Не менее важным является и сравнение значимых для оценки конкурентоспособности страны особенностей человеческого капитала профессионалов в России и в других странах.
Прорывные технологии и человеческий капитал в ТЭК: ключевые вызовы
Глава Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Сергей Ховрат в радиорубке Sputnik на площадке IV Восточного экономического форума во Владивостоке До 140 тысяч льготных ипотечных кредитов могут выдать на Дальнем Востоке. Уровень человеческого капитала в России точно соответствует модели Естественных государств Норта, концепциям неравновесного социального контракта Бьюкенена, модели оседлого бандита. Человеческий капитал в Азиатской России: особенности воспроизводства и динамики. Всемирный банк вносит свой вклад в исследование потенциала стран мира, составляя регулярно их рейтинг по индексу человеческого капитала. Начиная с 2020 года вклад человеческого капитала в ВВП России стал отрицательным. В тот период он составил минус 0,4 процентных пункта, в 2021-м показатель опустился до минус 0,6 процентных пункта. Крупномасштабное отслеживание формирования человеческого капитала с использованием этой базы данных — это новый индекс человеческого капитала Всемирного банка.
Оценка человеческого капитала
- «Без бюрократии и волокиты». В Югре обсудили развитие человеческого капитала
- Владимир Путин рассказал об усилении позитивной динамики в экономике РФ
- Начинается острая стадия всемирной борьбы за человеческий капитал
- Человеческий капитал набирает вес
- «Человеческий капитал – единственный капитал, за счет которого мы можем двигаться вперед»
Эксперт: развитие человеческого капитала должно проходить равномерно во всех регионах РФ
Тема доклада: «Клиентоцентричный подход в управлении персоналом: проблемы и решения». Разумова Татьяна Олеговна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики труда и персонала МГУ им. Тема доклада: «Российский рынок труда: новые реалии». Вашаломидзе Елена Валерьевна, кандидат экономических наук, директор Центра подготовки научных кадров «ВНИИ труда» Министерства труда и социальной защиты. Тема доклада: «Трудовые ресурсы — вчера, сегодня и эффективное завтра».
Поэтому от высшей школы зависит, как будет развиваться российская экономика в ближайшие десятилетия. Исследования Финансового университета показывают, что спрос на образование в России не снижается. Более того, по сравнению с прошлой осенью выросло число тех, кто хотел бы получить сам или дать своим детям качественное высшее образование. При этом быстрее растет количество претендентов на образование по гуманитарным, а не техническим специальностям.
Но здесь есть нюанс: в абсолютных цифрах набор на место в ведущих технических вузах страны тоже растет. То есть, если требуется образование вообще, в виде диплома - то россияне выбирают общее гуманитарное, а если высшее техническое - то только в лучших вузах. Одновременно с этим увеличивается спрос на обучение в аспирантуре и докторантуре, растет число тех, кто выбрал для себя ученую стезю. Вполне возможно, это объясняется тем, что за последнее время в России многое было сделано для повышения их доходов, и наука сегодня - вполне достойный источник благополучия.
По доступности начального образования РФ занимает первое место. А вот к качеству системы образования есть вопросы. В стране низкая доля населения в трудоспособном возрасте 82-е место , относительно высокий уровень безработицы 52-е место , ограниченные возможности для развития на рабочем месте 79-е место , проблемы со здоровьем у населения 81-е место. Чтобы догнать их, понадобится до 100 лет, считает Всемирный банк. Задачу развития в этом направлении осложняет зависимость РФ от собственного невозобновляемого природного капитала — грубо говоря, проще дальше добывать и продавать уголь и нефть, чем вкладываться в высокие технологии, улучшающие условия труда. Так что ВБ советовал России пересмотреть приоритеты в пользу более пристального внимания к ЧК, заняться справедливым распределением доходов, повышать технологичность и производительность труда, заботиться об экологии.
Развитие человеческого капитала в мире В топ-10 стран с самым высоким индексом человеческого капитала показатель 0,8 и более входят Финляндия, Норвегия, Швейцария, Канада, Япония, Швеция, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия и Бельгия. Медленный рост человеческого капитала негативно отражается и на экономическом росте. Такими темпами покончить с бедностью в мире вряд ли удастся к 2030 году. Проблема дефицита человеческого капитала усугубляется — тому причиной глобальные изменения в сфере технологий, демографии, климата и нестабильная геополитическая обстановка. Конфликты и пандемии пагубно влияют на ЧК, унося жизни, уничтожая источники доходов, ухудшая питание и вызывая перебои в оказании услуг здравоохранения и образования. Всемирный банк пытается взять в свои руки управление человеческим капиталом и разрабатывает антикризисную программу, чтобы помочь беднейшим и развивающимся странам. Организация оказывает финансовую помощь, помогает создавать новые рабочие места, бороться с проблемами в сфере здравоохранения. Инвестиции в человеческий капитал Инвестициями в ЧК считаются вложения в образование, профессиональную пере подготовку, поддержание здоровья, трудовую миграцию.
Исследования Финансового университета показывают, что спрос на образование в России не снижается. Более того, по сравнению с прошлой осенью выросло число тех, кто хотел бы получить сам или дать своим детям качественное высшее образование. При этом быстрее растет количество претендентов на образование по гуманитарным, а не техническим специальностям. Но здесь есть нюанс: в абсолютных цифрах набор на место в ведущих технических вузах страны тоже растет. То есть, если требуется образование вообще, в виде диплома - то россияне выбирают общее гуманитарное, а если высшее техническое - то только в лучших вузах. Одновременно с этим увеличивается спрос на обучение в аспирантуре и докторантуре, растет число тех, кто выбрал для себя ученую стезю. Вполне возможно, это объясняется тем, что за последнее время в России многое было сделано для повышения их доходов, и наука сегодня - вполне достойный источник благополучия. Еще одна тенденция, которая проявилась в прошедшем году, - это рост потребностей в платном обучении.
Рейтинг стран мира по Индексу человеческого капитала
Первый, инерционный, предполагает медленное улучшение здоровья, стагнацию качества образования и небольшой вклад человеческого капитала в экономический рост (около 0,2 п.п.). Второй, целевой, предполагает инвестиции в человеческий капитал. Вышеуказанные проблемы обусловлены снижением объемов расходов на человеческий капитал как государством, так и частными инвесторами, что связно с экономическим неравенством регионов, о чем свидетельствует показатель валового регионального продукта. На Петербургском международном экономическом форуме роль человеческого капитала в национальном развитии страны — одна из главных тем. ухудшения здоровья, образования. Крупномасштабное отслеживание формирования человеческого капитала с использованием этой базы данных — это новый индекс человеческого капитала Всемирного банка. Александр Аузан размышляет о качестве человеческого капитала в России, поведенческих установках россиян и возможных путях модернизации страны.
Человеческий капитал и роль договороспособности: как изменились НКО за 30 лет
Отдача от образования может быть как внутренней, связанной с личными выгодами, так и внешней, когда общество в целом получает выгоды от накопления человеческого капитала. Например, образованные люди могут быть более благотворительными и менее склонными к преступлениям, что положительно сказывается на обществе в целом.
Они производят эффекты, которые в экономической науке называются экстерналиями. Их можно считать, но это довольно трудно. Поэтому, если исходить из того, что действительно является продуктом гражданского общества, то мы не можем сказать, каков его экономический вклад.
Потому что мы считаем не вклад, а в лучшем случае затраты. А в каких экономических условиях сейчас находится третий сектор в целом? Можно ли говорить, что есть нехватка или неравномерное распределение средств? С моей точки зрения, в этом направлении деятельности деньги не главное. Здесь деньги следуют за людьми, в отличие от бизнес-проектов, когда вы не можете запустить работать бизнес-структуру, не имея средств.
В секторе гражданских организаций все начинается с человеческой активности. Если есть действующие люди, то они потом, может быть, подтянут деньги. А может быть будут реализовывать свои проекты без денег. Хотя, это не значит, что у таких организаций нет денежных проблем: они однозначно бывают. Причем хочу заметить, что избыточные деньги для организации некоммерческого типа гораздо большая проблема, чем их недостаток.
Потому что такого рода профицит приводит к коррозии человеческих отношений в гражданских организациях. Появляется головная боль: как эти деньги удержать, не отдать, освоить. Поэтому не деньги центральный вопрос, а люди. Кстати, про людей. Вы говорите в своих лекциях, что человеческий капитал — это важнейший актив социально-экономического развития.
Как вы можете оценить людей, работающих в НКО с точки зрения качества человеческого капитала? Я попробую ответить на ваш вопрос, но сразу оговорюсь: я не знаю нынешнего состояния человеческого капитала в гражданских организациях. Подробнее Во-первых, человеческий капитал — всегда один из ключевых вопросов в России. Сейчас у нашей страны есть три актива мирового значения, если не говорить про недра: военный, территориальный и человеческий потенциал. Вот это три точки, из которых идут разные дороги в разное будущее России.
Я всегда был сторонником того, что нужно делать ставку на человеческий капитал в вопросе будущего страны. Для меня это — страна умных людей, которые живут не сырьем, а умом и талантом тех, кто здесь рождается и живет. Теперь, если говорить про сектор гражданских организаций. В 80-90-е годы, когда я жил и работал в этой сфере, появлялись первые некоммерческие организации России, основателями многих НКО были люди совершенно исключительные с точки зрения их образования, кругозора, моральных качеств. Например, Людмила Михайловна Алексеева — археолог по образованию, окончила исторический факультет Московского государственного университета, а после — внесла огромный вклад в правозащиту.
Людмила Алексеева. Причем один из любимых учеников. Рогинский был не только редким знатоком истории, он понимал, как исторические события влияют на смыслы в обществе. Поэтому у истока многих движений и организаций стояли люди высокообразованные. А вовлекались в их работу нередко студенты и аспиранты, то есть люди с большим потенциалом.
Кто-то из этих людей остался в секторе, кто-то ушел. Поэтому не могу вам ответить на вопрос о нынешнем состоянии. Но думаю, что любые новые начинания возникают от людей исключительных. Иначе эти идеи живут относительно недолго и довольно бесславно заканчиваются. Но все же, кроме человеческого капитала важны средства для работы.
Как вы оцениваете тенденцию, что сектор все чаще работает за счет средств бюджета? Опять же, мне легче говорить про свой опыт. В 90-е годы, когда мы развивали Международную конфедерацию обществ потребителей КонфОП , то хотели иметь возможность самостоятельно находить средства на работу.
Но фундамент все-таки в общем уровне образования и главное - профессиональных знаниях. Поэтому от высшей школы зависит, как будет развиваться российская экономика в ближайшие десятилетия. Исследования Финансового университета показывают, что спрос на образование в России не снижается.
Более того, по сравнению с прошлой осенью выросло число тех, кто хотел бы получить сам или дать своим детям качественное высшее образование. При этом быстрее растет количество претендентов на образование по гуманитарным, а не техническим специальностям. Но здесь есть нюанс: в абсолютных цифрах набор на место в ведущих технических вузах страны тоже растет. То есть, если требуется образование вообще, в виде диплома - то россияне выбирают общее гуманитарное, а если высшее техническое - то только в лучших вузах. Одновременно с этим увеличивается спрос на обучение в аспирантуре и докторантуре, растет число тех, кто выбрал для себя ученую стезю.
Многие выходят с товарами на маркетплейсы, занимаются частными переводами или предоставлением логистических услуг. Также всё чаще появляются стартапы в области искусственного интеллекта и цифровой экономики, то есть люди понимают, что можно легко зарегистрировать бизнес и начать работать. Во многом этому способствует поддержка государства», — рассказал Сигал. Отметим, что в апреле 2024 года число самозанятых в стране достигло 10 млн. С момента запуска эксперимента в 2019 году россияне зарегистрировали 3,6 трлн рублей доходов и уплатили в бюджет свыше 140 млрд рублей налогов, подсчитали в ФНС России. При этом участникам программы предоставляется налоговый вычет в размере 10 тыс. В то же время власти фиксируют растущую нехватку трудовых ресурсов в стране. С учётом демографических вызовов России необходимо адаптироваться к работе в условиях некоторого кадрового дефицита. Это проблему не решит, нам нужны другие подходы», — заявил президент. Наблюдаемую тенденцию на рынке труда аналитики отчасти связывают со структурной трансформацией в экономике.
Оценка человеческого капитала
- Исследование
- Развитие человеческого капитала на евразийском пространстве обсудят на ЕЭФ – 2023 - Ведомости
- Россия повысила рейтинг человеческого капитала за счёт образования
- Россия повысила рейтинг человеческого капитала за счёт образования
Заседание ЦДУ: “Роль секторов человеческого капитала в формировании экономической динамики“
Цель работы — исследование таких факторов, как качество управленческого персонала, влияющего на эффективность реализации новых национальных проектов, а также решение проблемы сохранения кадрового потенциала российских компаний в современных условиях неопределенности и вызовов. Основной результат исследования заключается в разработке методики оценки готовности управленческого персонала на различных уровнях иерархии системы управления к реализации российских национальных проектов. Данная методика и алгоритм оценки являются основой авторского запатентованного программного продукта, имеющего практическое значение и применение для кадровых агентств и рекрутинговых компаний, а также кадровых управлений действующих российских предприятий. Методика может быть полезной представителям органов государственной власти федерального и регионального уровней, лицам, принимающим управленческие решения при реализации крупных национальных проектов и программ, экспертам в сфере менеджмента организации, а также специалистам, в сферу научных интересов которых входят вопросы решения проблем повышения эффективности системы управления проектами. Сохранение нашей страной государственного суверенитета и экономической безопасности связано с эффективными структурными преобразованиями и повышением качества жизни народонаселения, что закреплено в майских указах 2018 г. Президента РФ и связано с реализацией новых национальных проектов федерального масштаба. В ткущих условиях проектное управление, как высокоэффективный инструмент реализации крупномасштабных и уникальных стратегических задач государства, требует от системы управления специальных профессиональных навыков и знаний. Актуальность темы данной работы, посвященной повышению качества обучения управленческого персонала отдельных компаний и системы проектного управления крупномасштабными национальными проектами в условиях постоянно возрастающих требований производства, внешних вызовов, угроз и неопределенности становится еще более актуальной. Цель научного исследования — на основе систематизации накопленного зарубежного и российского опыта разработать мероприятия по совершенствованию системы обучения управленческого персонала крупных российских компаний в рамках реализации новых национальных проектов.
В процессе исследования применялись такие общенаучные методы, как экономический анализ и синтез, логика, социологические опросы и анкетирование. В работе сделан вывод, что от уровня подготовленности управленческого персонала зависит зрелость и эффективность системы управления национальными проектами, а также вероятность их успешного завершения. Практическая значимость исследования заключается в оценке эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на примере крупной российской компании нефтегазового сектора экономики страны. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезными представителям органов государственной власти, специалистам в области управления персоналом, а также экспертам, в спектр профессиональных интересов которых входит решение проблем повышения эффективности системы управления новыми национальными проектами федерального значения. Сотрудники играют все более важную роль в успехе организации в цифровой экономике. Развитие цифровых технологий влечет за собой трансформацию на рынке труда. Доклад основан на результатах исследования, проведенного в 2019 году среди работодателей в Болгарии и России. Исследование имеет цель проанализировать развитие человеческого капитала в организациях в двух развивающихся странах.
Также посмотреть проблемы, стоящие перед организациями цифровой экономики связаны с персоналом. Владимирова Ц. Статья посвящена исследованию необходимых составляющих для обеспечения конкурентоспособности и развития предприятий в Российской Федерации. Автором представлен подход, основывающийся на влиянии организационной культуры на предприятии в направлении успеха. В качестве источников для формирования высокоэффективной организационной культуры определены социальная ответственность компаний и их человеческий капитал. В ходе выполнения работы автор исследуют теоретические и практические аспекты представленных источников. Уделено внимание месту нашей страны в мире по уровню развития человеческого капитала. Предложены направления развития организационной культуры в целях повышения эффективности деятельности предприятий в Российской Федерации.
Бодрова М. В данной работе рассматривается проблематика кадрового обеспечения предприятий отраслей, относящихся к формирующемуся технологическому укладу, в их пространственной привязке в регионам функционирования в условиях существенного структурного дисбаланса отечественной экономики, и связанными с этим явлениями искажениями рынка труда, структуры спроса учащихся на будущие профессии, структуры выпуска высших и среднеспециальных учебных заведений в географическом и отраслевом разрезах, и формирования, таким образом, человеческого капитала наступающего технологического уклада как результат взаимного отсутствия доверия государства, общества и бизнеса Дробот Е. Конкурентоспособность — это способность человека или группы людей побеждать в соперничестве за экономические блага. Человеческий капитал — воплощенная в человеке способность приносить доход.
Он в России — второй по объёму, значению и его рыночной стоимости после природно-минеральных ресурсов.
Как исчисляется формируется человеческий капитал? Это вещь нехитрая. По сравнению с ведущими странами мира, Россия, согласно ВШЭ, является 45й в исчислении к производительности труда по отношению к США, 61й по отношению к Германии. В 1995 году эти показатели, соответственно, были 34 и 39. Человеческий капитал в богатых странах выше, чем в бедных.
Доля образованных людей в богатых странах, как правило, больше, чем в бедных. Бывают и исключения — в Ирландии, например, доля высокообразованных людей даже по отношению к образованным людям составляет 1:3. Но это правило в целом «работает».
Это более чем в два раза больше, чем, например, в прошлом году. Очень приятно отметить такой интерес к саммиту как к площадке, где задаются тренды развития человеческого капитала на ближайший год», - отметила министр кадровой политики Нижегородской области Екатерина Лебедева. Ключевыми темами саммита стали: глобальные тренды и вызовы рынка труда в постоянно меняющихся условиях, проблемы трудовой миграции, благополучия сотрудников, трудоустройства молодежи, развития клиентоцентричности в государственном секторе. Сложно требовать от сотрудников меняться в лучшую сторону и при этом не заниматься их развитием.
К счастью, все больше руководителей как на госслужбе, так и в бизнесе понимают, что главная инвестиция любой организации — это инвестиция в сотрудников», - отметила первый проректор Корпоративного университета Правительства Нижегородской области Людмила Васильева.
Под уровнем человеческого капитала понимаются способности и навыки работников, влияющие на производительность труда, а также образование и уровень здоровья. В ряде российских государственных программ декларируются цель улучшение ЧК с помощью инвестиций в образование, повышение квалификации и оздоровления граждан. Авдеева отмечает, что интерес к развитию человеческого капитала возник в связи с исчерпанием предыдущих факторов, обеспечивавших рост ВВП. Показатель напрямую влияет на производительность труда, способствует внедрению и распространению новых технологий, влияет на инвестиционные решения, а значит, и на накопление физического капитала.
IV Международный HR-саммит завершился в Нижнем Новгороде
Также отдельно, проблема развития человеческого потенциала, как одно из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности определена в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [1]. Направление, касающееся развития человеческого потенциала, предполагается реализовать через решение задач, определенных в Стратегии [1]. Необходимо отметить, что данные задачи также представлены через приоритетные национальные проекты. Человеческий потенциал, как и его базовые компоненты, являются важнейшим фактором решения существующих проблем в социально-экономической, политической и культурной сферах, а также обеспечения национальной безопасности. Сохранение и развитие человеческого потенциала способствует предотвращению оттока из страны как финансового капитала, так и ценных человеческих ресурсов. Решение этих задач требует пересмотра всего институционального механизма, т.
В настоящее время в Российской Федерации проводится активная государственная социальная политика. Реализуются приоритетный национальные проекты в таких важнейших областях, как образование, здравоохранение, жилищная сфера, аграрно-промышленный сектор. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» — образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит демографическое благополучие страны. Руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» отметил, что «Концентрация бюджетных и административных ресурсов для повышения качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше.
Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России» [10]. Культурные и социальные факторы играют важную роль в развитии человеческого потенциала в России. Перечислим отдельные из них, которые могут способствовать развитию человеческого потенциала: 1 Акцент на образовании. Образование высоко ценится в российской культуре, и многие родители поощряют своих детей получать высшее образование.
Такой акцент на образовании может помочь развить навыки и знания, необходимые для экономического роста, и способствовать развитию человеческого потенциала. Советский Союз уделял большое внимание науке и технике, и это наследие продолжает оказывать влияние на российскую культуру. Такой акцент на науке и технике может способствовать развитию человеческого потенциала в таких областях, как инженерия и информатика. Однако, некоторые традиционные взгляды на работу и владение бизнесом все еще могут создавать препятствия для предпринимательства и развития человеческого потенциала в этой области. Например, понятие «душа» занимает центральное место в русской культуре и воздействует на отношение к творчеству и самовыражению.
Это несколько примеров культурных и социальных факторов, которые могут способствовать развитию человеческого потенциала в России. Важно учитывать эти факторы при разработке политики и инициатив, направленных на содействие развитию человеческого потенциала и экономическому росту. Заключение В заключение отметим, что развитие человеческого потенциала является важнейшей составляющей экономического роста в России. Правительство РФ проводит образовательные реформы, которые расширяют доступ к качественному образованию, способствует инновациям и повышает соответствие системы образования потребностям современной экономики.
Результаты исследования качества человеческого капитала в мире Индекса развития человеческого капитала — 2015, Human Capital Index 2015 , которые второй раз спустя два года опубликовала аналитическая группа Всемирного экономического форума ВЭФ , для России оказались впечатляющими.
В текущем рейтинге из 124 мировых экономик страна поднялась сразу на 26-е место, получив 78 баллов и обогнав все страны БРИКС, но уступив прибалтийским государствам. В рейтинге 2013 года она находилась на 51-м месте из 122 стран. Рейтинг измеряет возможности развития человеческого капитала в различных возрастных группах на основе более чем пятидесяти показателей, объединенных в четыре основные группы: образование и профподготовка; здоровье, физическое и психологическое благополучие; трудоустройство и занятость, а также инфраструктура, правовая защита, социальная мобильность. В исследовании 2015 года авторы преследовали цель оценить способность властей отдельных государств «воспитывать таланты через образование, развитие навыков и их применение на всех этапах человеческой жизни» и эффективность уже сделанных и текущих вложений в человеческий капитал.
Методологически в текущем рейтинге фокус на доступность образования, на мой взгляд, преувеличен»,— пояснил координатор программы ВЭФ по оценке конкурентоспособности стран в России Алексей Праздничных. Занимая высокие позиции по всем показателям, связанным с доступностью начального первое место , среднего и высшего образования, Россия отстает от основных конкурентов по БРИКС по всем оставшимся агрегатам рейтинга, характеризующим реализацию человеческого потенциала,— качество рабочих мест, продолжительность жизни и качество здравоохранения, возможности развития на рабочем месте, доступ к повышению квалификации и, главное, качество образования. И тут Россия существенно проигрывает странам с сопоставимым уровнем экономического развития»,— поясняет господин Праздничных.
В целом же партнер Strategy Partners Group соглашается, что выводы Индекса развития человеческого капитала — 2015 в отношении качества реализации человеческого капитала в России во многом схожи с выводами доклада о развитии человеческого потенциала, представленного в феврале 2015 года Аналитическим центром при правительстве РФ. Общий вывод экспертов состоял в следующем: развитие человеческого капитала остается на периферии внимания властей, тогда как глубина неравенства домохозяйств по доходам остается «избыточной и нелегитимной».
В рамках НR-саммита состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Правительством Нижегородской области и ИТ-сервисом по поиску работы и подбору сотрудников SuperJob. Результатом станет запуск онлайн-навигатора для нижегородской молодежи, который аккумулирует информацию о вакансиях, профобразовании, стажировках и практиках. Также в рамках саммита АНО «Областное кадровое агентство» и Государственное кадровое агентство Шри-Ланки подписали соглашение об обмене опытом в сфере кадрового управления. Оно позволит формализовать намерение о сотрудничестве и решить вопросы, связанные с подбором кадров, условиями труда, требованиями к работнику и его гарантиями.
Мы провели 4 интересные дискуссионные панели по актуальным вопросам управления кадровой политикой и развития человеческого капитала.
человеческий капитал
Капитал страны в Яндекс Дзен Капитал страны в Яндекс Новости. Во всем виновата плохая демография. Российская экономика продолжит стагнировать и отставать от мира в ближайшие 10-15 лет. Эксперты ВШЭ прогнозируют средние темпы роста в период до 2036 года в 1,4-1,8. «Человеческий капитал России сегодня не конкурентное преимущество, а конкурентный недостаток. Например, как сообщается в монографии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, вышедшей в этом году под названием «Человеческий капитал российских профессионалов».
Заседание ЦДУ: “Роль секторов человеческого капитала в формировании экономической динамики“
Главный редактор издания: Авдеева Л. Заместитель главного редактора: Симакина М. Нижний Новгород, ул.
Проблема адаптации трудовых ресурсов к условиям быстро меняющего внешнего мира становится еще более актуальной в оцифрованной среде. В настоящее время магистральное направление нашего государства — развитие цифровой экономики.
Российская экономика существенно отстает от развитых экономик мира, в которых формирование и обработка гигантских массивов информации с помощью it- и Smart-технологий становится повседневной реальностью. Реализация концепции построения Smart-пространства за рубежом нацелена на повышение комфортности среды обитания общества, качества их жизни, сформирование «умного» человеческого капитала, рост эффективности использования трудовых и иных ресурсов, что, в конечном счете, благоприятно влияет н все сферы социально-экономической жизни общества. Цель данного научного исследования — на основании прогнозирования основных трендов и тенденций, связанных с развитием цифровой экономики, оценить влияние внедрения «умных» технологий на процесс развития человеческого капитала, а также осмыслить роль человека в оцифрованном мире. В ходе исследования проанализированы факторы развития человеческого капитала на рынке труда, исследованы перспективы глобальной трансформации отраслей экономики, рассмотрены модели систем управления стратегий Smart City, выявлены возможности применения цифровых технологий в Свердловской области, в частности, разработано модельное представление концепции Smart-region, а также разработана динамическая модель, позволяющая учесть влияние применение Smart-продуктов на развитие человеческого капитала государственных технологических корпораций.
Сделан вывод о том, что применение Smart-систем открывает новые возможности для прорывного развития территорий, которые должны применяться в целях развития всех секторов инфраструктуры. Однако следует отметить и возможные негативные последствия на состояние рынка труда и человеческого капитала. Применение цифровых технологий призвано повысить качество жизни граждан России путем создания высокоэффективных рабочих мест и повышения социальной мобильности, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур. Результаты могут быть полезными для властных структур и научного сообщества, для которых применение информационных и Smart-технологий представляет профессиональный интерес.
Городнова Н. Тесная взаимосвязь различных национальных экономик ведёт к росту связей в государственной, социальной, экономической и экологической сферах. Решение новых задач должно опираться на развитие инновационного потенциала, который в первую очередь обеспечивается развитием образования. В настоящее время на национальных и международных рынках труда сформировался запрос на повышение качества образования, выросли требования к уровню знаний, компетенций и навыков, расширяются инвестиции в человеческий капитал.
Международная экономическая академическая мобильность и интеграции знаний являются производным результатом этих процессов и в свою очередь ускоряют его. В статье проведен анализ существующих потребностей мировой экономики в области образования, рассматриваются государственные программы и законы по интеграции и экспорту российского образования в мировое сообщество, а также выявлены проблемы, стоящие перед образовательными учреждениями в области миграционной политики. Дается статистический анализ положительного опыта интеграции российского образования в мировой рынок образовательных услуг, проведена оценка мер, улучшающих привлекательность российского образования для иностранных студентов, и разработаны методы, направленные на улучшение миграционной политики в сфере образования. Большое значение в этом аспекте имеет миграционное сопровождение иностранных студентов и работа международных отделов университетов.
Авторами предложены методы совершенствования миграционного законодательства для улучшения условий пребывания иностранных студентов в Российской Федерации Наумов Р. Грачев С. В статье анализируется результативность функционирования человеческого капитала в инновационной экономике региона, что является достаточно актуальным вопросом. Опираясь на анализ отечественной и иностранной литературы, высказано мнение о необходимости формирования инструментария оценки данной категории с позиции учета инновационной составляющей.
Сформированный оценочный механизм позволил провести анализ регионов Центрального федерального округа за 2011-2017 годы. На основе указанного инструментария были выявлены лидирующие и отстающие субъекты. Анализируя результаты оценки было выявлено, что результативность функционирования человеческого капитала в инновационном аспекте несколько ниже по сравнению с общей результативностью Грачев С. Данное исследование посвящено проблеме повышения эффективности реализации новых национальных проектов, а также уровню подготовленности корпуса менеджеров к выполнению задач, поставленных перед ними Правительством РФ.
Цель работы — исследование таких факторов, как качество управленческого персонала, влияющего на эффективность реализации новых национальных проектов, а также решение проблемы сохранения кадрового потенциала российских компаний в современных условиях неопределенности и вызовов. Основной результат исследования заключается в разработке методики оценки готовности управленческого персонала на различных уровнях иерархии системы управления к реализации российских национальных проектов. Данная методика и алгоритм оценки являются основой авторского запатентованного программного продукта, имеющего практическое значение и применение для кадровых агентств и рекрутинговых компаний, а также кадровых управлений действующих российских предприятий.
Для калибровки моделей расчета уровня ЧК экономист использует оценки отдачи от инвестиций в образование и здоровье, применяемые Всемирным банком. По этим расчетам в 2000-2003 годах вклад человеческого капитала в экономику страны составлял в среднем отрицательные 0,2 процентных пункта п. Это было связано с тем, что повышение уровней образования работников не было компенсировано ухудшением показателей здоровья населения после кризиса 1998 года. В 2010-е годы заметно снизился приток на рынок труда молодых специалистов, а значит, замедлились и темпы изменений среднего уровня образования.
Начавшееся в 2014 году снижение доходов населения ограничило возможности для роста индекса человеческого капитала. Ресурсы для получения более качественного образования оказались ограниченными. А улучшение показателей здоровья стало требовать более решительных преобразований в сфере здравоохранения, формулирует Авдеева. Потери, связанные с преждевременными смертями, по оценкам ВОЗ, составили в эти годы почти 300 тыс. Пандемия не только ударила по текущему ЧК, но и "заглянула в будущее": согласно докладу Всемирного банка, дети школьного возраста мало чему научились за время дистанционного обучения. Начавшаяся в 2022 году трансформация российской экономики еще острее ставит вопрос о перспективах сохранения человеческого капитала, считает Авдеева. Можно с уверенностью предположить, что запасы человеческого капитала в России уже снизились под влиянием оттока квалифицированных кадров.
Системы образования и здравоохранения столкнулись с новыми ограничениями, которые будут препятствовать дальнейшему накоплению человеческого капитала. Перспективы возвращения к прежним стимулам и возможностям остаются туманными", - пишет она. Оценку выполнения нацпроекта "Производительность труда" регулярно представляет Минэкономразвития проект курирует первый зампред правительства Андрей Белоусов.
Начавшееся в 2014 году снижение доходов населения ограничило возможности для роста индекса человеческого капитала. Ресурсы для получения более качественного образования оказались ограниченными. А улучшение показателей здоровья стало требовать более решительных преобразований в сфере здравоохранения, формулирует Авдеева. Потери, связанные с преждевременными смертями, по оценкам ВОЗ, составили в эти годы почти 300 тыс.