Политолог Владимир Пастухов (иноагент) о последствиях военной операции на Украине.
ВЛАДИМИР ПАСТУХОВ: «Россия должна опять стать сложной страной»
Пастуховские четверги. Владимир Пастухов* и Алексей Венедиктов** / 14.12.23 | В новом выпуске подкаста "Не выходя из комнаты" мы решили посмотреть отрывки из этого фильма. |
Сайт Владимира Кудрявцева | Агентство по технологическому развитию представлял его генеральный директор Владимир Пастухов. |
Новая газета пастухов
Такое мнение он высказал в своей колонке в издании Republic. По словам Пастухова, Путина уже невозможно выкинуть из российской истории, потому что он создал свою эпоху. Он отметил, что в будущем России придется отталкиваться от «плутократии» Путина, как до этого она делала это со сталинским террором и брежневским застоем. По его мнению, нет никакой «нормальной» России, процветанию которой мешает Путин.
Спикеры поговорили о последних событиях в России и мире, а также обсудили другие актуальные вопросы социальной и политической международной повестки. Рассказываем подробнее, как это было. Дискуссия, которая оказалась как никогда актуальной в свете последних событий, прошла при поддержке русскоязычного сообщества KCL. Вместе с британским журналистом Оуэном Мэтьюзом они поговорили о жизненных циклах политических режимов и закономерных сценария их окончания.
Самопровозглашенным лидерам нынешней оппозиции решить эту задачу не удается. Может быть, потому, что в среде оппозиции нет нравственных авторитетов, равных по масштабу личности Сахарову и Солженицыну, без чего эта задача является практически нерешаемой. Разумеется, ни Сахарова, ни Солженицына нельзя создать «на заказ», равно как нельзя смоделировать, импортировать, сымитировать и так далее.
Поэтому предсказать темп и направление эволюции протестного сознания сегодня невозможно. Во-вторых, оппозиция режиму внутри самой власти должна уловить изменение настроений околовластных элит, почувствовать их всеобщность, проникнуться, пропитаться ими, как в свое время пропиталась диссидентством либеральная коммунистическая номенклатура. У этой номенклатурной оппозиции должна появиться уверенность в том, что восстание возможно, что оно будет поддержано, а не утоплено в крови.
Должны возникнуть смелость и воля, чтобы при необходимости не только сказать, что так жизнь нельзя, но и влезть на танк. Эти две силы — оппозиция внутри власти и оппозиция околовластных элит — должны двинуться навстречу друг другу. Бульварное кольцо и Садовое должны соединиться.
В этом сценарии оппозиционно настроенной бюрократии отводится особая роль, ибо она должна не просто пойти навстречу оппозиционно настроенным элитам, но и попытаться возглавить движение хотя бы на первом этапе , чтобы придать ему организованный характер. По сути, речь идет в той или иной форме о втором издании «перестройки», то есть действиях, которых многие ожидали от Медведева, да так и не дождались. Переворот может быть мирным или немирным, явным или тайным, называть сам себя революцией или просто коррекцией курса, — все это не имеет значения.
Это вообще эвфемизм, который обозначает разрыв политической постепенности, прерывание пресловутой стабильности. Предсказать его формат и движущие силы не представляется возможным. Можно лишь очертить самые общие контуры событий.
Так или иначе, он предполагает открытый раскол во власти, переходящий в открытое столкновение властных группировок; победу восставшей «пятой колонны» при поддержке улицы, но без допущения полной анархии «для народа, но без народа», так сказать ; удержание общей ситуации под контролем и более или менее плавную конверсию существующего политического режима, с поэтапной заменой целых блоков наличной государственности на вновь создаваемые возможно, в ходе конституционной реформы институты. Не исключено, что в процессе этих преобразований инициаторы и первоначальные лидеры «номенклатурного восстания» потеряют власть и им на смену придут другие силы как это случилось с Михаилом Горбачевым. Но в любом случае это будет многоступенчатый процесс, а не «одноактный балет».
Это, пожалуй, единственный сценарий, при котором смена политического режима возможна при жизни Путина и при этом остаются некоторые шансы на сохранение российской государственности. В этом случае существует шанс на культурную, технологическую и политическую модернизацию, необходимость которой для России никто не отменял, несмотря на то, что эта идея была сильно дискредитирована неуклюжей демагогией официальной пропаганды. Очевидно, что только в случае успеха такой модернизации Россия в перспективе может сохраниться как суверенное государство в границах, если и не совпадающих, то близких к существующим.
Мировой кризис все-таки случится, цены на сырье рухнут минимум, на год-полтора, природа добавит своих катастроф, и в результате правительство лишится возможности проводить популистскую экономическую политику а никакой другой оно проводить не может в силу полного отсутствия кредита доверия со стороны населения. В этом случае в России с вечера может начаться такая дискотека, что до рассвета уже мало кто дотянет. Власть может развалиться вследствие вдруг обнаружившейся полной неспособности адекватно управляться не с вымышленной, а с реальной революцией.
Обрушатся, оказавшись бесполезными, все столь тщательно возводимые преграды. Оппозиция также обнаружит все свои слабые стороны, продемонстрировав неготовность консолидированно взять ответственность за судьбу государства на себя. Из России хлынет самый многочисленный вал эмиграции — потянутся к своим «запасникам» многочисленные рейдеры, силовики, продажные чиновники.
Россия обезлюдеет.
Все это тоже надо учесть при крое, не говоря уже о том, что нельзя пришить рукав к гульфику. Хотя, когда речь заходит о конституционных прожектах, все почему-то считают, что можно.
На мой взгляд, приоритетом в сегодняшних условиях является создание в России достаточно сильной чтобы обеспечивать правовой порядок на обширном и сложно структурированном политическом пространстве и при этом не самодержавной то есть ограниченной и не способной в силу этих ограничений подмять под себя общество центральной власти. Здесь важна дозировка: не дотянешь — страна развалится, перетянешь — задохнется. Это та структурирующая цель, которая сейчас заменяет в качестве приоритета концепцию «прав человека», положенную в основание конституционного фундамента реформаторами 90-х.
Для меня это логичный прогресс конституционной мысли. Разделение властей - это в моем понимании более практичный взгляд на права человека. Это довольно важная ментальная отсечка, на которой надо зафиксироваться, чтобы идти дальше.
Так или иначе, для меня это основание полагать, что вся конституционная конструкция в будущем должна будет подвергнуться глубокой перестройке. Попробую проиллюстрировать, что я имею в виду. Чтобы обеспечить достижение указанной цели, центральная власть в таком крупном государстве как Россия должна быть уравновешена какой-то другой очень серьезной силой.
Пастуховские четверги. Владимир Пастухов* и Алексей Венедиктов** / 21.12.23
В 2010-м дело против Пастухова было прекращено в связи с истечением срока давности, но в Россию юрист предпочел не возвращаться. Политолог Владимир Пастухов считает, что после того, как президент России Владимир Путин уйдет со своего поста, наступит «паводок», и страну захлестнет. Listen to Пастуховские Четверги. Владимир Пастухов* И Алексей Венедиктов** / 25.04.24 and 2,968 more episodes by Живой Гвоздь, free! No signup or install needed. Михаил Касьянов* / 2024. Владимир Пастухов отметил, что эта трагедия лишь увеличила эмоциональный разрыв между российскими обществом и государством. Очередной новый выпуск выпуск новой программы Ксении Собчак “Осторожно, Собчак!”.
Пророчество Владимира Пастухова
Владимир Пастухов: "Либо конец света, либо свет в конце тоннеля" - | Каждый четверг Алексей Венедиктов** и научный сотрудник University College London Владимир Пастухов* обсуждают главные события мировой повестки. |
Vladimir Pastukhov (@v_pastukhov) • Посты и статистика канала Telegram | Пастуховская Кухня – Владимир Пастухов. сказал он во время последнего выступления в зале суда в 2021 году. |
Пастухов Последнее
Владимир Пастухов. От Ходороковского до Гиркина: два противоположных взгляда на пригожинский мятеж. Последние новости и анонсы программ с YouTube-канала «Живой гвоздь», а также контент от наших постоянных гостей и экспертов на официальном телеграм-канале: Подписаться на. 21:57 Нынешняя Россия – новый СССР? 27:32 «Если ты не сопротивляешься террору – этого уже мало.
Детство и юность
- Преданная революция
- Детство и образование
- Владимир Пастухов. Мал клоп, да вонюч
- Пастуховские четверги / Владимир Пастухов* и Алексей Венедиктов* // 01.06.2023
- Политолог Пастухов: Будущее России — за "разочарованным путинцем"
- Смотрите также
Ходорковский, Пастухов, Дымарский о войне на территории России в 2023 _ Дорожная
А новая поросль русских интеллигентов-националистов будет с жаром рассказывать приезжим иностранцам о гигантских преимуществах жизни за нефтегазовым занавесом. Борис Пастухов - Владимир Пастухов - Борис Пастухов Design by Пастуховская Кухня. Каждый четверг Алексей Венедиктов** и научный сотрудник University College London Владимир Пастухов* обсуждают главные события мировой повестки.|. РИА Новости: Бойцы ВС РФ спаслись от дронов ВСУ на машине с "Волнорезом". Владимир Пастухов Британия дала не-гарантии, Глобальный хаос Юга, Йемен бомбят, Швеция ждет войну - Пастуховская Кухня. Об этом Алексею Каныгину рассказывает директор АО "Русское техническое общество" Александр Пастухов.
Пастуховские четверги в среду! / Владимир Пастухов* и Алексей Венедиктов* // 28.06.2023
Неверная оценка военного потенциала украинской армии Тут, надо сказать, почти все «прокололись» — даже по оценкам западных военных экспертов Киев должен был пасть за 2-4 дня в свое время педантичные немцы отводили на это целых две недели, но тоже ошиблись приблизительно на порядок. Сейчас заканчивается первая неделя, как посланцы братской любви и дружбы прибыли в Украину, а воз и ныне там. Управление войсками сохраняется, украинская армия не раздавлена, она оказывает ожесточенное сопротивление превосходящим по всем параметрам силам противника. Оставлю детали для военных экспертов, но очевидно, что бескровная аннексия Крыма и беспомощность украинских военных в Донбассе в 2014-2015 годах сыграла с Путиным дурную шутку. Нечто подобное случилось с Арменией, которая слишком долго почивала на лаврах военных успехов в Карабахе в середине 90-х. Классическое русское шапкозакидательство оказало русскому медведю органичную медвежью услугу. Конечно, украинская армия — не образец военной организации XXI века, но будучи высоко мотивированной а в Украине сопротивление агрессии приняло характер всенародного и хорошо вооруженной а будет еще лучше, если выстоит пару недель , оказалась способной преподносить российским военным тяжелые уроки.
Страшно подумать, что будет, если дело дойдет до столкновения с Турцией, которая готовилась к реваншу 200 лет. Неверная оценка боеспособности армии России Путин стал жертвой любви к анимации. В какой-то момент ему стало казаться, что те исключительные экспериментальные проекты, которые составляют содержание российских пропагандистских сюжетов и докладов, направляемых ему русским генштабом, на самом деле отражают уровень реальной боеспособности российской армии. Спецоперация в Украине, быстро переставшая быть специальной, уже к исходу третьих суток показала, что российская армия остается армией времен Второй мировой войны, выезжающей на танках и пушечном мясе. Высокоточного оружия либо мало, либо оно не настолько точное, как об этом докладывают генералы. Успех достигается числом, а не умением, а значит, и ценой большого числа жизней.
Наряду с другими вышеперечисленными факторами это не позволило Кремлю начать и завершить операцию в двое-трое суток, пока Европа и мир не успели прийти в себя от шока.
В 2000-х годах был юристом британского фонда Hermitage Capital, известного в России по одноименному уголовному делу, а также в связи со смертью в московском СИЗО одного из сотрудников компании — юриста Сергея Магнитского. В 2008 году российское следствие предъявило Пастухову обвинения в том, что он в 2001 году помогал Hermitage Capital уклоняться от уплаты налогов.
Не дожидаясь суда, он покинул страну и эмигрировал в Лондон.
Но новый «русский мир» сложился не вокруг примитивного кулака, как многие ожидали, а вокруг вычурной националистической идеи, которая и стала заправкой для путинской революции. Но чтобы идея зацвела и начала плодоносить, ее нужно было высадить в подходящую почву. Оказалось, что почва в России для такого рода идей была хорошо унавожена. Националистический компост В принципе, все могло случиться значительно раньше. И про суверенитет, и про многополярный мир, и даже про Майдан все было достаточно четко сказано. Тысячи кремлевских и околокремлевских аппаратчиков ткали полотно для реинкарнации русского национал-большевизма. Но, как сказал бы Лопе де Вега, «все это было и умно, и глупо». А главное — пресно, без соли и перца. И в таком виде, конечно, политически совершенно бесполезно.
Кто-то должен был сказать: «Махмуд, поджигай! Там было с миру по нитке: непонятые еще при Брежневе гумилевцы, разочарованные Горбачевым методологи, экзотические, но прям всамделишные русские фашисты, презентующие себя самыми политически честными лимоновцы, замшелые недобитые сталинисты, полвека ждавшие своего счастья, и прочая политическая шелуха. Гонимые и местами давимые, они вынуждены были идеологически спариваться между собой, порождая чудовищные парадоксальные идиологемы вроде «православного чекизма». На фоне деградирующего, разваливающегося под тяжестью собственной коррупции государства это жуткое идейное месиво активно размножалось, непрерывно при этом мутируя. В общем, нет ничего удивительного в том, что сон разума нации порождает идеологических чудовищ — свято место пусто не бывает. К началу десятых весь этот паноптикум, к которому почти никто всерьез не относился, оформился в нечто вроде катакомбной церкви. Истовые и одержимые ее прихожане сложили свой символ веры из обломков сталинизма, евразийства, раннего европейского фашизма, позднего европейского же постмодернизма и прочих выброшенных на свалку истории отходов чужой и в прошлом весьма бурной интеллектуальной деятельности. Уже к середине нулевых это странное сообщество оформилось как агломерация мелких тоталитарных сект, исповедующих разные, но внутренне между собой связанные ереси национал-большевистского толка. В них было мало смысла, но много чувственности. И в этом была их главная сила.
Прижатый к стене угрозой бунта в среде «рассерженных горожан», вдохновленных перспективой воцарения в Кремле Медведева, русский deep state положил глаз на этот «национальный компост» и решил пустить его в дело. Так из союза «унылых аппаратчиков» и «одержимых юродивых» родилась первая в XXI веке русская революция. Нет, он не Сталин. Он другой Не надо иметь много ума, чтобы заметить, что Путин и его команда стилизуются под Сталина. В принципе, это объяснимо: а под кого еще? Десять лет назад я на страницах «Новой газеты», открывая цикл статей о новом русском тоталитаризме, написал, что если Путин хочет сохранить власть, он должен стать Сталиным. С высоты сегодняшнего дня, заканчивая этой статьей цикл «репортажей с петлей на шее» о судьбе посткоммунистической России, я могу констатировать, что Путин перевыполнил задачу. Он стал новым Лениным. Вот такой у России Ленин в XXI веке — строго по Гегелю, какой и положен для второй попытки истории… Сталин был классическим послереволюционным диктатором, который вводил революцию в берега и выявлял ее истинный исторический смысл. Его руками революция пожирала своих детей.
В некотором смысле его появление на горизонте революции является классическим сценарием, адаптированным под местную специфику. Путин двигался в этом русле почти два десятилетия своего правления, оставаясь мировоззренчески консервативным силовым автократом. Но к 2020 году стало понятно, что исторические обстоятельства загоняют власть в угол. Логика истории неумолимо подсказывала: пора. В аналогичной ситуации Сталин умер, не успев организовать внутренний переворот, который должен был в очередной раз похоронить всех его соратников. Путин сумел власть сохранить, выйдя за флажки, — он не стал дожидаться революции, а сам ее организовал. Но это оказалась совсем другая революция, чем та, о которой мечтала прогрессивная общественность. Однако Путин пошел не совсем традиционным для революционера путем — он не столько совершил, сколько сторговал революцию. Если Ленин, Ататюрк и даже Гитлер были в первую очередь визионерами, выступившими с манифестами, которые выразили в концентрированной форме тайные чаяния масс, то Путин никаким визионером никогда не был. Он был хорошим «слухачом», который чувствует, чем дышат массы и в этом смысле он все-таки ближе к Сталину , но не более того.
Идеологию для революций ему надо было прикупить на рынке идей. Путин и соединил через себя скучных аппаратчиков-концептуалистов с пассионарностью полевых командиров национал-большевистского подполья историки будущего будут долго спорить о том, какой Распутин подтянул к Путину эту нечисть. Но в итоге он все-таки получил в свои руки политический коктейль Молотова. Двухъядерная революция Этот новый мир возник из соединения рациональной, более националистической, чем большевистской, идеологии Кремля — с иррациональной, более большевистской, чем националистической, идеологией «Околокремля». Путин сумел стать мостом, соединившим два берега декадентского национал-большевизма — аппаратчиков и инсургентов пассионариев , вдохнув таким образом жизнь в бесплодные сурковско-володинские схемы. Стабильность нового «русского мира» покоится сейчас на соединении двух этих оснований — рационализме элиты и иррационализме контрэлиты.
Прошлый год начался с обнуления конституции, этот год начался с обнуления политического капитала Путина. Двадцать лет коту под хвост. More 04. Владимир Пастухов об объективных последствиях двух недель «русской интифады» Конечно, всегда есть шанс, что режим поскользнется на арбузной корке и падет в одночасье, но этот шанс не больше, чем шанс любого человека попасть под автобус, и рассчитывать на это — авантюризм чистой воды.