Спасение челюскинцев Пароход «Челюскин» летом 1933 года в Ленинграде. линейный летчик Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев (база - мыс Северный), 5 марта 1934 года на самолете Ант-4 №1 вылетел из Уэлена, первым обнаружил лагерь Шмидта и вывез 12 человек. После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трех направлений. Речь шла о спасении русских в районе гибели "Челюскина", но не членов экипажа, не участников научной экспедиции Отто Шмидта, а каких-то таинственных политзаключенных, оказавшихся в районе знаменитого дрейфа челюскинцев.
13 февраля 1934 года участники экспедиции Отто Шмидта высадились на лед
- Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
- Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев
- Новости и события Российского исторического общества
- Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
- Как челюскинцы попали в ледовый плен и сумели выжить — 06.06.2022 — Статьи на РЕН ТВ
- Курсы валюты:
90 лет спасению челюскинцев
И это в 1933-м. Он не является кораблем, который выдержит натиска льдов и отказывался от капитанства», — вспоминает Владимир Воронин — внук капитана парохода «Челюскин» Владимира Воронина. До сентября 1933-го пароход шел точно по маршруту. Даже с деформированным корпусом и пробоиной, полученной в Карском море.
Роковыми для «Челюскина» стали чукотские льды. Намертво вмерзший в льдину пароход еще несколько месяцев дрейфовал в Чукотском море. На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека.
Среди них и новорожденная девочка. Имя дочке геодезиста Васильева — Карина — дали в честь Карского моря, где она родилась. Так написано и в паспорте.
Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит. Нет, ничего не трещит, все нормально.
Вот самолет прилетел, а они улетели.
Построен он был в Дании фирмой «Бурмейстер и Вайн» по заказу советского правительства. На воду судно ледокольного типа спустили 11 марта 1933 года. Основной задачей парохода было наладить навигацию по Северному морскому пути, что помогло бы обозначить приоритеты Советского Союза в Арктике.
И уже 2 августа, посадив на борт 112 человек, судно отправилось во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. Первые сплошные льды "Челюскин" преодолел с помощью ледоколов в Карском море, которые были "на подхвате" в случае сложных ситуаций, а вот уже в Чукотском дело пошло труднее и корабль оказался заблокирован во льдах. Ледоколы подобраться не смогли. Таким образом с 23 сентября 1933 года "Челюскин" дрейфовал в течение почти пяти месяцев.
Трагедия В тот момент, когда начало казаться, что спасение близко и до Берингова пролива оставалось всего ничего, судно утянуло назад и в итоге оно было зажато и раздавлено льдами.
Пароход "Челюскин". Фото: "Родина" В июле 1933 года "Челюскин" зашел в Копенгаген для устранения выявленных дефектов, после чего взял курс на Мурманск.
Командование судном принял Воронин, изо всех сил этому сопротивлявшийся. Он считал, что корпус "Челюскина" не выдержит льдов, шпангоуты недостаточно часты и прочны. Воронин согласился довести пароход только до Мурманска.
Но другой кандидатуры начальник Главсевморпути Шмидт не видел, и капитана попросту поставили перед фактом. Мурманск "Челюскин" покинул лишь 10 августа - в Арктике это уже ворота зимы. На борту "советского ковчега" находилось 112 человек: моряки, ученые среди них океанограф Яков Гаккель - отец виолончелиста группы "Аквариум" Севы Гаккеля , полярники, направлявшиеся на остров Врангеля.
Спецкором "Правды" в рейс пошел поэт Илья Сельвинский. Был и художник - Федор Решетников, впоследствии прославившийся картиной "Опять двойка". Карта похода парохода "Челюскин".
Фото: "Родина" Чукотское море встретило "Челюскин" сплошным льдом. Когда в октябре его навестили местные жители на собачьих упряжках, восемь человек, включая поэта Сельвинского и оператора Трояновского, сошли на берег. Впаянный в лед, "Челюскин" дрейфовал вместе с ним, и поначалу удачно.
Дрейф неуправляемого парохода, попавшего в ледовые челюсти, продолжался почти пять месяцев. Развязка наступила 13 февраля 1934 года, когда "Челюскин" сдавили льды. Потом как бы грохнули пулеметы - это сорвались с мест тысячи заклепок.
Корабль дрожал, стонал, кряхтел, как живое существо. Борт в надводной части разорвало метров на двадцать. Нутро корабля выворачивалось наружу", - вспоминал радист Эрнст Кренкель.
Фото: "Родина" К аварийной выгрузке готовились загодя, эвакуацию провели организованно. Летчик с "Челюскина" Михаил Бабушкин вспоминал: "В кормовой части стояли Воронин и Шмидт, наблюдая, все ли спрыгнули за борт. Позади них остановился Борис Могилевич - наш завхоз.
С трубкой во рту он спокойно выжидал. Ни капитан, ни Шмидт не заметили его и в самый последний момент спрыгнули на лед... Будет поздно!
Видимо, его подвели сапоги, скользнувшие по обледенелой и накрененной палубе. В этот момент сорвались с мест бочки, бревна, ящики. Они покатились по судну, сбили с ног Могилевича и увлекли его за собой".
Жизнь на льду На лед высадились 104 человека. Сначала жили в палатках, потом соорудили бараки из стройматериалов, которые везли на Врангеля. Кренкель наладил связь с материком.
Энциклопедист Шмидт читал лекции на любые темы. На льдине выпускали газету "Не сдадимся", играли в футбол и преферанс.
Могилевич погиб при высадке , откуда были эвакуированы лётчиками Полярной авиации последняя партия 13 апреля на материк мыс Ванкарем. Спасение «челюскинцев» стало настоящим триумфом советской авиации. Лётчики, участвовавшие в спасении экспедиции, моментально стали известны во всём мире. Восхищение мастерством советских пилотов высказывала даже пресса Третьего рейха и фашистской Италии. Впервые в отечественной истории последовало присвоение участникам спасательной операции «высшей степени отличия, связанной с проявлением геройского подвига»: 16 апреля 1934 года ВЦИК СССР своим указом установил высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза.
Высокого звания первыми были удостоены семь человек — лётчики А. Ляпидевский, С.
ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
- Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин». Новости. Первый канал
- Легендарный "Челюскин": триумф или трагедия
- Легендарный "Челюскин": триумф или трагедия
- Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине
Газета "Правда". 85 лет назад завершилась операция по спасению челюскинцев
Операция по спасению челюскинцев была возобновлена 7 апреля 1934 года. Страна собирала силы и средства для спасения челюскинцев, которых партия, правительство и общественное мнение уже причислило к пантеону героев. 13 февраля 1934 года он затонул у берегов Чукотки. Героическая история спасения экипажа и пассажиров известна всему миру. 13 февраля 1934 года в Чукотском море в результате сильного сжатия пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Москва отреагировала на несчастья челюскинцев быстро. Спецкомиссию по спасению людей возглавил Валериан Куйбышев, один из высших сановников государства.
Стране нужен Север
- Post navigation
- Спасённые из ледового плена
- 90 лет назад погиб пароход «Челюскин» - Год Литературы
- Вам будет интересно
13 февраля 1934 года во льдах Арктики затонул пароход «Челюскин»
13 апреля 1934 года завершилась героическая эпопея спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». Спасение челюскинцев стало не только знаковым событием во всей советской истории, но и технологически уникальной 1933 года из порта Мурманск вышел пароход «Челюскин», на борту которого находилась научная экспедиция во главе с Отто Шмидтом. 13 апреля операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать.
История спасения «Челюскина»
Лёд оказался сильнее. С берега пришли на собаках чукчи, сообщившие, что давно ждали, когда же корабль обратится за помощью. Было решено, что первая партия экспедиции сойдёт, пройдя 400 километров до чукотского села Уэлен, проведёт разведку и подготовку для остальных. А утром следующего дня «Челюскин» оторвало вместе со льдиной и понесло на восток. Эта разведка - трудная, бегом за собаками по неокрепшему льду, через торосы, всего лишь с двумя спальниками, спать приходилось по очереди - и стала поводом для лишения Ильи Сельвинского ордена за экспедицию.
И об ушедшей в разведку группе постарались забыть, а кто-то и вовсе считал их дезертирами - долго потом пришлось Отто Шмидту разъяснять ситуацию. Воссоединиться членам экспедиции так и не удалось: разведчиков подобрал ледокол «Литке», но пробиться на помощь к «Челюскину» он не смог. Впаянный в льдину, лишённый возможности поворачиваться «Челюскин» дрейфовал то на запад, то на север, то на восток. Пароход начал погружаться в воду.
Команде удалось сойти на лёд, забрать необходимое оснащение и продовольствие. При сходе погиб завхоз Борис Могилевич -придавлен бревном и увлечён в воду. Илья Сельвинский потом с грустью вспоминал этого «одного из самых обаятельных и отважных людей на корабле». Два месяца челюскинцы жили в обустроенном лагере на льдине.
Причём среди полярников оказалась и пятимесячная малышка Карина Васильева - дочь геодезиста Василия Васильева и его супруги Доры, она родилась 1 сентября в Карском море. А спустя 72 года, в сентябре 2006-го, во время подводной арктической экспедиции удалось найти корпус «Челюскина», лежащий на глубине почти 50 метров. Из дневника Илья Сельвинский во время всей экспедиции вёл дневник. Заглянем в его странички, чтобы ощутить дух похода.
Амплитуда его раскачки достигает 90 градусов. Облака и звёзды летят вниз с такой быстротой, точно мы на самолёте. Корма уходит под воду наполовину, и над ней поднимаются океанские гребни. Разбился баллон с химикалиями, с верхней палубы на нижнюю хлынула серная кислота.
Тогда капитан повернул корабль против курса и лёг в дрейф.
Но в сентябре 1933-го судно было заблокировано льдами и дрейфовало пять месяцев. Когда корпус корабля дал трещину, команда и участники экспедиции высадились на лёд, забрав с собой всё самое необходимое, в том числе материалы для возведения временных построек. Образованная в Москве специальная комиссия подготовила спасательную операцию. С 5 марта по 13 апреля челюскинцев эвакуировали из лагеря на материк самолётами.
После возвращения полярников наградили орденами Красной Звезды, а лётчики-спасатели стали первыми Героями Советского Союза.
Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости.
Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли — «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторком с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.
Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза.
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
27 марта 1934 года самолет будущего Героя Советского Союза летчика Михаила Водопьянова вылетел из Магадана на спасение экипажа затонувшего парохода «Челюскин». Москва отреагировала на несчастья челюскинцев быстро. Спецкомиссию по спасению людей возглавил Валериан Куйбышев, один из высших сановников государства. 13 февраля 1934 года был раздавлен льдами и ушел на дно пароход «Челюскин». В каждом населенном пункте СССР челюскинцев и их спасателей встречали как героев, с размахом.
В этот день в 1934 году завершилось спасение челюскинцев в Арктике
Страна собирала силы и средства для спасения челюскинцев, которых партия, правительство и общественное мнение уже причислило к пантеону героев. Привет и экипажу именного самолета Ан-12 с названием «Спасатель челюскинцев летчик Светогоров». Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского. 13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов, и «Челюскин» затонул.