Новости проповедь патриарха кирилла сегодня

Выступление на XXV Всемирном Русском Народном Соборе 28 ноября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора «Наст. По словам Патриарха Кирилла, судьбоносные моменты в истории России свидетельствуют о том, что неким таинственным для нас образом особая милость Богоматери является народу нашему через Казанский образ. Патриарх Кирилл в ходе проповеди заявил, что принадлежность к русскому народу должна сопровождаться «глубокой православной верой». Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун четверга 1-й седмицы Великого поста.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя

Проповедь Патриарха Кирилла - «Вся история нашей страны связана с явлениями милости Божией» Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского.
Проповеди — Предстоятель / Монастырский вестник Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири.

Видео обращения патриарха Кирилла к прихожанам в связи с коронавирусом

Они не должны чувствовать себя людьми, которые живут совсем по другим законам, не по тем, по которым предписывается жить другой части церкви, находящейся вне алтаря. Нет, они должны чувствовать это единство и свою ответственность за тех, кто в храме и вообще везде в храмовом пространстве. Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Раньше отверстие царских врат практиковалось как особая высокая награда для наиболее заслуженных священнослужителей. Хотя на практике редко это было связано с какими-то реальными выдающимися заслугами того или иного священнослужителя: эти заслуги иногда были весьма сомнительными например, просто за выслугу лет. А вот теперь святейший патриарх сказал очень простую, очень ясную и правильную вещь: нужно, чтобы все священники имели такую возможность открытого, единого с народом служения хотя бы через отверстые царские врата. Святой иконостас, моли Бога за нас Мы не можем взять и убрать иконостас, механически вернуться к тому, что было когда-то. Да, иконостас — позднее явление в церкви, он вырос, как говорится, из-под земли. Многоярусный иконостас появился с XV века, до этого иконостасы были совершенно прозрачными, а в самые древние времена их вообще не было. Может быть, стояла пара икон — справа, слева, и всё.

Не было и царских врат, могла быть завеса, чтобы, когда нет службы, престол не стоял открытым и храмовое пространство не профанировалось посторонними людьми, которые могут всё это видеть и проходить мимо. Важно восстановить православную традицию общения всей церкви, единство всей церкви. Если уж выросли иконостасы, мы не можем их убрать, как протестанты. Не надо в церкви ничего ломать, никакие традиции, но можно преобразовать то, что искажает дух и смысл богослужения. Патриарх призвал нас сделать шаг вперёд, за что ему, конечно, честь и хвала. И неслучайно говорят, что это всё было воспринято на епархиальном собрании просто бурными аплодисментами, что очень радует, особенно в Москве, где так непросто со священством. И я надеюсь, что священники это всё воспримут адекватно, узнают настоящую церковную традицию и все верующие. Пусть их никто ничему никогда не учил — даже в этих печальных случаях всё равно у людей есть сердце и какие-то неформальные возможности опознавать истину и правду жизни.

Пусть они именно так воспримут это возвращение к древним церковным традициям в наших современных храмах. Церковь не может стоять на месте, она должна быть живой, поэтому она должна двигаться, и если что-то в ней как-то отклонилось от нормы, надо иметь мужество в этом признаться и восстановить лучший порядок. Молитвенная революция Слово после праздничной утрени 31 декабря 2023 года Есть ещё две вещи. Патриарх сказал, что надо читать все так называемые «тайные» молитвы вслух не во время пения хора. Важно это или не важно? Здесь, я думаю, все понимают: уберите эти молитвы, сделайте их снова тайными, в смысле читаемыми шёпотом или про себя, — и что останется от богослужения?

Андрея Критского в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Святейший Патриарх Кирилл «Наша вера должна быть критерием оценки того, что происходит в мире, в обществе, в отношениях между людьми» Вечером 20 марта 2024 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре г. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Святейший Патриарх Кирилл «Милость — это высочайшая добродетель» Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп.

Сегодня неприязнь друг к другу — это как измена Родине, никакой неприязни не должно быть», — сказал духовный лидер российских православных христиан. Также глава РПЦ заявил, что участники спецоперации борются за будущее страны.

Все это наши братья и сестры. Как в Средние века, желая ослабить Русь, силы разные сталкивали братьев друг с другом и погружали в междоусобную брань, так и сегодня нужно сделать все, что можно сделать, чтобы прекратилось кровопролитие и чтобы не было опасности междоусобной брани. Но при этом мы должны быть верны — когда говорю «мы», имею в первую очередь военнослужащих — верны своей присяге. Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Патриарх Кирилл заявил, что Россия отстаивает в зоне СВО национальные духовные ценности

Тех, кто сомневался и не нашел веры, он призвал прийти в храм и «молиться за родных, за близких, за воинов, которые сегодня за Русь жизнь свою отдают». Затронул он в проповеди и военную операцию. По словам патриарха, «всё, что совершается там, на поле брани, требует нашей общей поддержки». Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online».

Он, в частности, отметил, что "именно потому, что совесть человека есть голос Божий", в людях "пробуждается потребность бороться за справедливость, защищать слабых и даже жертвовать собой".

По словам патриарха, он глубоко убежден в том, что в то время как в каких-то странах еще ведутся поиски национальной идеи, в России уже "все нашли". По его словам, Россия переживает особый период отечественной истории.

Затмила голову, в особенности русской интеллигенции, эта муть, этот туман, природу которого мы осознали, только пройдя через десятилетия послереволюционной жизни. И лишь в конце XX века началось массовое возвращение людей к вере Христовой, так что тысячи и тысячи стали приходить к таинству Святой Евхаристии. И теперь, имея такую возможность, мы должны помнить, что причащение Святых Христовых Таин — это не обряд, который нужно совершать один раз в год, как было принято в дореволюционные времена, как я уже сказал, среди нерелигиозной интеллигенции. Мы с вами должны причащаться всякий раз, когда есть потребность. А если потребности к причастию нет, если отсутствие этой потребности мы прикрываем различными благочестивыми или псевдоблагочестивыми рассуждениями — «я не готов, я не все прочитал, я чего-то не сделал, поэтому и причащаться не буду»? Ни в коем случае нельзя, чтобы такие ложные аргументы отрывали нас от Святой Евхаристии, которая есть средоточие жизни Церкви и которая действительно является таинством Церкви. Не причащаясь или редко причащаясь, мы сами себя отлучаем от Церкви.

А чем же еще мы можем себя духовно питать, как не силой Божественной, которая является нам и с нами соединяется через причащение Тела и Крови Самого Спасителя? Мало-помалу эти опасные заблуждения давно прошедших времен относительно редкого причащения проходят, и все больше и больше людей по воскресеньям причащаются Святых Христовых Таин. Но надо, чтобы это стало реальной потребностью современного православного человека, живущего в нашей стране, потому что странным является посещение Литургии без причащения. Богословски это объяснить невозможно; ни один, даже самый великий богослов не объяснит! Ведь Литургия совершается для причащения, и люди в прямом смысле слова приходят на Литургию для причащения. А если они не причащаются, что это означает? Еще раз нужно сказать: всякие ссылки «недостоин», «не подготовился» и так далее лишь обличают нас, но никак не оправдывают. И это особенно важно в наше судьбоносное время, когда по милости Божией укрепляется вера в нашем народе — через скорби, через страдания, а ведь чаще всего так и бывает.

Со словом к собравшимся также обратился митрополит Анастасий: Дорогой владыка! Я благодарю Вас за то, что Вы благословили сегодня вместе с Вами совершить Таинство Святой Евхаристии и вместе с нашим народом принести Господу Жертву благодарения. Вы сказали, что Христос называет нас друзьями, поэтому главная Его заповедь: «Дети, любите друг друга», — как говорил апостол Иоанн Богослов. Именно этой заповедью мы с вами должны руководствоваться в нашей жизни, несмотря на все козни от мира, плоти и диавола, которые посылаются нам для испытания нашего духовного состояния. Пусть любовь преобладает в нашей Церкви. Только так мы можем победить все тёмные силы, которые воюют с человеком. Любовью всё совершается, любовь торжествует. Любовь на кресте, но любовь и в воскресении. И мы ждём Светлого Христова Воскресения, чтобы прославить Господа, даровавшего через страдания и Свой жизненный крест возможность достигнуть радости общения с Ним. С наступающими праздниками! Храни Вас, владыка, Господь на многая и благая лета! Митрополит Кирилл поблагодарил настоятеля Казанско-Богородицкого храма иерея Евгения Гаврилкина за труды на благо прихода и подарил ему наперсный крест: Прими, отец Евгений, дар нашей любви — этот с любовью сделанный крест Христов. Носи во здравии, радуйся жизни, исповедуй Христа Воскресшего и прославляй Пресвятую Богородицу — Заступницу усердную рода христианского на этой земле.

Патриарх Кирилл призвал россиян к «духовной мобилизации»

Об этом заявил в четверг в проповеди после вечернего великопостного богослужения в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Патриарх Кирилл сегодня в Москве выступил с проповедью после литургии в праздник Крещения, где прокомментировал звучащие с Запада призывы к расчленению России и предоставлению Украине наступательных вооружений. «Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя». 25 июня 2023 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителей Московских

Патриарх Кирилл Патриарх Кирилл пожелал всем особым образом пережить рождественскую ночь Фото: Анна Майорова ©
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха сегодня.

Патриарх Кирилл перед обращением Путина говорил о недопустимости предательства

Также Патриарх Феофил положительно оценил деятельность Фонда Андрея Первозванного и высказал готовность развивать сотрудничество Иерусалимского патриархата с фондом. 2009-04-12 Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Входа Господня в Иерусалим в Храме Христа Спасителя. 12 апреля 2023 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих молиться за сохранение духовного единства русских и украинцев. Очередная программа «Слово пастыря» посвящена проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенной им после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя в праздник Воздвижения Креста Господня. Очередная программа «Слово пастыря» посвящена проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенной им после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя в праздник Воздвижения Креста Господня.

Патриарх Кирилл

Это очень редкое качество, потому что всякий раз, когда мы оцениваем себя, особенно в связи с какими-то конфликтами, переживаниями, мы непременно ставим себя в некое особое положение. Всегда кто-то виноват больше, чем мы, всегда мы находим для себя оправдание, а для тех, с кем находимся в трудных отношениях, — осуждение; и никакому смиренномудрию места нет. Но смиренный и мудрый человек видит свои грехи и трезво оценивает самого себя. При чем же здесь мудрость, ведь мудрость проявляется прежде всего в отношениях человека с окружающим миром? Но смиренномудрие, способность реально оценивать свое духовное состояние и выносить суд о себе, действительно связано с мудрым отношением к окружающим. Потому что человек, способный видеть свои грехи, обретает мудрость в оценке всего того, что вокруг него происходит. У него есть навык размышления о происходящем. И уж если хватает сил осуждать самого себя, то такой человек, не осуждая других, всегда может правильно оценить происходящее, а значит, сделать нужные выводы и выстроить как должно отношения с людьми. Очень важно сохранить в памяти эту связь между смирением и мудростью, между способностью видеть свои грехи и вырабатывать объективный взгляд на окружающую действительность. Человек, который себя оправдывает, который себя превозносит, который во всем видит чужую вину, неспособен к объективному видению, без которого не может быть и мудрого взгляда на жизнь, не может быть устроения мудрых человеческих отношений. Люди, незнакомые с православной аскезой, с православным образом жизни, иногда задают вопрос: «А как все то, чем вы занимаетесь, эти долгие службы, молитвы, соотносится с действительностью?

Насколько это востребовано? Не является ли это лишь рудиментом того, что было некогда присуще нашей культуре, нашей общественной жизни? Все, что делала Церковь в прошлом, что делаем сегодня мы, все, что, верим, Церковь будет делать до скончания века, — всегда актуально, всегда имеет отношение к реальной жизни, ибо всегда актуально то послание, которое Господь оставил нам. Святые отцы, предлагая нам путь смиренномудрия, руководствовались в первую очередь словами Самого Господа и Спасителя: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» см. Смиренномудрие помогает устроению мирных отношений с людьми, устроению такого образа жизни, который не в тягость, а в радость, даже если мы проходим через сложные жизненные обстоятельства. Устроение этого по божественным законам определяемого мира, по заповедям Божиим устрояемых отношений между людьми является непременным условием нашего личного благополучия, но это можно распространить и на народ, и на страну. Более того, заповедь Божия не имеет границ, она обращена ко всему роду человеческому. И верим, что только жизнь в соответствии с этими божественными заповедями способна помочь нам благополучно устраивать свою собственную жизнь, жизнь нашего народа и нашего общества. Да поможет нам Господь сохранить веру, укрепиться в той мудрости, которую почерпаем мы из Священного Писания, из святоотеческих творений, оставаться верными избранному пути, несмотря ни на искушения, ни на соблазны, которые встречаются на нашем жизненном пути. Проповедь после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Новоспасском монастыре г.

Что означает терпение? Почему же в этом прошении говорится о терпении? Терпение — это качество, которое помогает человеку, в первую очередь, достигать поставленных жизненных целей. А без терпения невозможно достигать своих целей, больших или малых, потому что всякая цель достигается трудом, а труд всегда требует терпения. Нужно иметь терпение, чтобы дойти до цели. Вот так и устраивается наша жизнь, в значительной мере благодаря этому замечательному человеческому качеству — терпению. Но терпение имеет и духовное измерение. Конечно, преподобный Ефрем Сирин, включая тему терпения в свою молитву, имел в виду именно это духовное измерение. Что же это означает? А это означает, что каждый человек, общаясь с другими людьми, подвергается, в большей мере или меньшей степени, влиянию с их стороны.

Влияние может быть положительным, но бывает и отрицательным. И отрицательное влияние чаще всего сопровождаются вторжением злого начала в нашу душу — через людей, через слова, через образы, через жизненные ситуации. И для того чтобы иметь возможность отражать эти искушения, человек должен иметь терпение, а значит, терпение есть сила. Но когда мы говорим об отражении разного рода искушений, злых посылов и вообще опасных влияний на нашу душу, мы имеем в виду не только необходимость иметь терпение в борьбе. Человек не может спасти душу, если он на зло отвечает злом, на неправду — неправдой. Даже самые отрицательные влияния, оказываемые на нас, не должны поколебать нашей веры и нашей верности Господу. И если требуется ответ на воздействие со стороны окружающего мира, то этот ответ не может нести в себе зло и неправду, потому что только правдой и добром можно победить зло. Эти слова, которые нередко проходят мимо нашего сознания, имеют огромное значение для нашей жизни, для нашего самочувствия, для достижения того, что мы на человеческом языке называем счастьем. Человек не может быть счастливым, если он источает зло, потому что зло возвращается. Зло не может быть нашей реакцией на зло, обращенное в наш адрес.

И если мы ясно сознаем, что единственным способом преодоления зла является добро, что даже на зло мы должны отвечать добром или как хотя бы нейтрально, если не хватает сил на добро, то, несомненно, изменится наша личная жизнь. И мы почувствуем присутствие благодати Божией, потому что ни одно доброе дело, ни одно доброе слово, которое мы произносим, так же как и злое слово, злое дело, не проходят мимо Божиего промысла о нас. Пусть Господь укрепит нас в делании добра даже в тех обстоятельствах, когда кажется, что единственно правильный ответ содержит в себе зло. Проповедь в четверг первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Заиконоспасском ставропигиальном монастыре. Этими словами святой преподобный Ефрем Сирин обращает наши сердца к Богу с молитвой о стяжании перечисленных добродетелей. Но следует обратить внимание, что любовь, которая в ряду этих добродетелей стоит на последнем месте, занимает это место не потому, что любовь — самая незначительная добродетель, а напротив, потому что это самая возвышенная и великая добродетель. Это верхняя ступень лестницы добродетелей, ведущих в Царство Божие. Каждый на собственном опыте знает, как трудно иметь в сердце любовь к ближнему. Кровное родство, семейные узы создают соответствующие условия к тому, чтобы человек открывал свое сердце ближним. Так бывает и в жизни семьи, и в жизни относительно небольших групп людей, объединенных общими идеалами, общими трудами, как, например, в монашеской общине.

Любовь есть что-то достаточно понятное и реально осуществимое. Но как полюбить человека, которого мы называем ближним, но который на деле ближним не является? Откуда взять силы и как сделать так, чтобы в сердце действительно была любовь, а не вымученное желание любить, за которым на самом деле не скрывается ничего, кроме гордыни и желания получить в глазах людей особое уважение и признательность? Для того чтобы полюбить человека, нужно иметь доброе сердце. Существует замечательный способ определить, можешь ты полюбить другого человека, может ли любовь к ближним стать достоянием твоей жизни, или нет. Ответ на этот вопрос может дать каждый: если в сердце не отображается боль другого человека, если невозможно сострадать другому человеку не из числа самых близких, а одному из тех, кого мы в церковном обиходе и называем ближними , — значит, полюбить ближнего невозможно. Святой авва Дорофей, размышляя на эту тему, произнес простые слова, которые, может быть, помогут каждому по милости и благодати Божией стяжать любовь к ближним. А совет аввы Дорофея такой: «Никому не делай зла». Это первое и непременное условие. Никакая любовь не может произрастать на почве, удобренной злом.

Это не удобрение, это яд, который отравляет человеческую душу. Если человек совершает зло ближнему своему, он не способен любить. И второе условие, которое очень ясно сформулировал преподобный авва Дорофей: «Научись делать добро». Не делай зла, но научись делать добро. Поставь себе задачу делать добрые дела в том масштабе, в том объеме, который для тебя возможен. Не нужно ставить перед собой невыполнимые задачи, — но попытаться решить самые простые, отталкиваясь от тех жизненных ситуаций, в которых мы оказываемся. И если мы сможем поставить себе реальную задачу и исполнить ее, то получим глубочайшее внутреннее удовлетворение. Мы почувствуем способность делать добро, а значит, и любить другого человека. Потому что любовь произрастает не на пустом месте — она произрастает только на той почве, которая удобрена делами добрыми, делами милосердия, которые мы и называем делами любви. Святоотеческие советы очень простые.

Для того чтобы их понять, не нужно даже заканчивать учебных заведений хотя, конечно, учиться нужно, в том числе в семинариях, и по возможности хорошо. Но никаких особых знаний не нужно иметь, для того чтобы усвоить такие простые, но важные истины, которые передают нам святые отцы, помогая найти путь к восхождению на самую высокую степень духовного совершенства — обретение любви в сердце к нашим ближним.

Конечно, хорошо, если мы ходим в храм и каемся в грехах, ведь для некоторых и это — неподъемное дело.

Но если мы, помимо покаяния, совершаем еще и дела милосердия, то, несомненно, получаем в ответ и прощение грехов, и встречную милость от Господа. И давайте запомним сегодняшнее евангельское чтение и слова, которые вы сейчас услышали: прощение наших грехов есть результат нашего покаяния и милосердия. Невозможно каяться и не совершать добрые дела!

Невозможно ходить в храм и не совершать добрые дела! Потому что одно перечеркивает другое — наша с вами молитва и посещение храма перечеркиваются окамененным нечувствием, неспособностью и неготовностью к совершению добрых дел. Наученные пронзительным евангельским событием, которое стало вызовом даже для тех, кто окружал Спасителя, и, несомненно, при глубоком размышлении может явиться духовным вызовом и для нас, мы должны ответить осознанием необходимости совершать добрые дела ради нашего спасения.

И это касается всех — архиереев, священников, диаконов, верующих. Все должны совершать добрые дела! А ведь иногда бывает так, что с амвона говорим о необходимости добрых дел, а сами не спешим их творить, ссылаясь на занятость, на невозможность обращать на все внимание.

На все что угодно можно не обращать внимание, кроме как на совершение добрых дел, потому что без добрых дел вера мертва есть см.

В то время, когда создавался наш Собор, ему не обещали долгой жизни. Многие считали это неудачным опытом, который, несомненно, провалится в условиях многонационального государства или деградирует, объединив маргинальные силы квазипатриотического направления. Подобная ирония присутствовала в сознании некоторых политических и общественных деятелей, но затем все стало постепенно меняться, потому что уже с первого Собора стало ясно: Всемирный русский народный собор имеет потенциал, который оправдывает и оправдает его название. И сегодняшняя XXV сессия, несомненно, подводит определенную черту под этой четвертью века. У многих из нас, здесь присутствующих, юбилейная сессия вызывает определенные мысли, надежды, чаяния, а у кого-то, может быть, и некоторые опасения, потому что не все так просто в нашем мире. Но, с другой стороны, есть уверенность в абсолютной необходимости и важности такого явления, как Всемирный русский народный собор.

За 25 лет, конечно, многое произошло. К этим рассуждениям побуждает нас и тема нынешнего юбилейного Собора — «Настоящее и будущее Русского мира». Вспоминаю, как создавался этот общественный форум тридцать лет назад, в далеком 1993 году. В условиях всеобщей растерянности запрос на поиск неких объединяющих начал был чрезвычайно востребованным и актуальным. Попытки создать некую общность, которая могла бы аккумулировать идеи, мысли, помогающие народу выстроить понимание будущего, не всегда увенчивались успехом. Но тема Русского мира, будущего России была настолько важна, и поиск был настолько напряженным, несущим в себе творческий потенциал, что он не мог не разрешиться в результате долгой общественной дискуссии. Так постепенно возникла идея учреждения общественного форума, на котором все, кто ощущал свою причастность к русскому народу и русской культуре, кто неравнодушно воспринимал происходящее в обществе, могли бы обсуждать возникающие вопросы и делиться своими идеями.

Важно было создать пространство свободного и честного диалога о судьбах Отечества, чтобы консолидировать здоровые общественные силы, готовые трудиться ради возрождения России, формулируя ответы на непростые вызовы времени, приемлемые и для граждан, которые не являются русскими по национальности. Такова изначально была задача Всемирного русского народного собора: не отрекаясь от своей «русскости» и никак не умаляя «русскость», делать все для того, чтобы служить всему многонациональному народу нашей страны. Все ярче и настойчивее в то время стала обсуждаться тема духовных истоков нашей самобытности. Все чаще стало звучать сочетание Русский мир для выражения особого культурного феномена России. Выступая с докладом в далеком 2004 году, я отмечал, что обращение к этому понятию спустя почти десять лет после учреждения Всемирного русского народного собора связано еще и с тем, что за прошедшие годы Россия, наконец, определилась аксиологически и начала осознавать себя страной, которая, наследуя богатую православную традицию, имеющую ключевое значение для формирования отношения к явлениям в социально-политической, экономической и духовно-культурной областях, способна серьезно изучать эти проблемы и открыто их обсуждать, в том числе в рамках Всемирного русского народного собора. При этом было бы неправильно — и об этом мы сказали сразу, создавая Всемирный русский народный собор, — понимать Русский мир в узко национальном, этническом смысле и ограничивать данное понятие существующими ныне политическими границами, разумея под Русским миром исключительно Российскую Федерацию. Вот почему в наших Соборах с самого начала активное участие стали принимать люди, живущие далеко за пределами Российской Федерации.

Напомню сказанные без малого 20 лет назад важные слова, которые не теряют своей актуальности и поныне: «Для нас Русский мир — это не этническое понятие. Русский мир включает в себя и все народы, принадлежащие к другим религиям, но разделяющие одни ценности общественной жизни вместе с русским народом. Именно Россия, осознающая себя православной, способна поддерживать в единстве различные культуры. В течение веков Россия выработала механизм сосуществования различных культур и религий, которые принимают одни общественные ценности, но сохраняют свою религиозную самобытность»[1]. Использование в российском общественном дискурсе понятия Русский мир вызвало немало сильных эмоций как внутри страны, среди сторонников либеральной модели развития, так и среди наших, как сейчас принято выражаться, западных «партнеров», усмотревших в этом понятии явные признаки возрождения русского самосознания. Вместе с тем, сама идея духовно-культурного мира не является каким-то новшеством. Это не измышление ума, но распространенный феномен, характеризующий развитие определенного типа культуры, создавшей в ходе успешного бытования уникальную ценностную парадигму.

Вот об этом мне и хотелось бы сказать сегодня несколько слов. Итак, о самой формуле Русского мира. А формула такая: Культурное многообразие: от Римского до Русского мира. Явленная в истории цветущая сложность человеческой цивилизации есть, безусловно, действие мудрого Промысла Божиего. Это «богатство исторического сада Божия»[2], как об этом писал Иван Ильин, подчеркивая, что Россия призвана показать многообразие дарований, которыми наделил Всевышний Творец наш народ. Правда, народы распоряжаются и, может быть, будут распоряжаться данными им талантами не всегда по совести, примеров чему мы, к сожалению, сегодня видим немало. Конечно, подобные примеры были и в прошлом.

Некоторым культурам свойственно выходить за естественные национальные границы и, преодолевая этническую замкнутость, самим становиться источником для развития других народов и оказывать влияние на их общественное устроение и духовную жизнь. Такое расширение культуры, происходившее в прошлом нередко с использованием военно-политических методов, приводило к созданию целых культурных ареалов — культурных миров. История помнит немало подобных примеров. Так, знаменитый Pax Romana стал символом наивысшего могущества Римской империи, Pax Hispanica — временем расцвета Испании, распространившей свое влияние на южноамериканские земли, а Pax Britannica стал обозначением периода мирового господства британских порядков колониализма. Сегодня говорят о Pax Americana — сложившемся культурном и геополитическом союзе вокруг Соединенных Штатов Америки, которые являются ядром особой экономической, политической и идеологической системы. Не будем забывать, что существует и огромный Арабский мир, объединяющий страны арабской культуры. Более того, на основании социокультурной общности создаются даже целые организации: например, Лига арабских государств или Союз южноамериканских наций, объединяющий страны Латинской Америки.

Список этих культурных миров можно продолжать долго. В конце концов, и наши православные братья-греки уже много веков твердят о существовании Греческого мира и воспевают великие ценности эллинизма, и это никого не смущает. Но стоило только заявить очевидное: о существовании ареала русской культуры, о Русском мире — сколько же шума поднялось, когда мы сформулировали эту мысль и стали ее развивать! Сколько самых нелепых и надуманных обвинений было высказано нашими мнимыми друзьями и недоброжелателями! Как гласит народная мудрость, на воре и шапка горит. Разве в недрах Русского мира родилась концепция «оси зла» или идея «мирового полицейского»? Разве мы придумали поражающую цинизмом и духовным варварством тему «отмены культуры»?

Разве мы навязываем остальному миру гегемонию, представляя ее как всеобщее и безальтернативное благо для остального мира? Думаю, ответ очевиден.

Затронул он в проповеди и военную операцию. По словам патриарха, «всё, что совершается там, на поле брани, требует нашей общей поддержки». Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

Актуальные заявления патриарха Кирилла

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме священномученика Ермогена в Гольянове Москвы. Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского. По словам Патриарха Кирилла, судьбоносные моменты в истории России свидетельствуют о том, что неким таинственным для нас образом особая милость Богоматери является народу нашему через Казанский образ.

Патриарх Кирилл: принадлежность к русскому народу должна сопровождаться глубокой православной верой

Фото: vk. Святейший патриарх сказал, что он не находит никаких оснований для противления тому, чтобы все священники могли служить с открытыми царскими вратами на протяжении всей службы, чтобы во время богослужения, особенно Евхаристии, «тайные» молитвы читались вслух, чтобы Евангелие читалось лицом к народу и после этого сразу произносилась проповедь именно о том, что говорит нам Писание. Иначе Писание не доходит до людей без толкования, а без научения церковному народу плохо. Часто жалуются на невежество народа, на его темноту, на путаницу в жизни и мозгах… Понятное дело, если не учить людей — так оно и будет. Я хотел сказать сегодня только о значении отверстых, то есть открытых, царских врат в алтаре.

Так сложилось в нашей традиции по разным историческим обстоятельствам, что первоначально открытые христианские алтари в храмах всё больше и больше отгораживались от народа и находящиеся в них клирики всё больше противопоставлялись собранию в храме. Считали вообще, что солея чуть ли не образ какой-то огненной реки, которую никто не может переходить, потому что алтарь — это такая святыня, на которую даже смотреть никому нельзя. Это, конечно, фантазии, но так было, и до сих пор в жизни и мышлении иных людей эти фантазии сохраняются, потому что люди слышали где-то что-то и принимали это механически, не очень понимая смысл христианской православной традиции. Теперь алтарь как будто совсем закрылся.

Всё, что там происходит, никто не видит и не слышит. Иногда в алтарях могут происходить какие-то недолжные вещи, а контролировать это никто не может. Когда так отгорожен алтарь от народа, то о каком единстве церкви мы можем говорить? Так в каждом конкретном храме церковь дробится на части.

Одна часть, которая ощущает себя самодостаточной, находится в алтаре. Другая — хор — на клиросе, третья — в храме, четвёртая — за ящиком ящиком называют в храмах торговое место для заказа треб, продажи свечей, икон, крестиков и т. Одна группа может противостоять другой, другая — третьей. Естественно, когда такое разделение людей во времени и пространстве, разделение в служении, то — понятно — будут возникать противоречия, недоразумения и разрывы.

Поэтому важен хотя бы такой шаг — открыть алтарь народу, чтобы священнослужители и все служители алтаря могли чувствовать связь с остальными молящимися, что они не отдельно существуют, они не просто пришли работать в алтарь. Они не должны чувствовать себя людьми, которые живут совсем по другим законам, не по тем, по которым предписывается жить другой части церкви, находящейся вне алтаря. Нет, они должны чувствовать это единство и свою ответственность за тех, кто в храме и вообще везде в храмовом пространстве. Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Раньше отверстие царских врат практиковалось как особая высокая награда для наиболее заслуженных священнослужителей.

Хотя на практике редко это было связано с какими-то реальными выдающимися заслугами того или иного священнослужителя: эти заслуги иногда были весьма сомнительными например, просто за выслугу лет. А вот теперь святейший патриарх сказал очень простую, очень ясную и правильную вещь: нужно, чтобы все священники имели такую возможность открытого, единого с народом служения хотя бы через отверстые царские врата.

Церковь предлагает молитву, участие в Таинствах, ограничение в пище.

Все это требует усилий, но ведь без усилий невозможно решить главной задачи — изменения себя к лучшему. Если у человека не хватает сил отказаться от скоромной пищи, как же он может изменить свою жизнь? Некоторые говорят: «вы знаете, я не пощусь, но зато…», — и дальше по списку какие-то добродетели.

А ты попробуй попостись — хотя бы для проверки собственных возможностей. И если почувствуешь, что поститься не можешь, значит, дело плохо. Значит, не умеешь управлять самим собой, не умеешь ограничивать свои стремления и желания, а стало быть, духовный рост, если говорить на церковном языке, на языке дела спасения, становится очень и очень затруднительным.

Потому что если в малом не можешь себя ограничить, как же в большом сможешь достичь результата? Другими словами, Великий пост — это школа благочестия, в каком-то смысле школа спасения. И одновременно это замечательная возможность разобраться в самих себе: что мы можем, чего не можем; если не можем, то почему; какие обстоятельства, внутренние склонности, или, может быть, особенности характера препятствуют тому, чтобы мы шли по пути восхождения от земного к небесному.

По пути преодоления греха, а значит, к обретению спасения. Вот в нескольких словах смысл всего поприща постного. С одной стороны просто, а с другой стороны очень тяжело; просто на словах, но тяжело в деле.

Наступает Великий пост. Человек привык вкушать скоромное, и некоторым нужны огромные усилия, чтобы отказаться от куска колбасы или сыра. Но если не хватает сил это сделать, то призрачной становится главная цель — самосовершенствование, духовный рост и спасение.

По запричастном стихе проповедь произнёс иеромонах Аркадий Логинов. В завершение митрополит Кирилл обратился к верующим с проповедью: Дорогой владыка! Всечестные отцы!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в Лазареву субботу, Господь сподобил быть нас в этом замечательном храме и духовно поучаствовать в видении воскрешения праведного Лазаря Четверодневного, друга Божия. Давайте задумаемся, а мы кто для Бога?

Буквально через несколько дней мы будем слышать Евангельские чтения и духовно соучаствовать в событиях, когда Господь говорил: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» Ин. Важно быть другом Божиим на этой земле, чтобы затем прийти на встречу со Всевышним Творцом. Желаю, чтобы наша дружба с Богом была вечной, чтобы мы действительно были теми, на кого Он может положиться здесь.

Ведь Господь подал нам великую благодать исповедовать Его имя и возможность стать наследниками того Царства, к которому стремится душа верующего. Сегодня мы вспоминаем праведного Лазаря Четверодневного, который уходил из этого мира, но не перешёл в вечность. Мы не знаем, где был святой эти четыре дня, но знаем, что Спаситель сошёл во ад и освободил сущих в нём.

После воскрешения праведный Лазарь ещё 30 лет проповедовал Христа.

Внешние проявления и того, и другого достаточно схожи. Но если депрессия есть результат неблагополучия психического, то есть следствие болезни, то уныние таковым не является. Понятие «уныние» вообще можно определить и описать только в системе религиозных координат. Если человек теряет веру в Бога, если он начинает во многом сомневаться, если утрачивает некие жизненные координаты, связанные с его религиозным выбором, то, как следствие, наступает уныние, тяжелейшее душевное состояние. Уныние невозможно лечить медикаментозно, из уныния невозможно выйти через внушение извне. Это состояние, которое может преодолеть только сам человек, опираясь на силу Божию.

А как же возможно совершить такой подвиг? Есть два непременных условия: человек должен верить в Бога и верить в то, что все происходящее с ним является в конечном счете действием Божественного промысла — либо попущением Божиим, если происходящее скорбно и печально, либо проявлением Божественной милости, если происходит что-то радостное и доброе. Когда человек приучается предавать себя в руки Божии, уныние исчезает, потому что вместо уныния обретается глубочайшая уверенность в силе и разумности Божественного Промысла. Мне приходилось встречаться с людьми, прошедшими тяжелейший жизненный путь, в том числе с теми, кто прошел через заключение, ссылки, лагеря только потому, что верил в Бога. И вот что удивительно: у этих людей никогда не было уныния. Еще во время несения послушания в Смоленске я встретился с одним человеком. Он посетил меня, узнав мою фамилию, и сказал, что с каким-то юношей, носившим ту же фамилию, он плыл из тогдашнего Ленинграда в бухту Нагаева, а затем по Колымской трассе был доставлен до места заключения.

И рассказал, что тот юноша никогда не был в плохом настроении — он всегда оставался спокойным, мирным и даже радостным. И когда его спросили, почему он пребывает в таком добром расположении духа, ответ был простой: «Но ведь я ради Христа еду туда, куда меня посылают. А разве может быть плохой жизнь ради Христа? Чем больше в жизни комфорта, чем больше материальных возможностей, тем слабее становится человек. Ему есть, что терять, он боится понизить уровень своего потребления и комфорта и потому становится очень уязвимым. И не только потому, что волнение охватывает при одной только мысли, что жизнь может измениться в худшую сторону, но и просто потому что очень часто такой человек впадает в уныние. А уныние там, где исчезает вера и где на место веры приходит страх.

Вот почему в молитве святого Ефрема Сирина просьба к Господу избавить нас от уныния стоит на втором месте — особым образом подчеркивается необходимость избавиться от уныния как душевного состояния, несовместимого с подлинным человеческим благополучием. Каждый из нас в той или иной мере, при тех или иных обстоятельствах подвержен этому чувству. И для каждого из нас, кто хотя бы раз был подвержен этому чувству, звучат сегодня проникновенные слова молитвы святого Ефрема Сирина с просьбой избавить нас от уныния. А избавиться от уныния — значит изменить свой взгляд на жизнь, расстаться со страхами, расстаться с недоумениями, с попытками прозревать будущее, не имея никаких возможностей по-настоящему это сделать. Это означает предаться в руки Божии с полным доверием Господу, без всякого страха, но с великой надеждой на Божие милосердие. Всему этому учит нас молитва святого Ефрема Сирина. И, повторяя эти слова, будем просить Господа, чтобы Он избавил нас, в том числе, и от пагубного уныния и дал возможность обрести радость и мир в душе.

Проповедь после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. Молитвой святого Ефрема Сирина мы испрашиваем у Господа помощи на путях нашей духовной жизни. Мы просим оградить нас от чувств, мыслей, деяний, которые разрушают внутренний мир человека и препятствуют делу спасения. Менее всего мы обращаем внимание на опасность любоначалия, ведь каждый чувствует свою вину пред Богом в празднословии, унынии, а вот склонность к любоначалию для большинства остается незаметной. Но на самом деле любоначалие — это очень болезненная страсть, и страсть греховная. По-русски любоначалие именуется властолюбием. Когда человек стремится к власти, тогда его обуревает страсть властолюбия.

Только у Господа — власть над миром и над каждым человеком, и древние хорошо это понимали. Из Ветхого Завета мы знаем, что в Израиле, который по праву считал себя народом избранным, первоначально не было царей. Израиль поставлял себя под власть Бога; в истории такое управление государством называется теократией, в переводе на русский — властью Бога. Но поскольку кто-то должен был эту власть осуществлять, древние израильтяне учредили особое служение — служение судей. Не будучи царями, судьи исполняли определенные функции, связанные с управлением государством, памятуя, как и весь народ, о том, что подлинным Правителем, подлинным Царем Израиля является Господь. Но в какой-то момент израильтяне сочли, что жившие вокруг народы, имевшие царей, имевшие достаточно организованную государственность, начинают возвышаться над израильтянами, что особенно чувствовалось во время военных действий. В народе израильском возникла мысль о необходимости иметь царя.

Последним судьей был пророк Самуил, и народ потребовал от него, чтобы был избран царь и тем самым закончилось правление над Израилем духоносных мужей, которые, не имея царских полномочий, являлись скорее моральными авторитетами и духовными лидерами. Самуил обратился к Господу с молитвой и услышал ответ: «Они не тебя — они Меня отвергли» см. И Бог дал им царя Саула. Власть привлекает людей тем, что через обладание ею можно свою собственную волю исполнять посредством других людей, осуществлять свою волю в жизни других. Это открывает огромные возможности для достижения таких целей, какие были бы совершенно недостижимы, если опираться только на свою волю и на свои силы. Власть дает право и возможность мобилизовать волю и силы многих для достижения тех целей, которые ставит перед собой обладающий властью человек. Вот почему к власти нередко устремлялись и устремляются люди недостойные.

Если человек достойный удостаивается власти, он направляет ее на достижение целей, которые служат благу не только и не столько его самого, но всех тех, ради кого он эту власть осуществляет, то есть ради народа. Люди чувствуют и уважают таких правителей, окружают их почтением, считают великими авторитетами. Так, в истории нашего государства многие цари были окружены почтением и обладали высочайшим авторитетом. Ибо народ сознавал, что государь, будучи во главе страны, всего себя отдает для служения Отечеству. И мы знаем, что многие из наших достойных правителей были убиты именно потому, что беззаветно служили своему народу. Но власть может проявляться и самым дурным образом, когда она служит интересам одного человека или группы людей, когда во имя узких корпоративных интересов и целей напрягаются силы народа, который принуждается властью к исполнению того, что служит благу немногих. В истории нашего Отечества бывали и такие времена — тяжелые, отмеченные значительными проблемами в жизни страны и страданием людей.

Властолюбие является грехом, и власть оправдана только тогда, когда служит единственной цели — приносить пользу людям, служить людям. Словом «министр» обозначается высокое должностное лицо в государстве. Но в переводе с латинского министр — это служитель. Не может быть другой цели у человека, облеченного властью, кроме как служить людям. Все то, о чем мы сейчас говорим, касается не только светской власти, — то же касается власти духовной даже в большей степени, чем светской. В Церкви не может быть власти, направленной на достижение личных целей того, кто этой властью обладает. В Церкви власть — это синоним служения.

Чем больше полномочий у священнослужителя, тем больше он должен сораспинаться на пути служения Богу и людям. И это единственное оправдание того уважения, того авторитета и той признательности, которые верующий народ обращает в адрес своих служителей. И сегодня, задумываясь через слова молитвы святого Ефрема Сирина о власти, прося Господа избавить нас от властолюбия, мы должны ясно понимать, что все сказанное относится не только к тем, кто обладает властью, но и к каждому из нас. Потому что и в самых простых межличностных отношениях очень часто один человек пытается взять верх над другим, иногда сознательно, а иногда бессознательно, в силу черт характера, волевых качеств. И это стремление быть выше другого, воздействовать на другого, управлять другим тоже есть не что иное, как властолюбие, хоть и без реальной власти. Наверное, большинство из нас, если повнимательней посмотрит вглубь своей души, увидит в себе этот порок, иначе святой преподобный Ефрем не вложил бы в великую свою молитву обращение к Господу с мольбой избавить нас от этого греха и порока. Пусть силой Божией и нашими собственными усилиями искореняется из нашей жизни всякое стремление к властолюбию, всякое стремление к тому, чтобы господствовать над другим человеком.

А те, кто обладает некими властными полномочиями, в полной мере должны сознавать, что главный смысл и единственная цель такого ответственного служения есть не что иное, как служение Богу и людям. Проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. В молитве «Господи и Владыко живота моего», в первом прошении, есть два слова, которые имеют один и тот же корень: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Праздность и празднословие.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий