По словам заместителя руководителя Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Приморскому краю Ирины Борисенко, учёные выделяют несколько причин появления экстремистских явлений. Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок.
Статьи по предмету Уголовное право
Пропаганда исключительности и превосходства одной группы людей над другой по критерию расы, религии и прочего. Нарушение прав и свобод других граждан, принадлежащих к иным социальным группам. Препятствие проведению голосования, работе госорганов с применением насилия на основании имеющихся экзистенциальных идей. Публичное распространение экстремистских материалов, подстрекательство к ним или же финансирование. Причины экстремизма По своей природе понятие экстремизма имеет отличные друг от друга причины возникновения. Условно их можно разделить на три группы факторов: Экономические. Если в обществе происходят экономические кризисы, наблюдается рост безработицы и спад уровня доходов населения, то закономерно растет и уровень распространения экстремистских взглядов. К тому же, такая идеология может распространяться и на территории, обедненной некими ресурсами в сторону другой, более богатой ими. К этой группе факторов относится ослабление государственной власти, высокий уровень коррупции и криминализация общества при бездействии силовых структур. В таких условиях содействовать экстремистам могут представители определенных зарубежных организаций.
Сюда можно причислить отсутствие единой идеологии в государстве, ослабление воспитательной работы с молодежью. Экстремизм в интернете как начальная форма явления может начинаться из-за кризиса института семьи и ухудшения уровня жизни населения, активного развития деятельности экстремистских организаций в молодежной среде. Особенности экстремизма По своей структуре идеология экстремизма имеет четко выраженные особенности: Экстремисты практически всегда являются членами формальных или неформальных экстремистских группировок с четкой структурой и иерархией, высоким уровнем конспирации. При этом такие группировки очень сплоченные, имеют четкую идеологическую, аналитическую и боевую структуры. Экстремистские идеи однобоко разделяют мир на «мы» и «они». При этом в таких учениях негативные черты отдельных лиц переносятся на всей представителей нации, религиозного верования, социальной группы.
Для того чтобы борьба с терроризмом не превращалась в манипуляцию общественным сознанием или погоню за фантомами, следует возвратить самому термину научную строгость и понимать, что за реальным терроризмом всегда стоят объективные проблемы социального, политического, культурного и даже духовного плана, которые и следует решать с целью предотвращения этого разрушительного явления. Потенциальный террорист — человек, способный к активному протесту и напряжению своей воли ради рискованной цели. Он может переступить нравственные ограничения на причинение вреда другому человеку в виде суда совести. Однако в ряде случаев именно болезненно обостренное одностороннее чувство совести — глубокое сопереживание к страданию собратьев по вере, соплеменников, боль от утраты близких в военно-политическом конфликте может привести к совершению террористического акта человеком по природе своей не склонным к преступлению. Это другой психологический тип террориста. В любом случае, общие социально-культурные предпосылки вовлечения в терроризм таковы: духовный кризис и утрата четких культурно-ценностных ориентиров обществом в целом или же определенными социальными группами, глубокие социальные противоречия внутри общества, нарушение баланса социальной справедливости или же вовлеченность в социально-политический или военный конфликт, зарождение экстремистской субкультуры в среде маргинальных групп, предлагающей новую систему идеологических ценностей и радикальный план действий по преодолению кризиса. Экстремистский тип сознания вне зависимости от его уникальных и социокультурных вариаций представляет собой сознание, в котором происходит подмена и фальсификация истинных ценностей. Импульсы ненависти и мстительности в нем превращены в идеологемы, выдающие зло за добро. Скажем, «любовь» здесь трансформирована в своеобразно понимаемый «альтруизм», «героизм» — во имя народа, родного этноса и даже Бога. Скажем, у народнических террористов в царской России альтруизм и «любовь к народу» подразумевали ненависть к самодержавию и полный отказ от собственного «я», то есть по сути, деструкцию собственной личности. У экстремистов исламистского типа часто этика героизма подменяет собой этику труда — установку на постепенное и мирное возрождение родного общества и цивилизации. Как показывают исторические примеры, некоторые из лидеров и даже рядовых представителей террористических движений представляют собой достаточно богатые и неординарные натуры, не лишенные талантов, при этом подлинный облик личности в них замутнен, а сознание сужено до идеологических концептов. Следует иметь в виду, что понимание сложности мотивации и нравственного сознания террориста крайне важно для адекватного объяснения истоков террористического насилия. Обществу для предотвращения угрозы экстремизма необходимо сохранение и возрождение традиционных духовных ценностей и здоровых нравственных ориентиров, сбережение своего историко-культурного наследия. Сейчас, в условиях тотальной пропаганды потребительского образа жизни, это крайне необходимо. Часть современного поколения ценностно дезориентирована, другая — испытывает жажду в глубоких, созидательных смыслах своей жизни.
Лерой еще в начале прошлого столетия как фанатичную, чрезмерную и не гуманную веру в религиозный или политический идеал. С тех пор экстремизм — это идеология, выражающаяся в приверженности крайним взглядам, в основном в политике или религии. Выражается в противоправном распространении своих убеждений, нетерпимости к другим точкам зрения, насилии. Сам термин произошел от латинского понятия extremus, что в переводе означает крайний или чрезмерный. То есть человек, придерживающийся таких взглядов и ведущий противоправную деятельность, это так называемый идейный преступник. Он убежден в своей правоте и выступает против представителей определенной социальной, религиозной или национальной группы. Признаки экстремизма Разобравшись с понятием того, что такое экстремизм, стоит выделить основные признаки такой противоправной деятельности. Ученые и представители силовых структур выделяют следующие аспекты того, что свойственно экстремизму: Приверженность определенной экзистенциальной идее, отличающейся от той, которая принята в конкретной общественной группе. Публичное и демонстративное распространение собственных взглядов. Открытая нетерпимость к сторонникам иных взглядов. Достижение своих целей на основе существующей идеи путем противозаконных методов. Идеологическое обоснование применения насилия или его угрозы. Экспрессивное и эмоциональное выражение своих идей. Демонстративное пренебрежительное отношение к принятым в обществе правилам, нормам и законам. В чем выражается молодежный экстремизм? В последние десятилетия активно развивается молодежный экстремизм как особая форма активности молодых людей, выходящая за рамки общепризнанных норм.
Существуют и психологические трактовки радикализма. Иногда его прямо трактуют как психологический механизм качественного преобразования политических процессов, предполагающий решительные и бескомпромиссные действия для достижения цели, придерживающийся крайних средств достижения цели; социокультурная традиция, обусловленная соответствующим типом личности и национально-цивилизационными особенностями общества и государства. В современном употреблении, радикализм означает, прежде всего, выраженное стремление к решительным, «корневым» идеям, а затем и к методам их достижения, и к связанным с этими идеями соответствующим действиям. Иногда термин «радикализм» употребляется почти как синоним понятия «экстремизм». Но между данными понятиями существует определенная разница. В отличие от экстремизма, радикализм фиксируется, прежде всего, на содержательной стороне тех или иных «корневых», крайних, хотя и не обязательно «экстремальных» идей и, во вторую очередь, на методах их реализации. Радикализм может быть исключительно «идейным», а не действенным, в отличие от экстремизма, который всегда бывает действенным, но не всегда идейным. Экстремизм, в первую очередь, фиксирует внимание на методах и средствах борьбы, отодвигая содержательные идеи на второй план. О радикализме же обычно говорят применительно к идеологически, политически и социально крайне ориентированным организациям, партиям или партийным фракциям, политическим движениям, группам и группировкам, отдельным лидерам и т. Об экстремизме говорят, оценивая степень крайности методов реализаций таких стремлений. В основе радикализма лежит, во-первых, негативное отношение к сложившейся социально-политической действительности, а во-вторых, признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации как единственно возможного. В то же время радикализм трудно связать с какой-либо определенной политической позицией. Радикализм может проявляться в различных формах экстремизма и терроризма. Радикализм - всегда оппозиционное направление. Более того, это - опора наиболее жесткой, радикальной оппозиции, в отличие от оппозиции умеренной - «системной», лояльной, «конструктивной». Как правило, он играет в обществе дестабилизирующую роль. Благоприятной социально-психологической почвой для радикализма считается состояние всеобщей неуверенности и нестабильности. Именно на этой базе расцветают ультралевые и ультраправые идеи, сопровождающиеся соответствующими действиями. Субъектность молодежи при неблагоприятных социально-экономических и политических условиях может реализоваться в форме молодежного радикализма. Молодежные радикальные направления выступают как внесистемная оппозиция, ориентированная на реализацию альтернативных проектов существующим моделям социального и политического порядка. Для радикалистского мышления и поведения характерны максимализм, нигилизм, широкий диапазон колебаний настроений и действий между крайностями, ориентация на примат силовых методов для достижения социальных и политических целей. Радикальный тип сознания и поведения детерминируется и провоцируется спецификой самого общества, происходящих социальнополитических процессов. Молодежный радикализм в российском обществе сформировался в условиях социальной трансформации российского общества, которая привела к социальным диспропорциям, сужающим социально-мобильный потенциал молодежи. Разнообразие рыночных социально-профессиональных ниш и нарастающая ограниченность рынка труда, территориальные разделения определяют социальное позиционирование молодежи как группы с суженным социальным воспроизводством и с усилением тенденций социального отчуждения и изоляционизма, понижения интереса к межгенерационному диалогу, что стимулирует радикализацию молодежной среды в отношении к общественным интересам и диалогу с другими социально-возрастными и социальными группами российского общества. Сегодня радикализм российской молодежи обусловлен нарушением, деформацией процесса социальной интеграции молодежи. Структурные преобразования в российском обществе привели к социальной поляризации, резкому социальному, имущественному и социокультурному расслоению, привели к тому, что молодежь является группой социального риска, балансирует на грани социального исключения, затруднено самоопределение молодежи, возрастает вероятность краха жизненных интересов, что приводит к возрастанию нелегальных способов реализации жизненных целей девиантной карьеры. Социальные социоструктурные диспропорции в российском обществе, как и дефицит институциональных легальных форм самореализации молодежи, является общесистемным обстоятельством стимулирования молодежного радикализма. Для российской молодежи характерно противоречивое отношение к радикализму. С одной стороны, отсутствует готовность принять участие в радикальных акциях на личностном или групповом уровнях, то есть не сложился коллективный субъект радикализма. С другой стороны, присутствует равнодушие или позитивное отношение к проявлению молодежного радикализма как справедливой и обоснованной реакции молодежи на неудовлетворенность своим положением не только в сфере материального производства, но и в социально-политической жизни. Особенность молодежного радикализма состоит в недоверии или озлобленности по отношению к государству низкий авторитет государственных институтов и стихийности или конфликтности отношений на уровне межличностного взаимодействия. Радикальные идеи являются, своего рода, формой замещающей интеграции, так как механизмы и условия социально-профессиональной интеграции, социального включения молодежи образование, профессия, территориальная мобильность в российском обществе снижены. И в этом смысле нужно отличать демонстративный радикализм как способ подчеркивания самостоятельности молодежи и деятельностный, связанный с попытками не отчуждения существующей системы общественных отношений и ценностей, а их радикального разрушения или переустройства. Молодежный радикализм выступает как совокупный эффект социоструктурных изменений в российском обществе. Социоструктурные детерминанты молодежного радикализма выражаются в социальных разрывах, в той степени социальных неравенств, которые воспринимаются молодежью как несправедливые, как чуждые, как барьеры на пути социальной и политической активности молодежи. Социоструктурные изменения повлияли на рост недоверия молодежи к государственным и общественным институтам, в результате вырастает степень допустимости антиобщественных радикальных поступков и явлений. К радикализму способны не только бедная, обездоленная молодежь, но и молодые люди со средним уровнем обеспеченности, с социальными и политическими амбициями, которым не соответствует коридор институциональных и структурных возможностей. Радикализация взглядов молодого поколения проявляется в отрицательной оценке настоящего периода: социальная несправедливость, межнациональные конфликты, бюрократия, коррупция. В историческом сознании молодых россиян, во-первых, выключены барьеры молодежному радикализму, не актуализировано представление о радикализме как тупиковом и требующим человеческих жертв пути достижения социальных целей; во-вторых, осмысление истории не приводит к осознанию преемственности с предшествующими этапами развития страны, желанием найти синтез традиции и современности, то есть молодежный радикализм закрепляется на уровне исторического негативизма, вырастает из чувства исторической разорванности. Отношение молодежи к праву как форме принудительного воздействия, внешнего контроля, расширяет границы восприятия радикализма, так как при инструментальном отношении к праву или правовом нигилизме нарушение правовых норм воспринимается возможным, если отсутствует неотвратимость наказания или право воспринимается исключительно как несправедливое. А так как определение социальной справедливости в молодежной среде связано в немалой степени с негативной оценкой государства, возникает риск смыкания понятий справедливости и радикализма. Поступки против государства и отдельных его представителей могут рассматриваться как справедливые. Это не означает, что российская молодежь принципиально готова стать союзником радикализма. Другое дело, что отношение к российскому государству, как не совсем правовому, высказываемое практически половиной молодежи, оставляет простор легитимации радикализма и отношение к радикальным настроениям как вполне обоснованным несправедливостью законов. Не так много молодых людей полагают, что сопротивление полиции, а это характерный эталонный момент в отношении радикализма, не может быть никак оправдано и является преступлением. Для части молодежи радикализм мыслится «в стиле экшн» как выход за пределы серых будней, как экстремальная форма самовыражения, как привлекательность ярких жизненных впечатлений, что создает дополнительный ресурс мобилизации в радикальные сети молодежи. Российская молодежь достаточно практична, и ее ценностные ориентации свидетельствуют об индивидуализме, но в этом есть риск расширения радикализма, поскольку доминирующие ценностные ориентации могут смениться радикализацией социальной активности, если молодые люди ощущают невозможность действовать легитимными способами. Некоторая часть молодежи состоит в маргинальных радикальных молодежных организациях, но большинство радикальных групп не зарегистрированы, являются мобильными, организованными по сетевому принципу, что может снижать уровень реальной оценки радикализма. С другой стороны, радикальные настроения и поступки могут совершаться в самоорганизованной или социально стихийной форме. Большинство молодых людей неотрефлексировано являются несознательными радикалами, готовы признать, одобрить или даже участвовать в радикальных действиях по логике ситуации. По ценностно-деятельностным основаниям радикализм находит свое отражение в четырех взаимозависимых моментах. Во-первых, радикализм, не оформившись в самостоятельное идейное течение и представляя многослойный и противоречивый синдром общественной жизни, характеризуется достаточной целостностью, единством взглядов в отношении к утверждаемым в обществе демократическим и рыночным ценностям, как негативным. Во-вторых, с радикализмом связана традиция индивидуалистического анархизма, стремления быть хозяином самому себе, абсолютизации самостоятельности молодежи. В-третьих, радикализм ориентирован на ценность риска, на формулу «результат ради действия», на логику экшн, на стремление быть узнаваемым, вызвать уважение в молодежной среде. В-четвертых, с радикализмом связано неверие или индифферентность молодежи по отношению к нормам социальной и правовой саморегуляции, ценности права и социальной солидарности. Среди определенной части радикально настроенной современной молодежи «сознательные радикалы» проявляются идеологические традиции русского радикализма, анархизма, переплетаясь с эмоциональными иррациональными установками и современной тематикой. Сознательная часть молодых радикалов, разделяющая радикальные мировоззренческие идеи, оторвана от большинства молодых россиян и заключена в узкие сектантские рамки, что не означает существование непроницаемой границы между радикальными течениями и настроением большинства молодежи. Это у молодежи может нести непримиримую ненависть к обществу. В повседневной жизни радикализм молодежи существует преимущественно в форме настроений, представляя собой систему взглядов и эмоциональных состояний экстремистской направленности. Неудовлетворенность жизнью у части молодежи вымещается в форме неприязни к иммигрантам, этнической вражды, правого радикализма. Радикализм молодежи выступает как форма социального самоопределения и активности молодежи, как альтернатива повседневности и как способ достижения социальной справедливости в оппозиции государству и конкретным властным структурам, но следует учитывать, что радикализм выступает как деструктивная социальная энергия молодежи, как реакция на рост социальных противоречий. Не редко молодежный радикализм проявляется через молодежные организации. Молодежный радикализм в российском социуме является состоянием молодежной среды, связанным с политической псевдосубъектностью, как следствием политического индифферентизма и недоверия к государственным и политическим институтам. Некоторая часть молодежи считает, что внутренняя политика государства не совпадает с интересами молодежи и если молодежь не в состоянии иметь каналы легального правового влияния, то молодежь должна стать либо самостоятельным субъектом политической деятельности, что может квалифицироваться только как радикализм по отношению к взрослым системным партиям и движениям, либо отстраниться от политики, уходя в приватное неполитизированное пространство. Радикализм становится замещающим вариантом гражданско-политической активности молодежи, способом политической презентации, который является также неэффективным, как и социальная пассивность, но может внести серьезные элементы политической дестабилизации. Для молодежи радикальные идеи представляются привлекательными как идеал более или менее чистой политики. Действующие оппозиционные молодежные организации и движения, выступая как уличная протестная сила, пытаются вообразить себя либо лидерами будущих изменений, что, несмотря на крайний популизм и «самоотверженность» ее участников не приводит к мобилизации широких масс молодежи, но может быть квалифицировано как внесистемный организационный радикализм. Молодежный радикализм - генератор политической нестабильности, политического деструктивизма, перехода к несистемным формам политической активности молодежи. Радикализм является периферийным, несистемным явлением политической жизни, который стоит в оппозиции всей политической системе и традиционным политическим субъектам в том числе и системной оппозиции. Молодежный радикализм в политической жизни российского общества характеризуется политической псевдосубъектностью, выражаемой в периферийности политического участия, определяемого организационной и когнитивной незрелостью, и претензиями на лидерские позиции во внесистемной оппозиции, что создает замкнутый круг политического деструктивизма. Игнорирование молодежного радикализма или применение карательных мер не дает положительного эффекта, необходим системный подход, направленный на минимизацию всех экономических, политических, социоструктурных и идеологических факторов, детерминирующих радикализацию молодежи, необходим диалог с массовыми участниками молодежного радикализма, нейтрализация «идеологов и лидеров», содействие росту активности и влияния молодежных гражданских и политических ассоциаций, выражающих интересы молодежи как самостоятельной социально-возрастной и социокультурной группы. О профилактике этнического сепаратизма Сущность сепаратизма - в проявлении тенденций к отделению этнических групп внутри целостных национальных образований. С точки зрения социально-политической сущности, «сепаратизм — это требование суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории. Это требование направлено против государственной власти страны проживания». B российском законодательстве нет определения сепаратизма, что затрудняет пресечение его в рамках правового поля. Вместе с тем, ориентиром для определения значения слова «сепаратизм» может стать Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15. Под «сепаратизмом» в ней понимается деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему». Вследствие коренного изменения геополитического положения России, сложных процессов на международной арене перед нашей страной достаточно актуально стоит проблема сохранения своей территориальной целостности. Сепаратизм ведет к подрыву российской государственности. Особое значение в связи с проблемой сепаратизма играет религия. Другим фактором, способствующим возникновению сепаратистских движений, можно считать проблему усиления миграции. Опасность сепаратизма состоит в том, что сокращение пространственных пределов государства, как правило, ведет к сокращению ресурсов не только природных, но и людских , которые могут быть использованы для его самосохранения и развития. По этой причине в каждом государстве сохранение территориальной целостности отнесено к его наиболее значимым интересам, которые принято называть жизненно важными. Воздействие сепаратизма на безопасность России может проявляться в различных сферах по-разному. В политической сфере сепаратизм способен привести к следующим негативным последствиям: общей дестабилизации ситуации в стране; ослаблению государственного суверенитета и выходу отдельных территорий из-под контроля федеральных властей; появлению организаций, выступающих под лозунгами сепаратизма и обладающих значительным политическим влиянием; подрыву авторитета федеральной власти среди населения страны; возникновению проблемы беженцев, которая может иметь серьезные политические и социально-экономические последствия. В военной сфере сепаратизм может привести к возникновению ряда деструктивных процессов: нарушению военной инфраструктуры страны; установлению экстремистскими группами контроля над территорией, занимаемой военными объектами; созданию в районах действия сепаратистских движений баз террористов, а также появлению новых каналов проникновения на территорию России оружия, взрывчатых материалов и наркотиков; превращению отдельных районов страны в очаги военного противостояния федеральным силам. Сепаратизм способен подорвать экономический потенциал страны в результате дезорганизации хозяйственной жизни не только на региональном, но и на федеральном уровнях. В духовной сфере сепаратизм ведет к распространению националистических идей, которые способствуют радикализации сознания и политического поведения населения страны. Президент России В. Путин подписал Указ об утверждении Стратегии национальной государственной политики России на период до 2025 года. Основными вопросами национальной политики являются четыре позиции: сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной. Приоритетными направлениями являются совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Необходимо также развивать систему гражданско-патриотического воспитания, совершенствовать взаимодействие властей с институтами гражданского общества и др. Сепаратизм равно как и терроризм, экстремизм, ксенофобия относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений. Своевременное выявление, предупреждение и профилактика сепаратизма в действиях физических лиц, объединений и организаций — залог безопасности. Терроризм не относится к повсеместным явлениям. Использование этой тактики предполагает набор социокультурных и политических характеристик общества. Если эти характеристики отсутствуют, тактика терроризма реализована быть не может. В «Толковом словаре русского языка» С. Основные причины возникновения терроризма можно разделить на политические, социально-экономические, экономические, религиозные, духовные. Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. Если рассматривать социально-экономические причины, то основной причиной можно считать низкий уровень жизни в стране. Терроризм сегодня - это бизнес, способный приносить своим организаторам немалый доход, который может быть сравним с доходами от нефтебизнеса. Торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли. В настоящее время существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм радикальное течение ислама. В большинстве случаев террористы лишь прикрывают свои истинные намерения религиозными лозунгами. Важными духовными причинами возникновения терроризма являются: искажение правовых и общечеловеческих ценностей. На возникновение и развитие терроризма в России влияет достаточно сложный комплекс политических, экономических, социальных, идеологических, этнонациональных и правовых факторов. Экономические факторы: предельное расслоение населения по уровню жизни в результате приватизации и последующей государственной экономической политики; явная и скрытая безработица значительной части трудоспособного населения; криминализация экономики; активная финансовая подпитка террористических организаций как из-за рубежа, так и с использованием внутренних источников. Социальные факторы: размежевание общества формирование социальных слоев и групп с противоположными интересами ; отсутствие эффективной системы социальных гарантий населению; резкое снижение социальной защищенности населения, снижение продолжительности жизни, рост острых и хронических заболеваний; рост преступности; снижение духовных, нравственных, моральных, патриотических качеств и культурного уровня населения, в том числе и правового; пропаганда средствами массовой информации культа жестокости и насилия. Этнонационалъные факторы: обострение межнациональных отношений проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигание национальной и религиозной вражды ; неравенство в экономическом, социально-политическом, культурном положении различных национальных групп; запаздывание решений, принимаемых государственно-политическими структурами, острых экономических, социальных, политических и других проблем, затрагивающих существование и развитие нации; деятельность радикальных, экстремистских националистических организаций, движений и лидеров, подталкивающих население на противоправные действия; националистическая политика представителей руководящей элиты в борьбе за власть в условиях многонационального состава населения. Идеологические факторы: отсутствие единой последовательной политики государства в области идеологии гражданского общества; насаждение идеологии нигилизма, антипатриотизма, неприятия национальных исторических и культурных ценностей; националистическая пропаганда, проводимая, в том числе в СМИ, частью националистически настроенной политической элиты, направленная на разжигание вражды и недоверия к другим нациям; отсутствие эффективной системы воспитания законопослушного поведения, в том числе среди молодежи и подростков. Все меры, направленные на борьбу с терроризмом условно можно разделить на силовые, правовые, внешние и внутренние. Силовыми методами борются не с терроризмом, а с его проявлениями. Только правовыми методами решить эту проблему в обозримом будущем, к сожалению, пока не представляется возможным. Внешние меры по борьбе с терроризмом включают в себя, во-первых, принятие специальных антитеррористических законов, взаимодействие государств, борющихся с терроризмом. Во-вторых, оказание экономического давления на страны, оказывающие поддержку международному терроризму. Внутренними называются меры, направленные на предупреждение террактов. Они являются наиболее эффективными. К таким мерам можно отнести: законодательные, административно-правовые, уголовно-правовые, социальные, финансово-экономические, политические, военные, пропагандисткие, профилактические и ряд других. Важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение террористических преступлений не только в криминологическом аспекте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом — в рамках системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм. Необходимо полностью задействовать не только возможности всех органов государственной власти, участвующих в рамках своей компетенции в предупреждении террористической деятельности, но также широко и негосударственных структур. О типологии терроризма. Понимание сущности и причин для осуществления успешной борьбы с терроризмом Успех борьбы с тем или иным опасным для общества явлением зависит от понимания его сущности и причин возникновения. Сложность такого исторического явления, как терроризм обуславливает научные дискуссии по поводу определения его видов. В качестве оснований выделения отдельных видов терроризма в научной литературе и политической практике используются различные критерии. Существующие типологии имеют различную познавательную, научную ценность, хотя в целом позволяют видеть многоплановый характер терроризма как явления, способствуют раскрытию его общественно опасной природы, формированию понятийного аппарата террорлогии — научной дисциплины о терроризме, а также способствуют угололовно-правовой квалификации деяний соучастников и пособников терактов, созданию эффективной системы мер противодействия терроризму в целом. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма и радикализма разнообразен, многолик, имеет различную природу, разные источники, цели, разные уровни и масштабы, направленность и характер исполнения. Принципиальная общность всех видов терроризма — в насильственном насаждении мировоззрения, идеологии, морали, политики, своего образа жизни, в использовании убийств мирных жителей, угрозы убийств или других форм насилия в качестве главного средства достижения целей. Существует несколько вариантов классификации терроризма. Например, есть такая типологизация терроризма: Политический - совершаемый в виде убийств государственных или общественных деятелей либо представителей власти, а также взрывов, поджогов и иных действий, создающих опасность гибели людей, причиняющих значительный ущерб и другие тяжкие последствия с целью устрашения властей. Уголовный - терроризм организованных преступных сообществ внутригосударственных и международных , направленный против государства и его представителей с целью помешать расследованию уголовных дел, воспрепятствовать ведению и продолжению жесткой уголовной политики, а также имеющих целью ликвидацию активных сотрудников правоохранительных органов, принуждение судей к вынесению мягких приговоров, запугивание и устрашение свидетелей и потерпевших. Националистический терроризм, имеющий целью парализовать деятельность федеральных органов власти и достичь политической или экономической обособленности. Международный — совершаемый путем убийств представителей иностранных государств, с целью осложнения отношений между государствами вплоть до военных конфликтов.
Экстремизм – угроза национальной безопасности России
Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: — это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это — рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы — изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей.
Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость — стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость — это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей.
Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации». Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства».
Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий.
Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость.
Заброшенность, потеря перспектив, отсутствие чувства будущего, а значит, и снижение ответственности за свои поступки, падение нравственности, снижение ценности человеческой жизни, рост беспокойства, страха перед будущим, избыточное психическое напряжение — вот именно те предпосылки, которые могут привести к экстремистским проявлениям. Результаты исследований являются универсальными и применимы, как пояснила Ирина Борисенко, не только для России, но и к другим странам. Отметим также, что органы государственной и муниципальной власти активно участвуют в борьбе с экстремизмом. В частности, департамент по делам молодёжи Приморского края курирует проведение мероприятий, направленных на профилактику экстремизма. Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа Приморского края «Безопасный край» на 2015-2020 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма.
Причины совершения детьми «Скулшутинга»: Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу. Среди внешних факторов можно выделить: отсутствие внимания родителей к ребенку ссоры с членами семьи трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами буллинг травля - агрессивное преследование одного из членов коллектива особенно коллектива школьников и студентов со стороны других членов коллектива или его части смерть родственников и друзей доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в дом, доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга». К внутренним факторам следует отнести: -депрессивное состояние ребенка; -психические отклонения у ребенка. На что следует обратить внимание: 1. Дети, которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество. Родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие пассивной агрессивности в нем. Отсутствие у ребенка общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных психологических проблем. Сверстники ребенка обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи или отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни про него. Нападение на учащихся в России часто совершаются с использованием холодного оружия, поскольку нож ребенку достать проще, чем огнестрельное оружие. Ребенок, планирующий нападение на своих сверстников, как правило, в сети Интернет поддерживает общение с другими последователями идеологии «скулшутинга». Пути решения проблемы: Станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым Уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками Учите ребенка общению с людьми вне Интернета Организуйте досуг ребенка во внеучебное время посещение кружков и секций Тесно взаимодействуйте с педагогами ребенка, чтобы знать о его проблемах Не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для ребенка Обратитесь за помощью к специалисту психолог, психотерапевт в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности. В Конституции Российской Федерации гарантируетсясвобода и безопасность граждан. Об этом говорится в данных статьях. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Статья 21 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Президент Российской Федерации: 1 определяет основные направления государственной политики в области противодействиятерроризму; 2 устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководстводеятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; 3 принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территорииРоссийской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации иподразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью,осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лицбез гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации. Часть первая в ред. Федерального закона от 27. Правительство Российской Федерации: 1 определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководстводеятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; 2 организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма иминимизацию и или ликвидацию последствий проявлений терроризма; 3 организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти,органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами иресурсами; 4 устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористическойзащищенности объектов территорий , категории объектов территорий , порядок разработкиуказанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспортабезопасности таких объектов территорий за исключением объектов транспортнойинфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса ; п. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействиетерроризму в пределах своих полномочий. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество всоциальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезныхцелях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористическойзащищенности объектов территорий , используемых для осуществления указанных видовдеятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законномосновании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношенииобъектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. По решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне формируетсяколлегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации иорганов местного самоуправления по противодействию терроризму. Функции указанного органареализуются в соответствии с положением о нем, утверждаемым Президентом РоссийскойФедерации. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны дляисполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями,должностными лицами и гражданами. Федеральных законов от 02. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органовфедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, атакже по минимизации и или ликвидации последствий его проявлений по решению ПрезидентаРоссийской Федерации в субъектах Российской Федерации могут формироваться органы всоставе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для организациивзаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправленияпо профилактике терроризма, а также по минимизации и или ликвидации последствий егопроявлений и или для реализации решений органов, сформированных в соответствии снастоящей частью, могут издаваться акты совместные акты этих органов и формироватьсяколлегиальные органы по профилактике терроризма, минимизации и или ликвидациипоследствий его проявлений на территории одного муниципального образования илитерриториях нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Такиеколлегиальные органы формируются по решению руководителя органа, сформированного всоответствии с настоящей частью, который утверждает положение о коллегиальном органе и егосостав. Решения органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, принятые впределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями,должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотреннуюфедеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.
Психологи со своей стороны тоже подтверждают, что негативные стереотипы и быстрее усваиваются и труднее поддаются изменениям. Получается, что на психологическом уровне агрессия, интолерантность более проста и доступна для понимания, чем миролюбивое отношение, толерантность. Потому, что всякое толерантное отношение с необходимостью включает примирение с некоторым отклонением. Причём субъект должен морально не соглашаться со значимым для него отклонением. Если удаётся примириться с отклонением, то необходимо, с одной стороны, с чем-то расстаться например, с желанием оскорбить, подавить или вытеснить кого-то и в то же время, с другой — сохранить приверженность своим собственным убеждениям. Вот эта борьба между приверженностью собственным взглядам и признанием позиции и убеждений других определяет толерантность как внутренне напряжённую категорию, более сложную для понимания по сравнению с интолерантностью. Ярким проявлением интолерантности является ксенофобия, как психологическая основа страха перед чужой культурой. Экстремизм и ксенофобия или фобии связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство то есть фобии к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия или этнофобии — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов «кавказцев», «южан», «инородцев». Ксенофобия — это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм — это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат сырьём для экстремистских идей. Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил. Проявления ксенофобий, в том числе и этнофобий, имеют различную интенсивность, поскольку как настороженность, так и недоброжелательство могут варьировать от подозрительности до страхов и от неприязни до ненависти. С одной стороны, этнофобия и ксенофобия, как и все фобии, являются производными от страха утраты «ресурсов», с другой — следствием страха «утраты собственной идентичности». Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены военное время и постконфликтные периоды, революции, распад и создание новых государств и союзов. На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса. Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших своё социальное положение. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворённость обычно приводит к поиску виновника — им становится кто-то другой — власть, конкурентные группы, представители других народов и религий. На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершённых исторических перемен. В таких условиях почти неизбежен т. Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных, или как их ещё называют «примордиальных» общностях этнических и конфессиональных ; усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии. Социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания практически всех этнических общностей России. В самом росте этнического самосознания нет ничего негативного, но, к сожалению, быстрее всего растут наиболее эмоционально выраженные формы этнической саморефлексии. Её психологическая функция — защита от других, ее цель — изоляция, либо полная, либо частичная. Ксенофобия — центральный психологический механизм формирования интолерантных установок и предрассудков. Это важная психологическая причина конфликтов и войн, так как она всегда порождает жёсткую ответную реакцию. Внушает оптимизм то, что как полагают психологи, сегодня такая форма отношений «с другими» в значительной степени утратила свою этнологическую и социобиологическую основу. Современное человеческое с большими усилиями подошло к представлению о том, что все человеческие расы, народы и племена состоят из существ одного вида. Кроме психологических корней экстремизм тесно связан и с социально-политическими факторами. Проблема интолерантности, ксенофобии непосредственно порождается такими явлениями как волюнтаризм, тоталитаризм. Анализ исследований позволяет сделать вывод о том, что формирование миролюбия и толерантного сознания возможно только в условиях свободы выбора, демократии, гарантии прав человека, её социальной защищённости. В противном же случае толерантность всегда будет «односторонней», это будет равнодушие сильного по отношению к слабому, и терпимость слабого к сильному, основанная на страхе и угрозе насилия в тех или иных формах. Правовая защищённость также является важнейшим инструментом, гарантирующим мирное сосуществование между гражданами, поскольку именно право выступает первичной формой формирования тех принципов, которые сначала под угрозой наказания, затем — автоматически неосознанно , и, наконец, сознательно начинают проявляться в человеке как его нравственная позиция. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что причины роста экстремизма в современном обществе в значительной степени связаны со снижением уровня морального сознания граждан, ухудшением качества образования, снижением политической и правовой свободы при декларировании успешности действий по всем названным направлениям на фоне усилившейся миграции граждан из слабо развитых экономически регионов страны в Москву, Санкт-Петербург и другие, более благополучные субъекты Российской Федерации. Отсутствие чёткой системы нравственного и духовного воспитания в образовательных организациях, пропагандируемый рядом СМИ культ силы и сильной личности, свободы в её низшем проявлении как распущенность и потакание низменным инстинктам , политическая и правовая неграмотность граждан — становятся факторами, во многом влияющими на появление новых молодёжных экстремистских объединений и способствующим росту ксенофобии, агрессии, грубости, насилия, хулиганства, преступности на религиозной, национальной и политической основе. Вместе с тем наряду с многообразием причин возникновения экстремизма в Российской Федерации главной, доминирующей причиной, по нашему мнению, следует признать высокую степень дифференциации населения по уровню доходов и, как следствие, социальную дезорганизацию граждан. Имущественное расслоение населения ведёт к тому, что социум перестаёт функционировать как целостный организм, объединённый общими целями, идеями, ценностями. Нарастает социальная напряжённость, появляются группы, сообщества, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе насильственными методами. Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни особенно молодёжь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по несоблюдению контракта или организационным мероприятиям из Вооружённых Сил и других силовых структур. Кроме этого, некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что, разумеется, никак не служит его оправданию. В целом основными причинами экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально — экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дезорганизацией граждан, ожесточённой борьбой за власть, растущей преступностью, а с другой — недостаточной эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надёжных механизмов социальной и правовой защиты населения. Все это ведёт к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путём, причём как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов. Проводниками экстремизма выступают как политические партии, религиозно-политические организации радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отвергающие принципы демократии и отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу. Экстремизм, как массовое явление, начал распространяться в Российской Федерации в 90-х гг. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а так же мелким хулиганством и вандализмом. В указанный период экстремизм в России носил стихийный характер, проявляющийся часто в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты веры в незыблемость существующих порядков. Передел сфер влияния в преступном мире, финансовые махинации, коррупция, массовая алкоголизация и наркомания, безработица, кровопролитная чеченская война — все это способствовало тому, что, пользуясь своей безнаказанностью, эти молодёжные группировки взрослели, приобретали опыт, налаживали связи, привлекали новые кадры. Роль и значение экстремизма в 90-е годы XX в России оказались недооценёнными, что во многом способствовало появлению целой серии трагических событий последнего времени. Данные проблемы также носят в себе потенциально кризисный и конфликтный характер. При этом следует отметить, что с 1991 года на территории России накапливались проблемы, связанные с ростом шовинизма, ксенофобии и религиозного экстремизма, активизацией ультранационалистических сил. В ряде регионов России достаточно широко распространились антисемитизм и антиэмигрантские настроения. Кроме того, продолжает иметь место проблема нелегальной и неконтролируемой миграции, которая создаёт дополнительную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Собственно угроза создаётся тем, что из-за несовершенной нормативной и правовой базы Россия может стать прибежищем и настоящим отстойником для многих приверженцев экстремизма из стран ближнего и дальнего зарубежья, получивших подготовку на своей родине. Бывшие боевики или члены международных террористических организаций и их пособники, скрываясь в России, оказывают существенное влияние на состояние государственной и общественной безопасности страны. При этом некоторые правящие режимы на постсоветском пространстве стимулируют миграционный процесс, который зачастую носит нелегальный и неконтролируемый характер. Таким путём они уходят от решения задач рыночной трансформации своих национальных экономик, решают проблему занятости своего населения, а за счёт значительных денежных поступлений из России формируют фонд накопления и потребления внутри своих стран, необходимый для их выживания. В настоящее время на территории Российской Федерации находятся несколько миллионов человек, имеющих статус трудовых мигрантов из Украины, Белоруссии, Молдовы, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и других государств из ближнего зарубежья. Безусловно, деятельность трудовых мигрантов в рамках установленных квот с соблюдением установленных юридических норм в настоящее время востребована и отвечает интересам Российской Федерации. Но, к сожалению, наряду с законопослушными иностранными гражданами в страну нелегально прибывают и лица с криминальным прошлым или являющиеся членами экстремистских сообществ или террористических организаций. В этой связи правовая и организационная неурегулированность процесса миграции, а также недостаточное внимание со стороны соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к этому явлению, формируют значительный потенциал угроз национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, основные причины экстремизма в Российской Федерации, обусловлены наличием ряда наиболее значимых факторов, которые можно разделить на три группы: I.
Вы точно человек?
Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма. Вилкову пытаются пришить «экстремистские» националистические публикации в сети хотя он является антифашистом и в действительности публиковал националистические материалы, сопровождая их жёсткой критикой. Всплески недовольства, агрессивности могут являться важнейшими причинами возникновения кризисных ситуаций. Причинами экстремизма могут быть низкий уровень жизни населения, низкий уровень политической культуры людей, расслоение общества, отсутствие какой-либо идеологии государства, пропаганда экстремизма, слабость законов.
19. Экстремизм и терроризм основные понятия и причины...
Духовные причины экстремизма являются неизменными с момента грехопадения человека, тогда как социальные меняются в зависимости от конкретной исторической эпохи. Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. Причинами возникновения экстремизма могут быть социальное неравенство и социальная несправедливость, возникшие в обществе. Путин связал появление экстремизма и уголовщины с нелегальной миграцией. Примером религиозного экстремизма является деятельность свидетелей Иоговых на территории России.
Учёные выяснили, почему появляется экстремизм
Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость - стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей. Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей.
Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо.
Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии.
Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе. В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям.
Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества. Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще.
Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру - общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др. Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России. В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации. Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур. Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности.
Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство - развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи. Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров. Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как отметил Президент Российской Федерации В.
Многие переплетаются и связаны друг с другом. Каждая причина является самостоятельной, но лишь их комплексное решение поможет искоренить экстремизм среди молодёжи. Как свидетельствуют большинство исследований причин экстремизма в молодежной среде, проявление экстремизма является ответной реакцией молодежи на процессы, затрагивающие те или иные стороны подрастающего поколения, негативно влияющие на их социально- экономический статус. Причем, современные причины неразрывно связаны с причинами, возникшими еще в период существования Советского Союза. Поэтому, представляется интересным и актуальным рассмотреть современные причины неблагополучия молодежи на фоне причин ушедшего в историю развития нашего общества. Рассмотрим наиболее распространенные причины. К экономическим причинам, на наш взгляд, следует отнести экономический кризис, падение жизненного уровня, проблемы безработицы среди молодёжи. В конце 80-х начала 90-х годов Россия переживала коренные перемены, в том числе и в экономике. Общий кризис советской экономики, несомненно, отразился и на молодёжи. Экономические реформы начала 90-х годов способствовали развитию и укреплению экстремизма. Всеобщая нехватка денег, неуверенность в завтрашнем дне, развал предприятий и увольнение людей, невыплаты зарплат и многое другое усилили ненависть и злобу молодёжи. Этим, несомненно, воспользовались экстремистские организации, в том числе и из-за границы. Имея достаточно надёжную финансовую опору, они развивались и развиваются сегодня. К тому же, специальные структуры — министерство внутренних дел, федеральная служба безопасности и другие — не получая достаточного финансирования, не имея хорошей материальной базы просто не могли своевременно и быстро заниматься данной проблемой. Существенной причиной стало вытекающее из экономического кризиса снижение жизненного уровня населения. Отсутствие возможности поправить свой материальный уровень легальным путем, многие молодые люди стали прибегать к противоправным способам и методам решения своих финансовых и иных проблем. Крылатой стала фраза: « Мы зарабатывали как могли! Сложившаяся ситуация привела к пополнению когорты молодых бандитов: карманников, домушников и т. Проблема занятости в новой по своей сути стране стояла и остается очень острой. С ней столкнулись в первую очередь выпускники учреждений профессионального образования, так как они оказались не востребованы в стране, вынуждены были либо уезжать за границу, либо заниматься противоправной деятельностью. Неудачи в поиске работы приводили и приводят, прежде всего, к лени, пассивности, отрешённости от всего, антисоциальной направленности деятельности и в итоге к преступлению, так как этот способ получения денег является самым простым и лёгким, по мнению молодёжи. Отсутствие возможности самореализоваться и трудоустроится, проявить себя в обществе через труд, недостаточный жизненный опыт, нужда в средствах к существованию, отсутствие возможности трудоустроится, лень и не желание идти к поставленной цели, всё это породило экстремизм, в масштабах целой страны, зачастую не управляемый. Кроме того, предлагаемый подросткам выбор рабочих мест незначителен, условия труда, оплата, график работы находятся не на должном уровне и зачастую являются не престижными. Следствие этого — озлобленность, агрессия, протест против существующего порядка, порождает недовольство, толкает на бунт, на оппозицию существующему государственному строю, власти и обществу.
В этой связи основные действия по снижению экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде в нашей школе нацелены на: создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде детей, подростков и молодёжи; создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности; создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом; развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи. Исходя из поставленных целей, в нашей школе присутствуют такие направления противодействия экстремизму и терроризму: проведение классных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на коллегиях, педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях; организация индивидуальных встреч обучающихся и их родителей с социальным педагогом, психологом школы, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся. При проведении с детьми и подростками бесед, занятий, мероприятий мы не касаемся самих экстремистских и террористических идей, чтобы не превратить профилактику в обучение экстремизму и терроризму и демонстрирование нацистской символики. Вся работа педагогов построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формирование у детей на всех этапах их развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях. Всё это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных явлениях, способствует формированию адекватного поведения.
К таким выводам, по словам полковника полиции, пришли отечественные ученые, которые проводили исследования в этой области. Заброшенность, потеря перспектив, отсутствие чувства будущего, а значит, и снижение ответственности за свои поступки, падение нравственности, снижение ценности человеческой жизни, рост беспокойства, страха перед будущим, избыточное психическое напряжение — вот именно те предпосылки, которые могут привести к экстремистским проявлениям. Результаты исследований являются универсальными и применимы, как пояснила Ирина Борисенко, не только для России, но и к другим странам. Отметим также, что органы государственной и муниципальной власти активно участвуют в борьбе с экстремизмом. В частности, департамент по делам молодёжи Приморского края курирует проведение мероприятий, направленных на профилактику экстремизма.
Портал правительства Москвы
Вопрос викторины: Тест по ОБЖ: Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения (Смирнов, Хренников 5 класс). Возникновение конфликтов между этими группами и их разрешение с помощью насилия, по своей сути и были первыми проявлениями экстремизма. Целью профилактических мер является предупреждение экстремистской деятельности, то есть борьба с экстремизмом ещё до его проявления, ликвидация причин и условий возникновения экстремизма. Важной объективной причиной возникновения этнонационального и политического экстремизма являются разнообразные межнациональные (этнополитические) конфликты. обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем. Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.
Лекция-рассуждение «Экстремизм – причины и последствия»
Непосредственным поводом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. Патрушев: низкий уровень жизни все еще подпитывает экстремизм на Северном Кавказе. Причины возникновения и распространения экстремизма в России. Почему у молодежи возникают столь радикальные, экстремистские мысли? Отсутствие толерантности в людях зачастую перерастает во враждебность, которая в итоге может принимать разрушительные масштабы. Одной из причин возникновения экстремизма является бездуховность и отсутствие четких представлений об истории.