Новости 12 апреля 1961 года событие

12 апреля 1961 года в 9 часов 06 минут 59.7 секунд с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» массой 4725 кг с лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. 12 апреля 1961 года, Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 (космодром БАЙКОНУР).

О чем писала «Курская правда» 12 апреля 1961 года?!

12 апреля Россия отмечает День космонавтики. 56 лет назад полет Юрия Гагарина открыл новую эру пилотируемых полетов. 12 апреля 1961 года весь мир был потрясен сообщением о начале новой эры космических полетов. 12 апреля 1961 года случилось событие, определившее по большому счету весь ХХ век: Юрий Гагарин, первым среди землян, сумел преодолеть оковы тяготения и облететь вокруг планеты. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин совершил полет на корабле «Восток-1» на орбите Земли продолжительностью 108 минут и стал первым человеком, покинувшим пределы земной атмосферы.

Публикации

  • 12 апреля 1961 года
  • Первый полет человека в космос. Как это было? | МИР 24 | Дзен
  • Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос — EADaily, 12 апреля 2017 — История
  • Первый полет человека в космос. Как это было? | МИР 24 | Дзен
  • Впервые человек совершил полет в космос
  • «С победой, братцы!» Как диктор Левитан сообщил миру о полете Гагарина | Аргументы и Факты

Первый полет в космос. Хронология событий случившихся ровно 55 лет назад

Третьим стал Андрей Митков, стартовавший в январе 1959-го, указано, что его ракета взорвалась спустя двадцать минут после отрыва от площадки. С четвёртым полётом, произошедшим в июне 1959-го, всё было необычно. Во-первых, летала женщина, Мирия Громова в более поздних вариациях — Мария , во-вторых, пилотировала она орбитальный самолёт вертикального взлёта. Некоторые исследователи пытаются проводить параллели с реальными запусками — с Капустина Яра тогда запускались ракеты с собаками на борту. Ледовский «летал» одновременно со «Спутником-2», поднявшим на орбиту Лайку, Шиборин совпадает по дате с запуском собак Пальма и Пушок. Откуда взяты имена, не очень понятно — «прототипом» Александра Ледовского, возможно, стал дипломат Андрей Ледовский, работавший тогда советником посольства в США. В позднейших перепечатках его иногда именовали Лодовским или Ледовских. Впрочем, скорее всего, все даты и имена просто высосаны итальянскими журналистами из пальца. Самое правдоподобное — сама концепция суборбитального полёта на переделанной баллистической ракете, но это как раз неудивительно, такая концепция была логична и реально разрабатывалась не только в СССР, но и в США проект Mercury , а до этого — в Германии. Собственно, Р-7, доставившая на орбиту Спутник и Гагарина, тоже в девичестве ядерная баллистическая ракета.

Вот только советские конструкторы от идеи суборбитального полёта почти сразу отказались, решив, что куда большее научное и пропагандистское значение будет иметь не короткий «подскок» за пределы атмосферы, а полноценный вывод аппарата на околоземную орбиту, пусть даже это будет простая капсула с передатчиком, а не обитаемый корабль. Суборбитальную ракету ВР-190 «Высотная ракета, потолок — 190 км» разрабатывали специалисты НИИ ракетной техники осенью 1945 года. Но проект не был доведён до завершения по упомянутой выше причине, к тому же он сильно отличался от описанного итальянцами. Экипаж состоял из двух человек, а высота полёта никоим образом не дотягивала до 186 миль. По изначальной задумке это было, как видно из названия, 190 километров в полтора-два раза меньше, в зависимости от того, какие именно мили журналисты имели в виду. В дальнейшем, исправив ошибки в расчётах, конструкторы и вовсе «урезали осетра» до 100-150 км. Про космический СВВП Мирии Громовой и вовсе можно лишь промолчать, для 1959 года это был совершенно недостижимый хайтек. Пристального рассмотрения материал итальянцев не выдерживал даже на момент публикации. Но ему повезло, немецкий учёный Герман Оберт, крупный авторитет в области ракетостроения, обронил в одном из интервью, что во время работы с командой Вернера фон Брауна слышал, будто СССР в 1958 году произвёл пилотируемый суборбитальный запуск с Капустина Яра, закончившийся катастрофой.

Оберт подчёркивал, что знает об этом исключительно с чужих слов и никакой достоверной информацией не располагает. Но эти «незначительные мелочи» мгновенно отвалились при перепечатке, и оказалось, что один из ведущих специалистов отрасли «подтвердил» байки агентства Continentale. В 1960 году возникла новая легенда, на сей раз основанная на реальном пуске. Это был беспилотный прототип того самого «Востока», на котором в следующем году полетит первый космонавт, и публика с радостью додумала детали этого полёта. Сразу с нескольких сторон возникли слухи, что никакой это не беспилотный прототип, что на борту находится живой человек и советские власти хотят объявить о его полёте только при успешном завершении, например, такую статью разместило американское агентство Associated Press. Полёт завершился неудачно, пробыв в космосе четыре дня, «Восток-1П» получил команду на спуск в атмосферу, но из-за сбоя системы ориентации вместо этого ушёл на более высокую орбиту, где находился около двух с половиной лет. Истории о якобы находящемся на корабле пилоте сразу же обрели трагический оттенок, бедолага умер страшной смертью в одиночестве, посреди ледяной пустоты космоса, исчерпав запас жизнеобеспечения. У него даже имя появилось. Так, британское агентство Reuters заявило, что на борту корабля находился Геннадий Заводовский, в реальности это был техник-испытатель Института авиационной и космической медицины, в котором и проработал до самой отставки в 1970-х годах.

Иногда называют фамилию Зайцев, без имени, тут о прототипе судить сложнее, фамилия распространённая. История обросла и другими подробностями — так, некоторые журналисты утверждали, что Заводовский-Зайцев смог выйти на связь с ЦУПом и его затихающий голос звучал жутко. Алексей Белоконов в барокамере В реальности, конечно, даже если бы вдруг на борт «Востока-1П» кто-то и решил посадить живого человека, этот человек стал бы мёртвым гораздо быстрее — система жизнеобеспечения и теплоизоляция на корабле отсутствовали в принципе. Вряд ли «нулевой космонавт» пережил бы даже старт. В сентябре того же 1960 года публика ждала нового громкого «космического» заявления от СССР.

Корабль стало колебать примерно на 90 градусов вправо и влево. Полного оборота не совершалось. По другой оси также колебательные движения с замедлением. В это время иллюминатор «Взора» был закрыт шторкой, но вот по краям этой шторки появляется такой ярко-багровый свет. Такой же багровый свет наблюдал и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе.

Слышно потрескивание. Я не знаю, или конструкция, или, может быть, расширяется тепловая оболочка при нагреве, или еще что, но потрескивает нечасто. Так, в одну или, может быть, две-три минуты иногда треснет. В общем, чувствуется, температура высокая была». Такой хлопок, затем толчок, вращение продолжалось. Затем чувствуется, начинается торможение, какой-то слабый зуд по конструкции идет, это заметил, поставив ноги на кресло. Потом этот зуд проходит. Здесь я уже занял позу для катапультирования, сижу, жду». Сквозь шторки, прикрывавшие иллюминаторы, я видел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки вновь прижали меня к креслу.

Они увеличивались и были сильнее, чем при взлете». Все колесом крутится — голова, ноги», — вспоминал Гагарин. Сотни корреспондентов разных стран мира штурмом брали здание Телеграфного агентства. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли… Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается».

Это был запасной вариант спуска с орбиты. Королев старался предусмотреть все мыслимые варианты нештатных ситуаций.

И делал все на тот момент возможное для их предотвращения и благополучного возвращения первого космонавта. Тюра-Там, стартовая позиция. Из дневника генерала Каманина: "Вместе с ведущим инженером корабля на лифте поднялся к верху ракеты и проверил шифр 145 логического замка. Логический замок работал нормально". Поясним: уже тогда на космическом аппарате наряду с дублированием всех систем была предусмотрена возможность ручного управления спуском с орбиты. Однако медики еще не знали наверняка, как отразится невесомость на психике человека и насколько адекватными будут действия космонавта с момент принятия важных решений. Чтобы космонавт в возбужденном состоянии не включил до времени тормозную двигательную установку ТДУ на спуск, и был придуман логический замок. А на пульте управления в кабине корабля была особая красная кнопка, закрытая предохранительной крышкой. Ключом-дополнением к ней служил логический замок.

Для включения ТДУ космонавт должен был нажать в строго определенном порядке три из девяти пронумерованных кнопок. Воспользоваться этим кодом можно было только на орбите, распечатав специальный конверт. Первые шаги в скафандре: Юрия Гагарина провожают к автобусу. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Подошел специально оборудованный автобус. Я занял место в "космическом" кресле, напоминавшем удобное кресло кабины космического корабля. В скафандре есть устройства для вентиляции, к ним подаются электроэнергия и кислород. Вентиляционное устройство было подключено к источникам питания, установленным в автобусе. Все работало хорошо. Автобус быстро мчался по шоссе.

Я еще издали увидел устремленный ввысь серебристый корпус ракеты, оснащенной шестью двигателями общей мощностью в двадцать миллионов лошадиных сил. Чем ближе мы подъезжали к стартовой площадке, тем ракета становилась все больше и больше, словно вырастая в размерах. Она напоминала гигантский маяк, и первый луч восходящего солнца горел на ее острой вершине. Юрий Гагарин и Герман Титов на втором плане по дороге к старту. Небо выглядело чистым, и только далеко-далеко жемчужно светились перистые облака. Так мог сказать летчик". Королев и маршал Москаленко в центре под объективом кинокамеры приветствуют Юрия Гагарина на стартовой позиции. Из него, поддерживаемый Е. Карповым вышел в ярко-оранжевом скафандре Юрий Гагарин и направился к членам Государственной комиссии: "Старший лейтенант Гагарин к полету на первом в мире космическом корабле-спутнике готов".

Потом было сделано заявление для печати и радио. Уже через несколько часов оно станет мировой сенсацией и останется в этом качестве навсегда. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: "До встречи в районе Куйбышева через несколько часов". Из мемуаров Бориса Чертока: "По двухчасовой готовности - "РГ" на стартовую площадку подъехал автобус с космонавтами. Провожавших и обнимавших Гагарина перед посадкой в лифт оказалось гораздо больше, чем предусматривало где-то оговоренное расписание. К счастью, скупые, но достоверные кадры кинохроники сохранились.

Это во многом заслуга кинооператоров студии "Моснаучфильм в спускаемом аппарате". Члены Госкомиссии провожают Гагарина к лифту пускового комплекса. Ивановского направился к лифту. Уже с площадки перед входом в кабину приветственно поднял обе руки - прощание с теми, кто оставался на Земле. Специалисты по скафандру, с одной стороны, О. Ивановский и В. Хильченко, с другой, помогают Ю. Гагарину подняться по двум ступенькам приставной лестницы, закинуть ноги и лечь в кресло. Закончив размещение, прощаются с ним, желают успешного полета.

По громкой связи звучит команда: "Всем, не занятым в работе, покинуть стартовую площадку! Из мемуаров Бориса Чертока: "Я спустился в бункер, посмотрел на сосредоточенно серьезных военных пультистов носителя, Пилюгина, пристроившегося в углу пультовой со своими консультантами, расположившихся в гостевой Москаленко и Руднева, убедился, что у следившего за пультами "объекта" Юрия Карпова тоже "замечаний нет". Юрий Быков из бункера начал проверку "Зари". Через десять минут связь с "Кедром" - такой позывной присвоили Гагарину - была установлена. До спуска Королева в бункер связь с Гагариным поддерживали из "гостевой" Каманин и Попович. Поднявшись из бункера, я доложил находившемуся на площадке Королеву, что по моей части замечаний нет, и получил разрешение отбыть на ИП-1". В 7:28 на связь с Юрием Гагариным вышел Сергей Королёв и принял его доклад о готовности. Затем космонавт по заданию главного конструктора радиосистем Ю. Быкова проверял средства связи.

Конструктор Олег Ивановский, который еще оставался рядом с Гагариным, показал ему расположение продуктов в кабине корабля. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность…". Эта "мелкая", по словам Каманина, заминка стоила нервов и вошла в историю того дня во множестве пересказов и почти легенд. А как было на самом деле? У входа в лифт. Ответ "Кедра" - "Чувствую себя превосходно".

Казалось, что все идет согласно графику подготовки, как было еще вчера при "контрольном прогоне"… Слесари-монтажники Н. Селезнев, В. Шаповалов и В. Морозов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате - закрывали люк. И вдруг доклад: "Нет КП-3! Нет КП-3! На центральном пульте управления в защищенном бункере, куда стекалась вся техническая информация, не засветился один из транспарантов, который должен сигнализировать о штатном закрытии люка прижиме крышки в спускаемом. Сигнала нет - стартовая готовность корабля не набирается… Все, кто это понимал, замерли в тревожном ожидании... Сергей Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку.

Как поняли меня? Кедр: Понял Вас правильно. Люк открыт, проверяют сигнализаторы. Заря-1 Королев : Ну, отлично, хорошо. Главный конструктор на связи с первым космонавтом. Фото: ТАСС Опытные, натренированные руки сумели открыть и снова закрыть тридцать замков на крышке люка, проверить ее на герметичность специальным приспособлением - "присоской" и установить теплозащиту люка. Все с облегчением вздохнули, когда из пультовой по громкой связи услышали доклад: "Есть контакт КП-3! Из мемуаров Бориса Чертока: "Только приехав на ИП, я узнал, что все же после посадки Гагарина в аппарат произошло ЧП: на пульте в бункере не загорелся транспарант, удостоверявший закрытие входного люка корабля. Повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта быстро проделали Ивановский и монтажник Морозов.

Со временем за неимением других замечаний, требовавших героизма стартовой команды, сей эпизод, постепенно обрастая драматизирующими деталями, вошел в устные и эпистолярные воспоминания о запуске первого человека в космическое пространство. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим". Кедр: Пока не дали. Заря-1 Королев : Понятно, это же музыканты: пока туда, пока сюда, не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич. Кедр: Дали про любовь. Заря-1 Королев : Дали музычку про любовь? Это толково, Юрий Алексеевич, я считаю.

Юрий Гагарин в корабле при отрытом люке. Объявляется 50-минутнаяя готовность, Королев по связи сообщил Гагарину, что все идет согласно графику. По двадцатиминутной готовности Н. Каманин и П. Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. К старту готов", - я пошел раздеваться. Быстро снял скафандр, гермошлем, комбинезон, надел "земную" одежду и отправился на пункт связи. Здесь собрались мои товарищи космонавты и можно было по трансляции слушать переговоры Земли с Юрием в ходе подготовки машины к старту.

В динамике раздался уверенный, с оттенком шутки голос Гагарина…". Чем жила в день старта Юрия Гагарина и накануне родина его дублера Германа Титова? Номера "Алтайской правды" за 9 , 11 и 12 апреля 1961 года. В последний раз до полета записаны медицинские данные Юрия Гагарина. Следует команда: "Минутная готовность! Она пройдет, и управление ракетой будет передано автоматике. В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А. Кириллова: "Ключ на старт! Всего на 50 миллиметров приподнялась многотонная, объятая пламенем конструкция, а фермы пусковой установки автоматически расходятся, оставляя стартующую ракету и корабль наедине с собой.

От нарастающего гула двигателей бункер дрожит, у людей закладывает уши. Старт ракеты с первым пилотируемым космическим кораблем "Восток" под управлением космонавта Юрия Гагарина на космодроме Байконур. Из дневника генерала Каманина: "Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально". Сейчас полетим в район приземления. Самолет плавно оторвался от бетонки, набрал высоту. Мы не отходим от установленного здесь репродуктора, слушаем, что происходит в эфире.

По сообщениям из космоса мы улавливаем детали и подробности, понятные только тем, кто непосредственно готовился к подобному полету". Из дневника генерала Каманина: "На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная". Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту. Из мемуаров Бориса Чертока: "Теперь быстро на "двойку". Там уже идут переговоры с Гагариным.

Слышимость отличная. Быков сияет. Его "Заря" впервые говорит из космоса голосом живого человека. Космический корабль "Восток-1" с космонавтом Ю. Гагариным на борту отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вышел на орбиту вокруг Земли.

Я никогда не слышала, чтобы так громко стучало мамино сердечко. Потом она мне рассказывала, что подумала: началась война.

Мамочка пережила войну в оккупации, без вести пропал её отец под Ленинградом, контуженный и дважды раненный вернулся мамин жених, который стал её мужем, отцом моим и моих братьев. Дослушав Левитана, мама всё поняла. Она сильно расплакалась от радости, начала меня целовать с головы до ног. Я, конечно, не могла понять таких её эмоциональных резко противоположных потрясений. Мы с ней, все выпачканные побелкой, с щётками в руках, выбежали со двора на свою улицу, где было уже много людей. Все плакали и кричали: «Ура! Все выбежали на улицу, держа в руках кто что: лопату, метлу, кастрюлю… Я такой всеобщей радости, слёз, объятий никогда больше не видела.

С криками: «Ура-а-а-а! А потом было всеобщее застолье прямо на улице с песнями и плясками». Оторвал страничку календаря: среда, 12 апреля. Так же как и сегодня, смотрю в окно: погода — прелесть, на небе — ни облачка, на деревьях появляются первые зелёные листочки. Зарядку не делаешь — не хочется, да и весь день впереди: и находишься, и набегаешься, и насидишься, и на физкультуре упражнения на брусьях, прыжки через козла и много ещё всякой всячины. Быстро умылся, поел, это уж дело святое, надел форму, галстук погладил и завязал, схватил портфель и айда в школу. По дороге встречаешь ребят, болтаем о том о сём, смеёмся, делимся планами на день.

Вот и школа. Первый урок. Середина второго урока. Ведёт урок директор школы. На уроке рабочая атмосфера — директора побаивались. Чрезмерно строг был, если что-то не так. Мог и за уши оттаскать.

Отчество его выскочило из памяти, Иван Полозков... Ученик отвечает у доски. Все внимательно слушают. Интересная тема — если не изменяет память, культура эпохи Возрождения. Да какая уж там эпоха Возрождения, когда раздаётся сильный стук в дверь. Даже директор испугался, не говоря о нас. Будто обезумев, в класс врывается наша классная, Татьяна Матвеевна, с радостным сообщением о полёте в космос первого в мире советского человека.

Главные события 1961 года в истории человечества

Хроника событий 12 апреля 1961 года. В ней детально расписаны события этого дня. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории совершил орбитальный облёт земли, став первым человеком в космосе. «Рамблер» рассказывает, как 12 апреля 1961 года стало днем первого полета человека в космос, почему выбрали именно Гагарина и что с ним произошло после.

"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах

Получился «кардибалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку над Африкой произошло это , то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит», — рассказывал космонавт.

Когда «Восток» вошел в более плотные слои атмосферы, спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Впереди было то, чего не ожидал даже Гагарин, — после входа в атмосферу загорелась обшивка капсулы, и струйки расплавленного металла потекли по стеклам иллюминаторов. Существует легенда, что в этот момент космонавт прокричал: «Я горю! Прощайте, товарищи». Место приземления не совпало с тем, на которое рассчитывали, — не в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области возле деревни Смеловка неподалеку от города Энгельс.

Причем Гагарин мог угодить прямо в ледяную воду Волги, но помогла хорошая подготовка летчика — управляя стропами, он ушел в сторону. В 10:53 10:55 , выполнив один оборот вокруг Земли, корабль завершил полет. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от нее отделяется и направляется назад.

Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда». В скафандре идти неудобно, но все-таки я иду. Смотрю, она так это неуверенно, тихонько ступает, ко мне подходит. Я подошел, сказал, что я советский человек, прилетел из космоса». К счастью, из трех заготовленных вариантов сообщений ТАСС пригодился счастливый.

Космонавта скоро забрали, хотя изначально плана торжественной встречи не было — на этом в последний момент настоял Никита Хрущев.

Тем более, что в 1976 году начались работы над сверхтяжелой ракетой-носителем «Энергия», которая стала лебединой песней выдающихся советских космических программ. После 1991 года приоритеты страны кардинально поменялись, в комическую отрасль неумолимо начали просачиваться «эффективные менеджеры», в девяностые и последующие годы наука и промышленность пережили разгром и «оптимизацию», в результате чего сейчас по Марсу колесят американские марсоходы, один из них с беспилотным вертолетом на борту, лидером по количеству космических запусков стал Китай, своя лунная программа и луноход имеется у Индии, а отечественная космонавтика если чем и прославилась, так это возбуждениями десятков уголовных дел по факту чудовищных хищений бюджетных средств при строительстве космодрома «Восточный». Если полвека назад, в 1970 году, СССР осуществил 88 космических запусков, то в 2020 году РФ отправила в космос всего 15 ракет. Для сравнения: США осуществили 37 запусков, а Китай — 39. Так, в 2019 году в космос было выведено 574 новых спутника различного назначения, из них американских — 389. Сколько бы ненавистники всего советского ни смеялись над космическими достижениями СССР, но цифры и факты вещь упрямая. И они более чем доходчиво доказывают и показывают очевидное: страна, запускающая по семь ракет в месяц — это не просто великая, а величайшая страна. Причем величайшая за всю историю человечества, потому что сложно представить, чтобы в обозримом будущем хоть одна страна была бы в состоянии осуществить 92 запуска в год. Такой результат даже для самых передовых и развитых стран, таких как США и Китай, и полвека спустя является недостижимым.

Несмотря на то, что сейчас ракеты отправляют в космос уже частники, а за последние годы разработано столько разнообразных космических программ, что от их обилия рябит в глазах. Но 92 запуска в год — это не рекорд. В разгар так называемого брежневского «застоя», когда будущие «эффективные менеджеры» и разрушители-«реформаторы» маскировались под верных ленинцев, в 1977 году СССР произвел 102 запуска, а в 1982 году — 108. Для сравнения: США произвели 26 запусков в 1977 году и 18 в 1982 году. Что первым человеком в открытом космосе также был гражданин СССР? И что первые женщины как на орбите, так и в открытом космосе тоже были гражданками СССР? И что до сих пор в мире не создано ничего более впечатляющего, чем система «Энергия-Буран»? Нет, ничего удивительного в этом нет. Когда в стране уделяется огромное внимание космонавтике, когда десятилетиями заботливо взращиваются и пестуются инженерные и научные кадры, когда отпущенные на космическую отрасль бюджетные средства не разворовывают всякие проходимцы, то тогда и получаются такие результаты, которые восхищают весь мир. И даже английская королева не считает зазорным сидеть за одним столом со скромным летчиком-майором, сыном плотника из смоленской глубинки, которого так проклинаемая многими и поныне советская власть сначала вырвала живым из немецкой оккупации, затем усадила за парту, затем в кокпит боевого самолета, а затем отправила к звездам.

А теперь к звездам все в большем количестве летают китайские и американские космонавты, а их российские коллеги латают таинственные дырки на МКС, борясь с утечкой кислорода.

Те рассказали ростовчанам о годах учебы и самом Гагарине. Он рассказывал о желании — в совершенстве овладеть летным искусством — и решил поступать в авиационное училище. Вскоре мечта его сбылась, — цитирует газета одного из сокурсников космонавта. Источник: Ренат Дайнутдинов 14 апреля в Ростове прошла демонстрация, посвященная подвигу Гагарина. На фотографиях оттуда — счастливые и довольные люди. Такие эмоции не подделать. Ровно в семь часов взвившиеся в небо ракеты возвестили о начале народного гулянья, — говорится в репортаже «Молота». Источник: Ренат Дайнутдинов Праздновали не только в Ростове.

В Новочеркасске, например, люди предложили дать Гагарину звание почетного гражданина города. Источник: Ренат Дайнутдинов 1 мая «Вечерний Ростов» в праздничном номере изобразил мальчика с красным флагом, на котором было написано «И я Юра».

Моменты невероятной радости людей! Все фото из коллекции Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Группа ленинградцев на Дворцовой набережной во время ликования по поводу полета в космос Ю. Демонстрация ленинградцев на Невском проспекте в честь полета Ю. Гагарина в космос. Группа студентов Ленинградского электротехнического института связи с транспарантом в честь полета Ю.

Содержание

  • Как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
  • Факты о первом полете человека в космос
  • История первого полета человека в космос: полёт Гагарина 12 апреля 1961 года
  • Сообщение ТАСС от 12 апреля 1961 года — Викитека
  • Что произошло 12 апреля: день в истории - Новости

55 лет назад Гагарин триумфально открыл эру пилотируемой космонавтики

В ночных клубах устраиваются тематические вечеринки. Юные конструкторы в День космонавтики запускают модели ракет. Первые лица страны в День космонавтики официально поздравляют работников космической отрасли, вручают премии и награды. Главные праздничные мероприятия проходят в столице.

Лекции, на которых рассказывают историю покорения космоса и показывают работу Международной космической станции, проходят московском планетарии, а в большой обсерватории устраивают экскурсии, где желающие в телескопе могут рассмотреть Луну и звезды. Интересные факты В октябре 1957 запустили первый спутник, который пролетал всего 92 дня. Лайка — первая собака, которая в 1957-м побывала в космосе — она обречена была изначально и погибла от перегрева через несколько часов после запуска аппарата «Спутник-2».

Собаки Белка и Стрелка оказались более удачливыми — за ними закрепилось первенство освоения космического пространства. Советский космический корабль «Восток» совершил суточный полет с возвращением на Землю с собаками Белкой и Стрелкой на борту в августе 1960. Первыми облетели вокруг Луны черепахи — советский корабль Зонд-5 с черепахами на борту совершил путешествие вокруг спутника в 1968-м.

Черепах выбрали для этой миссии, так как они выносливы и не требовательны к пище и воздуху.

Но в 1961 году всё было впервые. До Гагарина никто не знал, способен ли человек выдержать испытание космосом. Так, в некоторых публикациях того времени преимущественно зарубежных отмечалось, что невесомость может вызвать безумие, что перегрузка просто «расплющит» тело человека.

Было и много других страхов от неизвестности. Когда мир услышал голос Гагарина из космоса, человечество увидело, что космоса не следует опасаться - его нужно исследовать. Гагарина прозвали героем всего мира, его встречали повсюду как триумфатора, куда бы он ни приезжал. Первенство Гагарина неоспоримо.

Первопроходцем стал советский летчик Юрий Гагарин. Известие о его успешном полете произвело колоссальное впечатление на всех в мире. В СССР устроили большой народный праздник, чтобы отметить это событие. Улицы и площади Москвы заполнились людьми, все читали новости в газетах и обсуждали полет. Официальная встреча Юрия Гагарина была тщательно подготовлена руководством города. Все мероприятия были запланированы на 14 апреля и четко расписаны. План мероприятий Моссовета сохранился в Главархиве Москвы. Юрия Гагарина встречали в аэропорту Внуково в 12 часов дня: самолет доставил его из Саратовской области, где приземлилась капсула ракеты, в Москву.

Над аэродромом звучали приветственные лозунги в адрес первого героя-космонавта. Из аэропорта Хрущев и Гагарин со своей супругой Валентиной направились в город в открытой машине, украшенной цветами, в сопровождении почетного эскорта мотоциклистов.

Александр Ледовский, запущенный в ноябре 1957 года, сумел подняться на высоту 186 миль над уровнем моря, но потом связь с ним была потеряна. В феврале 1958 года его судьбу повторил Серентий Шиборин. Странное имя «переводят» на русский в разных источниках по-разному, где-то как «Терентий», где-то как «Сергей». Третьим стал Андрей Митков, стартовавший в январе 1959-го, указано, что его ракета взорвалась спустя двадцать минут после отрыва от площадки. С четвёртым полётом, произошедшим в июне 1959-го, всё было необычно. Во-первых, летала женщина, Мирия Громова в более поздних вариациях — Мария , во-вторых, пилотировала она орбитальный самолёт вертикального взлёта.

Некоторые исследователи пытаются проводить параллели с реальными запусками — с Капустина Яра тогда запускались ракеты с собаками на борту. Ледовский «летал» одновременно со «Спутником-2», поднявшим на орбиту Лайку, Шиборин совпадает по дате с запуском собак Пальма и Пушок. Откуда взяты имена, не очень понятно — «прототипом» Александра Ледовского, возможно, стал дипломат Андрей Ледовский, работавший тогда советником посольства в США. В позднейших перепечатках его иногда именовали Лодовским или Ледовских. Впрочем, скорее всего, все даты и имена просто высосаны итальянскими журналистами из пальца. Самое правдоподобное — сама концепция суборбитального полёта на переделанной баллистической ракете, но это как раз неудивительно, такая концепция была логична и реально разрабатывалась не только в СССР, но и в США проект Mercury , а до этого — в Германии. Собственно, Р-7, доставившая на орбиту Спутник и Гагарина, тоже в девичестве ядерная баллистическая ракета. Вот только советские конструкторы от идеи суборбитального полёта почти сразу отказались, решив, что куда большее научное и пропагандистское значение будет иметь не короткий «подскок» за пределы атмосферы, а полноценный вывод аппарата на околоземную орбиту, пусть даже это будет простая капсула с передатчиком, а не обитаемый корабль.

Суборбитальную ракету ВР-190 «Высотная ракета, потолок — 190 км» разрабатывали специалисты НИИ ракетной техники осенью 1945 года. Но проект не был доведён до завершения по упомянутой выше причине, к тому же он сильно отличался от описанного итальянцами. Экипаж состоял из двух человек, а высота полёта никоим образом не дотягивала до 186 миль. По изначальной задумке это было, как видно из названия, 190 километров в полтора-два раза меньше, в зависимости от того, какие именно мили журналисты имели в виду. В дальнейшем, исправив ошибки в расчётах, конструкторы и вовсе «урезали осетра» до 100-150 км. Про космический СВВП Мирии Громовой и вовсе можно лишь промолчать, для 1959 года это был совершенно недостижимый хайтек. Пристального рассмотрения материал итальянцев не выдерживал даже на момент публикации. Но ему повезло, немецкий учёный Герман Оберт, крупный авторитет в области ракетостроения, обронил в одном из интервью, что во время работы с командой Вернера фон Брауна слышал, будто СССР в 1958 году произвёл пилотируемый суборбитальный запуск с Капустина Яра, закончившийся катастрофой.

Оберт подчёркивал, что знает об этом исключительно с чужих слов и никакой достоверной информацией не располагает. Но эти «незначительные мелочи» мгновенно отвалились при перепечатке, и оказалось, что один из ведущих специалистов отрасли «подтвердил» байки агентства Continentale. В 1960 году возникла новая легенда, на сей раз основанная на реальном пуске. Это был беспилотный прототип того самого «Востока», на котором в следующем году полетит первый космонавт, и публика с радостью додумала детали этого полёта. Сразу с нескольких сторон возникли слухи, что никакой это не беспилотный прототип, что на борту находится живой человек и советские власти хотят объявить о его полёте только при успешном завершении, например, такую статью разместило американское агентство Associated Press. Полёт завершился неудачно, пробыв в космосе четыре дня, «Восток-1П» получил команду на спуск в атмосферу, но из-за сбоя системы ориентации вместо этого ушёл на более высокую орбиту, где находился около двух с половиной лет. Истории о якобы находящемся на корабле пилоте сразу же обрели трагический оттенок, бедолага умер страшной смертью в одиночестве, посреди ледяной пустоты космоса, исчерпав запас жизнеобеспечения. У него даже имя появилось.

Так, британское агентство Reuters заявило, что на борту корабля находился Геннадий Заводовский, в реальности это был техник-испытатель Института авиационной и космической медицины, в котором и проработал до самой отставки в 1970-х годах. Иногда называют фамилию Зайцев, без имени, тут о прототипе судить сложнее, фамилия распространённая. История обросла и другими подробностями — так, некоторые журналисты утверждали, что Заводовский-Зайцев смог выйти на связь с ЦУПом и его затихающий голос звучал жутко.

«С победой, братцы!» Как диктор Левитан сообщил миру о полете Гагарина

Когда 12 апреля 1961 года гражданин СССР Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космическое пространство, западные СМИ, разумеется, поняли, что событие необходимо как-то осветить. Эта среда, 12 апреля 1961 года, до сих пор перед его глазами. «12 апреля 1961 года космический полет Юрия Гагарина открыл новую эру в развитии цивилизации. «Рамблер» рассказывает, как 12 апреля 1961 года стало днем первого полета человека в космос, почему выбрали именно Гагарина и что с ним произошло после. Кадр из кинохроники (инсценировки событий 12 апреля 1961 года) старта космического корабля «Восток».

12 апреля 1961 года

12 апреля 2024 года в России отмечается День космонавтики, приуроченный к первому полету в космос Юрия Гагарина. 12 апреля 1961 года случилось событие, определившее по большому счету весь ХХ век: Юрий Гагарин, первым среди землян, сумел преодолеть оковы тяготения и облететь вокруг планеты. Когда 12 апреля 1961 года гражданин СССР Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космическое пространство, западные СМИ, разумеется, поняли, что событие необходимо как-то осветить. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» на орбиту Земли стартовал первый космонавт Юрий Гагарин. 3 апреля 1961 года вышло постановление Президиума ЦК КПСС и СМ СССР об осуществлении полета человека в космическое пространство.

Человек с голливудской улыбкой, или как в Москве встречали Юрия Гагарина

Годы триумфа После исторического полёта Юрия Гагарина на корабле «Восток» и его триумфального возвращения, гордости советской страны не было предела. С того самого дня, 12 апреля 1961 года, имя Гагарина стало синонимом невероятного героизма и мужества. Все газеты захлёбывались хвалебными одами первому человеку, полетевшему в космос. Тогда немногие знали, что на самом деле пришлось пережить Юрию Алексеевичу. После своего исторического полёта в космос Юрий Гагарин стал героем. Во всех официальных источниках подчёркивалось безупречное техническое состояние космического корабля «Восток» и всех его систем.

Создавалась стойкое ощущение того, что от пилота требовалось лишь крепкое здоровье и солидная доля смелости, чтобы перенести полёт. Как оказалось позднее, дело обстояло совсем не так. В процессе были очень серьёзные проблемы. После незапланированного приземления в Саратовской области Гагарина сразу увезли в обкомовский особняк города Куйбышева. Там он дал подробный отчёт о полёте.

Эти документы три десятка лет хранились под грифом «совершенно секретно». Лишь относительно недавно стало известно с какими серьёзными рисками пришлось столкнуться прославленному лётчику-космонавту. В испытаниях этого аппарата планировалось использовать одного из самых подготовленных космонавтов - Владимира Комарова. План миссии состоял в том, что сначала должен был взлететь «Союз-1» с космонавтом на борту. Потом планировался запуск корабля «Союз-2» с тремя членами экипажа.

Владимир Комаров. Миссия предполагала состыковку двух космических кораблей в космосе. Пилот с первого аппарата перебирался на второй. Вместе все должны были триумфально возвратиться на родную Землю. На корабле «Союз» ещё не было герметичного стыковочного туннеля.

Космонавту нужно было выйти в открытый космос, чтобы присоединиться к экипажу «Союза-2». Блестящая сверхамбициозная идея должна была возвеличить страну Советов и её фантастические достижения в области космонавтики. Идеальный космонавт Для этой миссии был избран безупречный кандидат. Владимир Комаров носил высокое звание Героя Советского Союза. Заслужил он его за свой первый космический полёт в октябре 1964 года.

Кроме того, лётчики были закадычными друзьями. Вместе они ходили на охоту, встречались семьями и даже иногда выпивали. Владимир Комаров и Юрий Гагарин были близкими друзьями. В важной миссии «Союз» Гагарин должен был стать дублёром Комарова. В назначенное время они вместе отправились на полигон Байконур.

Накануне запуска состоялся торжественный митинг при участии высоких лиц государства и всех пилотов. Владимир Комаров выступил на мероприятии с речью. Он был абсолютно спокоен и уверен в себе. На митинге Комаров выступил с речью. Леонид Брежнев хотел, чтобы историческое событие состоялось аккурат к 1 мая.

Партийные чиновники оказывали огромное давление на команду разработчиков «Союза».

А уважения к научному труду, к мастерству рабочих — всё меньше. Пора возвращаться к мирной системе ценностей, в которой космические подвиги — на первом плане. К кому обратиться за воспоминаниями о Юрии Гагарине, о Сергее Королёве — о героях того дня, 12 апреля 1961 года?.. Наш современник и друг Георгий Михайлович Гречко начал работать в «фирме Королёва» задолго до гагаринского полёта — как учёный-баллистик. Он — молодой выпускник ленинградского Военмеха — участвовал в подготовке запуска первого Искусственного спутника Земли!

А гораздо позже, оставаясь исследователем, стал космонавтом, трижды успешно работал на орбите. Он известен всей стране как один из лучших бортинженеров в истории космонавтики и остроумный собеседник. Гречко Георгий Михайлович Чего только не было в жизни неутомимого исследователя! Ленинградская коммуналка, оккупация на Украине, увлечение физикой, мечта о космосе. Работа у Королёва со студенческой скамьи, первый искусственный спутник Земли, Подлипки, экзамены на космонавта, травма, долгие годы неблагодарного, но важного труда в дублёрах. Наконец, полёт!

Гречко — синоним надёжности Гречко стал первопроходцем двух уникальных орбитальных станций. Трижды работал в космосе. Он вырастил горох в космической оранжерее, он в космосе починил телескоп, который с честью послужил науке. В истории космонавтики Гречко — это синоним надёжности, страстного научного поиска, интеллекта и остроумия. Народ запомнил его по открытой широкой улыбке. Он, воспитанный на книгах Рынина и Казанцева, умеет рассказывать о космосе популярно, даже шутливо.

За каждой шуткой — сложный подтекст, который можно было бы раскрыть в диссертационной манере. Но серьёзный исследователь Г. Гречко предпочитает азартный, репризный стиль. Все помнят гагаринское «Поехали! По возрасту Гречко старше Гагарина, но в космос полетел на 14 лет позже первопроходца. Полетел со словами: «Поехали на работу!

Неудачных космических экспедиций в биографии Георгия Михайловича не было, каждый из трёх полётов стал важной главой в истории космонавтики и науки. Ему интересно жить. Он удивительно телегеничен — возможно, потому, что Георгия Гречко действительно интересует то, о чём его спрашивают. Он был замечательным ведущим цикла «Этот фантастический мир» и первого ток-шоу «Спор-клуб». Истину он ищет повсюду — и в космосе, и в лабораториях, и в книгах, и в телевизионных дискуссиях… Когда мы пересматриваем запись какого-нибудь спектакля или концерта семидесятых или восьмидесятых годов — в зале почти всегда можно заметить Георгия Михайловича. Внимательно и лукаво он всматривается в мир.

Давно можно было заподозрить, что это взгляд талантливого мемуариста. И вот перед нами книга, в которой — черты эпохи, ворох сенсаций, несколько выразительных портретов великих современников: Королёва, Гагарина, Раушенбаха, Высоцкого… И не только рассказ о собственных космических подвигах, но и боль за будущее российской космонавтики, о котором Георгий Михайлович судит честно и беспощадно. Он из эпохи созидателей, для которых и невозможное было возможным. Дважды Герой Советского Союза, забытый наградными комиссиями последнего двадцатилетия. Человек, с которым интересно жить на одной планете, а тем более — в одной стране.

Это было невероятно! Сотни газет во всех странах перепечатывали фотографию с изображением Юрия Гагарина: первого человека, дерзнувшего покинуть Землю и отправиться в космос.

Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт планеты перед полётом Вспомним их заголовки: Daily Worker дважды публиковало статьи о полёте Гагарина: 12 апреля: «Первый человек в космосе» и 13 апреля: "Коммунист в космосе! Все публикации уместить в одной статье просто невозможно. Разумеется, писали об этом событии и в советской прессе. Он сообщил человечеству о первом в истории полете человека в космос. Позже, как снежный ком, стали появляться публикации во всех газетах Советского Союза, "Комсомольская правда" 13 апреля 1961 года о полёте Юрия Гагарина: "Человек в космосе!

Ровно так же было заготовлено три текста сообщения ТАСС о первом полёте человека в космос: на случай успешного полёта, на случай поисков космонавта, а также на случай катастрофы. Перед полётом «Востока-1» произошло ЧП. При проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска.

Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив датчик и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлён в запланированное время. Во время заключительной стадии полёта Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи! Дело в том, что до Гагарина никто не имел чёткого представления о том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблём плотных слоёв атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий лётчик, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин. Известные кадры съёмки переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королёва на командном пункте — это имитация, сделанная в более поздний период. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит — в момент реального старта им было просто не до этого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий