Новости рембрандт произведения

И со всех картин Рембрандта, которые находились в то время в Англии, были сделаны гравюры в популярной тогда технике меццо-тинто, позволяющей передавать многообразие тонов и. В Государственном музее (Рейксмузеуме) в Амстердаме открылась выставка «Все Рембрандты» («All the Rembrandts»). Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) — великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. Фрагмент "Портрета учёного", 1631: Описание произведения.

Журнал Forbes Kazakhstan

  • Рембрандт ван Рейн 1606 – 1669
  • Онлайн-курсы
  • РБК: Две неизвестных картины Рембрандта обнаружили спустя 200 лет в частной коллекции
  • Меняла (1627)

Следующий Рембрандт

Новости искусства. Где находится зал Рембрандта в Эрмитаже и как в него пройти. Самые известные картины Рембрандта с названиями и описанием. История создания картин, особенности манеры. Рембрандт, Сокуров и Пиотровский — в Эрмитаже открылся нашумевший на 58-ой Венецианской биеннале проект. Заново открытая картина Рембрандта была продана на аукционе Sotheby’s 6 декабря 2023 года почти за 14 миллионов долларов, что является значительным скачком стоимости по сравнению.

РЕ́МБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН

Покинула мир его любимая жена Саския, с которой он прожил долгие годы. Вместе с этой утратой от художника отвернулась и удача: клиентам все чаще не понравилось, как их изображал автор, и многие отказались оплачивать работу художника. Заказов становилось все меньше в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов , и вскоре имущество мастера распродали за долги. Государственный Эрмитаж Одним из ключевых сюжетов картин Рембрандта является Святое семейство, в образе которого для него, возможно, воплощалась мечта об утраченном домашнем очаге. В этой картине художник нашёл самое глубокое по содержанию и выразительное живописное решение этого сюжета: скромное жилище плотника, наполненное миром и покоем. Эта почти жанровая сцена могла бы происходить в любом голландском доме. Отвергнутая обществом, юная девушка была с художником до самой своей смерти, вела хозяйство, служила моделью для многих произведений великого голландца. ГМИИ им. Пушкина Картина была создана в начале последнего десятилетия жизни мастера. В основе ее лежит библейский сюжет.

Жена персидского царя Артаксеркса, иудейка Эсфирь, обвинила во время пира любимца царя царедворца Амана в коварных замыслах истребить ее народ. Пушкина Художественный язык позднего Рембрандта внешне сдержан, но предельно насыщен внутренне. На картине всего три человека, обстановка пира дана лишь намеком. Главное для Рембрандта — люди, их судьбы, мысли и поступки; воплощая этот сюжет на холсте, художник раздумывал о сущности человека, о причинах зла, об отверженности и одиночестве. Не случайно на пиршественном столе лежат яблоко и виноград, символы греха и искупления, а круглое блюдо, по которому катится яблоко, напоминает о колесе Фортуны. Картина, пострадавшая еще в XVII веке, четырежды была подвергнута сложнейшему виду реставрации —переводу живописного слоя на новый холст. Кенвуд-хаус, Лондон Как и во многих своих поздних работах, художник импровизирует с деталями, которые воспринимаются как незаконченные. К примеру, лицо и правая сторона шляпы, воротник рубашки, руки, палитра, кисти и меховая подкладка мантии, то есть почти все основные детали портрета, написаны широкими мазками и, кажется, с большой скоростью. Неизвестно, собирался ли Рембрандт завершить эти области, но на общем восприятии картины это не отражается.

Поверхность позади Рембрандта интерпретировалась либо как стена, либо как натянутое полотно. Полукруглые линии представляются как полушария на карте мира, что является общей чертой дизайна голландских домов XVII века, однако они не содержат географических указаний и расположены довольно далеко друг от друга.

На экспозиции представлены репродукционные гравюры, выполненные ведущими западноевропейскими и российскими художниками. Они охватывают значительный период творчества великого голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна 1631 - 1661 годы. Его художественное наследие огромно — в настоящее время по разным оценкам сохранилось около 560 картин, более 300 гравюр и свыше 1500 рисунков, которые поражают своим многообразием и широтой интересов мастера. Творчество художника проникнуто стремлением к глубокому философскому осмыслению драматической сложности мира и человека во всём богатстве его духовных переживаний и чувств.

Затем в 1663 году умирает третья возлюбленная Рембрандта Хендрикье, а в 1668 году — сын Титус от любимой жены Саскии. Немолодой и тяжело больной, Рембрандт находился в непростом душевном состоянии, но продолжал работать, создав один из своих величайших шедевров. Она попала в Эрмитаж в 1779 году из коллекции английского премьер-министра Роберта Уолпола. В основе также лежит сюжет из Библии, когда почтенный патриарх Авраам должен был принести своего сына в жертву Богу.

Как верный служитель Господа, хоть и со слезами и горечью, Авраам был готов совершить жертвоприношение. В последний момент рука Бога повелела ему этого не делать. Патетика и накал страстей на полотне чрезвычайно высок. Это достигается в том числе благодаря использованию традиций экспрессивного стиля барокко, подчас избыточного в передаче эмоций. Дата написания картины — 1635 год. Тогда умер первый сын Рембрандта и его любимой Саскии. Возможно, эта трагедия стала толчком к выбору именно такого сюжета для создания полотна. Святое семейство — распространённый сюжет картин на новозаветную тематику. Написанное в 1645 году полотно Рембрандта считается одним из лучших. На холсте запечатлены Дева Мария и её муж Иосиф, а также младенец Иисус в колыбели.

Но помимо самого семейства в левом верхнем углу изображены ангелы, спускающиеся с небес в луче света. Это типичные барочные ангелы, выглядящие как пухлые младенцы-амуры на белоснежных крыльях, что ещё раз говорит о любви Рембрандта к стилю барокко. Один из них словно застыл, крестообразно раскинув руки. Очевидно, это отсылка к будущему, которое ждёт младенца Христа.

Это набросок тушью и пером к живописному портрету итальянского гуманиста и его хорошего друга Бальдассаре Кастильоне. Причем Рембрандт даже сделал автопортрет в композиции, похожей на портрет Бальдассаре Кастильоне. И, наверное, рисунок этот он покупал не только для того, чтобы в принципе иметь в своей коллекции Рафаэля, но и потому, что его, наверное, как-то привлекла композиция, которую он решил тоже опробовать на своем изображении, на изображении себя самого. В Амстердаме очень многое можно увидеть. Представители голландских гравировальных мастерских разъезжают по всей Европе и заключают контракты с живописцами на репродуцирование их картин. В частности, огромная репродукционная графика связана с творчеством Рубенса, очень активно показывают в графике произведения венецианского Возрождения, не только Рубенса, но и других фламандских живописцев, а также итальянских. Соответственно, он тоже много чего видел и на многое обратил внимание, чтобы потом это все было как бы воспроизведено в графике. Так, с одной стороны, у голландцев огромные возможности в изучении европейского искусства. Но, с другой стороны, в XVII веке между Голландией и многими европейскими странами лежит пропасть религиозного характера. Протестантские церкви в буквальном смысле кровью отвоевали свою независимость и право на существование в XVI веке в очень сложной, многолетней кровопролитной войне с Испанией, где Нидерланды отстаивали и свою политическую независимость, и религиозную. Понятно, что испанские монархи преследовали протестантов: в Нидерландах и инквизиция очень жестко работала, у нидерландских протестантов, прежде всего приверженцев кальвинистской церкви, были свои мученики за веру. В общем, это была очень сложная и тяжелая история. Протестантская Голландия вырвала у Испании независимость, политическую и религиозную, быстро разбогатела, потому что в ней развивались буржуазные отношения, и буржуазия была приоритетным, господствующим классом в голландском социуме. Но, как говорится, осадочек остался. Осталось активное неприятие католического мира, а католический мир — это же прежде всего Италия. И Фландрия, которая осталась под испанским протекторатом. Соответственно, католическая церковь занимала там господствующие позиции в религиозной жизни. Тенденция к религиозному противостоянию осталась, и она отражалась на жизни художников. Далеко не все живописцы Голландии ездили за границу. Были такие художники. В частности, когда мы с вами будем говорить о биографии Рембрандта, мы особо остановимся на двух его крупных учителях — оба они были в Италии. Но таких мастеров меньшинство. В основном голландская живопись часто бывает самодостаточной, когда мастер учится у своих соотечественников и может не поехать за границу принципиально, из чисто религиозных соображений. Например, в одном из документов говорится, что в Амстердаме была одна дама, очень популярная в художественных кругах натурщица. Она позировала для картин на библейские и исторические сюжеты и была очень набожной женщиной. Впоследствии она вышла замуж за пастора. Так вот, она была женщиной образованной, знала языки, причем маргинальные для Европы того времени: она знала норвежский и шведский и принципиально не учила итальянский, потому что, по ее словам, это был язык папистов. Это, конечно, крайность, но на подобных, близких к этому позициях стояли очень многие люди, в том числе и живописцы. Поэтому вопрос о взаимоотношении Рембрандта с европейским художественным наследием долгое время не ставился, потому что Рембрандт никогда не был за границей. Он за всю свою жизнь только один раз переехал из родного города Лейдена в Амстердам и больше никуда не перемещался. В горе и в радости он жил в Амстердаме. Рембрандт принадлежал к кальвинистской церкви. И хотя его религиозная жизнь достаточно сложна и очень плохо изучена, тем не менее то, что он был протестантом, очевидно. А раз он был протестантом, значит, долгое время существовал такой ярлык, что протестантский художник не будет ориентироваться ни на католическую Италию, ни на католическую Фландрию. А это неправда. В связи с этим большой и очень серьезный переворот в искусствознании вызвало исследование очень крупного английского искусствоведа Кеннета Кларка «Рембрандт и наследие итальянского Возрождения», вышедшее в 1966 году. Это очень хорошая научная работа, в которой тонко и глубоко проанализирован художественный язык Рембрандта в сопоставлении прежде всего с картинами венецианской школы живописи, Рафаэлем, а также графикой из произведений Микеланджело, Якопо Бассано и других итальянских мастеров XVI века, известных в Голландии по графическим репродукциям. Кеннет Кларк не просто написал о том, что Рембрандт мог это видеть. Он серьезно изучил возможность влияния этих художников и их произведений на живописный язык Рембрандта. Из его исследования вырисовывается совершенно другой облик этого художника — художника, который не ограничивает себя узкоконфессиональными церковными рамками, не имеет предубеждений против мастеров с другим религиозным мировоззрением, с другим церковным бэкграундом, а который прежде всего интересуется другими мастерами, как один великий художник интересуется другим великим художником. Кеннет показывает, что Рембрандт был человек широких творческих взглядов. Конечно, это исследование во многом сделало наши представления о Рембрандте, скажем так, более глубокими. Анализ документальных источников и жанровый подход: знаковые монографии последних десятилетий Из научных произведений, таких трудов, которые я хотела бы вам тоже порекомендовать и которые, я считаю, занимают очень достойное место в историографии, я бы отметила фундаментальную монографию американского исследователя Кристофера Райта «Рембрандт» 1984 года, переведенную на русский язык. У Кристофера Райта очень своеобразный подход к изучению. Он пишет о Рембрандте, разбирая его произведения не по хронологии, а по жанрам. Он группирует картины Рембрандта по жанровому принципу, и внутри каждого жанра прослеживает эволюцию. Соответственно, в его книге есть отдельная глава по портретам и автопортретам, по Ветхому Завету, Новому Завету в его живописи, по античной мифологии, пейзажам — по всему, в чем Рембрандт работал, чем интересовался. Это очень серьезный, плодотворный научный подход. Конечно, у такого подхода есть один дефект: теряется цельное представление о личности и общем развитии творчества художника. Действительно, при таком подходе, может быть, страдает его, скажем так, научный портрет. Есть такое. Но при этом такой подход к жанру позволяет более фундаментально проанализировать концептуальное содержание произведений, а также еще и живописную, не только смысловую, но и живописную концепцию жанра, которая может меняться. А Рембрандт — художник очень изменчивый. И между ранними его работами, зрелыми и поздними разница колоссальная как в смысловой трактовке сюжета, так и в манере письма. Еще одна, на мой взгляд, выдающаяся книга о Рембрандте, вышедшая в 2017 году и тоже переведенная на русский язык — это фундаментальное исследование американского историка и искусствоведа Саймона Шамы. Книга имеет такое несколько литературное название — «Глаза Рембрандта», — которое, может быть, солидного ученого несколько отпугнет. Но на самом деле это замечательный научный труд с огромной библиографией и блистательным ссылочным аппаратом. Где-то одну треть толстенной книги занимают примечания, из которых мы видим, что этот исследователь изучил, по-моему, абсолютно все, что о Рембрандте написано. Я имею в виду не только книги, но и огромную научную периодику, статьи, которые выходят в узкоспециальных журналах и которые на самом деле очень сложно отследить. Но тем не менее этому исследователю это удалось. Помимо Рембрандта, книга посвящена еще и Рубенсу. Саймон Шама считает, что Рубенс оказал огромное воздействие на личность и даже творчество молодого Рембрандта и что этих мастеров надо сопоставлять. И что очень важно рассказывать о Рембрандте в контексте сравнения с параллельно развивающимся творчеством Рубенса, хотя Рубенс намного старше Рембрандта и намного раньше ушел из жизни. В книге чередуются главы о Рембрандте с главами о Рубенсе.

Рембрандт ван Рейн. Мастер игры света и тени

Новости искусства. Собрание Рембрандта в Эрмитаже уникально и насчитывает более 20 живописных и тысячи графических работ. Новости компаний. Жизнь крестьянина Рембрандта ван Рейна, которого возвысил над происхождением его гений, можно сравнить с переменчивой морской стихией. Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов.

Период забвения, или спад интереса к творчеству художника

  • Рембрандт. Возвращение блудного сына. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. 1664 г.
  • Эксперт рассказала, почему творчество Рембрандта остается современным
  • Загадки великого голландца. К 400-летию со дня рождения Рембрандта
  • Краткая биография и художественный путь

Рембрандт ван Рейн. Мастер игры света и тени

картины, биография, произведения художника и его самые известные работы, фото картин с названиями, творчество Рембрандта Харменс ван Рейна на Артхиве. Рембрандт — величайший голландский художник эпохи ренессанса. Прекрасные и знаменитые картины Рембрандта, их фото и описание шедевров. Сегодня от произведения Рембрандта — картины значительно большего формата, предназначавшейся для украшения великолепной новой амстердамской ратуши.

Картина «Поклонение волхвов», атрибутированная как работа Рембрандта, продана на аукционе Sotheby’s

Представители голландских гравировальных мастерских разъезжают по всей Европе и заключают контракты с живописцами на репродуцирование их картин. В частности, огромная репродукционная графика связана с творчеством Рубенса, очень активно показывают в графике произведения венецианского Возрождения, не только Рубенса, но и других фламандских живописцев, а также итальянских. Соответственно, он тоже много чего видел и на многое обратил внимание, чтобы потом это все было как бы воспроизведено в графике. Так, с одной стороны, у голландцев огромные возможности в изучении европейского искусства. Но, с другой стороны, в XVII веке между Голландией и многими европейскими странами лежит пропасть религиозного характера. Протестантские церкви в буквальном смысле кровью отвоевали свою независимость и право на существование в XVI веке в очень сложной, многолетней кровопролитной войне с Испанией, где Нидерланды отстаивали и свою политическую независимость, и религиозную. Понятно, что испанские монархи преследовали протестантов: в Нидерландах и инквизиция очень жестко работала, у нидерландских протестантов, прежде всего приверженцев кальвинистской церкви, были свои мученики за веру. В общем, это была очень сложная и тяжелая история. Протестантская Голландия вырвала у Испании независимость, политическую и религиозную, быстро разбогатела, потому что в ней развивались буржуазные отношения, и буржуазия была приоритетным, господствующим классом в голландском социуме. Но, как говорится, осадочек остался. Осталось активное неприятие католического мира, а католический мир — это же прежде всего Италия.

И Фландрия, которая осталась под испанским протекторатом. Соответственно, католическая церковь занимала там господствующие позиции в религиозной жизни. Тенденция к религиозному противостоянию осталась, и она отражалась на жизни художников. Далеко не все живописцы Голландии ездили за границу. Были такие художники. В частности, когда мы с вами будем говорить о биографии Рембрандта, мы особо остановимся на двух его крупных учителях — оба они были в Италии. Но таких мастеров меньшинство. В основном голландская живопись часто бывает самодостаточной, когда мастер учится у своих соотечественников и может не поехать за границу принципиально, из чисто религиозных соображений. Например, в одном из документов говорится, что в Амстердаме была одна дама, очень популярная в художественных кругах натурщица. Она позировала для картин на библейские и исторические сюжеты и была очень набожной женщиной.

Впоследствии она вышла замуж за пастора. Так вот, она была женщиной образованной, знала языки, причем маргинальные для Европы того времени: она знала норвежский и шведский и принципиально не учила итальянский, потому что, по ее словам, это был язык папистов. Это, конечно, крайность, но на подобных, близких к этому позициях стояли очень многие люди, в том числе и живописцы. Поэтому вопрос о взаимоотношении Рембрандта с европейским художественным наследием долгое время не ставился, потому что Рембрандт никогда не был за границей. Он за всю свою жизнь только один раз переехал из родного города Лейдена в Амстердам и больше никуда не перемещался. В горе и в радости он жил в Амстердаме. Рембрандт принадлежал к кальвинистской церкви. И хотя его религиозная жизнь достаточно сложна и очень плохо изучена, тем не менее то, что он был протестантом, очевидно. А раз он был протестантом, значит, долгое время существовал такой ярлык, что протестантский художник не будет ориентироваться ни на католическую Италию, ни на католическую Фландрию. А это неправда.

В связи с этим большой и очень серьезный переворот в искусствознании вызвало исследование очень крупного английского искусствоведа Кеннета Кларка «Рембрандт и наследие итальянского Возрождения», вышедшее в 1966 году. Это очень хорошая научная работа, в которой тонко и глубоко проанализирован художественный язык Рембрандта в сопоставлении прежде всего с картинами венецианской школы живописи, Рафаэлем, а также графикой из произведений Микеланджело, Якопо Бассано и других итальянских мастеров XVI века, известных в Голландии по графическим репродукциям. Кеннет Кларк не просто написал о том, что Рембрандт мог это видеть. Он серьезно изучил возможность влияния этих художников и их произведений на живописный язык Рембрандта. Из его исследования вырисовывается совершенно другой облик этого художника — художника, который не ограничивает себя узкоконфессиональными церковными рамками, не имеет предубеждений против мастеров с другим религиозным мировоззрением, с другим церковным бэкграундом, а который прежде всего интересуется другими мастерами, как один великий художник интересуется другим великим художником. Кеннет показывает, что Рембрандт был человек широких творческих взглядов. Конечно, это исследование во многом сделало наши представления о Рембрандте, скажем так, более глубокими. Анализ документальных источников и жанровый подход: знаковые монографии последних десятилетий Из научных произведений, таких трудов, которые я хотела бы вам тоже порекомендовать и которые, я считаю, занимают очень достойное место в историографии, я бы отметила фундаментальную монографию американского исследователя Кристофера Райта «Рембрандт» 1984 года, переведенную на русский язык. У Кристофера Райта очень своеобразный подход к изучению. Он пишет о Рембрандте, разбирая его произведения не по хронологии, а по жанрам.

Он группирует картины Рембрандта по жанровому принципу, и внутри каждого жанра прослеживает эволюцию. Соответственно, в его книге есть отдельная глава по портретам и автопортретам, по Ветхому Завету, Новому Завету в его живописи, по античной мифологии, пейзажам — по всему, в чем Рембрандт работал, чем интересовался. Это очень серьезный, плодотворный научный подход. Конечно, у такого подхода есть один дефект: теряется цельное представление о личности и общем развитии творчества художника. Действительно, при таком подходе, может быть, страдает его, скажем так, научный портрет. Есть такое. Но при этом такой подход к жанру позволяет более фундаментально проанализировать концептуальное содержание произведений, а также еще и живописную, не только смысловую, но и живописную концепцию жанра, которая может меняться. А Рембрандт — художник очень изменчивый. И между ранними его работами, зрелыми и поздними разница колоссальная как в смысловой трактовке сюжета, так и в манере письма. Еще одна, на мой взгляд, выдающаяся книга о Рембрандте, вышедшая в 2017 году и тоже переведенная на русский язык — это фундаментальное исследование американского историка и искусствоведа Саймона Шамы.

Книга имеет такое несколько литературное название — «Глаза Рембрандта», — которое, может быть, солидного ученого несколько отпугнет. Но на самом деле это замечательный научный труд с огромной библиографией и блистательным ссылочным аппаратом. Где-то одну треть толстенной книги занимают примечания, из которых мы видим, что этот исследователь изучил, по-моему, абсолютно все, что о Рембрандте написано. Я имею в виду не только книги, но и огромную научную периодику, статьи, которые выходят в узкоспециальных журналах и которые на самом деле очень сложно отследить. Но тем не менее этому исследователю это удалось. Помимо Рембрандта, книга посвящена еще и Рубенсу. Саймон Шама считает, что Рубенс оказал огромное воздействие на личность и даже творчество молодого Рембрандта и что этих мастеров надо сопоставлять. И что очень важно рассказывать о Рембрандте в контексте сравнения с параллельно развивающимся творчеством Рубенса, хотя Рубенс намного старше Рембрандта и намного раньше ушел из жизни. В книге чередуются главы о Рембрандте с главами о Рубенсе. На мой взгляд, это очень украсило исследование, сделало его действительно очень глубоким.

Кроме того, Саймон Шама — достойный представитель духовно-исторического искусствознания, то есть такого направления в науке, когда творчество и биография мастера в обязательном порядке рассматривается в духовно-историческом контексте. В книге очень много исторических сведений, которые на первый взгляд кажутся лишними. Например, описывая переезд Рембрандта из Лейдена в Амстердам, Саймон Шама дает там дополнительные главы, касающиеся топографии Амстердама, образа жизни горожан и даже рациона питания.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 18 ноября 2023 года; проверки требует 1 правка. В списке представлены картины, признанные подлинными работами Рембрандта в итоговом каталоге 2014 одноимённого исследовательского проекта.

Может быть, за пределами Амстердама он так известен не был, но в Амстердаме, крупнейшем коммерческом, культурном и политическом центре Голландии XVII века, этот человек считался мастером первой величины. Но во второй половине жизни Рембрандта его начинают быстро забывать.

У этого забвения есть целый комплекс причин, которыми мы с вами будем специально заниматься, они заслуживают и исследовательского внимания, и вашего слушательского интереса. Но произошло так, что этот художник, который с годами стал писать смелее, лучше и глубже, постепенно забывался. В Голландии XVII века действительно существует такой парадокс: чем глубже и серьезнее становится живописец, тем меньше у него заказов. Это явление до конца еще не изучено в искусствознании, в его причинах надо разбираться. Так вот, в конце своей жизни Рембрандт был почти забыт. Он, конечно, работал, и такой микрокруг заказчиков у него имелся. У него даже в последние годы жизни был ученик, очень достойный малый голландец Арт де Гельдер.

Но широкая публика от Рембрандта отвернулась. После того, как в 1656 году у него случился финансовый крах, и он официально был объявлен банкротом, а его имущество было распродано на нескольких аукционах, он жил к тому же еще и в бедности, в одиночестве. Мы проследим его биографию и посмотрим на то, как постепенно он терял одного за другим самых близких людей. То есть уже при жизни произошел какой-то откат от его творчества, и умирал он уже человеком, почти забытым амстердамскими заказчиками и любителями живописи. После смерти о нем забыли фактически до первой половины XIX века. Нельзя сказать, что вообще никто не имел о нем никакого представления. Какой-то определенный узкий круг если не ценителей, то людей, которые знали и как-то более-менее понимали его творчество, безусловно, был.

В частности, очень интересно, что в XVIII веке, в екатерининское время, картины Рембрандта попадают в наши императорские коллекции, Екатерина его охотно покупает, и есть даже сведения, что Петр I во время своего пребывания в Голландии получил представление о его творчестве. Но широкой известности не было. Вторая волна: возрождение былой славы Рембрандта во второй половине XIX века Второе рождение Рембрандта и для мира искусства, и для широкой публики случилось уже ближе к середине XIX века. В 1825 году голландский коллекционер Адриан ван дер Хоуп, такой знаток-дилетант, объявил о нахождении никому не известной картины Рембрандта под названием «Еврейская невеста». Позже эту картину еще стали называть «Еврейская свадьба». Приобретение ван дер Хоупом этой картины оказалось сенсационным, потому что публика начала XIX века вдруг, как это часто случается в жизни художников, обнаружила, что ее автор гений! Что это замечательная техника, удивительная психологическая глубина, что замечательно здесь поставлен свет, который играет на одеждах, на лицах героев, что перед нами прекрасное произведение!

И с этого повторного открытия картины «Еврейская свадьба» начинает расти интерес к Рембрандту. Важным этапом в возвращении былой славы этого художника оказался опыт французских импрессионистов. Импрессионисты, как вы, наверное, хорошо знаете, не получали официального художественного образования, они практически не учились в учебных заведениях. Они занимались в частных мастерских, причем у таких преподавателей, которые могли им быть полезны только тем, что обеспечивали их материалами для работы и местом в мастерской. Может быть, давали какие-то уж совсем базовые представления о рисунке, композиции и живописи. В основном главная такая когорта французских импрессионистов училась на копировании. Результатом этого копирования стали поразительные для XIX века художественные и искусствоведческие открытия.

Например, Эдуард Мане, который к числу таких классических импрессионистов не принадлежал, но был с ними очень близок, находясь в Испании, во время путешествия открыл для себя Веласкеса. Благодаря его собственному творчеству, его рассуждениям очень быстро в оценке испанской живописи были переставлены акценты: великим и по-настоящему гениальным стал считаться во второй половине XIX века не Мурильо, как раньше, а Веласкес. То же самое произошло и с Рембрандтом, потому что его технические эксперименты казались очень близки подходу импрессионистов опять-таки к проблемам света и цвета, а главное — к проблемам фактуры, к проблемам того, как накладывать краску на холст, гладкими тонкими слоями лессировками или открытыми мазками, как смешивать краску, причем не только на палитре, но и непосредственно на холсте. У Рембрандта в этом плане было очень много технологических открытий и присущих именно ему каких-то особых качеств, приемов. Интерес художников второй половины XIX века во главе с французскими импрессионистами и широкую публику стал привлекать к Рембрандту, причем несмотря на то, что сами импрессионисты при жизни долго не пользовались успехом у публики. Но тем не менее они способствовали усилению интереса к голландскому мастеру. Более того, когда стали устраиваться показы картин Рембрандта, когда их стали выискивать, покупать у разных владельцев, у частных коллекционеров, когда картины Рембрандта — а это окончательно случилось в конце XIX века — стали уже блистательным достоянием больших официальных музейных коллекций уровня Лувра или национальной галереи в любой европейской столице, когда это уже произошло, то есть когда произошла музеефикация творчества Рембрандта и он занял место на пьедестале как музейная ценность, выяснилось, что к этому художнику очень много вопросов, прежде всего в научном мире.

Но остался открытым вопрос: а кто он, собственно, такой? Одну концепцию высказал в 1869 году французский историк, литератор, философ в каком-то плане, а также художественный критик Ипполит Тэн. В своей книге «Искусство Италии, Греции и Нидерландов» Ипполит Тэн высказал идею, что Рембрандт, конечно, большой художник, и, конечно, виртуоз в области техники живописи, но представление о нем как о великом новаторе, художнике, совершившем переворот в искусстве, заметно преувеличено. Ипполит Тэн был позитивистом и материалистом. Он считал, что художник, даже гениальный, никогда не живет в истории искусства в одиночестве. Он не верил в гения-одиночку, способного пойти своим путем и изменить общий ход развития культуры. Он считал, что даже мастер масштаба Микеланджело или Рафаэля — это порождение своей среды и порождение тех художественных принципов, которые царят среди живописцев или скульпторов — его современников и среди заказчиков.

Он считал, что творчество Рембрандта — это, скажем так, наиболее яркое выражение всего того художественного опыта, который был накоплен искусством Нидерландов, начиная с мастеров XV века, поколения Яна ван Эйка, потом поколения Рогира ван дер Вейдена, Босха и, наконец, тех художников, которых мы сейчас называем малыми голландцами. Если обобщать его выводы, то он считал, что Рембрандт — это самый большой из малых голландцев, что ничего новаторского для искусства своего времени у него нет, что просто его картины крупнее по размерам и посвящены не только пейзажу, натюрморту или сценам из повседневной жизни голландских бюргеров, но еще библейским и мифологическим сюжетам. Вот это единственное, чем он отличается. А еще и портретист он был хороший, так как бы заодно. Но Рембрандт — он, конечно, человек талантливый, очень яркий, безусловно, но он не гений-одиночка, он не вершина, он — часть мира милых голландцев, часть мира современного ему искусства. Это эссе «Рембрандт», выпущенное немецким поэтом Эмилем Верхарном. Верхарн не искусствовед и не художественный критик, это творческий человек.

Конечно, его взгляд на Рембрандта субъективен. Это взгляд поэта, а не ученого. Но, сам того не желая и даже не вступая в осознанный спор с Ипполитом Тэном, Эмиль Верхарн сформулировал альтернативное понимание жизни и творчества Рембрандта. По мнению Верхарна, выраженному в его эссе, очень ярко написанном и переведенном на русский язык еще в первое десятилетие ХХ века, Рембрандт, можно сказать, революционер от искусства. Это бунтарь, который, по мнению Верхарна, восстал против традиционных устоев как жизни голландского бюргерства и буржуазного круга его эпохи, так и против стереотипных клише в образе жизни художника. Верхарн сказал, что Рембрандт перевернул все представления о взаимоотношениях художника и заказчика, что он восстал против такого тоталитарного диктата заказчика и противопоставил свое творческое видение заказанных ему сюжетов и каких-то идей, которые ему приходили в голову. Что Рембрандт был бунтарем не только как живописец-профессионал, но и как человек, потому что жил с женщиной вне брака и от этого союза был ребенок, потому что он часто писал картины не на заказ, срывая договорные обязательства с заказчиками, потому что он предпочитал работать над тем, что его вдохновляло, а не только над тем, что ему было необходимо для заработка.

Он мог отложить заказное произведение и увлечься написанием автопортрета, полностью как бы уйдя, можно сказать, от материальной реальности своей жизни. Это без пяти минут анархист, разрушивший все устои художественной практики своего времени, образа жизни мастера, взаимоотношений с заказчиком и вообще поведения в обществе. Сказать, что Эмиль Верхарн преувеличивал? Конечно, большая доля преувеличения есть, хотя он, хоть и не был ученым, но опирался на вполне реальные факты творчества Рембрандта, приводил конкретные произведения, изучил историю их создания. В частности, в качестве главного аргументом в отстаивании своей позиции, своего портрета Рембрандта, бунтаря и революционера, Верхарн приводил историю картины «Ночной дозор», где очень многое подходило под его теорию, под его представления. Это действительно очень необычный опыт вообще в европейской живописи XVII века — опыт работы над заказным произведением.

Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля». Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем. От всех этих утрат Рембрандт как будто онемел. Несчастья обескуражили, ошеломили и ранили старика.

Болезнь не позволяла держать кисть, и он привязывал ее к руке, или брал мастихин. Глаза отказывались видеть, и он вооружался лупой. Продолжал творить, как будто живопись для него была живительным источником, из которого он никак не мог напиться. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Краски лежат на холсте густыми мазками. Они темные. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. В этом лице и боль, и усталые от выплаканных слез глаза, и счастье долгожданной встречи.

Сын повёрнут к нам спиной. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Мы не знаем, что выражает его лицо. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении.

Две ранее неизвестные картины Рембрандта случайно нашли спустя 200 лет

Полотно «Возвращение блудного сына» было создано голландским художником Рембрандтом приблизительно в 1668 г. Данная картина представляет собой прямоугольное по формату. Рембрандт — величайший голландский художник эпохи ренессанса. Прекрасные и знаменитые картины Рембрандта, их фото и описание шедевров. В Государственном музее (Рейксмузеуме) в Амстердаме открылась выставка «Все Рембрандты» («All the Rembrandts»). Financial Times сообщает, что два неизвестных портрета голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна были обнаружены в частной коллекции британской семьи после более. В Государственном музее (Рейксмузеуме) в Амстердаме открылась выставка «Все Рембрандты» («All the Rembrandts»). Рембрандт написал полотно, которое позднее получило название «Ночной Дозор», в 1642 году.

Две неизвестные искусствоведам картины Рембрандта обнаружены спустя 200 лет

Представляем вам 10 самых знаменитых картин Рембрандта: фото и названия лучших произведений известного художника. Источников по жизни и произведениям Рембрандта на самом деле крайне мало, и многие из них представляют собой документы делового, коммерческого характера. Собрание Рембрандта в Эрмитаже уникально и насчитывает более 20 живописных и тысячи графических работ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий