Новости кто основал спбгу

1819 г. - никогда не вызывала сомнения ни у его профессоров, ни у историков русской науки и просвещения в течение всего XIX и большей части XX века. Первый проректор СПбГУ Елена Чернова рассказала, как проходит работа над созданием альбома и чем может быть интересно издание широкому кругу читателей.

Основание СПбГУ

  • 2024-й год объявили в Северной столице Годом СПбГУ: событие государственного масштаба — Росбалт
  • Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие
  • Что еще почитать
  • СПбГУ – первый университет страны
  • 195 лет назад -8 февраля 1819 года, реорганизован Санкт-Петербургский университет
  • 2024-й год объявили в Северной столице Годом СПбГУ: событие государственного масштаба — Росбалт

Санкт-Петербургский государственный университет в России — история и современность

В связи с проводимым торжественным актом ректор Сергеевич предупредил студентов, что если вечером они начнут дебоширить такое раньше случалось , полиция наведет порядок. Студенты, подогреваемые революционными агитаторами, восприняли эти слова как покушение на их свободы, освистали ректора и буйной толпой двинулись по улице. Произошло столкновение с полицией, которая применила нагайки. Назавтра началась студенческая сходка. Студенты объявили университет закрытым и предупредили, что никого не допустят к занятиям. Беспорядки длились около месяца, перекинувшись и в другие города.

Поэтому мы хотим устроить народный праздник и привлечь внимание не только к истории Университета, но и к нашим нынешним научным достижениям», - рассказал ректор Кропачев. В стенах Университета в эти полгода пройдет обширная торжественная программа — будут организованы различные концерты, брифинги, научные конференции, встречи со студентами, учеными, преподавателями, деятелями искусств.

В то время как основанный одновременно с Академией Академический университет был, по сути дела, лекторием при ней. Причем скорее в демоверсии: в первые 8 лет из Германии было выписано 17 профессоров, которые читали лекции... Понятно, впрочем, что у ученых немцев в новорожденном Петербурге находись и другие дела, а Университет — это сокрее было место, где "лежала их трудовая книжка". Лишь постепенно в Академический университет стали переводить первых учеников из Академической гимназии, Славяно-греко-латинской академии и других учебных заведений. Но в 2000-е годы, когда alumni СПбГУ заняли ключевые должности в стране, первенство решительно было отдано ему. Санкт-Петербургский университет — первый в России! Что ж, с ним, на протяжении двухсот лет бывшим столичным, действительно связано множество славных имен в разных областях науки и искусства. Вот некоторые из них — в области литературы: Михайло Ломоносов 1711—1765 — в 1735 году Ломоносов вместе с другими двенадцатью учениками Спасских школ Славяно-греко-латинской академии был отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии наук. Но уже через год послан учиться в немецкий Марбург — в первую очередь металлургии. В 1758—1765 годах Ломоносов был ректором Академического университета. Петр Ершов 1815—1869 — в 1830 году поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет на философско-юридический факультет. Студенческие годы оказались наиболее плодотворными для Ершова в творческом отношении. Он сблизился с профессором русской словесности Петром Плетнёвым, познакомился с Василием Жуковским и Александром Пушкиным, благодаря чему и дописал обессмертившего его «Конька-горбунка». Получив диплом, вернулся на родину в Тобольск и не создал больше ничего существенного. Иван Тургенев 1818—1883 — в 1836 году окончил Петербургский университет с низшей по тогдашней классификации степенью "действительного студента". К тому времени по новому университетскому уставу курс, который он окончил, назывался — 1-е отделение философского факультета.

Чебышёва, руководитель Станислав Константинович Смирнов , лауреат Филдсовской премии , профессор Женевского университета Швейцария Центр геномной биоинформатики имени Ф. Уральцева, руководитель Алексей Витальевич Кавокин, заведующий кафедрой нанофизики и фотоники Саутгемптонского университета Великобритания Лаборатории механики перспективных массивных наноматериалов для инновационных инженерных приложений, руководитель Руслан Зуфарович Валиев , директор Института физики перспективных материалов Уфимского государственного авиационного технического университета Россия Лаборатория «Фотоактивные нанокомпозитные материалы», руководитель Детлеф Банеманн, профессор Университета Вильгельма Лейбница Германия Лаборатория междисциплинарных исследований развития, руководитель Елена Леонидовна Григоренко, профессор университета Хьюстона США. Заблудовича крупнейшей больницы Израиля — медицинского центра Шева при Университете Тель-Авива, президент Международного конгресса по аутоиммунитету Израиль Лаборатория поведенческой нейродинамики, руководитель Юрий Юрьевич Штыров, доктор философии, старший научный сотрудник в кембриджском Институте исследований познания и мозга, руководитель лабораторий магнито- и электроэнцефалографии в Орхусском университете Россия, Великобритания, Дания Диссертационные советы С 1 сентября 2016 года Санкт-Петербургскому университету возвращено историческое право проводить защиты диссертаций на соискание ученых степеней по собственным правилам [48]. Практика присуждения собственных ученых степеней существовала в СПбГУ вплоть до 1917 года. Система собственных защит СПбГУ создана с целью повышения качества этих защит и качества выпускаемых диссертаций.

Санкт-Петербургский государственный университет в России — история и современность

Истфак СПбГУ будет упразднён после скандала с доцентом-русофобом Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поздравил жителей города с 300-летием Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).
8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ Санкт-Петербургский университет сегодня – это крупный центр отечественной науки, образования и культуры с высоким международным авторитетом.

СПбГУ – 300 лет. Кто из русских писателей в нем учился?

В университете ежегодно проходят обучение более 5000 иностранных граждан из 80 стран мира. По данным «Россотрудничества», в 2018 году именно СПбГУ стал самым востребованным российским вузом среди иностранцев. Что же так привлекает иностранных студентов? Это качество образования, возможность проходить обучение на английском языке и участвовать в программах обмена, общение со студентами из разных стран, возможность изучения русского языка и культуры… Что мешает? Например, удаленность отдельных общежитий от учебных и научных корпусов. Безусловно, глобальная задача по продвижению российского образования за рубежом будет непростой, так как на международном рынке давно существуют лидеры по экспорту образования. Мы также видим, что в этот процесс активно включаются новые страны. Крупные национальные проекты по продвижению образования в последние несколько лет стартовали в Южной Корее, Японии, Малайзии, Ирландии и Дании. В сфере международного научного сотрудничества нам есть чем гордиться: сегодня СПбГУ реализует более 30 крупных исследовательских проектов совместно с научными и образовательными организациями Германии, США, Китая, Норвегии, Швейцарии, Индии, Бразилии, Ирана, Японии, Австрии, Финляндии и других стран. В СПбГУ создано 20 мегалабораторий, возглавляемых всемирно известными учеными. В их числе ведущие исследователи из крупных зарубежных научно-образовательных организаций.

Добржанского СПбГУ. Работу по изучению аутоимунных заболеваний ведет выдающийся израильский ученый — Иегуда Шенфельд. Под его руководством в СПбГУ создана лаборатория мозаики аутоиммунитета. Как фундаментальное образование встраивается в этот стремительно меняющийся контекст, какие механизмы использует, чтобы выпускники оставались востребованы в новых условиях? Как меняются образовательные программы и методики? Зачастую они не задумываются о том, что популярные профессии могут совсем скоро стать не актуальными. Для нас успешное трудоустройство и профессиональное развитие выпускников — главный показатель качества образования. Все программы университета реализуются с учетом профессиональных стандартов, стремительно меняющихся потребностей рынка труда и возрастающих требований работодателей к видам и уровню компетенций выпускников. Запрос работодателей и потребности рынка труда — вот на что мы ориентируемся прежде всего при создании новой образовательной программы. СПбГУ, обладая уникальной возможностью работать на основе собственных образовательных стандартов, увеличил долю профессиональных дисциплин, чтобы приблизить качество подготовки выпускников к требованиям работодателей.

Важно отметить, что все образовательные программы университета строятся по принципу междисциплинарности. Именно такой подход позволяет создавать современные, востребованные и зачастую уникальные программы различных уровней. В образовательный процесс мы стремимся включать настоящих профессионалов — работодателей, которые могут на всех этапах обучения устанавливать, какими компетенциями должен обладать выпускник университета.

Алексей Даничев 8 февраля. Дворцовый мост украсят флаги Университета, а общественный транспорт - его символика, на новых туристических картах города появятся здания СПбГУ, вблизи них будут размещены тематические и исторические материалы", - говорится в сообщении пресс-службы вуза. Также в четверг в Петербурге в продажу поступит лимитированная серия проездных карт "Подорожник", посвященная юбилею.

Вместе с разрешением носить шитыя золотыя петлицы на воротниках мундиров, вменено было студентам в обязанность ходить постоянно в треугольных шляпах при шпагах без темляка и отдавать честь царской фамилии и генералам, становясь во фронт и спустив с плеча шинель, как это требовалось от офицеров. На первых порах отдание чести не обошлось без комичных сцен и недоразумений, так, например; один студент, возвращаясь с лекции, нес под мышкой несколько книг и тетрадей; встретив в это время генерала, он поспешил сбросить с плеча шинель, причем книги разсыпалисъ, а с ними вместе и шинель упала на тротуар.

Разсмеялся генерал, разсмеялся и студент. Цитируется по: Оже-де-Ранкур Н. Эрстед открыл электромагнетизм и опубликовал это открытие в "Experimenta circa effectum conflictus electrici in acum magneticam" Копенгаген, 1820. В 1824 г. Он оставил и собрание стихотворений. Полное собрание его сочинений вышло в Копенгагене в 1850—51 гг. Ему в Копенгагене поставлен бронзовый памятник 1876 ». Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Спб: Издательское общество Ф.

Поэтому уникальность марки для нас очевидна. Это будет с нами, это кусок нашей истории. Это память, в том числе и для будущих поколений». Церемонией гашения марки праздник не ограничился.

8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ

Авторы идеи ссылаются на заслуги чиновника-патриота, который руководил просвещением при Николае I и придумал триаду «Православие, самодержавие, народность», ставшую основой государственной идеологии в то время. 300-летие основания Санкт-Петербургского государственного университета. В Санкт-Петербурге стартовал XV Конгресс антропологов и этнологов России. Санкт-Петербургский государственный университет — научно-образовательный центр мирового значения, один из крупнейших центров отечественной науки и культуры. Главная» Новости» Фонтанка ру новости санкт петербург за 24 часа. Приняли решение объявить в Петербурге 2024 год Годом Санкт‑Петербургского государственного университета», — объявил Александр Беглов. Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие.

Санкт-Петербургскому государственному университету исполнится 300 лет

О дате основания Петербургского университета Николай Кропачев, Ректор Санкт-Петербургского государственного университета — "— Дальнейшее развитие СПбГУ я вижу в создании единого университетского кампуса, который позволит сделать значительный рывок и в научной, и в образовательной сферах.".
История санкт петербургского университета Перед главным зданием Санкт‑Петербургского Государственного университета (СПбГУ) 24 ноября открыли памятник министру народного просвещения Российской империи — графу Сергею Уварову.
На борту МКС развернули флаг Санкт-Петербургского госуниверситета в честь 300-летнего юбилея Российская академия наук и Санкт-Петербургский государственный университет отмечают 300-летие.
Ректор СПбГУ Кропачев: Как три века Университет остается востребованным в мире - Российская газета Основание Академического университета в Санкт-Петербурге и первое поколение русских ученых — пост пикабушника
295 лет Санкт-Петербургскому государственному университету Согласно статье 1 Устава СПбГУ 2010 г., ведёт свою историю от Академического университета и Академической гимназии, основанных императором Петром I в 1724 г. одновременно с Академией наук.

Ректор СПбГУ Кропачев: Как три века Университет остается востребованным в мире

В 1819 году на основе Главного педагогического института был основан Петербургский университет. Санкт-Петербургский государственный университет — один из крупнейших университетов в России. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) – старейший вуз России, основанный в 1724 году. 300-летие основания Санкт-Петербургского государственного университета. В Санкт-Петербурге стартовал XV Конгресс антропологов и этнологов России.

2024-й год объявили в Северной столице Годом СПбГУ: событие государственного масштаба

В Хогвартсе это вечно ревущая в туалете Плакса Миртл, а в СПбГУ появляющийся из книжных полок в библиотеке студент. Он напомнил, что СПбГУ является старейшим в стране университетом: в 2024 году ему исполнится 300 лет. Согласно статье 1 Устава СПбГУ 2010 г., ведёт свою историю от Академического университета и Академической гимназии, основанных императором Петром I в 1724 г. одновременно с Академией наук. В 1819 году на основе Главного педагогического института был основан Петербургский университет. Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие.

Учись не хочу

  • Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
  • Курсы валюты:
  • Ректор СПбГУ Кропачев: Как три века Университет остается востребованным в мире
  • Специалисты СПБГУ установили, что было на месте Петербурга до его постройки - Табло СМИ
  • Санкт-Петербургский государственный университет - Научный Корреспондент

СПбГУ – 300 лет. Кто из русских писателей в нем учился?

Старейший вуз России. Санкт-Петербургский государственный университет основан указом императора Петра Великого в 1724 году. Ни один другой вуз России еще не перешагнул 290-летний рубеж своей истории. Особый статус первого вуза России закреплен Федеральным законом «О Московском государственном университете имени М. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Поворотным моментом в судьбе Санкт-Петербургского университета стали события начала 1819 г. Еще до 1819 г. Лекции по политической экономии и праву читали профессора М. Балугьянский, А. Куницын, М.

Плисов; по статистике и географии К. Герман и К. Арсеньев; по философии и истории А. Галич и Э. С 1804 г. Университет занимал часть здания 12 коллегий - замечательного памятника русской архитектуры первой половины XVIII в. Трезини, - а в 1830 г. Первоначально в воссозданном Университете было три факультета: историко-филологический, философско-юридический позднее юридический и физико-математический, которые делились на разряды; в 1854 г. В таком составе факультетов Университет просуществовал до 1918 г.

Впервые в российских университетах было проведено разделение факультетов на отделения, осуществлявшие более узкую специализацию студентов. Эта мера сыграла весьма заметную роль в истории отечественной высшей школы. В ноябре 1819 г. Подали прошения 27 человек. Все, кроме одного, который имел удовлетворительный гимназический аттестат, были подвергнуты экзаменам. К 1829 г. Занятия начинались в 8 часов утра и продолжались с двухчасовым перерывом до 6 часов вечера. Таким образом, студенты должны были слушать по 3-4 двухчасовые лекции ежедневно, кроме воскресенья. Срок обучения составлял три года.

Студентам полагалось носить форменную одежду - синий мундир с красным воротником и петлицами, и синюю фуражку с малиновым околышком. Волнения студентов Петербургского университета осенью 1861 г. В виде отклика на них произошли выступления студентов и других университетов, показавшие всю остроту "университетского вопроса" и необходимость коренной реорганизации российской высшей школы. Причем в условиях того времени борьба студентов за свои права приобретала, в определенной степени, политический характер. Многие представители либеральной профессуры сочувствовали студенческому движению. В 1863 г. В его основу была положена идея автономии Университета как корпорации профессоров оставаясь государственными учреждениями в сильно развитой бюрократической системе министерства народного просвещения царской России, полностью автономными университеты, разумеется, никогда не были. Главным, и в значительной степени независимым, органом управления Университета становился его Совет, в который по-прежнему входили все профессора. Совету принадлежало право выбора ректора, проректора, деканов, а так же профессоров на вакантные кафедры.

Право утверждения в должности оставалось за министром, но в течение действия устава случаев с неутверждением ректора или деканов в Петербургском университете не было. Только при незамещении кафедры в течение года министр мог назначить профессора по своему усмотрению. Университетский совет получал возможность разделять факультеты на отделения, соединять и разделять кафедры, заменять одни из них другими, определять, какие предметы должны считаться обязательными или необязательными для студентов. Он же утверждал в ученых степенях, без последующего рассмотрения этого вопроса попечителем или министром, как было раньше. Вместе с увеличением значения Совета некоторую долю автономии получили и факультетские собрания советы : их ведению были предоставлены все научные и учебные дела в пределах своего факультета. Во второй половине XIX в. Чебышева - в математике, Э. Ленца - в физике, Д. Менделеева и А.

Бутлерова - в химии, А. Бекетова - в ботанике, И.

Мечникова, А.

Ковалевского, И. Сеченова и многих других. В 60-е формируются целые научные общества: Общество естествоиспытателей, Русское Химическое общество, Филологическое, Антропологическое и Историческое общества, Ботанический сад и Астрономическая обсерватория.

Восточный факультет стал центром изучения ориенталистики в Российской империи. Петербургский университет начал традицию женского образования в нашей стране. А 1878 году были открыты Высшие женские курсы, или «Бестужевские курсы» названы в честь первого директора профессора К.

В университете свое студенчество провели известные деятели культуры: И. Тургенев, Г. Успенский, Л.

Андреев, Д. Мамин-Сибиряк, В. Вересаев, А.

Блок, Н. Гумилев, М. Глинка, И.

Стравинский, А.

ВУЗ гордится своими выпускниками и молодыми учеными. В этой лаборатории синтезируют полупроводниковые наноматериалы. Технологии, которые позволят, например, подзаряжать кардиостимуляторы от сокращений самого сердца или восстанавливать барабанные перепонки. Создание одиночных фотонов — следующий шаг в кибербезопасности — они передают информацию так, что ее невозможно перехватить. Это совсем шикарно. Это новый кампус в Петергофе.

То, что это общежитие, выдает разве что студенческое чувство юмора. Так, в душ «советуют ходить с арбузом», отдыхать, видимо сами томичи, — в Томске. По факту — это загородный отель, если забыть про учебу.

В тот же день в Москве на международной выставке-форуме "Россия" в 75-м павильоне ВДНХ развернется программа, посвященная 300-летию старейшего вуза России. В пятницу в Петербурге в здании Двенадцати коллегий состоится торжественная церемония открытия галереи ректоров Императорского университета, Петроградского университета, Ленинградского государственного университета и СПбГУ. В мае 2024 года вуз поучаствует в праздновании Дня города, а праздник выпускников "Алые паруса" будет посвящен юбилеям СПбГУ и Российской академии наук.

500 образовательных программ

  • Навигация по записям
  • СПбГУ отмечает трёхсотлетие со дня основания
  • Смотри также
  • Ваши запросы похожи на автоматические. Подтвердите, что вы человек
  • Ваши запросы похожи на автоматические. Подтвердите, что вы человек
  • Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) | РЕРИХОВСКИЙ ВЕК

«Хотел прогресса без крови»: перед СПбГУ открыли памятник министру просвещения Сергею Уварову

Выпускниками Петербургского государственного университета были семь глав правительства и семь лауреатов нобелевских премий, а также известные на весь мир писатели, поэты и ученые. Перед главным зданием Санкт‑Петербургского Государственного университета (СПбГУ) 24 ноября открыли памятник министру народного просвещения Российской империи — графу Сергею Уварову. Николай Кропачев, Ректор Санкт-Петербургского государственного университета — "— Дальнейшее развитие СПбГУ я вижу в создании единого университетского кампуса, который позволит сделать значительный рывок и в научной, и в образовательной сферах.".

Санкт-Петербургский государственный университет

Юбилей Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) празднуют в четверг, 8 февраля, сообщает сайт вуза. Он был основан по распоряжению императора Петра I указом Сената от 8 февраля 1724 года вместе с Академией наук. Санкт‑Петербургский государственный университет был основан 28 января (8 февраля) 1724 г. В 2024 г. СПбГУ отметит свой 300‑летний юбилей. Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) был основан в 1724 году по инициативе Петра I. В то время он назывался Санкт-Петербургская академия. Главная» Новости» Фонтанка ру новости санкт петербург за 24 часа. В День российской науки Санкт-Петербургский государственный университет отмечает 300-летие.

Ректор СПбГУ Кропачев: Как три века Университет остается востребованным в мире

Россия гордится именами Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева, Александра Попова, Ивана Павлова, Льва Гумилёва и многих других великих учёных, первооткрывателей, государственных и общественных деятелей, поэтов и писателей, деятелей культуры», — заявил Беглов. Санкт-Петербургский университет был создан 8 февраля 1724 года по указу Петра I. В настоящее время в СПбГУ учатся 27 тыс.

Здесь, как и почти во всем в нашей жизни, есть свои плюсы и минусы. Сегодня в университете большое количество образовательных программ в области искусственного интеллекта и информационных технологий, ведь такие навыки важны для любого молодого профессионала. Например, в прошлом году одной из самых популярных программ бакалавриата стала "Прикладная математика, программирование и искусственный интеллект". Буквально в конце прошлого года мы получили серьезный грант на разработку платформы ИИ интернета вещей для высокотехнологичных производств. У нас в университете очень сильные ИТ-специалисты, которые занимаются, в частности, практическим использованием возможностей искусственного интеллекта, а социологи выясняют социальные последствия взаимодействия "человек - машина - человек". Университет - это место для сильных духом. Для тех, кто готов заниматься любимым делом на благо России.

Что думаете об этом? Николай Кропачев: Да, слышал, что до 40 процентов "участия" искусственного интеллекта в дипломной работе где-то разрешили. С оговоркой, что "надо стремиться, чтобы работа была индивидуальная, самостоятельная". Но какая же она самостоятельная, если на 40 процентов выполнена кем-то. Это определенный вызов, с которым в настоящее время сталкивается не только наша страна - весь мир. Но сколько вызовов мы уже преодолели! Вспомните хотя бы обучение в ковид. Тогда СПбГУ первым в России стал широко использовать гибридные аудитории и вошел в пятерку лидеров в мире по количеству онлайн-курсов на платформе Coursera. А каким вызовом были 90-е годы прошлого века, когда в стране вдруг дефицитом оказалась бумага и перестали издаваться новые учебники?

Тогда я на лекции говорил студентам: "Ребята, новых учебников пока нет. Они мне: "Как? Это же старое законодательство. Все изменено! Каждый вызов - это возможность проявить себя. Петр Первый прорубил окно в Европу, которое Европа сейчас старательно закрывает. Как в таких условиях у вас каждый пятый студент - иностранец? Николай Кропачев: Да, кто-то, возможно, и удивится, хотя для нас ничего удивительного нет: несмотря на различные сложности, связанные с преодолением международных границ, Санкт-Петербургский госуниверситет уже шесть лет подряд становится самым востребованным высшим учебным заведением России среди иностранных абитуриентов, занимает первое место по этому показателю в рейтинге Россотрудничества. В прошлом году на бюджетные места претендовала 21 тысяча иностранных абитуриентов из более чем 100 стран мира.

А мест всего тысяча. Был и конкурс на платные места - три человека на одно место, который вообще мало в каком вузе есть В Санкт-Петербурге 2024 год объявлен Годом университета. Какие образовательные программы популярны? Тут и лингвистика, и журналистика, и менеджмент, и международные отношения, и экономика, физика, химия, биотехнологии, лечебное дело, прикладная математика и информатика, социология и многое другое.

Дать ему новый импульс развития, как современному многопрофильному центру образования, науки и культуры» Дмитрий Медведев Также отметил Александр Беглов, город на Неве уже подготовил свою часть программы юбилейных мероприятий. Так в день 300-летия основания вуза, 8 февраля 2024 года - на Ростральных колоннах будут зажжены факелы. А на Дворцовом мосту появятся флаги университета, а общественный транспорт - его символика. Отметим, что во время празднования Дня города в мае 2024 года университет примет участие в качестве отдельной площадки.

Многие его выпускники на протяжении трёх веков определяли политическое, экономическое, культурное и научное развитие России.

Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто.

Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием. Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г.

Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов.

Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию.

Летом 1899 г. Книпович, С. Кареев, И.

Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение.

При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий.

Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н.

Кареев были ее активными членами. После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт.

Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г.

При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г.

Таким образом, в 1905 г. События 1905 г. Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло.

И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей.

До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод.

Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня».

Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным.

Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство.

Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг.

Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие. В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов?

В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г.

С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г.

Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600. Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов.

Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи.

Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское.

Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней.

При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков.

В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете.

Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий.

Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки. По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов.

В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет.

Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу.

Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение. Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению.

Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции.

Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны. Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций.

Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г.

Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером. В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника.

Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты.

Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент». А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям».

Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести. Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья. Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г.

Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета. Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства».

Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями. Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение». В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться».

Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века. До начала 1830-х гг. Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность».

Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции. В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг. Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство.

Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий. В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П. Годзянского в Правлении университета, за что виновному было определено 7-дневное заключение в карцер.

Другой студент был наказан за ослушание и дерзкий ответ помощнику инспектора; третий — за курение папирос в кабинете для занятий. Двухдневным карцером закончилась для воспитанника историко-филологического факультета Н. Осипова карточная игра.

Что касается проживания студентов, то до начала 1820-х гг. Расселение же своекоштных студентов, которые стали стремительно прибывать во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. Выбор квартиры определялся ее дешевизной, а дешевое жилье можно было найти в любом конце города, кроме центральной части.

Некоторые студенты селились у родственников. Так или иначе, в Петербурге не сложилось подобия «Латинского квартала», как в Париже или малых университетских городах Германии. Живя по 10-12 человек в комнате, казеннокоштные студенты часто болели.

Особенно плачевной была ситуация в первые годы существования Педагогического института, когда из-за большого набора студентов одновременно учились студенты старшего и младшего выпусков, почти 200 человек в университетских покоях создалась перенаселенность. Сырые и душные комнаты, отсутствие физической активности, усиленный режим занятий, все это объясняет небывалое количество болезней и даже смертей среди студентов Педагогического института. Только за 1804—1809 гг.

Массовыми болезнями были чесотка и головная боль от топки печей, от занятий в душном помещении. Причинами смерти становились чахотка или брюшной тиф. Обычный недельный рапорт профессора, назначенного смотрителем студентов: «… Все благополучно, только студент Левицкий занемог и отправлен в Обуховскую градскую больницу, а студент Новицкий сегодня в 6 часу пополудни скончался в доме института».

Однако условия в градской больнице были плохими: слишком мало Институт мог перечислять городу денег за лечение студентов, и они не раз просили Конференцию профессоров забрать их, чтобы умереть «в своих покоях». Эта удручающая картина не была чем-то уникальным: в то время, когда в Институте скученно жили и учились казенные студенты, их быт в основных чертах повторял обстановку кадетских корпусов и других закрытых учебных заведений, с той только разницей, что студенты были взрослее — от 18 до 23 лет. Поскольку смерть студента, как и его жизнь, является неотъемлемой страницей социальной истории университета, стоит обратить внимание на то, что ритуал похорон студента уже в начале XIX века отсылает не к военным, а к нарождающимся академическим традициям.

На следующий день, 12 апреля, он был погребен на Смоленском кладбище. Похороны Потакинского были скромными, но после отпевания была устроена гражданская панихида, которая подчеркивала «ученый статус» покойного. Рапорт гласит: «Провожали тело его все студенты вместе с некоторыми профессорами, над гробом говорены были студентами Язвицким, Сфериным и Александровским на российском и греческом языках речи».

Труд и досуг, болезнь и смерть, траур и праздник — эти структуры повседневности постепенно приобретали для университетского человека специфическое обличье и значение. Для студенческого быта очень важны по крайней мере, по воспоминаниям студентов всех времен формы проведения досуга, то есть времени, свободного от занятий. При избытке развлечений, существующих сегодня, трудно представить, в чем студенты лет 150 назад находили свои развлечения.

Главная радость для казеннокоштного студента того времени а их было большинство — выйти за территорию университета. Сами увольнения в город по особому «билету» были возможны только в субботние и воскресные дни при условии хорошего поведения. Разумеется, это правило нарушалось на каждом шагу: журналы инспекторов пестрят описаниями самовольных отлучек.

Некоторые описания весьма красноречивы. Так, в 1806 г. Петербургский полицмейстер Ф.

Эртель распорядился выслать его из города, но по выяснении, что задержанный — студент и пользуется правом неподсудности обычной полиции, он был отдан в руки университетскому начальству. Соловьев, как говорит тот же источник, «от содержания его чрез целую неделю в уединенном покое на хлебе и воде хотя с начала на несколько времени и исправился было, но после опять настолько ослабел, что редкий стал проходить день, в который бы он не напивался до безобразия». Поскольку для науки от такого студента проку не было, Конференция профессоров, истощив все усилия, обратилась к попечителю с предложением удалить пьяницу, определив его в военную службу, что и было сделано.

Места обычных студенческих «загулов» за оградой университета были более или менее постоянны. Это были самые дешевые трактиры, где студентов кормили и поили в долг. Таких заведений было достаточно в Загибенном переулке.

Название переулка исчезло в 1860-х гг. Студенты 1830-х гг. Популярными ресторациями Васильевского острова были кухмистерская «Лондон» и заведение Гейде, оба на 7-й линии, ресторан Тиханова на набережной напротив Николаевского моста.

В этих «точках» студентам наливали в долг. По положению, можно было довести долг до 10 руб. Много ли это?

По таксе, это примерно десять «скверных обедов у Гейде», с пивом, но без вина. Вход в ресторации был платным, даже если студенты ничего не собирались заказывать, но в Загибенном переулке эти суммы были символическими. Своекоштные студенты из дворян могли себе позволить отобедать в приличных ресторанах в центре города, они ходили в театр, играли на Бирже, расположенной рядом с университетом.

Конфликты студентов с окрестными жителями были тоже частью повседневности. На Васильевском острове много лет шла «маленькая война» студентов с местными немцами-мастеровыми. Мемуарист сообщает, как об обычном, повторяющемся событии, о том, что студенты ходили на 27-ю линию «кататься с ледовых гор одного из Шустерклубов», при этом «били немцев, сидя на их спинах, спускались с гор» и вообще производили на Васильевском острове всевозможные «шалости».

Эти «забавы» повторяли модель «разгульного поведения» немецких буршей, державших в страхе маленькие города Германии. Вечером студенты отправлялись на Невский проспект «показать себя». В целом, их проделки того времени были мелким хулиганством, до уголовщины не доходило: студенты «то, идя пьяною ватагою по Николаевскому мосту, сбивали и бросали в Неву с прохожих шапки, то перевешивали вывески магазинов, то залезали в колодцы и пугали подъезжающих лошадей, неожиданно вскакивая и осаждая их за узду назад, то выходили на балконы плясать в костюме Адама, то забирались на чужие свадьбы, пользуясь тем, что на свадьбах обыкновенно гости со стороны жениха не знакомы с гостями со стороны невесты».

Из немецких университетов в Дерптский, оттуда — в Петербургский вместе с переходящими студентами переносились обычаи студенческих дуэлей, пирушек, собратств. Это рождало поразительную картину, когда «корпоративные практики» существовали, и отдельные национальные «корпорации»-землячества немцев, поляков, русских в стенах университетов действовали, но студенческой корпорации как общности всех студентов университета — еще не было. Влиятельных корпораций в Петербургском университете в пору их расцвета было три: сначала образовалась из остзейских немцев корпорация Baltika, в пику ей из «продвинутых» русских студентов сложилась корпорация Ruthenia, потом образовалось сообщество студентов-поляков — Ogul общество.

Корпорации имели своих лидеров, свои символы, свои цвета. Они, помимо инспекции и университетского суда, регулировали повседневную жизнь и даже нравственность своих членов. Студент, совершивший недостойный поступок, подлежал суду чести Ehregericht.

Если проступок признавался извинительным, студент подвергался временному исключению из среды корпорантов: то есть он оставался в университете, но товарищи не имели права кланяться и говорить с ним в продолжение определенного времени, пока все случившееся не предавалось забвению. За более серьезные проступки против нравственности виновный подвергался вечной изоляции, то есть до окончания курса никто из членов корпорации с ним не общался. Наиболее пунктуальны в соблюдении обычаев были представители немецкой Балтики, члены русской корпорации лишь подражали им.

Жизнь корпоранта была весьма насыщенной, даже если он не посещал лекций, а это, увы! Белов, будущий этнограф и беллетрист, едва поступив в университет в 1836 г. С утра он приходил в шинельную, служившую в то же время и курильней.

Здесь составлялись компании для кутежей, шли толки о добывании денег; студенты узнавали о литературных и других новостях. Затем начинались длительные уроки фехтования. Вечером корпорант непременно участвовал в кнейпах маленьких вечеринках корпорации, с трубками и вином , а изредка — в коммершах больших праздниках и шествиях, в которых непременно участвовала вся корпорация.

На этих празднествах обязательно устраивалось пение немецких студенческих песен Burschenlieder вперемешку с русскими студенческими песнями, сочиненными Н. Вот образчик корпоративного фольклора: Проведемте, друзья, эту ночь веселей, И пусть наша семья соберется тесней. Налей, налей бокалы полней!

И пусть наша семья соберется тесней! Старшие корпоранты назывались буршами. Причем, бурши были простые и так называемые кор-бурши, которые по решению конвента сходки имели право носить фуражки цветов корпорации.

Это были, конечно, не форменные студенческие фуражки, а маленькие шапочки без козырька, которые можно было надеть только в дружеском собрании. Но если в провинциальном Дерпте полиция сквозь пальцы смотрела на студенческие пирушки и забавы, то в Петербургском университете, где строго следили за тем, чтобы панталоны были установленной ширины, а «погончики», введенные для казенных студентов, с установленной выпушкой, за «цветную шапочку» или увлечение кнейпами можно было легко угодить в карцер. Расцвет корпоративной активности в противоположность академическим занятиям в 1830-40-е гг.

Численность и организованность студенчества постепенно превращали его в особое субобщество внутри города, а администрация университета этого вроде бы не замечала. С другой стороны, в то время стремление к научным занятиям часто не находило удовлетворения из-за остававшегося до середины XIX века низкого уровня преподавания. Белов, — но нас трудно винить за наше равнодушие к учению потому, что в наше время мы не слышали живого слова с кафедр различных факультетов».

Привнесенные остзейскими студентами традиции немецких корпораций выразились в увлечении дуэлями как средством выяснения отношений. До этого времени ссора между студентами оканчивалась простой русской дракой. Если студент оскорблял своего товарища словом или поступком, то он должен был драться с ним на дуэли.

Для исполнения этого корпоративного ритуала студенты брали уроки фехтования. А непосредственно перед дуэлью готовилось оружие. Шпага была элементом форменной одежды студента, но для поединка клинки специально затачивались у оружейного мастера, так что риск получить рану был нешуточным.

Однако как-то обходилось без несчастных случаев, по крайней мере, о дуэлях, которые бы завершились серьезной раной или смертью спорщиков, университетские документы умалчивают. Это вполне соответствует общероссийской дуэльной статистике, когда «поединок чести» заканчивался в девяти случаях из десяти обменом выстрелами в воздух или примирением. Дуэлей, доведенных до кровавой развязки, было мало.

По правилам, студенты дрались до первой царапины, что воспринималось как лучший повод к примирению, в знак чего противники должны были обняться и вместе отправиться на пирушку. Мода на дуэли продержалась столько времени, сколько были популярны сами корпорации — около полутора десятилетий, и кончилась в конце 1840-х гг. Законодательство тех лет, как известно, предусматривало жесткое наказание за участие в дуэлях, и распространялось не только на военных, но и на гражданских чиновников.

Но для студентов тех лет дуэли были частью корпоративных традиций, хотя нередко не имели серьезного повода, почти никогда не совершались из-за женщин студенты и женщины — это особая тема. Участие же в университетских дуэльных историях обходилось слишком дорого. Вердеревский и Д.

Бибиков с товарищами ужинали в ресторации Дюсо, где между молодыми людьми произошел «пустяковый спор». Разгоряченные вином юноши договорились о дуэли. В тот же вечер об этом было доложено попечителю округа вывод: среди ужинающих был осведомитель!

Будучи вызваны к начальству, молодые люди уверяли, что уже помирились. После чего Бибиков был отослан к матери, а Вердеревский, замеченный и прежде в «неблагонадежном поведении», оставлен под арестом на 3 дня. Как ни удивительно, непримиримые студенты вновь условились драться, и снова информация об этом просочилась «наверх».

На этот раз судьба обоих решалась уже самим министром народного просвещения с одобрения императора. Бибикова все же решено было оставить в университете «из уважения к долговременной службе его отца», Киевского военного губернатора. А Вердеревский был исключен из университета и выслан на Кавказ рядовым, с выслугой не прежде трех месяцев.

Прочие студенты, участвовавшие в пирушке, за неуведомление университетского начальства о дуэли были арестованы на неделю. Условия заключения в карцере или «комнате уединения» были, впрочем, весьма мягкими, да и служители, охранявшие «узника», ему потворствовали, понимая, что он не солдат и не колодник, а лишь молодой повеса. Сторож, посещавший заключенного, приносил то миску щей, то стакан горячего сбитня.

Правда, не было никаких развлечений. Давать, например, перья и бумагу строго запрещалось, студент мог довольствоваться только чтением Библии. Поэтому заключенные в карцер, в основном, развлекались, создавая рисунки и целые композиции на его стенах.

8 февраля - 300 лет РАН и СПбГУ

А каким вызовом были 90-е годы прошлого века, когда в стране вдруг дефицитом оказалась бумага и перестали издаваться новые учебники? Тогда я на лекции говорил студентам: "Ребята, новых учебников пока нет. Они мне: "Как? Это же старое законодательство. Все изменено! Каждый вызов - это возможность проявить себя. Петр Первый прорубил окно в Европу, которое Европа сейчас старательно закрывает. Как в таких условиях у вас каждый пятый студент - иностранец? Николай Кропачев: Да, кто-то, возможно, и удивится, хотя для нас ничего удивительного нет: несмотря на различные сложности, связанные с преодолением международных границ, Санкт-Петербургский госуниверситет уже шесть лет подряд становится самым востребованным высшим учебным заведением России среди иностранных абитуриентов, занимает первое место по этому показателю в рейтинге Россотрудничества.

В прошлом году на бюджетные места претендовала 21 тысяча иностранных абитуриентов из более чем 100 стран мира. А мест всего тысяча. Был и конкурс на платные места - три человека на одно место, который вообще мало в каком вузе есть В Санкт-Петербурге 2024 год объявлен Годом университета. Какие образовательные программы популярны? Тут и лингвистика, и журналистика, и менеджмент, и международные отношения, и экономика, физика, химия, биотехнологии, лечебное дело, прикладная математика и информатика, социология и многое другое. Ведь сегодня в СПбГУ более 500 основных образовательных программ. И кстати, за прошлый год у нас на треть увеличилось число преподавателей-иностранцев. Среди них, как мы знаем, профессора с мировыми именами.

Что их привлекает? Николай Кропачев: У нас есть конкурентные преимущества. Кроме того, жить и работать в Санкт-Петербурге - это подлинное счастье. Я вот говорю: "Питер" - и сразу сердце щемит. Это святой, великий город. Горького, собиравшаяся по крупицам многие-многие годы. Сегодня в ней более семи миллионов печатных книг и рукописей. В том числе уникальных, раритетных изданий.

У нас самый крупный научный парк. А про музеи наши слышали? В них три миллиона экспонатов - университетский Эрмитаж. У вуза есть право проводить в дополнение к ЕГЭ свои испытания.

Курс обучения в нем был идентичен лицейскому курсу, одним из первых его выпускников был Михаил Глинка. Университет управлялся директором по административно-хозяйственным вопросам и конференцией профессоров во главе с ректором. Бурное развитие Петербургского университета началось в середине XIX века. А ровно через 80 лет — 20 февраля 1899 года - в Петербурге начались студенческие волнения. В связи с проводимым торжественным актом ректор Сергеевич предупредил студентов, что если вечером они начнут дебоширить такое раньше случалось , полиция наведет порядок. Студенты, подогреваемые революционными агитаторами, восприняли эти слова как покушение на их свободы, освистали ректора и буйной толпой двинулись по улице.

На его месте построили каменное трехэтажное здание, где находилось питейное заведение. В 1840-1842 гг. Щедриным в стиле необарокко. Дворец Петра II Университетская наб. Когда-то здесь думали строить дворец для Петра II, но успели только заложить фундамент. Корпус для игры в мяч "же-де-пом" Университетская наб. В 1867 г. Здесь находились физический кабинет, Физическое общество и библиотека университета. Сейчас в здании находится Кафедра физкультуры. Бассейн 6. Здание Александровской коллегии Административный корпус, Кафедра геохимии, Бухгалтерия 7. Кафедра биофизики 8.

Причем скорее в демоверсии: в первые 8 лет из Германии было выписано 17 профессоров, которые читали лекции... Понятно, впрочем, что у ученых немцев в новорожденном Петербурге находись и другие дела, а Университет — это сокрее было место, где "лежала их трудовая книжка". Лишь постепенно в Академический университет стали переводить первых учеников из Академической гимназии, Славяно-греко-латинской академии и других учебных заведений. Но в 2000-е годы, когда alumni СПбГУ заняли ключевые должности в стране, первенство решительно было отдано ему. Санкт-Петербургский университет — первый в России! Что ж, с ним, на протяжении двухсот лет бывшим столичным, действительно связано множество славных имен в разных областях науки и искусства. Вот некоторые из них — в области литературы: Михайло Ломоносов 1711—1765 — в 1735 году Ломоносов вместе с другими двенадцатью учениками Спасских школ Славяно-греко-латинской академии был отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии наук. Но уже через год послан учиться в немецкий Марбург — в первую очередь металлургии. В 1758—1765 годах Ломоносов был ректором Академического университета. Петр Ершов 1815—1869 — в 1830 году поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет на философско-юридический факультет. Студенческие годы оказались наиболее плодотворными для Ершова в творческом отношении. Он сблизился с профессором русской словесности Петром Плетнёвым, познакомился с Василием Жуковским и Александром Пушкиным, благодаря чему и дописал обессмертившего его «Конька-горбунка». Получив диплом, вернулся на родину в Тобольск и не создал больше ничего существенного. Иван Тургенев 1818—1883 — в 1836 году окончил Петербургский университет с низшей по тогдашней классификации степенью "действительного студента". К тому времени по новому университетскому уставу курс, который он окончил, назывался — 1-е отделение философского факультета. Николай Некрасов 1821—1877 — учился в Петербургском университете вольнослушателем с июля 1839 по июль 1841 года.

Учёные СПбГУ выяснили, что было на месте Петербурга до постройки города

Telegram: Contact @SPbU_inpriem Санкт-Петербургский государственный университет – старейший и один из крупнейших вузов России.
На борту МКС развернули флаг Санкт-Петербургского госуниверситета в честь 300-летнего юбилея Санкт-Петербургский государственный университет (рус.).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий