Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что в России началось производство военных роботов с искусственным интеллектом, способных вести боевые действия самостоятельно. "У нас есть роботы, которые самостоятельно выполняют боевые задачи, а также беспилотные летательные аппараты", — сообщил Сергеев в ответ на вопрос, смогут ли технологии ИИ повлиять на ход специальной военной операции. Военнослужащие Центрального военного округа провели на полигоне Чебаркуль учения с применением новейшего боевого робота «Маркер».
Боевые роботы Шойгу - андроиды с искусственным интеллектом поступают на службу в российскую армию
В августе прошлого года в распоряжении российской артиллерии в зоне спецоперации появились роботы-доставщики. Роботизированная тележка доставляет комплект боеприпасов и продукты питания на передовую. При этом попасть в неё гранатой или пулей очень сложно. Управляют аппаратом через видеокамеру и очки для скоростных дронов.
По его словам, «основными целями роботизации Вооруженных сил РФ является достижение нового качества средств вооруженной борьбы для повышения эффективности выполнения боевых задач и снижения потерь военнослужащих». Системный подход к роботизации Вооруженных сил должен снять несоответствие возможностей оборонно-промышленного комплекса и характеристик робототехнических комплексов военного назначения требованиям министерства обороны.
Заметили ошибку?
Он немного весит и отличается высокой удельной мощностью, а также может оснащаться датчиками обратной, в том числе и тактильной, связи. Разработка оборудована системами технического зрения, что позволяет монтировать манипуляторы на мобильных носителях в составе робототехнических комплексов РТК , а также на технике военного и специального назначения. В качестве манипулятора робот может использоваться для спутника-инспектора, технического обслуживания и ремонта космических аппаратов, для развертывания и обслуживания антенн космического базирования. В военно-морском флоте робот способен работать в составе автономных необитаемых подводных аппаратов и участвовать в поисковых, аварийных и спасательных операциях.
В том числе, на больших глубинах.
Во-первых, динамика расширенного спектра известных прорывных разработок способна обеспечить значимый прогресс в развитии базовых тактико-технических характеристик ТТХ воздушных, космических, наземных и морских РТК, а также создаваемых гибридных РТК, функционирующих в разных средах. Во-вторых, к 2035 году в Соединенных Штатах планируется создание высокоскоростной автоматизированной сети связи для интеграции робототехнических комплексов в единое информационное пространство. При всех сложностях и потенциальных уязвимостях этого направления его развитие определит принципиально новый этап в системном и сетевом управлении робототехникой и вооруженной борьбой, а затем и противоборством в целом.
В-третьих, ныне наблюдаемый прогресс в развитии нано-, био-, информационных и когнитивных технологий обеспечит создание уже в недалекой перспективе качественно новых классов роботов. В том числе роботов с высоким искусственным интеллектом, биомеханических роботов, антропоморфных роботов, роботов-аватаров, микро- и нанороботов различного назначения. Уже сегодня прорабатывается «в металле» создание таких образцов как: десятиграммовые спутники, выводимые на орбиту ракетами весом менее 1 кг; микроминиатюрные средства наземной разведки типа Smart Dust «умная пыль» ; миниатюрные БПЛА с размерами и формами крупных насекомых. Американское Агентство перспективных оборонных разработок DARPA в программе по разработке миниатюрных биоразведывательных средств имплантирует в мотыльков и жуков компьютерные наночипы, которые после обрастания живой тканью позволят дистанционно управлять нервной системой насекомых, используя при этом вживленные в них наноразмерные сенсоры, камеры и беспроводные передатчики.
Достижения микроробототехники уже с середины 2020-х годов принципиально расширят возможности робототехники в скрытном проведении специальных разведывательных, информационных, диверсионных и иных операций, в том числе стратегической значимости. Например, для разлаживания критических элементов систем разведки, управления, связи и жизнеобеспечения противника; для нейтрализации лидеров экстремистских сил и др.
Военные новости: военные роботы России
Это небольшая беспилотная платформа, выполненная из кевлара и оснащённая манипулятором, танковым пулемётом Калашникова, устройством для организации дымовых завес, беспилотным летательным аппаратом с выдвижной платформой и устройством для его подзарядки. Кроме того, в оснащение входят спутниковый датчик для определения точного местоположения и система обнаружения мин. У ранее созданных роботов-разведчиков есть ряд недостатков, например у них нет дронов, зарядных устройств для них, возможности посадки БПЛА обратно после запуска и так далее. Один из типовых роботов-разведчиков Оператор нового робота проводит разведку местности с помощью дрона, определяет точный и безопасный маршрут с учетом обнаруженных мин.
То же касается и готовности причинять вред другим людям, даже если это военные враги. Идеи с отбором в войска психопатов показали сомнительные результаты — подробнее можно почитать в одной из моих старых статей. Даже частные военные компании всё чаще предпочитают избегать идейных боевиков-радикалов и ветеранов с ПТСР, желающих из-за психотравм «жить войной». В современных военных конфликтах при возрастающем совершенстве технологий всё более сложной проблемой оказывается найти мотивированную пехоту для ближнего боя: которая сможет профессионально штурмовать вражеские позиции и нести неизбежные потери — и при этом не окажется «золотой» в смысле индивидуального отбора и затрат на подготовку, как немногочисленные высокопрофессиональные спецподразделения. Более того, даже военные потери уровня десятков человек в год для многих современных обществ оказываются чрезмерными и недопустимыми.
А опосредованное и дистанционное убийство «из кресла с кофе через монитор» часто оказывается причиной серьёзных психических травм, этических противоречий, проблем социального характера — что уже хорошо осознаётся на примере американских операторов ударных БПЛА. Однако правительства и прочие политические акторы пока совершенно не готовы отказываться от войны как «последнего довода политиков». И автономные боевые системы в этой ситуации, при всей своей сомнительности с множества точек зрения — слишком удобный инструмент войны будущего. Автономная машина может иметь несравнимо лучшую скорость реакции и точность, чем любой оператор-человек. С ней не получится так просто перехватить дистанционное управление, как в случае с некоторыми американскими дронами.
И уж тем более машина не боится идти в атаку на вражеские позиции. На роботов не нужно писать похоронки, их потери не возмущают избирателей и налогоплательщиков. У автономной боевой машины нет рефлексирующего и сомневающегося оператора, которого потом придётся лечить от алкоголизма и ПТСР, или разбираться с последствиями «слива» журналистам секретной информации о внесудебных убийствах. Машина не сомневается в этичности и законности участия в некой конкретной операции, особенно не очень официальной. В конце концов, некоторые вещи можно будет свалить на сбои систем, выразить сожаления — и при этом у военного преступления может не быть конкретного виновника.
Ответственность оказывается размытой, никто лично не нажимал на курок — ни оператор, ни командир, ни политик. Естественно, всё более активное применение автономных боевых систем будет встречать всё большее сопротивление общественности. Многие уже имеющиеся проблемы, скорее всего, только усугубятся. Даже операторы-люди трагически часто наносят удары по гражданским или своим же — с машинными алгоритмами это может оказаться ещё более частым явлением. Очень многие современные конфликты имеют форму партизанской или полупартизанской войны, где грань между комбатантом и некомбатантом крайне размыта.
Как именно прописывать машине определение легитимной цели, если человек с автоматом на плече в гражданской одежде может быть и повстанцем, и вполне мирным пастухом, а боевики, скажем, имеют привычку использовать для перемещения машины «скорой помощи»? Как солдату избежать гибели от огня робота, если он собрался сдаться? Как роботу отличить залёгших бойцов противника от неспособных продолжать бой раненых? Получится ли осуществлять непосредственную поддержку войск в том самом, важном и сложном для современных армий ближнем огневом бою без недопустимого риска обстрела своих солдат — хотя камуфляж и обвес у сторон могут быть похожи до слабой различимости с дистанции, а в «гаражную» РЭБ оказываются способны даже племенные ополченцы в тапочках? Хуже того: как «разруливать» ситуацию, если боевые роботы автоматически обстреляют солдат, пограничников или роботов другой страны на её территории?
А если это случится из-за сбоя или провокации в условиях острого военно-политического кризиса, когда войска стянуты к границам у всех «пальцы пляшут на спусковых крючках»? Отдельным большим вопросом неизбежно станет совмещение автономных боевых систем с нейросетями. Нейросети могут существенно повысить гибкость, адаптивность и общую эффективность боевых машин, сделать их самообучаемыми, гораздо более живучими и смертоносными — но это же делает их поведение гораздо менее предсказуемым даже для собственных создателей и владельцев. И начинает совсем уж откровенно напоминать классику антиутопий вроде «Терминатора» и страж-птиц Роберта Шекли.
Судя по тому, что создание роботизированных платформ является экспериментом, речь идёт о мелкосерийном производстве и испытаниях в полевых условиях. Соответственно, в серийное производство наземные платформы пока не попали.
Стоит признать, что со стороны ВСУ также появляются аналогичные разработки. На кадрах с украинского ресурса можно видеть, как используется наземный аппарат: подъехав к окопу, дрон-камикадзе взрывается. Для этого есть ряд серьёзных причин. Руководитель компании "Аэрокон", член-корреспондент Российской инженерной академии Эдуард Багдасарян рассказал Life. Когда дрон летит, то канал связи достаточно свободный, FPV-дроны улетают на 20—30 километров. А на земле много препятствий: горы, леса, строения.
Это всё усложняет прохождение радиосигнала и управление дронами, — комментирует эксперт. Ещё одна причина, по его словам, связана с плохой проходимостью наземных беспилотников. Если такой аппарат застрянет в грязи, то его некому будет вызволить из неё. Наземные беспилотники снабжают электрическими двигателями, которые гораздо менее мощные, чем бензиновые или дизельные у традиционной военной техники.
Этого механического пса собрали в России по китайской технологии. Стоимость экземпляра достигает миллиона рублей. При этом китайский брат-близнец от компании Unitree оценивается в 2700 долларов 165 тысяч рублей. Как заявлено, «роботизированный комплекс М-81» — официальное название пса — может применяться в условиях боевых действий как беспилотник: транспортировать оружие, выполнять функции разведчика, патрулировать и вести прицельный огонь.
Такую возможность обеспечивают встроенный автомат Калашникова и сразу два пистолета Glock.
«Запрос с фронта очень высокий»: конструктор НПП «Герань» — о новых роботах для бойцов СВО
От военных роботов на современном этапе нет никакой практической пользы, только деньги на ветер. В Российской армии скоро появится первая военная часть, оснащенная боевыми роботами. От военных роботов на современном этапе нет никакой практической пользы, только деньги на ветер. В России создан боевой робот для действий на самых опасных направлениях и в городе, сообщил первый замглавы госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков. Прозвучавшее ужесточение сроков разработок военной робототехники свидетельствует об изменении приоритетов видения военного развития России. В России создан боевой робот для действий на самых опасных направлениях и в городе, сообщил первый замглавы госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков.
В России представили робот-вездеход с беспилотником
Военный эксперт Литовкин заявил, что боевые роботы "Маркер" эффективнее БПЛА в вопросе разведки. Военные роботы нового поколения в ближайшие годы поступят в войска, сообщает РИА Новости в среду, 10 февраля, со ссылкой на начальника Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники МО РФ полковника Сергея Попова. В России создан боевой робот для действий на самых опасных направлениях и в городе, сообщил первый замглавы госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков.
«Их ждут невероятно». Министру обороны России Шойгу показали боевых роботов
В СМИ показали возможности современных военных российских машин-роботов «Уран-9» и «Уран-6», которые впечатляют своими характеристиками. Стереотаксический роботизированный манипулятор – это первый робот российского производства для нейрохирургии. На днях министр обороны России Сергей Шойгу посетил полигон Московского военного округа, где проверил выполнение указаний по разработке беспилотных летательных аппаратов и стрелкового оружия с учетом опыта специальной военной операции. Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин, на страницах своего ТГ-канала, опубликовал информации о новом гусеничном наземном боевом роботе НРТК “Курьер”. В зону спецоперации на Украине прибыли четыре беспилотных разведовательно-ударных робота «Маркер», сообщил в Telegram-канале экс-глава «Роскосмоса», руководитель спецотряда военных советников «Царские волки» Дмитрий Рогозин. На днях министр обороны России Сергей Шойгу посетил полигон Московского военного округа, где проверил выполнение указаний по разработке беспилотных летательных аппаратов и стрелкового оружия с учетом опыта специальной военной операции.