Большинство диапроекторов предназначалось для демонстрации диапозитивов в специальных рамках размером 50×50 мм.
Белая простыня в темноте и жужжание аппарата: история диафильмов в советские годы
Сегодня мы отправимся в удивительный мир иллюзий и волшебства! В середине 17-го века у европейского бомонда появилось новое развлечение — волшебный фонарь. Так называли первый в истории оптический проектор, изобретенный голландским физиком Христианом Гюйгенсом. Устройство Гюйгенса состояло из деревянного корпуса с линзой, которая выполняла роль объектива. Внутри корпуса устанавливали слайд с изображением, а позади слайда — источник света — свечу или лампаду. А еще у первых волшебных фонарей был дымоход для циркуляции воздуха, поскольку внутри стояли масляные лампы", — рассказал шоумен, председатель Британского общества волшебных фонарей Мервин Херд. В архивах сохранились первые эскизы Гюйгенса для его волшебного фонаря. Это 10 слайдов со скелетом, который отрывает себе череп. Устрашающие проекции были самыми популярными в то время.
Волшебные фонари часто использовали иезуиты — чтобы показать верующим ужасы ада", — поделился информацией Херд. Фантасмагории и ужасы: удивительные возможности волшебного фонаря Для усиления эффекта волшебный фонарь прятали от зрителей за сценой или под подмостками, а изображения проецировали не на стену, а на клубы дыма. В итоге монстры появлялись как будто из ниоткуда и оживали. Такие представления называли фантасмагориями. Также представления сопровождались пугающими звуковыми эффектами — заунывным воем, плачем и криками. У многих зрителей не выдерживали нервы, и люди нередко падали в обморок", — рассказала экскурсовод Эльзасского музея Кандис Рандеркам-Долле. Одним из самых талантливых мастеров фантасмагорий был бельгийский физик и фокусник Этьен Робертсон.
Когда ученые изобрели сплошную фотопленку с желатиновым покрытием, стало возможным устраивать массовые показы — чаще в развлекательных, реже в просветительских целях. В дореволюционной России диафильмы выпускались двух видов — для домашнего просмотра переложения популярных сказок, пьес, небольших сценок и даже житий святых и для учебных заведений здесь уже были диафильмы по естествознанию, географии, истории. В то время эти сеансы назывались «туманными картинами» и сам сеанс заключался в том, что ведущий менял на экране картинки, а кто-нибудь сопровождал показ комментарием или чтением вслух. Позже, уже перед самой революцией, стали выпускать диафильмы со специальными брошюрами с «разъяснительным» покадровым текстом. Собственно, и сами слова «диафильм» и «диапроектор» приставка «диа» означает «сплошной, от начала до конца» появились примерно в то время. После революции и гражданской войны практику применения диапроекторов постепенно возродили. Появление диапроекторов было связано с необходимостью нести пропаганду в самые отдаленные уголки страны. Неслучайно первый советский диапроектор назывался «Избач» — так именовалась должность руководителя «красной избы» или «избы-читальни», основного культурного учреждения в глухих деревнях. Об этом человеке не сохранилось никаких упоминаний, неизвестна его дальнейшая судьба. Однако благодаря именно П. Мершину и его изобретению удалось создать недорогой и качественный аппарат — диапроектор, позволяющий обеспечивать агитационными материалами даже самые отдаленные населенные пункты Советской России. К «Избачу» прилагались реостат и динамо-машина, что позволяло эксплуатировать его даже там, где еще не было электричества. Правда, не очень удобно было использовать диапозитивы, которые по старинке изготоваливали на стеклянных пластинках. Чтобы прочесть «лекцию с картинками», лектору приходилось помимо тяжелого «Избача» тащить еще и тяжелый ящик со стеклянными диапозитивами. Тем не менее постепенно диапроекторы получили всеобщее распространение. Можно сказать, что на какое-то время они смогли даже заменить кинематограф, ведь производство компактных кинопередвижек в стране наладили только во второй половине 1930-х. Зато уже в 1930 году в Москве была создана студия «Диафильм» для выпуска советских диафильмов. Первым художником студии «Диафильм» стал московский иллюстратор В. Он же, как считается, придумал и логотип студии, который не менялся до последних дней существования «Диафильма» — буква «Ф», вылетающая на крылышках из кинопленки. Первым советским диафильмом, которые теперь выпускались не на стеклянных пластинках, а на рулонной пленке, стала «экранизация» стихотворений поэта Самуила Маршака — «Багаж» и «Пожар». Первые диафильмы были черно-белыми, но уже через пару лет студия освоила печать цветных диафильмов. Кстати, первым цветным диафильмом тоже стала экранизация детского стихотворения — «Девочка-ревушки» Агнии Барто. Диафильмы в Советском Союзе не являлись, как в царской России, формой домашнего или семейного досуга. С самого начала было определено, что диафильм — средство агитации и пропаганды, мощное идеологическое оружие победившего пролетариата. Поэтому их производству и выпуску придавалось особенное, политическое значение. В те годы считали, что диафильмы по степени воздействия ненамного уступают «живому» кино. Для лекционной же работы они были положительно незаменимыми, являясь идеальной формой наглядной агитации. Кадр из советского агитационного диафильма Поскольку диафильмы — это демонстрация неподвижных картинок, многие художники считают, что их изготовление является частью изобразительного искусства. Хотя именно в Советском Союзе освоили выпуск впервые в мире диафильмов по мотивам популярных кинофильмов, представляющих собой краткий дайджест сюжета и популярных сцен. Первым фильмом, «переложенным» в диафильм, стал «Броненосец «Потёмкин». Для создания картинок к диафильмам приглашались самые именитые советские художники и карикатуристы — Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие. Не стоит забывать, что для диафильма каждый кадр рисовался отдельно, по сути, художнику предстояло «уложить» сюжет произведения в 30-40 оригинальных картинок. Можно сказать, что для советского народа диафильмы заменили комиксы — поскольку такого явления, как комикс, в советской культуре не существовало.
Кадры, естественно, менялись вручную, с помощью ручки-ролика. Стоимость детского диафильма составляла около 50 копеек. Затем проявленная фотопленка разрезалась на отдельные кадры и вставлялась в диапозитивные рамки. В продаже имелись наборы диапозитивов на определенные темы — чаще всего искусство , музеи , история , география. Учебные диафильмы и диапозитивы широко применялись в школах , средних специальных и высших учебных заведениях. Учебные диафильмы и диапозитивы иногда самостоятельно изготовлялись студентами -фотолюбителями студенческая научная работа на кафедрах , студенческом научном обществе, факультативы.
История проекционных устройств Демонстрирование диафильмов Многочисленными исследованиями ученых доказано, что законы распространения и отражения света были знакомы еще народам древних цивилизаций. В засыпанном пеплом и лавой Везувия Геркулануме был найден прототип камеры-обскуры. В могилах Древнего Рима археологи обнаружили оптические линзы. С оптикой в какой-то мере были знакомы и народы еще более далеких времен. В Египте, за тысячи лет до нашей эры, во время пышных празднеств в честь богини Изиды на дымах и облаках от курений, на стенах храмов возникали видения «таинственных духов». С началом христианства многое из наследия предшествующих языческих культур забывается. Надолго угасает и интерес к познаниям древних в области оптической техники. Понадобились века, чтобы оптическая проекция вновь привлекла внимание. Великий художник, скульптор, теоретик искусства, анатом, механик, Леонардо да Винчи много занимался и оптикой. Его нередко называют отцом фотографии. Им же были разработаны и принципы волшебного фонаря. В 1589 году неаполитанский физик Жан-Батист делла Порта выпускает книгу — «Об оптическом преломлении лучей». Эта книга спустя 250 лет стала одним из отправных пунктов для замечательного открытия — фотографии, но прежде она положила начало первому волшебному фонарю.
Популярные за месяц
- Коротко о диапроекторах
- История советских диафильмов. Позитивные кадры нашего детства
- Диапроектор Ф-49
- Приборы для просмотра слайдов ссср
Диапроектор Дм-2 Свет отличное качество СССР рабоч
Более усовершенствованный диапроектор ссср был оснащен грампластинкой, с записанным текстом к изображению и звуковым сигналом к смене кадра. ОАО «Рогачевский завод «Диапроектор» входит в состав БелОМО, являющегося признанным лидером оптического приборостроения. Диапроекторы и диафильмы на OZON по выгодной цене! Рейтинг лучших диапроекторов по мнению экспертов и отзывам покупателей. Оцениваем функционал, качество картинки, надежность. стоимость.
Диапроектор "ДП" выпускался предположительно с 1983 года Загорским заводом № 6.
Диапроектор-фильмоскоп Ф-49 производили в Москве на опытном электромеханическом заводе с конца 50-х до середины 60-х годов. ОАО «Рогачевский завод «Диапроектор» входит в состав БелОМО, являющегося признанным лидером оптического приборостроения. Уважаемые читатели моего отзыва, отвечаю: данная отличная штука фильмоскоп или диапроектор возвращает нас взрослых в наше детство.
5 лучших диапроекторов
Вместо попкорна у нас был ломоть хлеба, на который щедро накладывали смородиновое варенье — самые вкусные бутерброды в нашем детстве. В фильмоскопе включалась лампа и проецировала картинку на стену. Герои сказки говорили маминым голосом: она читала титры под картинкой, изображая то зайчика, то ежика. Кадры сменялись поворотом ручки. Нередко мы засыпали под мамин голос и досматривали сказку уже в своих снах. К некоторым фильмам шли грампластинки; тогда герои разговаривали разными смешными голосами, а кадры на фильмоскопе нужно было переключать по звуковому сигналу. Кадр из звукового диафильма «Космические дали». С этой задачей справлялся кто-то из нас, а взрослые отправлялись за праздничный стол. Но фильмы о космосе комментировал исключительно папа; их я любил больше всего.
Крамской», «Н. Ге», «В. Перов», «Н. Ярошенко», «А. Венецианов», «Мартирос Сарьян», «И. Айвазовский», «И. Репин», «И. Левитан», «К.
Петров-Водкин», «П. Диафильмы-монографии посвящены жизни и творчеству известных зарубежных мастеров — Веронезе, Гойе, Домье, Рембрандту, Пикассо. Серии диапозитивов знакомят с работами Веласкеса, Эль Греко, Матисса. Специальная серия диафильмов приглашает зрителя побывать в городах-музеях — Флоренции, Венеции, Багдаде, Риме, а также в Версале, Лучшие музеи мира представляют свои собрания в лентах: «Бостонский музей изящных искусств», «Собрание графики Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина», «Русская портретная графика начала ХХ в. Ежегодно студия выпускает по одному диафильму из цикла «По художественным выставкам страны». В 1982 году в эту ленту включены произведения, экспонировавшиеся на выставке «50 лет МОСХ». Увлекательное путешествие в мир скульптуры и архитектуры смогут совершить слушатели народных университетов вместе с авторами диафильмов «Русская скульптура из собрания Русского музея в Ленинграде», «Медный всадник» , Скульптура Ленинграда» , «Скульптура Микеланджело», «Русские зодчие», «Итальянская скульптура эпохи Возрождения», «Архитектурные ансамбли К.
Росси», «Новгород Великий», «Псков». Большой интерес представляют серии диапозитивов с брошюрой: «Лениниана скульптора Андреева», «Портретное творчество В. Коллекция фарфора», «Псковский кремль», «Кремль. Оружейная палата», «Загорск. Архитектурные памятники», «Астраханский кремль», а также звуковые — «Современные художники Кубы», «Домский собор», «Петродворец».
Какими бывают диапроекторы Все доступные на рынке диапроекторы можно разделить на три группы: Простые. Это самые недорогие варианты, как правило, имеющие не долгий срок службы. Проектор в состоянии показывать картинку и, иногда, субтитры к ней. Это удобный вариант для знакомства ребенка с устройством. Если диапроектор действительно заинтересует малыша, можно приобрести уже более функциональную модель. Главное отличие этой группы диапроекторов — наличие механической ручки для прокручивания слайдов. Это, обычно, больше всего нравится детям.
У нас в коллекции представлен «Чиполлино». Они выходили в трех вариантах корпуса. До 1979 года форма корпуса была немного закругленной. Модификация из нашей коллекции, со складным корпусом прямоугольной формы — второй выпуск, с 1979 по 1983 годы. Третий вариант корпуса был прямоугольный и не раскладывался. Аппарат «Экран» Также к простому классу относится и кадропроектор «Этюд», который может комплектоваться приспособлением для просмотра диафильмов. Возможность установки на штатив позволяет использовать аппарат в небольших аудиториях. Аппарат «Этюд-2c» Кадропроектор «Свет» выпускался в разных модификациях - ДМ-2 с возможность повышения напряжения питания лампы до 13 В , ДМ-3 встроенный понижающий трансформатор , ДМ-4Т встроенный понижающий трансформатор, принудительная вентиляция , ДМ-4М безтрансформаторная модель. Снабжался фильмовым каналом для использования с диафильмами горизонтального или вертикального расположения кадров. Эти аппараты можно использовать для демонстрации в аудиториях на 100-150 мест при полном или частичном затемнении. Сильный световой поток позволяет демонстрировать диафильмы без затемнения. Аппарат «Cinemood».
Диапроекторы: характеристики, виды и советы по выбору
Подобрав нужный угол наклона диапроектора, отпускаете клавишу и диапроектор останется в устойчивом положении. В СССР были очень популярны диапроекторы и фильмоскопы. Диапроектор «Спутник» 1985 год, СССР Диапроектор предназначен для показа диафильмов и слайдов. Фильмоскоп — принятое в СССР название диапроекторов, специально предназначенных для демонстрации рулонных диафильмов с размером кадра 18×24 мм. Диапроектор проектор диафильмов Знайка СССР.
Диапроектор Ф-49
Фотопроектор, слайд-проектор, киноаппарат. Базовая конструкция довольно проста. В корпусе находится устройство для размотки пленки и лампа. Изображение проецируется через линзу.
Когда оно проецируется на поверхность, оно увеличивается. Вместо пленки часто используются слайды. Проектор не только знакомит детей со сказками и популярными героями мультфильмов.
Их использование в играх растет. При правильном выборе горок вы сможете познакомить ребенка с природой, взобраться на звезды и погрузиться на дно океана. А читая субтитры, можно легко выучить алфавит.
Работа с мелкими деталями отлично подходит для развития мелкой моторики. Какие бывают В настоящее время вы можете выбирать между различными моделями в зависимости от возраста ребенка и вашего бюджета. Простые диапроекторы предназначены для демонстрации картинки и субтитров к ней.
Вариант довольно бюджетный и не рассчитан на долгий срок службы. К тому к ним редко можно приобрести дополнительный набор слайдов, и они довольно быстро надоедают детям. Характеристики более функциональных фильмоскопов предполагают ручное и автоматическое прокручивание пленки, голосовое сопровождение.
Такие модели помогут заинтересовать и самых маленьких, и детей постарше, которым самим захочется выступить в роли кинооператора. Современные диапроекторы, позволяющие получить дома небольшой кинотеатр. Помимо перечисленных функций, они имеют USB-входы для подключения к ноутбуку и работают со съемными носителями информации.
Позволяют смотреть диафильмы в высоком качестве и с хорошим разрешением. Минусов несколько.
Удобно включать, проматывать фильмы, докупать новые по желанию ребенка. У нас дома раньше редко кто собирался всей семьей и проводил время вместе, но импровизированный домашний кинотеатр объединил младшее и старшее поколения. Ребенок в восторге от времяпровождения, нравится внимание и уют при просмотре мультиков.
Во времена, когда не существовало общедоступных кинопроекторов, купить диапроектор фильмоскоп и диафильмы могла себе позволить практически любая советская семья. Именно поэтому диафильмы широко использовались как в образовательных целях, так и для семейных развлечений. Диафильмы выпускаются на 35 мм кинопленке и обычно представляют собой последовательность из 20 — 60 изображений, сопровождающихся титрами. Коротко о диапроекторах Для просмотра диафильмов используются специальный тип диапроектора — фильмоскоп. В наше время купить фильмоскоп можно недорого на сайте интернет-магазина «Диапроекторы и диафильмы» — diaprojektor. Современные диапроекторы отличаются от своих предшественников повышенной безопасностью в использовании.
Улучшенная модель проектора, но в основном только в области дизайна. Стоила уже 35 рублей. Действительно, диапроектор приятно взять в руки, корпус кажется дорогим, открывается легко и плавно, объектив также выглядит более солидно, но имеет те же технические характеристики, что и у предыдущих моделей. Диапроектор фильмоскоп — «Свитязь-М». Диафильм сам сматывается в специальный контейнер с пружинками, который потом снимается с адаптера для извлечения диафильма. Слайды показываются вручную с помощью толкателя, кассета диамагазин при этом перемещается автоматически. Есть переключатель перемещения диамагазина вперед-назад. Пульта ДУ не предусмотрено. Фокусировка осуществляется вращением ручки. Стоил аппарат 80 руб. Диапроектор фильмоскоп — «Сказка». Фильмоскоп «Сказка» выпускался в г. Отличительной особенностью этой модели является отсутствие съемного адаптера для диафильмов. В нем пленка заряжается непосредственно в фильмоскоп. Его часто расхваливают на форумах. Действительно, заряжать фильмоскоп очень просто, лишь бы пленка не перекосилась. Однако, в этом фильмоскопе очень непросто провести юстировку лампы, так как направляющие для объектива снимаются вместе с пластмассовым корпусом. Его цена становила 14 рублей 50 коп. Диапроектор фильмоскоп — «Спутник». Это тоже безтрансформаторная модель фильмоскопа. Диапроектор фильмоскоп — «Спутник-2». Диапроектор фильмоскоп — «Ф-3». Корпус металлический, габариты небольшие. Фокусное расстояние объектива 62,4 мм. Стоимость этого фильмоскопа составляла — 8 рублей. Диапроектор фильмоскоп — «Ф-7». Корпус пластмассовый, выполнен в форме пушки. Фокусное расстояние объектива 62. Стоимость аппарата составляла 10 рублей. Кстати, у меня был именно такой фильмоскоп, зеленого цвета. У соседа был тоже такой же, только синего цвета. Диапроектор фильмоскоп — «Ф-9». Корпус пластмассовый. Фокусное расстояние объектива 65 мм. Стоимость аппарата составляла — 10 рублей. Диапроектор фильмоскоп — «Ф-49». Данный фильмоскоп выпускался в г. Работал от сети 220 В. Прост в использовании. Корпус металлический, габариты маленькие, цена на него была невысокая. Диапроектор фильмоскоп — «Ф-64». Диапроектор фильмоскоп — «Ф-68». Эта модель исполнена в металлическом корпусе, и производилась на Загорском заводе школьного приборостроения. Она имеет весьма удобную зарядку диафильмов — в адаптере для диафильмов есть направляющие до зацепления с резиновыми валиками привода. Фокусное расстояние объектива 77 мм, стекло с просветлением, относительное отверстие 1:4,8. Стандартно используется лампа А6 21, однако ее лучше заменить на К6-30-1, что вполне допустимо. Также выпускались разные модификации этого фильмоскопа: разные по размеру уменьшенная модель , без выключателя спереди, разные по внешнему виду корпуса. Диапроектор стоил всего 10 руб. Диапроектор фильмоскоп — «Ф75-1М». Эта модель выпускалась в Загорске ныне Сергиев Посад. Главное отличие от всех предыдущих — его универсальность. Диапроектор позволяет просматривать как диафильмы, так и слайды. Кроме того, корпус аппарата металлический, жесткий. Качество изготовления выше всяких похвал, все части хорошо подогнаны, объектив в оправе сидит жестко. Диафильмы демонстрируются ровно, ручка прокрутки диафильма двухсторонняя, очень удобная и не разбалтывается. Слайдовый адаптер рассчитан на два слайда: во время демонстрации одного кадра вы имеете возможность вставить в него следующий слайд. Прекрасно работает с картонными слайдовыми рамками. К его недостатку можно отнести лишь протяжку пленки под днищем аппарата. Стоил 13 рублей. Диапроектор фильмоскоп — «ФГК-49». Работал от сети 120, 220 В. Все детали и узлы фильмоскопа смонтированы на металлическом основании. В осветительной камере с откидывающейся крышкой размещены: источник света автомобильная лампа 6В и зеркальный рефлектор.