прославлении около 30 местночтимых (почитаемых в пределах какой-то одной епархии) святых, в том числе легендарных участников Куликовской битвы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби и благоверного князя Ярослава Мудрого, передает РИА Новости. Князь Ярослав Мудрый прославлен Русской православной церковью в лике святых.
Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого
Три интересных факта о памятнике. Создавая лицо князя, Олег Комов воспользовался реконструкцией лица Ярослава Мудрого, которое по его черепу создал известный скульптор и антрополог Михаил Герасимов. Существует легенда, что, устанавливая фундамент, строители обнаружили под ним древний подземный ход или водопровод, который идет от музея-заповедника в сторону главпочтамта. Но достоверно этот факт никто не подтверждает. В 2002 году вдова и соавтор скульптора Олега Комова Нина Ивановна подала иск в суд на Центробанк за изображение памятника Ярославу Мудрому на тысячерублевой купюре. Комова сочла, что Центробанк нарушил закон об авторских правах. Однако в результате затяжного процесса суд отказался удовлетворить этот иск. По указанию Николая I он был разобран, как не соответствующий своему значению. В начале XX века планировалось построить новый памятник и даже были собраны на это деньги, но в итоге они были потрачены на празднование юбилея дома Романовых. Где еще есть скульптуры благоверному князю?
Скульптура князя украшает памятник 1000-летия Ярославля на Стрелке. Открыт в 2010 году. Еще один «сборный» памятник, на котором можно увидеть фигуру Ярослава Мудрого, - памятник 1000-летия Руси в Новгороде. Князь здесь держит в руках пергаментную рукопись знаменитой «Русской правды» - старейшего свода законов. Открыт в 1862 году. Кстати, в Новгороде в 2012 году в фойе главного корпуса Новгородского государственного университета, носящего имя святого князя, установили его бронзовый бюст. Здесь Ярослав Мудрый изображен сидящим, его взгляд устремлен в сторону Софийского собора. В руках князь держит макет Софии Киевской. Открыт в 1997 году.
Уникальна эта скульптура еще тем, что представлена в двух почти одинаковых вариантах: один расположен напротив Золотых ворот, а второй — на Андреевском спуске. Памятник ныне расположен на земляном возвышении, которое специально сделали искусственно в виде небольшого кургана. Метал, из которого изготовлена скульптура — бронза. Сам же князь сидит, а в руках держит уменьшенный макет Софиевского собора, который является его «детищем», созданным еще в середине XI века. Поэтому если вы случайно где-то услышите про скульптуру под названием «мужик с тортом» - не удивляйтесь. Так ласково и шутя в народе называют памятник Ярославу Мудрому. Памятник князю, автору первого писаного закона Киевской Руси «Русская правда», стоит у стен Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого. Здесь князь тоже изображен сидящим, в руках он держит раскрытую книгу. Открыт в 1999 году.
Памятник Ярославу Мудрому, основателю крепости Юрьев - предку города Белая Церковь - располагается у стен Белоцерковского краеведческого музея на древней Замковой горе. Бронзовый Ярослав шагнул вперед, в его правой руке грамота об основании города Юрьева в 1032-м году. Открыт в 1983 году. История не терпит жизни ровной Того, кто хочет в ней оставить след. И только вздумай кто жить мирно и бескровно, Тому в истории, увы, уж места нет. Высокий взлёт, глубокое падение; Поход, восстание, война, война, война... Всё терпит Русь, как будто наваждение С проклятьем на себе несёт она. Русь древняя, что сладкая приманка, Переживала за набегом злой набег. И становилась Русь то нищей оборванкой, Казалось, доживающей свой век; С единым центром-Киевом - в пример, Чтобы князьки междуусобными делами Не накликали вновь ворожеских химер.
И было так, что кто идёт войною, Кто нападает на соседа иль врага, Тот становился местным, но героем. О нём народ не забывал тогда. А кто старался на свои рамены Взвалить святую Русь и возродить, Над тем народ не поднимал знамены, А на пирах и вовсе мог забыть. Князь Ярослав, что свято верил в Русь, Решил духовно возродить столицу... Но прежде он задумал: "Пусть Оставлю я в истории страницу!
Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, как местночтимого подвижника благочестия, началось сразу после его преставления 1054 г. Само погребение в храме а мощи великого князя, как известно, почивают в Софиевском соборе в древности свидетельствовало об особых заслугах почившего перед Церковью, поэтому перед его могилой совершались панихиды либо даже молебны, разрешавшиеся иногда священноначалием, чтобы с возношением молитв о нем до некоторой степени было воздаваемо ему почитание.
Голубинский в известном труде «История канонизации святых в Русской Церкви» приводит свидетельство Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называет святым. Видимо, нашествие монголо-татарских полчищ не позволило довести до логического завершения почитание — канонизацию с составлением службы не только благоверному князю Ярославу, а и многим другим подвижникам благочестия домонгольского периода. Тем не менее, имя святого Ярослава Мудрого находим во всех полных каталогах русских святых — святцах, которые с начала XVII века помещались не в богослужебных книгах, а выходили особыми самостоятельными изданиями. Святой благоверный князь Ярослав поминается в литийной молитве «Спаси, Боже, люди Твоя…» на службе всем святым в земле Русской просиявшим, составленной святым исповедником Афанасием Сахаровым , епископом Ковровским.
Это печать Ярослава Мудрого XI века. Находку сделали в 1994 году во время археологических исследований на Троицком раскопе. С именем князя Ярослава связаны два важнейших события новгородской, а по существу — всей русской истории.
В 1019 году, окончательно утвердившись на правлении в Киеве, Ярослав в награду за помощь в этом дал новгородцам «Правду и Устав». Документ описывал льготы, на которые городские управленцы ссылались всегда, когда приглашаемые ими князья пытались ущемить вечевую свободу. А в 1030 году Ярослав Мудрый открыл в Новгороде первую на Руси школу.
Князь Владимир утвердил своего сына на престоле в Ростове.
Став князем, Ярослав расширял свои владения. Захватив поселение Медвежий Угол, на его месте он устроил город, который назвал Ярославль. Когда умерли князья Вышеслав и Владимир, начались междоусобицы. Воцариться на княжеском престоле в Киеве хотели многие.
Святополк, старший сын князя Владимира, убил Бориса и Глеба, а также хотел погубить Ярослава. Тот узнал о планах вероломного правителя благодаря сестре Предславе и сумел одержать верх над Святополком. Это случилось и во второй раз, когда тот объединился с польским королем Болеславом Храбрым, своим тестем. В 1019 году Ярослав воцарился на престоле Новгорода, а единодержавным князем Киевской Руси сделался в 1035 году.
За время его правления Киевская Русь стала могущественным государством.
Онколог Минздрава заявил, что князья Владимир и Ярослав Мудрый умерли от рака. Историк это опроверг
Это последнее прямо касалось Русского государства и образа Святой Руси — великого православного идеала мирного и немятежного бытия русского народа в Русской земле. Это уже в ХХ-XXI веках будут говорить о «борьбе двух систем», холодной войне и ее возвращении, как о чем-то, неведомо откуда взявшимся. Однако, корни этого разлома следует искать здесь, в X-XI веках, в отторжении Римо-католическим западом христианского проекта мира и отличии западной цивилизации интересов от цивилизации ценностей, контуры которой складываются основателями Русского государства князьями Владимиром Святым и Ярославом Мудрым при поддержке русского народа. Ярослав Мудрый не увидит, но после «великого церковного раскола» 1054 года, Запад отделяет себя «железным занавесом» от христианского мира — Византии и России, организуя против них грабительские нашествия и «крестовые походы», планируемые самой Римо-католической церковью.
То, что Запад позднее стал мягко именовать «решением русского вопроса», с XII века объединяло страны Европы. С XIII века против Руси Рим организует датчан, венгров, военизированные монашеские католические ордена, шведов, германцев. Еще в 1147 году папа Евгений III благословляет «первый крестовый поход против славян», начиная от «Вендского похода» германцев, датчан и поляков под знаменами Генриха Вёльфа и Альбрехта Балленштедтского 1147 , до Конрада I Мейсенского и Фридриха Саксонского 1160 , и объединенного «крестового похода» на Русь подготовленного Григорием IX в 1230-1242 годах.
Вооруженные походы на Русь, с поистине патологическим упорством, организуются кровавой чередой на протяжении всего тысячелетия — до объединения Запада против России уже в XXI веке. Всего этого, как и того, что в XXI веке Западный проект, по сути, полностью рабовладельческий, исчерпает себя в глазах миллионов людей и большинства народов, Ярослав Мудрый не знал, но отчетливо понимал главное — ценностное направление, в котором следует двигаться, чтобы достичь расцвета истории человека, его духа и его свободы. Важнейшей частью представлений об идеальном человеке и обществе становятся и образы великих князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Например, Владимир преображается в памяти народной во Владимира Красное Солнышко — героя народных былин, сказок и легенд. Оба князя являются не только великими деятелями Русского государства, его защитниками и полководцами, но основоположниками всего цивилизационного Русского проекта. И если Владимир заложил духовное основание Русского проекта, как историко-культурного фундамента российской цивилизации ценностей, то уже при Ярославе Мудром Русский проект обретает универсально-всечеловеческие черты, которые пройдут через историю страны, вполне раскрываясь в духовной и общественной деятельности Ярослава и митрополита Илариона — автора знаменитого «Слова о законе и благодати» сер.
Сам Ярослав Мудрый, брат русских святых Бориса и Глеба и отец святых Владимира и Святослава, закладывает основы Русской земли: он сплачивает земли славянские в единую Русь, основывает города, строит православные храмы, возводит первые монастыри в Новгороде и Киеве, издает общественный свод законов — «Русскую правду» и Церковный устав. При нем берет начало знаменитая русская иконопись и начинается работа по переводу священных книг Византии на церковнославянский и древнерусский языки. Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава.
Его деятельность укрепляет образ Святой Руси, который включает в себя немало сказочного. В этот начальный период Русского государства многие русские люди становились активными причастниками христианской культуры и священной истории. Известная былина о хождении во святой град Иерусалим «сорока калик с каликою» передает настрой ходоков: «А идтить нам, братцы, дорога неближняя, Идти будет ко городу Иерусалиму, Святой святыне помолитися, Господню гробу приложитися, Во Ердань реке искупатися, Нетленною ризой утеретися».
Первые русские паломничества былина относит ко времени великого князя Владимира. При этом летописи упоминают и св. Варлаама, игумена Дмитриевского, ходившего к Гробу Господню в 1062 году, а за сорок лет до этого — и св.
Феодосия Печерского, который будучи еще подростком, встречался в Курске с русскими странниками, возвращавшимися из Палестины. Дух Святой Руси, находящийся в основании Русского проекта, изначально вбирает черты большого стиля, охватывающего исторический процесс в его направлении и целях развития.
Внутреннее управление Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом на его трудах по внутреннему устройству земли Русской. Ярослав был князем-«нарядником» земли, ее благоустроителем. Подобно отцу, он заселял степные пространства, построил новые города как Юрьев ныне Тарту и Ярославль , продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Он огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 году начал ставить здесь города — Юрьев ныне Белая Церковь , Торческ , Корсунь , Треполь и другие. Столица Ярослава, Киев, западным иностранцам казалась соперником Константинополя ; ее оживленность, вызванная интенсивной для того времени торговой дятельностю, изумляла писателей-иностранцев XI века — показательно, что сын Ярослава, Всеволод , не выезжая из Киева, выучил пять языков. Украшая Киев многими новыми постройками, он обвел его и новыми каменными стенами «город Ярослава» , устроив в них знаменитые Золотые ворота, а над ними — церковь в честь Благовещения.
Ярослав основал в Киеве, на месте своей победы над печенегами, храм святой Софии , великолепно украсив его фресками и мозаикой, а также построил тут монастырь святого Георгия и монастырь святой Ирины в честь ангела своей супруги. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима. Завершение строительства совпало с созданием великого памятника древнерусской литературы, « Слова о Законе и Благодати» , которое было произнесено будущим святителем Иларионом 25 марта 1038 года. Тогда же была написана первая русская летопись — т. Стержнем внутренней деятельности святого князя было содействие распространению Христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских. Как в Киеве, так и в других городах, Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. При Ярославе приехали на Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному пению. Летописец Нестор отметил, что при Ярославе христианская вера стала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться и монастыри появляться».
Когда в конце его княжения надо было поставить нового митрополита на Киевскую митрополию , Ярослав в 1051 году велел собору русских епископов поставить митрополитом святителя Илариона , первого архипастыря Русской митрополии родом из русских. Чтобы привить в народ начала Христианской веры, Ярослав велел переводить рукописные книги с греческого на славянский и много сам их покупал. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им при Софийском соборе для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков. Наконец, наиболее знаменитым Ярослав остался как законодатель. Уже в Новгороде, когда он был назначен туда наместником, его называли Правосуд — именно там и началась разработка писаных законов Руси. Ярославу приписывается древнейший русский памятник права — « Русская Правда » также именуемый «Устав» или «Суд Ярославль» , являющийся сборником действовавших законов и обычаев, устном «Законе русском», который упоминался еще в договорах Руси с Византией.
Русская Правда была дана Новгороду в 1016 году и явилась первым письменным кодексом законов — уголовным, гражданским и административным. Касался он прежде всего вопросов охраны общественного порядка. При Ярославе появился и Церковный Устав или Кормчая книга составленная на основе византийского Номоканона. В нем впервые были разграничены понятия греха и преступления: всякое преступление есть грех, но не всякий грех — преступление. Бюст Ярослава Мудрого. Реконструкия М. Герасимова Характер и кончина По отзыву летописи, великий князь «был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». Описывая его характер, летописец говорит об уме, благоразумии, сострадании к неимущим, храбрости.
Князь прославился, как строгий и справедливый правитель. Сохранилось напутствие князя сыновьям: «Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».
Вместе играли на сцене. И никогда не уставали друг от друга. Наоборот, помогали учить роли, советовались о том, как лучше сыграть того или иного персонажа. А однажды произошёл удивительный случай.
Прямо на улице к Нелли подошёл пожилой человек. Он оказался кинорежиссёром и искал исполнительницу главной роли для своего нового фильма. Типаж Нелли показался ему идеальным. Он пригласил женщину на пробы. Мужу Нелли решила пока ничего не говорить — вдруг не утвердят? Каково же было её изумление, когда на «Мосфильме» она увидела... Он пришёл пробоваться на роль в том же фильме! В итоге супруги получили роли в картине Маноса Захариоса «Ловцы губок». Мы с Юрой играли главных героев, любящих друг друга, и сами были любящей супружеской парой», — вспоминала Корниенко.
Роли в кино и театре приносили Юрию и Нелли много радости. Но главной радостью стало рождение дочери Екатерины в 1967 году.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
В 1040-1041 годах Святой Князь Ярослав Мудрый вместе с дружиной воевал с литовцами и мазовцами. В 1043 из-за убийства русских купцов в Константинополе Святой Князь Ярослав Мудрый начал военные действия против Византии, но потерпел поражение. Однако правление Святого Князя Ярослава Мудрого памятно не столько воинскими победами, сколько благоустроением земли Русской. Святой Князь Ярослав Владимирович заслужил прозвание Мудрого за свою ученость, покровительство наукам и образованию и законотворческую деятельность. Святой Князь Ярослав Мудрый утвердил «Устав о церковных судах». На месте своей победы над печенегами в 1037 г.
Ярослав заложил величественный Софийский собор по образу Софии Константинопольской. В 1045 г. Георгия и св. Ирины, Золотые Ворота и другие сооружения. Много сил уделял Святой Князь Ярослав Мудрый христианскому просвещению народа, по его распоряжению были построены десятки храмов в различных городах.
Святой Князь Ярослав Мудрый поставил на широкую ногу перевод с греческого языка и перепись богослужебных и иных книг. Население приобщались к книгам. Летописец говорит: "Подобно тому, как если б кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали пожинать и есть пищу обильную, так и Князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а их теперь пожинают, принимая книжное учение. Велика бывает польза от него; из книг мы учимся путем покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание; это реки, напоевающие Вселенную".
В яростной битве под Любечем Святополк был побежден. Борьба с братом за Киев длилась еще три года и в 1019 году Ярослав взошел на киевский престол. Междоусобные войны Он недаром получил прозвище Мудрый. Он не хотел воевать, но воевал практически все свое правление — и против братьев, претендовавших на киевский престол, и за пределами страны. В 1021 году племянник Брячислав Изяславич Полоцкий напал на Новгород и разграбил город.
Затем покинул, угнав в плен горожан. Ярослав с дружиной нагнал племянника в Псковской области, разбил и освободил горожан. После этой войны настал черед борьбы с Мстиславом Тмутараканским — сводным братом. С Мстиславом земля русская была поделена на две части по Днепру — восток отошел Мстиславу, запад князю Ярославу Мудрому. После смерти брата в 1035 году правитель становится единоличным правителем страны. При князе на Русь прекратились набеги половцев. Несколько раз ходил он с дружиной в Польшу на помощь королю Казимиру. Но при этом правитель земли русской не забывал и о дипломатии и мирном сотрудничестве.
Ожесточенная борьба между ними продолжалась четыре года и закончилась победой Ярослава.
На несколько десятилетий Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси, которая при нем достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить страну от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике. Ярослав стал играть заметную роль в средневековой Европе: он влиял на политику Польши и Венгрии, Норвегии и Франции, с ним считались и в самой мощной в то время Византийской империи.
В 1023 году брат Ярослава — тмутараканский князь Мстислав — напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра , а в 1024 году Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом возле Чернигова. В 1024 году Суздальская земля, согласно Повести временных лет , из-за засухи и неурожая была охвачена голодом. Голод стал причиной общественной напряжённости, вспыхнувшей народным восстанием: суздальцы, подстрекаемые языческими жрецами волхвами , связывавшими голод с навязанным христианством, начали громить христианские храмы и убивать «старшую чадь». Узнав о мятеже, Ярослав отправился c дружиной в Суздаль и захватил в плен волхвов, часть из которых вследствие была казнена [60]. Ярослав расширяет Киев.
Миниатюра из Радзивилловской летописи XV в. В 1026 году Ярослав, собрав большое войско, вернулся в Киев, и заключил мир у Городца с братом Мстиславом, согласившись с его мирными предложениями. Братья разделили земли по Днепру. Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года времени смерти Мстислава. В 1028 году норвежский король Олаф впоследствии прозванный Святым , был вынужден бежать в Новгород. Он прибыл туда вместе с пятилетним сыном Магнусом , оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол.
В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов , изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев ныне Тарту , Эстония. В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов , попов и бояр. В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков , отвоевали города Перемышль и Червен , завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был соруководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету.
Ярослав отбирает меч у Судислава в знак лишения княжеской власти, Миниатюра из Радзивилловской летописи XV в. В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому, опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу поруб. Только после этих событий Ярослав решился переехать со двором из Новгорода в Киев. В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Киевскую Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. Построение собора велось в контексте значительного расширения территории Верхнего города Киева. При Ярославе к югу от киевского детинца был заложен обширный укреплённый окольный город , именуемый в честь князя городом Ярослава.
К его видным сохранившимся сооружениям относятся помимо Софийского собора и киевские Золотые ворота. Одновременно при Ярославе была построена новая княжеская резиденция — Великий Ярославов двор , которую преимущественно локализуют на территории города Владимира. В своей религиозной политике Ярослав Мудрый отказался от главенствующей роли десятинной церкви Богородицы и связанной с ней традиции, не только инициировав строительство нового, Софийского собора, но и обеспечив приезд на Русь первого митрополита из греков, Феопемпта [61]. Макет-реконструкция первоначального облика Софийского собора в Киеве В том же 1036 году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества , где княжил его племянник Брячислав , а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич. В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов , в 1040 году на Литву , а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь , причём в этом походе случился большой падёж коней. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой.
Этот брак был заключён параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде , в знак союза с Польшей. В 1043 году Ярослав за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе [58] послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на Византию , в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В знак заключения мира сын Ярослава Всеволод женился на византийской царевне. В 1044 году Ярослав организовал поход [62] на литву. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина Ингигерда направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора , вместо сгоревшего деревянного. В 1047 году Ярослав Мудрый разорвал союз с Польшей. Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.
Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде в праздник Торжества православия [63] на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года — старшего сына Владимира. В надписи граффити на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен и е ц а ря наш е го в в оскресенье в н еде лю му ч Феодора». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия В. Драчук объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету — с полуночи, в быту — с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счёту, это была ещё суббота, а по другому, церковному, — уже воскресенье [64]. Карпов считает, что князь мог умереть 19 по летописи , а похоронили его 20-го [63].
Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. Профессор Виктор Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года [65].
Святой благоверный князь Ярослав Мудрый
Православная Церковь 5 марта празднует память святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Князь Ярослав Мудрый прославлен Русской православной церковью в лике святых. Историк Игорь Данилевский о приходе Ярослава к власти, эсхатологических ожиданиях XI века и попытке обрести политический и религиозный суверенитет от Константинополя.
Акафист святому благоверному князю Ярославу Мудрому
- Правление Ярослава Мудрого: достижения
- Русская линия / Новости / «И бе Ярослав любя церковныя уставы и книгам прилежа»
- Значение иконы Ярослава Мудрого
- Telegram: Contact @svlavra
Князь Ярослав Мудрый вошел в общецерковный список святых
Русская православная церковь причислила Ярослава Мудрого к лику святых. За годы правления Ярослава Мудрого на Киевской Руси получило активное развитие строительство, появлялись на карте новые города и строились монастыри. В киевском храме в честь благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках почтили память святого.
Имя Ярослав в православном календаре (Святцах)
Его общецерковное почитание было установлено относительно недавно — на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в феврале 2016 года. Память святого князя празднуется 5 марта, а в високосный год — 4 марта. Согласно древним поверьям, в этот день нельзя нагружать себя изнурительной работой, но и нельзя лениться.
Ребята шумно и весело играли в домино.
Нелли то и дело поглядывала в их сторону. И вдруг услышала: «Девушка, давайте к нам! Нелли смутилась, но приглашение приняла.
Накинув на плечи полотенце, подсела к компании. Парень представился Юрием Васильевым. И как-то само собой получилось, что скоро они отсели в сторонку и стали увлечённо общаться вдвоём.
Оказалось, что Юра тоже из Москвы. И — вот это совпадение! Прощаясь, парень пригласил девушку на прогулку по вечернему городу, назначив свидание в центральном парке.
Две недели отдыха пролетели, как один миг. Каждый день молодые люди встречались. Вернувшись в Москву, Нелли и Юрий поняли, что не могут жить друг без друга.
В 1960-м году они поженились. Окончив учёбу, попали в труппу одного театра — Малого.
Как Ярослав Мудрый и принцесса Ингигерда стали русскими святыми О выпуске Он — потомок бесстрашных варягов. Она — шведская принцесса, дочь викинга. Легенды рассказывают, как он, ещё мальчишкой, вступил в схватку со свирепым медведем, а она уже в детстве владела оружием и ездила верхом как настоящий воин. Её ум и образованность признавали и друзья, и недруги, а он остался в истории с прозвищем Мудрый.
По результатам вскрытия января 1939 года, антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя, который лёг в основу всех последующих изображений князя В связи с юбилейной датой, "Ридус" публикует 10 фактов о Ярославе Мудром: 1. Ярослав Мудрый причислен Православной церковью к лику Святых. Официально Ярослав был канонизирован РПЦ только в 2004 году, хотя впервые упоминается в качестве святого в сочинении Адама Бременского «Деяния первосвященников Гамбургской церкви». Особое внимание Ярослав укреплял дипломатии и внешней политике. Одним из способов укрепления дипломатических отношений были династические браки. У Ярослава Мудрого было 10 детей: 3 дочери и 7 сыновей. Елизавета стала женой норвежского короля, Анастасия - женой короля Венгрии, Анна вышла замуж за французского короля. Сыновья Ярослава также взяли в жены дочерей из Австрийских, Греческих, Польских, Германских монарших семей. Сам же Ярослав был женат дважды, второй женой и матерью большинства детей стала дочь шведского короля Олафа - Ингигерда в Православии Ирина.
181. Рассказы о святых Ярослав Мудрый
Умер Ярослав 2 февраля 1054 г. Формально он не входил в число святых Русской православной церкви, но по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 5 марта был внесен в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый, годы правления которого пришлись на непростое время противостояния Киевской Руси внешним врагам — печенегам и половцам, внутренним междоусобицам, проявил себя как талантливый стратег и отважный воин. Среди них благоверный князь Ярослав Мудрый и герои Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Правление Великого князя Ярослава Мудрого
Во время вскрытия саркофага Ярослава Мудрого в киевском Софийском соборе выяснилось, что мощи святого там отсутствуют. Из-за деятельности Ярослава со временем за ним закрепилось наименование "Мудрого". По данным информационной службы Собора, в числе канонизированных в лике святых Русской церкви — преподобные Амфилохий Почаевский. Ярослав Мудрый был сыном святого равноапостольного князя Владимира. В эти дни в Запорожской епархии проходит информационно-просветительская программа, посвященная памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого. За годы правления Ярослава Мудрого Киевское княжество вышло на новый уровень военного и политического могущества, значительно расширило свои территории.