Елеосвящение, или иначе Соборование, – это такое Таинство, в котором Церковь призывает на больного благодать Божию, которая исцеляет болезни души и тела, через помазание освященным маслом. О Таинстве Соборования (Елеосвящения). В Елеосвящении участвую несколько священников, поэтому это Таинство носит название соборования — от слова «собор».
7 отрывков Евангелия и Апостола, читаемые на Соборовании
Елеосвящение, или иначе Соборование, – это такое Таинство, в котором Церковь призывает на больного благодать Божию, которая исцеляет болезни души и тела, через помазание освященным маслом. Однако в Византии развился наш нынешний чин последования елеосвящения. Елеосвящение, или Соборование может быть совершено столько раз, сколько это необходимо; масло, которое используется во время него, освящается непосредственно перед Таинством.
Таинство Елеосвящения (Соборование)
И что означает слово "соборование"? Почему соборование осуществляется именно во время Великого поста? Текст книги "Таинство елеосвящения (соборование)". Текст добавлен: 28 мая 2022, 04:01. Специально для таких экстренных случаев в Русской Православной Церкви был составлен краткий чин Соборования. Ведомо буди, яко в велицей церкви вместо воды вино в кандило молитвомаслия влагают. Краткий чин елеосвящения, или соборования, совершается над больным ради его исцеления. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно).
Таинство для выздоровления
Говорим «в основном», поскольку есть болезни наследственные, а также данные как милость или чтоб стали явны дела Божии см. Болен человек, отдалившийся от Бога и живущий неподобающей христианину беспорядочной жизнью. И чтобы выздороветь, он должен покаяться, исповедать совершенные грехи. В этом случае Церковь, ее духовное лицо молится за больного, исполняя Таинство Елеосвящения. Таким образом, это Таинство приближается к Таинству Покаяния и становится тождественным ему. Установление Таинства Елеосвящения В период Своей проповеди, Христос совершил многочисленные исцеления, описанные в Евангелиях. Многие, приближаясь ко Христу, ожидают от Него телесного исцеления, но вот что Иисус отвечает им: «Прощаются тебе грехи твои» Ев. Таким образом истинная болезнь человека — грех, a путь исцеления болезней — вера, осознание своего греха, покаяние и упование на Бога. При этом мы отнюдь не полагаем, что нужно отказаться от обычных лекарств, а утверждаем, что, принимая это все как естественные пути излечения, нужно твердо осознавать, что корень болезни скрыт в грехе, и единственное спасение — Бог.
Пример есть в Евангелиях, в эпизоде о женщине, страдавшей кровотечением.
Таже: Миром Господу помолимся. Господи, помилуй. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся. О Великом господине и отце нашем Святейшем Патриарсе КИРИЛЛЕ, и о господине нашем высоко- преосвященнейшем митрополите или: архиепископе, или: епископе имярек, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, и о всем причте и людех, Господу помолимся. О еже благословитися елею сему силою и действом и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О рабе Божии или: о рабе Божией имярек, и о еже в Бозе посещении его или: ея , и еже приити на него или: на ню благодати Святаго Духа, Господу помолимся. О еже избавитися ему же или: ей же и нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Тебе, Господи. И абие иерей влагает вино или воду в елей, благословляет его и глаголет молитву: Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушения душ и телес наших; Сам Владыко, освяти елей сей, якоже быти помазующимся от него во исцеление, и в пременение всякия страсти, скверны плоти и духа, и всякаго зла; да и в сем прославится Твое Пресвятое Имя, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь. Таже: Вонмем. Мир всем.
И духови твоему. Прокимен, глас 1: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Стих: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала. Соборнаго послания Иаковля чтение зачало 57 Вонмем.
Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Во время оно, призва Иисус обанадесяте, и начат их посылати два два: и даяше им власть над духи нечистыми. И заповеда им, да ничесоже возьмут на путь, токмо жезл един: ни пиры, ни хлеба, ни при поясе меди: Но обувени в сандалия, и не облачитися в две ризе. И глаголаше им: идеже аще внидете в дом, ту пребывайте, дондеже изыдете оттуду. И елицы аще не приимут вы, ниже послушают вас, исходяще оттуду, оттрясите прах, иже под ногами вашими, во свидетельство им. Аминь глаголю вам: отраднее будет Содомом и Гоморром в день судный, неже граду тому.
И изшедше проповедаху, да покаются: и бесы многи изгоняху. И мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху. И ектения: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши помилуй. Господи, помилуй, трижды. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении оставлении грехов раба Божия или: рабы Божией , имярек. О еже проститися ему или: ей всякому согрешению, вольному невольному, Господу помолимся. Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть, и всякую немощь таящуюся. Буди врач раба Твоего или: рабы Твоея имярек, воздвигни его или: ю от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна или: целу и всесовершенну , даруй или: ю его Церкви Твоей благоугождающа и творяща или: благоугождающу и творящу волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
И по молитве вземлет иерей стручец и, омочив и во святый елей, помазует болящаго крестообразно: на челе, на ноздрях, на ланитех, на устех, на персех, на руках на обе стране, глаголя молитву сию: Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего или: рабу Твою имярек, от обдержащия его или: ю телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его или: ю благодатию Христа Твоего.
Тогда возлагает священник Евангелие на голову болящего и читает завершительную молитву «Царю Святый», заменив слова: "егоже сослужители мои держат на главе раба Твоего, имярек , и молюся с ними, и прошу... Tel: 212 534-1601 Э-адрес для информации, присылки новостей и материалов: webmaster synod.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ
Над детьми до 7 лет и верующими, находящихся без сознания соборование не проводится. Младенцев не соборуют, так как у них не может быть сознательно совершенных грехов, а верующие без сознания не смогут раскаяться в осознанных или неосознанных грехах. Есть ошибочное мнение, что соборуют только людей при смерти. Это не верно. Назначение Соборования - исцеление души и тела. Подготовительной ступенью к таинству Соборования является Исповедь, во время которой человек исповедует грехи осознанные, примирение с ближними и прощение своих недоброжелателей.
Во время Соборования человек молится о прощении того, что забыто и не осознается, и потом, уже очищенный и обновленный, приступает к Святой Чаше. Исповедь нельзя заменить Елеопомазанием, потому что это — два разных Таинства. Некоторые говорят: «Я пособоруюсь, и мне простятся все грехи, а исповедоваться необязательно».
И когда благодать Божия призывается в храм нашего тела — в душу, нужно себя привести в порядок. Перед любым таинством — и перед крещением, когда крестят взрослых, и перед Причастием — нужно покаяться. Перед соборованием тоже нужно приготовить свою душу, чтобы принять благодать не в осуждение, а во спасение. А отложи молитвослов и начни читать роман — и куда эта зевота денется? Можно даже провести такой эксперимент. То есть бесам не нравится, когда мы устремляем мысли к Богу, когда мы молимся.
Они радуются, когда мы пребываем в развлечении, рассеянии. Тогда они нам не мешают. А начни что-то дельное совершать, они тут же будут мешать. Они же имеют доступ к мыслительной сфере человека, могут воздействовать на физиологию. В частности, зевота есть воздействие бесов на физиологию человека, чтобы воспрепятствовать и отвлечь его от молитвы. Начинаю, а у меня зевота. Не обращайте внимания на зевоту. Окончание диалога с телезрительницей. Вы сказали, что нужно исповедоваться перед таинством Соборования.
Можно ли исповедоваться после соборования? И вообще какой должен быть правильный порядок? Сначала исповедь, причастие, потом соборование? Либо исповедь и причастие после соборования? Как правильно это организовать? Затем приступить с чистой душой к таинству Елеосвящения, в котором мы получим прощение забвенных грехов. И потом уже, полностью очистившись, принять Святые Дары. Таинство Евхаристии есть венец всех таинств, мы соединяемся со Христом, вкушая Тело и Кровь Господни. Поэтому нужно, чтобы это таинство уже венчало таинства Исповеди и Соборования.
То есть мы должны подойти к Святым Дарам с очищенной душой. А таинства Покаяния и Соборования именно очищают, приуготовляют нашу душу. Но, конечно, если есть смертные грехи, очень тяжелые, то ни к какому таинству с такими грехами приступать не нужно. А если есть такие грехи, которые мы между исповедями по немощи совершаем, но которые не отлучают, не отделяют от Церкви, а только ранят нас, тогда можно, имея внутри твердое намерение и обещание по возможности исповедоваться, пойти собороваться. Но настроение должно быть покаянное. К тому же некоторые люди думают, что если они на исповеди скрыли какой-то грех или не могут сказать в силу ложного стыда, то такой грех простится в соборовании. Нет, такой грех нужно проговорить, нужно обязательно его обозначить; чтобы он был разрешен, его нужно связать, зафиксировать. И для этого требуется работа и нашего ума, и сердца, и нужно иметь волю произнести это перед свидетелем, перед духовником. Тогда таинство будет нами принято не в осуждение.
Ведь что есть православие? Это есть практика общения с Божьей славой, с Божьей благодатью. И можно к таинству подойти так, что оно будет в осуждение. Ведь Иуда причастился, принял Святые Дары, и они послужили ему в осуждение. В Евангелии сказано, что после причастия в Иуду вошел сатана. И бывает, когда человек недостойно принимает церковные таинства, он после этого становится еще более жестким, черствым, нечувствительным, озлобленным. Это признак того, что таинство принято недостойно. Будем стараться подходить к таинствам с чувством ответственности, с покаянием, и тогда они нам послужат во спасение. Бывает, человек грешит лукавством, когда вместо исповеди у духовника идет к другому священнику, которого не знает, и называет там эти грехи.
А духовника, который его знает и, как любящий отец и лечащий врач, ведет его по жизни, по житейскому морю, он избегает и лукавит пред ним. Такая исповедь также лукавая и не принесет духовного плода. Потому что Господа не обманешь. Священник говорит: «Прощаю и разрешаю», а Господь говорит: «А Я не прощаю и не разрешаю». Поэтому нужно предстоять перед Богом, внимать своей совести и поступать по-евангельски. Но в «Настольной книге священнослужителя», которая издавалась еще до революции ее составил протоиерей Сергий Булгаков , говорится, что если у человека, который уже соборовался в этом году, возникла очень тяжелая болезнь, то можно и второй раз прибегнуть к этому таинству. Конечно, это исключительные случаи. По традиции этим елеем пользуются так: когда читаешь утренние молитвы, во время чтения 50-го псалма этот псалом покаянный, и таинство Соборования имеет покаянный характер нужно перст омочить в освященном елее и начертать им крест Господень. И ты будешь находиться под покровом тех молитв, которые читались при таинстве Соборования.
Все внешние обряды, все внешние действия служат нам во спасение, помогают собрать ум, сосредоточиться на молитве. В частности, помазание соборным елеем помогает нам обратиться умом к тем молитвам, которые совершались при таинстве Соборования. Зерна, которые остаются после таинства, также раздают молящимся, тем, кто участвовал в таинстве; их вкушают для нашего душевного укрепления. Все, что с верой и благоговением принимается, служит во благо в деле нашего спасения. Тем не менее мы не можем заставить благодать Божию действовать целенаправленно, так, как мы хотим, совершая то или иное последование. Конечно, очень часто Господь являет Свое милосердие, и многие получают исцеление от душевных, телесных недугов. Но если телесная болезнь после таинства Соборования не проходит, значит, Богу так угодно, чтобы ты эту болезнь нес как крест для спасения. Ты уже эту болезнь будешь нести не как наказание, а как крест во спасение. То есть ты раскаялся, прибег к таинству, и Господь тебе оставил эту болезнь.
Значит, тебе полезно с этой болезнью жить. Есть даже такая пословица, и подвижники благочестия ее употребляют, что иногда лучше думать о еде, чем о блуде. И мы бываем поставлены в такие обстоятельства, когда настолько заняты заботой о добыче пропитания для нашей земной жизни, что нам некогда думать о грехах. И когда человек страдает от какой-то болезни, бывает, что это обстоятельство его останавливает от совершения каких-то тяжких грехов, она оказывается сдерживающим фактором. Только дай ему здоровье, он побежит по всей Москве, все бары и казино обойдет. Приболел — и как-то об этом уже не думаешь. Поэтому Господь все нам во благо посылает. И если так происходит после соборования, нужно воспринять эту болезнь как необходимость в деле нашего спасения, для душевной пользы. Это давно уже ушло, но я не могу батюшке сказать об этом.
Ну не могу. Вот гляжу на него — и поэтому отхожу. А причащаться мне идти стыдно, я обманываю, мне же не простили. Поэтому я просто подхожу к иконам и прошу простить меня. Это считается прощением или нет? Не могу я сказать об этом мужчине. Думаю, как я такое поганое слово назову? Эта мерзость меня преследует. Что мне делать?
Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутренее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов. Отпущение грехов является неотъемлемым аспектом таинства Елеосвящения.
Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» Иак. Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его.
Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов. Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему и тем, кто не является тяжелобольным?
Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами. По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов.
Как писал еще в III веке Ориген, «существует отпущение грехов... В этом исполняется то, что говорит апостол: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя... По словам святителя Иоанна Златоуста, священники «не только возрождают нас [в Крещении], но и имеют власть прощать грехи, сделанные после того: Болит ли кто в вас — сказано, — да призовет пресвитеры церковныя...
Святитель Симеон Солунский свидетельствует, что в его эпоху — начало XV века — в Византии «всякому, впавшему в грехи и исполнившему правило покаяния, готовящемуся к приобщению [Святых Таин] и получившему прощение от [духовного] отца», грехи оставлялись «через священнодействие и помазание Елеосвящения, как пишет [Иаков,] брат Господень» Вопросоответы Гавриилу Пентапольскому, 72. Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней. Краткая история развития чинопоследования Истоки чина Елеосвящения — в апостольской практике помазывать больных освященным елеем, совершая усиленную молитву о них.
В ранней Церкви освящение елея обычно происходило во время Евхаристии. В рукописях древних редакций богослужебных книг сохранился целый ряд молитв над «елеем больных», освящаемым на литургии или вне ее. Нередко елей предписывалось освящать вместе с водой.
Еще одним священнодействием, совершавшимся над болящими, было возложение рук епископа или священника см. Существовало также множество отдельных молитв о больных — в том числе, предназначенных для чтения в той или иной конкретной болезни.
Вы помните, что Господь во множестве исцелял болящих, одержимых и очень часто, исцеляя, говорил: «Прощаются тебе грехи твои». Сам помазывал болящих, иногда брением, иногда как-то еще; погружал в воду. И когда апостолы были посылаемы Христом на проповедь, они тоже исцеляли болящих и часто мазали больных елеем, и они исцелялись. Значит ли это, что они уже совершали таинство елеосвящения в полном смысле слова? По-видимому, нет, потому что силу таинства все приобретает после Пятидесятницы.
Но как крестили они крещением Иоанновым еще до Пятидесятницы, а потом это крещение стало таинством рождения духовного, так же точно и здесь было, по-видимому, некое приготовление формы этого таинства. И вот уже в Новом Завете после Пятидесятницы Церковь это таинство как бы из рук ап. Иакова, брата Господня, принимает, чтобы совершать всегда. Здесь говорится уже о том, что таинство это совершается над болящим, и нужно призвать не одного священника, а нескольких, чтобы они молились над ним вместе, потому что тяжелая болезнь требует общецерковной молитвы. Есть еще второе очень важное основание этого таинства: не только медицинское исцеление здесь происходит и требуется, но и прощение грехов. Так же, как Господь, ап. Иаков видит прямую связь между болезнями и грехами человека.
Здесь требуется прощение грехов. Очень часто, может быть, наши болезни связаны с нашими нераскаянными грехами. Очень часто мы не можем их исповедовать, потому что мы их забыли. Есть таинство, в котором мы можем получить очищение от таких грехов,, — это таинство елеосвящения, или таинство соборования. Очевидно, что свое название соборование получает именно оттого, что здесь требуется собор священников, соборная молитва Церкви. Чинопоследование этого таинства находится во второй части нового требника и называется оно так: «Последование святаго елея, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви, или в дому». И дальше написано, как следует готовиться к нему: поставляется столец, на нем бывает какой-то сосуд, куда насыпается пшеница, затем сосуд с елеем; приготавливается вино обычное.
Каждому священнику нужен стручец, — помазок, чтобы мазать елеем. Обычно заготавливают таких семь помазков. Зажигаются свечи, и говорится возглас: «Благословен Бог наш». Далее, — обычное начало; потом читается 142 Псалом, малая ектения, поется «Аллилуиа» со стихами: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя Господи, яко немощен есмь». Затем покаянные тропари: «Помилуй нас Господи, помилуй нас», 50-й Псалом и канон покаянный «Моря чермную пучину», которым испрашивается исцеление болящих. После пения канона и экзапостилария повторяется обычное начало.
Это немного странно, но потом причина этого повторения станет ясной. Затем поется тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе», — тропарь о болящих и, наконец, произносится мирная ектения, в которой имеются особые прошения: «О еже благословитися елею сему силою и действом и наитием Святаго Духа, помолимся. О рабе Божии или: о рабе Божией … и о еже в бозе посещении его, и еже приити на него благодати Святаго Духа, Господу помолимся. О еже избавитися ему и нам от всякия скорби, гнева и нужды». После этого священник вливает в кандило лампаду елей и вино и читает молитву на освящение этого елея с вином: «Господи, милостию и щедротами Твоими…». Сослужащие ему священники читают эту молитву как бы вместе с ним. Затем поются тропари на разные гласы, и возглашается прокимен; читается Апостол, потом Евангелие, затем говорится краткая ектения, читается молитва об исцелении и, наконец, молитва «Отче святый».
Во время чтения этой молитвы которая здесь считается тайносовершительной, если мы будем обращаться к семинарскому обычному пониманию таинств, то есть кульминационной молитвой или после чтения ее священник помазывает болящего елеем: лоб, ланиты, ноздри, уста, грудь, руки с двух сторон. Конечно, не возбраняется вам помазать какое-то другое больное место, например, глаза или уши. Такой цикл повторяется семь раз, — по числу священников, которые должны участвовать в таинстве. Но собрать семь священников не так-то просто. Так было и раньше: один священник в одном селе, другой, — в другом. Есть оговорка: таинство может быть совершено и меньшим числом священников, и даже одним священником. Все чинопоследование, если читать довольно быстро, идет примерно полтора часа.
Это полтора часа непрерывного чтения. Конечно, это весьма утомительно, и для болящего, и для священника. Иногда священник просто изнемогает, и в трудных случаях, особенно когда болящему угрожает быстрая смерть, разрешается прочитать только начало первой молитвы и помазать елеем. Конечно, Апостол, Евангелие, ектения, начало молитвы «Отче святый». И помазывается елеем. И тогда считается, что таинство совершилось, даже если помазан болящий будет только один раз. Такие нормы, которые предусматриваются для экстремальных случаев, особенно трудных, очень часто переворачиваются в жизни и делаются нормами общепринятыми: раз достаточно один раз помазать, то и хорошо, будем мазать один раз.
И многие священники, когда ходят по домам помазывать, мажут один раз. Если можно ограничиться только началом молитвы, значит, так и сделаем. Конечно, это неправильно. И если позволяет состояние болящего, то нужно читать чин полностью, тем более что он удивительно красив и удивительно благодатен. Представьте: читается семь апостольских посланий, семь Евангелий, семь молитв замечательных. Так что эта полнота выражает соборность. Имеется в виду, что каждый священник читает этот цикл сам, а потом помазывает.
То есть сам этот чин выражает идею соборности. Даже когда один священник совершает его, то все-таки эта идея выражается чином, как бы в этом чине сохраняется идея соборности, что, конечно, очень важно. Поэтому и называется: «соборование». После семикратного повторения чина священник открывает Евангелие, возлагает его на голову больного, и читается еще одна молитва: «Царю святый», — очень трогательная, имеющая покаянный характер. В ней есть такие слова: не я возлагаю руку на главу болящего, но Ты Сам, Господи, в этом Евангелии, которое держит сослужитель мой, Ты в нем возлагаешь руку и исцеляешь этого больного. Смысл этой молитвы прямо противоположен смыслу той молитвы, которая читается в конце исповеди «И аз недостойный иерей…». Здесь как раз наоборот: не я, а Ты, Господи, возлагаешь руку через это Евангелие, которое мы держим над головой болящего.
Это смиренное, очень православное и умилительное понимание таинства. Потом болящий должен поцеловать Евангелие и поблагодарить священников, что обычно никто не делает, конечно. В отпусте поминается ап. Иаков, брат Господень. Таков чин этого таинства. Но, рассказав о нем, мы далеко еще не продвинулись, потому что совершение этого таинства являет нам немалую проблему.
Соборование: выздороветь и воскреснуть
Чин Соборования Увеличить. Показать все фотографии. Канон Великий святого Андрея Критского. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Сегодня поговорим о чине Соборования (Елеосвящения). Существует, например, чин краткого Соборования, утвержденный Священным Синодом на заседании 26 декабря 2012 г. Есть таинство, в котором мы можем получить очищение от таких грехов,, — это таинство елеосвящения, или таинство соборования. И что означает слово "соборование"? Почему соборование осуществляется именно во время Великого поста?
Таинство соборования (Елеопомазание)
Установление Таинства Елеосвящения В период Своей проповеди, Христос совершил многочисленные исцеления, описанные в Евангелиях. Многие, приближаясь ко Христу, ожидают от Него телесного исцеления, но вот что Иисус отвечает им: «Прощаются тебе грехи твои» Ев. Таким образом истинная болезнь человека — грех, a путь исцеления болезней — вера, осознание своего греха, покаяние и упование на Бога. При этом мы отнюдь не полагаем, что нужно отказаться от обычных лекарств, а утверждаем, что, принимая это все как естественные пути излечения, нужно твердо осознавать, что корень болезни скрыт в грехе, и единственное спасение — Бог. Пример есть в Евангелиях, в эпизоде о женщине, страдавшей кровотечением. Она долгие годы обращалась ко всевозможным лекарственным средствам, но не получила исцеления. И в конце концов, не надеясь более на изобретенные наукой лекарства, силой веры своей обращается ко Христу.
Иисус отвечает: ««Дерзай, дщерь! Женщина с того часа стала здорова» Ев. Помазание больного маслом известно со времен Древнего Рима, впоследствии его применяли также апостолы: «Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Ев.
Два варианта, одна суть Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться?
Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным. Современный чин Соборования — пространный и сложный.
Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания.
Этот же елей используют и при погребении христианина — его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.
Таинство соборования Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Накануне в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря прошло таинство Елеосвящения, также называемое Соборованием.
В отличие от традиции городских приходов, где таинство проводится в будние дни в течение нескольких недель Великого поста, в монастыре оно совершается только единожды.
Молитва при соборовании Исцели меня Боже. Последование венчания. Последование обручения и венчания Ноты.
Последование литии. Последование Божественной литургии. Последование ру. Последование проскомидии.
Проскомидия книга. Последование проскомидии на церковно Славянском. Последование панихиды. Последование отпевания.
Чин погребения священника последование. Панихида новомученикам последование. Последование в страстную седмицу. Последование служб первой седмицы Великого поста схема.
Книга последование страстной седмицы Великого поста. Последование крещения Требник. Чинопоследование литургии на церковно Славянском. Расписание Соборования.
Соборование памятка. Пассия в Великий пост. Соборование в Великий пост. Чин пассии в Великий пост.
Когда читается пассия в Великий пост. Таинство Елеосвящения книга. Таинство Соборования. Елеосвящение Соборование.
Таинство Святого елея Соборование. Освящение елея. Таинство Елеосвящения Соборование. Елеопомазание Соборование.
Соборование облачение священника. Таинство Елеосвящения в православной церкви. Соборование таинство Православие. Таинство Соборование в храме.
Соборование Пресвятой Богородицы. Соборование листовка. Азбука ру православный сайт Соборование. Соборование в церкви.
Молитва последование ко святому Причащению. Канон последование ко Причащению. Молитвы на церковнославянском. Молитва на церковнославянском языке.
Молитвослов на церковнославянском. Молитвы на старославянском языке. Елеосвящение Соборование старообрядцы. Елеосвящение в католицизме.
Исповедь Елеосвящения. Чинопоследование Елеосвящения. Таинство Соборования стол. Священники в фелонях разных цветов.
Соборование таинство христианство.