: 29 января (10 февраля) 1837 года погиб поэт. Главная» Новости» Омгу им достоевского новости. Читайте последние новости об авторе Федор Достоевский на сайте издательства Эксмо. Председатель ОВЦС совершил Литургию на Патриаршем Черниговском подворье в 15-ю годовщину образования ОЦАД.

Зачем нам нужен Достоевский: размышляют русские и белорусские студенты

В акции «Наш Достоевский» приняли участие представители правительства Омской области и губернатор Александр Бурков, который с выражением цитирует Достоевского. Биография Достоевского Ф.М.: рождение и семья, юность Достоевского, первые литературные публикации, арест и ссылка, расцвет творчества, смерть и похороны писателя. В юности на Достоевского огромное впечатление произвели две смерти — матери и Пушкина, которые случились с разницей в месяц: 29 января (10 февраля) 1837 года погиб поэт.

Страницы жизни. О чем рассказывают рукописи и заметки Ф.М.Достоевского

образовательный портал c видео и аудио материалами. Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях. Биография Достоевского Ф.М.: рождение и семья, юность Достоевского, первые литературные публикации, арест и ссылка, расцвет творчества, смерть и похороны писателя. И после окончания училища Достоевский твердо решил все свое время посвятить литературе и творчеству.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий