Подготовили большую статью о том, кто может зарегистрироваться в качестве самозанятого и как это сделать, какие платить налоги, о плюсах и ограничениях.
Налог на профессиональный доход
Этот вариант будет удобен тем, кто уже является клиентом банка или оператора и хочет вести всю профессиональную активность в одной экосистеме. Что делать, когда заказ выполнен После поступления денег за выполненную работу, необходимо сформировать чек в «Мой налог» и отправить его заказчику. Для этого нажмите кнопку «Новая продажа» на главной странице приложения. Далее выберите дату получения оплаты, название услуги и её стоимость. Если заказчик юридическое лицо или ИП, то введите ИНН организации — её наименование добавится автоматически. Затем нажмите «Выдать чек».
Чек можно передать в бумажном и электронном форматах. В первом случае чек доставляется лично или через курьера.
Кто такой самозанятый? Это лица, которые не имеют своего работодателя и начальства. У них нет наемных работников или руководителей, они трудятся самостоятельно. Они занимаются мелкой торговлей или оказывают услуги населению и компаниям любого размера.
Эти люди занимаются профессиональной деятельностью, от которой получают доходы и платят налоги государству. Видов такой деятельности много. Вот некоторые виды деятельности самозанятых: няни, репетиторы, копирайтеры, повара, таксисты, швеи, кондитеры. Если в 2017 году это начиналось, как эксперимент, то к середине октября 2020 года налоговый режим для самозанятых стал действовать по всей стране. Раньше люди искали информацию, в каких регионах можно стать самозанятым, нужно было иметь хотя бы одного клиента из регионов, где действует этот режим. А теперь это возможно в любом регионе страны и даже некоторым людям из других стран.
Кто может стать?
При подтверждении операции введенные сведения будут переданы в ФНС России — и будет сформирован чек. При расчете наличными выдавайте чек в день расчета. При безналичном расчете — не позднее девятого числа следующего месяца. Чек можно передать клиенту следующими способами: отправить на мобильный телефон или электронную почту; распечатать и передать лично; предоставить для считывания QR-код чека. Если не выдадите чек, налоговики могут вас оштрафовать. Как платить налог на профессиональный доход Одно из преимуществ самозанятости в том, что вы платите налог только с фактически полученных доходов.
Если выручки не было, то и налог платить не придется. Если вы получаете доход, то платить налог нужно ежемесячно не позднее 25-го числа. Если эта дата попадает на праздничный или выходной день, то срок уплаты переносится на ближайший рабочий день. Учитывайте, что первым налоговым периодом будет время со дня регистрации и до конца следующего месяца.
Процент будет снижен до 3 для физических лиц и до 4 для юридических лиц до тех пор, пока вы не используете весь размер вычета. Только после исчерпании льготной суммы, процентная ставка станет прежних размеров.
Простыми словами, государство дает скидку в 10 тыс. Пока скидка не будет исчерпана, можно делать взнос по низкой ставке. Зачем оформлять самозанятость Всем, кто получает доход за осуществление профессиональной деятельности, вне официального трудоустройства в той или иной организации, необходимо либо оформить ИП, либо стать самозанятым. В первую очередь, это необходимо для того, чтобы люди пополняли государственный бюджет. Благодаря взносам обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание, а также увеличивается региональный фонд. Это влияет на ремонт дорог, обслуживание жилищных коммуникаций и бесплатное образование в школах.
Граждане сами формируют тот бюджет, который будет распределен на нужды региона. Самозанятым не нужно самим вести отчетность, нанимать бухгалтеров, заполнять налоговые декларации и т. Помимо прочего, с теми, кто официально оформил свою профессиональную деятельность, более охотно сотрудничают другие организации. Еще одна причина, зачем оформлять самозанятость — прозрачность бизнеса. Сокрытие доходов от налоговой службы — это нарушение закона. В таком случае придется платить штраф размером в 300-400 тысяч рублей.
Полный гайд по самозанятости в России 2024
Как стать самозанятым в 2023 году: пять простых шагов | Может ли стать самозанятым участник ООО? |
Все, что нужно знать о самозанятости | Самозанятый — это налоговый режим, благодаря которому вы можете стать прямым партнёром , платить меньше налога и получать справки о доходах онлайн. |
20 бизнес-ниш для самозанятых | Несмотря на недавние новости о том, что режим самозанятости хотят ограничить, до этого еще довольно далеко. |
Бизнес для самозанятых: список из 20 бизнес-ниш
Также самозанятыми вправе стать некоторые иностранные граждане, а именно граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии. Не могут стать самозанятыми представители некоторых профессий — например, арбитражные управляющие, оценщики, адвокаты, медиаторы, частные нотариусы. Мы собрали всю актуальную информацию о нем: какие есть ограничения, как стать самозанятым и на какие нюансы нужно обратить внимание. Как стать самозанятым в 2024 годах и законно ли осуществлять деятельность без регистрации в качестве ИП, уплачивая налог на профессиональный доход? Уплата страховых взносов позволяет зачесть период деятельности самозанятого в общем стаже и накопить индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК). Часто самозанятыми становятся люди, которые делают и продают хенд-мейд вещи через интернет.
Самозанятый или ИП: что выбрать и чем отличаются
Выше мы разобрались, как стать самозанятым в 2022 году при помощи современных технологий. Уплата страховых взносов позволяет зачесть период деятельности самозанятого в общем стаже и накопить индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК). Узнаете, кто такие самозанятые и какая разница между ИП и самозанятым; как подтвердить статус и какие преимущества имеет самозанятость. Расскажем, как стать самозанятым в 2021 году, а также актуализируем информацию на 2023-2024 год.
Как стать самозанятым
Самозанятый или ИП: что выбрать и чем отличаются | граждане, предоставляющие услуги доставки (есть исключение: статус самозанятого можно получить, если при оплате доставляемой продукции используется касса, зарегистрированная на продавца). |
Как и зачем оформлять самозанятость в 2023 году | Несмотря на недавние новости о том, что режим самозанятости хотят ограничить, до этого еще довольно далеко. |
Кто не подпадает под самозанятых граждан в 2024 году | Станьте самозанятым с помощью сервиса «Своё дело». |
Кто такие самозанятые граждане и какие налоги они платят | Как стать самозанятым в 2023 году. |
Как оформить самозанятость в 2024 году
Подготовили большую статью о том, кто может зарегистрироваться в качестве самозанятого и как это сделать, какие платить налоги, о плюсах и ограничениях. В статье расскажем, что значит статус самозанятого, как оформить самозанятость, какие есть налоги и обязательные платежи. Пошаговая инструкция для тех, кто хочет стать самозанятым, но не знает, как это сделать. Как стать самозанятым в 2024 годах и законно ли осуществлять деятельность без регистрации в качестве ИП, уплачивая налог на профессиональный доход?
Как оформить самозанятость через Госуслуги?
Например, оформиться как самозанятые могут репетиторы, няни, дизайнеры и многие другие фрилансеры. В законе нет полного списка профессий и видов деятельности, разрешенных для самозанятых. Зато прописано, кто не вправе претендовать на этот статус: продавцы товаров, которые произвел кто-то другой; посредники и агенты; продавцы алкоголя, сигарет, лекарств, лотерейных билетов, изделий из меха и кожи и других товаров, требующих обязательной маркировки; люди, которые частным порядком добывают полезные ископаемые; госслужащие; адвокаты, частные нотариусы, арбитражные управляющие, медиаторы и оценщики — но только по своей основной специальности. Если, допустим, адвокат в свободное время вяжет варежки и продает их, эту деятельность он может оформить как самозанятость; арендодатели, которые сдают нежилую недвижимость, например, апартаменты или гараж. При этом можно платить НПД вместо подоходного налога, если вы сдаете жилье. Такой вариант допустим даже для госслужащих, которым нельзя заниматься никаким другим бизнесом.
Кроме того, есть некоторые ограничения для людей, которые занимаются доставкой. Курьер может стать самозанятым только в том случае, если он развозит уже оплаченные товары и принимает плату только за услуги транспортировки. Или же у него есть кассовый аппарат от магазина или от компании-производителя, товар которых он доставляет. Это единственный вариант, когда самозанятый курьер имеет право взять деньги за саму покупку. Самозанятый не обязан сосредотачиваться только на своем деле.
Он может работать где-то по договору или в штате, отчислять НДФЛ со своей зарплаты и одновременно вести небольшой бизнес, а с дохода от него платить НПД. Но есть условие — вашему работодателю запрещено быть вашим клиентом. Даже если вы уволитесь, запрет будет действовать для него еще два года. Как получить статус самозанятого? Для того чтобы стать самозанятым, нужно пройти регистрацию.
Есть три варианта, как это можно сделать: через мобильное приложение «Мой налог» доступно в AppStore или GooglePlay, понадобится только паспорт ; через личный кабинет самозанятого на сайте ФНС для регистрации и входа нужны ИНН и пароль, который выдают в отделении налоговой, также доступна авторизация с помощью учетной записи Портала госуслуг ; через мобильное приложение одного из уполномоченных банков такие банки добавили в свои обычные приложения специальный раздел для самозанятых. После регистрации вы сможете через приложения или личный кабинет самозанятого на сайте ФНС передавать информацию о своем доходе и платить с него налог. Как платить налог? Это можно сделать теми же способами, которые использовались для регистрации, — через приложение «Мой налог», банковское приложение или личный кабинет самозанятого на сайте ФНС. В них нужно вносить информацию о каждой оплате, которую сделали клиенты, — в том числе если вы получили ее наличными.
Причем допустимо использовать несколько способов фиксации дохода.
Во всех случаях работа строится по такой схеме: 1. Самозанятый предоставляет услугу или продает товар. Если самозанятый принимает оплату по безналичному расчету, он передает заказчику банковские реквизиты. При платеже наличными ничего передавать не нужно. Заказчик оплачивает услугу или товар наличными или переводом. Самозанятый передает чек заказчику.
Чек формируется в приложении «Мой налог». Самозанятый оплачивает налог в следующем месяце. Достаточно чека из приложения «Мой налог», чтобы подтвердить факт сделки. Обычно договор с самозанятыми заключают компании, которые хотят регулярно обращаться к человеку за услугами. Им для отчетности нужно обоснование платежей. А если клиент — какой-нибудь ИП на упрощенке, и он просто заказал у самозанятого сайт и платит один раз, то и договор не обязательно заключать. Оказали услугу — получили деньги — выдали чек.
Как сформировать чек или выставить счет на оплату Чтобы сформировать чек и отчитаться налоговой о полученном доходе, на главном экране приложения «Мой налог» нажмите кнопку «Новая продажа». Затем сделайте следующие шаги: 1. Укажите наименование оказанной услуги или проданного товара. Укажите стоимость товара или услуги. Запросить данные можно у заказчика. Если компания зарегистрирована за границей, это нужно указать отдельно с помощью ползунка. Нажмите кнопку «Выдать чек».
Приложение сформирует чек и покажет вам для подтверждения. Если все данные указаны верно, чек можно отправлять заказчику. Если в данных есть ошибка, чек можно отредактировать. Например: «Услуги по переводу статьи по Договору 1 от 01. Если же работаете без договора и ваши клиенты — физлица, то в чеке можно написать что угодно. Главное, чтобы было понятно вам и вашему заказчику. Например: «Перевод статьи про котов для журнала N».
Так вы сможете находить любые чеки в статистике и четко понимать, кто и за что вам платил. При необходимости чек можно аннулировать, если придется вернуть деньги. Чеки не обязательно выдавать вручную. В приложении «Мой налог» есть раздел «Партнеры», в котором можно подключиться к специальным сервисам. Тогда при поступлении оплаты на счет самозанятого чек будет автоматически формироваться и уходить заказчику. Это удобно, если самозанятый продает что-то онлайн и не может круглосуточно сидеть и самостоятельно выписывать чеки.
Стать самозанятыми могут и проживающие на территории России граждане государств — членов Евразийского экономического союза. Сколько самозанятых стало к 2023 году По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 31 января 2023 года количество официально зарегистрированных самозанятых в РФ составило чуть более 6,7 млн человек. Из них: 6,42 млн — физические лица; 353,5 тыс. Источник: платформа поставки данных ФНС России С 1 января 2023 года расширился список регионов, в которых жители могут оформить статус самозанятого гражданина РФ. Самыми популярными сферами деятельности у самозанятых по результатам 2022 года стали ремонт, авто и IT. Источник: платформа поставки данных ФНС России Для государства это оказался выгодный эксперимент, ведь, например, только за январь 2023 года выручка от деятельности самозанятых превысила 77 млрд рублей, и в качестве налоговых отчислений казна пополнилась на 3,16 млн рублей. Кстати, если смотреть на средний чек, то в январе он составил 1602 рубля. Посмотрим, как обстоят дела с теми, для кого этот режим был задуман. Читайте также: Как найти поставщика для интернет-магазина и маркетплейса Кому подходит режим самозанятости Самозанятость — палочка-выручалочка для всех, кто раньше воздерживался от оформления официальных отношений с государством. Таким образом, новый налоговый режим помогает повысить прозрачность доходов. Многих останавливала необходимость вести бухгалтерский учет, готовить и сдавать налоговую отчетность, покупать кассовый аппарат или осваивать онлайн-кассу, заказывать печать — это дополнительные расходы и большая головная боль. Именно для таких людей самозанятость, пожалуй, самый лучший вариант. Режим самозанятости полезен для тех, кто только начинает бизнес — для молодых предпринимателей, небольших стартапов, еще не набравших финансовые обороты. Самозанятость почти идеальна для фрилансеров разных специализаций — маркетологов, копирайтеров, дизайнеров, фотографов, художников, психологов, коучей. Прекрасно подходит режим самозанятости для грумеров и таксистов, гидов и веб-разработчиков, скульпторов и репетиторов. Плюсы статуса самозанятого Рассмотрим на примере маркетолога-фрилансера, какие плюсы дает статус самозанятого. Увеличение числа заказчиков: бизнес становится все более прозрачным, и многие заинтересованы в том, чтобы оплата любых услуг проходила официально. Отношения с государством официально оформлены, не нужно бояться претензий налоговой или блокировки карты банком. Низкие ставки по налогу, отсутствие необходимости заполнять налоговые декларации и самостоятельно рассчитывать сумму отчисления в казну. Статус дает возможность находиться в правовом поле с минимальными усилиями. Не нужны печать, касса и расчетный счет. Никаких проблем с бухгалтерской и налоговой документацией. Во всех официальных документах теперь можно писать «самозанятый», а не «временно не работаю». Проще получать визы, так как можно документально подтвердить свой доход. В июне 2020 года из-за ситуации с пандемией всем самозанятым государство полностью вернуло налоги, уплаченные в 2019 году. Этими деньгами можно оплатить налог на профессиональный доход. Плюс к этому уже не первый год новых самозанятых поддерживают бонусом на уплату налога — все это привлекает микропредпринимателей, желающих выйти из тени и не бояться внезапных проверок от налоговой. Источник: портал Мой бизнес по Омской области Если в 2020 году самозанятые практически всегда получали отказ в кредитовании, а тем более в одобрении ипотеки, то к 2023 году ситуация значительно улучшилась. Поэтому в качестве плюса такого статуса можно назвать возможность оформить кредит или ипотеку в банке. Все больше кредитных организаций разрабатывают специальные продукты для самозанятых. С такими предложениями можно ознакомиться, например, в специальном разделе сайта Банки. Но в любом случае, банки принимают во внимание справки о сумме заработка, сформированные через ФНС. Самозанятый выглядит более уверенным клиентом в отличие от того, кто поставил в анкете статус «работаю неофициально» и не предоставил подтверждение своего дохода. Минусы самозанятости Первый существенный минус — отсутствие страхового пенсионного стажа и пенсионных баллов. Это можно изменить, добровольно перечислив в Пенсионный фонд взнос на обязательное пенсионное страхование. Платеж — это фиксированная сумма в год. В 2020-м году она составляла 32 448 руб. Согласитесь, не так уж и мало, особенно для тех, кто расценивает самозанятость в качестве подработки. Еще один минус — хоть самозанятые и получили возможность кредитования, процентная ставка по кредиту или ипотеке, первоначальный взнос и срок предоставления заемных средств могут быть не такими привлекательными, как для заёмщика, имеющего официальное трудоустройство и справку 2-НДФЛ.
В этой инструкции речь пойдет о физических лицах, не имеющих статуса ИП. Кто может зарегистрироваться самозанятым? Зарегистрироваться в качестве самозанятого могут граждане России, государств — членов Евразийского экономического союза, а также граждане Украины. По общему правилу заявление примут с 18 лет, но в отдельных случаях — с 14 лет при согласии родителей попечителей, усыновителей. Не получится вести деятельность в качестве самозанятого, если вы: продаете подакцизные товары, за исключением сахаросодержащих напитков, и товары, подлежащие обязательной маркировке сигареты, шины и покрышки, алкоголь, лекарства и другие.