Человек с развитым эмоциональным интеллектом может сдерживать и контролировать свои эмоции в различных обстоятельствах.
Вы точно человек?
Эмоциональный искусственный интеллект (Emotion AI) — это ИИ, который позволяет компьютеру распознавать и интерпретировать человеческие эмоции и реагировать на них. По мнению соавторов Килдаффа, эмоциональный интеллект помогает людям ради личной выгоды скрывать определенный набор эмоций и демонстрировать другой набор. Человек с развитым эмоциональным интеллектом может сдерживать и контролировать свои эмоции в различных обстоятельствах. Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. Человек с развитым эмоциональным интеллектом лучше разбирается в своих эмоциях: понимает, что и почему он испытывает, как трансформировать это чувство в другое, как помочь себе при неприятных переживаниях.
Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким?
Внезапно кто-то выскакивает из переулка и бежит в вашу сторону. Какую эмоцию вы испытаете? В большинстве случаев это будет страх, вызывающий немедленную физиологическую реакцию: сердце заколотится быстрее, во рту пересохнет, дыхание участится или станет прерывистым, тело задрожит, зрачки расширятся, на теле выступит пот, а в крови подскочит уровень сахара. Наш организм моментально отзывается на эмоциональное состояние изменением пульса и другими реакциями. Поэтому один из самых надежных способов распознать собственные эмоции — прислушаться к своему телу. Участилось ли сердцебиение? Появилась ли сухость во рту? Сбилось дыхание?
Вспотели ладони? Вы должны научиться наблюдать за этими физическими индикаторами. Чем в большей гармонии вы находитесь со своими физическими реакциями, тем лучше сможете понять свои эмоции. Тело не лжет. Его реакции — ценный источник информации о чувствах. У эмоций много оттенков Подрезавшая вас машина может вызвать у вас либо слабую досаду, либо бешенство. На работе вы можете испытывать не только гнев, но и, например, разочарование в выбранной профессии или тревогу за свою дальнейшую карьеру.
Злитесь вы или раздражены, охвачены тоской или только приуныли, ликуете или вам всего лишь приятно? Такие оттенки важно уметь различать. Чтобы стать более проницательным, подумайте о том, что значит для вас каждое слово в списке ниже. Представьте себя во власти каждой из этих эмоций. Видите ли вы разницу большую или незначительную в своих поступках в зависимости от того, что чувствуете? Наблюдая за собой, вы постепенно научитесь точно определять эмоции и степень их выраженности, а также события, которые их вызывают. Когда эмоции начинают управлять вашим поведением, вы должны вспомнить о своих ценностях и целях Вы можете свести к минимуму нежелательные реакции, если в процессе взаимодействия с другими людьми будете держать в уме важные для вас результаты и ценности.
Предположим, вам предстоит указать подчиненному на недостатки в работе. Вас тревожит предстоящий разговор, и вы его постоянно откладываете. Анализируя свои эмоции, вы осознаете, что ваша нерешительность вызвана глубинной ценностью — стремлением к справедливости. Это хороший сотрудник, и вы боитесь незаслуженно его обидеть. Так проводить с ним беседу или нет? Рассматривая ситуацию с такого ракурса, вы поймете: критика поможет ему добиться успеха, а значит, решиться на разговор справедливее по отношению к работнику, чем идти на поводу у своей тревоги. После этого небольшого анализа вы сбросите оковы сиюминутных эмоций и сделаете правильный выбор.
Подумайте, почему человек так говорит, какие эмоции чувствует, почему реагирует конкретным образом. Займите позицию наблюдателя и представьте, что видите ваш диалог со стороны. Какие эмоции вы при этом испытываете? Меняется ли восприятие? Вы довольны, как общаетесь с человеком? Книги по развитию эмоционального интеллекта Дэниел Гоулман. Почему он может значить больше, чем IQ». Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта». Сью Джонсон.
Джастин Барисо. Эмоциональный интеллект на практике». Сьюзан Дэвид. Лиза Фельдман Барретт. Ларри Сенн. Научитесь управлять своими чувствами и эмоциями». Пол Экман.
Что значит «управлять эмоциями»? Распознать эмоцию — первый шаг. Далее используйте ее для управления коммуникацией. Кстати, «управление «коммуникацией» не обозначает воздействие на человека, но направлено на выполнение стоящей цели. Манипуляция, на самом деле, нормальный процесс, который присутствует в жизни. Но от степени развития эмоционального интеллекта зависит, насколько мастерски мы общаемся, как можем вовлечь человека в процесс коммуникации. Конечно, требуется понимать, как эмоции формируют собственное поведение и поведение других людей и управлять этими эмоциями. Некоторые считают, что эмоциями управлять невозможно. Они накатывают волной и захватывают, а потом человек как будто отходит ото сна и не понимает, что с ним произошло. Тем не менее, в отношениях — семейных, дружеских, в коллективе и других важно уметь управлять эмоциями. Для волков-одиночек допускается спонтанность и непредсказуемость. Но отношения требуют труда, углубления в них, взаимопонимания и взаимопомощи. Достигнуть этого, не взяв под контроль чувства, невозможно. Для управления эмоциями недостаточно применения только когнитивных методов, умения «правильно» мыслить. Конечно, правильный мыслительный процесс, которым занимается когнитивно-поведенческая терапия, важен, но эмоция подвластна не только мышлению, но и телу, психофизиологическим особенностям. Мы дышим так, как чувствуем Бельгийский психолог Пьер Филиппо установил связь дыхания и эмоций, описав это в статье «Связь дыхания и возникновения эмоций», опубликованной в 2010 году в соавторстве с рядом коллег. В статье описаны паттерны дыхания, которые объективно зафиксированы в психофизиологических экспериментах по проживанию людьми одинаковых эмоций — радости, ярости, страха, грусти. Этот психофизиологический эксперимент проводился с использованием специальной аппаратуры, фиксирующей амплитуду дыхания, глубину вдоха и другие физиологические параметры. Было выяснено, что паттерны дыхания четко дифференцированы между этими эмоциями. Это значит, что человек, испытывающий радость, дышит особым образом. Протестируйте себя, вспомните момент из жизни, когда радовались или были испуганы, и постарайтесь воспроизвести это дыхание.
Однако в наше время мир стал намного сложнее, и для того, чтобы справиться с проблемой, нельзя просто убежать от неё или ввязаться в драку. Что такое эмоциональный интеллект Термин «эмоциональный интеллект» впервые появился в 1960-х годах в работе психолога Майкла Белдока, посвящённой выражению переживаний. Если традиционные тесты IQ измеряют логику, способность рассуждать и математические навыки, то эмоциональный интеллект, или EQ emotional quotient , позволяет успешно использовать эти качества. Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. Психологи признают, что запретить себе эмоции невозможно, мало того, такая практика чревата неврозом. А вот распоряжаться эмоциями — в наших силах. Чтобы отреагировать «эмоционально умным» способом, нужно осознать, что произошло, принять своё переживание и направить энергию на то, на что можешь повлиять. Кроме того, развитые социально-эмоциональные навыки позволяют успешно выстраивать отношения с окружающими. Эмоциональный интеллект сегодня попадает во всевозможные списки компетенций XXI века, без которых в будущем не обойтись на рынке труда. Его относят к мягким, или некогнитивным навыкам. То есть таким, которые связаны с межчеловеческими взаимодействиями и нужны в любой сфере профессиональной деятельности, вне зависимости от того, занимаетесь ли вы разработкой ПО или работаете шеф-поваром. Какая польза от EQ на рабочем месте Эмоциональный интеллект бывает как индивидуальным, так и общим для конкретной компании или рабочей команды — это называют коллективным эмоциональным фактором. По словам американской специалистки в области организации труда Джуди Белл, коллективы, в которых EQ высок, имеют более высокую производительность, потому что специалисты лучше взаимодействуют между собой. В компаниях, где этот показатель низкий, отмечают более высокую текучесть, низкую производительность и снижение продаж. О том, что дела с эмоциональным интеллектом в коллективе обстоят плохо, свидетельствуют частые вспышки гнева сотрудников, конфликты, непонимание специфики работы соседних отделов и конкретных коллег, а также сложности во взаимодействии с заказчиками и подрядчиками.
Эмоциональный интеллект: как камеры охотятся за нашей реакцией и улыбками | Эмоциональный искусственный интеллект (Emotion AI) — это ИИ, который позволяет компьютеру распознавать и интерпретировать человеческие эмоции и реагировать на них. |
Как эмоциональный интеллект влияет на жизнь и карьеру: статистика и тренды 2023 года | Итак, эмоциональный интеллект – это способность осознавать свои и чужие эмоции, контролировать, регулировать и управлять ими, использовать для эффективного взаимодействия, успешного достижения целей и самореализации. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать | Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. |
Преимущества и польза эмоционального интеллекта, связь EQ и IQ | Способность распознавать и интерпретировать эмоции называют эмоциональным интеллектом, или EQ, и эта способность может играть важную роль в жизни. |
Что такое эмоциональный интеллект? | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Что есть что: разберемся с понятиями
- Эмоциональный интеллект – управляя собой, управляй эмоциями
- Как эмоциональный интеллект помогает развить корпоративную культуру
- Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ - Чемпионат
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить / Skillbox Media
Общая информация
- Разум и чувства: почему важно развивать эмоциональный интеллект
- Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
- Эмоциональный интеллект: как использовать негативные чувства во имя собственного блага
- Эмоциональный интеллект — Википедия
- Эмоциональный интеллект: что это такое, определение, для чего нужен, как развивать?
- Эмоциональный ИИ: кто и зачем распознаёт эмоции в России и за рубежом
Эмоциональный ИИ: кто и зачем распознаёт эмоции в России и за рубежом
Эмоциональный интеллект определяется как устойчивая личностная черта, которая подчеркивает способность человека правильно определять, понимать, управлять и изменять эмоции в себе и других и использовать эти эмоции для обработки когнитивных процессов. Можно ли назвать эмоциональный интеллект седьмым чувством и сказать, что он необходим человеку так же, как обоняние, зрение? По сути, это проявления эмоционального интеллекта. И, хорошая новость, его можно развить.
Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития
Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса. Есть ли прямая связь между эмоциональным интеллектом и эмпатией? Эмпатия — когнитивная функция мозга для интеграции эмоций в мышление. Эмоциональный интеллект — это когда эмоции становятся нашими друзьями, когда наши чувства являются нашим помощником для нашего разума, потому что и наши эмоции, и тело дают нам сигнал о том, что что-то произошло вокруг. Но есть и хорошая новость. Эмоциональный интеллект может развить в себе каждый из нас. Главное – иметь четкую мотивацию и желание изучить свои эмоции и эмоции окружающих, а также управлять ими и направлять в нужное русло. Эмоции – самый предсказуемый элемент поведения покупателя, как считают компании, которые уже специализируются на измерениях эмоциональной лояльности покупателей. Эмоциональный интеллект: эмоции + интеллект.
Почему важен эмоциональный интеллект
- Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
- 8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте
- Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ - Чемпионат
- Почему эмоциональный интеллект – это навык будущего
- Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем эрудиция и профессиональные навыки
- Как эмоциональный интеллект помогает развить корпоративную культуру | РБК Компании
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект и искусство владеть собой | Эмоциональный интеллект автор рассматривает, как способность понимать свои и чужие эмоции, а так же умение управлять ими. |
Эмоциональный интеллект | Можно ли назвать эмоциональный интеллект седьмым чувством и сказать, что он необходим человеку так же, как обоняние, зрение? |
Эмоциональный интеллект: что это, как узнать свой EQ | Сила Лиса | Эмоциональный интеллект автор рассматривает, как способность понимать свои и чужие эмоции, а так же умение управлять ими. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить | Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. |
Интервью: тренер по эмоциональному интеллекту о поиске ключа к успеху
Эмоциональный интеллект определяется как устойчивая личностная черта, которая подчеркивает способность человека правильно определять, понимать, управлять и изменять эмоции в себе и других и использовать эти эмоции для обработки когнитивных процессов. РИА Новости. Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность понимать и выражать свои эмоции, управлять ими, а также принимать чувства других людей. Эмоциональный человек равно эмоциональный интеллект? О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Опросники, направленные на изучение эмоционального интеллекта, включая и «ЭмИн», измеряют не сколько способность понимать или управлять эмоциями, а именно представления людей о своем эмоциональном интеллекте. Соавтор бестселлера «Эмоциональный интеллект 2.0», президент компании TalentSmart Трэвис Брэдберри советует, на что обратить внимание.
Высокий уровень самопознания позволяет сформулировать собственные сильные и слабые стороны, чтобы заняться тем, что получается лучше всего, а не тратить ресурсы зря. Совещания заканчиваются ссорами Проблема. Обсуждения внутри команды приводят к разногласиям и даже скандалам, потому что у разных членов коллектива разные точки зрения. Важный вопрос, который лежит в области эмоций: почему на самом деле происходит ссора? Считается, что профессионалы — «взрослые люди», а значит, они не должны обижаться или поступать из духа противоречия. Но не тут-то было! Мы до последнего будем отпираться и рационализировать, утверждая: «Я вовсе не расстроен, просто моя стратегия лучше». Однако часто за этими словами скрывается разочарование из-за того, что наши идеи а значит — нас самих не оценили по достоинству. В результате человек не замечает, как начинает подтасовывать факты, чтобы оказаться правым. Поэтому для каждого участника дискуссии важно: 1 спрашивать себя, где заканчивается то, в чём он уверен как профессионал, и начинается то, что он отстаивает, чтобы победить в споре; 2 понимать, где эта граница проходит у оппонента. Эти «мягкие навыки» помогут перевести обсуждение в продуктивное русло и выработать общую стратегию вместо того, чтобы спорить.
Заказчик хочет странного Проблема. Можно ли осуществить желания клиента и в то же время создать качественный продукт, если условия кажутся странными и трудно выполнимыми? Чтобы удачно провести переговоры, нужно быть немного психологом: все мы часто не отдаём себе отчёт в том, чего действительно хотим. Допустим, клиент пришёл с образцами, показывая их как пример удачного исполнения, однако разработчикам очевидно, что есть куда более современные и интересные решения.
В первую очередь, мне важно разобраться, как я сам устроен в эмоциональных реакциях, чтобы находить те же отблески человеческого в окружающих. Выражаясь языком Инстаграм-цитат, «selfcare is a preparation for community care». Морфология эмоций По определению из учебников, эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное отношение к существующим или мыслимым ситуациям и реальному миру. Ультрабазовый, ядровый функционал, отточенный эволюцией и вшитый крепче некуда. Процесс, который начинается и заканчивается.
Спрашивать некого: мы сами и есть сумма наших чувств и эмоций» В. Пелевин, «Непобедимое солнце» Эмоции возникают как ответная реакция, но сами по себе никуда не деваются, их нужно проживать. Эмоция — маленькое, но неизбежное путешествие, дорога, по которой каждый движется с разной скоростью. Именно поэтому тактика подавления не эффективна. Избегая эмоций, мы только удлиняем финальный путь. Некоторые источники выделяют 8 эмоций. Где-то пишут, что есть 6 базовых эмоций, из которых в разных пропорциях складываются комплексные чувства и настроения. Методологи не делят эмоции на негативные и позитивные. Любой эмоциональный опыт важен для мозга и тела.
Базовые эмоции Задаваясь вопросами о природе эмоций, мы можем отследить факторы, которые вызвали их. Нас интересуют эмоции как реакции, порождающие цепочки телесных и ментальных явлений. Первостепенная задача — научиться наблюдать. Анализируя входящие параметры и исходящие реакции, мы можем выводить паттерны, прогнозировать своё поведение. Сперва это банальные вопросы для самоанализа в духе: «Почему я это чувствую? Это кропотливая работа над собой. Или с самим собой. А понимание самого себя постепенно становится ключом к пониманию других. Таким образом, чтобы удержать необходимые компетенции и не спалить себя на костре профессиональных достижений, нужно вписывать в жизнь новые аспекты.
И всё это на базе старых привычек, но в новом времени, которое так торопит жить, и его бешеной акселерации. На высокой скорости ещё сложнее отлавливать и анализировать свои поведенческие скрипты, выявлять триггеры тех или иных реакций. Но я иду дальше и хочу разобраться в том, где эти шаблоны лежат и откуда берутся. Где рождаются паттерны? Паттерн — синоним привычки, шаблона поведения, который не нуждается в рефлексии. С этой точки зрения, базовые эмоциональные реакции — тоже паттерны. Неплохо бы понимать, какие у нас есть возможности, чтобы управлять всем этим, и какие есть риски просадки производительности. Разберёмся на примере такого софт-скилла как адаптивность. Вспомним, как мы пускаем изменения в жизнь?
Я — с большим скрипом. Вот пара кейсов. Годами банк плотно работал с почтовым клиентом Lotus. Эстетика его интерфейса — сугубо дело вкусовщины, его недолюбливали. Скажем прямо, многие коллеги с нетерпением ждали перехода на Outlook. Но не я. Я привыкла, освоилась, завела себе папочки, подписи и даже не следила особо за этим милым внутрикорпоративным холиваром. Но в одно прекрасное утро меня без обратного билета перевели в Outlook с радостным тезисом: «Поздравляем, вы в пилотной группе тестирования перехода». И всё, в Lotus письма больше не приходят, так и живи.
И тут разрыв нарратива: новый UI, кнопочки новые, нет папочек, подписей. Ну, спасибо! Другой пример. Я люблю комфортный и красивый тулинг. У меня не было привычки работать с IDE, я с универа писала в Sublime Text, компилировала из консоли, всё классно.
Специалисты Gartner обещают, что в 2022 году каждый десятый гаджет будет поддерживать технологию распознавания эмоций.
В эту сферу инвестируют не только технологические гиганты, но и небольшие стартапы, находя ей новое применение. Заур Абуталимов, исполнительный директор сервиса облачного видеонаблюдения Ivideon рассказывает, как появился эмоциональный ИИ и для чего он ловит наши улыбки. Читайте «Хайтек» в Когда камеры научились распознавать эмоции и как это работает теперь Изучать маркеры эмоций ученые начали задолго до появления искусственного интеллекта — в 1970-е. Конечно, тогда о связи эмоций с нейросетями речи не шло. Эмоции были предметом научного интереса психологов: ученые Пол Экман и Уоллес Фризен собрали все возможные варианты мимических движений в единую систему, с помощью которой любое выражение лица можно было разбить на отдельные составляющие. Определенный набор мимических единиц соответствовал какой-либо эмоции.
Современные алгоритмы устроены похожим образом: система обрабатывает потоковые изображения, а затем искусственный интеллект ограничивает точками области глаз, губ, носа, бровей. Потом нейросеть анализирует положение этих точек и сопоставляет их с шаблоном эмоции. В конечном счете нейросеть запоминает, что удивлению соответствуют округлившиеся глаза, испугу — приоткрытый рот, а усталости или грусти — опущенные уголки губ. Об умении нейросетей работать с эмоциями всерьез заговорили уже в «нулевых», когда стало ясно, что за системами распознавания лиц будущее. И хотя обучить компьютер сканировать эмоции сложнее, чем просто искать лицо, за пару десятков лет направление Facial Emotion Recognition сильно шагнуло вперед. Именно в них расположены крупнейшие розничные рынки с высоким спросом на подобные решения.
Для чего это надо Первые решения, основанные на системе распознавания эмоций, зародились в индустрии развлечений. К примеру, в 2015 году Micrisoft разработал приложение, которое угадывало настроение человека: пользователь «скармливал» ему фотографии, а программа анализировала эмоцию по микроэкспрессиям лица на изображении. Алгоритм анализировал восемь базовых состояний — презрение, злость, отвращения, страха, счастья, грусти, удивления или спокойствия, а потом распределял условные баллы между ними.
Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон. Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции. Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции. С одной стороны, есть данные о том, что, переключая внимание или меняя свое отношение к ситуации, можно изменить и эмоциональный ответ. С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение никак не повлияло на чувства людей к диктатору.
Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда. Подавлять негативные эмоции никто и не требует — это может быть вредно для психики. Но вот что можно сделать всегда, так это изменить способ выражения эмоций, свою реакцию и поведение, — и те, кто способен это контролировать, оказываются счастливее и успешнее в жизни. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Это готовит почву для следующей ступени ЭИ — развития эмпатии. Эмпатия является продолжением осознанности: научившись понимать свои собственные чувства и эмоциональные реакции, человек затем развивает способность поставить себя на место другого и спрогнозировать эмоции этого человека. Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения. Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают , что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные без РАС люди к таким же, как они.
Эта находка заставила ученых пересмотреть подходы к изучению эмпатии. Оказалось, что аутисты просто испытывают эмпатию иначе — скорее на эмоциональном уровне, чем на когнитивном, как это делают нейротипичные люди. Нейротипичный человек чаще определяет эмоции по контексту, аутичный — по прямым проявлениям. Так что, если человек плохо считывает социальные шаблоны, это еще не говорит о его низком эмоциональном интеллекте — вполне возможно, что его ЭИ расцветет в других условиях, когда окружающие будут более открыто делиться своими эмоциями. Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен? Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь. Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом. Дальше идет самоактуализация самореализация — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу.
Введение в эмоциональный интеллект
Человек с развитым эмоциональным интеллектом может сдерживать и контролировать свои эмоции в различных обстоятельствах. В беседе с «» она объяснила, что эмоциональный интеллект — врожденная когнитивная способность замечать, понимать значение и назначение эмоций, применять их в жизни и управлять ими. Эмоциональный интеллект (EI) определяется как способность воспринимать, использовать, понимать эмоции, управлять ими и справляться с ними. Люди с эмоциональным интеллектом управляют собственными действиями и эмоциями прежде всего ради себя, а не для того, чтобы нанести ущерб чувствам других.