Это обретение стало праздноваться как на месте тех событий стоит часовня Обретения главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Преображенского монастыря.
Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Первое и второе обре́тение главы Иоанна Предтечи | Феодору Студиту приписывается Речь на обретение главы Иоанна Предтечи, в которой описывается история её третьего обретения. |
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи | | Второе обретение главы Иоанна Предтечи Спустя много лет, во дни царствования равноапостольного царя Константина Великого, когда вера христианская воцарилась в мире и благочестивые христиане отовсюду стали ходить ко святым местам на поклонение. |
СЕГОДНЯ ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Это обретение стало праздноваться как второе. Святая Церковь именует Иоанна Предтечу учителем покаяния. На первый взгляд может показаться непонятным — неужели покаянию нужно учиться? Но в действительности оказывается, что покаяние — дело далеко не простое.
Слово «покаяние» по греч. Но начать такое изменение может лишь тот человек, кто познает, что он не такой, какой должен быть, что он духовно глубоко болен. Как блудный сын из евангельской притчи человек должен «придти в себя».
Спаситель нужен лишь тому, кто видит, что он погибает. Преподобный Пимен Великий говорит, что духовная жизнь человека начинается только с познания себя. Всю прошедшую седмицу поста мы просили Господа — «даруй ми зрети моя прегрешения».
Но как нам увидеть свои прегрешения? Чтобы разглядеть грязь на своей одежде, человек должен посмотреть в зеркало, чтобы увидеть грязь в своей душе, человек должен посмотреть в Евангелие.
Он направляет к нам Свое Божественное слово и те благодатные свойства, которыми наполнена Церковь. Но то, как мы это воспринимаем и получаем ли, зависит только от нас, потому что лишь чистые сердцем, чистые своей совестью и умом могут обрести этот желанный покой во Христе. Для этого каждому человеку нужно принести плоды покаяния — исправление нашей человеческой жизни. К этому и призывал нас Иоанн Предтеча. Будем же слышать его голос в своем сердце, чтобы, покаявшись, обрести Божию благодать.
Согласно другой традиции, главу святого выкрала у Иродиады и погребла праведная Иоанна, благочестивая жена Хузы, домоправителя Ирода. О дальнейшей судьбе главы Иоанна Предтечи сообщают византийские сказания.
Вовремя правления равноапостольного императора Константина 306—337 ее нашли два монаха, пришедшие в Иерусалим для поклонения святым местам. Во сне им явился Креститель Господень и указал на место, где была скрыта его глава. На обратном пути из Иерусалима они повстречались с неким бедным горшечником из сирийского города Эмесы, оставившим свой город и отправившимся на заработки. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему во сне святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.
Очень хорошо, что память обретения главы Иоанна Крестителя совпало со второй седмицей Великого поста. Воспоминания события далеких времен, может быть поможет нам сегодня не терять свою голову.
Пусть голова наша будет на плечах. Пусть нам хватит разума следить за движениями своего сердца и, пусть в нас укрепится намерение покаяния. Надо покаяться пока есть время. Мы знаем, что фарисеи избегали крещения Иоаннова. Они бежали от покаяния, потому что были уверены, что они самые лучшие, самые праведные, что они всех ближе к Богу. Но они оказались далеко от Него. Господь не их позвал в Царство Небесное, но тех кто нуждался в прощении грехов, кто нуждался в спасении, грешников.
СЕГОДНЯ ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Так произошло Первое обретение главы Крестителя Господня Иоанна. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже. Это обретение стало праздноваться как на месте тех событий стоит часовня Обретения главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Преображенского монастыря. 9 марта, в день первого (IV) и второго (452) обретения главы Иоанна Крестителя, ключарь собора протоиерей Роман Вылуск возглавил Вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров в нижнем храме Благовещенского кафедрального собора. В православии Усекновение главы Иоанна Предтечи ежегодно отмечают 11 сентября (по новому стилю) или 29 августа (по старому стилю) [5]. 9 марта Православная Церковь молитвенно вспоминает первое и второе обретение главы святого Иоанна Предтечи.
9 марта. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.
9 МАРТА — ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ | Когда была усечена честная глава святого Иоанна Предтечи (Мф.14:11), тогда дочь Иродиады приняла ее на блюде и отнесла своей матери. |
9 марта 2023. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи | 8 марта Церковь чтит первое и второе обретение главы святаго Пророка и Предтечи Господня Иоанна. |
День обретения главы Иоанна Предтечи: что запрещено делать 9 марта
Это обретение стало праздноваться как на месте тех событий стоит часовня Обретения главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Преображенского монастыря. Тогда Иоанн Предтеча явился вновь и повелел отдать свою честную главу этому человеку. Читайте также — Обретение главы Иоанна Предтечи: нотка горечи среди общей сладости. 9 марта — первое и второе Обретение его главы.
Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Первое и второе Обретения, Главы Иоанна Предтечи / Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже | Следующая В день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи епископ Мефодий совершил Литургию в Троицком храме Лениногорска. |
ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ / ПРАЗДНИК ДНЯ | Православные верующие 9 марта отмечают первое и второе обретение главы святого пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи. |
8 марта- 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи | Первое и второе обретение главы Иоанна Крестителя празднуется 8 или 9 марта (в зависимости от того, является ли год високосным). |
Почему первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи празднуют вместе? | Второе обретение честной главы произошло в дни равноапостольного царя Константина Великого (+337, память 21 мая/3 июня), когда христианская вера стала процветать. |
9 марта — Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи
Это Собор святого, первое и второе обретение главы, третье обретение, рождество, усекновение главы, зачатие, перенесение десной руки. 9 марта Русская Православная Церковь празднует Первое и Второе обретение главы святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Так произошло Первое обретение главы Крестителя Господня Иоанна. Следующая В день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи епископ Мефодий совершил Литургию в Троицком храме Лениногорска.
Обретение главы Иоанна Предтечи: история праздника 9 марта, что нельзя делать
Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой.
По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу.
Он в течение своей жизни бережно хранил главу Иоанна Предотечи, ежедневно возжигая светильники и вознося молитвы. Перед смертью гончар по повелению Иоанна Крестителя поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Он сказал сестре, чтобы она бережно хранила святыню, а перед смертью передала ее благочестивому христианину. Позднее глава Иоанна Крестителя оказалась у священника-арианина, который, используя исцеления, которые исходили от нее, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его коварство раскрылось, он спрятал главу Иоанна Крестителя в пещере неподалеку от города Емессы. Спустя некоторое время над пещерой появился монастырь, и в 452 году архимандриту обители явился святой Иоанн Предотеча и указал место сокрытия своей главы. Честная глава была найдена и перенесена в Константинополь. Библиотека Русской веры.
Но плохо то, что Храм вообще подвергался разрушению и осквернению. Точно такая же логика уместна и в отношении Обретений главы Предтечи Иоанна. Обретение главы Иоанна Предтечи. Хорошо, что нашли, но плохо, что теряли Хорошо, что главу пророка нашли, но плохо, что ее теряли. История обретений, с изнанки есть история потерь. И некоторые потери были вызваны страхом, попытками спрятать святыню, а некоторые — халатностью, преступным небрежением и прочей грязью человеческой. То нерадивые монахи, от явления самого Предтечи получившие повеление хранить его главу, устают!
То еретик, храня святыню, совращает в ересь тех, кто получает исцеления от молитв перед главой Иоанна. Одним словом, в истории праздника не всему порадуешься. И подобное знание отрезвляет. Достойные хранители Чрезвычайно вредно смотреть на историю Церкви, как на непрестанный праздник и торжество святости. Тогда, по необходимости, будешь искать в церковной повседневности той самой беспримесной святости, какую себе придумал или восторженно вычитал. А ее нет! Вернее, она есть, но она не беспримесна, она требует переплавки и очищения, иногда — огненного.
Так вот, нужно знать, что кроме злобы Иродиады есть много других «человеческих факторов», приводящих к тому, что святыни пропадают, обретаются, продаются, крадутся, исчезают навеки. По сути, святой Иоанн долгими годами и столетиями не мог!
Стоя на ней, я - казалось мне - видел два двора в обители: один был к западу, другой - к югу; посреди них стояла великая церковь. Каждый чин, входя на западный двор, направлялся к церкви; поклонившись здесь, он выходил чрез южную дверь.
Когда шествие чинов прекратилось, я снова услышал глас других, которые взывали: "Се святой великий Иоанн Креститель". Взглянув, я увидел его в церкви. С ним было два мужа, которые стояли по сторонам его. В сие время чины стали подходить к святому Иоанну и принимать от него благословение.
И я задумал приступить к Крестителю и получить от него благословение. Со страхом и трепетом я последним вошел чрез особые двери, совершил земной поклон пред Крестителем и прикоснулся к его ногам. Он же, повелев встать, с любовью обнял меня, касаясь моего лица, взял сосуд, наполненный медом, и подал его мне со словами: "Приими благословение! Сказав сие, он удалился.
Когда я пошел было вслед за ним, я заметил огненный столп, предшествующий святому. В ужасе от такого видения я проснулся. Когда наступил следующий вечер, я повелел братии петь стихи псалмов, положенные в обычном правиле. Во время сего пения, один брат по имени Исаакий, взглянув вверх, увидел чрез окно, что в пещерной церкви, где была скрыта честная глава святого Иоанна, горит огонь.
Видя сие, он воскликнул: "Отче! После этого прошло пять дней. Ночью на шестой день, когда я заснул, то некая рука трижды толкнула меня в правый бок и раздался голос: "Вот, я дарован вам; восстав, следуй за звездою, которая пойдет пред тобою, раскопай то место, куда она приведет тебя, и обрящешь меня". С трепетом и страхом я восстал от сна, сел на своем одре и - вижу: пред дверями моей кельи сияет звезда.
Ужаснулся я, но, сотворив крестное знамение, я вышел; звезда шла предо мною; следуя за ней, я вошел в пещеру; когда я дошел до места, где находилась честная глава Предтечи, звезда вдруг стала невидима. Я упал на землю и воздал хвалу Господу. После долгой молитвы я возжег свечу, воскурил фимиам и начал копать, призывая имя Господне. Когда я копал, был слышен великий шум и стук, земля же была тверда, словно медь.
Долго я трудился; наконец я нашел кирпичи; отняв их я увидел каменную доску; с большим трудом я мог вынуть ее из ямы - и там-то нашел священный сосуд, где почивала честная глава Предтечи: радуясь, но в то же время и ужасаясь, я взял свечу и фимиам, дерзнул взять сосуд, поклонился и, закрыв его снова, вышел из пещеры. В дверях меня встретил архимандрит Геннадий, пришедший в нашу обитель. Он ввел меня в пещеру и, сотворив молитву, начал рассказывать мне о своем видении. Здесь было множество ячменного хлеба, который был чище и светлее солнца.
В пещеру входило множество народа, который воспринимал из наших рук этот хлеб. Однако количество его не только не умалилось, но наоборот, все возрастало". Сие поведал мне Геннадий. Тогда я уразумел, что сие видение было ему от Бога, и что оно обозначало неоскудеваемую благодать Крестителя Христова, которая изобильно будет подаваться всем на том месте.
Посему и я рассказал ему о своем видении и показал бесценное сокровище, обретенное мною. Увидев сие, он возрадовался и мы стали совещаться, как нам лучше поступить. Я посоветовал сначала о сем никому не говорить, даже главному пастырю церкви - Емесскому епископу Уратию, но прежде всего известить о сем блаженного старца Стефана, который, пребывая в Даромийском монастыре, подвизался постническим подвигом. Он же должен сообщить о сем и епископу, с которым был в большой дружбе.
Но, придя в Даромийский монастырь, мы не застали там Стефана, который отправился обозревать другие свои монастыри. Тогда мы послали за диаконом Кириаком, который занимал первое место в соборном храме того города. Пришедши к нам, Кириак приветствовал нас во Христе и рассказал нам о своем видении. Оно было во всем подобно тому, какое видел Геннадий.
Тогда мы рассказали ему нашу тайну. Оба они, Геннадий и Кириак, стали говорить, что о сем следует сказать епископу, но я стал дожидаться возвращения Стефана. Уже прошло 5 дней. На шестой - то была суббота - мы вместе все сидели и беседовали.
Вдруг я упал на колена: какая-то болезнь внезапно поразила меня. Я даже не мог ни встать, ни двинуться. Мои спутники, дивясь такому случаю, стали молить за меня Господа. Окончив молитву, они сказали мне: "Не говорили ли мы тебе, что надо было рассказать епископу о тайне?
Вечером, после совершения обычного молитвенного пения, ко мне пришли Геннадий и Кириак и сказали: - Мы дали себе слово: рассказать о твоей тайне архиерею во время утрени до восхода солнца.