Этнические белуджи, вступившие в борьбу за свои национальные права, подвергаются всевозможным притеснениям со стороны персидско-мулларского режима. Вооружённый конфликт в Белуджистане начался в 1948 году и продолжается до настоящего времени. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят националисты-белуджи. Белуджи – ираноязычный народ, исповедующий ислам суннитского толка, – в течение многих веков боролись за независимость и создание собственного государства. Люди белуджей в основном говорят на белуджи, северо-западном иранском языке, несмотря на их контрастное расположение на юго-восточной стороне Персосферы.
Афганистан. Герат. Кочевники Белуджи.
По мнению губернатора Систана и Белуджистана Ахмада Али Мохабати, враги пытаются поставить под угрозу безопасность провинции и делают для этого всё возможное: «К сожалению, три человека были убиты в Сараванском пограничном инциденте, два из них в Пакистане и один в Иране, при этом иностранные СМИ освещали этот инцидент так, как будто в Сараване произошла резня». Террористические группировки белуджского происхождения, действующие как в Иране, так и в Пакистане, традиционно используются в качестве инструмента военно-политического давления на иранские власти. Наиболее одиозная из них — базирующаяся в районе ирано-пакистанской границы «Джундулла» «Джунуд Аллах, мождахеди ас-Сунна» некоего Абдул-Малика Риги, арестованного в 2010 году в результате спецоперации иранских спецслужб 2 и казнённого по приговору иранского суда. Тем же годом датируются наиболее кровавые акции террористов: взрывы в шиитской мечети в Захедане и городе Чабахар десятки убитых и сотни раненых. По признанию вышеупомянутого Риги, на американской базе в бишкекском аэропорту «Манас» он собирался встретиться с американскими официальными лицами для получения денег и инструкций. Небезосновательно считалось и считается, что «Джундулла» пользовалась прямой поддержкой разведки не только США, но и известных региональных оппонентов Тегерана.
Разумеется, её разгром не прекратил террористической деятельности на юго-востоке Ирана и в других районах преимущественного проживания этноконфессиональных суннитских меньшинств — прежде всего белуджей, арабов Хузестан и курдов. Территория проживания белуджского ираноязычного, но преимущественно суннитского этноса включает сопредельные территории Ирана и Пакистана, отчасти — юг Афганистана провинции Нимроз и Гильманд и Марыйскую область Туркменистана. Относительная прозрачность границ и специфические условия жизни местного населения общая численность белуджей — примерно 10-12 млн. Часть предполагаемого арсенала «Армии освобождения Белуджистана» Большинство белуджских племён Ирана — риги, наруи, ярахмадзай, исмаилзай, баракзай афганского происхождения , магаси, нуширвани, мирбалучзай курдского происхождения , абдулзай и т. Основная их часть живёт в Пакистане, хотя этническая территория белуджей находится именно в Иране 1.
Социальная структура белуджских племенных сообществ включает четыре социальных слоя: хакемзат — аристократическая верхушка вожди , балуч кочевники , шахри земледельцы и голам рабы. При этом племена относительно замкнуты и менее подвержены ассимиляции и интеграции в иранский социум, нежели тюркоязычное или даже курдское население.
Люди из деревни ходят за водой на газовую станцию, находящуюся в Суи; если они будут пойманы, им грозят наказание, пытки или тюремное заключение. Следует отметить, что упомянутая газовая станция является одним из важнейших объектов на всей территории Пакистана; кроме того, с ней в немалой степени связаны мятежи белуджей. Многие представители белуджской молодежи видят свою главную цель в борьбе с правительством Пакистана и присоединяются к повстанческим организациям, в частности к "Лашкар-э-Белуджистан"; они с негодованием вопрошают: "Почему мы должны жертвовать нашим правом на свободу, нашей федерацией, в которой правит один народ?
Здесь в личные документы белуджей вписывается не национальность, а принадлежность к какому-либо клану эсези, наутани, калбели и т. Таким образом, клан оказывается "выше" национальности; это приводит к дроблению этнической группы и неправильному отображению ее численности в статистических данных. Между тем известно, что интересы малочисленных этнических групп зачастую оказываются вне поля зрения властей; им проще отказать, например, в получении образования на родном языке. Белуджи как национальное меньшинство Территория, которая со времен британского господства именуется по названию белуджского этноса — Белуджистан, в настоящее время разделена между тремя странами и занимает общую площадь 647 тыс. Из нее 347 190 кв.
Зачастую рядом с белуджами здесь проживают и другие племена бывших кочевников; к самым многочисленным из них относятся брагуи, пуштуны, ласи и синдхи. Совместное существование племен обуславливает их смешение и взаимный культурный обмен. Белуджи, проживающие на территории бывшего Систана, не образуют компактных поселений и потому перенимают язык и традиции соседних племен. Напротив, территория прежнего иранского Белуджистана является единственным местом их компактного проживания и никакой ассимиляции этого народа не происходит. Это в 1960-х годах отмечала В.
Фролова 16 ; она обращала на это внимание как на основное различие между поселениями белуджей в Пакистане и иранском Белуджистане, где почти нет других этнических групп, с одной стороны, и в иранском Систане — с другой. К другим, более мелким группам белуджей, частично сохраняющим свою самобытность, относятся белуджи-шииты, проживающие в деревне Балуч-Хан к западу от иранского г. Мешхед недалеко от г. Деревня находится в горах, в относительно недоступном месте. Местные белуджи, в отличие от большинства белуджей Систана и Белуджистана, приняли ислам шиитского толка, но сохранили свой язык, красочную одежду иранские женщины носят в основном черные чадры , убранство дома и национальное самосознание.
Они занимаются сельским хозяйством, в частности выращиванием миндаля. У ирано-туркменской границы можно встретить другие поселки белуджей-шиитов, сохраняющих полукочевой образ жизни. На лето несколько семей из поселка уходят сообща пасти скот. Они живут в особых шатрах, геданах и являются полностью самодостаточной общностью. На южном побережье Каспийского моря по мнению Фроловой, эта территория является прародиной белуджей , вблизи г.
Горган в иранской провинции Мазандаран проживают белуджи, исповедующие, как и большинство представителей этого народа, ислам суннитского толка ; они сохранили свой язык и некоторые элементы традиционной культуры например, одежду и некоторые обычаи. По рассказам самих горожан-белуджей и навещающих их родственников, они сохранили национальную самоидентификацию и даже язык. Однако их образ жизни и некоторые элементы быта например, одежда уже довольно радикально отличаются от традиционно-народных. Туркменские белуджи В начале ХХ века значительное количество белуджей перекочевало из Афганистана в Иран, что было связано с ухудшением социально-экономических условий в прежних местах проживания отсутствие пастбищ, наводнения, неурожаи, высокие налоги и др. Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв.
Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота. Гафферберг в своей монографии "Белуджи Туркменской ССР" 18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период "привыкания" к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни. В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг. Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов. По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан.
В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе. Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач 19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета. В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс.
От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни.
Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С. Ниязова Туркменбаши. По заказу государства создавалась новая история, которая должна была доказать чрезвычайную древность туркменского народа и его исключительность в мировом масштабе. Президент стремился снести все старое и построить все заново. Под "старым" подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под "новым", создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа.
Пакистанский Белуджистан занимает выгодное географическое положение — это выход на побережье Аравийского моря и Индийского океана, где расположены порты Ормара, Дживани. Гвадар — третий крупнейший порт после Карачи и Касима, был построен в 2002 году Китаем, для которого объект стратегически важен с нескольких ракурсов. Прежде всего, это стоянка для кораблей ВМФ, транспортный коридор для Западного Китая, возможность контроля над военной активностью США в зоне Персидского залива, а также связующее звено Иран-Пакистан, которое выступает в качестве дополнительной оси китайского трансконтинентального проекта. Сам Пакистан рассматривает провинцию Белуджистан в качестве инструмента реализации своих геополитических интересов, объект стратегических амбиций. Гвадар для Пакистана — инструмент интеграции экономики в Китай, а также доступ к рынкам Средней Азии с точки зрения импорта энергоресурсов и экспорта китайских товаров. Кроме того, Гвадар призван стабилизировать западные мусульманские провинции Китая путем привлечения инвестиций в регион и усиления экономических связей с мусульманскими странами Средней Азии. На сегодняшний день, мощность Гвадара составляет порядка 5,5 млн. Второй внерегиональный игрок — Индия, объектом внимания которого выступает порт Чахбехар.
Аналогичные отсылки содержатся в открытом письме Иранского центра защитников прав человека, призвавшего Верховного комиссара ООН по правам человека немедленно расследовать «жестокое убийство Исламской Республикой беззащитных и обнищавших жителей Саравана». Разумеется, о внешних факторах обострения топливного кризиса в Иране в письме «озабоченной общественности» не упоминается, как и об убийствах иранских силовиков. По мнению губернатора Систана и Белуджистана Ахмада Али Мохабати, враги пытаются поставить под угрозу безопасность провинции и делают для этого всё возможное: «К сожалению, три человека были убиты в Сараванском пограничном инциденте, два из них в Пакистане и один в Иране, при этом иностранные СМИ освещали этот инцидент так, как будто в Сараване произошла резня». Террористические группировки белуджского происхождения, действующие как в Иране, так и в Пакистане, традиционно используются в качестве инструмента военно-политического давления на иранские власти. Наиболее одиозная из них — базирующаяся в районе ирано-пакистанской границы «Джундулла» «Джунуд Аллах, мождахеди ас-Сунна» некоего Абдул-Малика Риги, арестованного в 2010 году в результате спецоперации иранских спецслужб 2 и казнённого по приговору иранского суда. Тем же годом датируются наиболее кровавые акции террористов: взрывы в шиитской мечети в Захедане и городе Чабахар десятки убитых и сотни раненых. По признанию вышеупомянутого Риги, на американской базе в бишкекском аэропорту «Манас» он собирался встретиться с американскими официальными лицами для получения денег и инструкций. Небезосновательно считалось и считается, что «Джундулла» пользовалась прямой поддержкой разведки не только США, но и известных региональных оппонентов Тегерана. Разумеется, её разгром не прекратил террористической деятельности на юго-востоке Ирана и в других районах преимущественного проживания этноконфессиональных суннитских меньшинств — прежде всего белуджей, арабов Хузестан и курдов. Территория проживания белуджского ираноязычного, но преимущественно суннитского этноса включает сопредельные территории Ирана и Пакистана, отчасти — юг Афганистана провинции Нимроз и Гильманд и Марыйскую область Туркменистана. Относительная прозрачность границ и специфические условия жизни местного населения общая численность белуджей — примерно 10-12 млн. Часть предполагаемого арсенала «Армии освобождения Белуджистана» Большинство белуджских племён Ирана — риги, наруи, ярахмадзай, исмаилзай, баракзай афганского происхождения , магаси, нуширвани, мирбалучзай курдского происхождения , абдулзай и т. Основная их часть живёт в Пакистане, хотя этническая территория белуджей находится именно в Иране 1.
Мятеж в Белуджистане
На территории Ирана удар наносится по самому государству и его территориальной целостности. Белуджские экстремисты уже заявили о расширении своей активности в Иране. Согласно официальному заявлению министра иностранных дел Ирана, эти «террористы, подвергшиеся нападению в Пакистане, связаны с Израилем». На территории Пакистана удар наносится, прежде всего, по находящемуся на финальной стадии проекту китайско-пакистанского экономического коридора СРЕС , безопасность которого постоянно подвергается сомнению как раз белуджами. Белуджистан в его обоих частях — пакистанской и иранской — играет стратегическую роль в китайской политике из-за прохождения экономических коридоров через эту провинцию и наличия важного порта, который теоретически можно использовать и в военных целях, поэтому нестабильность в Белуджистане может перечеркнуть все усилия Пекина. Посредническое участие Китая выглядит вполне обоснованно, учитывая финансовые интересы Поднебесной в регионе. По данным Reuters, после ударов по Ирану армия Пакистана приведена в «чрезвычайно высокую» боевую готовность.
Пакистан стал первым государством, ударившим по территории Ирана со времён ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Иран же, в свою очередь, стал одной из немногих стран, которая нанесла ракетный удар по территории обладателя ядерного оружия. Несмотря на возникшую вероятность резкого обострения отношений между полноценной ядерной страной Пакистаном и державой, предположительно владеющей тремя зарядами Ираном , Вашингтон изначально старается занять гипертрофированно однобокую позицию, направленную на подстёгивание одну из сторон, и на дальнейшее углубление конфликта. Официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер заявил, что США осуждают удар Ирана по Пакистану, демагогически при этом утверждая, что якобы именно Иран является ведущим спонсором терроризма в регионе. Активно разжигает таким же способом конфликт и New York Times , однобоко и безапелляционно заявляющая: «Иран нанёс ракетные удары по своим соседям — Пакистану и Ираку, вызвав резкие осуждения со стороны обеих стран и усилив опасения, что волнения на Ближнем Востоке могут выйти из-под контроля. С тех пор как в октябре началась война в Газе, Иран использует свои марионеточные силы против Израиля и его союзников.
Но 16 января он заявил, что его последние ракетные удары были нанесены в ответ на террористические атаки в пределах его границ.
Музыкальные Инструменты и Их Игра 38 подписчиков Подписаться Белуджи — иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков. Населяет малоплодородную юго-восточную часть Иранского плато от побережья Аравийского моря вглубь материка, поделённую между Пакистаном провинция Белуджистан , Ираном остан Систан и Белуджистан и югом Афганистана.
Эффективность этой стратегии остается открытым вопросом, учитывая гневную реакцию общественности на обращение силовиков с представителями гражданского населения. Парадоксально, но фрагментарный характер подрывной деятельности белуджей делает движение необычайно устойчивым. Ячейки белуджских повстанцев нередко распадаются и сливаются.
Когда правительственные силы наносят ущерб одной группировке, другие повышают степень своей активности. Усиление "Освободительной армии Белуджистана" после захвата Гульзара Имама — наглядный тому пример. Подразделения BRAS вряд ли прислушаются к призыву Имама начать мирное урегулирование конфликта с правительством.
С тех пор как Пакистан захватил Белуджистан в 1949 году, провинция пережила четыре этапа эволюции повстанческого движения. Все предыдущие этапы заканчивались урегулированием путем переговоров. Однако текущий конфликт является самым продолжительным и кровопролитным.
Кроме того, он отличается от предыдущих, поскольку белуджи теперь противостоят правительству не только по племенному принципу. Средний класс белуджей становится все более радикальным, обеспечивая повстанцев такими главарями, как Гульзар Имам. Или такими боевиками, как Шари Белудж, который совершил самоподрыв в Институте Конфуция в Карачи в апреле 2022 года.
Повстанцы утверждают, что борются за выживание своего народа, но этот аргумент не оставляет места для мирных переговоров.
Туристкам рекомендуется носить джемперы с длинными рукавами, длинные юбки или платья. При посещении храмов необходимо повязывать голову платком. Как и во многих мусульманских государствах, у белуджи запрещено употребление спиртных напитков.
Ни в коем случае нельзя приносить спиртное в гости. Также не приветствуется курение в общественных местах. Сами белуджи много курят, но делают это там, где никто не видит. Пищу принимают зачастую прямо на полу, даже в некоторых ресторанах.
Расстилают клеенку, расставляют на ней тарелки с едой. Можно брать еду как из общей тарелки, так и из индивидуальной. Пищу принято брать руками, ложки при этом не используются. Также можно зачерпывать еду лепешкой.
Выбрасывать хлеб считается дурным тоном. Остатки еды отдают домашним животным. Традиционно перед приемом пищи и после нее подается зеленый чай. За едой не принято разговаривать, это можно делать только с разрешения хозяина дома.
Белуджи отмечают все мусульманские праздники. Это такие, как: Рамадан. Священный для мусульман месяц, когда проводится пост, совершаются молитвы. Ид аль-Адха.
Аналог праздника Курбан-байрам. Ид аль-Фитр. Праздник окончания Рамадана, или Ураза-байрам. День рождения пророка Мухаммеда.
Кроме того, в Пакистане празднуют такие даты, как День независимости, день Пакистана, день солидарности с Кашмиром.
Иран: Пакистан пишем, Израиль в уме?
У ряда племен народа белуджей или балучей, кочующих со своими стадами в пакистанских провинциях Белуджистан и Синд, даже в наше время женщинам. В иранском Захедане этнические белуджи вновь вышли на улицы после пятничной молитвы. По данным Тегерана, белуджи, воюющие против Ирана, поддерживаются израильтянами (которые на фоне происходящего открывают второй фронт на севере с Ливаном) и англосаксами. Белуджи говорят на языке западно-иранской группы, но среди них живут брахуи, дравидоязычный народ с явно негроидной примесью, и они смешиваются друг с другом. Всего в Иране живут около 5 миллионов белуджей.В целом этот народ достаточно «разношерстный», включающий в себя большое множество различных субэтносов. В 1973 году, белуджи получили поддержку от Ирака в восстании в пакистанском Белуджистане.
Белуджи — многомиллионный кочевой народ
Белуджи вновь протестуют против правящего режима в Иране -ВИДЕО. В частности, Чахар-Бурджак является регионом преимущественного проживания белуджей (народ, этнически близкий иранцам), а численность пуштунов не превышает 5 процентов. Белуджи – иранский народ с кочевым образом жизни, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков. Читайте последние новости дня по теме белуджи: Иран и саудиты будут дружить: разговоры в пользу бедных.
О положении белуджей в Туркменистане.
В последнее время отмечается присутствие “фактора белуджей” и в обострившейся в очередной раз ситуации на афгано-пакистанской границе. С запада это делают курды и сепаратисты, на востоке – народ белуджи, живущий в Иране и Пакистане. В 1973 году, белуджи получили поддержку от Ирака в восстании в пакистанском Белуджистане. Здесь живут кочевники – белуджи. Небольшое племя из десятимиллионного народа, проживающего в Пакистане, Иране, Омане и в Афганистане. В 99% случаев независимость народа, который де-факто отделился от уже существующего государства — члена ООН, признается международным сообществом только в том случае. Военизированная группировка белуджей Jaish ul-Adl призывает бойкотировать выборы в Исламский консультативный совет (парламент Ирана) и Совет экспертов, которые состоятся 1.