Но видели ли мы, чтобы у Ирана был ядерный материал, который можно легко использовать в качестве оружия?
Есть ли у Ирана ядерное оружие?
Иран и Израиль обменялись ракетно-дроновыми ударами, что дополнительно обострило и без того непростую обстановку на Ближнем Востоке. Но видели ли мы, чтобы у Ирана был ядерный материал, который можно легко использовать в качестве оружия? Июль 2015 года: Иран и шесть мировых держав заключили долгосрочное соглашение о проверке и значительном сокращении возможностей Ирана по производству материалов для ядерного оружия.
Bild: Иран может создать ядерное оружие в течение нескольких недель
В-пятых, иранские ядерные ракеты не будут представлять реальной опасности нашей стране. Россия имеет эшелонированную систему ПРО, которая предназначена для отражения американских ударов, куда против нее Тегерану? А с другой стороны, таких уж непримиримых противоречий между ИРИ и РФ нет, по ключевым вопросам у нас понимание, и есть опыт успешного сотрудничества в Сирии. Наконец, успешная реализация военной составляющей ядерной программы Тегераном означает, что Иран окажется под западными экономическими санкциями на бессрочной основе. Для России это тоже выгодно, поскольку иранская нефть де-факто будет навсегда исключена из свободного обращения на международном рынке.
Напротив, Кремлю невыгодно возвращение ИРИ в «ядерную сделку» и снятие с нее ограничительных мер. Это если называть вещи своими именами. В сухом остатке выходит, что получение Ираном ядерного арсенала станет большим геополитическим поражением наших прямых противников. От «беспредельной войны», что сейчас ведет против него Тегерана Израиль, Тель-Авив будет вынужден совместно с Соединенными Штатами перейти к «Холодной».
Так ли это ужасно? Если посмотреть на непримиримых врагов Индию и Пакистан, то те вполне себе сосуществуют. Оговоримся, что мы ни в коем случае никого ни к чему не призываем, поскольку очевидно, что Тегеран раньше или позже сам успешно завершит свою ядерную программу.
С 1958 г. В 1967 г. В 1968 г. Для реализации плана в 1974 г. В 1974—1977 гг. Бушир и французской фирмой Framatom мощностью 950 МВт неподалёку от г. После Исламской революции в Иране 1979 г. В 1980-х гг. В 1990-х гг. В этой связи Иран был вынужден развивать атомную отрасль, опираясь в основном на собственные силы. В период правления президента Ирана Мохаммада Хатами 1997—2005 страна взяла курс на улучшение отношений с западными странами: между правительством Хатами и «европейской тройкой» Франция, Германия и Великобритания были заключены Саадабадский договор 2003 и Парижское соглашение 2004 о временном приостановлении Ираном работы по обогащению и переработке урана. Махмуд Ахмадинежад, сменивший в 2005 г.
Соединенные Штаты, Франция, Германия и Чехия совершают военные преступления, о чем не стоит забывать, добавил он. Говоря о перспективах, политолог отметил, что если Иран продолжит эти атаки и они будут успешными, то есть опасность, что Израиль может ответить ядерным оружием. В еврейском государстве есть определенная прослойка населения, указывает Вароли, которая была бы рада такому развитию событий. Еще один сценарий заключается в том, что Соединенные Штаты через несколько дней или недель, если эти атаки продолжатся, могут осуществить стратегические бомбардировочные рейды против Ирана. И, если это произойдет, то исламская страна может ответить атакой на американские корабли в Персидском заливе и Аравийском море, прогнозирует Вароли.
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
«Будут плакать и те, и другие». Станет ли Иран причиной третьей мировой войны
Применение ядерного оружия даже малого радиуса действия в нашем районе вряд ли возможно, так как будут задеты столицы близлежащих государств и полностью Газа и Палестинская автономия. Мы помним, что было на Украине в 1986 году Чернобыльская катастрофа — прим. А это не был взрыв, а была лишь утечка. Мы стоим перед угрозой. Но у нас есть возможности ответить, если Иран нанесет ядерный удар. Но я думаю, что до этого не дойдет, потому что кое-какие подводные лодки, даже в надводном состоянии иногда проходят по Суэцкому каналу в южном направлении. Есть и другие возможности.
Однако Иран выбирал объекты военного назначения, и мы знаем, что в итоге была поражена только одна израильская военная база на юге, и то незначительно.
К тому же, как признаются сами иранцы, существенная часть запущенных средств поражения не были оснащены боевой частью и представляли собой буквально болванки для отвлечения внимания. Помимо демонстрации готовности ответить, союзникам Ирана по оси сопротивления также было показано, что Тегеран готов нанести удар непосредственно по Израилю самостоятельно, в случае когда это необходимо. Каков потенциал эскалации в ближневосточном регионе Я думаю, что ситуация складывается достаточно взрывоопасная. Но если все стороны будут действовать в рамках каких-то рациональных соображений, то возможность эскалации, скорее всего, будет минимальной. Впрочем, для меня уже упоминавшийся удар Израиля по иранскому консульству в Дамаске был уже иррациональным актом. Я нахожу единственный ответ на вопрос, зачем он был нужен: чтобы втянуть США в войну в попытке сохранить власть лично Биньямина Нетаньяху. На мой взгляд, в Тегеране как раз повели себя гораздо рациональнее, удерживая свой ответ в определенных рамках.
И когда кто-то говорит, что теперь Израиль не сможет не ответить на действия Ирана, он очевидно ошибается. Конечно, может — не ответить и закрыть тему. Израиль должен быть занят происходящим в секторе Газа и «Хезболлой» на северном фронте, а не Ираном. Пока израильтяне взяли паузу. Посмотрим, что будет дальше. Сможет ли Иран когда-нибудь мирно сосуществовать с Израилем Конечно, Иран не хочет сосуществовать с Израилем. Но еще более радикальную позицию можно услышать от йеменских хуситов и ХАМАС, где для последних сам факт существования Израиля — экзистенциальный.
Первый вариант предполагает смену политического режима в Иране. Предположим, что власти в этом случае кардинально поменяют свою внешнеполитическую ориентацию — как это было, например, при последней шахской династии Пехлеви. У нее с Израилем были вполне нормальные отношения, как и с США. Все друг с другом уживались. Второй вариант, предполагающий сохранение правящего иранского режима, достаточно эфемерен. Ситуацию теоретически могло бы изменить создание независимого Палестинского государства, однако этот проект практически задушен, учитывая оккупацию Израилем ряда палестинских территорий и блокаду сектора Газа. Соответственно, будет сохраняться конфликтный потенциал.
Глава ОАЭИ далее указал, что теперь высокомерие знает, что у него нет другого выхода, кроме дипломатии, и что западные страны признали Иран ядерной страной.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
«Началось то, чего боялся весь мир»: во что может вылиться конфликт Ирана и Израиля
Гросси: МАГАТЭ не видит признаков наличия у Ирана ядерного оружия | Асафов также предположил, что в случае появления у Тегерана ядерного оружия Запад может на какое-то время от него «отстать», чтобы разобраться, какое именно оружие есть у Ирана и сколько его. |
CNN: Иран попросил Россию поддержать его ядерную программу | Таким образом, с большой вероятностью Иран может стать через год ядерной державой. |
Главные новости
- Начнется ли на Ближнем Востоке третья мировая война
- Гросси: МАГАТЭ не видит признаков наличия у Ирана ядерного оружия - Новости
- Вароли оценил риски ядерной войны после ответного удара Ирана по Израилю
- Какое отношение может иметь Израиль к взрыву на ядерном объекте в Иране? | Аргументы и Факты
- В Иране заявили, что Запад смирился с наличием ядерной программы у страны
Персидский путь: сможет ли Иран стать государством-ядром на Ближнем Востоке?
Асафов также предположил, что в случае появления у Тегерана ядерного оружия Запад может на какое-то время от него «отстать», чтобы разобраться, какое именно оружие есть у Ирана и сколько его. Высокие переговорщики со стороны Ирана и США возобновили встречи по Совместному всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной программе (СВПД). Сведения о наращивании в Иране ускоренными темпами работ по обогащению урана содержатся в опубликованном на днях отчёте ые державы призывают Иран немедленно остановить работы по обогащению урана и замедлить развитие иранской. Однако входить в клуб ядерных держав de jure Иран не намерен, он желает оставаться в таком же положении, что и Израиль, то есть быть ядерной державой «по умолчанию».
Глава МАГАТЭ заявил об отсутствии свидетельств наличия у Ирана ядерного оружия
Соединенные Штаты, Франция, Германия и Чехия совершают военные преступления, о чем не стоит забывать, добавил он. Говоря о перспективах, политолог отметил, что если Иран продолжит эти атаки и они будут успешными, то есть опасность, что Израиль может ответить ядерным оружием. В еврейском государстве есть определенная прослойка населения, указывает Вароли, которая была бы рада такому развитию событий. Еще один сценарий заключается в том, что Соединенные Штаты через несколько дней или недель, если эти атаки продолжатся, могут осуществить стратегические бомбардировочные рейды против Ирана. И, если это произойдет, то исламская страна может ответить атакой на американские корабли в Персидском заливе и Аравийском море, прогнозирует Вароли.
Впрочем, эти утверждения не получили официального подтверждения. Пока же Тель-Авив постоянно сигнализирует о намерении нанести удар по ядерным объектам Ирана с помощью стелс-самолета F-35I "Адир". Кроме того, поскольку к 2025 году Израиль получит от США самолет-заправщик KC-46A, у него появятся дополнительный арсенал средств дальнего радиуса действия, который позволит нанести удар по военным и ядерным объектам Ирана, если Исламская Республика продолжит придерживаться своей программы. На вопрос, может ли присутствие в стране зенитно-ракетных комплексов С-400 осложнить ситуацию для Израиля, иранский военный эксперт Патарамес в интервью EurAsian Times заявил: "Иран находится на пороге создания ядерного оружия. Если Израиль сочтет нужным вступить в конфликт, чтобы остановить ее, он конечно может попытаться это сделать. Апогеем такого конфликта станет нападение Ирана на жизненно важные израильские цели, на что Тель-Авив может ответить примерно 3-4 ядерными ударами по ядерным объектам Ирана. Так что, нет. С-400 не станет для них причиной для нападения на Иран".
Су-35 будут преследовать израильские истребители или препятствовать их дозаправке". Читайте также: Немецкий оборонный концерн Rheinmetall скупает по Европе подержанные танки Leopard Далее в статье отмечается, что для нанесения удара по Ирану Израиль пытается заручиться поддержкой Соединенных Штатов. Однако Вашингтон, по уши погрязший в конфликте на Украине, предпочел бы не поддерживать эту авантюру. Военные эксперты также предупреждают, что любая подобная атака против Ирана может перерасти в крупный региональный конфликт.
Это геноцид в Палестине, в Газе — вот почему сегодня мы видим эту атаку», — указал Вароли. Иран, говорит журналист, бомбит Израиль не просто так, а чтобы защитить палестинский народ от геноцида. И это прописано как в международном праве, так и в уставе ООН: если страна совершает геноцид против другой нации, страны мирового сообщества имеют право защищать людей, которые являются жертвами этого. Соединенные Штаты, Франция, Германия и Чехия совершают военные преступления, о чем не стоит забывать, добавил он. Говоря о перспективах, политолог отметил, что если Иран продолжит эти атаки и они будут успешными, то есть опасность, что Израиль может ответить ядерным оружием.
Впрочем, атака на самый важный объект - подземный завод по обогащению урана, скрытый под горой Фордо, является наиболее технически сложной задачей, и не факт, что Израиль обладает необходимыми для этого вооружениями. Однако США, которых также не устраивают попытки создания Ираном ЯО, и которые сообщили, что «все варианты на столе», могут поставить Израилю те или иные средства для более мощных атак на ядерную программу Ирана, или даже могут сами принять участие в некоторых атаках. Кроме того, Израиль заинтересован в ликвидации иранских предприятий, производящих баллистические ракеты, крылатые ракеты и дроны. В связи с этим заслуживает внимания второе сообщение. Израильское издание Jerusalem Post пишет о загадочном нападении Ирана на коммерческое судно «Campo Square». Некий «воздушный объект» поразил это судно, следовавшее транзитом через Индийский океан, примерно в 300 морских милях от берегов Индии и Омана. Подробности инцидента стали известны лишь неделю спустя, 17 февраля.
Причем, атака последовала за нападением на тихоокеанское судно «Циркон» 15 ноября, которое было совершено иранским беспилотником «Шахед-136», запущенным из Чабахара. По поводу самой последней атаки издание Al-Monitor сообщило, что «по крайней мере, один иранский беспилотник был нацелен на связанный с Израилем коммерческий танкер в Аравийском море 10 февраля, причинив незначительный ущерб и это подтвердил в пятницу американский военный чиновник, знакомый с инцидентом». В прошлом Иран неоднократно нападал на торговые суда, в том числе связанные с Израилем, в указанном регионе.
Израиль продолжает угрожать ударами по Ирану
- Иран – de facto ядерная держава
- Гросси: МАГАТЭ не видит признаков наличия у Ирана ядерного оружия
- Николай Стариков
- Экономика сопротивления
Какое отношение может иметь Израиль к взрыву на ядерном объекте в Иране?
Ядерная угроза: во что может вылиться конфликт Израиля и Ирана | У Ирана может появиться ядерная бомба уже через несколько недель, утверждает «Институт науки и международной безопасности» (ISIS). |
Запад признал Иран ядерной державой - Иран.ру | По словам эксперта, у Тель-Авива нет вооружения, чтобы поразить расположенные глубоко в скалах иранские ядерные объекты. |
Журнал Международная жизнь - Вокруг иранской ядерной проблемы: между эскалацией и деэскалацией | Но видели ли мы, чтобы у Ирана был ядерный материал, который можно легко использовать в качестве оружия? |
Sorry, your request has been denied. | У Ирана может появиться ядерная бомба уже через несколько недель, утверждает «Институт науки и международной безопасности» (ISIS). |
Начнется ли ядерная дуэль между США и Ираном
Технически консульство Ирана является суверенной иранской территорией, что делает это самым открытым нападением на иранскую землю за последние годы. Эксперт по Ирану Сима Шайн из израильского Института по изучению национальной безопасности, в свою очередь, заявила, что Тегеран в течение недели может получить достаточно урана для производства атомной бомбы. Иран приблизился к возможности создавать ядерное оружие. Асафов также предположил, что в случае появления у Тегерана ядерного оружия Запад может на какое-то время от него «отстать», чтобы разобраться, какое именно оружие есть у Ирана и сколько его.
В МАГАТЭ опровергли заявления о разработке в Иране ядерного оружия
Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Он добавил, что враги-империалисты понимают: им остаётся только дипломатия, им пришлось принять Иран в качестве ядерной державы. Напомним, у Эслами 3 марта состоялась встреча с главой МАГАТЭ Рафаэлем Гросси, уведомившим Тегеран о намерении заключить с ним соглашение в рамках восстановления ядерной сделки Совместного всеобъемлющего плана действий.
Если страна вступит в конфликт, то поднимется вопрос о религиозном противостоянии. Война потребует милитаризации экономики. Палестинские организации Израиля тут же окажут сопротивление. Иран сам часто говорит о том, что необходимо ввести режим нераспространения ядерного оружия. Религиозные разногласия с соседями также вряд ли приведут к открытому противостоянию. У США в большинстве стран Аравийского полуострова расположены военные базы. То есть военное разрешение проблемы является невозможным.
Распространение ядерного оружия остается одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день.
Не исключен вариант, при котором будет заблокирован Ормузский пролив, через который проходит около трети 17 млн баррелей в сутки международной нефтяной торговли. В этом случае от снабжения отрезаны будут в первую очередь азиатские страны. Нелегко придется и таким крупным импортерам как Китай, Южная Корея и Япония. Совершенно реален вариант, при котором цены на нефть подскочат до 150 или даже 200 долларов за баррель, а на многих рынках возникнет физический дефицит горючего. Для России эффект может быть двойственным. С одной стороны, цены на нефть резко вырастут, что хорошо, как для российских нефтяников, так и для бюджета, который получит резкую прибавку нефтегазовых доходов.
С другой стороны, на топливном рынке может возникнуть дисбаланс, который приведет к росту цен на горючее внутри страны — нефтяники будут пытаться использовать благоприятную конъюнктуру на все сто, и простыми запретами здесь проблему не всегда возможно разрешить. Кроме того, настолько бурные события наверняка подстегнут глобальную инфляцию, которая так или иначе перетечет в Россию, что обнулит все последние усилия Банка России по поддержанию ценовой стабильности. В целом, в экономических интересах РФ — сохранение стабильной обстановки и мира, пусть и хрупкого, на Ближнем Востоке.
Есть ли у Ирана ядерное оружие?
У ливанской «Хезболлы» армия многочисленнее и оснащеннее, чем у большинства государств Ближнего Востока. ХАМАС и его союзники из других организаций, как мы видим по последнему полугодию, — тоже очень профессиональные и высоко мотивированные боевики. Соответственно, если считать, что варварская акция ХАМАС 7 октября 2023 года была репетицией уничтожения Израиля, то удар в ночь на 14 апреля можно считать генеральной репетицией. Иран впервые ударил по Израилю напрямую, со своей территории, хотя солидарно с ними били по Израилю и традиционные прокси-силы: из Ливана, из Ирака, из Йемена. Ударом со своей территории Тегеран дал понять, что больше не будет себя ничем ограничивать.
Все остальные снялись с тормозов? В отличие от Москвы, Тегеран не занимается больше теориями по поводу мирного процесса и каких-то переговоров. Турецкая пресса смеется над Тегераном и обзывает Иран желтым земляным червяком, который только обещает уничтожить Израиль, а ничего не делает. А это болезненно, потому что в Иране очень много тюркского населения, которое по всем расчетам Эрдогана должно стать частью тюркского мира.
Кстати, и Якутия с Алтаем, по мнению нашего «друга» тоже часть тюркского мира. Анкара мысль о создании своей империи с повестки не снимает. И куда в этой ситуации деваться персам? Только — становиться сильнее.
Бить Израиль, чтобы Турция мотала на ус, а не смеялась.
Ведь по большому счету все они асимметричны и в современных условиях растет как раз частотность взаимодействия разнотипных и асимметричных во всех смыслах субъектов. И это обстоятельство, как очень тонко замечает Л. Дериглазова, «нацеливает нас на предположение о наличии в мире своего рода стихийного механизма регулирования или саморегулирования множественных асимметрий в международных отношениях» [Дериглазова Л. Корректируя мысль русского классика и его современных явных или неявных последователей, скажем: так оно и есть, за исключением фактора стихийности. В ситуациях типа той, которая сложилась сегодня вокруг Ирана и его ЯП, хорошо видно, что действует очень большое количество игроков.
И у всех из них свои интересы и свои предпочтения. По сути, любой кризис - это всегда сложный «комплекс» взаимоотношений тех или иных акторов, с присущей только ему «архитектурой» - комплекс, который создает как общий фон кризиса, так и общие рамки возможного урегулирования, чем заметно влияет на ход переговорного или, как в нашем случае, - квазипереговорного процесса. Поэтому конкретный вариант разблокирования любых тупиковых ситуаций, подобной иранской, будет определять баланс сил всех вовлеченных в процесс акторов, их соответствующие возможности и ресурсы. И решающим фактором здесь могут оказаться вовсе не усилия посредников, пусть и самых искусных, а втянутость в процесс заинтересованных сторон, как это было, на-136 пример, на Балканах, а еще раньше в Восточном Тиморе, или как это сегодня обстоит на западе Судана - в многострадальной провинции Дарфур. Поэтому из самых разных вариантов урегулирования таких острых региональных «узлов противоречий», как иранский, в итоге может реализоваться самый «невероятный». Но только на первый взгляд, поскольку именно он в итоге может устроить заинтересованные стороны.
Особенно это верно в тех ситуациях, когда посредники лишь формально сохраняют рамку третьей стороны, а по большому счету, посредниками-то и не являются, выступая в качестве тех же самых заинтересованных сторон. Прежде всего коснемся еще одного - пожалуй, ключевого - вопроса. Речь пойдет о подлинных причинах СИК. С нашей точки зрения, геополитическая подоплека этого кризиса состоит в том, что возвышение Ирана как сильного и весьма влиятельного игрока на мировой «шахматной доске» знаменует собой серьезный сдвиг силовых полей на всем Ближнем и Среднем Востоке и является едва ли не главным препятствием, которое стоит на пути утверждения тотального контроля США над этим стратегически важным регионом мира во исполнение амбициозного проекта «Новый Великий Ближний Восток». Именно в этом состоит «невралгический узел» всей иранской проблемы. Что же касается такого важного, но в данном случае вторичного момента, как необходимость сохранения режима нераспространения ЯО, то для официального Вашингтона это не более чем тщательно разработанный политический дискурс, которым он умело прикрывает свои претензии к Тегерану.
Хотя странное дело «нелояльность» к ДНЯО таких государств, как Израиль, а также не участвующих в этом договоре Индии и Пакистана1 почему-то остается без его особого внимания. Всего В этой связи нельзя не согласиться с мнением Д. Суслова, который, говоря о провозглашенной Дж. Это квинтэссенция нынешней американской стратегии. Очевидно, что для Ирана подобная перспектива не только неприемлема, но угрожает самому развитию и выживаемости страны, как они видятся всеми частями иранской элиты - от клерикалов до либералов. Статус Ирана как региональной "великой державы" и даже регионального гегемона, тем более обладающего ядерным оружием, несовместим с концепцией управляемости региона Соединенными Штатами.
В то же время окончательная потеря контроля над регионом Ближнего и Среднего Востока означает кризис идентичности для США как единственной сверхдержавы, осуществляющей миросистемное регулирование, и дестабилизацию международной системы в целом. Именно в этом, по нашему мнению, главное противоречие между США и Ираном, которое, оставаясь в плоскости анализа "США -Иран", разрешить невозможно курсив наш. Но эта основополагающая задача, которую решают США, а именно достижение полной управляемости и подконтрольности Ближнего и Среднего Востока, имеет, с нашей точки зрения, и чисто «нефтяное измерение». Нельзя не согласиться с мнением таких блестящих аналитиков, как Ю. Дроздов и С. Илларионов, которые пишут: «Серьезным последним шагом американского руководства в направлении установления своего контроля над нефтяными полями и путями доставки нефти из региона стала оккупация Ирака, располагающего весьма значительными запасами углеводородов.
Теперь США нужен полнейший контроль как минимум над Ормузским проливом, наглухо "запирающим" Персидский залив и являющимся стратегическим ключом к путям нефтяного транзита из его акватории. Тот, кто будет контролировать Ормуз- же ядерных держав в мире девять. Пять из них — «легитимные» обладатели ядерного оружия США, Россия, Великобритания, Франция и Китай , а четыре — «нелегитимные » их мы назвали выше. Как максимум, Америке желателен еще и контроль над всем южным побережьем и нефтяными запасами Ирана, сравнимыми с углеводородными богатствами поверженного Ирака. Таким образом, стратегические интересы США и Ирана несовместимы, если не сказать что они - диаметрально противоположны друг другу. Никакое существенное, принципиальное соглашение между ними, даже если оно и будет достигнуто, не может стать долгосрочным и обречено сыграть лишь роль тактической паузы» [Дроздов Ю.
Таким образом, если говорить о том, кто из местных акторов мог бы по-настоящему бросить вызов американскому проекту «Новый Великий Ближний Восток», то можно назвать только одну державу, способную на такой шаг - это Иран. Оказывая влияние на значительный сегмент мусульманского мира так называемый шиитский пояс , он не только имеет свой оригинальный национальный проект, который свидетельствует о все большем отходе нынешних иранских лидеров от первоначальных идеалов исламской революции и об их сдвиге к обычному национализму, но и проводит целенаправленную политику по его реализации. С нашей точки зрения, современный Иран демонстрирует нечто большее. Стремительно набрав обороты в течение последних лет, сегодня Иран готов к мощному рывку. Можно даже констатировать факт резкого усиления, своеобразного возвышения этого государства на фоне всех других государств регионального масштаба Турции, Саудовской Аравии и даже некогда всесильного Израиля. Вполне естественно, что в этих условиях меняются политические устремления Ирана как серьезного игрока, который начинает заметным образом влиять даже на мировую политику.
И надо ли удивляться тому, что эта страна объективно превращается в главное препятствие, стоящее на пути утверждения тотального контроля со стороны США над «зоной пересечения крупных силовых линий, связывающих Дальний Восток с Африкой и Европу с Индией» [Лохаузен Й. Теперь о важнейших чертах или характеристиках иранского кризиса. С нашей точки зрения, их две. Во-первых, являясь таковым, СИК показывает, что его главные действующие лица демонстрируют практически арсенал средств борьбы, в котором есть все что угодно, все возможные несиловые и силовые способы воздействия на противника, пока за исключением использования средств прямого, то есть непосредственного, военного противоборства. Подчеркнем, однако, что это жесткое противостояние мощных, хотя и разных по силам держав, которое находится на грани перерастания обычных средств борьбы от экономических санкций до информационно-психологической войны в настоящие военные действия с применением самых разных видов оружия. И что интересно: обе конфликтующие стороны при этом не очень заботятся о том, чтобы использовать возможности кризисной дипломатии.
Под ней обычно понимается тщательно продуманная деятельность со стороны конкретного государства, озабоченного развитием событий в ситуации кризиса, в который оно оказалось вовлеченным, когда это государство предпринимает реальные шаги в направлении снижения вызванной этим кризисом международной напряженности, а также недопущения его тяжелых последствий для своей национальной безопасности. Одним словом, в нашем случае как раз та ситуация, которая теоретически точно описана известным отечественным специалистом М. Лебедевой: «Несмотря на резкое ухудшение в отношениях, кризис тем не менее не обязательно влечет за собой войну, -указывает она. Однако возможен и другой вариант развития событий, а именно: когда стороны все сильнее начинают проявлять враждебный характер по отношению друг к другу, - тогда за кризисом переломной точкой следуют вооруженные действия и далее развязывается вооруженный конфликт» [Лебедева М. Во-вторых, современный иранский кризис - это типичный асимметричный конфликт, поскольку в него вовлечены, с одной стороны, внерегиональный игрок в лице единственной сверхдержавы современного мира, а с другой - крупный игрок регионального масштаба с явной претензией на сверхдержавный статус, по меньшей мере в пределах «своего» региона. Возможно, это один из 140 первых провозвестников асимметричных конфликтов будущего, о которых в свое время говорил такой маститый ученый-международник, как Р.
Но еще более вероятны конфликты, в которых вовлечена одна из великих держав и средней величины противник курсив наш. Но в нашем случае это еще своеобразный своего рода парадоксальный асимметричный конфликт, когда вроде бы «более слабый противник способен нанести серьезный ущерб и даже навязать свою волю более сильному, а сильный противник не всегда может отстоять свои интересы и подчинить слабого» [Дериглазова Л. Данное обстоятельство придает еще меньшую системную связанность и без того фрагментированному сегменту мирового пространства, каким в условиях постбиполярного мира является Ближний и Средний Восток. Конечно, умозрительно говоря, после бесславного завершения операции в Афганистане и разворота на все 180 в Ираке можно допустить, что Вашингтон потеряет интерес к «Великому Пятиморью» и, соответственно, поумерит свой пыл в его северной оконечности - в Черноморско-Каспийском регионе. Но пока этого не видно, тенденции к охлаждению в отношении данного региона у Вашингтона не просматривается. США продолжают свою политику по закреплению на сопредельных с Ираном территориях, хотя, может быть, с меньшим, чем прежде, рвением, но гораздо более осмотрительно, действуя в том числе и чужими руками прежде всего Саудовской Аравии и Турции.
США продолжают свое прицеливание к нему и в прямом, и в переносном смысле. Отсюда и шаги американцев навстречу Азербайджану в плане разыгрывания талышской карты, вплоть до стремления использовать здесь объекты военной инфраструктуры бывшего СССР [см. Отсюда и попытка Вашингтона склонить на свою сторону нейтральный Туркменистан с настойчивыми «просьбами» разрешить посадки американских военных самолетов на его аэродромах, на что тот, видя благосклонность Вашингтона и его союзников, отвечает все большей самостоятельностью в веде- нии международных дел и, в частности, шагами, которые де-факто все больше дистанцируют его от России [см. США не прочь использовать в своих интересах и «особую позицию» Узбекистана в региональных делах, который после известных событий в Андижане в 2005 г. США хотели бы закрепиться и в пакистанской части Белуджистана, но мешает позиция официального Исламабада, который все больше ориентируется на тесное сотрудничество с Пекином. Последний же, которому Пакистан выгоден как стратегический союзник против Индии и как кратчайший путь для транзита углеводородов в Синьцзян, уже закрепился здесь имеет свою базу в Гвадаре [см.
Но и Иран - не какое-нибудь обычное государство. Современный Иран - это не просто субъект международного права. И уж тем более это не государство, обладающее фиктивным или ограниченным суверенитетом. Применительно к нему специалисты по международным отношениям употребляют иногда термин «состоявшееся государство». Но это характеристика страны с формально-политической точки зрения. Если же взять более глубокий план - культурно-цивилизационный, то здесь картина еще более интересная.
Иран представляет собой во многом уникальную страну с древнейшей го-сударственнической традицией. Исторически он всегда существовал как империя сначала - шахская, сегодня - управляемая духовенством. До революции 1979 г. Кроме того, по классификации С. Хантингтона, Иран - это стержневое государство, образующее ядро особой цивилизацион-ной точнее говоря, субцивилизационной плиты - персидской. Одновременно с этим данное государство, в котором шиизм джа-фаритского толка, который уходит своими корнями в иранскую и индоарийскую ведическую культуру, является государственной религией, образует ядро внушительного шиитского ареала на 142 Ближнем и Среднем Востоке.
И события последнего времени в Магрибе и на Ближнем Востоке привели к попыткам Ирана усилить свои позиции в регионе, причем ключевой целью стали как раз те территории, на которые распространяются претензии Ирана, а также страны, где шиитские общины либо дискриминированы правящими суннитскими режимами, либо дистанцированы от политических процессов [см. Что еще представляется важным отметить: Тегеран умело воспользовался ситуацией, которую создала смена власти в Вашингтоне, связанная с уходом Дж. Чейни и Д. Рамсфелдом и приходом демократа Б. Обамы, пытавшегося поначалу выглядеть «голубем», с демонстративным отказом от риторики «исламо-фашизма» и заигрыванием с миром ислама в духе его нашумевшей речи в Каире. Передвижка в высшем американском истеблишменте объективно создала хоть и небольшой, но все-таки вакуум влияния США в регионе и в целом - в исламском мире, чем Тегеран не преминул воспользоваться.
Он стал набирать политические обороты, небезуспешно тесня США с занятых ими «площадок». Тем более что у Ирана есть собственное понимание того, как мог бы быть переформатирован Ближний и Средний Восток, свой проект «Большого Исламского Ближнего Востока», на что в свое время была ориентирована инициатива Хатами. Базой этого стало наращивание экономического и военного потенциала Ирана. Любопытно, но факт: одновременно с воцарением в Белом доме в конце января 2009 г. Обамы спустя буквально две недели Иран вывел собственный искусственный спутник земли «Омид» и сделал это с помощью собственной ракеты-носителя «Сафир-2». И ничего страшного в том, что «Омид» недолго тогда проработал на орбите он быстро сгорел в атмосфере.
С помощью ракеты того же класса в июне 2011 г. Иран успешно вывел на орбиту новый ИСЗ -«Рассад-1» [см. Иранский спутник.. Важнее другое: он дал Западу, и прежде всего США, понять, что, во-первых, у него помимо ядерной есть серьезная ракетная программа, а во-вторых, со времен запуска «Омида» Иран де-факто стал полноправным членом клуба космических держав и - подчеркнем особо - первой космической державой в исламском мире. Тегеран никогда особо и не скрывал устремлений стать региональной сверхдержавой, не прятал своего желания выстроить мини-империю на том пространстве, где до недавнего времени США пытались строить «процветающий, демократический и независимый Большой Ближний Восток». Этот проект оказался не очень успешным, и активные иранцы не без успеха стали заниматься «утилизацией» некоторых сегментов ближневосточного пространства - прежде всего, естественно, в арабских странах, вызывая в них смешанные чувства.
Анализируя этот важный момент, известный эксперт В. Сегодня Иран явно на подъеме и восхождение его стремительно. Кто будет этому противиться? Какое чувство в этих условиях испытывает арабский мир к Тегерану? Скорее, дружеское, если, конечно, не принимать в расчет желание саудовских правителей «отсечь голову иранской гадюке». Однако отношение и к правящей в Эр-Рияде династии тоже очень спорное.
Несмотря на то что она носит священный титул «хранителей исламских святынь», былая сервильность по отношению к США, да и нынешняя зависимость саудитов от Вашингтона арабами не забывается! Поэтому брожение в арабском мире в конечном счете на руку Тегерану. В этой связи В. Во всяком случае, если мир, не без сожаления и горечи, все же признает упадок Америки, то об Иране говорят все, что угодно, но в немощи и несостоятельности не уличают» [Ас-Самарани В. Как же на все это смотрят США? Не имея возможности действовать в регионе, как это было раньше при Дж.
На самом-то деле он как раз «при чем». Просто теперь Вашингтон намеревается действовать изобретательнее, более хитро. Не сказать, чтобы «арабская весна» оказалась для него как снег на голову. Вовсе нет. Во-первых, разного рода американские фонды, «мозговые тресты» и стоящие за некоторыми из них разведслужбы немало сделали для того, чтобы обосновать сами принципы распространения вируса этих «революций» и отработать соответствующий инструментарий в виде новомодных «твиттер-технологий» и использования социальных сетей ЕасеЪююк и др. Но вашингтонские стратеги все же пропустили начало этой «весны», как-то легковесно подошли к тому, что здесь подспудно зрело и к чему в итоге привело [см.
Уже потом, как бы вослед бегущему поезду попытались вскочить на его подножку. События второй половины 2011 г. Каддафи, не утихающие беспорядки в Сирии и Йемене вновь показали миру характер ведения ими международных дел, далеко не сдавших в архив древностей свои испытанные средства: «тихую» и не очень. Всего же, по некоторым данным, в летних «лагерях демократии», организованных американцами, прошло интенсивное обучение 150 тыс. И все они впоследствии стали участниками революции на улицах Каира и других египетских городов [см. Все вышесказанное так или иначе показывает, что на «площадке» Ближнего и Среднего Востока в клинче сошлись непримиримые и достаточно сильные конечно, каждый по-своему соперники: США и Иран.
Точнее сказать, они асимметрично сильные -один сильнее в одном, другой - в другом. А это значит, что они одновременно и слабые опять-таки: кто - в чем! Как результат: в целом зависшая ситуация. Она, естественно, имеет свою подспудную динамику, но внешне выглядит как патовая - как равновесие противоположных тенденций, которые обусловлены действиями различных сил, вовлеченных в иранский кризис. Но, как мы знаем, любое политическое равновесие - «вещь динамичная», оно всегда временное. Рано или поздно ситуация меняется.
Она не может не меняться. Спрашивается: что же дальше? Но не столько от них самих, сколько от соотношения сил между условно говоря «проамериканским» и «проиранским» лагерями. Если первый составляет комплекс в той или иной степени комплементарных отношений США и Израиля вместе и порознь с властями «Свободного Куд-ристана» на севере Ирака , Саудовской Аравией, Иорданией, монархиями Персидского залива, а также в меньшей степени Грузией и Азербайджаном с вертикально замкнутыми на него отношениями, исходящими от ЕС и НАТО, то второй лагерь выглядит более сложным комплексом, причем в последнее время он слабеет. Его образуют два сегмента: «горизонтальный» - в виде комплементарных отношений Ирана с Сирией, «Хезболлой» в Ливане, ХАМАС в секторе Газа и исламистскими группировками на Синае, влиятельными проиранскими силами в Ираке, «Братьями-мусульманами» в Египте, Суданом и Эритреей, зейдитскими племенами хути на севере Йемена, с опорой Тегерана на такие «колонны поддержки», как значительные персидские диаспоры в регионе 300 тыс. Кроме того, дальнейшее развитие событий вокруг Ирана будет зависеть и от позиции двух таких держав, как Индия и Турция.
Преодолеет ли Индия при всей своей энергозависимости от Ирана ту негативную динамику, которая не без участия США наметилась во взаимоотношениях двух этих стран в последнее время, или нет? Выйдет ли Турция, внешне проводящая резкую антиизральскую кампанию, из-под влияния США, найдет ли Анкара со своим неоттоманизмом место вне американского проекта «Нового Большого Ближнего Востока» все-таки сегодня по ряду позиций она находится в режиме позитивного взаимодействия с Тегераном? От этого также в немалой степени будет зависеть расклад сил вокруг Ирана и его ЯП. Брюссель при этом не выходит за рамки подыгрывающей США стороны, к тому же весьма ослаблен институциональным кризисом и системными неполадками в зоне евро. Итак, на какие же варианты развязки СИК мы в принципе выходим? До недавнего времени по крайней мере до наступления 2010 г.
Если рассмотреть их в диапазоне «неприемлемый - предпочтительный» в обоих случаях имеются в виду инте- 1 Кстати сказать, Москва, которая давно и активно работает с Ираном в таких сферах, как ядерная энергетика, авиакосмическая отрасль, военно-техническое сотрудничество и морские транспортные коммуникации [см. К сожалению, как отмечает целый ряд экспертов, к реализации силового сценария вокруг Ирана Россия готова меньше, чем кто-либо из других крупных игроков в Евразии. Более того, как очень точно фиксирует ситуацию Д. Евстафьев, оказывается, что Россия - это единственный подобного рода игрок, у которого вообще не просматривается повестка дня на случай пресловутого «что-то будет, если... Такой вариант, безусловно, имел бы катастрофические последствия и для самого региона, и для мира в целом. Здесь были возможны подварианты, а именно: а полномасштабное вторжение США на территорию Ирана с применением сухопутных войск плюс к этому будут использованы силы и средства других видов или родов войск ; б США могли ограничиться воздушными ударами по объектам нефтяной или газовой инфраструктуры Ирана, а также энергетическим объектам например, по югославскому сценарию 1999 г.
Осирак с целью предотвратить появление у С. Хусейна ядерного потенциала, или по типу бомбардировки военного объекта в сирийском городе Дайр аз-Зор в сентябре 2007 г. США же лишь поддержат эту израильскую атаку, то есть будут присутствовать на этом театре военных действий, но как бы «за кадром» - могут действовать силами диверсионных групп спецназа, активировать свою агентуру в проблемных для Тегерана регионах, проводить мощную «пиаркампанию» и т. В этой ситуации на него могло бы оказываться все большее давление вплоть до применения самых жестоких санкций, и он в итоге оказался бы в полной международной изоляции. Это неизбежно повлекло бы за собой превращение Ирана в «страну-изгоя» со всеми вытекающими из этого последствиями как для Ближнего и Среднего Востока, так и для мира в целом. При этом фактическое «торпедирование» Ираном режима нераспространения ЯО только подстегнуло бы его в стремлении обзавестись собственным ЯО, а заодно с этим стало мощнейшим стимулом для большого числа «пороговых» и «предпороговых» государств к развитию собственных ядерных программ и приобретения ЯО.
Мы уже не говорим о том, какую «свободу рук» получили бы разного рода террористические группировки, давно уже лелеющие мечту о том, как бы обзавестись такого рода ОМУ. В этом случае на Ближнем и Среднем Востоке произошел бы существенный сдвиг в пользу «российско-китайского» силового поля и, соответственно, усилился градус напряжения по всей линии соприкосновения его со своим евроат-лантическим визави. Ключевым моментом тогда стало бы вступление Ирана в ШОС, где он и так уже является весьма заинтересованным наблюдателем. Это позволило бы Тегерану, во-первых, беспрепятственно, но играя по правилам, утвержденным Россией и Китаем, продолжить утверждение своей стратегии в Центральной Азии, а во-вторых, обеспечить возможность выбраться из международной изоляции, куда его загнали США [см. Но в этом случае Тегерану пришлось бы выполнить одно непременное условие членства в этой организации: предоставить «шосовцам» полную гарантию соблюдения им режима нераспространения как известно, в ШОС это требование рассматривается как важнейший принцип обеспечения мира и не оставить даже намека на милитаристский характер реализуемой им ЯП. Иначе говоря, речь идет о применении со стороны международного сообщества в отношении Ирана политики «вовлечения» engagement и стратегических компромиссов [см.
Это могли бы быть проекты типа того, что в свое время предложила Тегерану Москва тогда речь шла о создании международной сети ядерных центров по обогащению урана под контролем МАГАТЭ , или в духе небезызвестного проекта КЕДО, который предусматривал создание международного консорциума по развитию энергетики на Корейском полуострове, но в котором Москва, увы причем по своей вине , не смогла принять действенного участия1. Международное сообщество отменяет все наложенные на 1 Стоит напомнить, что в тот период времени, когда формировался международный консорциум КЕДО, Москва избрала для себя не очень продуманную 150 эту страну в разные годы санкции. Такой повторимся ситуация представлялась нам до 2010 г. К концу зимы того же года обстановка вокруг Ирана несколько изменилась если можно так сказать, несколько упростилась , поскольку обозначались три возможных варианта дальнейшего развития событий [см. Конечно, степень результативности этой меры до конца не была тогда ясна, но многие эксперты были склонны считать, что других более или менее эффективных мер мер жесткого, но невоенного! Причем ясно, что при таком варианте развития событий дело вовсе не ограничилось бы уничтожением ядерных объектов этой страны и ракетных пусковых установок.
Для того чтобы минимизировать опасность ответных действий Тегерана, необходимо было в кратчайшие сроки вывести из строя всю систему военного и политического управления и связи, разрушить ключевые компоненты вооруженных сил, а также ни в коем случае не допустить блокирования Персидского залива. Для этого потребовались бы массированные авиационные и ракетные удары, активные действия ВМС вблизи иранских берегов, возможно, точечные действия спецназа. Однако полной уверенности в успехе такого рода кампании у экспертов как не было, так и нет. Однако международное сообщество оказалось глухо к этому пожеланию Москвы. Эта «троица» сценариев продержалась недолго. В июне 2010 г.
После обнародования доклада Ю. Ямано ситуация кардинально не изменилась. И на сегодняшний день в повестке дня иранского кризиса для тандема «США - Израиль» и поддерживающей их Европы остаются те же три сценария. Два из них вполне определенные: а жесткий - действовать исключительно силой, поставить-таки Иран на колени, нанеся ему военный удар, и б мягкий - все-таки отступиться от этой страны, сдать позиции и признать в итоге свое поражение. Третий - не вполне определенный, а именно: использовать «оружие» санкций, постоянно их ужесточая. Иначе говоря, в отношении Ирана Запад по-прежнему стоит перед дилеммой: «бить или не бить!
Не рискуя пока идти на радикальное решение в ту или иную сторону , оппоненты Тегерана вновь и вновь избирают паллиативное решение, не меняющее ситуацию в принципе, а именно: используют против непокорных аятолл «оружие» санкций, двигаясь по линии их ужесточения. Для Тегерана все это, конечно, неприятно, достаточно болезненно, но не смертельно.
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Да Не сейчас 18 апреля 2024, 21:46 Тегеран пересмотрит ядерную доктрину, если Израиль решит ударить по атомным объектам Ирана Иран сегодня пообещал пересмотреть свою доктрину в сфере ядерной безопасности, если Израиль решит ударить по иранским атомным объектам. Представитель Корпуса стражей исламской революции — элитного формирования Вооруженных сил Ирана — предупредил: армии известны координаты израильских ядерных центров.
Во-вторых, этот американский аналитик сетует, что обладание Тегераном ядерного оружия приведет к усилению его влияния в регионе и появлению у него чувства «эйфории», поскольку ядерный арсенал — это серьезнейший фактор сдерживания потенциальной внешней агрессии. И вновь зададимся вопросом, а так ли это плохо, если в мире станет на одну по-настоящему суверенную державу больше? Тем более, державу, которая является геополитическим противником Соединенных Штатов. Враг моего врага - мой друг, разве нет?
В-третьих, появление у Ирана ядерной бомбы станет сдерживающим фактором для Израиля, печально знаменитого своими убийствами граждан Исламской Республики, задействованных в ее ядерной программе, и регулярными авиационными атаками по объектам иранской военной инфраструктуры в Сирии. Если от этого внешняя политика Тель-Авива в отношении своих соседей станет менее агрессивной, так ли это плохо? Непонятно, почему данная проблематика всегда рассматривается исключительно с израилецентричных позиций? Что, евреи какие-то особенные, а иранцы уже не люди что ли? Какое вообще дело до национальных интересов Израиля, например, России? Это ведь, на минуточку, главный союзник США в регионе Ближнего Востока, который постоянно бомбит нашего собственного союзника в лице Сирии.
В-четвертых, если Тегеран обзаведется ядерным арсеналом, то Пентагону придется вкладывать огромные средства в развитие и постоянную модернизацию противоракетной обороны своих ближневосточных баз, Израиля и союзных арабских монархий. С точки зрения национальных интересов России, так ли это плохо, если наш главный геополитический противник будет нести бремя дополнительных военных расходов?