11 мая 2016, 09:00 Дмитрий Евстафьев По мощам и елейПолитолог Дмитрий Евстафьев — о том, как НАТО оказалось на обочине глобальной политики Ухудшающиеся.
Подняться на котурнах
- По мощам и елей — история происхождения выражения | Занимательная этимология | Дзен
- Почему православные почитают мощи святых божиих угодников
- По мощам и елей. — православная социальная сеть «Елицы»
- «По мощам и елей». О некорректности сравнений на высшем уровне - 16 Января 2018 - Русская Стратегия
По мощам и елей - откуда взялось
Корни происходят из церковной среды, где мощи святых предписывалось поливать елеем. Кому лень читать, могут посмотреть и послушать видеоверсию: Для тех уважаемых людей, кто еще не разучился внимательно читать, продолжу в текстовом виде с иллюстрациями. Слова По мощам и елей якобы произнесены в частной беседе в 1924 году Патриархом Тихоном. Иначе говоря — известно из нарративных источников. Если точнее, в сообществе большевиков об этом высказывании Патриарха Тихона, противника коммунистических идей, стало известно от Бонч-Бруевича.
Можно нести к святой покровительнице только цветы, ними укрыта вся рака. Читайте также: Икона Гурия, Самона и Авива: описание, история, в чем помогает, молитвы Святая Матрона Прочитав специальную молитву, нужно два раза перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, руками касаясь земли, только после этого можно целовать священный ящик. После чего повторить обряд наложения креста и поклоны. Молитва Матроне Московской О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.
Призри ныне милостивным твоим оком на нас, грешных, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. По свидетельству людей, побывавших у святой Матроны, ответ чувствуется сразу, если просящий уходит с миром, все будет хорошо. В случае тревоги на сердце, просьба отклонена по причине ненужности или не несущей добра. Омовение Ранее в России бытовал обряд омовения мощей. Чин омовения мог совершаться в любое время. Мощи выставляли в центр храма и поливали освященной водой. После чего, водой, как важной святыней, окропляли всех присутствующих на омовении, а остатки разбирали верующие. В 1681 г.
Делалось это «ради почести их, ради благолепия, для содержания святыни в чистоте, а также для получения священной воды, стекшей со святых нетленных останков». На Руси этот чин существовал до 17 века, и в синодальный период потерял свою значимость. Нетление Нередко останки святых пребывают нетленными, то есть полностью или частично сохранившимися после смерти. Пятка Матроны Московской остается нетленной: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное» , говорила она. Мощи прп. Александра Свирского Однако нетление или вообще наличие мощей не говорит о святости умершего, важным условием для канонизации являются праведная жизнь и чудотворения, которые происходили от святого во время жизни или от его мощей. В православной церкви много подвижников, которые при жизни являли верующим свою благодатную помощь, но мощи которых до сих пор не открыты и об их нетлении ничего не известно. В то же время, церкви известны случаи нетления мощей, но их не признали святыми, так как никаких чудес от них засвидетельствовано не было.
Интересный факт На Афоне, к примеру, умершего монаха отмаливают до тех пор, пока его тело не истлеет, так как нетление считается там признаком того, что человек не удостоился Царствия Божия. Значение мощей в православии Святые мощи, то есть останки кости людей, причисленных после смерти к лику святых, согласно закону Святой Церкви, являются объектом поклонения и почитания. Они сохраняются и используются с нравственно-назидательной целью. Считается, что останки святых людей являются носителем святейшей благодати. Верующие почитают не только кости, но и прах или пепел канонизированного после жизни земной человека. Любые святые останки являются мощами, которым принято поклоняться. Ведь они принадлежат людям, при жизни совершавшим подвиги во имя Церкви, служившим Богу верой и правдой, прославившимся умением творить чудеса. Есть еще такое понятие, как нетленные мощи.
Обычно после смерти тела людей предают земле. Спустя какое-то время церковнослужители раскапывают могилы праведников. Делается это исключительно в религиозных целях. Если тело не превратилось в прах, к тому же издает благоухание и приятный запах, то такой факт является основанием считать мощи человека нетленными и святыми. Вид у покойника должен быть таким, будто он умер совсем недавно. Правда, наличие лишь одних нетленных мощей не является предпосылкой канонизации человека. Это всего лишь доказательство его святости. Человека причисляют к лику святых, если он самоотверженно служил Всевышнему и народу.
На Руси бывало так, что священнослужителя, верой и правдой служившего Церкви, могли не канонизировать только потому, что его тело длительное время пролежало в земле и успело истлеть. Зато недавнее захоронение, не успевшее превратиться в прах, причисляли к лику святых. Нетленность тела считается проявлением Божьего всемогущества, чудесным явлением, живым уроком и доказательством грядущего Воскресения. Хотя в Греции, наоборот, почитаются только кости, а наличие плоти на них может считаться признаком греховности. Мироточение Часто на мощах святых освещают масло, которое в домашних условиях православные используют для исцеления. Но иногда Господь являет нам ещё одно своё чудо — от самих мощей происходит благоухание и мироточение. Мироточение — особое сверхъестественное явление в христианстве, связанное с появлением на иконах и мощах святых влаги — мира. Она может быть прозрачной, густой или жидкой, иногда удивительно благоухает.
Существует специальная комиссия для процедуры освидетельствования этого явления, так как были случаи естественного рукотворного происхождения мира. Мироточение известно ещё с первых веков христианства. Ежегодно из раки Иоанна Богослова исходило тонкое благовонное миро в день его почитания. Особенно известен этим чудом мученик Димитрий Солунский, которого так и называют — Мироточивый. Мироточение было столь обильным, что народ набирал миро в стеклянные сосуды.
Однако, к прибытию нашей съёмочной группы вместо аромата мы натолкнулись на нестерпимый смрад, что позволило находиться внутри помещения не более минуты. Впечатления людей мы снимали на улице, в тридцати метрах от входа в галерею Гельмана, так как это было минимально комфортным расстоянием для нахождения там. Протоиерей Дмитрий Смирнов прокомментировал порталу Русский Взгляд Ситуацию в центре современного искусства: «Когда мавзолей Ленина был еще деревянный, в нём лопнула канализационная труба, и помещение наполнилось нечистотами… Весть о «чуде» дошла до Патриарха Тихона, на что он отозвался кратко и выразительно: по мощам и елей.
Ежедневная аудитория портала Проза. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Портал работает под эгидой Российского союза писателей.
В переводе на русский, "москва" означает...
Говорят, что святейший патриарх Тихон, узнав об этом, сказал: «По мощам – и елей!», что странно, учитывая, что без тех мощей патриархом бы он не стал ни в жизнь; его же предшественник был и вовсе назначен патриархом, посредством тех самых мощей. При взрывах мерзлого грунта была повреждена система канализации, и зловонная жижа стала заливать все вокруг. Узнав об этом, Патриарх Тихон сказал: "По мощам и елей". Под елеем должно разуметь Таинство Миропомазания и Таинство Елеосвящения, а под главою ум наш, который в начале получает духовное утверждение чрез Таинство Миропомазания.
Толкование на Иакова 5:14
Роман явно был закончен только в мае и его «с колес» напечатали в августовской и сентябрьской книжках «Знамени» , а значит, в декабре его номинировали, в марте выводили в лонг-лист и в мае включали в шорт-лист, буквально не глядя, — потому что самого романа еще просто-напросто не было! Так в XYIII веке записывали в полк новорожденных дворянских сынков, чтобы, пока они сосут мамкину грудь, им уже шли чины. К настоящему времени всего через полгода после премирования «Асан» уже благополучно забыт, даже если отвлечься от того обстоятельства, что он не пользовался успехом и прежде. А «народное голосование» в «НацВорсте» всего-навсего разоблачило очередного голого короля. Владимир Маканин — один из лучших наших прозаиков старшего поколения, можно сказать, живой классик. Но с чрезмерной суетливостью погнавшись за длинным рублем «Большой книги», Акела промахнулся. В творческом плане промахнулся потому что деньги-то он как раз заработал.
При этом большинство мощей святых сохранились не полностью, и останки праведников почитаются не за их нетление славянское слово «мощи» означает просто кости , а в память о подвижнике. Мы верим, что Бог по молитвам святого может даровать исцеление человеку, приложившемуся к его мощам. Таким образом сравнение тела Ленина с останками христианских святых допустимо, но не вполне корректно. Еще в 20-е годы прошлого столетия, во время кампании по ликвидации мощей гонители хотели разоблачить поповский обман, выставляя рядом с мощами святых трупы мумифицированных животных, воров и просто людей, о которых ничего не известно.
Часть верующих, привыкших считать мощами лишь полностью сохранившиеся тела праведников, соблазнилась этим зрелищем, но большинство христиан остались верными Церкви, несмотря на подобные спектакли. Вчерашняя реплика Владимира Путина не станет поводом для наступления на Церковь или оскорбления верующих, но дает прекрасный повод поразмышлять над тем, как мы, христиане, сами воспринимаем свои святыни. Переоблачение мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца Переоблачение мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворцаЕсли мы едем к мощам преподобного Сергия или Амвросия лишь для того, чтобы посмотреть на необычного покойника, чьи останки сохраняются в течение сотен лет, то наша вера слаба, и мы можем отпасть от Церкви, когда узнаем, что в раке лежит лишь маленькая частичка мощей, что в разные годы в раках находили посторонние предметы — кусочки ветоши, гвоздики и даже различные подставки для останков. Останки любого праведника, доступного для поклонения, периодически переоблачают, что может приводить к появлению посторонних предметов. Все это не является тайной и не свидетельствует о поповском обмане, но может соблазнить человека, хотящего увидеть чудо. В этом смысле президент России имеет такие же религиозные представления, как и большинство наших единоверцев. Многие люди внешнее подобие вещей принимают за тождество, и для них нет принципиальной разницы между телом Ленина и мощами Киево-Печерских подвижников. Это не их вина, а недостаток нас, христиан, не рассказавших им о том, что такое мощи. Если же человек понимает, что честь, оказанная мощам, иконе, то есть образу святого, переходит на него самого, то для него сравнение российского президента станет лишним поводом задуматься о вере. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил о том, что мы не поклоняемся костям святых и обличал женщину, которая перед причастием целовала кости какого-то мученика.
Христиане не поклоняются доскам, краскам и костям, подобно тому, как человек, носящий в бумажнике фотографию своей жены или невесты, любит не бумажку с ее изображением, а девушку.
Эта церемония приравнивалась к таким значимым событиям, как освящение церкви или приезд высоких государственных персон. Эпизоды этого обряда изображались на иконах или храмовых росписях. Частицы в храмах Для того, чтобы как можно больше христиан могли прикоснуться к святыне, и для возможности проводить Литургии, святые мощи делят на частицы. Любая, даже самая маленькая частица, является источником благодатной силы. По словам Иоанна Златоуста, мощи святых бесценное богатство, и при разделении, они, наоборот, приумножаются и дают больше благодати, в отличие от богатств земных. Это было необходимо для совершения на них литургии в новых храмах. Сейчас в любой церкви есть частицы нескольких святых. Их помещают в иконы или специальные ларцы.
Выставляют на видное место, чтобы каждый верующий смог приложиться. Части святых мощей являются необходимым атрибутом антиминсов «вместо престола» , без которых сейчас не служится Божественная Литургия. Традиционно частицы вынимаются из ветхих антиминсов и помещаются в новые. Вскрытие в советский период В 1918 1919 гг. Была развернута кампания по «разоблачению православных чудес» и изобличению священников. Ведущую роль в подобных мероприятиях занимали вскрытия мощей в церквах и монастырях. Желая продемонстрировать верующим, что их обманывают и вызвать в народе недоверие к церкви, устраивались показательные вскрытия гробниц со святыми мощами. Ленин интересовался: Снимают ли киноленты, когда вскрывают мощи различных святых?. Люди, вместо нетленных тел, видели только кости, и это могло способствовать отвращению их от веры.
Иногда, введенные в заблуждение тем, что мощи — это нетленное целое тело, сами священнослужители для реалистичности приделывали недостающие части тела из ваты или воска. Первое надругательство над мощами случилось уже в январе 1918 г. Это была рака преподобного Александра Свирского. Всего за этот период было вскрыто 63-65 рак с мощами, останки святых передавались в местные музеи. Около 10 из них смогли восстановить и вернуть в храмы. Читайте также: Значение греха ростовщичества История выражения По мощам и елей Когда деревянный мавзолей Ленина, возведённый сразу после его смерти в январе 1924 года, залило канализационными водами, Патриарх Тихон выразился по этому поводу: «По мощам и елей», что означало — каков праведник, таково и «благоухание». Особо почитаемые мощи Николай Чудотворец самый любимый и почитаемый, после Пресвятой Богородицы, на Руси святой. Бари, где они находятся с 1087 г. Им смогли поклониться около 2,5 млн человек.
Каждый год ему надевают новые башмачки, а старые, «изношенные» отдают в православные церкви. В Свято-Даниловом храме Покровского монастыря имеется один такой башмачок, ещё один есть в Саввино-Сторожевском монастыре в Московской обл. Икона святителя с частицей мощей пребывает в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Башмачок свт. Спиридона Тримифунтского Покровитель всех воинов также широко почитается на Руси. Георгий Победоносец, убивающий змея, изображен на гербе Москвы. В 2015 г. Иконы с его мощами есть во многих Российских храмах. Перечень святынь в России На нашей земле много мест, где можно приложиться к мощам святых.
Самая известная Московская святыня мощи Матушки Матроны. Припасть к ним можно в Покровском монастыре.
Из слов апостола Иакова ясно видно, что в Таинстве Елеосвящения людям ниспосылается свыше два Божественных дара. Один — исцеление телесное. Ведь за больного во время Соборования молятся духовные пастыри, священники, которым дан особый дар ходатайствовать за людей пред Богом. Священник помазывает больного освященным елеем так же, как святые апостолы при исцелении больных молились и помазывали их елеем см. Кроме того, на Соборовании часто присутствуют родственники и знакомые больного, которые тоже молятся. Молится, насколько позволяют силы, и сам больной. Получается целый собор молящихся в полном соответствии с самим названием Таинства Соборования. А Господь обещал:Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного Мф.
Вот эта общая молитва веры, молитва пресвитеров, совершающих Елеосвящение, молитва принимающего Таинство больного и его родных и близких, спасает болящего. Другой дар — прощение грехов. Этот дар соделывает человека чистым и доставляет ему самое драгоценное сокровище — Царство Небесное. Обыкновенно люди обращают внимание только на первый дар — на те видимые чудеса в частности, на телесные исцеления , которые, по милости Божией, могут подаваться в Церкви, и не замечают самого главного. Однако на Елеосвящении даруется несоизмеримо большее, чем только телесное исцеление, которого, кстати, по Промыслу Божию, может и не произойти. На Елеосвящении подается отпущение грехов — а для вечного спасения души это — самый главный, ничем другим не заменимый дар. Им пользуются аналогично как и святой водой: для исцеления больных, для благословения, для духовного очищения. Единственное отличие в использовании елея освященного от святой воды заключается в том, что им не окропляют жилище. Его вообще запрещается выливать и перемешивать с другими жидкостями. В быту освященный елей используется обычно во время утренней молитвы.
По ее окончании следует нарисовать елеем крест на лбу и в области сердца. Считается, что это придает силы, очищает душу и охраняет от болезней. В заключение нужно отметить, что русский язык приспособил слово елей для характеристики человеческих недостатков. Елей — это то, что успокаивает; средство утешения.
Происхождение и значение мощей и елей
По мощам и елей значение выражения. По мощам и елей. Мощи Святого Петра апостола. заявил настоятель московского храма Святого Духа Сошествия игумен Сергей Рыбко. каждый получает по заслугам; то a good cat a good rat - хорошей кошке хорошая крыса. Нетленность мощей является дополнительным признаком того, что святой в своей земной жизни угодил Богу, но не является необходимым условием канонизации. «По мощам и елей!» – утверждают, что именно это изронил патриарх Тихон, когда в 1925 году шел через Красную площадь. Разница между мощами святых и сатанинской мумией в том, что мощи нетленны естественным образом, а на поддержание нетленности трупа Ульянова-Ленина идут ГОСУДАРСТВЕННЫЕ средства.
Начало почитания мощей
- Елеопомазание — Википедия
- В переводе на русский, "москва" означает...
- Самое читаемое
- Форма поиска
- Топ вопросов за вчера в категории другое
- Где можно найти нетленные мощи православных
По мощам и елей значение выражения
Цитаты из русской классики со словосочетанием «по мощам и елей». Пословица ‘По мощам и елей’ означает получение того, что человек заслужил или заслуживает. Анатолий Лапшин. Мощей. 6 лет. В ходе времени фраза "По мощам и елей" приобрела символическое значение, которое используется в контексте оценки возможностей и ресурсов.
По мощам и елей значение выражения. "По мощам и елей"
Но в Церковной жизни есть еще одно важное материальное воплощение веры — это елей. Елей не раз упоминается в Писании! Он используется для таинств и обрядов, считается, что елей имеет целебные свойства. Так ли это? Подробнее о елее в нашей статье. Мирра, ладан и елей действительно имеют символическое значение. Мы приносим Богу некие дары. В материальных дарах Бог не нуждается, символы и традиции нужны, скорее, самому человеку.
В Цекрви мы можем встретить символы всех стихий. От свечи горит пламя, масло используется в лампадах, воду освящают на водосвятных молебнах, а воздух освящается ладаном. Все эти стихии в Церкви освящаются Божественной благодатью. Физические и материальные выражения веры — не главное, но все же мирра, ладан и елей в Церкви имеют определенное значение, ведь и Бог воплотился в мир и Пришел спасти людей не в образе Духа, а в материальном воплощении. Он принял на Себя материю, человеческое естество, чтобы спасти нас. Это дает нам основания полагать, что материальная составляющая церковной жизни также важна.
Анализ результатов голосования показывает, что наибольшую активность проявили ветераны двух чеченских войн, категорически не принявшие фальшивый, как им представляется, и изобилующий не только бесчисленными фактическими ошибками, но и вопиющими этическими промахами маканинский роман.
В своих рецензиях а многие участники голосования развернуто аргументировали собственное мнение противники «Асана» указывали на конъюнктурность, недостоверность, скороспелость, да и просто-напросто халтурность как имманентные признаки забракованного ими и награжденного главной в денежном выражении общенациональной премией произведения. Впрочем, голоса писателей-«чеченцев» — Бабченко, Карасева и других, — у которых «Асан» вызвал отторжение, граничащее с отвращением, звучали и раньше, без какой бы то ни было связи с «НацВорстом», — и главный лауреат «Большой книги» не раз отбивался от их нападок — надменно, но неуклюже. Не помогли ему и голоса нескольких литературных критиков, по известным лишь им самим причинам, но наверняка далеким от эстетических, поддержавших «Асан». Не приняли теперь уже дважды премированный роман и в самой Чечне. Чуть меньше года назад в статье «Асан хочет денег» , опубликованной во «Взгляде», я, наряду с прочим, обратил внимание на странность появления этого романа в премиальном ряду. На «Большую книгу-2008» поначалу номинировали уже вышедший к тому времени роман Маканина «Испуг» сильный, кстати, роман, но на скандальную тему старческого эротизма , потом он вдруг исчез, а вместо него невесть откуда взялась рукопись «Асана».
Если верить организаторам выставки, с момента открытия картины стали покрываться капельками неизвестного вещества, от которых исходил тонкий аромат. Однако, к прибытию нашей съёмочной группы вместо аромата мы натолкнулись на нестерпимый смрад, что позволило находиться внутри помещения не более минуты. Впечатления людей мы снимали на улице, в тридцати метрах от входа в галерею Гельмана, так как это было минимально комфортным расстоянием для нахождения там.
Это было в Богородске ныне Ногинске , под Москвой. Отец Константин был активным миссионером, обращал староверов в православие. В 1918 году его арестовали и расстреляли в лесу, на окраине города. Позднее он был прославлен в лике святых исповедников и новомучеников, в земле Российской просиявших. Его расстрел происходил на глазах у дочери. Один из солдат расстрельной команды был прихожанином церкви отца Константина. Он отказался выполнить приказ командира и был убит выстрелом в голову мы нашли в могиле череп с пулевым отверстием. До этого отца Константина заставили выкопать себе могилу, в которую и бросили убитого солдата. Затем какая-то женщина вступилась за батюшку и, видимо, была заколота штыком в ее честных останках пули не обнаружено, но она могла пройти навылет — мы это не фиксируем. Ее тоже бросили в эту могилу, за ней — отца Константина, раненого, не дострелянного, засыпав землей. Перед этим изверги потоптались на телах убиенных за отца Константина — я могу судить об этом по позам казненных. Его дочь умоляла убить отца, но этого не сделали, поставив охрану вокруг могилы. Приходившие к могиле говорили, что 2-3 дня земля еще колыхалась, то есть отец Константин жил и дышал. В 1997 году этими работами руководил мой коллега-археолог С. Алексеев ныне гендиректор Выставочной , работающей в Нижнем, Москве и Ярославле. На Бутовском полигоне не отдельные могилы, а большие расстрельные рвы, выкапывавшиеся под расстрел! В одном из самых длинных рвов — 300 м — на площади примерно 3 х 4 м мы обнаружили останки 59 человек! Считайте, сколько людей лежит в этом рву и сколько тысяч на этом полигоне. Остатки плоти сохранились хорошо, — этому способствовала очень влажная глинистая бутовская почва: у некоторых сброшенных в ров или расстрелянных на его краю сохранились даже глазные яблоки при этом по положению костей видно, кто был сброшен, а кто упал убитый. Органика вообще хорошо сохраняется либо в очень сухих условиях, либо в очень влажных, или же по промыслу Божию, независимо от условий, когда законы природы не действуют. Запах там был устрашающий, положение костяков самое неимоверное: их бросали как в помойку, сверху закидывая резиновыми перчатками исполнители работали в перчатках! Но в 1997 г. Думаю, что сейчас ни у кого нет ни сил, ни средств для проведения масштабных раскопок и идентификации всех погребенных в Бутове. Этот полигон много больше той площади, которая сегодня обнесена забором. В 2001-2002 гг. Фроловым ныне гендиректором архитектурно-археологического общества «Кром», с которым нам в 2001 году посчастливилось обретать мощи прп. Иосифа Волоцкого занимались выяснением границ расстрельных рвов в Бутове. На плане, предоставленном Бутовской общине органами ФСБ, обозначено от силы 9 рвов, мы нашли 15, три из которых уходили за границы, отмеченные забором. Сейчас составляются мартирологи по Бутову, уже вышло несколько томов, в них речь идет о тысячах убиенных. Дело в том, что в Бутове не только происходили расстрелы на полигоне, но туда свозили и тех, кого расстреливали в других местах, в частности на Лубянке. Мы раскопали «всего ничего» — участок 3 х 4 метра. Предположительно в этих рвах находятся костные останки не только невинно убиенных, но и самих палачей механизм убийства не прерывал своего движения, а полигонов было не так много , поэтому Святейший Патриарх и не дал благословения на поднятие останков. Там кого только нет: представители всех наций, полов и возрастов! Рядом с Бутовым есть и второй расстрельный полигон — Коммунарка. Как считается, это место убиения более привилегированной части населения Москвы. Предки моих знакомых и друзей, занимавшие высокие посты, погибли и захоронены именно на Коммунарке. Во время обретения мощей архиепископа Воронежского Петра Зверева, перед этим епископа Балахнинского пришлось вскрыть часть общей могилы тифозных больных. Отец Петр был сослан на Соловки и умер в 1929 г. История обретения его мощей достаточно сложная. Мы три дня пытались найти место его захоронения. Остров Анзер где он был похоронен , расположенный в 5 км кратчайшее расстояние от Большого Соловецкого острова, был крайним местом ссылки внутри Соловецкого лагеря. По воспоминаниям очевидцев, отец Петр был похоронен где-то на полугоре за алтарем храма а храма было два. От верхнего храма идет склон и относительно ровная площадка, которую можно считать полугорой, от нижнего — тоже. Рабочий отряд был отправлен туда с игуменом Дамаскиным Орловским , под чьим непосредственным руководством проходили работы по обретению многих святых, в которых мне — Господь сподобил — приходилось участвовать. Три дня мы шурфовали на полугоре к востоку от алтаря Голгофской церкви и ничего не могли найти. Затем перешли на другую сторону — к Воскресенскому деревянному храму, занялись исследованием этого места и натолкнулись на две общие могилы, где были захоронены умершие от тифа больные могилы ничего кроме ужаса не вызывали. По воспоминаниям очевидцев, все больные, умершие от тифа, имели черный цвет я не знаю, почему от тифа чернеют. И только одно тело, как позже подтвердилось — отца Петра, было белого-белого цвета. История его захоронения была ужасна: сначала лагерное начальство разрешило захоронить его в отдельной могиле, потом отказало. Рассказывают, что даже татарская часть насельников лагеря возмутилась: дескать, у вас святой умер, а вы не можете его отдельно от всех похоронить. Наконец, все-таки добились разрешения, и отец Петр был похоронен в отдельной могиле среди леса: «В головах сосна, в ногах две пихты». Мы нашли ее. Интересно, что в общих могилах все кости действительно были черного цвета, а в отдельной — даже не в гробе, а в ящике из тонких дощечек — лежали кости абсолютно белые, и только одна нога была черная.