Ислам в современной россии доклад | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Ислам является, по большинству оценок, второй по численности верующих религией в современной Российской Федерации после православного христианства. Сегодня распространение ислама в современном мире приобретает все более крупные масштабы. Именно поэтому все самые авторитетные исламские учёные имели собственное дело и прекрасно реализовывали себя в мирских делах (хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в исламе нет разделения на светское и духовное).
Экспертный доклад: "Вопросы соблюдения прав мусульман в России"
Осевая композиция, организующая пространство произведения исламского иск-ва в соответствии с идеей сакральной ориентации, тем самым вводит это произведение в единую универсальную систему пространственных связей, созданную исламской космографией, и. Сегодня распространение ислама в современном мире приобретает все более крупные масштабы. В данной статье рассматривается происхождение, основные принципы и распространение ислама, а также его разделение на суннизм и шиизм, и его современную. На современном этапе развития мировой цивилизации исламский фактор, влияние мирового мусульманского сообщества приобретает все более масштабный характер. научная статья по теме ИСЛАМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ История.
Литература по теме
- Ислам в современном мире
- Общественная палата Российской Федерации
- Ислам в современном мире
- Численность мусульман
- Реферат на тему: Ислам
- 🗊Презентация Ислам в России
Возникновение ислама
Его ставят в один ряд с террористическими организациями и обвиняют в склонности к агрессии и насилию. В основном такая позиция характерна для стран Запада. Это обстоятельство, безусловно, оскорбляет чувства мусульман во всем мире. Здесь необходимо отметить, что никогда в истории не проводилось никакой военной кампании по насаждению ислама в Европе, или, скажем, в Америке, где эта религия распространяется столь же стремительно. Ни одна мусульманская армия не сражалась в Индонезии или на восточном побережье Африки, в регионах, где живет преобладающее число последователей ислама. Легенды об агрессивных, фанатичных ордах мусульман широко распространяются и сегодня среди необразованного населения в угоду разным политическим интересам. Невежество и высокомерие, проявляемые по отношению к странам Ближнего Востока, несомненно, являются главными причинами ответного негативного отношения к странам Запада и особенно к США. Коран призывает к доброму отношению, терпимости к неверным, которые не угрожают физическим насилием или любым другим образом не нападают на мусульман скандальное карикатурное изображение Пророка. Необходимо подчеркнуть, что подобная идеология исключает ведение военных действий в целях установления религиозного превосходства.
Ислам допускает военные действия только тогда когда появляется угроза личной безопасности, когда религиозные убеждения верующих подвергаются нападкам со стороны. Даже в ситуациях, в которых вооруженный конфликт является обоснованным, «законным», ислам требует проявлять милосердие к врагам. Особенно это касается гражданского населения женщин, стариков, детей к которому необходимо проявлять гуманное отношение. Термин «джихад», означающий «старание», «усердие», не обязательно относится к вооруженной борьбе — хотя в некоторых случаях он может иметь и такой смысл. Прежде всего, «джихад» — это личная борьба мусульманина со злом, идеологическое противоборство. Проявлению агрессии, неадекватного поведения психически больных людей необходимо давать объективную оценку, безотносительно к какой бы то ни было религии.
Текст Корана делится на 114 глав, которые называются суры. Согласно учению обеих религий, в мире существуют светлые и тёмные силы. Наибольшим расхождением ислама и христианства является то, что мусульмане отвергают христианское учение о Троице и божественность Иисуса Христа. Христиане не признают Мухаммада пророком и не считают Коран священной книгой. В отличие от христианства седьмым днём, который посвящён молитве, у мусульман считается не воскресенье, а пятница. Рукописный лист Корана. VII в. Основу вероучения ислама составляют пять главных принципов, или «пять столпов» ислама. Первым и обязательным условием принятия ислама всегда являлось произнесение фразы: «Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха». Произнесение вслух этого свидетельства можно сравнить с обрядом крещения в христианстве. В любое время поста следует усердно совершать добрые поступки и воздерживаться от злых мыслей. Каллиграфическое написание свидетельства веры шахады. За нарушение правил шариата следовала суровая кара вплоть до лишения жизни. Шариат установил предписания, касающиеся самых разных сфер жизни человека, и стал основой государственного законодательства в мусульманском мире в Средние века. Мусульманская мораль, как и христианская, предписывала запрет на убийство, воровство, ложь, супружескую измену, насилие в отношении близких. Благочестивому мусульманину следовало уважать старших, подчиняться властям, помогать слабым, быть скромным и терпеливым. Под запретом находилось ростовщичество, тогда как занятие торговлей наоборот приветствовалось. В соответствии с шариатом, последователям ислама запрещено употреблять в пищу свинину, пить спиртные напитки, играть в азартные игры. Распространение ислама Центром исламского вероучения является поклонение единому Богу. В этом заключается ключевое отличие ислама от язычества, где допускается почитание многих богов. Между мусульманами и язычниками изначально существовали непримиримые противоречия. Например, у мусульман не допускались браки с язычниками. В исламских судах язычники не могли выступать в качестве свидетелей против мусульман. Важной целью для каждого мусульманина было совершение поступков, направленных на искоренение язычества и утверждение ислама во всём мире. Однако в мусульманском мире джихадом называется не только война, но и борьба с общественными пороками, например, несправедливостью, учёба, духовное самосовершенствование и проповедь ислама. Может иметь форму проповеди, духовного самосовершенствования, а также войны против иноверцев. Кааба в окружении паломников. Каждый народ, принимающий эту религию, имел свои традиции и особенности культуры. Установить единство вероучения во всём мусульманском мире оказалось невозможно. Уже к концу VII в.
Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана "Слон". В его проповедях звучали призывы вернуться к монотеизму, к вере Ибрахима или Авраама, к вере пророков Мусы или Моисея и Исы или Иисуса, произносить молитвы и держать пост, давать милостыню и честно производить торговые сделки. В своих призывах во время проповедей Посланник Всевышнего говорил о необходимости веры в Единого Бога, о том, что верующие должны сплотиться в единое братство и соблюдать простые нормы морали. Но религиозная борьба газават между мединскими мусульманами и многобожниками Мекки продолжалась еще восемь лет. В 624 году произошла битва при Бадре , которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде , в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем. Все, кроме царя Персии, приняли послов благосклонно: иранский же царь письмо разорвал, но вскоре после этого события иранский царь Хосров Парвиз умер. Когда же мусульмане в 630 году завоевали Мекку, ислам стал общей религией всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама. В период с пятого по седьмой века древние государства Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, Пальмира, Саба, Химьяр и Набатея пришли в упадок и распались, и этот процесс способствовал активной исламизации региона. Первыми халифами государства были Абу Бакр , а затем Умар , Усман , Али , после них к власти пришла династия Омейядов , а затем их сменила династия Аббасидов. В результате проводимых Халифатом завоевательных войн в течение седьмого и восьмого веков ислам распространился на Среднюю и Переднюю Азию, а также на Северную Африку, Закавказье, Индию, а затем на Балканский полуостров через Турцию.
Наиболее авторитетным шиитским сборником считается свод аль-Кулини, в к-ром собрано более 16 тыс. Представители шиитского джафаритского мазхаба считают также авторитетными работы Ибн Бабуйи ас-Садука и аш-Шайха ат-Туси. Пять корней веры усуль ад-дин По преданию, пророк Мухаммад на вопрос о составляющих мусульм. В то же время каждый мусульм. Ханафиты, напр. Корана и Сунны ; нек-рые из ханбалитов уделяют особое внимание намерению нийа человека, совершающего тот или иной поступок, для оценки его религии. Суфии выделяли в религии 3 стадии - очное следование Корану и Сунне, духовное самосовершенствование и самонаблюдение, достижение истинного знания об Аллахе и даже соединения с ним. В широком смысле слова ад-дин как область духовного противопоставлялась ад-дунайя - области материального. Трактовка соотношения этих понятий, степень их противопоставления и область действия каждого из них и в наше время составляют важнейший элемент религ. В вере аль-иман мусульм. Мурджииты ставили во главу угла словесное признание веры каул , мутазилиты считали, что поступки человека, т. Ханбалиты полагали, что вера, как словесное признание истинности Аллаха, и добрые дела должны быть согласованы с Сунной и иметь правильные добродетельные намерения. В зависимости от понимания сущности веры мусульм. Имамитское содержание веры остается близким к суннитскому, а исмаилиты делят веру на внешнюю захир - словесное признание каул и внутреннюю батин - убежденность в сердце. Корни веры включают веру в Единого Бога таухид , веру во всех посланников Аллаха, в Божественные Писания, ангелов, Конец света и Судный день. Сунниты присоединяют к ним веру в божественное предопределение аль-кадар , к-рое часто рассматривается в рамках догмата о вере в Единого Бога таухид , а шииты - учение об имамах, преемниках Мухаммада. Вера в Аллаха Аллах в И. Самый краткий символ веры в И. Аллах - единственный творец, создавший все, что существует в мире, в т. Он сотворил все сущее своим приказом, и ему повинуется все в мире. Ничто не может совершиться без его воли и знания. Он создал человека и продолжает заботиться о нем. Аллах всепрощающ, милостив и милосерден. Люди должны, осознавая могущество и величие Аллаха, полностью подчиняться ему И. Излюбленный сюжет Корана - наказание, к-рому Аллах подвергал народы и селения, где не захотели слушать его посланников и вели себя неблагочестиво. Когда Аллах сочтет нужным, он уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет их на суд, где каждому будет воздано за его деяния пребыванием в аду или в раю. Аллах многократно проявлял и проявляет себя в своих творениях. Одним из дарованных людям чудес Аллах объявляет Коран. В нем многократно говорится о том, что все, что делает человек, сотворено Аллахом, что все в мире происходит лишь с ведома Аллаха, по его решению и приказу, т. Учение об Аллахе стало основой мусульм. Аллах, мир и человек, согласно Корану. Рассказы о сотворении мира Аллахом халк помещены в неск. Творение происходит с помощью слова-приказа. А потом вознесся на Трон» XXV 59. За 2 дня были созданы небо и земля, к-рые вначале были едины. Небо было создано из дыма и состоит из 7 небес. На верхнем небе находится Трон Аллаха, а под ним - солнце, луна, звезды, башни знаки зодиака , светильники XLI 9-11. Земля и то, что на ней,- ветры, воды, реки, горы, растения, плоды, по паре всех живых созданий - были сотворены за 4 дня. В Коране подчеркивается, что Аллах сотворил мир легко, и его «ничуть не коснулась усталость» L 38. Исследователи считают, что этот текст связан с антииудейской полемикой Мухаммада: Аллах не нуждается в отдыхе, поэтому пятница для мусульман - день общей молитвы, и труд в этот день не запрещен. Особое значение в Коране приобретает и Трон, к-рый связывает сотворение мира и дальнейшее управление им. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он - Возвышенный, Великий» II 255. Описание сотворения мира и человека, не вызывавшее у арабов особых возражений, использовалось Мухаммадом для доказательства возможности воскресения человека и божественного суда над ним, т. В сотворенном мире на небесах жили помощники Аллаха - ангелы малаика; ед. Однажды Аллах захотел создать себе «заместителя» на земле - человека. Он создал его из праха и «звучащей глины» XV 26 , «сотворил его лучшим сложением» XCV 4 , вдохнул в него душу и решил сделать своим наместником на земле. Адам был создан из земли и должен в нее вернуться, чтобы потом воскреснуть и вернуться к своему Создателю: «На ней вы будете жить, на ней будете умирать и из нее будете выведены» VII 25. Из плоти Адама была сотворена его жена, имени которой Коран не называет. Позднее в хадисах она получила имя Хавва. В мединских сурах образ Адама становится скорее моделью истории отдельных народов и человечества - творение, дарование благ, отступничество, наказание, прощение Пиотровский. Аллах сделал Адама своим наместником на земле, чтобы он благоустроил ее и установил на ней мир и справедливость. С этой целью ему была дарована власть над всем, что есть на земле: «Он - Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами» II 29. Человек был создан совершенным, наделен прекрасным обликом, разумом, знаниями и многочисленными способностями. Цель сотворения человека раскрывается в Коране следующим образом: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» LI 56. В Коране также говорится об ответственности, которая была возложена только на человека, сотворенного для служения и поклонения Аллаху: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее» XXX 72. После сотворения Адама Аллах потребовал, чтобы ангелы поклонились ему. Ангелы возмутились тому, что существа, созданные из света, должны поклониться существу, созданному из глины. Тогда Аллах сообщил Адаму имена всех вещей и предложил ангелам также назвать эти имена. Ангелы не смогли этого сделать, Адам же назвал все имена, и ангелы поклонились ему. Аллах поселил Адама с женой в раю, где они питались плодами из райского сада. Плоды с одного дерева Аллах им есть запретил. Однако Иблис Шайтан убедил первых людей, что, попробовав эти плоды, они станут подобны ангелам и будут жить вечно. Люди нарушили запрет Аллаха и были изгнаны из рая на землю. Адам раскаялся в содеянном и упросил Аллаха не оставлять его своим покровительством. Аллах смягчился, заключенный прежде договор с Адамом был сохранен, поэтому, несмотря на совершенный грех, Адам считается не только первым человеком, но и первым праведником и пророком. Послекоранические предания сообщают, что, когда Адама и Хавву низвергли с небес, он оказался на о-ве Шри-Ланка, а она - в Джидде Хиджаз. В Мекке Адам построил 1-е здание Каабы. С неба ему был послан прозрачный камень, на к-ром он сидел. Позднее камень этот почернел из-за человеческих грехов и стал главной мекканской святыней Там же. По преданию, Адам говорил в раю на арабском языке, после смерти был похоронен в Мекке, а после потопа его тело было перенесено в Иерусалим. Дискуссии о природе Аллаха. Различные аспекты природы Аллаха обсуждались и разъяснялись в хадисах, в тафсирах, в специальных богословских сочинениях см. Две главные проблемы из обсуждавшихся - сущность природы Аллаха и природы его деяний. Традиционалисты требовали принимать содержащиеся в Коране упоминания о качествах Аллаха без рассуждений аль-хашвийя. В IX-X вв. В связи с божественными качествами особое значение и распространение приобрели обозначавшие эти качества имена аль-асма аль-хусна и списки качеств Аллаха, подразделявшие их на разные категории ас-сифат. Предметом разногласий было реальное содержание таких качеств Аллаха, как «видимость» лицезрение его людьми в День суда и праведниками в раю и «речь». Одной из форм дискуссий о качествах Аллаха было обсуждение возможных толкований или отказ от толкований «антропоморфических» выражений в Коране. Проблема «деяний» Аллаха - это прежде всего решение вопроса о том, как сочетать принцип справедливого воздаяния Аллаха людям за их поступки с его всемогуществом и творением им всех человеческих поступков. Традиционалисты отказывались от окончательного решения проблемы, исходя из тестов Корана и хадисов. Некоторые богословские школы допускали для человека возможность совершать независимые поступки мутазилиты. В X-XII вв. В суфизме проблема связи между Аллахом и людьми стала рассматриваться как проблема пути познания божества, постижения его сущности не разумом, но интуицией через внутреннюю реализацию таухида в сердце человека посредством любви, упования во всем на Аллаха и аскетизм. Две главные суфийские концепции взаимоотношений человека и Аллаха предполагают нисхождение Аллаха в сердце мистика и растворение человека в божественной сущности. Дискуссии о предопределении и свободе воли. Джабариты джахмиты считают, что человек полностью лишен свободы воли и вынужден совершать действия, к-рые для него предопределил Аллах. В качестве аргумента они приводят, напр. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток» VII 178. Мутазилиты, наоборот, полагают, что человек обладает полной свободой воли. Люди совершают поступки в соответствии со своими желаниями и представлениями о том, как надо поступать. Мутазилиты опираются, напр. Ашариты занимают среднее положение между джабаритами и мутазилитами. Создание осуществляется без использования к. Поэтому Аллах - созидающий, а человек - приобретающий, т. Матуридиты полагают, что единственным создателем является Аллах, а человек есть лицо приобретающее. Тем не менее в человеке постоянно присутствуют потенциальные воля и сила, с помощью к-рых он совершает возможные действия. Аллах дает возможность человеку действовать сообразно его воле, чтобы он нес ответственность за содеянное, и поэтому «воля Аллаха соблюдает волю человека». Вера в пророков Пророк сообщает людям необходимые религиозные предписания и запреты и показывает пример высоконравственной жизни. Пророческая миссия является даром Аллаха, самостоятельно стать пророком нельзя. Мусульмане должны верить во всех пророков, не делая между ними различий: «Скажите: «Мы веруем в Аллаха и в то, что Он ниспослал нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Якубу и их потомкам, в то, что было даровано Мусе и Исе, в то, что было даровано Пророкам от их Господа. Мы не делаем между ними никакого различия» II 285. Человек, к-рый одних пророков признает, а других - нет, не может считаться правоверным. Аллах посылал пророков на протяжении всей истории человечества, призывая людей к истинной вере и праведной жизни: «Клянемся Аллахом в том, что Мы посылали пророков в общины и до тебя» XVI 63; cм. Пророки должны были объяснить людям, как правильно поклоняться Аллаху, рассказать им о буд. Ниспослание пророков не дает людям возможности сказать, что они не знали, как правильно себя вести, и попытаться избежать мук ада: «[Мы послали] Пророков, благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было довода против [предписаний] Аллаха, после того [как к ним явились] Посланники. Пророки обладают особыми качествами - правдивостью сидк , надежностью аманат , безгрешностью исмят , проницательностью фатанат и призывом на молитву таблиг. Безгрешность пророков означает, что они не совершали грехов ни до пророчества, ни во время его. При этом пророки остаются людьми, а значит, совершают ошибки, к-рые обязательно исправляют, но не грехи. Слово «таблиг» араб. Каждый пророк донес до своей общины полученные им сведения дословно, без к. Последователи школы ашария и течения захирия полагают, что женщины также могут быть пророками, т. Точное число пророков неизвестно, поэтому, чтобы избежать ошибки, мусульманам рекомендуется говорить, что они веруют во всех пророков, начиная с Адама и заканчивая Мухаммадом. Часть пророков 25 упоминается в Коране, большинство - в суре «Скот»: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму [ср. Аврааму] против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь - Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака [ср. Исаака] и Йакуба [ср. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха [ср. Ноя], а из его потомства - Давуда [ср. Давида], Сулеймана [ср. Соломона], Айуба [ср. Иова], Йусуфа [ср. Иосифа], Мусу [ср. Моисея] и Харуна [ср. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию [ср. Захарию], Йахйу [ср. Иоанна], Ису [ср. Иисуса] и Ильяса [ср. Все они были из числа праведников. А также Исмаила [ср. Измаила], Аль-Йacaa [ср. Елисея], Йунуса [ср. Иону] и Лута [ср. Всех их Мы превознесли над мирами» VI 83-86. Среди пророков существует иерархия: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней» II 253. Пророк Мухаммад, с т. Его пророческая миссия была всеобъемлющей. Она распространялась не только на людей, но и на джиннов. Мухаммад - «печать пророков», он последний пророк, посланный Аллахом перед Судным днем. Посланники расуль; мн. Пророк набий; мн. Каждый посланник является пророком, но не каждый пророк - посланником. Любой из пророков считается более совершенным, чем все др. Пророческая миссия должна быть доказана. Главным доказательством является чудо муаджиза - сверхъестественное явление, совершаемое пророками по воле Аллаха для подтверждения их пророческого статуса. Чудеса, доказывающие пророческую миссию Мухаммада, разделяются на 3 типа. Духовным чудом является Коран; к чудесам, воспринимаемым органами чувств, относятся разделение луны на 2 части Муслим. К 3-му типу относятся т. Божественное откровение Мухаммад, согласно хадисам, получал через вещие сны, через «вдохновение» - ангел Джибрил «вдыхал» знание в сердце пророка, через Джибрила, к-рый принимал человеческий облик или через Джибрила в его истинном обличье на горе Хира. Мухаммад получал также откровения непосредственно от Аллаха в т. Вера в Писание Божественное откровение пророкам дается в виде Писаний. Все оригиналы этих Писаний собраны и хранятся в небесной скрижали «Хранимой скрижали». Согласно Корану, сначала люди были «одной религиозной общиной», но со временем нек-рые отпали от истинной веры. Тогда Аллах стал посылать пророков с истинным Писанием, «чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись» II 213. Часть Божественных Писаний была полностью утеряна напр. К таким, с т. Между Писаниями нет различия в происхождении - все они исходят от Аллаха, но лишь Коран сохранил чистоту и неизменность. Мусульманин должен верить во все Писания, но только в их изначальном виде. Из священных текстов христиан и иудеев он должен принимать на веру только те сведения, к-рые не противоречат содержанию Корана и достоверных хадисов. Сведения, которые не имеют подтверждения в Коране и в хадисах, но не противоречат вероучению И. Вера в ангелов Ангелы - невидимые глазу, не воспринимаемые органами чувств духовные метафизические существа, сотворенные из света нур и беспрекословно подчиняющиеся Аллаху. Они способны принимать любой образ. Ангелы не имеют пола, они не едят, не пьют и не знают усталости. Ангелы служат Аллаху на небесах, на земле и у Трона аль-Арш. Среди ангелов существует иерархия. Особо приближенные ангелы получили наименование макаррабун, или приближенные. Джибрил Джабраил - первый из главных ангелов, особо приближенный к Аллаху Господин ангелов. Его миссия заключается в передаче откровения Аллаха его пророкам. Микал Микаил отвечает за природные явления, напр. Исрафил Рафаил протрубит в рог сур , оповещая о наступлении Судного дня и о воскресении мертвых. Среди ангелов известны также Кираман Кятибин благородные писари , которые располагаются по правую и левую руку от человека и записывают все его деяния, по правую - добрые дела, а по левую - злые. В Судный день они будут свидетелями человеческих деяний L 20-21. Мункар и Накир допрашивают человека в могиле и в зависимости от ответов обращаются с ним хорошо или плохо. Ангелы, к-рые держат, а затем понесут Трон Аллаха, называются Хамаля-и Арш. Вокруг трона очень много ангелов, точное их число известно только Аллаху. Ангелы, отвечающие за происходящее в раю и в аду, называются Хазана-и Джаннат ва Джаханнам. Главного ангела - хранителя рая зовут Ридван. Ангелы рая заботятся о душах правоверных мусульман. Аллах назвал человека халифом, показав, т. Кроме ангелов и людей Аллах сотворил также и др. Согласно Корану, они были созданы из бездымного огня, имеют воздушные или огненные тела и способны менять облик. В отличие от ангелов джинны могут быть муж. Проповедь Мухаммада была обращена не только к людям, но и к джиннам. Нек-рые ученые относят к джиннам и шайтанов, полагая, что шайтанами являются джинны, вставшие на сторону Иблиса Шайтана ,- неуверовавшие и продолжавшие творить злые дела. Самый распространенный в Коране эпитет для Шайтана шайтанов - «раджим» побиваемый камнями ; для защиты от их козней читаются последние суры Корана напр. Предводитель шайтанов Иблис от греч. Ты сотворил меня из огня, а его - из глины» VII 12. За неподчинение он был низринут с небес и обречен на пребывание в аду. Однако Иблис получил от Аллаха отсрочку до Судного дня и поклялся сбивать людей с пути истинного и отвращать их от веры «совращать». В коранических сюжетах, рассказывающих об историях «совращения», Иблис обычно называется Шайтаном. Первой его жертвой стали Адам и его жена, которых он уговорил ослушаться Аллаха и вкусить плод запретного дерева VII 20-25. Из-за него остались неверующими адиты и самудяне. Он постоянно вредил пророкам: напр. Авторы послекоранических сочинений старались сгладить противоречие, вытекавшее из ослушания Иблиса,- часть авторов объявила его орудием Аллаха, созданным для испытания людей, а другая объяснила его поведение тем, что он был джинном, а не ангелом, сославшись на суру «Пещера», где говорится о том, что Иблис был одним из джиннов XVIII 50. Позднее суфии, в частности аль-Халадж, писали о том, что Иблис, отказавшись поклониться Адаму, показал пример истинного единобожия, но не выдержал испытания повиновением. Вера в Конец света, Судный день, Воскресение, рай и ад описываются обычно в рамках одного догмата. Малый конец света - это смерть человека; Большой конец света длится от 1-го до 2-го звучания сура ангела Исрафила. Судный день начинается со 2-го звучания сура и заканчивается, когда обитатели рая войдут в рай, а обитатели ада - в ад. Он включает воскрешение людей, передачу им книг с записями совершенных добрых и злых дел и взвешивание их на весах, призывание людей к ответу за совершенное ими в земной жизни, заступничество за людей перед Аллахом, мост над адом. По др. Человек, не верящий в Судный день, не может считаться верующим: «... Единственными источниками занний о последующей вечной жизни являются Коран и хадисы. В Коране о Судном дне говорится практически в каждой суре, чтобы люди постоянно думали о предстоящей вечной жизни, т. Мусульманин должен быть уверен в том, что восторжествует Божественная справедливость. В земной жизни часто нет воздаяния как за злые, так и за добрые дела, и в мире возникает «кажущаяся несправедливость» Кылавуз. В жизни вечной все дела станут явными и Аллах воздаст каждому по заслугам: грешники получат муки ада, а праведники - райское блаженство. В Коране об этом говорится так: «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения! Аллах сотворил небеса и землю во истине и для того, чтобы каждая душа получила воздаяние за то, что она приобрела, и с ними не поступят несправедливо» XLV 21-22. Малый конец света - смерть человека - длится до воскресения из мертвых и носит название «барзах» жизнь после погребения. После похорон в могиле человека появляются ангелы Мункар и Накир и начинают задавать вопросы усопшему о его вере, т. В ряде коранических стихов и хадисов говорится о том, что в барзахе есть и блаженства, и страдания: «Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона окружили [или поразили] скверные мучения - Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям! В хадисах приводятся слова Мухаммада о том, что могила - «это или один из садов рая, или же одна из ям ада» Тирмизи. Киямат, 26; цит. Конец света киямат охватывает период от уничтожения вселенной и всех ее обитателей до ее воссоздания и «воскрешения всех творений Аллаха». В этот период, согласно Корану, произойдет землетрясение, люди будут выглядеть как пьяные XXII 1-2 , небо станет «подобно расплавленному металлу», а горы - «взбитой шерсти» LXX 8-10 ; небо расколется, звезды рассыплются, моря соединятся друг с другом, могилы перевернутся LXXXII 1-5 , люди ослепнут, солнце и луна объединятся т. В «хадисе Джибрила» пророк Мухаммад на вопрос о наступлении Конца света ответил: «Спрашиваемый знает не больше спрашивающего» Аль-Бухари. Хадис 47 50 ; Муслим. Хадис 1. В то же время в некоторых хадисах можно обнаружить признаки приближения Конца света, которые подразделяются на малые и большие. Малые признаки появляются задолго до наступления Конца света. К ним относятся: ниспослание пророка Мухаммада и завершение им миссий всех пророков; исчезновение истинных религ. Хадис 1; Абу Дауд. Хадис 4695 ; столкновение 2 огромных армий единоверцев, к-рые понесут большие потери; появление лжепророков всего ок. Хадис 2103 7121 ; Муслим. Хадис 531. Муслим в разд. К 10 признакам относятся: распространение дыма духан ; появление лжемессии - Даджала Даджжаля ; появление из земли животного, которое будет передвигаться на 2 ногах и грызть изнутри людей, не повинующихся Аллаху; восход солнца на западе; нашествие племен Яджуд и Маджуд; нисхождение с небес Исы, сына Марьям; гигантские провалы земли на Аравийском п-ове, а также на востоке и на западе; появление огня со стороны Йемена. Незадолго до Конца света пророк Иса сойдет с небес и убьет Даджала. Затем он будет править миром согласно шариату пророка Мухаммада: «…с небес сойдет сын Марьям, чтобы быть среди вас справедливым судьей. Он сломает крест, убьет свинью и устранит джизью. Количество товара настолько увеличится, что никто не захочет его принимать. Молитвенный коврик станет самым благословенным из вещей» Аль-Бухари. Хадис 993 2222. После уничтожения Даджала люди будут жить в мире 7 лет, а затем на них обрушится сильный ветер со стороны Сирии. Ветер будет «забирать душу», т. К ним явится шайтан и скажет: «Будете ли вы послушны? И он прикажет им поклоняться идолам. И у них при этом будет изобилие и роскошная жизнь.
🗊Презентация Ислам в России
Особенность Ислама, религии мусульман – однозначное единобожие и единопочитание. Научная статья на тему 'Ислам в современном мире'. Доклад на тему мусульманства. Мусульманство является одной из самых распространенных религий в мире, с миллиардами последователей. Все о религии Ислам, ее состоянии, культуре, проблемах, географии и роли в современном мире.
Краткая история возникновения Ислама — мусульманской религии
При этом с начала 2000-х годов этнический сепаратизм, как угроза для единства российского государства и общества был вытеснен с первых позиций псевдорелигиозным экстремизмом. Это изменило географию «горячих точек» на Северном Кавказе. Если в 1990-х и в начале 2000-х годов наиболее опасным регионом считалась Чечня, то затем своеобразное «первенство» перешло к Дагестану, самому крупному и населенному субъекту на Северном Кавказе. Оно продолжает сохраняться и по состоянию на начало 2019 года хотя в течение нескольких кварталов за последние десять лет Чечня выходила на первое место [9]. По количеству жертв вооруженного насилия а также террористических инцидентов северокавказские республики не вернулись к показателям 2012 года то есть того момента, когда начало фиксироваться их неуклонное снижение. После серии терактов в Волгограде и в Ставропольском крае в канун нового 2014 года экстремистское подполье не проводило масштабных атак за пределами Северо-Кавказского федерального округа СКФО. Значительное место в снижении этнополитической нестабильности в регионе занимали и продолжают занимать представители традиционного исламского духовенства. В особенности стоит отметить их роль в процессе диалога с неофициальными мусульманскими группами, а также действия по возвращению к мирной жизни представителей молодежи, попавшей под влияние экстремистов. В регионе под эгидой Координационного центра мусульман Северного Кавказа КЦМСК реализуются различные проекты по теме: «Ислам религия мира и добра», направленные на демонстрацию подлинного образа ислама, профилактику экстремизма, укрепление государственно-конфессиональных отношений.
На постоянной основе ведется масштабная работа в следственных изоляторах и местах лишения свободы, организованы лекции, семинары, тренинги и круглые столы. В 2019 году в каждой территориальной единице КЦМСК были сформированы региональные отделения клуба «Дружный Кавказ», проводится межрегиональный молодежный форум по укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений среди кавказской молодежи. Продолжается реализация популярного проекта «Этно-религиозный туризм», предполагающего посещение крупных мечетей, школ хафизов, зияртов известных богословов, а также просветительскую программу с участием духовных наставников. Лидеры северокавказских и поволжских субъектов РФ стали активно вовлекаться в российскую внешнюю политику, особенно на ближневосточном направлении, а также в Закавказье и на Среднем Востоке Афганистан. С их помощью Россия стремится максимально расширить свое присутствие в регионах, представляющих для нее стратегический интерес. Это вписывается в контекст политики «поворота на Восток» и, в целом, диверсификации международных связей страны. Не стоит забывать, что после объединения России и Крыма в 2014 году с территорией площадью 27 тыс. В своем подавляющем большинстве представители крымскотатарского народа — мусульмане-сунниты, имеющие сложные и противоречивые отношения к России, в силу особенностей исторического прошлого прежде всего, негативная память о сталинской депортации 1944 года.
Тем не менее, в целом, процесс инкорпорирования Крыма проходит успешно, без резких всплесков межэтнической и религиозной конфликтности. Муфтий Крыма Эмирали Аблаев разделяет позицию российского исламского духовенства и властей по поводу необходимости сдерживания религиозного радикализма и проникновения зарубежных проповедников, распространяющих чуждые идеи и спекулирующих ценностями ислама [12]. Вместе с Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем он в свое время осудил блокаду полуострова, организованную «Меджлисом» запрещена в РФ как экстремистская структура [13]. В мае 2019 года распоряжением Совета министров Республики Крым республиканскому Духовному управлению мусульман передано в безвозмездное пользование недвижимое имущество, входящее в религиозно-культовый комплекс «Зынджырлы медресе» в Бахчисарае. Это высшее исламское учебное заведение», основанное ханом Менглы-Гиреем в 1500 году, считается одним из старейших исламских духовных учебных заведений, сохранившихся на территории Российской Федерации. Здесь работал и преподавал русский язык в 70-х годах XIX столетия известный крымско-татарский деятель Исмаил Гаспринский [14]. Политика российских властей по отношению к исламу строится с учетом нескольких базовых резонов. Органы государственной власти постоянно заявляют о необходимости межконфессионального диалога, а сам российский проект позиционируется как диалог различных культур и народов.
Так, в своей знаменитой «крымской речи» в марте 2014 года Владимир Путин заявил, что в России «в течение веков не исчез, не растворился ни один этнос» [15]. При этом на исламском направлении Кремль и региональные власти делают акцент на поддержку лояльного духовенства. Речь идет о Централизованных религиозных организациях мусульман муфтиятах отдельных субъектов РФ или о координационных федеральных структурах, поддерживаемых государством. Дополнительной остроты ситуации придает то, что российская постсоветская идентичность еще не сформировалась окончательно, идет сложный и мучительный ее поиск, переосмысливается на новом этапе имперского и советского наследия, а также взаимоотношений между государством и различными группами этническими, религиозными, социальными. Внешняя политика РФ также содержит важный «исламский» компонент. Россиячрезвычайно беспокоится по поводу укрепления радикальных сил, эксплуатирующих так называемую идею «чистого ислама» за пределами страны, и возможностями установления кооперации между ними и российскими радикалами. Как следствие — крайне сдержанное а моментами и резко негативное отношение к событиям «арабской весны», сопровождавшимися усилением политического ислама и экстремистских настроений на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Здесь же следует искать корни поддержки правительства Башара Асада в ходе гражданского противостояния в Сирии, а также египетских властей во главе с фельдмаршалом Абдул-Фатахом Ас-Сиси, противостоящих радикалам.
Светские режимы Ближнего Востока несмотря на присущие им коррупцию и авторитаризм рассматриваются в Москве как гаранты предотвращения угроз международной безопасности. Значительное место во внешней политике России уделяется евразийской интеграции. Между тем, на постсоветском пространстве ислам является религией большинства в республиках Центральной Азии и Закавказья. Три из перечисленных выше стран являются стратегическими союзниками России, они входят в Организацию договора коллективной безопасности ОДКБ Казахстан, Киргизия, Таджикистан. При этом Казахстан — один из основателей и член Таможенного и Евразийского экономического союза ЕАЭС , Киргизия стала пятым участником этой интеграционной структуры, а Таджикистан претендует на членство в ней. При этом Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан являются важными партнерами России по вопросам экономической безопасности. Как следствие, значительный интерес Россия проявляет к сохранению политической стабильности в этих странах и предотвращению как возможных «арабских сценариев», так и возможного «экспорта» террористических угроз из Афганистана. Угроза со стороны радикального политизированного ислама в целом, и, в особенности, запрещенной в РФ ИГИЛ, остается на сегодня одним из немногих вопросов, по которым США и Запад в целом и Россия сохраняют возможности для кооперации, несмотря на общую негативную динамику двусторонних взаимоотношений.
При этом Россия пытается играть значительную роль в исламском мире, делая акцент на то, что мусульманская идентичность является важной частью идентичности общероссийской. По словам Президента РФ Владимира Путина, «традиционный ислам является важнейшей частью российского культурного кода, а мусульманская умма, без всякого сомнения, — очень важная часть российского многонационального народа» [17]. Она также стремится играть роль медиатора между Востоком и Западом, что в особенности проявляется в ее участии в процессе израильско-палестинского урегулирования и переговорах по Ирану и его «ядерной программе», разрешении многолетнего гражданского конфликта в Сирии. Россия на сегодняшний день смогла установить равновесные конструктивные отношения с ключевыми странами исламского мира — Египтом, Саудовской Аравией, Ираном, Турцией, Пакистаном, Катаром, Иорданией, ОАЭ. При этом стоит отметить, что многие страны исламского Востока последовательно поддерживали территориальную целостность российского государства и рассматривали религиозных радикалов Северного Кавказа в качестве своих идеологических оппонентов, а против террористов — выходцев из ближневосточных государств, вовлеченных в экстремистскую деятельность на территории РФ, открывали уголовные дела. Россия также поддерживает отношения с такими политическими группами, как «ХАМАС» и «Хезболла», которые на Западе и в Израиле имеют репутацию террористов и радикалов. На фоне украинского кризиса и растущей конфронтации с Западом диверсификация внешней политики крайне важна. В этой связи сохранение гармоничных отношений между представителями различных народов и конфессий, населяющих Россию, а также эффективности государственной национальной и религиозной политики, представляется важнейшим приоритетом.
Но реализация этой цели будет, как минимум, проблематична, без широкого учета правозащитных вопросов. Между тем, соблюдение прав мусульман практически не исследуется в качестве самостоятельной проблемы. Этот сюжет либо включается в общие правозащитные доклады, где нюансы, касающиеся именно российских мусульман, теряются. Либо рассматривается в контексте «перегибов» в антитеррористических кампаниях. По словам сотрудника Духовного управления мусульман ДУМ РФ Ильдара Нуриманова, важнейшей проблемой в деле мусульманской правозащиты является отсутствие институтов, которые могли бы системно заниматься данным вопросом: «Как это ни странно слышать, главным мусульманским правозащитником является наш Президент — Владимир Владимирович Путин. Он не только опередил в этом бюрократию, которой по должностным обязанностям положено защищать интересы граждан, но и самих мусульман» [18]. Предлагаемый экспертный доклад составлен группой экспертов Духовного собрания мусульман России ДСМР на основе информации из открытых источников. В нем систематизируются основные вызовы в сфере соблюдения прав российских мусульман, приведены основные резонансные общественные события.
Приведены примеры неоднозначных судебных решений и административно-бюрократических дискриминационных практик проблемы с реституцией и строительством культовых сооружений , вопросов соблюдения прав верующих в пенитенциарной системе, политической исламофобии. Этот доклад рассматривается как первый пилотный проект. В нем собраны основные проблемные узлы, приведены самые резонансные общественные события. В дальнейшем предполагается расширение тематического поля докладов, детализация обозначенных проблем. Доклад о правах мусульман в РФ планируется готовить ежегодно. Судебные решения по запрету исламской религиозной литературы Фундаментом для любого религиозного человека является корпус священных писаний, на которых, собственно, и базируется его вера. В случае с российскими мусульманами много лет вызревала такая проблема, как практика запрета религиозных текстов различными судебными инстанциями. По словам муфтия Мухаммада Рахимова, руководителя Духовного управления мусульман Ставропольского края, «болезнью российской правовой системы является то, что мнение об исламских священных текстах выдают несведущие люди, у которых нет соответствующей квалификации, а право налагать всероссийский запрет на книги отдано районным судам.
Спрашивают у каких-то людей, у которых нет образования. Я имею в виду, ни филологического, ни духовного образования. И с его слов запрещается литература» [19]. По мнению муфтия Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова, «решение о запрете перевода Корана может иметь значение для "академических кругов", однако обычным верующим очень сложно объяснить, почему суд запретил толкование священной для мусульман книги. Многие верующие просто не понимают запрета толкования Корана. Как-то нужно здесь более внимательно относиться к таким чутким вещам, и здесь, конечно же, мы, общественность, должны возвысить свой голос, чтобы вместе урегулировать данную ситуацию» [20]. На решение суда были поданы четыре жалобы — адвоката Мурада Мусаева — представителя переводчика Корана Эльмира Кулиева, адвоката из Саратова Равиля Тугушева, муфтия Адыгеи и Краснодарского края Аскарбия Карданова и группы мусульман Саратовской области. Спустя три месяца решение райсуда было отменено Краснодарским краевым судом [21].
Копия решения суда была распространена 8 сентября в Интернете и вызвала широкое недовольство мусульман в России. Глава Чечни Рамзан Кадыров подал жалобу на судебное решение, по результатам рассмотрения которой 5 ноября Сахалинский облсуд отменил решение суда первой инстанции [22]. Фактически, в ответ на этот казус Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о запрете признания экстремистскими материалами текстов Библии, Корана, Танаха и Ганджура. Соответствующий документ был внесен главой государства 14 октября и подписан 23 ноября 2015 года. Эта инициатива Владимира Путина была поддержана лидерами различных конфессий России [23]. В январе 2019 года прокуратура г. Самары потребовала через суд признать экстремистскими материалами мусульманскую литературу. Среди текстов оказалась книга с толкованием Корана в переводе азербайджанского религиозного философа Эльмира Кулиева.
Дело о признании экстремистской литературой ряда тафсиров толкований Корана было принято в производство Красноглинским районном судом Самары. Аналогичный судебный процесс по иску Приволжской транспортной прокуратуры был инициирован в Лаишевском районном суде Татарстана. Остается актуальной также проблема интерпретации остальной религиозной литературы. В исламском случае речь о хадисах или классических жизнеописаниях пророка Мухаммеда, которые также входят в число фундаментальных источников Ислама и не мыслимы без Корана [25]. Между тем подборка цитат из хадисов аль-Бухари о джихаде была запрещена решением Апастовского районного суда Татарстана в 2015 году. То же издание «Садов праведных», которое в 2019 году стало причиной слушаний Лаишевского районного суда Татарстана, было признано экстремистским в Оренбурге в 2012 году; в 2015 году запрет с книги был снят. Однако параллельно, в 2014 году, «Сады праведных» были запрещены решением Артемовского городского суда Свердловской области. По неясной причине книга была внесена в Федеральный список под п.
Строительство и возвращение мечетей: бюрократические и общественные препоны Важнейшей проблемой соблюдения прав верующих мусульман является вопрос о доступе к культовым местам. По словам муфтия Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова, «в нашей столице действительно остро ощущается дефицит мечетей, это очевидно. Даже для коренного населения, мусульман-москвичей, четырех мечетей явно не хватает. Нового участка под строительство мечети не выделялось более 20 лет! Надо помнить, что двери мечетей всегда открыты для всех наших единоверцев, братьев по вере. Мы не стремимся создавать в столице сверхъестественный мусульманский квартал. Создание отдельных районов по религиозному или национальному признаку — не наш путь. Мы, по просьбе верующих, учитывая важность воспитания своей молодежи в религиозных традициях, хотим построить современный просветительский центр с удобной инфраструктурой.
Речь идет о разумной достаточности, чтобы удовлетворить потребности верующих, иметь надлежащие гарантии для свободы вероисповедания мусульман. Ведь не секрет и то, что в Москве пока нет культурно-досугового образовательного центра для мусульман» [27]. К сожалению, в обобщенном виде сегодня существует проблема настороженности в отношении проявлений мусульманской культуры в широком смысле слова и внутри властей различных уровней, и в определенных кругах российского общества. Встречаются и ксенофобские проявления, попытки объяснить нежелание строительства новых мечетей или исламских центров угрозами общественно-политической дестабилизации или укоренения экстремистских настроений. Широко распространенной практикой на местном уровне стало изымание ранее выделенных земель под застройку под тем предлогом, что предыдущая муниципальная администрация выделила землю незаконно. Между тем, согласно различным экспертным оценкам, если бы в России в обозримой перспективе построили бы 6 000 новых мечетей по всей стране, то достигли бы уровня 1920 года, хотя тогда мусульманское население страны было намного меньше, чем в сегодняшней Российской Федерации. В настоящее время действует более 8 000 вновь построенных или возвращенных мечетей [28]. В Екатеринбурге вопрос о выделении участка под строительство мечети был обозначен еще в 2006 году.
Тогда мусульманской общине города под мечеть было выделено определенное место в самом центре. Там планировалось в итоге построить «Площадь мира и согласия». Но официально земля так и не была ей передана. Прошло несколько судебных процессов, из которых община смогла выиграть только один. В июле 2019 года областные власти озвучили информацию о выделении земли мусульманской общине, но не в центре города Екатеринбург, а в районе Сортировка. И не в дополнение к имеющимся временным постройкам — молельным домам, а вместо них [29]. В Черняховске Калининградская область в мае 2019 года снесли молельный дом мусульман. Суд решил, что здание было построено незаконно.
Это было единственное место, где мусульмане могли собираться вместе для молитвы — на западе России нет ни одной мечети, региональная мусульманская организация безуспешно добивается разрешения на строительство почти 15 лет. Строение являлось частной собственностью семьи русских мусульман Артура и Ирины Русяевых, оформивших его на свое ИП [30]. Как результат — обращение Артура Русяева в Европейский суд по правам человека. Еще одна проблема на территории самого западного субъекта РФ существует в самом Калининграде. Там на территории Южного парка предполагалось строительство мечети. И процесс ее возведения начался. Однако в 2014 году, несмотря на то, что все разрешительные документы были выданы мусульманской общине, они были признаны незаконными в суде. После серии попыток оспорить этот вердикт религиозная организация направила заявление в Европейский суд по правам человека, оно до сих пор находится на рассмотрении [31].
Непростая ситуация складывается и в Москве. На протяжении двух лет 2018 — 2019 количество мусульман, посещающих торжественные богослужения в столичных мечетях на праздник Ураза-Байрам, превышает 250 тыс. При этом в Москве сейчас действует всего четыре общедоступные мечети, самая большая из которых — Соборная на Проспекте Мира — рассчитана не более чем на 10 тыс. В ноябре 2018 года мэр Москвы Сергей Собянин подтвердил возможность строительства еще одной, пятой по счету мечети — на территории Новой Москвы. Ранее также сообщалось, что земли в Троицком административном округе Новой Москвы под межконфессиональный комплекс, где на единой территории будут соседствовать православие, ислам, иудаизм и буддизм, могут быть переданы городом в 2019 году. Если такой центр будет построен, он станет третьим по счету в столице, вместе с комплексами на Поклонной горе и в районе Отрадное [32]. Но, если в Министерстве обороны сообщили о готовности рассмотреть инициативу мусульман, то в Московском патриархате к этому предложению отнеслись более чем осторожно. Но тут может быть другая история, связанная с нашим героическим прошлым в связи с особой ролью православия», — заявил пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков [33].
В столице Кубани Краснодаре до сих пор нет ни одной мечети.
Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире Жизненность и гибкость мусульманской религии Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том. Тотальность ислама Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей. Простота и доступность этой религии Простота ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религия исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т. Нельзя не согласиться, что в силу этих причин ислам широко распространился в Африке; однако следует заметить, что в последние десятилетия он стал распространяться в ряде европейских стран, в частности во Франции.
Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных народов против колониализма за свое национальное освобождение. Наиболее ярким примером тому может служить освободительная борьба против американских войск в Иране, проходившая под флагом ислама, возглавляемая духовным лидером аятолла Хомей- ни в конце 70-х it.
Все равны перед Господом. Ученые Ислама По словам праведного халифа Али ибн Абу Талиба - «Нет большего богатства, чем мудрость, и большей нищеты, чем невежество». Ученые в Исламе играют важную роль и занимают почетное место. Их мудрость, знания и опыт помогают праведным мусульманам понять основы религии и Священного писания. Истинные ученые — наследники Пророка Да благословит его Аллах и приветствует призывают к богобоязненности, покорности и поклонению нашему единственному Господу. Священный Коран выступает за развитие научного знания, призывая людей задуматься о природных явлениях и заниматься их изучением.
Для верующих мусульман научная деятельность — это действие религиозного порядка и обязанность во благо мусульманской общины. Ислам дарит миру блестящих государственных деятелей, музыкантов, поэтов, философов и архитекторов, достижения которых вносят огромный вклад в современное состояние науки и культуры.
Несмотря на переселение, курайшиты по-прежнему продолжали преследовать мусульман, ставить им многочисленные препоны. Вскоре конфликт между сторонами вылился в настоящую войну, в которой немногочисленная мусульманская община противостояла могущественному племени. Умелыми действиями Мухаммад громил войска противника, уводил его торговые караваны и привлекал на свою сторону всё больше и больше последователей. В период с 624 по 630 год Мухаммаду удалось разгромить курайшитов и их союзников и освободить Мекку от их владычества, однако вскоре умер.
Пророк Мухаммад ушёл из жизни 8 июня 632 года. Арабский халифат Мусульмане сформировали совершенно иную, неизвестную доселе ни для арабов, ни для других народов политическую систему — халифат. Это не была первая государственность у арабов. Территория Йемена стала одним из очагов человеческой цивилизации, в том числе центром древнеарабской государственности. Ещё до нашей эры здесь существовали различные семитские царства, и впоследствии именно отсюда вышла арабская династия Гассанидов — одна из старейших в мире. На заре III в.
Но халифат отличался от всех прочих арабских государств тем, что его фундаментом стала новая монотеистическая религия, а во главе стоял халиф — лидер не только политический, но и религиозный, глава государства и всей мусульманской общины. Устройство халифата исходило из шариата — системы исламских предписаний, регулирующих все стороны человеческой жизнедеятельности. Сразу после смерти пророка встал вопрос о преемнике, которому будет суждено возглавить исламскую общину. Вопрос о кровном наследовании титула халифа не стоял — опять же, роль Мухаммада была лишь в его пророческой миссии. После обсуждений и споров был избран первый «праведный халиф» Абу Бакр, тесть пророка Мухаммада и его ближайший сподвижник. Абу Бакр правил недолго, всего два года, но при нём продолжился начатый ещё при Мухаммаде процесс ближневосточных завоеваний мусульман.
Однако после смерти пророка ряд арабских племён, принявших ислам, вновь вернулись к многобожию и стали угрожать стабильности халифата. Впечатлённые успехом учения Мухаммада, многие авантюристы так же объявили себя пророками и стали сколачивать вокруг себя банды, которые в конце концов были разбиты войсками мусульман. После подавления мятежей мусульмане направили свои силы на внешних врагов, в первую очередь, Персию. Но возраст не дал Абу Бакру закончить начатое. Будучи старейшим последователем Мухаммада, он умер в 634 году в возрасте 60 лет, успев назначить своим наследником Умара ибн аль-Хаттаба. В период правления халифа Умара мусульманское государство значительно приросло владения.
При нём в состав халифата вошли персидские Сирия и Палестина, в частности, уже в 638 году Иерусалимом стали владеть мусульмане. Вскоре и сама Персия, бывшая некогда великой восточной империей, вошла в состав молодого мусульманского государства. Несмотря на успехи в завоевательных походах, деятельность праведных халифов отнюдь не ограничивалась лишь этим. Умар активно занимался внутренней политикой.
Доклад на тему
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Кратко о религии ислам
- ИСЛАМ СЕГОДНЯ | Group on OK | Join, read, and chat on OK!
- Похожие презентации
- ислам – последние новости
- Ислам: история, священные книги, основы
Доклад: Ислам в современном мире
С утверждением ислама начинается культурный расцвет Булгарского государства, о чем можно судить по быстрому развитию городской жизни. Обязательной принадлежностью булгарских городов становятся многочисленные мечети. Значение Волжско-Камской Булгарии как центра мусульманской культуры сохраняется и после ее разгрома татаро-монголами в 1236-1238 гг. Столица Биляр была разрушена и не восстанавливалась, другие культурные и религиозные центры Булгарии сохранились, интегрировавшись в состав нового государства - Золотой Орды. Это произошло, в частности, с первой столицей Булгарии городом Булгар, который стал политическим центром булгарских земель в составе Золотой Орды и сохранял свое значение вплоть до разрушения его в 1431 г. Золотоордынские ханы, обязан булгарских князей платить дань, не вмешивались во внутреннюю жизнь покоренной области. В то же время они обеспечивали ее защиту от военной экспансии соседей. Как писал М.
Худяков, «под защитой могущественных татар Булгарское царство беспрепятственно развивалось и богатело, имея возможность тратить все силы на мирное упрочение своего благосостояния. Именно в эту эпоху Булгар достиг наивысшего своего расцвета». В 1261 г. В обоих Сараях и в Булгаре существовали и армянские храмы остатки последнего сохранились под археологическим названием "греческая палата". Это породило впоследствии идеологию татарского ига над православной Русью. После распада Золотой Орды центром ислама со второй половины ХV в. Казань становится столицей самостоятельного Казанского ханства.
Если другие государства, возникшие после распада Золотой Орды Астраханское, Сибирское ханства, Ногайская орда , значительной роли в развитии мусульманской культуры не сыграли, то краткая история Казанского ханства 1438-1552 - время последнего расцвета ислама и мусульманской цивилизации в Поволжье. Из всех городов Восточной Европы того времени Казань уступала по величине и численности населения лишь Москве, Новгороду и Вильно. В XVI в. Здесь же находилось главное медресе, учащиеся которого - шакирды - были среди самых упорных защитников Казани во время ее штурма войском Ивана Грозного. За пределами городских стен находились многочисленные деревянные мечети. Были не только уничтожены мечети и медресе Казани, но и из города изгонялись жители мусульмане.
Один из таких центров была родина ислама, Мекка [1]. Принципы вероучения Основные принципы Основным принципом вероучения Ислама является таухид, строгое единобожие, которое утверждает, что нет божества, кроме Аллаха , а Мухаммед — пророк Аллаха" [3]. Сунниты также верят в божественное предопределение. Христианское учение о Троице и Богоплотении рассматривается как отступление от монотеизма.
Он заботится о своих творениях как Всемилостивый и Милосердный Владыка, но с непокорными и неверующими Он суров и грозен. Мухаммед и четыре ангела Учение о Боге Ислам учит, что Бог создал мир, в котором каждая вещь свидетельствует о Его абсолютном единстве, премудрости и совершенстве. Ангелы и их роль В мусульманской космологии ангелы малаик служат хранителями божественного Престола и вестниками Аллаха, через которых Он обращается к людям. В могилах допрашивают умерших грозные ангелы Мункар и Накир, выявляя грешников для загробных мучений, а праведникам они приготовляют вечное райское блаженство. Райским блаженством руководит ангел Ридван, а адом управляет ангел Малик [1]. Харут и Марут в их вечном колодце 1703 Мир духов В мире духов, помимо ангелов, существуют джинны и демоны. Сатана, или Иблис, является прародителем-предводителем демонов и выступает как падший джинн в Коране. Они не впали в неверие, не согрешили. Их мучения — назидание от Всевышнего Аллаха, подобное тому, какие страдания пришлось испытывать пророкам в случае ошибок или, например, если по своей забывчивости не выполнили вовремя повелений Всевышнего.
Джихад никогда не провозглашается с целью завоевания чужой территории, покорения других народов, решения национальных проблем, навязывания своей веры силой. Оно считалось чисто оборонительным и прекратилось, как только враг потребовал прекращения огня. Пророк проявлял милосердие к побежденным врагам и не ставил никаких условий для перехода к своей вере. В отличие от христианства, создатель мира, Аллах, считается высшей абстракцией. Мусульмане считают, что их религия более совершенна. Они понятия не имеют о святой Троице, в которой происходит «разочарованный» Единый Бог. Аллах не соизмерим ни с чем, ни с чем доступным человеку. Некоторые из его аспектов выражены в названиях. И каждый верующий мусульманин должен знать 99 прекрасных имен Аллаха, которые отражают его характеристики: «Творец», «Скрытый», «Дающий хлеб», «Дающий жизнь», «Порядок», «Справедливость», «Истина» и так далее. Существенное различие в развитии этих двух религий заключается в том, что мусульмане не имели Церкви как особого, таинственного, мистического организма, находящегося вне законов этого мира. Как общественная организация в христианстве она содержит в себе разделение на духовенство и мирян, то есть противостояние им с точки зрения функций, выполняемых ими обоими, с точки зрения роли, прав, возможностей. В исламе нет такого противостояния. Более того, сам Мухаммад, его окружение и созданная им организация вполне «из этого мира». Он имеет характер политического союза и полностью сливается с обществом и государством. Ее членами являются люди, профессионально занимающиеся религиозной деятельностью. Но у них нет особых «сил», но есть статус особого служения по сравнению с обычными верующими. Учение и догматика ислама просты и доступны, нет сложного, развитого ритуала. В исламской религиозной системе ритуал и дисциплина превыше всего. Источники мусульманского права Первый и самый важный источник права — Коран. Помимо Корана, вторым авторитетным и обязательным для исполнения источником права для всех мусульман является сунна полное название «Сунна Посланника Аллаха», с арабским обычаем, моделью , которая состоит из рассказов хадисов , высказываний и действий Мухаммеда. Это сборник таможенных пошлин и правил. Хадис также содержит элементы закона, различные правила. Таким образом, Коран и Сунна являются источником знаний о том, какое поведение и какой образ мышления угоден Богу. Изучение сунны является неотъемлемой частью религиозного образования и религиозного обучения. Глубокое знание сунны является критерием авторитета мусульманина. На третьем месте среди источников мусульманского права стоит иджма — «общее согласие мусульманской общины». Иджма состоит из перекрывающихся заявлений по религиозно-правовым вопросам, сделанных соратниками Мухаммада или наиболее влиятельными мусульманскими богословами — правоведами. Иджма развивается и как толкование текста Корана или Сунны, и как формирование новых норм, которые уже не имеют прямого отношения к Мухаммаду. Таким образом, развиваются модели поведения, которые единогласно поддерживаются муфтиями и моджтахидами. Это развитие мусульманского права называлось «ижтихадом». Наиболее противоречивыми источниками мусульманского права являются Кияс. Кияс — это решение судебных дел по аналогии. По мнению Кияса, правило, закрепленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть использовано для дела, которое напрямую не охватывается этими источниками права. Мусульманское право называется шариатом. В его основу положены, прежде всего, Коран и Сунна, а также другие источники. Это правовые нормы, которые напрямую связаны с богословием ислама. Мусульмане рассматривают правовую систему как откровение единого божественного правопорядка. Шариат приписывается божественное значение. Шариат превратился в строго конфессиональный закон. В качестве источника права шариат допускал существование местных обычаев, не противоречащих принципам и нормам мусульманского права. Соблюдаются правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе. А также народы, которые находились под влиянием мусульман. За соблюдением шариата следили мусульманские богословы. Направления ислама Ислам не однороден. Направления ислама включают суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и другие. Большинство мусульман мира принадлежат к ортодоксальному исламу — суннитам. Они признают суннитов вместе с Кораном святым источником веры. Шиитский ислам настаивает на том, что законными правопреемниками Мухаммеда могут быть только его явные родственники, в то время как избрание имама в качестве религиозной общины незаконно. Поэтому они не узнают Сунну, которая была написана при первых халифах. Шиизм сам по себе тоже не однороден. В нем есть течение, которое признает 11 законных имамов — наследников Али; 12-й имам таинственно исчез в 9 веке, но они считают, что он должен был появиться как спаситель — Махди.
По имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанством или мусульманством. Ислам - строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице. Религиозная власть в исламском обществе основана на Коране и сунне. Многие установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости.
Презентация на тему Ислам
С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева). Сложное положение сирот в исламе объясняется тем, что некогда Мохаммед решил жениться на Зейнаб — весьма привлекательной барышне, на которой был женат его приемный сын Зейд. В России ислам является второй по количеству приверженцев религией: более 20 % верующих в стране — мусульмане.
Возникновение ислама
научная статья по теме ИСЛАМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ История. 7. Мусульмане не поклоняются Каабе, Кааба представляет собой направление для молитвы, как повелел Аллах. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы).
Священные книги ислама
- Доклад: Ислам в современном мире
- Возникновение ислама и государства у арабов
- История возникновения ислама
- Поиск рефератов
- Доклад на тему ШАРИАТ