Великий пост в 2024 году пройдет с 18 марта по 4 мая. В этом году Великий пост начинается в понедельник 18 марта и заканчивается 4 мая. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия.
О Великом посте: суть Великого поста
Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. Христиане-квартодецимане заканчивают Великий пост в пасхальное полнолуние по еврейскому календарю, чтобы отпраздновать Праздник опресноков, начинающийся 14 числа Нисана, откуда и произошло это название. Богослужение Великого поста Великий пост — самый продолжительный и строгий. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. История Великого поста берёт свое начало в пасхальном посте, который во II–III веках происходил в ночь перед Пасхой, памятуя о Страстях Христовых.
1. Великий пост: что делать нельзя?
- Даты и длительность Великого поста в 2024 году
- История возникновения и установления православного поста
- Всё, что вы не знали о великом посте
- О Великом посте: суть Великого поста
- Великий пост 2024: когда начинается, в чём суть? Что можно есть и делать в пост? Православное меню
- Пост - это не диета
История возникновения и установления православного поста
Зачем Великий пост называют Четыредесятницей? Пост перед Пасхой длится 48 дней, а вместе с Масленицей, когда уже не едят мяса, — больше пятидесяти. Но слово Четыредесятница с церковнославянского можно перевести примерно как «сороковница» — от слова «сорок». Собственно Великий пост длится 40 дней в память о том, как Христос 40 дней постился в пустыне перед выходом на открытое служение в среде еврейского народа. В богослужебных песнопениях Великий пост упоминается как оконченный в пятницу шестой седмицы, перед Лазаревой субботой, а непосредственно после Лазаревой и Вербного воскресенья начинается Страстная Седмица. Можно перевести так: «Завершив полезную для души Четыредесятницу, просим увидеть пережить и святую неделю Страданий Твоих, Человеколюбец». Пост же в смысле пищевого воздержания продолжается все 48 дней до Пасхи.
Почему этот пост называют Великим? Конечно, название проще всего связать с величиной поста по времени. Хотя, строго говоря, Четыредесятница сама по себе и равна по времени Рождественскому посту тоже сорокадневному , к Великому примыкают дополнительные седмицы. В конце — Страстная, а накануне поста — три подготовительных, из которых широкому кругу читателей больше знакома последняя подготовительная седмица, называемая Масленицей. Возможно, не все знают, что развеселую Масленицу завершает весьма серьезный последний воскресный день перед постом — Воспоминание Адамова изгнания, или по-другому — «Прощеное воскресенье».
Воздержаться нужно от мяса, колбасных изделий, ветчины, копченостей, молока, кефира, йогурта, сметаны, сыров, творога, сливочного масла, яиц, сдобного хлеба, выпечки, шоколада, слишком соленых или сладких продуктов. Рыба и морепродукты разрешены в Благовещение и Вербное воскресенье. Ограничения в питании не распространяются на беременных и кормящих женщин, путешественников и воинов. Откуда берет начало Великий пост? Этот пост - центральный во всех исторических церквях.
Его цель — подготовка христианина к празднованию Пасхи. Соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Первые шесть недель Великого поста посвящены 40 дням, которые, по преданию, Иисус провел в пустыне. Последняя — Страстная седмица посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Христа. В чем его идея? Существует несколько концептуальных идей поста. Прежде всего — укрепление духовности, которая должна превалировать над плотью.
Народные приметы Если березы активно выделяют сок, то осень наступит поздно; День выдался дождливым — пашня подарит богатый урожай; Человека, увидевшего в небе одинокого журавля, ждет удача; Если в этот день посчастливилось увидеть пару журавлей, то в скором времени вы побываете на свадьбе. Ссылка скопирована.
Мюсли овсяные с соевым молоком: мюсли залить соевым молоком, подождать 10 мин до разбухания хлопьев. Морковно-яблочный салат: яблоко и морковку натереть на терке, перемешать, заправить лимонным соком, 1 ч. Клубнично-грушево-морковный салат: 2 морковки потереть на крупной терке, добавить нарезанные крупным кубиком клубнику и грушу грушу очистить от кожицы и удалить сердцевину , добавить 1 ч. Если вы ведете активный образ жизни, вам обязательно нужно как можно больше углеводов. Включите в рацион макароны, хлеб, геркулес. Овсяную кашу нужно выбирать не моментального приготовления, а требующую варки. Овсянка без варки- это быстрые углеводы, ее хватает на 1-2 часа, потом вы снова чувствуете голод. Выбирайте ту, которую нужно варить 15-20 минут. Оливковое масло имеет в своем составе белки, очень близкие к животным.
Зачем попы придумали пост?
О Великом посте: суть Великого поста. Великий Пост имеет миссионерское происхождение. Христиане-квартодецимане заканчивают Великий пост в пасхальное полнолуние по еврейскому календарю, чтобы отпраздновать Праздник опресноков, начинающийся 14 числа Нисана, откуда и произошло это название. Чего нельзя делать в Великий пост? 18 марта в России начинается Великий пост — самый продолжительный из православных постов. Есть мнение, что предтечей нынешнего Великого поста был и так называемый предкрещальный пост.
В чём смысл Великого поста?
Рыбные блюда только в определенные дни. Но главное, как напоминает церковь, не ограничения в пище, а в особом внимании к жизни духовной, к своим ближним и тем, кто нуждается в заботе и помощи.
Эта притча учит нас истинному покаянию и смирению, без которых пост будет бесполезен. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста во время всенощного бдения поётся молитва «Покаяние отверзи ми двери». Вторая подготовительная неделя — «Неделя о блудном сыне», на протяжении которой среда и пятница постные. В воскресенье на литургии читается притча «О блудном сыне», призывающая заблудших покаяться и вернуться к Господу, уповая на Его милосердие.
В эту неделю, а также в следующие две недели, на всенощном бдении поётся 136-й псалом «На реках Вавилонских», описывающий страдания евреев в Вавилонском плену и тоску по утраченному отечеству. Этот псалом заставляет задуматься о нашем греховном плене и о том, что необходимо стремиться к своему духовному отечеству — Царствию Небесному. Третья подготовительная неделя называется «сырной» или «мясопустной», а по-народному — Масленицей. В эту неделю нельзя вкушать мясо. Среда и пятница не постные. Разрешено употреблять яйца, сыр, молоко, масло.
По старому обычаю на Масленицу пекут блины. Воскресенье «сырной недели» носит название «Неделя о Страшном суде». Церковь призывает грешников делать добрые дела и покаяться, а также напоминает, что за свои грехи нам придётся отвечать. С наступлением этой седмицы семейным парам предписывается воздержание от супружеских отношений. Последнее воскресенье перед Великим постом называют «сыропустным». Это последний день, когда можно вкушать яйца и молочные продукты.
Как подготовиться к Великому посту? Практически каждый россиянин помнит с детства, что во время Великого поста верующие ограничивают себя в продуктах питания. Но далеко не каждый знает, для чего соблюдается эта христианская традиция. В чём смысл Великого поста?
Как подготовиться к нему? Всем ли нужно поститься? Разбираемся в этом материале. Что такое Великий пост?
Великий пост — период подготовки к Пасхе празднику Воскресения Христова , во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями. Это самый продолжительный и важный для Русской православной церкви и практически всех христианских конфессий пост. Когда его соблюдают? Великий пост длится 48 дней, начинается ровно за семь недель до Пасхи.
Седьмая неделя Великого поста - Страстная седьмица. С 22 по 25 апреля - сухоядение, в пятницу 26 апреля - полный отказ от пищи, в субботу 27 апреля - сухоядение. Источники: морепродукты, которые разрешаются по благословению духовника, крупы, соя и продукты из нее, бобовые и орехи, грибы. Смузи из овсянки и фруктов: Заливаем геркулес холодной водой на ночь.
Утром добавляем 1-2 чайных ложки меда и нарезанные кубиками свежие фрукты — банан, киви, апельсин. Взбиваем блендером, добавляя воду при необходимости. Для приготовления смузи можно использовать другие фрукты и любые ягоды. При желании можно добавить сухофрукты, орехи.
Фруктово-ореховый салат: 1 яблоко, 1 банан, 1 апельсин порезать на кусочки, перемешать, заправить лимонным соком, корицей и 1 ч.
Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан?
- Сообщить об опечатке
- Особенности рациона
- Традиции и обряды
- Великий пост и его русская история | Материнство - беременность, роды, питание, воспитание
- Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Великий пост
Это означает, что верующие в эти субботы совершают молитвенные поминовения об ушедших из жизни. Лазарева суббота. Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота 27 апреля и Вербное воскресенье — двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим 28 апреля , после которого начинается Страстная седмица. По поводу Лазаревой субботы Церковь не даёт конкретных предписаний. Но народе давно действует несколько ограничений: нельзя заниматься тяжелой работой по дому, стирать вещи вручную, рукодельничать и мыть окна. Учитывая, что день входит в Великий пост, то также запрещается устраивать гуляния и играть свадьбы.
Что касается Вербного воскресенья, то веточками вербы начинают запасаться заблаговременно, на Шестой неделе. Считается, что растение может принести в дом благополучие. Поэтому вербу освящают в церкви, а затем ветками украшают жилище. На удачу близкого человека слегка похлопывают вербой по плечу. После праздника выкидывать растение нельзя.
Ветки либо закапывают, либо сжигают. Страстная седмица. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении. В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа.
И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия.
С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах.
Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении.
Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. На протяжении поста у верующих принято воздерживаться от мяса, молока, яиц. Рыбные блюда только в определенные дни.
Читайте также: Постное меню: можно и нельзя Восток и Запад Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся. Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы. Молитвенные правила и особенности стола восточных христиан строго регламентированы: здоровым людям предписывается отказ не только от мясной и молочной пищи, но и от еды с растительным маслом, а также от всего вареного или жареного в особо строгие дни.
Постный стол. Сладкие блюда Е. В результате католический пост начинается в Пепельную среду. Божественные литургии западных христиан прописаны так же четко, как и у восточных, а вот пищевые ограничения иные. Здесь практикуется «воздержание», а не полный отказ. Строгие запреты на различные виды еды на Западе тоже действовали довольно долго, что стало, например, причиной печально известного анекдота про капибар, мясо которых католическая церковь в свое время отнесла к разряду постных продуктов, из-за чего христиане Южной Америки почти истребили несчастных животных. Однако в 1966 году Папа Павел VI ввел новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: Пепельную среду и Великую пятницу.
История и традиции Великого поста
Недели Великого поста посвящены событиям и личностям совсем разных временных периодов. События Недели Ваий относятся еще ко времени жизни Иисуса Христа, а святитель Григорий Палама родился в самом конце XIII века. Великий пост, несмотря на «плавающие» даты, всегда начинается в понедельник, а завершается в Светлое воскресенье. Традиция Великого поста возникла в древней, еще не разделенной христианской Церкви.
Великий пост. История и особенности
Именно 40-дневный пост Спасителя стал прообразом современного Великого поста (потому его еще называют Господним). Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6 недели. В богослужебных песнопениях Великий пост упоминается как оконченный в пятницу шестой седмицы, перед Лазаревой субботой, а непосредственно после Лазаревой и Вербного воскресенья начинается Страстная Седмица. История возникновения адвентизма Адвентисты появились в США в начале XIX века. Великий пост в 2024 году пройдет с 18 марта по 4 мая.
Великий пост: как его провести правильно и зачем это нужно
Именно он объяснил связь между Богом и миром. Третья неделя — Крестопоклонная. В этот период Поста поклоняются Кресту. Четвертая неделя — Преподобного Иоанна Лествичника. Этого святого преподносят всем христианам, как пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — Преподобной Марии Египетской.
Ее почитают за то, что святая усиленным постом смогла избавиться от развратной жизни. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий. Название происходит от слова «ваий» — листья пальмы, которыми устилали путь Христа перед въездом в город Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются веточки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица.
В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.
Пришел он к нам ещё из Апостольских времен. Ядром и зачатком Великого поста является древнейший предпасхальный пост, установленный в память Страстей Господних. В этот период верные христиане готовились к празднику Пасхи, а оглашенные — к Крещению. Первоначально продолжительность предпасхального поста была небольшой и различной во всех поместных Церквах. Стоит отметить, что в первохристианской Церкви существовала свобода, а не полное единообразие. По-разному проводили этот пост и христиане. Когда именно появилась Четыредесятница как постный период перед Пасхой, сказать сложно. Упоминают о ней в пятом правиле Первого Вселенский Собор в Никее 325 год.
Это указывает на то, что в эпоху этого Собора Четыредесятницу приняли во всей Церкви. По другим историческим данным, установление Четыредесятницы связывают с сорокадневным постом Господа и пророков Илии и Моисея. В середине III столетия в некоторых поместных Церквах был установлен шестидневный пост, во время которого вспоминали о событиях Страстной недели. Его придерживались не все христиане. Некоторые считали такой пост чрезмерным и постились только около 40 часов. Дионисий Великий Александрийский Во второй половине III века епископу Александрии, Дионисию Великому, был задан вопрос о том, когда нужно завершать Великий пост, вечером в Страстную субботу или утром на Пасху после пения петухов. На этот вопрос он ответил так: «И шесть дней поста не всеми соблюдаются одинаково: одни все дни проводят без пищи, а другие и вовсе не постятся. Тем, которые очень ослабели от продолжительного воздержания и практически погибают от изнеможения, более раннее вкушение пищи простительно.
Нельзя резко отказываться от таких продуктов, так как организм, привыкший к мясу, будет испытывать серьезный стресс. Специалисты нашли метод, который поможет облегчить воздержание от еды. Врачи советуют за неделю до начала поста каждый день сокращать порцию белка. Сначала отказаться от яиц на завтрак, потом меньше добавлять мяса в блюдо. Беременным, кормящим женщинам, людям с болезнями ЖКТ, хроническими заболеваниями, детям и онкобольным стоит проявить особую бдительность к своему организму в момент воздержания от еды. Нельзя допустить ухудшение самочувствия.
Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста.