Новости подготовительные недели перед великим постом

Даты подготовительных недель перед Великим постом в 2023 году. В предпоследнее подготовительное воскресенье перед Великим постом за богослужебным чтением на Литургии мы слышим евангельское чтение, в котором Господь предсказывает страшное и великое событие, которому надлежит совершиться при кончине мировой истории.

Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая

начинается первая из трех "подготовительных недель" Великого поста. 27 февраля начинается Великий пост, которому предшествуют несколько особых, подготовительных, недель — то есть воскресных дней. это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Зачем перед Великим постом устраивать подготовительные недели.

Как подготовиться к Великому посту

Как учил один старец ученика своего: на кого ты обиделся? На своего брата. А вот читай молитву Отче наш... Но ты же не оставил, тогда вычеркивай это из молитвы. Пичугин: —Я как-то раз ехал с одним таксистом-кавказцем, он уже в возрасте, замечательный дядька, горячий, но с определённой долей мудрости. Он пытается какие-то важные и простые вещи пассажирам транслировать о том, что он с течением времнни понял, что ко всем надо относиться хорошо и по-доброму, что каждое утро, просыпаясь, здоровается с цветочком, который растёт у него на окне. Но в эоот момент кто-то нас подрезает, далее звучит матерная брань, а затем опять какая-то словесная конструкция о том, что человек никому зла не желает. Я часто этот пример привожу, потому что человек, действительно, так живёт, но эта горячая натура никуда не девается. Почему я этот пример привожу? Потому что мы сами ведь так себя ведём, правда? Мы читаем молитву Отче наш, мы читаем, в конце концов, молитву Ефрема Сирина каждый пост, а как срывались на близких, так и срываемся.

На дальних не срываемся, потому что они что-нибудь скажут в ответ. А на ближних уже привычно. Пичугин: —Напомним, дорогие друзья, что в гостях у нас сегодня игумен Филарет Пряшников , наместник Староладожского Никольского мужского монастыря в Ленинградской области. Мы с вами когда-то, отец Филарет, делали программу про ваш монастырь, и я сейчас открыл фотографии — да, действительно, красиво он у вас расположен. И даже, мне кажется, по сравнению с тем временем, когда мы с вами общались в сентябре, уже какие-то работы проведены у вас. А как с собором? Мы обсуждали долгий процесс реставрации собора, которая упирается в разные факторы. А как сейчас у вас с собором? Филарет Пряшников : —Да, это израненное сердце нашего монастыря. Нет исходников и нет исторических свидетельств о том, когда он был основан, но 15-й — 16-й век — это уже свидетельство того, что монастырь древний.

Но мы верим этому преданию, местному устному преданию, которое говорит о том, что монастырь был основан после Невской битвы, в честь подвигов благоверных воинов Александра Невского. А в конце Старой Ладоги стоял когда-то древний Никольский храм, основание этого храма сейчас датируется примерно 12-м веком. Вот что касается Старой Ладоги, конечно, весьма древнее. И вот, вокруг этого Никольского храма возникает монастырь в память о воинской доблести и славе, чтобы в нём ежедневно совершалась молитва о защитниках нашего Отечества, о благоверном Александре Невском, о дружине, которая состояла частично из ладожан. Поэтому, конечно, Никольский храм, который претерпел за свою историю столько поруганий и унижений: шведские разорения, в начале 20-го века его отреставрировали, но в советское время признали, что более поздние пристройки нужно разломать: разломали паперть, разломали придел — храм двухэтажный был тогда уже. Храм пытались реставрировать, но, когда поломали пристройки, он начал трещать по швам и разваливаться. Конечно, временные какие-то леса ставили. Вот сегодня что удалось нам общими усилиями нашей Санкт-Петербургской епархии и Владыки Митрополита Варсонофия, трудников, еоторые работают в архитектуре, я хочу поблагодарить Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области, который вместе с нами пытается спасти это чудесное здание, этот уникальный памятник воинской доблести и славы, храм Николая Чудотворца. В прошлом году, благодаря Министерству культуры, нам удалось провести консервационные работы: храм полностью взят в такой саркофаг, буквально, от макушки купола до земли он закрыт железом и другими конструкциями, проведены очень серьёзные внутренние работы, заложены щели и дыры, которые размывались водой в течение десятилетий, то есть, храм сегодня у нас взят в некий саркофаг. Но нельзя останавливаться, потому что срок годности у этих лесов всего лишь 3-5 лет, а год, фактически, уже прошел.

Получается, мы сдали церковь в сентябре-октябре, то есть, год уже идёт. Но мы надеемся, что Господь, и Николай Чудотворец, и добрые люди, которые сидят в Комитете по культуре Российской Федерации, которые будут небезразличны. Всё никак не могу попасть к Советнику Президента, никак меня не пускают к нему, чтобы хотя бы рассказать о нашей беде и показать, что мы нуждаемся в поддержке, все очень сложно и непросто. Пичугин: —Кстати, хорошо, что вы сейчас об этом сказали. Вдруг люди, от которых это зависит, как-то услышат и, может быть, посодействуют такой встрече. Собор-то, на самом деле, уникальный, потому что его конструкция восходит к 12-му веку, он был сильно перестроен в 17-м, но что и как там перестроено, непонятно, поскольку мы видим, по крайней мере, фрагментами, те самые белокаменные стены, которые явно того времени. Филарет Пряшников : —Знаете, я ещё хотел бы отметить, что у каждой обители есть историческая составляющая. Что такое Никольская обитель Старой Ладоги? Ещё раз хочу сказать, памятник, построенный специально для воинов, это — памятник благодарности защитникам Отечества. Недаром рядом с нами есть такое урочище Победище, и, по преданию, именно в этом Победище захоронена дружина Александра Невского, которая участвовала в Невской битве.

Именно там лежат ладожане. И монастырь Никольский при всей своей перипетии исторического разрушения и воссоздания, мы с братией монастыря продолжаем на каждом богослужении, на каждой службе, на каждой молитве совершать повседневную молитву о наших вождях и воинах, которые защищают нашу страну и которые защищали этот клочок святой земли. Поэтому, важно обратить внимание, что это — наше национальное достояние и наша память. Перечеркнём эту память — и России не бывать, и Руси не быть. Поэтому, очень хочется, чтобы обратили внимание, мы все молимся и, конечно, не сидим на месте, а трудимся. Даже и в Великий пост, несмотря на то, что это — время покаяния, мы просим простить нас, чтобы Господь и святые воины простили нас за то, что в советское время монастырь разорили и унизили, постепенно мы стараемся возвращать его к жизни. И церковь, как вы верно заметили — это, конечно, израненное сердце нашей обители. Пичугин: —Поэтому, очень важно про него говорить, поскольку как же, это израненное, но сердце монастыря. Ведь вокруг него собрался в свое время монастырь, он удивительно сохранился и дошёл до наших дней, пусть и в таком виде. И, если вы откроете фотографии Староладожского монастыря, вы увидите, что почти все постройки вокруг трудами отца Филарета с братией и их предшественников всё приведено в божеский вид и хорошо выглядит.

Но есть у нас такие особые места памяти, которым нужен специальный дорогостоящий уход. Ну, и Никольский собор очень важно сохранить. Где бы ни стояло такое здание с тысячелетней историей, ему необходимо пристальное внимание, и в Старой Ладоге также. Тем более, что место известное, и это не край света, это — Ленинградская область, это — центр паломничества. Филарет Пряшников : —Это и центр паломничества, и центр туризма. Сотни тысяч людей проезжают через Старую Ладогу каждый год. И знаете, что интересно? Что сюда приезжают люди, которые предпринимают паломнические поездки в другие монастыри: Александро-Свирский, Тихвинский, Мартирия Зеленецкого , Антония Дымского. Мне буквально в конце прошлого года посчастливилось побывать в этом уникальном монастыре святого Антония Дымского , это находится недалеко от Тихвина, от храма Тихвинской иконы Божией Матери, там всё рядышком, но путь лежит через Старую Ладогу. То есть, все пути к этим древним обителям, где есть мощи святых и чудотворные иконы, лежат через нашу Ладогу.

Поэтому мы и приглашаем приезжать к нам Великим Постом, собороваться и причащаться, молиться вместе с братией. Может быть, и правда, общими молитвами этот древний монастырь, памятник воинской доблести и славы может возродиться. Пичугин: —У вас есть какая-то специальная программа? Вы уже не раз говорили о том, что люди могут приехать к вам в пост, пожить хотя бы несколько дней, походить на службы, потрудиться в монастыре. Филарет Пряшников : —Да, безусловно, нас очень легко найти. Аккаунт нашего монастыря есть во всех социальных сетях, люди спрашивают через паломническую службу. Тур выходного дня — это, как раз, проведение в монастыре субботы и воскресенья. Люди приезжают на своём транспорте, есть поездка, Ласточка, электричка из Петербурга. То есть, добраться несложно. По времени получается ехать, если на автотранспорте — два часа, то есть, недалеко, 1.

Я очень рад, что к нам приезжают люди из Москвы, то есть, нашли такую дорожку и останавливаются у нас на праздники, на какое-то время. Рядом с нами — Архангельск и Петрозаводск. И, конечно, мы хотим, чтобы Господь нашими усилиями и молитвами, действительно, помогал всем. Пичугин: —У нас остаётся не так много времени. Давайте вернёмся к тому, о чём мы в самом начале говорили, к подготовительным неделям. Что, всё-таки, такого важного человек, который придёт в храм, может услышать уже в ближайшее воскресенье, если мы будем говорить на церковный лад, это будет первая подготовительная неделя, неделя о мытаре и фарисее. Филарет Пряшников : —Да, неделя о мытаре и фарисее.

Масленица имеет языческие корни и символизирует проводы зимы и встречу весны. Церковь иногда замещала языческие праздники христианскими, исключая языческий смысл и заменяя его новым, христианским содержанием. Так было и с Радоницей, и с обычаем колядования, так произошло и с масленицей, которую Церковь приурочила к последней подготовительной седмице перед Великим Постом. Наши предки на масленице старались накормить блинами в первую очередь неимущих и странников, не только ходили в гости к родным и знакомым, но и мирились, прощая друг другу вольные и невольные обиды. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя постепенной подготовки к Посту, касающейся не только пищи, но и духовной стороны жизни. Святитель Тихон Задонский говорил: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно». Неделя сыропустная. В это воскресенье воспоминается грехопадение первых людей и изгнание их из рая см. Церковь нам напоминает, что грех послужил причиной человеческих страданий и всех несчастий человеческой жизни. На Литургии читается Евангелие, благовествующее о том, что нужно нам для того, чтобы Бог простил наши грехи, и как должно поститься Мф. Прощение ближних, согрешивших против нас, является по Евангелию, основным условием прощения Господом наших грехов. Сыропустная Неделя — последний день употребление в пищу молочных продуктов. Термин «…пуст» обозначает, оставление, прощание с чем-то.

На Божественной литургии этого дня читается отрывок из Евангелия от Матфея Мф. Верующим напоминается о грядущем втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. Происходит заговенье на мясо — в этот день, последний раз перед Пасхой на трапезе разрешается вкушать мясную пищу. На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. На этой седмице нет пищевых ограничений на вкушение яиц, рыбы, а также молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. Отсюда происходит и название. Мясная пища уже не вкушается.

Без покаянного же чувства, без чувства сердечного сокрушения может ли быть пост?! Мы видим, что фарисей хвалился тем, что соблюдает пост и другие внешние правила — обряды. Чтобы мы осознали, что выполнение всех внешних правил не является главным, что все внешние правила — это лишь средства для спасения, а не цель, что без сердечного сокрушения и видения своих грехов, они могут быть даже вредными для духовного состояния человека, Святая Церковь в течение этой недели разрешает вкушать мясо во все дни — то есть и в среду, и в пятницу. Вот почему неделю мытаря и фарисея называют еще сплошной или всеядною. Следующая неделя, приближающая нас к Великому посту, называется неделей блудного сына. Ее название также связано с тем, что в воскресный день, с которого она начинается, за Божественной литургией читается причта о блудном сыне Лк. В этом евангельском чтении Святая Церковь обращает наше внимание на то, что в каком бы греховном состоянии ни был человек, как бы ни было глубоко его падение, он не должен отчаиваться в своем спасении. Нужно только одно - с сердечной верой и покаянием обратиться ко Господу. Господь же всегда с радостью приемлет обращающегося к Нему, как это сделал отец в евангельской притче по отношению к своему вернувшемуся сыну. Бездна милосердия Божия всегда глубже всякой бездны нравственного падения человеческого! Притча о блудном сыне нам также показывает, как легко и быстро развивается грех в душе человека - при попустительстве он растет подобно снежному кому! За неделей блудного сына следует неделя о Страшном Суде. По-другому она называется мясопустной, так как с этой недели прекращается вкушение мяса. В воскресный день, начинающий мясопустную неделю, в последний раз перед Великим постом вкушается мясная пища - происходит заговенье на мясо, что вовсе не предполагает объядения. Название этой недели также связано с темой воскресного евангельского чтения. Не случайно эта притча предлагается нашему вниманию после притчи о мытаре и фарисее и притчи о блудном сыне. Кого не тронули ни образ смирения мытаря, ни бедствия блудного сына, тем Церковь почла нужным представить грозную картину Страшного Суда с целью побуждения к раскаянию и сокрушению. В песнопениях этой недели собрано все величественное и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить страх Божий. Поэтому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде.

«Подготовительные недели к Великому Посту». Игумен Филарет (Пряшников)

Часто подготовительные седмицы к Великому посту воспринимаются как время, когда можно нагуляться, наесться вдоволь. Страстная неделя считается последней неделей Великого поста и предшествует празднованию Пасхи — главного христианского праздника. это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Подготовка к Великому посту включает четыре недели: неделю о мытаре и фарисее, неделю о блудном сыне, неделю о страшном суде и неделю сыропустную. Сегодня началась первая подготовительная неделя. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недельСлово неделя в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется седмицей.

Подготовительные Недели перед Великим постом

Три недели перед Великим постом, словно три ступени, установлены для того, чтобы помочь верующим подготовиться к предстоящему испытанию. 11 марта 2024 года Русская Православная Церковь вступила в Сырную седмицу (неделю), или Масленицу — последнюю подготовительную неделю перед Великим постом. В это время из пищи уже исключаются мясные продукты, но еще разрешается употреблять сыр, яйца, молоко. Великому посту предшествует три подготовительные недели. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (т.к. в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или воспоминанием Адамова изгнания, или Прощёным воскресеньем.

Страстная неделя: что и когда надо непременно сделать, а что делать нельзя

Отсюда и название. Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания Смысл названия На Литургии читается отрывок Мф 6:14—21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама. Цикл Евангелия Великого поста: евангелие Прощеного воскресенья Богослужебные особенности После вечерни в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом «На реках Вавилонских».

Подготовительные недели к Великому посту Великому посту предшествует три подготовительные недели. Первая - с 17 февраля по 23 февраля. Во время первой подготовительной недели, которая называется «Неделею Мытаря и Фарисея», нет поста, поэтому она называется «сплошной седмицей». Обыкновенно пост бывает каждую среду и пятницу. Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия «О мытаре и фарисее» Луки 18:10-14. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери»... Вторая с 24 февраля по 2 марта Во время второй подготовительной недели, которая называется «Неделей о Блудном Сыне», среда и пятница постные. В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие «О блудном сыне» Луки 15:11-32. Рече Господь притчу сию: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! И отец разделил им имение.

Неделю о «Страшном суде» называют мясопустной, именно с этого дня правила предписывают отказ от мяса. В эту неделю вспоминают почивших. Православная вера и учения Христа — это учение о любви, любви к ближним, к Богу и предкам, вспоминать тех, кого с нами нет, добрыми словами. Неделя не зря называется неделей о «Страшном суде». Христианская религия учит множеству прекрасных вещей, как обычные люди учат своих детей, но за непослушание следует кара, апокалипсис или страшный суд. Вера в конец света кажется чем-то эфемерным, сложно представить, что такое может быть реально. В последнее время, а особенно в свете всевозможных исторических событий, появилась тенденция интерпретировать их как предвестники Последнего Суда. Приятно думать, что если человек ведет праведную жизнь, то она будет длиться вечно. Мясопустная седмица в Древней Руси совпадала с языческим праздником проводов зимы, Масленицей. Языческая Масленица отмечалась не только вкусной едой и танцами с песнями, а и жертвоприношениями. Христианством запрещалось языческое празднование, но в языческом и христианском празднике совпало то, что в этот период поминают предков. Позже Масленицу переделали в «заговенье» — праздничную трапезу перед Великим постом. Неделя сыропустная, Прощеное воскресенье Неделя сыропустная.

Он мал ростом и не может разглядеть Господа за толпой, Его окружающей. Закхей не видит Бога за людьми по той причине, что духовно не вырос, можно точно сказать: он — недоросль. Когда мы судим по наружности, когда мы исключаем из своих взглядов и оценок реальность Божиего присутствия, тайны Промысла, совершающегося в жизни конкретного человека, — мы не узнаём в этом человеке Христа и не окажем ему милость, как Самому Господу. Выход из этого тупика слепоты нам предлагает всё тот же Закхей. Какой урок! Как, оказывается, всё просто — надо лишь захотеть. Желание только должно быть сильнее самолюбия и ложного стыда, свободно от переменчивого мнения человеческого. Наименование это прообразовано событием райской жизни первого Адама, давшего имена богосотворённым тварям. Второй Адам — Господь обновляет творение Своё, открывая произнесённым именем ту сущность падшего человека, которая вложена в него от начала. Вот — награда Божия пожелавшему измениться грешнику! В презираемом людьми начальнике мытарей Господь видит праведника, имеющего пострадать за имя Его в конечном итоге Закхей стал мучеником. Вернёмся теперь к буквальному смыслу Евангельского повествования. Закхей обещает заведомо невозможное: отдать нищим половину имения и обиженным им возвратить вчетверо. Но всё его мытарское имение собрано на обидах и слезах человеческих — и никак тут вчетверо не воздашь. Однако милостивый Господь приветствует доброе намерение пока ещё неопытной души, именует хозяина спасаемого дома сыном Авраама, найденным на самом дне человеческой жизни — в Иерихонской низине — и спасённым от погибели. Господь — воплощённая вечно зрячая Любовь — видит дальше: Он знает, что старающийся сдержать слово Закхей отдаст неизмеримо больше имения — жизнь за Христа — и тем самым исполнит данные обещания. В следующий воскресный день мы слышим о покаянии мытаря. В эту Неделю о мытаре и фарисее, как говорилось ранее, мы начинаем петь прекраснейшую, наверное, из богослужебных книг — Постную Триодь. Заметим попутно, что образ поведения в данном случае — молитвы мытаря выводится как положительный. Но поскольку всякое добро, совершаемое человеком, даётся по дару Христа и носит в себе образ истинного добра — Христова, так и мытарь из этой притчи также становится прообразом Господа ведь профессия сборщика податей не греховна сама по себе, о чем и Иоанн Креститель свидетельствовал Лк 3:12—13. Действительно, мытарь, собирающий деньги для земного царя, образно указывает на Господа, ищущего погибшую драхму — человека, скорбями начищающего её до блеска и собирающего в сокровищницу Царства. Можно наблюдать и связь между образом Закхея и этим мытарем из притчи. К чему мог бы прийти Закхей, столкнувшись с необходимостью исполнить данные Господу обещания? Обиженных им куда как много, иные, возможно, и умерли: нескольких его имений не хватит, чтобы расплатиться со всеми, тем более — вчетверо.

«Подготовительные недели к Великому Посту». Игумен Филарет (Пряшников)

Неделя о блудном сыне Смысл названия На Литургии читается отрывок Лк 15:11—32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Богослужебные особенности Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских» , который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Неделя о Страшном Суде. Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

Главная Новости Великий пост: подготовительные недели воскресные дни 03. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни? Богослужебные особенности В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв.

К примеру, на Всенощном бдении накануне воскресенья поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери». Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Богослужебные особенности Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских» , который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.

Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение. Неделя о Страшном Суде. Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

Постовые предписания Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо. Сырная седмица.

Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни? Богослужебные особенности В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. К примеру, на Всенощном бдении накануне воскресенья поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери». Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Богослужебные особенности Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских» , который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Богослужебные особенности Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

Последняя неделя перед Великим постом: что можно кушать, а что нет

Вербное воскресенье, с которого начинается эта неделя, приходится на 28 апреля. Светлое Христово Воскресение в этом году отмечается 5 мая. Страстная неделя считается последней неделей Великого поста и предшествует празднованию Пасхи — главного христианского праздника. Суть названия Суть названия «Страстная неделя» в христианской традиции заключается в воспоминании страданий и чудес Сына Божьего перед распятием, что придает этой неделе высокую значимость. В русской церковной практике отдельные дни этой недели также получили название «Великий понедельник», «Великий вторник» и так далее, каждый из которых символично связан с событиями последних дней Христа на земле. Великий понедельник Великий Понедельник — начало Страстной недели в православной церкви, посвященный святому Иосифу Прекрасному. Его жизнь ассоциируется с жизнью Христа из-за испытаний и страданий, которые он перенес. Принужденный братьями в рабство, как Христос предан Иудою, Иосиф благодаря вере и мудрости добился верности фараону. Он прощал и верил, пережил гибель, но вернулся к семье.

Вечером этого дня проводится Чин мироварения с использованием миро, символизирующий приближение страданий Спасителя. Великий вторник Великий вторник — день в Страстной неделе, когда верующие вспоминают проповеди Иисуса в Иерусалимском храме и за его пределами. Христос раскрыл свою суть ученикам, рассказав две притчи: о талантах и о десяти девах. По притче о талантах, каждому даны способности для развития и использования. Притча об умных и глупых девах учит о готовности к Второму пришествию Христа и о значимости подготовки к встрече со Христом. Великая среда В Великую среду христиане вспоминают два важных события из Евангелия: помазание Христа миром и предательство Иуды Искариота.

Они думали, что есть таковые и все надо выполнять: жертвы приносить, определенные проценты от своего достатка в храме оставлять, подавать нуждающимся маленькие проценты.

Они размышляли, мол делаем все правильно, а что еще нужно? Бог обязан теперь делать так, чтобы у нас все было хорошо. Чтобы и царь был у нас свой, не римский, а свой - иудейский. Так размышляло большинство. Почему Господь в лице фарисея показывает, что таковые размышления они губительны для душевного настроения человека потому, что человек в таком состоянии становится постепенно горделивым, неприемлющим другой точки зрения, отказывающийся вообще рассматривать эту точку зрения, считающий себя правым во всем. Согласитесь, что подобное настроение нередко бывает у нас - в наших семьях, когда между мужем и женой, или между детьми и родителями возникают какого либо рода дискуссии. И нередко никто не желает понять и уступить, и нередко все заканчивается скандалами и каждый остается при своем мнении.

И все это опять же происходит от того, что в душе человека не происходит умаления самого себя перед лицом другого человека, чтобы понять его, по крайней мере, понять и услышать, чтобы можно было попытаться найти мир и единство между друг другом. Вот в этом плане для нас - это поучение о мытаре и фарисее накануне наступления Великого поста указывает на то, что без внутреннего осуждения себя, без смирения себя самого пред всем и вся, без внутреннего смирения человек не сможет найти подлинного покаяния. Он с тайной гордостью, которая будет проявляться в том, что он - это человек будет мало-помалу всё и вся осуждать, всех критиковать, кроме себя самого, все ему будет не нравииться, на все будет роптать и мало-помалу внутри такого человека будет присходить очерствение и для такого человека, может быть не в полной мере, будет закрыта действие Благодати Божией и Благодати покаяния. Не будет подаваться такому человеку благодати покаяния пока не придет сознание своего смирения. Вот мытарь, в этой притче, пришел к осознанию своего смирения. Он понимал прекрасно не чем ему гордиться. Может было у него богатство, но не праведное же богатство.

Все знали, что мытари воровали, а он пришел и сам себя за это осудил. Он понял, что так жить нельзя. Изменяться надо, изменять надо самого себя, свое отношение к окружающим и Бог этому человеку отвечает. Он вышел из храма более оправданным потому, что он сам себя осудил, он понял в чем он грешен. Для нас, братья и сестры, время, которое приближается Великого поста - есть время, как вы знаете, кто в храм уже много лет ходит, насколько это время благодатное может быть, потому что в этом времени, и когда мы совершаем пост телесный, и когда мы много молимся и совершаем иные действия - учимся смиряться, вот в это время человек становится стать наиболее восприимчивым к действию Благодати Божией.

Память Адамова изгнания. В этот день на Литургии читается отрывок Мф 6:14—21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама. В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу.

В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы — «до зрака раба» Флп. В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть — «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение надмевание мерзкое». Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры тропари «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».

В основу первой стихиры — «Покаяния отверзи ми двери» — положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни — «На спасения стези» — лежит притча о блудном сыне. В основе третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном суде.

Подготовка к Великому посту занимает ни больше, ни меньше, а целых три недели.

Этим самым подчеркивается важность того периода покаяния и очищения, в который мы вступаем с началом весны.

Великий пост 2024

Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. В предпоследнее подготовительное воскресенье перед Великим постом за богослужебным чтением на Литургии мы слышим евангельское чтение, в котором Господь предсказывает страшное и великое событие, которому надлежит совершиться при кончине мировой истории. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы – 40 дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. 27 февраля начинается Великий пост, которому предшествуют несколько особых, подготовительных, недель — то есть воскресных дней. Последняя неделя Великого поста, называемая Страстной (или Чистой) неделей, считается самой строгой.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Великий пост в 2024 году начнётся 18 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. 7 неделя — Страстная седмица. Седьмая неделя Великого поста (29 апреля — 4 мая в 2024 году) продлится шесть дней и завершится в субботу. Великий пост в 2022 году начнется 7 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. Предпоследняя неделя перед Великим постом носит два названия. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель.

Великий пост-2024: как правильно подготовиться к самому главному и строгому посту

На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских". В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца.

Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется.

Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим. Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме.

В таком случае тоже следует получить благословение", — подчеркнул Ермолин. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не превосходить себя", — объяснил Авдюгин.

Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку. Богослужебные особенности Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним. Богослужебные особенности Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году.

Он пытается какие-то важные и простые вещи пассажирам транслировать о том, что он с течением времнни понял, что ко всем надо относиться хорошо и по-доброму, что каждое утро, просыпаясь, здоровается с цветочком, который растёт у него на окне. Но в эоот момент кто-то нас подрезает, далее звучит матерная брань, а затем опять какая-то словесная конструкция о том, что человек никому зла не желает. Я часто этот пример привожу, потому что человек, действительно, так живёт, но эта горячая натура никуда не девается. Почему я этот пример привожу? Потому что мы сами ведь так себя ведём, правда? Мы читаем молитву Отче наш, мы читаем, в конце концов, молитву Ефрема Сирина каждый пост, а как срывались на близких, так и срываемся. На дальних не срываемся, потому что они что-нибудь скажут в ответ. А на ближних уже привычно. Пичугин: —Напомним, дорогие друзья, что в гостях у нас сегодня игумен Филарет Пряшников , наместник Староладожского Никольского мужского монастыря в Ленинградской области. Мы с вами когда-то, отец Филарет, делали программу про ваш монастырь, и я сейчас открыл фотографии — да, действительно, красиво он у вас расположен. И даже, мне кажется, по сравнению с тем временем, когда мы с вами общались в сентябре, уже какие-то работы проведены у вас. А как с собором? Мы обсуждали долгий процесс реставрации собора, которая упирается в разные факторы. А как сейчас у вас с собором? Филарет Пряшников : —Да, это израненное сердце нашего монастыря. Нет исходников и нет исторических свидетельств о том, когда он был основан, но 15-й — 16-й век — это уже свидетельство того, что монастырь древний. Но мы верим этому преданию, местному устному преданию, которое говорит о том, что монастырь был основан после Невской битвы, в честь подвигов благоверных воинов Александра Невского. А в конце Старой Ладоги стоял когда-то древний Никольский храм, основание этого храма сейчас датируется примерно 12-м веком. Вот что касается Старой Ладоги, конечно, весьма древнее. И вот, вокруг этого Никольского храма возникает монастырь в память о воинской доблести и славе, чтобы в нём ежедневно совершалась молитва о защитниках нашего Отечества, о благоверном Александре Невском, о дружине, которая состояла частично из ладожан. Поэтому, конечно, Никольский храм, который претерпел за свою историю столько поруганий и унижений: шведские разорения, в начале 20-го века его отреставрировали, но в советское время признали, что более поздние пристройки нужно разломать: разломали паперть, разломали придел — храм двухэтажный был тогда уже. Храм пытались реставрировать, но, когда поломали пристройки, он начал трещать по швам и разваливаться. Конечно, временные какие-то леса ставили. Вот сегодня что удалось нам общими усилиями нашей Санкт-Петербургской епархии и Владыки Митрополита Варсонофия, трудников, еоторые работают в архитектуре, я хочу поблагодарить Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области, который вместе с нами пытается спасти это чудесное здание, этот уникальный памятник воинской доблести и славы, храм Николая Чудотворца. В прошлом году, благодаря Министерству культуры, нам удалось провести консервационные работы: храм полностью взят в такой саркофаг, буквально, от макушки купола до земли он закрыт железом и другими конструкциями, проведены очень серьёзные внутренние работы, заложены щели и дыры, которые размывались водой в течение десятилетий, то есть, храм сегодня у нас взят в некий саркофаг. Но нельзя останавливаться, потому что срок годности у этих лесов всего лишь 3-5 лет, а год, фактически, уже прошел. Получается, мы сдали церковь в сентябре-октябре, то есть, год уже идёт. Но мы надеемся, что Господь, и Николай Чудотворец, и добрые люди, которые сидят в Комитете по культуре Российской Федерации, которые будут небезразличны. Всё никак не могу попасть к Советнику Президента, никак меня не пускают к нему, чтобы хотя бы рассказать о нашей беде и показать, что мы нуждаемся в поддержке, все очень сложно и непросто. Пичугин: —Кстати, хорошо, что вы сейчас об этом сказали. Вдруг люди, от которых это зависит, как-то услышат и, может быть, посодействуют такой встрече. Собор-то, на самом деле, уникальный, потому что его конструкция восходит к 12-му веку, он был сильно перестроен в 17-м, но что и как там перестроено, непонятно, поскольку мы видим, по крайней мере, фрагментами, те самые белокаменные стены, которые явно того времени. Филарет Пряшников : —Знаете, я ещё хотел бы отметить, что у каждой обители есть историческая составляющая. Что такое Никольская обитель Старой Ладоги? Ещё раз хочу сказать, памятник, построенный специально для воинов, это — памятник благодарности защитникам Отечества. Недаром рядом с нами есть такое урочище Победище, и, по преданию, именно в этом Победище захоронена дружина Александра Невского, которая участвовала в Невской битве. Именно там лежат ладожане. И монастырь Никольский при всей своей перипетии исторического разрушения и воссоздания, мы с братией монастыря продолжаем на каждом богослужении, на каждой службе, на каждой молитве совершать повседневную молитву о наших вождях и воинах, которые защищают нашу страну и которые защищали этот клочок святой земли. Поэтому, важно обратить внимание, что это — наше национальное достояние и наша память. Перечеркнём эту память — и России не бывать, и Руси не быть. Поэтому, очень хочется, чтобы обратили внимание, мы все молимся и, конечно, не сидим на месте, а трудимся. Даже и в Великий пост, несмотря на то, что это — время покаяния, мы просим простить нас, чтобы Господь и святые воины простили нас за то, что в советское время монастырь разорили и унизили, постепенно мы стараемся возвращать его к жизни. И церковь, как вы верно заметили — это, конечно, израненное сердце нашей обители. Пичугин: —Поэтому, очень важно про него говорить, поскольку как же, это израненное, но сердце монастыря. Ведь вокруг него собрался в свое время монастырь, он удивительно сохранился и дошёл до наших дней, пусть и в таком виде. И, если вы откроете фотографии Староладожского монастыря, вы увидите, что почти все постройки вокруг трудами отца Филарета с братией и их предшественников всё приведено в божеский вид и хорошо выглядит. Но есть у нас такие особые места памяти, которым нужен специальный дорогостоящий уход. Ну, и Никольский собор очень важно сохранить. Где бы ни стояло такое здание с тысячелетней историей, ему необходимо пристальное внимание, и в Старой Ладоге также. Тем более, что место известное, и это не край света, это — Ленинградская область, это — центр паломничества. Филарет Пряшников : —Это и центр паломничества, и центр туризма. Сотни тысяч людей проезжают через Старую Ладогу каждый год. И знаете, что интересно? Что сюда приезжают люди, которые предпринимают паломнические поездки в другие монастыри: Александро-Свирский, Тихвинский, Мартирия Зеленецкого , Антония Дымского. Мне буквально в конце прошлого года посчастливилось побывать в этом уникальном монастыре святого Антония Дымского , это находится недалеко от Тихвина, от храма Тихвинской иконы Божией Матери, там всё рядышком, но путь лежит через Старую Ладогу. То есть, все пути к этим древним обителям, где есть мощи святых и чудотворные иконы, лежат через нашу Ладогу. Поэтому мы и приглашаем приезжать к нам Великим Постом, собороваться и причащаться, молиться вместе с братией. Может быть, и правда, общими молитвами этот древний монастырь, памятник воинской доблести и славы может возродиться. Пичугин: —У вас есть какая-то специальная программа? Вы уже не раз говорили о том, что люди могут приехать к вам в пост, пожить хотя бы несколько дней, походить на службы, потрудиться в монастыре. Филарет Пряшников : —Да, безусловно, нас очень легко найти. Аккаунт нашего монастыря есть во всех социальных сетях, люди спрашивают через паломническую службу. Тур выходного дня — это, как раз, проведение в монастыре субботы и воскресенья. Люди приезжают на своём транспорте, есть поездка, Ласточка, электричка из Петербурга. То есть, добраться несложно. По времени получается ехать, если на автотранспорте — два часа, то есть, недалеко, 1. Я очень рад, что к нам приезжают люди из Москвы, то есть, нашли такую дорожку и останавливаются у нас на праздники, на какое-то время. Рядом с нами — Архангельск и Петрозаводск. И, конечно, мы хотим, чтобы Господь нашими усилиями и молитвами, действительно, помогал всем. Пичугин: —У нас остаётся не так много времени. Давайте вернёмся к тому, о чём мы в самом начале говорили, к подготовительным неделям. Что, всё-таки, такого важного человек, который придёт в храм, может услышать уже в ближайшее воскресенье, если мы будем говорить на церковный лад, это будет первая подготовительная неделя, неделя о мытаре и фарисее. Филарет Пряшников : —Да, неделя о мытаре и фарисее. Я сказал ужн, что без смирения нет исправления, без смирения нет покаяния, мы видим этих персонажей, проводим работу над собой и готовимся, таким образом, со смирением пройти пост. Вторая Неделя о блудном сыне — это милосердие Бога Отца к нам, к людям, несмотря на все наши согрешения и наши проступки, которые мы совершаем по жизни, Бог готов нас принимать назад. А в Великий пост очень важно, что Бог прощает наши согрешения, Он принимает нас без условностей, Он восстанавливает нас в наследстве. Был этот блудный сын, который всё имел, но ушёл далеко от Бога. Третья неделя — я ещё раз напоминаю — это Неделя о Страшном Суде, когда мы видим как Господь, сидящий на Престоле Славы, собирает всех людей и ставит одних по правую, а других — по левую сторону.

Но для людей того времени это было совершенно неявно. Читая Священное Писание, мы должны понимать, что есть, безусловно, буквальные ситуации и буквальные слова, которые Господь говорит и творит в определённом обществе и определённому человеку: исцеления, или чудеса, или обличения, исторический контекст очень важен, мы должны понимать, к кому и почему Господь так обращается. Но если мы говорим о подготовке к Великому посту, вот эти недели и эти персонажи, которые проходят перед нами, наверное, собирательный образ, потому что в те времена существовало много фарисеев и много мытарей, но, всё-таки, мы должны понимать, что Церковь, когда представляет нам вот эти эпизоды из Священного Писания она, прежде всего, говорит это нам — людям, живущим сегодня. И зачастую в мире, который живет без Бога и которому Бог не нужен совершенно, но Церковь говорит мне и каждому человеку, каким я должен вступить в постное время, потому что там будет совершенно другое напряжение, потому что пост для нас представит совершенно другую информацию, он будет не совсем таким, каким мы его представляли изначально, но подготовить и настроить себя мы обязаны, потому что нельзя вот так разом окунуться и понять первую неделю Великого поста, понять глубину писаний Григория, который пишет о Божественном Свете — вторая неделя поста. Все эти инструменты подготовки нужны для внутреннего настроя человека. Пичугин: —А как проходит в монастыре подготовка к Великому посту? Филарет Пряшников : —Точно также, как и у всех. Мы совершаем богослужения с оттенком постовых цветов, мы готовимся переоблачать храм в совершенно не праздничные, не жёлтые, а фиолетовые одежды. Мы настраиваем самих себя на то, что нужно готовиться к покаянию и общей исповеди. То есть, это такая, невидимая глазу обывателя работа, с одной стороны, напряжённая, потому что нужно подготовиться, ведь меняется весь уклад жизни в монастыре, и уже богослужения совершенно другие, и трапеза совсем другая, и нужно уже пледить, смотреть и понимать. Но и, наверное, уже появляется общее настроение, когда начинаются поклоны на Господи и Владыко живота моего, когда в первую неделю мы отстраняемся от всех послушаний и находимся только в храме. Поэтому, все эти недели подготовительные постепенно подталкивают нас к тому, что нас ждёт впереди. Пичугин: —Друзья, напомним, что в гостях у нас сегодня игумен Филарет Пряшников , наместник Свято-Никольского монастыря в Старой Ладоге в Ленинградской области, Староладожский Свято-Никольский монастырь, если быть точным. Мы говорим сегодня о подготовительных неделях к Великому посту, но мы говорим уже и про сам пост, про его начало. А для монастыря постное время, в начале программы мы говорили, я вспоминаю слова одного приходского священника: Ну ладно, в пост отдохнём. То, о чём мы в начале нашей программы говорили — вот эта череда праздников: Рождество, Богоявление, потом внутренний отход от праздников. Ну ничего, в пост мы как-нибудь отдохнём. А как в монастыре вот эти постные недели ощущаются? Я понимаю, что они проводятся: есть устав, есть постная трапеза, есть постовые богослужения, кстати говоря, наверное, действительно, не так много храмов, за исключением тех, в которых проводятся ежедневные службы, куда человек может прийти. Я знаю людей, которые по воскресеньям ходят в храмы, работают с утра до вечера пять дней в неделю и, естественно, за всю свою многолетнюю церковную жизнь ни разу не были на большинстве постных служб. Великопостная утреня, длинная, с чтениями постоянными — на ней люди и не бывают никогда. Я понимаю, что для монастыря вполне естественен такой уклад жизни. Но внутреннее настроение братии и вас, как наместника монастыря. Что в этот момент в монастыре происходит такого, что обычные люди, даже много лет ходящие в Церковь, не чувствуют и не знают. Филарет Пряшников : —Вообще, когда мы говорим о монастырях, мы должны понимать, что монастырь — это особое место для покаяния, а монашество — особое время для изменения своей жизни. Мы не огораживаем себя от общения с людьми, потому что люди всегда есть и в храме, и в монастыре, но есть возможность, допустим, приехать и поговеть в монастыре. Что это значит? Пожить несколько дней в монастыре, походить на богослужения, поисповедоваться и причаститься. Возможно, это будет беседа с монахом или с духовником. То есть, в принципе, та работа, которая проводится в монастыре постоянно — потому что мы постоянно кого-то принимаем, постоянно с кем-то общаемся — в постное время она приобретает совершенно иной окрас, когда люди уже совершенно целенаправленно приезжают, чтобы задуматься, подумать, ответить на какие-то вопросы. Да, я уже говорил, поучаствовать в богослужении, поговорить со священнослужителем, просто побыть в уединении, потому что наш монастырь находится в уникальном и очень интересном месте, тихом, и мы приглашаем наших друзей из Санкт-Петербурга провести, так называемый, тур выходного дня, когда люди проводят пятницу, субботу и воскресенье в монастыре, иногда просто приезжают и даже, кстати говоря, москвичи приезжают к нам, чтобы просто побыть несколько дней в одиночестве, ощутить полноценно время покаяния, время постное. У нас есть кельи специальные, конечно, они не такие древние, как можно представить себе. Для наших гостей сделано всё достойно, обычная келья, всё необходимое есть, иногда человек даже отказывается от современных услуг связи и интернета, хотя связь есть и интернет тоже есть. Но вот я говорю, что Великий пост и подготовительные недели, потому что многие приезжают в Прощёное воскресенье, чтобы провести его в монастыре, поучаствовать в братском Чине прощения. Поэтому, в пост жизнь в монастыре не останавливается, но приобретает совершенно другой окрас. Конечно, без искушений не бывает. Мы знаем, что в пост необходимо держать себя в тонусе, быть внимательным к своей духовной жизни, усилить молитву, почему чтение Псалтири и Иисусову молитву никто не отменяет, а в Великий пост, параллельно с богослужением, усиливается и келейная молитва и даёт свои плоды. Пичугин: —А как вы думаете, почему люди приезжают в монастырь и находят возможность ходить на настоящие постовые богослужения. Что им это даёт? Ведь эти длинные чтения, очень длинные чтения, службы, которые идут по два с половиной, иногда по три часа. Что даёт это современному человеку, который не очень хорошо владеет церковнославянским на слух, по крайней мере, не может сразу это воспринять, ведь он не читает это на клиросе. Что он внутренне для себя получает. Филарет Пряшников : —Смотрите, в первую неделю Великого поста читается Канон Андрея Критского, и мне очень приятно, когда люди... Поэтому, надо предварительно просматривать чтение на каждый вечер. Что такое: клас прозябшая неоранный? Класс, который замерз и трясётся? Поэтому, есть такие обороты, которые нужно знать и дружить со словарём. И мне очень приятно, когда наши прихожане стоят и держат в руках этот Канон Андрея Критского в книге или в телефоне на русском языке. Пичугин: —Я помню, тогда ещё только входили в обиход смартфоны, я пришёл в храм со смартфоном и радостно думал: вот, у меня здесь и перевод, и всё, тут и перевод Никодима Ротова, и какой угодно открою. Но как-то неудобно, всё-таки, храм. И тут храм просто озаряется свечением экранов смартфонов. Филарет Пряшников : —Да, время бессмыслия и бессмысленного слушания прошло. Мы всегда говорим о том, что чтение и пение должно быть внятным. А в монастыре это сделать очень удобно, когда неспешно, когда мы совершенно ни за чем не гонимся. Вы говорите, что людям это дает? Это погружение в иной мир, это погружение в иную жизнь. Мы часто видим, когда фотографируют богослужения, люди пишут в комментариях: почему там все такие грустные и такие напряжённые? Потому что нужно понимать, какое таинство происходит в Церкви даже во время молитвы человека, когда человек напряжённо думает о своей жизни, о своих грехах, об изменении своего бытия. Поэтому, постовые монастырские богослужения, безусловно, помогают человеку переключиться на другой лад. Пичугин: —Как один мудрый священник сказал, даже если мы сейчас переведём всё на русский язык, это не значит, что смыслы, заложенные тысячу лет назад, к нам придут. Но настроение, мы действительно чувствуем этот настрой. Ведь по натуре своей любой человек очень аудиовосприимчив, и как это читается, и полумрак храма, и мерцание свечей и лампад, и приглушённый звук — всё это к нам приходит и, действительно, настраивает нас на определённый лад, и ведёт нас внутрь себя, и через это мы как-то начинаем задумываться о себе, о своих недостатках и своей жизни. Филарет Пряшников : —Я хотел бы вернуться к тому, что сам пост, поклоны, постовые богослужения — это всего лишь инструменты, которые помогают мне, грешному человеку настроиться на нужный лад, которые помогают мне в моём непростом пути. Как сказал кто-то из Святых Отцов, духовная жизнь — это наука из наук, и познавать свой внутренний мир можно без конца, совершенствовать себя можно без конца. Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный — говорится в Писании. Понятно, что после постного времени, в конце будет Пасха, понятно, что в конце будет и великая потеря, и великое приобретение, но мы к Голгофе должны подготовиться, как и к тому, чтобы взяться за раны Христа, как апостол Фома. Почему мы говорим, что пост — это древнее установление, не просто так Церковь его придумала зачем-то, это древнее установление, которая помогает нам, людям, через эту суету, через всю ту информацию, которую мы получаем из новостных источников и социальных сетей, через всё это посмотреть на себя и ответить на вопросы: кто я такой, человек? Что я принесу к Воскресению и Голгофе? Поэтому, мы и сами меняемся, и призываем с амвона, беседуем с коллективами и с какими-то людьми и стараемся, безусловно, направлять людей на такой покаянный лад, на изменение своего внутреннего мира. Пичугин: —Друзья, напоминаем, что в гостях у Светлого радио сегодня игумен Филарет Пряшников , наместник Свято-Никольского монастыря в Старой Ладоге в Ленинградской области. Буквально через минуту мы вернёмся в нашу программу. Пичугин: —Возвращаемся в студию Светлого радио. Дорогие слушатели, напомним, что сегодня мы с отцом Филаретом Пряшниковым , игуменом Староладожского Свято-Никольского монастыря, что в Старой Ладоге в Ленинградской области говорим о подготовительных неделях к Великому посту и о самом уже Великом посте — пост не за горами — тоже сегодня говорим. Я так думаю, может быть это, конечно, и не очень хорошо связано с Уставом, но, в принципе, то, что мы часто обсуждаем какие-то моменты восприятия нашей церковной жизни и богослужения с каким-то изначальным замыслом в Уставе не очень вяжется. Но, всё-таки, я думаю, что пост, как таковой — он о человеке, когда человек сам о себе размышляет. И, когда мы подходим к Страстной, то эти дни, конечно, уже не о человеке, они о страданиях Господних, но о человеке были все предыдущие недели, когда Церковь давала возможность человеку остаться наедине с собой. Насколько мы психологически, может быть, иной раз не совсем верно настраиваем себя на пост: надо отказаться от мяса, от одного, другого и третьего, кто-то отказывается от телевизора, и прочее. Но насколько это менее важно по сравнению с тем, что человек имеет возможность, даже находясь в обществе — на своей работе, в семье, в кругу близких людей все равно в какой-то момент хотя бы на секунду остановиться и задуматься о том, кто он, что он и почему он, как соизмеряется с Богом вся его жизнь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий