Прозорливые старцы в Брянске. Митрополит и она 2 ПРОЗОРЛИВЫЙ Ростовский. Кто такие старцы и где живут в России, с какими вопросами идут к духовным наставникам. Как отличить старца от пожилого мужика с бородой и в подряснике все новостные обзоры на сегодня на на
Современные духовники России
- Под нож нельзя!
- Возможности старцев
- Ксения – юродивая Христа ради
- Оптина пустынь
Великие старцы в наше время
Зачастую и Господь от нас ждет тех вещей, которые мы не хотели бы — по лени, по недоверию Богу: мы хотим, чтобы нам вначале объяснили, почему так надо делать, а уж потом мы сделаем. А старец послушнику не обязан ничего объяснять. Бывают разные взаимоотношения. Если есть послушник, который со всей искренностью оказывает старцу послушание, то старец получает от Бога вразумление, как его правильней вести в Царствие Небесное. Если же послушник оказывается очень строптивым и своевольным, то старцу остается проявлять снисхождение и милосердие, которое проявляет к нам Бог, терпя наше непослушание и своеволие.
Например, про одного из старцев — отца Кирилла Карейского — говорится, что он очень любил молиться ночью, совершал, в полном смысле, всенощные бдения, а послушник его за это ругал. И вот старец старался свои подвиги от него скрывать, терпел укоризну. Старчество младшего — Можно сказать, что монашество — это такой авангард христианства, а старчество — авангард монашества? Люди «на передовой», которые передают свой опыт дальше?
Есть даже такой живописующий это пример. Старец Иосиф Исихаст, известный в России, в юности обладал очень горячим характером и свою горячность сохранил до старости; однажды ему было видение, что он на передовой в битве с демонами. И он не испугался, не прятался за чужими спинами, а, наоборот, рвался в бой! Действительно, есть такие пламенные бойцы, и в каких-то исключительных случаях они вырастают почти без духовного руководства.
Собственно, отец Иосиф был из тех, кто искал по всему Афону и не мог найти себе духовного руководителя. Его сподвижник, отец Арсений, хотя и был старше отца Иосифа по возрасту и по монашескому подвигу на десять лет, не взял на себя бремя духовного руководства, а сказал младшему собрату: «Прошу, будь старцем ты, а я обещаю, что пребуду у тебя в послушании до смерти». Здесь не столь важно, кто старше по возрасту! Огромную роль играет духовный опыт: человек должен учить исходя из собственного опыта, а не быть «торговцем чужой мудростью».
Только говоря от своего опыта, отцы понимали, что их слово действенно. Эти взаимоотношения старца и его послушника, которые каждый день с утра до вечера находятся рядом, лишь в некоторой мере могут быть перенесены на взаимоотношения духовно опытного человека и мирян, но здесь тоже огромную роль играют доверие и послушание. Разве оно возможно для мирянина? Но если человек приходит с конкретным вопросом и старец ему отвечает, вразумляемый Богом, то, каким бы ни был странным этот ответ, вопрошающему следует поступить по сказанному.
Иначе получается, что он пришел вопрошать Бога и воротит нос: «Господи, Ты что-то такое странное говоришь, я все-таки сделаю по-своему». Наличие веры, искреннего доверия и готовность выполнить тот совет, который может казаться странным, очень важны. Зачастую, если этой веры нет, Господь старцу и не открывает ничего о конкретном человеке — отсутствие ответа будет полезней, чем ответ, который не будет принят. Или большинство из нас все-таки слушает волю Божию по принципу «Если мне не понравится, я как будто бы не слышал ничего»?
А бывает и так, что кто-то с большой гордостью берет на себя непосильный подвиг абсолютного послушания и одно-временно взваливает неподъемную ношу на другого, ведь для старца нести бремя своих послушников — тоже тяжелый подвиг, старец должен быть действительно крепким молитвенником. Послушанию невозможно научиться за пять минут. Это долгий путь, на котором будет немало падений. Здесь важен и опыт старших, и трезвый взгляд на самого себя — «сын ошибок трудных».
Осознание своей немощи — один из ключевых моментов православной аскетики. Но ведь и человека, который только-только встает на горные лыжи , прежде всего учат падать правильно — так, чтобы он не покалечился, а смог встать и двигаться дальше. Так и в духовной жизни: под присмотром старших мы научаемся и падать не насмерть, и вставать с юношеской ревностью. Какие-то несовершенства имеют и те священники, которые поставлены Церковью нести духовническое послушание, направлять духовную жизнь людей.
Их задача — пасти церковное стадо, не давая овечкам срываться в погибельные бездны ересей, колдовства, богоотступничества и прочего зла, но и не лишая их внутренней свободы. Во многих вопросах даже апостол Павел давал лишь советы, а не навязывал свое решение — так и добрый пастырь не выдает свои человеческие рассуждения за Божественное откровение. Послушание — это дело любви и доверия, а не армейской дисциплины. Но бывает, что священник из-за примешавшейся гордости считает свое мнение единственно верным и силой пытается затолкнуть чадо в Царствие Небесное: делает за него жизненно важный выбор или указывает в мелочах, не получив на то никакого Божественного просвещения.
Духовника надо искать «не глазами, а слезами», просить у Господа, чтобы Он сам вручил нас доброму пастырю. Научимся сначала быть прос-тыми овечками стада Христова, полюбим храм, будем следить за своим языком и поступками, проявим уважение к нашему приходскому священнику — и если Господь сочтет это полезным для нас, то обязательно устроит и встречу со старцем. Чудо полезно не всем — Говорят, на старцах, на их молитве держится мир. Это правда или, скорее, такое клише?
Даже в быту это бывает видно: есть человек, на котором держится школа, — и не обязательно это директор; есть человек, на котором приход, — и не обязательно это настоятель. И там и там это может быть тетя Маша, уборщица, которая просто всех ласково встречает и обо всех тихонечко молится. Вместе с тем очень ясно ощущается, насколько в нашей жизни все шатко и хрупко, в один момент может все разрушиться. И Господь хранит мир Своей милостью по молитве Своих угодников: кто-то из них уже на Небе, а кто-то еще живет на земле и совершает свой путь восхождения.
И, не найдя такого, люди говорят: «Нет, не буду слушаться того, кто мне говорит что-то делать, трудиться, мне нужен прозорливец, чудотворец! Нет нынче таких…» Надо понимать, что не всем полезно чудо — чаще всего нам надо рукава закатать и самим решать проблемы. Если у тебя зарос огород, а нет в этом селении тракторов, которые его расчистили бы, придется взять лопату и тяпку и самому работать. А если всю работу за тебя будет делать чудо-трактор, то ты сам обленишься, жизнь твоя станет простой, но нехорошей.
В каких-то случаях действительно надо, чтобы было явлено чудо. Чтобы безнадежно больной ребенок вдруг вскочил и радостно побежал, и у всех, благодаря этому, укрепилась вера. Но это не означает, что при всяком чихе ребенка нужно бежать к старцу и просить об исцелении. Поиск старцев, которые решили бы наши проблемы за нас, психологически вполне понятен.
Просто надо открыть свои уши, открыть свое сердце, чтобы услышать. Огромное богатство его души изливалось на всех, и благодаря таланту облекать наставления в такую остроумную, наглядную форму, его слова легко запоминались. Он приводил массу примеров из обычной жизни , очень яркие сравнения с природой, очень доступно говорил. Примерно к этому стилю относится и устная традиция, которая лежит в основе патериков.
Допустим, жил такой-то старец, его жизнь была сокрыта от людских глаз, но иногда он что-то яркое говорил или делал, чтобы научить людей. Например, брал корзину, насыпал в нее песок, приходил в обитель, где братия укоряли друг друга, и ходил по двору. Его спрашивали: «Что ты делаешь, авва? Такие краткие поучительные истории, еще и с долей юмора, хорошо запоминаются и зачастую приходят на ум в нужный момент.
Например, тяжеловато пересказать житие преподобного Амвросия Оптинского, а вот те короткие присказки, которые он часто использовал, легко запоминаются и могут вовремя приободрить человека и подсказать ему, как действовать. Послушание архондаричного монаха — Старцы очень разные, они не укладываются в один типаж. Вот старец Паисий был человек очень простой и с юмором, старец Иосиф — очень горячий, необыкновенный подвижник. А еще какие-то примеры Вы можете привести?
Но при этом был страшным молчуном! То есть по должности этот старец обязан со всеми беседовать… будучи сам человеком очень тихим, очень скромным. Люди, которые приезжали в монастырь святого Павла, этому сильно удивлялись. А потом… присылали поздравительные открытки монахам: «Поздравляем Вас с вашим архондаричным!
Есть и юродивые старцы, которых люди принимали за сумасшедших, но которых иногда могли застать, допустим, стоящими посреди улицы, в рванье, босиком, по памяти совершающими богослужение сегодняшнего дня от начала до конца! Были игумены, которые с материнской заботливостью выполняли все послушания и за все свое игуменство не сделали никому ни одного замечания! Сами выполняли те работы, которые необходимо было сделать другим монахам, и молились, чтобы Господь их вразумил. Своим примером они оказывали на послушников еще большее воздействие, чем если бы кричали и топали ногами.
Есть повествования об удивительно трудолюбивых монахах, у которых были золотые руки: у них на огороде вырастали такие помидоры, что надо было подниматься на лесенку, чтобы их собрать! Есть и такие истории. Один человек до прихода на Афон занимался спиритизмом. И когда он принял решение уходить на Святую гору и пошел на последний сеанс спиритизма, духи долго не являлись и сказали, в конце концов, кому-то из присутствовавших: «Не явимся, пока вот этот человек не переменит своего решения идти на Афон».
И он, придя на Афон, стал писать о том страшном вреде, который приносит спиритизм. Вот такие разные люди жили на Афоне — настоящий цветник характеров и дарований! Вы пишете о современных старцах без идеализации? Например, в нашей книге есть рассказ об одном монахе, который жил отшельником и был очень строгим постником: он вкушал пищу раз в два дня или даже реже.
От такой суровости к себе он, в конце концов, несколько повредился. Когда его забрали в монастырь, чтобы за ним ухаживать, этот подвижник был очень раздражителен, никому не хотел доброго слова сказать, он не мог молиться, все в нем кипело — и для него самого такое состояние, практически богооставленность, было очень мучительным. Там он пробыл несколько месяцев, понял свое состояние, примирился со всеми, молитва к нему вернулась, и он почил в мире. Есть повествование о монахе, который жил на Афоне и командовал рабочими.
Со временем он погрузился в житейскую суету, растолстел и забросил свое монашеское правило. Это рассказы о живых, не идеализированных, людях, и этим они ценны! Это не книжки-раскрас-ки про суперменов. Бывало, что и разбойники становились святыми, и монахи после тяжких падений возвращались к монашеской жизни и даже получали дар чудотворений.
Поэтому истории из жизни старцев дают достаточно богатый материал для принятия решений в наших житейских передрягах. В России она восстанавливалась преимущественно по книгам, а там традиция живет много веков. И, на самом деле, на Афон всегда ориентировалась русская Церковь. Если взять такую фундаментальную книгу, как Типикон, который определяет устав нашей богослужебной жизни, то можно увидеть, что по его правилам живут скорее на Афоне, чем в наших приходских храмах: например, там утреню совершают на восходе солнца, а у нас — ближе к закату, и во множестве других моментов монашеская жизнь там намного ближе многовековой традиции.
Это человек-гора, во всех смыслах. От него исходит ощущение очень глубокой основательности — это человек, о которого разбиваются мирские волны. При этом он очень простой и мудрый, любящий, рядом с ним чувствуешь себя как маленький мальчик рядом с большим, любящим тебя дедушкой, испытываешь огромное уважение и трепет. Тебе немножко страшно — ты понимаешь, что он про тебя уже все знает, — но в то же время тебя не покидает ощущение безопасности рядом с ним.
Совершенно другой по характеру — схиархимандрит Гавриил Бунге из Швейцарии, у которого мне довелось пожить неделю. Это человек широчайшей эрудиции, прекрасно владеющий многими языками, читающий святых отцов в оригинале, человек немецкой аккуратности. Рядом с ним быть и радостно, и очень интересно, и при этом опасаешься, как бы своей нечуткостью не создать неудобства или не вызвать диссонанса. Как раз стремление быть «на одной волне» со старцем и должно быть характерно для послушника — он учится с полуслова старца понимать и торопится его волю исполнить.
Если кто-то может рассказать о приходе к вере через скорби и сложности, то мне, скорее, было непонятно, как отблагодарить Бога за то обилие всего, что Он мне дает! Наверное, отсчет можно начать с моего крещения, в 11 лет. Правда, с него не началось воцерковление. Однако от самого Таинства осталось удивительно светлое, ясное чувство начала новой жизни — оно сохранилось навсегда.
Потом была хорошая школа , поступление в университет, замечательные друзья — никаких сложностей я не помню. Однажды знакомые привели меня на Пасхальную службу в храм, и стоя там, в этой тесноте, я вдруг понял, что я здесь дома. Что я там, где мне и надо быть, и это место абсолютно для меня родное и радостное. И потом потихонечку началось осмыс-ленное воцерковление: читал святоотеческую литературу запоем, начал помогать в храме — как раз тогда закончилось мое обучение в университете.
И жизнь под покровом преподобного Сергия , в Троице-Сергиевой Лавре, оказывала на меня большое влияние. Там я нашел своего духовника, который однажды спросил: «Если появится маленький монастырь, пойдешь? Потом действительно появился маленький монастырь, и я пошел, закончив Академию. Такой путь был, как мне кажется, просто устланный коврами!
Но они как-то из памяти выветриваются, а нежная, любящая рука, которою Господь тебя вел, — ее ощущение остается. Переживания большей частью связаны с какими-то глупыми попытками в сторону свернуть, когда и понятно было, что они уводят не туда. Были резкие и неверные движения… — Есть такая присказка: если ты на 99 процентов уверен в выборе монашества, а на 1 процент сомневаешься, то, когда наденешь мантию, 99 процентов уверенности обратятся в 99 процентов сомнений. Это действительно так?
Если у тебя есть какие-то ожидания, то несоответствие этим ожиданиям, которое вполне естественным образом может возникнуть, приведет к разочарованию. Естественным образом — потому что можно представлять себе некую картину монастыря, подсматривая в замочную скважину, а потом заходишь — и там все по-другому! А если ты ничего особенно не ожидаешь — опять-таки, как во взаимоотношениях супругов, не ждешь, что невеста тебе всегда будет вкусно готовить, содержать в идеальном состоянии дом и всегда пребывать в хорошем настроении , — то твои иллюзии и не разобьются о реальность, ты не разочаруешься. Когда ты женишься, для тебя важен человек такой, какой он есть, вне зависимости от всяких внешних обстоятельств.
Так и в отношении монастыря: ты приходишь не к стенам, не к укладу жизни, ты приходишь в первую очередь к своему духовнику. То есть вверяешь себя ему. И становишься такой мягкой глиной: вот я пришел, лепите из меня, что хотите, я вам полностью доверяю. А если ты жесткий, как камень, а из тебя пытаются что-то лепить, возникают болезненные ощущения.
Ты доверяешь Богу в первую очередь, значит, Господь тебя убережет, не даст в обиду и сподобит тебя Царствия Небесного. Непросто жить, доверяя, но еще мучительнее жить, постоянно ожидая подвоха, всего опасаясь. Да, можно существовать, как премудрый пескарь, выдолбив себе маленькую норку и никуда оттуда не высовываясь, но это сложно назвать жизнью! А жизнь с доверием — это жизнь, которая бьет ключом!
Ты всякий день готов к чему-то новому. И при таком доверии меньше ценишь то, что в твоих руках зажато, и меньше огорчаешься из-за своих ошибок и падений. У меня возникает такая ассоциация. Перед тобой поставлена задача принести воды в стакане с одного конца поля на другой.
И ты, радостный и уверенный в себе, берешь этот полный стакан и идешь! Но вот чуть-чуть воды пролилось — начинаешь нервничать. Еще чуть пролилось — еще больше начинаешь нервничать, у тебя начинает трястись рука, ты совсем выходишь из себя и уже готов этот стакан бросить оземь и сесть, расплакаться. Такое отношение бывает, когда ты не на то смотришь.
Тебе сказано: хоть сколько-то воды донеси на другой конец поля. Это твоя финальная цель, а остальное — мелочи. И не важно, какой ты придешь — ты можешь весь измазаться в грязи, не важно, сколько ты воды прольешь — может быть, в стакане останется лишь капля на донышке, но ты должен выполнить задачу. Есть Тот, кто поручил тебе ее.
И чем меньше внимания обращаешь на себя, а больше — на то, чего от тебя ожидают, тем лучше. А тщеславие выпирает, тебе хочется стакан полным донести. Забудь о падениях, помни о финальной цели. Важен не ты и не твои падения или успехи, важны твои взаимоотношения с Богом, твое доверие Ему.
Вот такой подход, мне кажется, верный. Твое недоверие тебя останавливает, замыкает на себе и стакане, а цели не видно, и ты можешь сесть и прожить всю свою жизнь на этом конце поля, стакан будет стоять перед тобой, а ты будешь бояться его взять и понести. Напоследок скажите, пожалуйста, какое место в жизни монахов, старцев, да и в обычной христианской жизни занимает именно радость? А если делать отсылку к знакомым светским текстам, то вспоминается такая песня: «Она идет по жизни смеясь, встречаясь и прощаясь, не огорчаясь… но не замечают, как плачет ночами та, что идет по жизни смеясь».
Поэтому, когда идет интенсивная внутренняя жизнь , работа, превозмогание своей лени и нежелания, — за все это Господь воздает и радостью. И людей удивительных посылает навстречу. Господь не обманывает то доверие, которое ты Ему оказываешь. Это не означает, что идут какие-то взаиморасчеты с Богом или со старцем.
Просто появляется тот опыт, который тебя утверждает в выбранном тобой намерении. А зачем нам быть «буками» и заниматься самокопанием, если Христос воскрес и двери рая для нас открыты? Сидим, унываем, дуемся, а двери-то открыты и через них светит солнышко… В Православной церкви сложился институт старчества. Старцы - старые, опытные монахи, обладающие полученным от Бога даром молитвы, прозорливости и чудотворения.
Некоторые из них живут и сейчас. Сергиев Посад. Очень старенький и очень известный батюшка, духовник патриархов Пимена и Алексия II, многих священников и знаменитостей. По данным таблоидов - "тот самый" сержант Павлов, который в Сталинграде захватил Дом Павлова.
Почти не принимает. Отец Наум - Троице-Сергиева лавра, г. Принимает ежедневно, кроме воскресения. До 700 человек записываются на приём к нему.
Отец Герман - Троице-Сергиева лавра, г. Занимается отчиткой бесов. Обладает даром прозорливости. Отец Власий, прозорливый - Калужская обл.
Боровск, Пафнутьев-Боровский монастырь. Время от времени исповедует. Лучше приезжать на несколько дней. Отец Пётр, прозорливый, духовник - Лукино, Нижегородская область.
Владыка Алипий - Украина, Донецкая обл. Красный Лиман. Как видим, и архиереи могут быть старцами. Отец Серафим - Украина, Донецкая обл.
Святогорск, Святогорская лавра Архимандрит Дионисий - Москва, храм св. Николая Чудотворца в Покровском Бакунинская, 100. Относительно молодой батюшка, но обладает редкой силой молитвы и даром пастырства. Отец схиархимандрит Илий - Оптина Пустынь, г.
Является духовником патриарха Кирилла, почти не принимает. Отец Иероним - Алатырь, Чувашия, Успенский монастырь. Отец Илларион - Ключевская пустынь, Мордовия, пос. Трудно добираться, но попасть на исповедь относительно легко.
Схиархимандрит Иоанн - Иоанновский мужской монастырь под Саранском. Проводит отчитку бесов. Отец Николай - настоятель Покрово-Эннатского монастыря в Башкирии. Отец Адриан - Псково-Печерский монастырь, Псковская область.
Архимандрит являлся личным духовным наставником двух российских патриархов, но в связи с ухудшающимся здоровьем за несколько лет до своей смерти перестал принимать мирян и ограничил круг посетителей. Родился святой отец в 1919 году в Рязанской губернии, а монашеский постриг принял в 1954 году. Умер 20 февраля 2017 г. Преподобноисповедник Иоанн известен православному миру своим даром врачевания и яснознания. Известный в миру, как Иван Афанасьев, духовник всю жизнь посвятил служению Богу. Родился старец в 1875 году и дожил до XX века. Умер старец Иоанн в 1961 году. Стоит отметить и заслуги покойного отца Наума из Троице-Сергиевой Лавры. За день архимандрит мог принять почти 700 человек и старался помочь всем страждущим и нуждающимся в его внимании.
Единственный день, когда святой отец Наум отдыхал от посетителей, было воскресенье. Побывавшие на приёме отмечали, что старец начинал встречи с больными с 5 утра. Родился духовник в 1927 году в Малоирменке, а покинул этот мир в 2017 году на 90-ом году жизни в Москве. Архимандрит Дионисий принимал всех нуждающихся в храме святого Николая в Подмосковье. Обладал особой силой слова, и небеса наделили его умением пастырствовать. Родился духовник в Москве в 1952 году, и в миру носил имя Владимир Шишигин. Решив посвятить себя служению Богу, мужчина принял сан дьякона в 1974 году, а в 1990 году постригся в монахи. Здоровье старца подкосил сильный недуг, который и стал причиной его смерти в декабре прошлого года. Архимандрит Иероним, в миру Виктор Шурыгин, родился в Свердловской области в 1952 году.
Примечательно, что сам старец не раз говорил, что не собирался быть монахом и много учился. На путь служения Богу его наставил архимандрит Иларион в Абхазии. Отец Иероним обладал даром высокой проницательности и часто давал обратившимся к нему советы в житейских вопросах. Принимал старец в Успенском мужском монастыре в Чувашии в городе Алатыре Сеченовского района, где и скончался в возрасте 60 лет. Под Саранском в Иоанновском мужском монастыре принимал до начала этого года схиархимандрит Иоанн. Старец современности обладал даром изгнания бесов из человеческого тела и очищением души. Родился будущий спаситель душ, в миру Иван Слугин, в 1941 году в Липецкой области. С ранних лет будущий служитель Господа воспитывался в строгости и в христианской вере, так как его мать была верующей женщиной. Рукоположен в сан диакона в возрасте 29 лет.
Скончался протоиерей Иоанн 2 февраля 2018 года и похоронен на Даниловском кладбище города Москвы. Священнослужитель проживает в Троице-Сергиевой Лавре и обладает даром ясновидения и изгнания бесов. Старец уверен, что только отчитка святым словом-молитвой можно излечить человеческую душу от страданий.
Сергий ежедневно находился в посте и молитве. Питался он растительной пищей, а гостями ему были дикие звери. Но однажды несколько монахов прознали о великом подвиге подвижничества, совершаемом Сергием, и решили прийти в обитель. Там эти 12 иноков и остались. Именно они стали основателями Лавры, которую вскоре возглавил сам преподобный. К Сергию за советом приезжал князь Дмитрий Донской, готовящийся к битве с татарами. После кончины преподобного спустя 30 лет были обретены его мощи, совершающие и по сей день чудо исцеления. Этот русский святой 14 века до сих пор невидимо принимает в свою обитель паломников. Предлагаем ознакомиться Молитва на торговлю в магазине Православные старцы В Русской Православной Церкви к наиболее известным старцам можно отнести преподобного Серафима Саровского 1754-1833. За советом к нему приходило большое количество людей как монахи, так и миряне. Но благодать старчества обретается не сразу. Перед этим, как и у других старцев, был период затворничества уединенной жизни. Преподобный Серафим Саровский принял подвиг столпничества: на протяжении 1000 дней и ночей он коленопреклонно молился на камне. Усиленная молитва и покаянные размышления о своей жизни способствовали достижению смирения и духовному соединению с Господом, от Которого он получил дар прозорливости. Жизнь в пустыне проста, и монах может всецело отдать себя духовному деланию» старец Паисий Святогорец. Особо знамениты были старцы, жившие в монастырях Глинской Сумская область, Украина , Оптиной пустыни Калужская область, Россия. А в Псково-Печерском монастыре Псковская область, Россия старчество не прекращалось даже в советское время. В богоборческие времена старцы нередко жили вне монастырских стен. О «большой семье» святогорских старцев можно узнать из книги иеромонаха Пантелеимона Королева «Новый афонский патерик». В ней подробно описано, что такое старчество, кто такие современные православные старцы, их поучения. Сергий Радонежский — избранный сосуд Духа Святого Особого внимания заслуживает русский святой 14 века Сергий Радонежский, в миру Варфоломей. Он родился в благочестивой семье Марии и Кирилла. Считается, что находясь еще в утробе матери, Сергий проявил свою богоизбранность. Во время одной из воскресных литургий еще не родившийся Варфоломей вскрикнул три раза. Читайте также: Троице-Сергиева Лавра — крупнейший центр русского православия, культуры и духовности В то время его мать, как и остальные прихожане, была объята ужасом и смущением. После своего рождения преподобный не пил грудное молоко, если Мария вкушала в этот день мясо. По средам и пятницам маленький Варфоломей голодал и не брал материнскую грудь. Кроме Сергия, в семье было еще два брата — Петр и Стефан. Родители растили детей в православии и строгости. Все братья, кроме Варфоломея, хорошо учились и умели читать. И лишь младшему в их семье тяжело давалась грамота — буквы расплывались перед глазами, мальчик терялся, не смея вымолвить и слова. Сергий очень страдал от этого и усердно молился Богу в надежде получить способность читать. Однажды, вновь осмеянный своими братьями за неграмотность, он убежал в поле и встретил там старца. Варфоломей рассказал о своей печали и просил инока помолиться за него Богу. Старец дал мальчику кусочек просфоры, пообещав, что Господь обязательно дарует ему грамоту. В благодарность за этого Сергий пригласил инока в дом. Перед принятием трапезы старец попросил мальчика прочитать псалмы. Робея, Варфоломей взял книгу, боясь даже взглянуть на буквы, которые всегда расплывались у него перед глазами… Но чудо! Старец предсказал родителям, что велик будет их младший сын, так как он есть избранный сосуд Духа Святого. После такой судьбоносной встречи Варфоломей стал строго поститься и постоянно молиться. Старчество в современной России Есть ли в России старцы нашего времени? В Русской Православной Церкви в настоящее время авторитет старчества имеют несколько человек. Попасть к ним «обычным» верующим нелегко. Даже если и узнать место их жительства, приехать и ожидать своей очереди, этого мало. Чтобы ныне живущие старцы приняли у себя человека, верующий должен обладать твердой верой, сильным желанием и горячо об этом молиться Богу. И при всем этом не всегда встреча может произойти с первой попытки. Бывает, что прозорливые старцы нашего времени сами вызывают к себе людей. Среди православных имеется практика в случае возникновения потребности в решении серьезного вопроса, ездить с паломнической поездкой к могиле почивших известных старцев. Это вполне адекватный выход в связи со сложностью получить наставление от ныне живущего старца.
Помимо стоимости самой поездки собирают много денег на нужды «старца». И вычисляют паломников, у которых, как правило, есть сложные проблемы или они находятся в стрессовом состоянии. Таких могут оставить в секте, где они и исчезают с концами. Римского понтифика осудили за нарушение первой заповеди Впрочем, считает Дворкин, со временем поток посетителей к «старцу» Иоанникию прекратится. Поэтому лишение сана для него крайне невыгодно. Старец старцу рознь — На мой взгляд, сейчас нет старцев, которые могли бы почитаться православной церковью. По крайней мере, я таких не знаю, — говорит Дворкин. Стремление найти человека, который, как гуру, ответит на все вопросы, решит все вопросы, приводит к тому, что люди готовы платить большие деньги за веру в подобного чудотворца. Тут как раз один из главных критериев — отсутствие монетизации. Те подлинные старцы, которых мы знаем, никаких денег не брали, никаких структур не организовывали и сами себя старцами не называли. Если есть признаки монетизации и такой духовный элитизм — это значит, что надо просто разворачиваться и уходить. Схиархимандрит Иоанникий.
Православные старцы исцеляющие от болезней в наши дни
Старец Николай сподобился многих даров Духа Святого, среди них — дары прозорливости, исцеления, чудотворений. Кто такие старцы и где живут в России, с какими вопросами идут к духовным наставникам. Прозорливые старцы нашего времени живущие сейчас. В середине девяностых я, мой кум – в то время регент архиерейского хора Сергей Цивилев и еще один наш добрый и хороший друг Вадик, наслушавшись о обитавшем где-то под Калугой прозорливом чудо-старце Власии. Подскажите есть ли в Москве прозорливые старцы и старицы. Давно записали в прозорливые старцы в Москве и Московской области отца Германа. Священнослужитель проживает в Троице-Сергиевой Лавре и обладает даром ясновидения и изгнания бесов.
Сколько православных старцев сейчас живет в России
Святые наших дней Иногда человек чувствует себя буквально загнанным в угол, не знает, как жить дальше. На помощь ему может прийти духовно опытный старец, наделенный от Бога даром прозорливости Кто они? Старцы — это обычные люди , такие же, как мы. Только в силу своих подвигов ради Господа получившие от Него различные дары — чудотворения, прозорливости, исцеления. Именно так их называют православные. Они могут видеть будущее как настоящее, к ним можно обратиться за советом в трудной ситуации. Само определение старчества многозначно. Так можно обозначить все духовенство Церкви, поскольку с греческого «пресвитер» священник переводится как «старец», «старейшина». Старец — лицо, обладающее духовной властью, человек, получивший от Бога дар особого духовного руководства христианами. Среди чудотворцев последних дней, наших современников, особо выделяются отец Иоанн Крестьянкин и отец Николай Гурьянов.
Родившийся в 1910 году в семье орловских мещан, он с детства прислуживал в храме. После школы получил профессиональное образование на бухгалтерских курсах. Работал по специальности сначала в Орле, потом в Москве, посещая при этом храм. В 1945 году в безбрачии рукоположен в сан диакона, затем во иерея. За свой дар проповеди и отцовскую заботу пользовался любовью прихожан. Его кандидатская работа по окончании Московской Духовной Семинарии и Академии о святом Серафиме Саровском так и осталась недописанной — в 1950 году его арестовали на семь лет за «антисоветскую агитацию» и отправили в КаргопольЛаг Архангельской области. Его солагерники вспоминали: «Когда он говорил с вами, его глаза, все его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором». После освобождения в 1955 году отец Иоанн продолжал свое служение в разных храмах Псковской и Рязанской областей, а затем в Псково-Печерском монастыре.
Практически сразу с поселением отца Иоанна в обители молва о нем распространилась по всему Советскому Союзу. За советом и благословением к нему приезжали тысячи людей. Скорый поезд со всеми остановками В обители отца Иоанна порой шутливо называли «скорый поезд со всеми остановками». Он не ходил, а скользил, как светлый луч, неуловимо, плавно и быстро. Если торопился по каким-либо послушаниям, то пробегал мимо протянутых к нему за благословением рук. Но, пробежав, частенько так же быстро возвращался и скороговоркой спрашивал: «Ну, что у тебя там? Архимандрит Тихон Шевкунов вспоминает, что однажды, будучи еще послушником в Печорах, он был свидетелем такой картины: отец Иоанн в окружении богомольцев спешил по монастырскому двору к храму. Вдруг к нему бросилась заплаканная женщина с ребенком лет трех на руках: «Батюшка, благословите на операцию, врачи требуют срочно, в Москве». Отец Иоанн остановился и твердо сказал женщине: «Ни в коем случае.
Он умрет на операционном столе. Молись, лечи его, но операцию не делай ни в коем случае. Он выздоровеет». И перекрестил младенца. Тогда они, послушники, были в ужасе от размышлений, предполагая: а вдруг отец Иоанн ошибся? Что если ребенок умрет? Что сделает с ним мать, если такое случится? Заподозрить старца в вульгарном противлении медицине нельзя: известно много случаев, когда отец Иоанн и благословлял, и настаивал на операции. Среди его духовных детей было немало врачей.
Что же будет дальше? Явится ли в монастырь убитая горем мать и устроит чудовищный скандал или ничего подобного не произойдет, ребенок выздоровеет, как предсказал отец Иоанн? Но отец Иоанн по-прежнему продолжал «курсировать» между храмом и своей кельей в окружении исполненных надежд и благодарности паломников, что говорило о положительном исходе дела. Отец Иоанн не любил, когда его называли старцем. Он говорил: «Не надо путать старца и старика. И старички есть разные, кому 80 лет, кому 70, как мне, кому 60, есть старики и молодые. Но старцы — это Божие благословение людям. И у нас нет старцев больше. Бегает по монастырю старик, а мы за ним».
Смирение было одним из многих его духовных качеств. Скончался архимандрит Иоанн Крестьянкин в возрасте 95 лет. Похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря. Протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит, скрывая свой духоносный дар, так при жизни и говорил: «Обращайтесь прежде всего не ко мне, а к Господу! Приезжает какой-нибудь регент хора, а отец Николай ему с порога: «Си-соль-ре-соль» и улыбается. Батюшка чаще всего был радостен. Всем буквально раздавал любовь. Легко разъяснял сложные, как клубок запутанных ниток, жизненные ситуации. Причем делал это не только словами, но и поступками.
Для вразумления некоторых говорил иносказательно. О себе всегда просил только молитв. Как-то раз один неверующий человек приехал утром на остров по своим делам. Имея свободное время , заглянул в храм, где на него обратил внимание отец Николай — вдруг быстро подошел к нему и произнес: «Водку любишь, а Бога не любишь». Затем ушел в алтарь. Человек этот, любивший и в самом деле выпить, был озадачен таким провидением незнакомого священника и отстоял всю Литургию. После богослужения к нему вновь подошел отец Николай. Но при этом уже сказал: «Ну вот, теперь ты Бога любишь, а водку не любишь». С этого времени тот человек полностью бросил пить.
Одна из духовных чад отца Николая писала, что в декабре 1999 года они с будущим мужем поехали к батюшке просить благословения на брак. Ситуация была нелегкая, поскольку оба перед вступлением в брак были тяжело больны. Старец тогда практически не принимал. На калитке висело объявление: «Отца Николая не беспокоить! Безуспешно — келейница на страже здоровья и покоя старца! Тяжело и грустно на душе. И вдруг совершенно неожиданно выбегает келейница с иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и говорит: «Вас батюшка благословляет на брак». А ведь они даже не излагали старцу своей просьбы! Духовные дары отца Николая Гурьянова проявлялись во многом: он помогал изменить жизнь людям, потерявшим надежду, мог назвать незнакомых людей по имени, предупреждал о возможной опасности , вымаливал тяжелобольных.
В то же время, невзирая на чины и звания, мог по какому-то своему духовному видению отправить гостей восвояси. За этим стояло не желание обидеть человека, но стремление дать возможность осмыслить свою прошлую жизнь и вернуться с покаянными чувствами обратно. Любушка блаженная Старица Любовь Ивановна Лазарева родилась 17 сентября 1912 года в деревне Колодези Калужской губернии. Ее семья была очень религиозна: отец был старостой сельского храма, мама растила детей. Оставшись сиротой, девочка была взята на воспитание близкой родственницей. В 18 лет Любушка уехала в Ленинград к брату, который помог ей устроиться на фабрику «Красный треугольник». Но вскоре Любушка решила стать странницей. Она побывала во многих монастырях, однако самым дорогим для нее местом стала Вырица, где она часами молилась у могилы своего духовного отца иеромонаха Серафима. Небольшого роста, сухая старушка всегда выделялась своей кротостью и молитвенностью.
Многие люди отмечали ее прозорливость и дар чудотворения. И все обошлось. Потом дочь заболела краснухой, и опять по молитвам Любушки болезнь прошла». Старица была известна и тем, что «ставила храмы», то есть вымаливала у Господа появление новых или возрождение разрушенных церквей. Одним из них стал храм Христа Спасителя.
Они называют создателем умершего сельского шофера, пьют соленый чай и молятся на экстремистскую литературу Бороться с такими «старцами» и священниками, которые создают вокруг себя культ, достаточно сложно. Глава адвокатского объединения «Радонеж» Геннадий Савенков отмечает, что Ефименко ведет себя по тому же сценарию, что и Сергий Романов на Урале. Отец Андрей Ефанов поясняет: это здание не может считаться храмом, поскольку возведено без благословения, а сам Ефименко запрещен в служении. Фото: соцсети Однако количество желающих увидеть чихачевского «старца» пока не уменьшается. Александр Дворкин отмечает, что поездки к «старцам», зачастую не признанным церковью, без благословения и надлежащей паломнической подготовки стали в отдельных регионах настоящим коммерческим предприятием.
Помимо стоимости самой поездки собирают много денег на нужды «старца». И вычисляют паломников, у которых, как правило, есть сложные проблемы или они находятся в стрессовом состоянии. Таких могут оставить в секте, где они и исчезают с концами. Римского понтифика осудили за нарушение первой заповеди Впрочем, считает Дворкин, со временем поток посетителей к «старцу» Иоанникию прекратится. Поэтому лишение сана для него крайне невыгодно. Старец старцу рознь — На мой взгляд, сейчас нет старцев, которые могли бы почитаться православной церковью. По крайней мере, я таких не знаю, — говорит Дворкин.
Архимандрит Нафанаил пришёл в монастырь во время войны, в 1944-м году.
Умер, наверное, лет 5 назад. И за всё это время, то есть более чем за 50 лет, он из монастыря не выходил и не знал, что за стенами делается. И таких было много. Братия собралась удивительная. Гонения и притеснения их закалили и сплотили. Я говорю: это был другой мир. Взять сегодняшнюю жизнь и 30 лет назад — небо и земля! Дух мира сего довлеет.
А Господь что нам говорит? Кто любит мир, в том нет любви Отчей». А мир пленяет, смущает людей всяческими земными удобствами, наслаждениями, колеблет слабую человеческую душу. Нельзя ничего этого любить, если мы любим Бога. Большинство монахов, духовенства того времени прошли ссылки, испытания, тюрьмы, и были людьми, закалёнными во всём. Страдания даровали им совсем другое духовное состояние, они верили, что так их испытывает Господь. Матушка Еннафа: Пасха на болоте — Матушка Еннафа рассказывала мне, что они работали на лесоповале. Представляешь, женщин заставляли валить лес!
Они валили деревья, обрубали сучья, лес вывозили. Молиться, как обычно, они не могли: у них отобрали все привезённые с собой книги, читали молитвы на память. Однажды на Пасху их выгнали на работу. Пришли они, а там болото. Они там и стали Пасху петь. Комаров — страшное количество. Из болота вышли, вся кожа синяя была, так комары погрызли. А когда они в болоте Пасху пели, им с берега кричали: «А ну, чернохвостые, выходите, сейчас всех перестреляем!
И, пока пасхальный канон не пропели, не вышли. Вылезли, думали, что сейчас их прямо тут и пристрелят. Но сошло с рук, просто посадили на голодный паёк. Я говорю: «Матушка, а чем же вас там кормили? А так давали баланду, проржавевшую селёдку, да хлеб, будто глина». Иногда я спрашивал её: «Матушка, как же вы там жили? Спасибо советской власти, от всего нас избавила! Монашки мы все рукодельные.
Было нас трое, и начальство приказало шить им френчи да одежду. Они за это нас подкармливали. Потом меня начальник лагеря взял в прислуги. Я у него жила, за детьми ухаживала, убирала квартиру. Даже на базар меня посылал, знал, что не убегу. Так что, слава Богу, последнее время хорошо жила». Вот такая старица матушка Еннафа, Царство ей Небесное. Лицо её помню, глаза такие пронизывающие, лучезарные.
Матушка Фомаида: Грядущую ко мне не изжену вон — Матушка Фомаида умерла в 102 года, я тогда ещё даже священником не был. Она жила у добрых людей, которые отдали ей баньку, в ней она устроила кельицу. До революции, ещё девушкой, пешком ходила в Иерусалим. Это путешествие заняло около года. Тогда пешком шли до Одессы, пароходом переправлялись в Турцию. У царского правительства со всеми странами, через которые проходили русские паломники, существовало соглашение. Вот так она побывала на Святой Земле. Рассказывала о своём приходе в монастырь.
Ездила-ездила по монастырям, думала, в какой из них поступить.
Через некоторое время я оказался в Тульской области. Уже возвращаясь в Иваново, вспомнил телепередачу, свернул с центральной автострады и оказался в том самом Веневе. Остановился недалеко от каменного храма в стиле классицизма. Минут через 10—15 ко мне подошел священник — настоятель храма Воскресения Христова протоиерей Павел Кузнецов. Он радушно принял любопытствующего незнакомца, поведал историю собора. Протоиерей Павел изготовил устройство, воспроизводящее звон колоколов. Нынешнее кирпичное здание было воздвигнуто во второй половине XVIII века на месте первого храма Параскевы Пятницы, который сожгли крымские татары в 1633 году.
Сохранились сведения о том, что новую церковь в свое время посещал наследник престола Александр Романов будущий император Александр II со своим воспитателем, известным русским поэтом Василием Жуковским. Храмовая жизнь в Веневе долгие лета шла своим порядком до октябрьских событий 1917 года, когда большевики объявили религию "опиумом для народа". Постановлением местных советов в святом месте устроили складские помещения. В период фашистской оккупации в неотапливаемое, продуваемое всеми ветрами помещение бывшей церкви сбрасывали умирать раненых красноармейцев. В новое время храм восстанавливается. Здесь регулярно совершаются богослужения. Стал священником, когда исцелился сын Через два года я уже целенаправленно поехал к отцу Павлу в составе паломнической группы. Утреннее богослужение в храме Воскресения Христова прошло на едином дыхании.
Затем как-то тепло, уютно, по-родственному настоятель беседовал с ивановскими паломниками, доступно и ясно объясняя вопросы о земном и вечном. Четыре с половиной часа, что мы провели в храме, пролетели неожиданно быстро. За это время отец Павел рассказал и о том, как восстанавливал разрушенную церковь, и о том, какую неоценимую помощь оказывали ему прихожане. К великому огорчению священника в храме тогда еще не восстановили колокольню. И всё же церковь Воскресения Христова оглашает окрестности Венева своим малиновым звоном: собственноручно протоиерей изготовил устройство, воспроизводящее звон колоколов.
старцы. . .
10 лет назад я в Караганде общалась с прозорливым игуменом монастыря, так я только думать начинаю-он уже отвечал. Как отличить старца от пожилого мужика с бородой и в подряснике все новостные обзоры на сегодня на на "Одна моя знакомая, Екатерина, посоветовала мне поехать к «прозорливому старцу, который может ответить на любой вопрос». Прозорливый старец отец Власий и Боровский монастырь – сегодня понятия неразделимые. Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих оптинским старцам: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни. Своим горячим служением Богу старцы стяжали благодатный дар прозорливости Прозорливость — способность видеть мир духовным взором, раздвигая границы пространства и времени.
Где искать старцев
- Старцы нашего времени живущие сейчас 2020 » Новости Онлайн
- «Обратилась к старцу и теперь страдаю. Разве так может быть?» - Православный журнал «Фома»
- Митрополит Тихон верит в пророчества трех великих старцев - МК Крым
- Старцы нашего времени живущие сейчас 2020 в России
Старцы Москвы
Также особо почитаемы здесь могилы двух старцев: отца Афанасия (Реутова) и схиархимандрита Христофора (Никольского) – великих молитвенников о грехах наших. Прозорливость старцев или предсказания лжепророков? Кто такие старцы и где живут в России, с какими вопросами идут к духовным наставникам. Прозорливые (да и обладающие другими дарами Духа Святаго) старцы есть, но их нет так много.
«Прозорливый старец»: почему так называют духовника патриарха Кирилла
Отсутствие такого старца в жизни компенсируется супружеским послушанием. Давно записали в прозорливые старцы в Москве и Московской области отца Германа. Давно записали в прозорливые старцы в Москве и Московской области отца Германа. Священнослужитель проживает в Троице-Сергиевой Лавре и обладает даром ясновидения и изгнания бесов. СТАРЕЦ ГАВРИИЛ: «БЫВАЛО, Я ХОДИЛ В РОССИЮ ПЕШКОМ, ЧТОБЫ ПРИЧАСТИТЬСЯ» Малоизвестные воспоминания о преподобном Гаврииле (Ургебадзе). Главная» Новости» Новости про чихачево. В книге приведены интересные факты из жизни православных подвижников, когда через сокровенный дар прозорливости старца в судьбе конкретного человека чудесным образом проявлялся Промысл Божий.