Содружество независимых государств (или СНГ) – это созданная в декабре 1991 года международная организация, которая состоит из государств, ранее входивших в состав СССР (не всех). Первоисточники возникновения СНГ, Правовая природа Содружества Независимых Государств, Членство в Содружестве Независимых Государств, Правовой статус Содружества Независимых Государств. Содру́жество Незави́симых Госуда́рств — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами. В состав Содружества Независимых Государств (СНГ) входит часть бывших республик СССР. Организационный этап формирования Содружества завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств.
Историческая справка о Содружестве Независимых Государств
документ, который подписали представители России, Украины и Белоруссии об образовании СНГ и уничтожении СССР. В рамках Содружества Независимых Государств было принято значительное количество общих решений. Статья СНГ (Содружество независимых государств), Информационные технологии в СНГ, 2021 Правительство РФ одобрило соглашение стран СНГ о сотрудничестве в сфере кибербезопасности, Мишустин утвердил соглашение о сотрудничестве стран СНГ в области. Направление деятельности Содружества Независимых Государств на сегодняшний день. Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная межгосударственная организация, главной целью которой является сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях между рядом стран.
Создание Содружества Независимых Государств
- В – 7. История создания снг, цели и принципы снг, членство и система органов снг.
- Хроника распада
- Содружество Независимых Государств — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- Содружество Независимых Государств. Большая российская энциклопедия
Подписано соглашение о распаде СССР и создании СНГ
Но при этом, когда Грузия выходила, попросила: давайте сохраним наше участие в некоторых договорах, чтобы не заключать соглашения со всеми остальными заново. Для молодого поколения нынешнее Содружество Независимых Государств — непонятная организация с запахом нафталина. За четверть века Содружество не раз уже хоронили, но не вышло. Специалисты по СНГ, которых развелось немало, продолжают бить себя в грудь и утверждать: СНГ помогает налаживать сотрудничество одиннадцати стран в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях, обеспечивает мир и безопасность, сотрудничество в области оборонной политики. Но по сути первоначальные функции структура не выполняет. Зато есть множество соглашений, которые облегчают жизнь "независимых" — например, признание в разных государствах СНГ дипломов об образовании и учёных степеней, а также трудового стажа. Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев поясняет, что России необходимо продолжать сотрудничество в рамках СНГ, потому что некоторые страны не попадают в другие объединения, которые Россия инициировала или контролирует.
Но не входит Азербайджан и Грузия. Много государств не входит в ОДКБ и так далее, — говорит он. Возможно, президентом будет Шавкат Мирзиёев. А вот в рамках СНГ, возможно, будет сотрудничать. Другим странам в СНГ тоже уютно, ведь это место встречи лидеров постсоветских стран. Наши друзья из других республик оказались на периферии мировых процессов, и получить из первых уст информацию о том, что происходит наверху, среди ведущих держав мира — это для них жизненно важно.
Там обсуждаются и решаются принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-участников в сфере их общих интересов. В следующем году это место займёт Россия. Об этом сообщил помощник президента РФ Юрий Ушаков. Оказалось, что Молдавия, чья очередь председательствовать подошла, отказалась от этой обязанности. По алфавиту очередь досталась нашей стране. Киргизия предшествующая и Таджикистан последующая — это две страны, которые станут сопредседателями.
В пресс-службе Правительства Молдавии уже отреагировали на секрет Полишинеля, признались, виноваты финансовые сложности, а также то, что "2018 год — электоральный со всеми вытекающими последствиями". Якобы в случае председательства в СНГ Молдавия "не смогла бы эффективно покрывать все сферы сотрудничества в рамках Содружества, так как республика не участвует в традиционном обсуждении вопросов военного сотрудничества и безопасности".
Организация осуществляет совместные проекты по борьбе с бедностью, голодом, эпидемиями, а также по охране прав и свобод человека. Взаимодействие с другими организациями позволяет укреплять региональную и международную стабильность и безопасность. Таким образом, на современном этапе Содружество Независимых Государств продолжает активно вести деятельность в различных областях, таких как экономика, оборона и безопасность, наука и культура. Сотрудничество между государствами-членами СНГ способствует развитию взаимовыгодных отношений, укреплению стабильности и сотрудничеству в регионе.
Остальные ответы.
Азербайджан Как член СНГ, Азербайджан активно участвует в решении политических и экономических проблем в регионе. Членство Азербайджана в СНГ способствует укреплению тесных связей между странами бывшего Советского Союза, совместному решению экономических и социальных проблем, обеспечению безопасности региона. Армения Армения является активным участником этой организации и членом российско-армянского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Членство Армении в СНГ будет способствовать укреплению культурных и экономических связей между бывшими советскими республиками, защите интересов Армении в мире и созданию благоприятных условий для сотрудничества с другими государствами-членами. Казахстан Казахстан является активным участником СНГ в качестве страны-председателя. Членство Казахстана в СНГ после распада Советского Союза способствовало поддержанию тесных экономических и культурных связей между бывшими республиками, укреплению стабильности и сохранению многовековых традиций и самобытности. Кыргызстан Кыргызстан является активным участником СНГ, участвуя в многочисленных проектах и инициативах по сотрудничеству.
Членство Кыргызстана в СНГ помогает оказывать экономическую и политическую поддержку бывшим советским республикам, которые уважают свою общую историю и культуру и решают общие проблемы. Туркменистан Туркменистан является наблюдателем в СНГ и не участвует в проектах и инициативах организации по сотрудничеству, а поддерживает двусторонние отношения с другими странами-членами СНГ. Участие Туркменистана в СНГ способствует поддержанию исторических отношений и укреплению тесных экономических, культурных и политических связей между бывшими советскими республиками. Демографические данные Население Туркменистана составляет около 5,8 миллионов человек, площадь этой страны — около 491 тыс. Участвуя в СНГ, Молдова может поддерживать и укреплять свои отношения с бывшими советскими республиками и использовать возможности СНГ для улучшения своей внутренней экономической и социальной ситуации.
Набиев, За Туркменистан С. Ниязов, За Республику Узбекистан И. Каримов, За Украину Л.
Свернуть Из протокола совещания глав СНГ 21 декабря о поручении Шапошникову командовать Вооруженными Силами "Исходя из закрепленного в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств и в Алма-Атинской Декларации положения о сохранении под объединенным командованием общего военно-стратегического пространства и единого контроля над ядерным оружием, Высокие Договаривающиеся Стороны согласились о нижеследующем: До решения вопроса о реформировании Вооруженных Сил поручить командование Вооруженными Силами маршалу Шапошникову Е. Ядерные вооружения, входящие в состав Объединенных стратегических вооруженных сил, обеспечивают коллективную безопасность всех участников Содружества Независимых Государств. Статья 2. Государства-участники настоящего Соглашения подтверждают обязательство о неприменении ядерного оружия первым. Статья 3. Государства-участники настоящего Соглашения совместно вырабатывают политику по ядерным вопросам. Статья 4. До полной ликвидации ядерного оружия на территориях Республики Беларусь и Украины решение о необходимости его применения принимается по согласованию с главами государств-участников Соглашения Президентом РСФСР на основе процедур, разработанных совместно государствами-участниками.
Республика Беларусь, Украина обязуются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года в качестве неядерных государств и заключить с МАГАТЭ соответствующее соглашение о гарантиях. Государства-участники настоящего Соглашения обязуются не передавать кому бы то ни было ядерного оружия или другие ядерные взрывные устройства и технологии, а также контроль над такими ядерными и взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно; равно как никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами. Положения пункта 2 настоящей статьи не препятствуют перемещению ядерного оружия с территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины на территорию РСФСР с целью его уничтожения. Статья 6. Государства-участники настоящего Соглашения в соответствии с международным Договором будут содействовать ликвидации ядерного оружия. К 1 июля 1992 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Украина обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для его разукомплектирования под совместным контролем. Свернуть Мирча Снегур о неизбежности конца СССР и ликвидации союзного центра "Мы до этого еще участвовали в саммите в Алма-Ате, тогда предполагалось создать расширенный экономический союз. Но уже, помнится, настроение у всех было отдаляться, во всяком случае выйти на уровень двусторонних отношений без каких-либо указок из центра.
Самое главное, что с самого начала там было лояльное отношение к принципу, согласно которому каждая страна участвует в тех структурах, в которых желает, никто никого не заставляет. То есть руководящего центра нет. Все республики испытывали на себе центробежные силы.
ДОСЬЕ: К 30-летию Содружества Независимых Государств
Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональный политико-экономический блок, в который изначально входили все государства, ранее бывшие в составе СССР кроме стран Прибалтики. Содружество Независимых Государств (СНГ), региональная межгосударственная организация, включившая часть бывших республик СССР. 8 декабря 1991 года на встрече глав России, Украины и Белоруссии было заключено соглашение о создании СНГ. региональное межгосударственное объединение, созданное в 1991 году бывшими республиками СССР. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ), сообщество бывших республик Союза Советских Социалистических Республик.
Создание СНГ
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека. Статья 3 Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту. Статья 4 Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях. Статья 5 Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества. Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.
Статья 6 Государства - члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов.
Это заявление было сделано в результате обращения граждан и различных госструктур, которые просили комитет дать правовую оценку соглашения от 8 декабря 1991 года. Основные моменты заявления комитета следующие: Все союзные государства имеют право подписывать между собой и другими государствами международные соглашения. В этой связи соглашение об организации Содружества независимых государств является легитимным. С другой стороны, целый ряд положений этого документа - незаконны.
В республиках прекращают действовать законы любых третьих государств, включая СССР - является заявлением недопустимым и незаконным. Подобные процессы должны происходить строго по Конституции, где прописаны все нормы и механизмы. Россия, Белоруссия и Украина действительно подписали Союзный договор 1922 года. Однако вместе с ними этот исторический документ подписали страны Закавказской Федерации Армения, Грузия и Азербайджан. Этот документ в последующем лег в основу советской Конституции.
Во всех редакциях договора и Конституции говорилось, что все страны участники СССР обладают равными правами. Поэтому любое решение вопроса об изменении статуса СССР должен решаться всеми странами, а не отдельными их представителями. Уничтожение СССР в одностороннем порядке, приводит к огромному количеству спорных моментов, в частности и к вопросу о принадлежности армии. Вооруженные силы формируются и существуют на основании союзного законодательства, поэтому их переход в подчинении того или иного государства может быть обусловлен только переходными положениями. У СССР есть международные права и обязанности.
Кто-то должен взять на себя ответственность по ним. Реакция руководителей СССР События декабря 1991 года это финальная точка развала страны, но события, приведшие к этому, развивались задолго до этой даты. Поэтому и противостояние между лидерами союзных республик и руководителями СССР продолжался не первый год. Предвидя возможные события, еще в декабре 1990 года в Москве было принято сразу 3 очень важных исторических документа, которые сегодня мало где фигурируют, либо их значимость сильно принижена: Сохранение СССР как единой формы объединения суверенных республик. Сохранение названия государства.
По действующему законодательству этот референдум был однозначно принят и его результаты могли быть отменены только проведением другого референдума. Поэтому из трех стран, подписавших Беловежские соглашения, только Украина сохранила иллюзию правового поля, проведя 1 декабря 1991 года Всеукраинский референдум за независимость. Можно ли было выйти из СССР законно? Сегодня СССР либо демонизируют, либо идеализируют. Реально же это было обычное государство со своей правовой системой, которая в частности позволяла любому государству, находящемуся в Союзе, покинуть его.
Закреплена такая возможность была в статьей 72 Конституции. Дополнена эта статья была законом, который расписывал порядок действий для легитимного выхода. Любая агитация запрещена.
В 1993 году присоединяется Грузия, но в 2009 году вышла из Содружества. В 2005 году Туркмения пожелала сменить статус с участника на положение ассоциированного члена-наблюдателя. В 2018 году начался процесс выхода Украины, которая больше не принимает участие в работе органов СНГ, объявив целью ассоциацию с Европой. Европейские республики: Россия, Беларусь, Молдова, Украина. Азиатские республики: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан в роли наблюдателя. Республики Кавказа: Азербайджан, Армения.
Встречи президентов республик происходят ежегодно в столицах государств, включая столицу Туркмении Ашхабад, а также в городах Сочи, Бурабай, Казань, Ялта; юбилейные встречи 10 и 20 лет с момента основания прошли в Москве и Душанбе столица Таджикистана. В 2011 году начинает действовать Договор о зоне свободной торговли. Направления деятельности Основные направления деятельности касаются демографических проблем, преодоления конфессиональной нетерпимости, развития экономических взаимосвязей.
Одним из важнейших направлений этой деятельности СМО СНГ стало формирование и развитие различных совместных объединенных систем военного назначения.
Так, успешно совершенствуется Объединенная система противовоздушной обороны государств — участников СНГ. В рамках СНГ успешно несет боевое дежурство Единая система государственного радиолокационного опознавания «Пароль», создана система по обмену информацией по безопасности полетов военной авиации государств Содружества, активно ведется сотрудничество в области топогеодезического, гидрометеорологического и метрологического обеспечения деятельности ВС ГУ СНГ. В их числе совместная объединенная система связи ВС ГУ СНГ, первый этап создания которой практически завершен, единая геоинформационная система военного назначения для ВС ГУ СНГ, объединенная система контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны государств Содружества, система инженерного обеспечения, система обеспечения экологической безопасности в ВС ГУ СНГ. Совет министров обороны государств — участников СНГ предпринимает усилия по совершенствованию порядка организации и проведения ремонта вооружения и военной техники на предприятиях министерств обороны.
Развивается также сотрудничество по обеспечению единства измерений и проведению согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации в ВС ГУ СНГ. Создается система обмена военно-научной информацией между министерствами обороны в области исследования проблем противовоздушной обороны, организуется взаимодействие архивных служб вооруженных сил государств — участников СНГ. Для консолидации усилий по противодействию терроризму в соответствии с решениями СМО СНГ министерства обороны государств Центральноазиатского региона и России с 1999 года проводят ежегодные совместные командно-штабные учения «Южный щит Содружества». Совет министров обороны СНГ постоянно выступает с новыми предложениями по обеспечению безопасности государств Содружества.
В их числе — Соглашение об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств — участников СНГ при получении информации о захвате угоне воздушного судна и проведение тренировок по действиям дежурных по ПВО сил ГУ СНГ в таких ситуациях, сотрудничество в расследовании авиационных происшествий с государственными воздушными судами в рамках противодействия угрозе воздушного терроризма. По военным аспектам борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма Секретариат СМО СНГ взаимодействует с различными межгосударственными органами и региональными организациями. Например, с Антитеррористическим центром СНГ, Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ, Объединенным штабом Организации Договора о коллективной безопасности. В рамках координации усилий по противодействию международному терроризму представители Секретариата СМО СНГ регулярно участвуют в сборах руководящего состава антитеррористических подразделений стран Содружества, совместных оперативно-стратегических командно-штабных учениях.
Несмотря на трудности и особенности миротворческих операций на территории СНГ сделано главное: удалось погасить вооруженные конфликты и создать предпосылки для поиска путей политического урегулирования. Несомненным достижением в области военного взаимодействия стала разработка органами Совета министров обороны методологии миротворческой деятельности, которая реализована на практике в ходе операций по поддержанию мира в Таджикистане и Абхазии. В рамках этой работы с 1999 года стал традиционным Московский международный фестиваль армейской песни «Виват, Победа! С 2009 года проводится Международный конкурс военно-профессионального мастерства военнослужащих дружественных армий «Воин Содружества».
Ежегодно проводятся смотры военных оркестров и рот почетного караула. Традицией стало и проведение чемпионатов в рамках спартакиад дружественных армий по военно-прикладным видам спорта. Как правило, в каждой из них участвуют более 300 спортсменов, разыгрывается более 100 наград. В соответствии с Планом основных мероприятий по подготовке и празднованию 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 14 февраля 2014 года, СМО СНГ и его рабочими органами проведена Спартакиада дружественных армий государств — участников СНГ в форме I Военно-спортивных игр государств — участников СНГ в период с 14 по 20 июля 2015 года, г.
Что случилось с Грузией?
- Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.)
- Страны СНГ – расшифровка, состав, список входящих государств,
- Страны СНГ на 2024 год
- База данных "Статистика СНГ"
В – 7. История создания снг, цели и принципы снг, членство и система органов снг.
В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества: согласованная миграционная политика; взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах; сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью. Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией.
Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными. Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ и вообще постсоветских государств стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». В 2005 году цена 1 тыс.
Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики.
Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак справа и нынешний Президент Российской Федерации Владимир Путин в Таврическом дворце С тех пор Межпарламентская Ассамблея СНГ провела пятьдесят три пленарных заседания с участием ведущих политиков стран-участниц и зарубежных государств, на которых было принято около 600 различных документов. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина, а в 2019 году ратификационные процедуры завершились в Республике Узбекистан. В настоящее время в состав организации входят парламенты 10 стран Содружества, еще одна палата — Волеси джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан — с 2006 года участвует в деятельности МПА СНГ в качестве наблюдателя. Новый орган Межпарламентской Ассамблеи был создан для анализа процессов демократизации в странах Содружества, наблюдения за электоральными процедурами и участием в них гражданского общества. Первое заседание Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ.
Гибкая архитектура межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам. Взаимодействие государств в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд. Кроме того, в СНГ создано около 70 органов отраслевого сотрудничества, которые координируют совместные усилия в важнейших отраслях экономики и социального развития, борьбе с преступностью и терроризмом, вопросах гуманитарного сотрудничества и других сферах жизнедеятельности государств-участников СНГ.
Мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак справа и нынешний Президент Российской Федерации Владимир Путин в Таврическом дворце С тех пор Межпарламентская Ассамблея СНГ провела пятьдесят три пленарных заседания с участием ведущих политиков стран-участниц и зарубежных государств, на которых было принято около 600 различных документов. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина, а в 2019 году ратификационные процедуры завершились в Республике Узбекистан. В настоящее время в состав организации входят парламенты 10 стран Содружества, еще одна палата — Волеси джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан — с 2006 года участвует в деятельности МПА СНГ в качестве наблюдателя. Новый орган Межпарламентской Ассамблеи был создан для анализа процессов демократизации в странах Содружества, наблюдения за электоральными процедурами и участием в них гражданского общества. Первое заседание Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ.
25 лет СНГ: некоторые итоги
Я пригласил Ельцина на охоту в Беловежскую пущу. Потом решили, что надо уговорить его помочь нам нефтью и газом. И тут мы выяснили, что над ним еще есть начальник, избранный съездом народных депутатов СССР — над президентом России, избранным всем народом. И мы можем просить только Горбачева». Так решение рядового в общем-то хозяйственного вопроса, а главное — интересы чиновников высшего уровня, которые хотели вырваться из-под центрального управления и стать полновластными хозяевами в своих независимых государствах — повлек за собой государственный переворот. Оказалось, что более логично решать топливный вопрос, решая главный политический вопрос. Так мы и поступили. Так, вообще-то, и должны поступать нормальные политики».
От «парада суверенитетов» до распада страны Конечно, к тому времени дошло до максимума стремление союзных республик — а точнее их национальных элит — к государственной и экономической независимости от союзного центра. Начался «парад суверенитетов»: к 1991 году все союзные республики в том числе РСФСР приняли Декларации о суверенитете, в которых заявили о приоритете республиканского законодательства над союзным. А к осени 1991 года Верховные Советы большинства союзных республик придали декларациям о суверенитете статус конституционных законов. События в резиденции Вискули показали, что желание граждан огромной страны остаться вместе и жить под управлением единого союзного центра не было принято во внимание. Владимир Путин позже охарактеризовал распад СССР как крупнейшую геополитическую катастрофу прошлого века. Было морозно, минус 18 градусов. В жарко натопленном особняке шли споры о том, как решить топливный вопрос.
Сейчас уже не выяснить, кто первым сформулировал главную идею — объявить, что «Советский Союз как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Многие участники той встречи заявляли, что эта идея принадлежала им. Вот как вспоминал эти события Леонид Кравчук: «Приступаем к работе над текстом будущих Беловежских соглашений. Борис Ельцин спрашивает: Кто возьмется писать?
Устав СНГ был принят в 22 января 1993 г. Основными целями СНГ являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и других областях, в деле обеспечения мира и безопасности. Структура К основным органам СНГ относятся: Совет глав государств; Совет глав правительств; Межпарламентская Ассамблея; Совет министров иностранных дел; Совет министров обороны; Совет командующих пограничными войсками; Экономический совет; Исполнительный комитет. Члены Совета глав государств СНГ. Важнейшими органами СНГ являются также Экономический суд занимается разрешением споров, возникающих при исполнении экономических соглашений и договоров ; Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ организует на территориях стран Содружества совместные оперативно-розыскные мероприятия и специальные операции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими преступлениями ; Антитеррористический центр; Межгосударственный статистический комитет, Межгосударственный банк.
В составе СНГ действуют органы отраслевого сотрудничества, среди них: Электроэнергетический совет, Совет руководителей таможенных служб, Межгосударственный совет по антимонопольной политике, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения и др. Деятельность СНГ В рамках СНГ заключён ряд международных договоров и соглашений: Договор о коллективной безопасности 1992; на его основе в 2002 образована Организация Договора о коллективной безопасности , Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников СНГ и Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ оба документа в 1996 , Договор о зоне свободной торговли 2011 , Концепция воздушно-космической обороны СНГ 2016 , предусматривающая создание единых или объединённых региональных ПВО в восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском регионах, Концепция дальнейшего развития СНГ 2020 , Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 г. Все эти договоры позволили свести к минимуму риски возникновения вооружённых конфликтов на территории Содружества, предусмотрели механизмы их урегулирования. Кроме того, они содержали положения об охране внешних границ СНГ и об их обороне с использованием воздушно-космических сил ВКС. Несмотря на имеющиеся многочисленные проблемы в СНГ, оно продолжает сохранять определённое организационное единство. В 1990-х и в начале 2000-х гг. СНГ не смогло выработать коллективной позиции в момент серьёзных военных и политических обострений, возникавших на его территории. Примерами могут служить реакция членов Содружества на вооружённый конфликт в Абхазии и Южной Осетии 2008 г.
Статья 8 Устава СНГ говорит, что на основании решения Совета глав государств к Содружеству в качестве ассоциированного члена может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве. Устав СНГ предусматривает также статус наблюдателя. Вопросы участия ассоциированных членов и наблюдателей в работе органов Содружества регулируются правилами процедуры таких органов. Членство в СНГ свободное. Все страны-участницы Содружества имеют право на сецессию, то есть свободный выход в одностороннем порядке из его состава. Но при этом требуется соблюдение определенных процедур, в частности о своем намерении государство должно известить письменно депозитария Устава за 12 месяцев до выхода. Обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения. Нарушения государством-членом Устава, систематическое невыполнение государством его обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества, либо решений органов Содружества рассматриваются Советом глав государств.
Политические связи включают координацию вопросов международной безопасности, а также совместные позиции по международным вопросам. Культурные связи включают обмен традициями, языками и национальными культурами, кооперации в области образования и науки, а также совместные культурные проекты, такие как выставки, конференции и фестивали. Организация является площадкой, где проводятся переговоры не только между представителями стран-участников союза, но и с другими всемирными организациями, такими как ООН, ЕС и ШОС. Эта организация — содружество демократических стран, придерживающихся основ правового государства, защиты граждан от несправедливого суда, а также развития многопартийной системы и свободных выборов. Как ни странно, штаб-квартира содружества расположена в городе Москва, Россия. Направление деятельности Союз был образован в 91 году прошлого века, представители России, Беларуси и Украины подписали соглашение о его образовании в Беловежской пуще. Целью создания такого объединения являлось желание государств развиваться вместе, не исключая роста экономики, уровня жизни людей, сохранения культурного наследия. Свою роль также сыграло и стремление государств к совместному научному и технологическому прогрессу. Страны СНГ на карте на 2023г В наши дни состав объединения немного изменился. Вслед за Грузией союз по ряду причин покинула Укрaинa. Список стран-участников СНГ Нынешних членов организации можно сгруппировать по годам их вхождения: В 91 году была создана сама организация, и страны, которые до сих пор в ней — РФ и Белоруссия. В 94 году в состав союза вошли Азербайджан, Молдова и Армения.
30 лет со дня основания Содружества Независимых Государств
Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года. Содружество Независимых Государств было основано главами России, Беларуси и Украины путём подписания 7−8 декабря 1991 года в резиденции Вискули (в Беловежской пуще) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств». Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная межгосударственная организация, главной целью которой является сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях между рядом стран. Содружество Независимых Государств (СНГ), региональная межгосударственная организация, включившая часть бывших республик СССР. 22 января 1993 г. в Минске был принят Устав Содружества независимых государств, а 19 января 1996 г. в Москве Советом глав государств СНГ были приняты Положения о флаге и эмблеме СНГ. Восьмого декабря 1991 года в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств, закреплявшее развал Советского Союза.
Становление новой политической системы
- Содружество Независимых Государств - Министерство иностранных дел Республики Беларусь
- Содружество Независимых Государств: пациент жив или мертв?
- Членство в Содружестве Независимых Государств
- 25 лет СНГ: некоторые итоги